Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система работы по формированию речевых навыков школьников на уроках по изучению лексики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования в течение трех лет осуществлялась в пятых и шестых классах школ №№ 64, 26, 72 города Рязани. Результаты работы были доложены на заседаниях методических объединений этих школ, на внутривузовских и межвузовских региональных научно-практических конференциях в г. Рязани, на заседаниях кафедры методики русского языка и литературы Рязанского государственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития связной речи школьников в процессе работы по изучению лексики русского языка
    • 1. 1. Речь как объект лингвистики
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы исследуемой проблемы
    • 1. 3. Методико-дидактические основы обучения (принципы, методы и приемы развития связной речи)
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Изучение лексики в аспекте развития речи
    • 2. 1. Система работы по изучению основных лексических понятий на основе связного текста
    • 2. 2. Организация и содержание экспериментального обучения лексике
    • 2. 3. Анализ эффективности предлагаемой методики изучения лексических понятий во взаимосвязи с понятием текст
  • Выводы по 2 главе

Система работы по формированию речевых навыков школьников на уроках по изучению лексики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Низкий уровень коммуникативной компетенции учеников среднего звена, отмечаемый многими исследователями детской речи, не соответствует современным социальным требованиям, предъявляемым к личности ученика. Необходима разработка специальной методической системы, ориентированной на усвоение знаний о слове и тексте как основы формирования речевых навыков.

Включение в школьные программы и учебники отдельных вопросов лингвистики текста вызвано необходимостью создать теоретическую основу для работы по развитию речи, сделать эту работу более осознанной для учащихся. Успех работы по совершенствованию речи школьников в большой мере зависит от разработанности вопросов, связанных с изучением понятия «текст». Методика изучения текста в школьном курсе лексики и лексикологии нуждается в дальнейшем исследовании. В еще большей мере необходимо дальнейшее изучение школьной лексики в рамках связной речи и определенного контекста. Этим определяется актуальность нашей работы.

В диссертации рассматриваются возможности изучения основных лексических понятий во взаимосвязи с понятием «текст».

В основе исследования лежит разработанная Л. П. Федоренко теория о развивающем потенциале языковой среды, о принципах отбора дидактического материала, развивающего лексические навыки учащихся. Л. П. Федоренко отмечает, что «для обучения лексике необходим языковой материал, обеспечивающий:

1) осознание лексических значений слов, отграничение их от грамматических значений;

2) осознание оценочной функции слов, такой дидактический материал учит понимать значение слова в данном контексте, развивает чувство оценки выразительности слова;

3) правильный (оптимальный) подбор дидактического материала, предназначенного для развития чувства языка, подразумевающего интуитивное усвоение отдельных лексем (во всей их многозначности), рядов синонимов" [166,56].

Объектом исследования является процесс развития связной речи учащихся на уроках по изучению лексики русского языка посредством работы над текстом.

Предмет исследования — разработка методической системы развития связной речи школьников, содержанием которой являются знания лексики, знания о тексте и коммуникативно-речевые умения (то есть умения, необходимые для развития связной речи учащихся и соответствующие коммуникативно-деятельностному подходу в обучении), приобретаемые в ходе анализа, переработки и создания текста на уроках по изучению лексики.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику изучения лексики с учетом внутрипредметных связей, разработать систему упражнений, ориентированную на усвоение знаний о слове и тексте как основу формирования речевых умений.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что на уроках по изучению лексики русского языка у школьников могут быть сформированы речевые (текстовые) навыки при соблюдении необходимых методических условий:

— во-первых, усвоение учениками определенного нами, тщательно отобранного и структурированного объема теоретических знаний по лексике;

— во-вторых, усвоение теоретических знаний о тексте и формирование основных текстовых понятий;

— в-третьих, использование системы соответствующих текстовых упражнений, расположенных в рациональной последовательности.

