Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пути реализации воспитательного потенциала сельского социума

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системы во многих сельских школах отражается их малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. Малочисленные школы, где обучаются менее 100 учащихся, составляют 60−70% от общего числа школ на селе. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между… Читать ещё >

Пути реализации воспитательного потенциала сельского социума (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание сельских школьников как социально-педагогическая проблема

Организация воспитательной работы в сельской школе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как ее ученики (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в сельской школе. Именно школа часто становится основным очагом культуры на селе. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только воспитательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к активному участию в решении экономических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.

При организации педагогического процесса учителям приходится учитывать специфику сельского социума, которая проявляется в следующем:

  • 1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.
  • 2. На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, стремление к оказанию взаимопомощи.
  • 3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.
  • 4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное творчество. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.
  • 5. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто занижает требования к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации — печати, кино, телевидения, видео, радио.
  • 6. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т. д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.
  • 7. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников особо важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Сельский образ жизни объективно существует на протяжении уже нескольких веков. В то же время современная социальная ситуация и прежде всего урбанизация привели к образованию поселений нового типа, который некоторыми исследователями (в частности, А.А. Андреевым) называется «квазиурбанистическим» и проявляется в активном освоении жителями села городской культуры и соответствующего образа жизни.

В настоящее время в таких селах практически отсутствуют традиционные ремесла и так называемые народные промыслы. Изменилась и роль крестьянина, который выполняет роль не хозяина, а наемного работника, что, безусловно, отрицательно влияет на его самооценку. Мало отличается от городского и некогда самобытный язык современного сельского жителя, во многих селах практически исчезли традиционные праздники и ритуалы. Жители села, несомненно, ограничены в возможностях социального роста, что приводит к образованию «комплекса городского превосходства». Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Все это находит свое отражение и в организации учебно-воспитательного процесса, особенно в формировании нравственной, мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности сельского школьника.

Таким образом, сельская школа, с одной стороны, очень сильно ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой — сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможно формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему взаимоотношений жителей. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системы во многих сельских школах отражается их малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. Малочисленные школы, где обучаются менее 100 учащихся, составляют 60−70% от общего числа школ на селе. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.

В то же время малочисленность коллектива сельской школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в повой обстановке.

Выпускники сельской школы должны уметь жить в условиях обостренной социальной и материальной неопределенности, решения задач организации новых форм хозяйствования на селе, в том числе и негосударственных, изменения содержания и характера труда и отмирания ряда видов массового труда, растущей безработицы и в то же время расширения сфер применения способностей сельского жителя. Сельская школа призвана обеспечить соответствующую подготовку учащихся с учетом данных изменений.

Воспитательная работа в сельской школе должна иметь своей целью формирование и реализацию потребностей сельского жителя в когнитивном, этическом и эстетическом развитии, саморазвитии и самообразовании; воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться, прежде всего, на селе; обеспечение образованности, общекультурного уровня развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Данную цель можно конкретизировать в следующих задачах:

=> формирование у школьников целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической, правовой, политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейных отношений и др.;

=> обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека;

=> формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде;

=> развитие навыков, обеспечивающих включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии;

=> воспитание личности, способной к свободному и добровольному выбору образа жизни и труду в соответствии с законами природы и интересами человека.

Неотъемлемой частью воспитания сельского школьника является подготовка хозяина земли, культурного труженика села, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села, что возможно при организации следующих направлений работы:

=> включение учащихся в производительный труд, основанный на личной и общественной мотивации;

=> укрепление здоровья учащихся и учителей через создание спортивно-оздоровительных комплексов;

=> распространение и освоение опыта ведения фермерского хозяйства, овладение экономическими знаниями, современными производственными технологиями на селе;

=> участие школьников в коммерческой деятельности;

=> создание школьных трудовых объединений, собственных подсобных хозяйств, агрошкол;

организация целенаправленной профориентационной работы.

Успешная реализация воспитательного потенциала сельской школы зависит от педагогов, деятельность которых осложнена отсутствием возможностей для обращения за помощью к специалистам (психологу, социальному педагогу), необходимостью организовывать воспитательные мероприятия одновременно для нескольких классов и т. п. Несомненно, хорошее знание личностных особенностей учащихся помогает учителю в работе, однако излишняя информированность об ученике и его семье часто формирует стереотипное представление о его возможностях развития и мешает продуктивному решению проблем учащегося. Эти и другие проблемы приходится решать учителю в процессе работы на селе. Кроме того, педагогическое руководство совместной деятельностью учащихся, особенно разного возраста, предполагает наличие у него специальных теоретических знаний, практических умений и навыков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой