Система работы по формированию речевых навыков школьников на уроках по изучению лексики
Диссертация
Апробация результатов исследования в течение трех лет осуществлялась в пятых и шестых классах школ №№ 64, 26, 72 города Рязани. Результаты работы были доложены на заседаниях методических объединений этих школ, на внутривузовских и межвузовских региональных научно-практических конференциях в г. Рязани, на заседаниях кафедры методики русского языка и литературы Рязанского государственного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития связной речи школьников в процессе работы по изучению лексики русского языка
- 1. 1. Речь как объект лингвистики
- 1. 2. Психолого-педагогические основы исследуемой проблемы
- 1. 3. Методико-дидактические основы обучения (принципы, методы и приемы развития связной речи)
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Изучение лексики в аспекте развития речи
- 2. 1. Система работы по изучению основных лексических понятий на основе связного текста
- 2. 2. Организация и содержание экспериментального обучения лексике
- 2. 3. Анализ эффективности предлагаемой методики изучения лексических понятий во взаимосвязи с понятием текст
- Выводы по 2 главе
Список литературы
- Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики). JL: Наука, ленингр. отд., 1975.- 276 с.
- Аганина Г. В. Использование речевых ситуаций в разборе по развитию речи // Начальная школа, 1984, № 1. С. 19−21.
- Алентикова С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста: Дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 1999. — 214 с.
- Андреев И.Д., Зиндер JI.P. О понятиях речевого акта, речи, речевой вероятности и языка // Вопросы языкознания, 1963, № 3. с. 22−28
- Антонова Е.С. Словесность: статус, границы. Перспективы школьной практики. М.: Изд-во МПУ «СигралЪ», 1999. — 92 с.
- Антонова Л.Г. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров // Проблемы развития речи в школе и в вузе: Межвузовский сб. науч. Трудов. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. — С. 30−36.
- Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти проф. Л. П. Федоренко // Начальная школа, 1997, № 6. С. 6−10.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. — М.: Вербум М, 2004. — 192 с.
- Бабайцева В.В., Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка // Русская словесность, 1997, № 3. С. 56 -61.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Баранов М.Т. Научно-методичесие основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в IV VIII классах: Автореф. дис. д-ра пед наук. — М., 1985. — 32 с.
- Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. м.: Просвещение, 1978. -256 с.
- Богуславская Н.Е., Купина Н. А. Азбука сочинительства. Книга для учителей и родителей. Пермь: ЗУУНЦ, 1994. — 61 с.
- Богушевич Д.Г. Единица, функция, уровень: К проблеме классификации единиц языка. Минск: Вышэйшая школа, 1985. — 116 с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. Т.1. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 384 с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В «т. Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 392 с.
- Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста: Философские проблемы. Киев, 1988. — 240 с.
- Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Р н/Д: Кн. изд-во, 1982.-176 с.
- Введенская JI.A., Павлова Л. Г., Кошаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Р/на Дону, 2002. — 415с.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Виноградов В. В, Исследования по русской грамматике. Избранные труды. М.: Наука, 1975. — 559 с.
- Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явления // Вопросы языкознания, 1960, № 5.-С.З-17.
- Винокур Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. — 452 с.
- Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. м.: Русский язык. 1987.-289 с.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
- Выготский JI. С. Избранные психологические исследования. -М., 1956.-378 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 416с.
- Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М.: Международные отношения, 1977. — 264 с.
- Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексика: Курс лекций для вузов. М.: МГУ, 1954. — 204 с.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания, 1974,№ 6.-С. 68−77.
- Гальперин И. Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. -М.: Наука, 1982.-С. 18−29.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981. 139 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-472 с.
- Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М., 1957. -152 с.
- Гончарова Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи И Начальная школа, 1998, № 7. С. 28−31.
- Губаева P.M. Работа над языковыми средствами связности текста при подготовке к сочинению-повествованию // Русский язык в школе, 1983, № 2. С. 48−52.
- Гужова Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк, 1989.-224 с.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-400 с.
- Данилов М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе // Советская педагогика, 1956, № 10. С. 87−101.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под общ. Ред. Б.П. Еси-пова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник для 11 класса. М.: Просвещение, 2003. — 416 с.
- Демидова Н.И. Тексты и задания для развития связной речи младших школьников. Рязань: РГПИ, 1992. — 107 с.
- Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1980. — 253 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. -М.: Педагогика, 1982. 176 с.
- Добромыслов В.А. Словарная работа в 5−7 классах // Русский язык в школе, 1940, № 5. С. 28−32.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высш. Школа, 1980.-224 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. — 370с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 158 с.
- Жумадилова Г. А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста: Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 206 с.
- Зарубина Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979. — С. 103 112.
- Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Русский язык, 1977.-48 с.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974.-С. 64−72.
- Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987. -112 с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: наука, 1982.-368 с.
- Иваницкая Г. М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1990. — 224 с.
- Ильенков Э.В. К истории вопроса о предмете логики как науки // Вопросы философии, 1966. С. 30 — 46.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. Учебное пособие для студентов пед. Вузов. — М.: Флинта. Наука, 1998.-176 с.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М.: Наука, 1992. — 127 с.
- Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.-142 с.
- Исакова А.И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей: Дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 207 с.
- Каданцев B.C. Творческие сочинения на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся V VIII классов: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1968. — 281 с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. — 496 с.
- Калинин А.В. Лексика русского языка. М.: МГУ, 1978. — 232 с.
- Капинос В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Под. ред. Т. А. Ладыженской -М.: Просвещение 1991. С. 18 — 38.
- Капинос В.И. О соответствии репродуктивных и продуктивных методов в работе по развитию связной речи учащихся // Русский язык в школе, 1979, № 5. С. 15 — 20.
- Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся // русский язык в школе, 1973, № 6. С. 73 — 76.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе, 1978, № 4. С. 29 — 38.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения (5 -7 классы): Книга для учителя М.: Лин-ка-Пресс, 1994. — 196 с.
- Карпова С.Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981, ч.2.-С. 220−226.
- Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории СЦЦ: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1995−221с.
- Климова С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка // Начальная школа, 1995, № 7. С. 7 — 11.
- Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста / Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979. — С. 49 — 67.
- Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Тбилиси: ТГУ, 1972. — 314 с.
- Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 672 с.
- Комлев Н.Г. Слово в речевой деятельности: денотативные аспекты. М.: МГУ, 1992. — 216 с.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе, 1996, № 3. С. 3−8.
- Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1982.-152 с.
- Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком: Сборник задач и упражнений для 5−6-х классов М.: Флинта. Наука, 1996. — 370 с.
- Кустарева В.А. К проблеме развития речи младших школьников // Актуальные проблемы обучения методики русскому, языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. а. Фомичевой. М.: Педагогика. 1977. — С. 103 — 118.
- Кустарева В.А., Рождественский Н. С. Развитие речи учащихся -важный принцип обучения русскому языку // Основы методики начального обучения русскому языку /Под ред. Н. С. Рождественского. — М.: Просвещение, 1965. С. 38 52.
- Ладыженская Т.А. Развитие речи как особая область методики русского языка // Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.-С.4−17.
- Ладыженская Т.А. Развитие связной речи для учащихся на основе учебников для 4−6 классов // Русский язык в школе, 1980, № 3. С. 28−34.
- Ладыженская Т.А., Баранов М. Т. Русский язык. 6 класс. М.: Просвещение, 2003 — 239с.
- Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — С. 189−235.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.- Педагогика, 1974. — 256 с.
- Лексические минимумы современного русского языка. М.: Русский язык, 1985. — 608 с.
- Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — С. 5 -17.
- Леонтьев А.А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности // Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики). М., 1968. — С. 26 — 40.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Наука, 1969.-486 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. — 440 с.
- Леонтьев А.Н., Лурия А. Р., Теплов Б. М. Предисловие к кн.: Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1959. — с. З -7.
- Леонтьев А. Н, Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс // Философские вопросы высшей нервной деятельности и психики. М., 1963. — С. 405 — 468
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Лернер И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект) // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сборник статей: Пособие для учителя / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981.-С. 14−27.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. Методы обучения // Дидактика средней школы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.- Просвещение, 1975. — С. 146−184.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. -685 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование производственных навыков у школьников. Л., 1959.
- Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. -М.:. Просвещение, 1985. 176 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе, 1985, № 4. С. 42 — 47.
- Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа, 1993, № 1. С. 21 — 26.
- Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа, 2000,№ 6.-С. 98- 105.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. -М.: РОСТ СКРИН, 1997. 256 с.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие. -М.: Дидакт, 1993.- 183 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.-425 с.
- Максимов Л.Ю. Антонимия как один из показателей качественности прилагательных // Ученые записки МГПИ им В. И. Ленина, М.: МГУ, т. 132, вып. 8, 1958. С. 211 — 233.
- Мамушин В.Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи уащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1974. — С. 32−48.
- Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. М.: Русский язык, 1977. — 133 с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. Унта, 1981.-С. 153- 159.
- Москальская О.М. Грамматика текста. М.: Высш. Школа, 1981.-184 с.
- Москальская О.И. Текст два понимания и два подхода // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1984. — С. 154 — 162.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5−7 классов общеобразовательных учреждений / На-учн. ред. В. В. Бабайцева. -М.: Просвещение, 1995. 191 с.