Поставленная цель, предмет и гипотеза исследования предполагали решение следующих задач:

1) установить лингвистические, психологические, педагогические и методические основы исследуемой проблемы;

2) выявить уровень сформированности речевых навыков посредством проведения и анализа констатирующего эксперимента;

3) выделить принципы, методы и приемы развития связной речи учащихся на уроках по изучению лексики;

4) рассмотреть работу по формированию речевых навыков учащихся на уроках по изучению лексики с позиций системного подхода, выделить системообразующие компоненты;

5) определить необходимый объем лексических и текстовых знаний;

6) разработать систему специальных текстовых упражнений, определить их типы и виды, рациональную последовательность;

7) установить принципы, источники, критерии отбора дидактического материала, а также его разновидности;

8) проверить и оценить эффективность разработанной методической системы развития связной речи на уроках по изучению лексики в процессе работы над текстом (путем проведения и анализа результатов контрольного эксперимента).

Методологическую основу исследования составляют основные лингвистические и психолингвистические подходы к характеристике таких объектов изучения, как «речь» и «текст» (В.В. Виноградов, Г. О. Винокур, И. Р. Гальперин, С. И. Гиндин, Т. А. Ван Дейк, Т. М. Дридзе, О. А. Лаптева, А. А. Леонтьев, О. И. Москальская, О. А. Нечаева, В. В. Одинцов, И. П. Севбо, Т. И. Сильман, Г. Я. Солганик, Ф. де Соссюр, Л. Г. Фридман, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский и др.) — общедидактические и методические принципы, методы и приемы развития связной речи учащихся (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, Т. А. Ильина, В. И. Капинос, И. Я. Лернер, М. Р. Львов, В. А. Онищук, И. П. Подласый, Г. Н. Приступа, М. Н. Скаткин, Л. П. Федоренко и др.) — системный, коммуникативно-деятельностный и текстоцентрический подходы в обучении школьников связной речи (Е.В. Архипова, О. С. Арямова, Н. И. Демидова, А. П. Еремеева, Н. А. Ипполитова, В. И. Капинос, Л. Ф. Климанова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Л. П. Лунева, Е. И. Никитина, Н. С. Пескова, Н. А. Пленкин, М. С. Соловейчик, Л. А. Ходякова, Т. И. Чижова, Г. С. Щеголева и др.).

Для решения задач исследования использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы с целью установления теоретических основ исследованияцеленаправленное педагогическое наблюдение за учебной деятельностью школьниковизучение и обобщение педагогического опыта учителейбеседыконстатирующий, обу чающий и контрольный экспериментыобработка и анализ результатов проведенных экспериментов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет (с 2002 по 2005 гг.) в пятых и шестых классах средних школ №№ 64,26, 72 г. Рязани.

Первый этап (2002 — 2003 гг.) — изучение литературы по теме диссертации, выделение исходных теоретических положений, определение цели и задач исследования, наблюдение за учебным процессом, подго-^ товка и проведение констатирующего эксперимента, подготовка обучающего эксперимента.

Второй этап (2003;2004 гг.) — проведение обучающего эксперимен-®та, внедрение системы упражнений, использование отобранного дидактического материала, проведение контрольного эксперимента.

Третий этап (2004;2005 гг.) — обработка и анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена методическая система развития связной речи на уроках по изучению лексики русского языка, а именно: ф — проведено специальное комплексное исследование уровня сформированное&tradeлексических понятий у учеников пятых и шестых классов;

— рассмотрены возможности изучения основных лексических понятий во взаимосвязи с понятием «текст»;

— определен минимум теоретических сведений о тексте и лексических понятиях для 5 и 6 классов;

— разработана система текстовых упражнений, приведена их типологияФ.

— установлены принципы, источники, критерии отбора дидактического материала для работы по развитию речи учащихся на уроках по изучению лексики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что методические аспекты формирования речевых навыков школьников на материале изучения лексики русского языка рассмотрены с учетом лингвистических, психолингвистических, психофизиологических и психологических позиций, на основе которых раскрывается специфика процесса становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Определен и рассмотрен круг теоретических материалов, образующих систему работы по формированию речевых навыков на уроках по изучению лексики. Структурирован материал о специальной системе развития речи учащихся посредством выполнения лексических упражнений.

