В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования сделаны следующие выводы:
чтение и адекватное восприятие художественных произведений способствует всестороннему гармоническому развитию личности ребенка;
на различных этапах обучения уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками изменяется.
Глобальная цель — это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического — в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами литературного чтения — это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Во введении нашей исследовательской работы мы выдвинули гипотезу о том, что эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников на уроках чтения может быть достигнута при использования разнообразных форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.
Основная цель современного образования — создание условий для формирования всесторонне развитой, физически здоровой, нравственно богатой, социально компетентной, творческой личности с активной жизненной позицией, патриотическим сознанием и гражданской ответственностью.
Изучив методику работы с художественной литературой, разработав уроки по литературному чтению, мы пришли к выводу о том, что эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников на уроках чтения может быть достигнута при использовании разнообразных форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.