Педагогические условия формирования воспитывающей среды во временном детском объединении
Диссертация
Возникает нетипичная для постоянного коллектива ситуация, при которой формирование норм отношений происходит каждый раз заново при каждом новом заезде детей в лагерь. В связи с этим социально-педагогическая задача формирование воспитывающей среды становился актуальной задачей педагогического коллектива детского центра. Решение этой задачи значительно усложняется в международных детских центрах… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. Характеристика процесса формирования воспитывающей среды
- 2. Особенности формирования воспитывающей среды во временном детском объединении
- 3. Модель процесса формирования воспитывающей среды во временном детском объединении
- ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
- 1. Игра как средство формирования воспитывающей среды во временном детском объединении
- 2. Реализация эмоциональных потенциалов временного коллектива
- 3. Подготовка педагогов к формированию воспитывающей среды во временном детском объединении
Список литературы
- АйзенкГ. Проверь свои способности. М., 1972. -121с.
- Алексеев Н.Г., Злотник В А, Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения //Вестник высшей школы. № 7. С.30−35.
- Амонашвили Ш. А. Искусство сотрудничать. М.: Учительская газета, 1988. — 3 сентября.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания /Избр.психологич.труды т.2./ Под ред. ААБодалева, Б. Ф. Ломова, И. В. Кузьмина. М.: Педагогика, 1980. — С. 82−90.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — 314с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Изд. Казанского унивесритета, 1998. — 318 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158с.
- Байбородова Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. Ярославль, 1998. — 355 с.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации./ Огв.ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1987.-214с.16."Биржа идей" (Документы и материалы Сбора 91) Сборник 3. — М., 1991.-26 с.
- Большая Советская Энциклопедия. М.: Изд-во Советская Энциклопедия, 1973. Т. 13, с. 608.
- Басов Н.Ф. Проблемы истории создания пионерской организации в СССР.-М., 1975.-24 с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход Вопросы философии. — 1978 — N 8. — С.52−93.
- Блауберг И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. — 464с.
- Бураков Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (На опыте Всероссийского пио1. М., 1980. 19с.
- Бэрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы./ Пер. с англ. Общ. ред. М. С. Мацковского. М.: Педагогика, 1988.-400с.
- Васильев И. А., Потужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: Изд-воМГУ, 1980. 192с.
- Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей. М., 1890. Вып. 1,3.
- Волков К.Н. Основные педагоигческие проблемы организации летней работы с детьми. Автореф. дисс. канд. пед.наук. — М., 1966 — 19с.
- Волохов А.В. Вариативно-деятельностый подход к социализации личности в условиях детских общественных организаций. Дис.канд.пед.наук.: Казань, 1992. 162 с.
- Вопросы воспитания: системный подход./ Под ред. Новиковой Л. И. -М.: Прогресс, 1981. 135с.
- Воспитание детей в игре. /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979. -175 с.
- Выбираем свой путь: программы деятельности детских и подростковы организаций./ Сост. А. В. Волохов. М.: НПЦ Совета СПО (ФДО), 1992. -154с.
- Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста. -Собр.соч. в 6-ти тт. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С.5−242.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -79 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. -112 с.
- Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. М.: Провещение, 1988. — 158 с.
- Газман О.С., Матвеева В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
- Гоноболин Ф.Н. психологический анализ педагогических способностей. М.: Просвещение, 1962. — 180 с.
- Давыдов В.В., Неверкович С. Д., Самоуткина Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителя //Вопросы психологии. 1990. № 3. -С. 76−81.
- Деркач А.Н. Основы профессионального мастерства пионерского работника. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1979. — 99с.
- Детская республика «Дружба» /Авторы составители: Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль, 1998. — 96 с.
- Диалектика социальной инициативы./ рук. авт. кол. Ю. А. Харин. -Минск: Беларусь, 1986. 112с.
- Дмитриева О.В. Стимулирование процесса самосовершенствования участников летних объединений старшеклассников. Общество молодежь -личность: опыт, уроки, перспективы: материалы открытых чтений, посвященных 80-летию ВЛКСМ — Кострома: КГПУ, 1998.- С. 79−85.
- Доценко И.Г. Педагогическое управление временным объединением подростков. Дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1995. -146 с.
- Ершова JI.B. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении. Автореф. Дис.канд.псд.наук. Ярославль, 1995. -19 с.
- Емельянов Ю.Н. Деловые игры как средство социально-психологического обучения мастеров промышленного производства //Психология производству и воспитанию. Л.: ЛГУ, 1977. — с. 55−56.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.-112с.
- Журавлев М.И. Проблемы воспитательной деятельности пионерской организации в период летних каникул. Дисс. канд. пед. наук, 1990.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
- Камаева Г. И. Театрализованная игра и ее влияниена воспитание старшеклассников. Автореф. Дис.канд.пед.наук. Л., 1983. -16 с.
- Кан-Калик В. А. Право вести за собой. -М.: Мол. гвардия, 1987.191с.
- Кант И. О педагогике. М., 1907. Вып. 7. — 94 с.
- Караковский В.А. Воспитание гражданина. Записки директора школы. М.: Моск. рабочий, 1987. — 144с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления./ Дисс. док. пед.наук. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1989.
- Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен// Психологический журнал.-1988.- N5.- С. 89−91.
- Кирпичник А.Г. Критерий реальная самодеятелыюсть.Вожатый, 1987. -N11.
- Кирпичник А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. — 80с.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. -287с.
- Коллектив, личность, общение: Словарь социально- психологических понятий./ Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. -144с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие./ Сост. В. И. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. -413с.
- Кон И. С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975.96с.
- Кон И. С. Психология социальной инерции. Коммунист, 1988. — N 1. С.64−75.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
- Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. -367с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
- Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: АПН РСФСР, 1957.-400 с.
- Коровяновская Е.П., Юдина О. Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр. // Вопросы психологии. 1980, N 1. С. 112−115.
- Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании./ Пер. с польск. -М.: Политиздат. 1990. 493с.
- Крупенина М.В. Содержание и методика пионерработы. Вожатый, 1926. -N 5. — С.2−4.
- Куприянов Б.В. Игра-эпопея форма организации жизнедеятельности летних объединений старшеклассников Общество — молодежь — личность: опыт, уроки, перспективы: материалы открытых чтений, посвященных 80-летию ВЛКСМ.- Кострома: КГГГУ, 1998.- С. 68−74
- Куприянов Б.В., Подобии А. Е., Скрябина О. Б. Управление эмоциональными состояниями воспитанников как компонент педагогической деятельности (на примере педагогической деятельности во временном детском объединении) Кострома: КГПУ, 1997.
- Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя. Дис.канд.пед.наук. — Ярославль, 19%.-234 с.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980.- 208с.
- Леготина Л.П. Критический анализ педагоигческих основ современного скаутинга./Дисс. канд. пед.наук. М., 1981. — 170с.
- Лейтц Г. Психодрама: терия и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. Пер. с нем./ Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой.- М.: Издательская группа «Прогресс», Универс", 1994. -352 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304с.86 .Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке. Вопросы психологии, 1989. — N3.-C.11−21.
- Ложникова Н.А. Формирование творческого стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассниковв воспитательном процессе / Автореф. дисс. канд. пед.наук. М., 1985. — 19с.
- Локк Д. Мысли о воспитании.// Пед. соч./ Пер. с англ. Ю.М.Давидсона/ Иод ред. И. Ф. Свидковского. М.: Учпедгиз, 1939. — С.69−224.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. //Психологический журнал № 1, Т.2,1981. С. 41.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд. — доп. и перераб., М., Просвещение, 1981−208 с.
- Макаренко А.С. Цель воспитания./ Пед.соч. в 8-ми т. М.: Педагогика, 1986. Т.4. — С.41−49.
- Макаренко А.С. Игра. // Сочин. в 7 т. 2-е изд.. М.: АПН, 1957. Т.4, -383 с.