Результаты доказывают, что в условиях специально организованных развивающих занятий значительно расширяются возможности школьников в овладении качественной стороной словаря и в сознательном использовании речевых умений при построении самостоятельных высказываний.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи школьников. Разработан конкретный материал, позволяющий формировать лексическую системность в аспекте развития речи. Теоретические выводы и результаты экспериментального обучения могут быть использованы для совершенствования программ, учебников, учебных и методических пособий для средней школы, а также при подготовке курсов по выбору по русскому языку и методике его преподавания для средних и высших педагогических учебных заведений.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Изучение основных лексических понятий следует проводить на основе связного текста, что способствует развитию речи учащихся.

2. Для преподавания лексики в целях развития речи учащихся необходимо создать специальную систему упражнений, ориентированную на выявление особенностей употребления слова в речи (с учетом смысловых, стилистических, экстралингвистических и парадигматических аспектов).

3. Формируемые у учащихся коммуникативно-речевые умения должны быть осмысленны, то есть опираться на определенные теоретические знания о тексте.

4. Работа по развитию связной речи школьников должна проводиться на основе специально разработанной системы аналитических, аналитико-синтетических, синтетических текстовых упражнений.

Апробация результатов исследования в течение трех лет осуществлялась в пятых и шестых классах школ №№ 64, 26, 72 города Рязани. Результаты работы были доложены на заседаниях методических объединений этих школ, на внутривузовских и межвузовских региональных научно-практических конференциях в г. Рязани, на заседаниях кафедры методики русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина в 2002 — 2005 годах. Основные положения и материалы диссертации отражены в трех публикациях автора.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1. Содержательный компонент работы над становлением лексической системности и формированием речевых навыков составили специально отобранные по ряду критериев слова, предложения и тексты. Среди большого разнообразия имеющихся в методической науке критериев нами выделены как наиболее значимые для достижения поставленных в диссертационном исследовании задач следующие: тематический критерий, семантическая доступность, свойство разных значений (лексико-семантических вариантов) многозначного слова вступать в синтагматические, парадигматические, эпидигматические связи, парадигматический критерий, словообразовательный критерий, частотность и употребительность, учет типичных ошибок в словоупотреблении, образовательно-воспитательная направленность, критерий опережающего речевого развития.

2. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил в среднем низкий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений и лексических понятий, что доказывает актуальность исследуемой нами проблемы и необходимость разработки специальной методической системы развития связной речи школьников в процессе работы над лексикой и становлением частных лексических умений учащихся.

3. Программа экспериментального обучения построена в соответствии с системным подходом в обучении связной речи: в ней отражены формируемые у школьников текстовые и лексические понятия и соответствующие им коммуникативно-речевые умения, а также необходимый объем теоретических сведений.

4.0сновой формирования коммуникативно-речевых умений и навыков является система упражнений в связной речи, в которой нами выделяется три группы, соответствующие трем основным группам коммуникативно-речевых умений: первая группа — аналитические упражнениявторая — конструктивные (или реконструктивные) упражнениятретьяпродуктивные упражнения.

5.На уроках развития связной речи, в том числе и при изучении лексики, используются две группы дидактического материала: 1) теоретический материал: термины, определения, правила, памятки- 2) практический материал: тексты, структурные части текстов, карточки с текстовыми заданиями. Успешность применения дидактического материала зависит от принципов и критериев, положенных в основу его отбора.

6.Результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность предложенной методической системы и подтверждают гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поставленная в диссертации проблема развития связной речи младших школьников в процессе работы над лексикой решена следующим образом:

1. Низкий уровень коммуникативной компетенции учеников среднего звена, отмечаемый многими исследователями детской речи, не соответствует современным социальным требованиям, предъявляемым к личности ученика. Необходима разработка специальной методической системы, ориентированной на усвоение знаний о слове и тексте как основы формирования речевых навыков.

2. Анализ методической литературы, программ, учебных пособий, наблюдение за процессом обучения, обобщение опыта учителей и собственного педагогического опыта, результаты констатирующего эксперимента показали недостаточность проводимой в школьной практике работы по формированию у школьников лексических умений и доказали необходимость разработки в этом направлении специальной методической системы.

3. В результате аналитической работы выделены и описаны специальные принципы обучения лексике: принцип понимания языковых значений, принцип оценки выразительности речи, развития чувства языка, системности, экстралингвистический, синтагматический, парадигматический принципы, речевой принцип, принцип деятельностного подхода, коммуникативной направленности всего обучения, принцип формирования лексической системности, принцип учета межпредметных связей.

4. Результатом исследования лингвистической, психологической, дидактической и методической основ изучения лексики явилось определение научных основ системы обучения лексическим единицам в среднем звене массовой школы, направленной на расширение словарного запаса и сознательное пользование изученными лексическими единицами в естественной речевой ситуации.

5. Изучение лексики следует проводить на новом и более сложном дидактическом материале, по преимуществу текстовом, с использованием теоретически и практически разработанной системы упражнений, расположенных в определенной последовательности.

6. Проанализированы результаты констатирующего эксперимента, который выявил в среднем низкий уровень сформированности речевых умений и навыков и лексических понятий, что доказывает актуальность исследуемой нами проблемы и необходимость разработки специальной методики развития связной речи школьников в процессе работы над лексикой.

7. Разработанная методика обучения лексике в среднем звене массовой школы испытана в процессе экспериментального обучения и собственной педагогической практике автора. Эффективность предложенной методики средств обогащения словарного запаса и развития связной речи в процессе изучения лексического материала доказана.

8. В ходе исследования полностью подтвердилась рабочая гипотеза о том, что разработка специальной методики изучения лексики в средней школе возможна при определенных условиях, а именно: 1) совершенствование лексического уровня школьников должно опираться на усвоение определенного нами, тщательно отобранного и структурированного объема теоретических знаний о лексике- 2) лексическая работа на данном этапе должна опираться на усвоение теоретических знаний о тексте и формирование текстовых понятий.

Полученные результаты позволяют наметить следующие перспективы исследования:

1) определение обязательных лексических умений, отрабатываемых на уроках в пятых и шестых классах;

2) выявление наиболее эффективных методов и приемов работы по формированию системности лексики в зависимости от уровня речевого развития учащихся;

3) теоретическое и практическое выделение этапов работы над имеющимися у учащихся лексическими единицами с целью их упорядочения и активизации;

4) дальнейшее совершенствование системы работы по развитию связной речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики). JL: Наука, ленингр. отд., 1975.- 276 с.
  2. Г. В. Использование речевых ситуаций в разборе по развитию речи // Начальная школа, 1984, № 1. С. 19−21.
  3. С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста: Дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 1999. — 214 с.
  4. И.Д., Зиндер JI.P. О понятиях речевого акта, речи, речевой вероятности и языка // Вопросы языкознания, 1963, № 3. с. 22−28
  5. Е.С. Словесность: статус, границы. Перспективы школьной практики. М.: Изд-во МПУ «СигралЪ», 1999. — 92 с.
  6. Л.Г. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров // Проблемы развития речи в школе и в вузе: Межвузовский сб. науч. Трудов. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. — С. 30−36.
  7. Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти проф. Л. П. Федоренко // Начальная школа, 1997, № 6. С. 6−10.
  8. Е.В. Основы методики развития речи учащихся. — М.: Вербум М, 2004. — 192 с.
  9. В.В., Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка // Русская словесность, 1997, № 3. С. 56 -61.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. М.Т. Научно-методичесие основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в IV VIII классах: Автореф. дис. д-ра пед наук. — М., 1985. — 32 с.
  12. Л.Г. Русский язык. Стилистика. м.: Просвещение, 1978. -256 с.
  13. Н.Е., Купина Н. А. Азбука сочинительства. Книга для учителей и родителей. Пермь: ЗУУНЦ, 1994. — 61 с.
  14. Д.Г. Единица, функция, уровень: К проблеме классификации единиц языка. Минск: Вышэйшая школа, 1985. — 116 с.
  15. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. Т.1. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 384 с.
  16. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В «т. Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 392 с.
  17. С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста: Философские проблемы. Киев, 1988. — 240 с.
  18. Л.А. Словарь антонимов русского языка. Р н/Д: Кн. изд-во, 1982.-176 с.
  19. JI.A., Павлова Л. Г., Кошаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Р/на Дону, 2002. — 415с.
  20. Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  21. Виноградов В. В, Исследования по русской грамматике. Избранные труды. М.: Наука, 1975. — 559 с.
  22. Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явления // Вопросы языкознания, 1960, № 5.-С.З-17.
  23. Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. — 452 с.
  24. О.В. Паронимы современного русского языка. м.: Русский язык. 1987.-289 с.
  25. А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
  26. JI. С. Избранные психологические исследования. -М., 1956.-378 с.
  27. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 416с.
  28. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М.: Международные отношения, 1977. — 264 с.
  29. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексика: Курс лекций для вузов. М.: МГУ, 1954. — 204 с.
  30. И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания, 1974,№ 6.-С. 68−77.
  31. Гальперин И. Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. -М.: Наука, 1982.-С. 18−29.
  32. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981. 139 с.
  33. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-472 с.
  34. Е.Я. Методы обучения в советской школе. М., 1957. -152 с.
  35. Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи И Начальная школа, 1998, № 7. С. 28−31.
  36. P.M. Работа над языковыми средствами связности текста при подготовке к сочинению-повествованию // Русский язык в школе, 1983, № 2. С. 48−52.
  37. Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк, 1989.-224 с.
  38. В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-400 с.
  39. М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе // Советская педагогика, 1956, № 10. С. 87−101.
  40. М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под общ. Ред. Б.П. Еси-пова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.
  41. А.Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник для 11 класса. М.: Просвещение, 2003. — 416 с.
  42. Н.И. Тексты и задания для развития связной речи младших школьников. Рязань: РГПИ, 1992. — 107 с.
  43. П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1980. — 253 с.
  44. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. -М.: Педагогика, 1982. 176 с.
  45. В.А. Словарная работа в 5−7 классах // Русский язык в школе, 1940, № 5. С. 28−32.
  46. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высш. Школа, 1980.-224 с.
  47. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. — 370с.
  48. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 158 с.
  49. Г. А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста: Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 206 с.
  50. Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979. — С. 103 112.
  51. Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Русский язык, 1977.-48 с.
  52. И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974.-С. 64−72.
  53. Л.Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987. -112 с.
  54. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: наука, 1982.-368 с.
  55. Г. М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1990. — 224 с.
  56. Э.В. К истории вопроса о предмете логики как науки // Вопросы философии, 1966. С. 30 — 46.
  57. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  58. Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. Учебное пособие для студентов пед. Вузов. — М.: Флинта. Наука, 1998.-176 с.
  59. Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М.: Наука, 1992. — 127 с.
  60. Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.-142 с.
  61. А.И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей: Дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 207 с.
  62. B.C. Творческие сочинения на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся V VIII классов: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1968. — 281 с.
  63. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. — 496 с.
  64. А.В. Лексика русского языка. М.: МГУ, 1978. — 232 с.
  65. В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Под. ред. Т. А. Ладыженской -М.: Просвещение 1991. С. 18 — 38.
  66. В.И. О соответствии репродуктивных и продуктивных методов в работе по развитию связной речи учащихся // Русский язык в школе, 1979, № 5. С. 15 — 20.
  67. В.И. Об оценке речевых навыков учащихся // русский язык в школе, 1973, № 6. С. 73 — 76.
  68. В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе, 1978, № 4. С. 29 — 38.
  69. В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения (5 -7 классы): Книга для учителя М.: Лин-ка-Пресс, 1994. — 196 с.
  70. С.Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981, ч.2.-С. 220−226.
  71. С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории СЦЦ: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1995−221с.
  72. С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка // Начальная школа, 1995, № 7. С. 7 — 11.
  73. К. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста / Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979. — С. 49 — 67.
  74. Н.П. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Тбилиси: ТГУ, 1972. — 314 с.
  75. Н.П. Словарь омонимов русского языка. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 672 с.
  76. Н.Г. Слово в речевой деятельности: денотативные аспекты. М.: МГУ, 1992. — 216 с.
  77. Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе, 1996, № 3. С. 3−8.
  78. Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1982.-152 с.
  79. А.Ю. Текст в занятиях родным языком: Сборник задач и упражнений для 5−6-х классов М.: Флинта. Наука, 1996. — 370 с.
  80. В.А. К проблеме развития речи младших школьников // Актуальные проблемы обучения методики русскому, языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. а. Фомичевой. М.: Педагогика. 1977. — С. 103 — 118.
  81. В.А., Рождественский Н. С. Развитие речи учащихся -важный принцип обучения русскому языку // Основы методики начального обучения русскому языку /Под ред. Н. С. Рождественского. — М.: Просвещение, 1965. С. 38 52.
  82. Т.А. Развитие речи как особая область методики русского языка // Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.-С.4−17.
  83. Т.А. Развитие связной речи для учащихся на основе учебников для 4−6 классов // Русский язык в школе, 1980, № 3. С. 28−34.
  84. Т.А., Баранов М. Т. Русский язык. 6 класс. М.: Просвещение, 2003 — 239с.
  85. Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — С. 189−235.
  86. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.- Педагогика, 1974. — 256 с.
  87. Лексические минимумы современного русского языка. М.: Русский язык, 1985. — 608 с.
  88. А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — С. 5 -17.
  89. А.А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности // Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики). М., 1968. — С. 26 — 40.
  90. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Наука, 1969.-486 с.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. — 440 с.
  92. А.Н., Лурия А. Р., Теплов Б. М. Предисловие к кн.: Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1959. — с. З -7.
  93. Леонтьев А. Н, Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс // Философские вопросы высшей нервной деятельности и психики. М., 1963. — С. 405 — 468
  94. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  95. И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект) // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сборник статей: Пособие для учителя / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981.-С. 14−27.
  96. И.Я., Скаткин М. Н. Методы обучения // Дидактика средней школы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.- Просвещение, 1975. — С. 146−184.
  97. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. -685 с.
  98. .Ф. Формирование производственных навыков у школьников. Л., 1959.
  99. Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. -М.:. Просвещение, 1985. 176 с.
  100. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
  101. М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе, 1985, № 4. С. 42 — 47.
  102. М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа, 1993, № 1. С. 21 — 26.
  103. М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа, 2000,№ 6.-С. 98- 105.
  104. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. -М.: РОСТ СКРИН, 1997. 256 с.
  105. М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие. -М.: Дидакт, 1993.- 183 с.
  106. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.-425 с.
  107. Л.Ю. Антонимия как один из показателей качественности прилагательных // Ученые записки МГПИ им В. И. Ленина, М.: МГУ, т. 132, вып. 8, 1958. С. 211 — 233.
  108. В.Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи уащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1974. — С. 32−48.
  109. Э.М. Значение слова и методы его описания. М.: Русский язык, 1977. — 133 с.
  110. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. Унта, 1981.-С. 153- 159.
  111. О.М. Грамматика текста. М.: Высш. Школа, 1981.-184 с.
  112. О.И. Текст два понимания и два подхода // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1984. — С. 154 — 162.
  113. Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5−7 классов общеобразовательных учреждений / На-учн. ред. В. В. Бабайцева. -М.: Просвещение, 1995. 191 с.
  114. Е.И. Связный текст на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1966. 328 с.
  115. Т.М. Единицы языка и теория текста // Исследования по структуре текста / Отв. ред. Цивьян Т. В. М.: Наука, 1987. — С. 25−57.
  116. Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982.-272 с.
  117. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Пед. общество России, 2000.-448 с.
  118. В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. — 264 с.
  119. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М, 2001.-763 с.
