Подходы к структурированию содержания школьного обществоведческого образования
![Реферат: Подходы к структурированию содержания школьного обществоведческого образования](https://westud.ru/work/6450278/cover.png)
Второй способ — модульное и интегративное построение. Модульное построение заключается в том, что целостно и завершенно изучается сначала один блок обществоведческого курса и только потом другой. Модули могут быть разными. Например, в качестве модулей могут выступить сферы общественной жизни — социальная, экономическая, политико-правовая и духовная, могут социальные науки — экономика… Читать ещё >
Подходы к структурированию содержания школьного обществоведческого образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мы разобрались, из какого содержания состоит обществознание, но остается вопрос, как отбирать это содержание и как его выстраивать, ведь понятно, что оно огромно и многовариантно.
Существует несколько способов построения обществоведческого материала.
Первый способ — линейное или концентрическое построение курса. Сущность концентрического построения состоит в том, что изучение одних и тех же тем периодически повторяется, но каждый раз на более высоком уровне и, возможно, с другими акцентами. Такие повторы (круги, концентры) могут появляться с разной периодичностью, например, по ступеням обучения или чаще. В современной российской школе принцип построения обществоведческого курса концентрический.
Подумайте!
Попробуйте посчитать число концентров обществоведческого образования в современной российской школе. В чем будет состоять различие в числе концентров для ученика 11 класса и для учителя, преподающего обществознание на базовом и углубленном уровне?
Принцип линейного построения состоит в том, что все темы изучаются последовательно и не повторяются. Основа этой последовательности может быть различной — по этапам развития общества или общественной мысли, по этапам взросления человека и расширению круга его социальных взаимодействий и др.
Второй способ — модульное и интегративное построение. Модульное построение заключается в том, что целостно и завершенно изучается сначала один блок обществоведческого курса и только потом другой. Модули могут быть разными. Например, в качестве модулей могут выступить сферы общественной жизни — социальная, экономическая, политико-правовая и духовная, могут социальные науки — экономика, правоведение, политология, социология, культурология, а могут — профессии в социальной сфере и т. д.
Интегративное построение предполагает привлечение социального знания из самых разных областей вокруг одной темы или для решения какихлибо жизненных или познавательных задач. Например, ставим вопрос «Что такое человек?» и для ответа на него привлекаем данные антропологии, философии, анатомии, биологии, медицины, истории, психологии, социологии. Задачи, являющиеся основой такого построения, тоже могут быть разными. Можно организовать изучение обществознания вокруг жизненных проблем: как найти хорошую работу, как организовать досуг, как познать самого себя, как делать добро, а можно вокруг определенных учебных действий: учимся анализировать комикс, учимся анализировать результаты выборов, учимся составлять социологический опрос и т. д.
Какой из способов лучше выбрать, зависит от поставленных целей и их иерархии. Если цель — изучить основы наук для поступления в вуз и профориентации, значит более оптимально линейно-модульное построение, где модулями являются основы социальных наук. Если цель сдать ОГЭ или ЕГЭ, то построение должно максимально соответствовать структуре экзамена. Если цель — научить решать жизненные проблемы, успешно социализироваться, то лучше интегративно-концентрическое построение.
В современной российской школе в разных линиях учебников встречаются различные подходы к конструированию обществоведческого содержания. Например, в учебниках издательства «Просвещение» под редакцией Л. Н. Боголюбова в основной школе преобладает интегративно-концентрическое построение, а в 10—11 классах — смешанное; в учебниках под редакцией Г. А. Борцовского издательского центра «Вентана-Граф» в основной школе смешанное построение (5-й класс — интегративная пропедевтика, а затем линейно-модульное построение), а в 10—11 классах — линейно-модульное.