ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄. 
ΠŸΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡΡΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π€ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ учитСля, воспитатСли, классныС Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, достаточно ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ. Какими ΠΆΠ΅ знаниями ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ для этого ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ? ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ± ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°Ρ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля, ΠΈ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, Π΄Π°Π΅Ρ‚ понятиС профСссиограммы, рассмотрСнноС Π½Π°ΠΌΠΈ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅. Однако просто Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅, нСдостаточно. Как ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄. ΠŸΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡΡΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ прСдставлСниС ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„СссиограммС Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ профСссии Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π΅ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ содСрТаниС. Π’ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½Ρ‹ профСссиограммы профСссий, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Ρ‹ — общая характСристика профСссии, Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅; описаниС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, выполняСмыС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹; трСбования профСссии ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; условия Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°; Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ знания; Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ; Π³Π΄Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ; экономичСскиС условия Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°.

БущСствуСт ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„СссиографичСский ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ изучСния личности ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ соврСмСнного учитСля.

ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° — это идСальная модСль учитСля, прСподаватСля, классного руководитСля, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ†, эталон, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ прСдставлСны:

  • * основныС качСства личности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ;
  • * знания, умСния, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ для выполнСния Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ учитСля.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ понимания смысла понятия «ΠŸΡ€ΠΎΡ„Сссиограмма», ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„СссиографичСском ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π΅ изучСния личности, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ осущСствляСтся сравнСниС ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Ρƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² с Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ модСлью. НС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ позволяСт ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ личностный ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ рост ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°.

ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ профСссиограмма учитСля — Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π΄Π°Π½Π° полная квалификационная характСристика учитСля с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΊ Π΅Π³ΠΎ знаниям, умСниям ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌ, ΠΊ Π΅Π³ΠΎ личности, способностям, психофизиологичСским возмоТностям ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ.

Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ прСдставлСниС ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„СссиограммС ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ дСсятилСтия. Π’Π°ΠΊ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„СссиограммС классного руководитСля, составлСнной Н. И. Π‘ΠΎΠ»Π΄Ρ‹Ρ€Π΅Π²Ρ‹ΠΌ.

Н.И. Π‘ΠΎΠ»Π΄Ρ‹Ρ€Π΅Π² Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ качСства личности классного руководитСля: ΠΈΠ΄Π΅ΠΉΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ΡΠΊΡƒΡŽ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ профСссиСй воспитатСля, любовь ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям, Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠ΅, Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ, Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ, ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, друТСскоС располоТСниС, Π²Π΅ΠΆΠ»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ пСдагогичСского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ спСциалисту.

Для выполнСния большого многообразия Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Н. И. Π‘ΠΎΠ»Π΄Ρ‹Ρ€Π΅Π²Π°, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ умСния:

ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Π°Π΄ΠΌΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ (умСния общСния, ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΌ прСдставлСниям, Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ);

ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ;

ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ярко, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½ΠΎ ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ свои мысли (ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΌ прСдставлСниям — дидактичСскиС ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅);

ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ своим сторонником (ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΌ прСдставлСниям — дидактичСскиС, ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅).

Для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ высокий ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ настрой, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°.

ΠΠ΅ΠΌΠ°Π»ΠΎΠ²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Н. И. Π‘ΠΎΠ»Π΄Ρ‹Ρ€Π΅Π² ΠΎΡ‚Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠ» качСствам личности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π½Π΅ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ (классному Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ): Ρ‚Π°ΠΊΡ‚, Π²Ρ‹Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ°, самообладаниС, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΡΠΊΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ… ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚виях, Π°ΠΊΠΊΡƒΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, внСшняя ΠΎΠΏΡ€ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

ΠšΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ основы Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ воспитания, ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ:

Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями (ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ);

ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ;

ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ диагностики ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² (Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ), ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… личностСй Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ;

ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ воспитания;

Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²;

ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Для выполнСния слоТных ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ творчСскими худоТСствСнными умСниями:

Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ (ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅);

ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… инструмСнтах, ΠΏΠ΅Ρ‚ΡŒ (ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅);

Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ (худоТСствСнно-Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅);

Ρ‚Π°Π½Ρ†Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ (хорСографичСскиС);

Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠ΄Ρ‹ (спортивно-туристскиС ΠΈΠ»ΠΈ спортивно-Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅).

А.Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ Π²ΠΎ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ словС ΠΊ «ΠšΠ½ΠΈΠ³Π΅ для Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ» написал: «Π£ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ — это всС-Ρ‚Π°ΠΊΠΈ искусство Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΆΠ΅ искусство, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠΊΡ€ΠΈΠΏΠΊΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ роялС Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹, Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌ Ρ„Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€ΠΎΠ²Ρ‰ΠΈΠΊΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΊΠ°Ρ€Π΅ΠΌ» [6, с. 438].

Если ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°, Ρ‚. Π΅. ΠΎΡ‚ Ρ‚Π΅Ρ… дСйствий Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³, Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ учитСля. Π’Π°ΠΊ, ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… (Π² 1971 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ; Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ восСмь Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ учитСля Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ А. И. Π©Π΅Ρ€Π±Π°ΠΊΠΎΠ² Н.А. Π Ρ‹ΠΊΠΎΠ². Им ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ классификация Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ учитСля:

  • * информационная (ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ транслируСт Ρ‚Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ);
  • * Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ (Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ умСния, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • * ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ (ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π² ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ нравствСнных цСнностях);
  • * мобилизационная (ΠΌΠΎΠ±ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π° Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, Π΄Π΅Π»);
  • * ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ (конструируСт ΡƒΡ€ΠΎΠΊ, внСклассноС Π΄Π΅Π»ΠΎ, Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²Ρ‹Π΅ задания, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅);
  • * коммуникативная (функция общСния с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ учитСлями, администрациСй, психологами, Π²Π°Π»Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€.);
  • * организационная (ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ учащихся, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, самого сСбя, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΈ, внСклассныС Π΄Π΅Π»Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚);
  • * ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ (ΡƒΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ учащихся — ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ², Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащихся ΠΈ Ρ‚. Π΄.).

Π£ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ послСднСй Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, с Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния, позволяСт Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Ρ„ункциях Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ учитСля, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° — Π² ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ смыслС слова.

Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»Ρ‹Ρ… Π»Π΅Ρ‚ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ воспитатСля, классного руководитСля:

  • * ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ (ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ всС Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ влияния я Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ…, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Π» — экскурсии, ΠΏΠΎΠ΅Π·Π΄ΠΊΠΈ, собрания, классныС часы, Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ исслСдованиС ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • * Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ (Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ путями ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°ΠΌΠΈ осущСствляСтся воспитаниС, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ качСств личности, присущих ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‡Π»Π΅Π½Ρƒ дСтского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, ΡΠ΅ΠΌΡŒΡΠ½ΠΈΠ½Ρƒ, Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ΠΈΠ½Ρƒ России, Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ΠΈΠ½Ρƒ ΠœΠΈΡ€Π°, творчСской личности ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ);
  • * ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ (Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ осущСствляСтся ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащихся, дСтского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, общСствСнности ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • * ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ (Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ осущСствляСтся координация Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° это Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ классС, ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ связь с Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, Ссли ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ открытая систСма;
  • * Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ с Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ (ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Π°ΠΌΠΈ, Π΄Π½Π΅Π²Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ учащихся, ΠΈΡ… Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½Π°ΠΌΠΈ).

Π€ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ учитСля, воспитатСли, классныС Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, достаточно ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ. Какими ΠΆΠ΅ знаниями ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ для этого ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ? ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ± ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°Ρ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля, ΠΈ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, Π΄Π°Π΅Ρ‚ понятиС профСссиограммы, рассмотрСнноС Π½Π°ΠΌΠΈ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅. Однако просто Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅, нСдостаточно. Как ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ психологи, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΅ зависит ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… прСдпосылок, Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ² личности (ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ способности), ΠΎΡ‚ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской готовности личности, Π΅Π΅ ΡΡ‚рСмлСния (ТСлания) Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. МногоС воспитываСтся, вырабатываСтся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ собой; Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ — Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π½Π°Π΄ своим ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ Π’. А. ΠšΡ€ΡƒΡ‚Π΅Ρ†ΠΊΠΈΠΉ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ΅ «ΠŸΡΠΈΡ…ология» ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ структуру ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… качСств личности ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ. Если ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ качСства личности учитСля ΠΌΡ‹ Π²ΡΠ»Π΅Π΄ Π·Π° Π’. А. ΠšΡ€ΡƒΡ‚Π΅Ρ†ΠΊΠΈΠΌ прСдставим Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ совокупности Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… Π±Π»ΠΎΠΊΠΎΠ² (частСй ΠΈΠ»ΠΈ подструктур) (1. ΠœΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ личности; 2. ΠŸΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; 3. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ способности; 4. ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСскиС знания, умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ), Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠΌ достаточно цСлостноС прСдставлСниС ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ… трСбованиях, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Сссии учитСля ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ пСдагогичСским профСссиям.