  120. В.А. Сущность, функции, структура и классификация методов обучения // Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. Киев: Рад.шк., 1987. — С. 175−200.
  121. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967.-472 с.
  122. М.И. Синтаксис связного текста. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.-104 с.
  123. Т.М. Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков // Лингвистические знания основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы / Сост. Т. А. Злобина. -М.: Просвещение, 1985.-С. 102−124.
  124. Т.М. Реализация внутрипредметных связей при изучении лексики как средство совершенствования речи учащихся: Дисс. канд. пед. наук. М.,
  125. Педагогика. / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1978. — 456 с.
  126. Педагогическая энциклопедия. М., 1966, т. 3.
  127. Н.А. Восприятие текста учащимися // Лингвистические знания основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы/ Сост. Т. А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985. — С. 124 — 149.
  128. Н.А. Обучение школьников правилам построения текста // Начальная школа, 1977, № 4. С. 50 — 58
  129. Н.А. Умение создавать текст // Русский язык в школе, 1981, № 5.-С. 13−16.
  130. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  131. А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.
  132. Г. Н. Теория и практика урока русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и университетов: В 3 ч. Часть первая. Принципы и методы обучения. — Рязань, 1993. — 80 с.
  133. Г. Н. Теория и практика урока русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и ун-тов: В 3 ч. Часть вторая. Типы уроков. — Рязань, 1993. — 96 с.
  134. Г. Н. Теория и практика урока русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и ун-тов: В 3 ч. Часть третья. Развитие речи учащихся. — Рязань, 1993. — 104 с.
  135. А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1974. 144 с.
  136. Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. Л.: Наука, 1983. — 216 с.
  137. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990. — 336 с.
  138. Н.С. К проблеме развития речи // Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. С. 5 — 25.
  139. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
  140. С.П. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком, 1999.-720 с.
  141. И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М.: Наука, 1969. — 136 с.
  142. В.Ф. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1988. — 126 с.
  143. Н.Н. Методика совершенствования речевых навыков на основе некоторых понятий лингвистики текста (на материале предупреждения повтора-недочета в 4 классе): Дисс.. канд. пед. Наук. М., 1982.-281 с.
  144. В.А. Лингвометодические основы лексического разбора в школе: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1979. — 250 с.
  145. О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. -М.: Просвещение, 1974. 144 с.
  146. Словарь синонимов русского языка / Сост. Александрова З. Е. — М.: Русский язык, 1999 495 с.
  147. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. М.: Русский язык, 1983. — 688 с.
  148. Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию (пер. с фр. яз.) / под ред. А. А. Холодовича. -М.: Прогресс, 1997. 696 с.
  149. Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. М., 1933.
  150. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1084.-96 с.
  151. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  152. М.С. Формирование умений связной речи у младших школьников // Начальная школа, 1982, № 7. С 25−30.
  153. .П. Система в лексической семантике. Киев: Вища школа, 1979. — 189 с.
  154. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. — 168 с.
  155. А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 605 с.
  156. О.Г. Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов: Дисс. канд. пед. наук. Рязань, 1999.-221 с.
  157. И.С. Язык и речь. Воронеж: Изд-во Воронежск. унта, 1985.-200с.
  158. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. -М.: Наука, 1968.-272 с.
  159. К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С. Ф. Егоров: В 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1989. — 528 с.
  160. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 250 с.
  161. Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе, 1971, № 2.-С. 12−17
  162. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1964. — 212 с.
  163. Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
  164. М.И. Современный русский язык. Лексикология. М.: Высшая школа, 1990. — 415 с.
  165. Фомичева Г. А. Словарная работа при изучении глагола // Русский язык в школе, 1965, 35. С. 24−36.
  166. Л.А. Приемы обогащения словаря учащихся // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сб. статей / Сост. А. Ю. Купалова. -М.: Просвещение, 1981. С. 77−80.
  167. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение- Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1982. 143 с.
  168. Т.Н. Понятие «текст», «стиль», «тип речи» в школьном преломлении // Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Л.: ЛГПИ, 1982. — С. 23−31.
  169. Т.И. Роль стилистических упражнений в формировании речевых умений школьников // Основные направления речевого развития учащихся в условиях реализации реформы общеобразовательной школы. Куйбышев: Куйбышевск. пед. ин-т, 1988. — С. 3−13.
  170. Н.М. Лексикология современного русского языка. -М.: Просвещение, 1972. 327 с.
  171. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. -315с.
  172. А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. Дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 2002. -220с.
  173. Г. С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1984. -269с.
  174. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974.-428с.
  175. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.- Просвещение, 1986. — 142 с.
  176. Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 180, 4.1. -С.254−261.
  177. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Под ред. Ф. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. -224 с.
Заполнить форму текущей работой