- Мальковская Т. На изломе. Вожатый, 1988. — N 8. — С.9−12.
- Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового опыта./ Под ред. М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1978. -213с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Посо-бие для воспитателя детского сада. / Под ред. Т. А. Марковой. -: Просвещение, 1982. -182 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьника. -М.:Педагогика, 1984. 112с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное» время. М., 1991. — 80с.
- Мудрик AJB. Социально-педагогические аспекты коммунарской методики //Коммунарская методика как феномен педагогической действительности: материалы заседания научного совета. Кострома, 1989. — С. 612.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности./ Доклады на совещании по вопросам психологии личности. -М.: АПН РСФСР, 1956. -С.3−11.
- Назаренкова Г. Н. Игра как средство развития творческой активно
- Назаренкова Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М.,-15с.
- Наторп П. Социальная педагогика. С. Петербург, 1911. — 412с.
- Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективизму: книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988. -114с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед. учеб. заведений: В 2 кн.: Кн. 2.: Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 496 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: Владос, 1995. 512 с.
- Новикова Л.И. Психология развивающей личности. М., 1987. -159 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1978. 144с.
- Областной лагерь комсомольского актива «Комсорг» (Методический материал в помощь комсомольскому активу по организации лагерей школьного актива) /Под ред. А. Г. Кирпичника. Кострома, 1984. — 46 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под. ред. чл. -корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой/. 20-е изд., стереотип.- М.: Рус. яз., 1988, — 750 с.
- О летнем отдыхе и не только. (Организация летнего отдыха детей на базе учреждения дополнительного образования). Научно-методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха /Под ред. Ю. П. Кудинова. М.: НИИ Семьи, 1997. -112 с.
- Омаров A.M. Управление и человек. М.: Политиздат, 1989. — 80с. временном ученическом коллективе. М.: АПН СССР, 1991. — 65с.
- Осипов П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы./ Дисс. докт. пед. наук. Казань: ИССО РАО, 1992. — 357с.
- Основные положения концепции социализации личности ребенка в условиях деятельности СПО (ФДО) СССР. Документы и материалы Сбора-91./Сборник5. -М., 1991. -22с.
- Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
- Панченко С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа. Дисс. канд. пед. наук. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.й. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агенство, 1995, — 637 с.
- Педагогическая энциклопедия./ Под ред. А. Г. Калашникова. При участии М. С. Эпштейна. Т-П. — М.: Работник просвещеения, 1928. — С.465−502.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Познай себя./ Авт.кол. под рук. М. И. Рожкова, А. В. Волохова. М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1993. — 78с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Просвещение: Владос, 1996.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии.- М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
- Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М.: Знание, 1990. — 80 с.
- Поташник М.М., Вульфов Б.3.Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. — 144с.
- Программа 'Творческий мир". Педагогическая серия «Созвездия «Артека». «Артек», 1977. — 98 с.
- Программа «Лидер»./ Авт. кол. под рук. М. И. Рожкова. М.: НПЦ Совета СПО-ФДо, 1992. 75с.
- Прокопьев И.И. Принцип преемственности и его осуществление в летней деятельности пионеров./ Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1970.
- Психология. Словарь, под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского- М.: Политиздат, 1990. 495 с.
- Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Дис.канд.пед.наук. — Ярославль, 1994. — 186 с.
- Рожков М. И, Волохов А. В., Кочергин В. Н. Социализация личности ребенка в условиях деятельности Совета СПО-ФДО. М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1991.-38с.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское кн. изд-во. 1987. — 119с.
- Рожков М.И. Социальные пробы как фактоор социализации учащихся. \Ярославский педагогический вестник. Я лавль, 1994. № 1.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие.-Я рос лав ль: ЯГПУ им. Ушинского, 1994.- 63 с.
- Руководство самовоспитанием школьников. Из опыта работы./ Ред. сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1983. 143с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. -152с.
- Славкин Б.Ф. Вопросы теории и практики целевого управления специальными процессами. М. Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. -141с.
- Словарь иностранных слов в русском языке/под ред. Ляхина, Ф. Н. Петрова. М.: Юнвес, 1995.- 832 с.
- Смирнов К. Курс педагогики. Часть1. Педагогическая психология и общая дидактика. Издание шестое книгоиздательства К. И. Тихомирова. -М., 1913.-98 с.
- Соковников В.М. Социализация, общение, педагогика. Вопросы педагогики и психологии общения (научные труды). Вып. Л., 1975. — 217 с.
- СПО-ФДО: Итоги пятилетия. Документы и материалы ассамблеи СПО-ФДО 1996 года //Сост. Е. Е. Чепурных, А. В. Волохов, В. Н. Кочергин, И. И. Фришман и др.- М., 1996. 90 с. 148. Ступени. М, 1991. №№ 1−6.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. Избр. соч. в 65-ти т. — Киев: Рад. школа, 1979. — Т.1. — С.221−424.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -Избр.произв. в 5-ти т. Киев: Рад. школа, 1979.12. — С.159−443.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед.соч. в 3-х т./ Редкол. Н. П. Кузин и др., сост. О. С. Богданова и др. — М.: Педагогика, 1981.-т.З, С.205−394.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1980.
- Таланчук Н.М. Системно-ролевая концепция школьного воспитания. Казань, 1991. — 23с.
- Тимонин А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства./ Дисс. пед. наук. -Ярославль, 1995.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.-192 с.
- Трегубова Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе. М.: АПН СССР, 1991. — 46с.
- Уманский А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах./ Дисс. канд. пед. наук. Казань: ИССО РАО, 1992. -122с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980. — 206с.
- Уманский Л.И., Лутошкин АН. Псхиология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1984. — 296с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.96 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Избр. пед.соч. в 2-х т./ Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюна, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. — М.: Педагогика, 1974. — Т.1. — С.229−547.
- Фантазия + творчество = каникулы (Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков). М.: 1994. — 190 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология личностного развития подростка. -Советская педагогика. М.: Педагогика, 1991. — N 4. — С.31−38.
- Филонов П.Б. Методика контактного взаимодействия, методы изучения подростков с отклоняющимся поведением./ Формы и методы воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися. М., 1980. -С.24−44.
- Фомин Е.А. Игра как средство воспитания коллектива// Из опыта организации и воспитание ученического коллектива. М.: АПН РСФСР, 1955.-С.236−244.
- Фришман И И. Хоббитские игры. М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992. — 124с.
- Фришман И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях./ Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1992. 142с.
- Хейзинга Й. «Homoludens». М.: Прогресс, 1992. — 459с.
- Хозе С., Вульфов Б. Доверие без опеки: проблема повышения роли школьного комсомола. Комсомольская правда. — 28 апреля 1985 г.
- Шакуров Р.Х. Самолюбие детей.-М., 1969.-С.18.
- Шацкий С.Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- Шацкий С.Т. Собрание сочинений. В 4-х т.т. М.: Педагогика, 1962. -Т. 1−4.
- Шилик А.Д. Педагогические проблемы совершенствования подготовки старшеклассников к активной общественной деятельности. Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1978. — 18 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-239 с.
- Штайнер Р. Воспитание человека с точки зрения духовной науки. Сущность социального вопроса. Калуга: Духовное познание, 1992. — 125с.
- Щеглова С.Н. Идеалы и ценностные ориентации подростков 90-х годов. Автореф. дисс. канд. социол. наук. — М., 1994.
- Щедровицкий Г. П., Надеждина Р. Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей. Вопросы психологии, 1973. -N 5. -С.74−84.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304с.179. «Я и МЫ»: Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям. М., 1996. — 95 с.
- Beebe, St.A., Masteerson, j.t. Communicating in Small Groups. -Glenview. Scott, Foresman & Co -1986. 274 p.
- Blot В., Ferran., Porcher L. Pedagogie de 1'environ-nement Paris: Arraand Colin, 1975. — 218 c.
- Carraz R. Rechorche en education et en sociali sation de Г enfant. Paris, 1983.-78 p.135