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1966. 328 с.
- Николаева Т.М. Единицы языка и теория текста // Исследования по структуре текста / Отв. ред. Цивьян Т. В. М.: Наука, 1987. — С. 25−57.
- Новиков Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982.-272 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Пед. общество России, 2000.-448 с.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. — 264 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М, 2001.-763 с.
- Онищук В.А. Сущность, функции, структура и классификация методов обучения // Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. Киев: Рад.шк., 1987. — С. 175−200.
- Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967.-472 с.
- Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.-104 с.
- Пахнова Т.М. Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков // Лингвистические знания основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы / Сост. Т. А. Злобина. -М.: Просвещение, 1985.-С. 102−124.
- Пахнова Т.М. Реализация внутрипредметных связей при изучении лексики как средство совершенствования речи учащихся: Дисс. канд. пед. наук. М.,
- Педагогика. / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1978. — 456 с.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1966, т. 3.
- Пленкин Н.А. Восприятие текста учащимися // Лингвистические знания основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы/ Сост. Т. А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985. — С. 124 — 149.
- Пленкин Н.А. Обучение школьников правилам построения текста // Начальная школа, 1977, № 4. С. 50 — 58
- Пленкин Н.А. Умение создавать текст // Русский язык в школе, 1981, № 5.-С. 13−16.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и университетов: В 3 ч. Часть первая. Принципы и методы обучения. — Рязань, 1993. — 80 с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и ун-тов: В 3 ч. Часть вторая. Типы уроков. — Рязань, 1993. — 96 с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и ун-тов: В 3 ч. Часть третья. Развитие речи учащихся. — Рязань, 1993. — 104 с.
- Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1974. 144 с.
- Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. Л.: Наука, 1983. — 216 с.
- Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990. — 336 с.
- Рождественский Н.С. К проблеме развития речи // Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. С. 5 — 25.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
- Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком, 1999.-720 с.
- Севбо И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М.: Наука, 1969. — 136 с.
- Сергеев В.Ф. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1988. — 126 с.
- Сергеева Н.Н. Методика совершенствования речевых навыков на основе некоторых понятий лингвистики текста (на материале предупреждения повтора-недочета в 4 классе): Дисс.. канд. пед. Наук. М., 1982.-281 с.
- Сидоренков В.А. Лингвометодические основы лексического разбора в школе: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1979. — 250 с.
- Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. -М.: Просвещение, 1974. 144 с.
- Словарь синонимов русского языка / Сост. Александрова З. Е. — М.: Русский язык, 1999 495 с.
- Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. М.: Русский язык, 1983. — 688 с.
- Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию (пер. с фр. яз.) / под ред. А. А. Холодовича. -М.: Прогресс, 1997. 696 с.
- Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. М., 1933.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1084.-96 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
- Соловйчик М.С. Формирование умений связной речи у младших школьников // Начальная школа, 1982, № 7. С 25−30.
- Соколовская Ж.П. Система в лексической семантике. Киев: Вища школа, 1979. — 189 с.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. — 168 с.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 605 с.
- Тимченко О.Г. Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов: Дисс. канд. пед. наук. Рязань, 1999.-221 с.
- Торопцев И.С. Язык и речь. Воронеж: Изд-во Воронежск. унта, 1985.-200с.
- Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. -М.: Наука, 1968.-272 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С. Ф. Егоров: В 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1989. — 528 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 250 с.
- Федоренко Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе, 1971, № 2.-С. 12−17
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1964. — 212 с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
- Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М.: Высшая школа, 1990. — 415 с.
- Фомичева Г. А. Словарная работа при изучении глагола // Русский язык в школе, 1965, 35. С. 24−36.
- Ходякова Л.А. Приемы обогащения словаря учащихся // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сб. статей / Сост. А. Ю. Купалова. -М.: Просвещение, 1981. С. 77−80.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение- Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1982. 143 с.
- Чижова Т.Н. Понятие «текст», «стиль», «тип речи» в школьном преломлении // Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Л.: ЛГПИ, 1982. — С. 23−31.
- Чижова Т.И. Роль стилистических упражнений в формировании речевых умений школьников // Основные направления речевого развития учащихся в условиях реализации реформы общеобразовательной школы. Куйбышев: Куйбышевск. пед. ин-т, 1988. — С. 3−13.
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М.: Просвещение, 1972. 327 с.
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. -315с.
- Шуваева А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. Дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 2002. -220с.
- Щеголева Г. С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1984. -269с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974.-428с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.- Просвещение, 1986. — 142 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 180, 4.1. -С.254−261.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Под ред. Ф. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. -224 с.