Рассмотрим эти Π±Π»ΠΎΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ качСства личности учитСля ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅.

  • 1-ΠΉ Π±Π»ΠΎΠΊ. ГуманистичСскоС ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ (Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ… убСТдСниях, ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π°Ρ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡˆΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ; воспитываСт лишь Ρ‚ΠΎΡ‚, ΠΊΡ‚ΠΎ сам воспитан; ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅Π» высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΈΠΉ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Π»ΠΈΠΊ, Π° Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ — любил Π±Ρ‹ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй).
  • 2-ΠΉ Π±Π»ΠΎΠΊ. ΠŸΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ направлСнности личности, пСдагогичСских склонностях ΠΊΠ°ΠΊ устойчивом ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΡΠ²ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ сСбя пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Ρ‚ΠΎΡ‚, ΠΊΡ‚ΠΎ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠ½ΠΎ относится ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅; Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅Ρ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡ… Π½Π΅ Π»ΡŽΠ±ΡΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ Π»ΡŽΠ±ΡΡ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ).
  • 3-ΠΉ Π±Π»ΠΎΠΊ. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ способности (ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… прСдпосылках, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ — ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚ — Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСскиС знания, умСния, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ говоря — пСдагогичСскиС способности) — это обобщСнная ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских особСнностСй ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… качСств личности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ трСбованиям пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ достиТСниС Π² Π½Π΅ΠΉ высоких Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ успСх ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ Π² ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ этой Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ (ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ см. Π² Π³Π». I).
  • 4-ΠΉ Π±Π»ΠΎΠΊ. ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСскиС знания, умСния, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ (Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΡ… Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ обучСния).

Π’.А. Бухомлинский ΡƒΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°Ρ… пСдагогичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. ΠšΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎ Π΅Π³ΠΎ мысли ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊ. НСобходимо: 1) Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π±Ρ‹Π»ΠΈ акадСмичСскиС знания, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΡƒΠΌΡƒ ΠΈ ΡΠ΅Ρ€Π΄Ρ†Ρƒ воспитанника; 2) Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Π» Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρƒ (ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΡ†ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ Ρ‚. Π΄.); 3) Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π·Π½Π°Π» богатство ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² изучСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°; 4) ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π» Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, спСциалисты ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌΠΈ прСдпосылками, Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅, ΠΊΡ‚ΠΎ:

ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ прСдставляСт собой Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ учитСля (это Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ);

ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ качСства (способности), ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ учитСля — профСссионала;

проявляСт интСрСс ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Сссии (косвСнно интСрСс ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ эрудиции);

ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π² Ρ‡Π΅ΡΡ‚ности, Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚уплСния Π² Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» школС ΠΈΠ»ΠΈ учился Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ классС, ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡ‰Π΅);

проявляСт интСрСс ΠΊ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ исканиям (Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎ Π·Π»ΠΎ, смысл ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.).

Π—Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ Π½Π° ΠΏΠΎΠ»ΡΡ… ΠšΡ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Π·ΡΡ‚ΡŒ лаской, Ρ‚ΠΎΡ‚ Π½Π΅ Π²ΠΎΠ·ΡŒΠΌΠ΅Ρ‚ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. А. П. Π§Π΅Ρ…ΠΎΠ² Π›Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΡ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈ. Π―. А. КамСнский Если Ρ‚Ρ‹ Π·Π½Π°Π΅ΡˆΡŒ срСдства ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅Π»ΠΎ, Π·Π°ΠΊΠ°Π»ΠΈΡ‚ΡŒ волю, ΠΎΠ±Π»Π°Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ сСрдцС, ΠΈΠ·ΠΎΡ‰Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΠΌ ΠΈ ΡƒΡ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡΠΈΡ‚ΡŒ рассудок, — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ Ρ‚Ρ‹ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ. Π¨Π°Ρ€Π»ΡŒ Π›Π΅Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ Если ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ любовь ΠΊ Π΄Π΅Π»Ρƒ, ΠΎΠ½ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ. Если ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ любовь ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΅Ρ†, ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΠ½ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ учитСля, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅Π» всС ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ любви Π½ΠΈ ΠΊ Π΄Π΅Π»Ρƒ, Π½ΠΈ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ. Если ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ соСдиняСт Π² ΡΠ΅Π±Π΅ любовь ΠΊ Π΄Π΅Π»Ρƒ ΠΈ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ, ΠΎΠ½ — ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ. Π›. Н. Волстой.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