Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей
![Диссертация: Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей](https://westud.ru/work/5008140/cover.png)
Таковы философские аспекты творчества, определенные в трудах Аристотеля, Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Канта, Платона, П. Флоренского, 3. Фрейда, К. Юнга и многих другихпроблемы культурологической теории, ценностно-смысловых основ творчества, разрабатываемые М. А. Ариарским, B.C. Библером, Н. Н. Вересовым, С. Н. Иконниковой, М. С. Каганом, С. Т. Махлиной, H.JI. Саитдиновой, Э. В. Соколовым… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ — С
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
- 1. 1. Понятие творческого развития личности — С
- 1. 2. Формирование потребности в творческой деятельности — С
- 1. 3. Вопросы развития творческих способностей — С
- 1. 4. Воспитание как деятельность, направленная на формирование творческой личности — С
- 1. 5. Проблемы современного российского музыкального воспитания и образования — С
- Выводы по I главе — С
- Глава 2. ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЯ
- 2. 1. Джаз как феномен культуры XX века — С
- 2. 2. Специфика джазовой импровизации — С
- 2. 2. 1. Искусство импровизации как форма творчества
- 2. 2. 2. Психология джазовой импровизации как способа духовного общения
- 2. 2. 3. Некоторые музыкально-теоретические аспекты специфики джазовой импровизации
- 2. 2. 4. Ритмика джаза как элемент творческого воспитания
- 2. 3. Джаз в России — проблемы и перспективы — С
- Выводы по 2 главе — С
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК СПОСОБА ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СЛУШАТЕЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЯ ЗЛ. Джазовая импровизация как способ воспитания творческого слушателя — С Л
3.2. Джазовая импровизация как фактор творческого воспитания музыкантов-исполнителей — С.
3.3. Джазовая импровизация в концертно-исполнительской практике и оценка ее художественного воздействия на публику (слушателя) — С.
Выводы по 3 главе — С.
Список литературы
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 196&-Г- 339 с.
- Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание: Докл. принятый на всесоюз. совещ. сов. физ. культуры / Н
- Н. Г. Александрова. М.: Б. и., 1924 — 16 с.
- Арановский М.Г. XX век / М. Г. Арановский // Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: Сб. науч. ст.- М., 1998.-С. 3−40.
- Аргамаков К.А. Искусство импровизации / К. А. Аргамаков // Муз. альманах, — 1914, — № С. 112−116.
- Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.05/ М.А. Ариарский- СпбГУКИ.- СПб., 1999, — 22с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев- Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой, — 2-е изд.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973, — 144 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1−2 / Б. В. Асафьев.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1963, — 378с.
- Астахов А.И. Воспитание творчеством: Кн. для учителя /А. И. Астахов. М.: Просвещение, 1986 — 157 е.- ил.
- Барбан Е. Идея импровизации / Е. Барбан // Родник, — 1990.- № 12. -С. 12−18.
- Барбан Е. Эстетические границы джаза / Е. Барбан // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст.- М., 1987, — С. 162−183.
- Баренбойм Л. М. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. М. Баренбойм.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974, — 336 с.
- Баташев А. Н. Искусство джаза в музыкальной культуре /А. Н. Баташев // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст.- М., 1989-С. 80−95.
- Баташев А. Н. Советский джаз: Ист. очерк / А. Н. Баташев- Под ред. и предисл. А. В. Медведева.- М.: Музыка, 1972.- 175 с.
- Баташев А. Н. Феномен импровизации /А. Н. Баташев // Сов. му-зыка.-1987, — N2.- С. 46−49.
- Бахтин М. М. Работы 1920-х годов: К 100-летию со дня рождения. / М. М. Бахтин Киев: Next, 1994 — 384 е.: порт.
- Бирюков С. Импровизационность в музыке / С. Бирюков // Сов. музыка, — 1977.-N3.-C. 113−118.
- Бриль И. М. Основы джазовой импровизации на фортепьяно: Учеб.-метод. пособие / И. М. Бриль.- М.: Изд-во гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных, 1976, — 75 с.
- Брыкин А. Т. Гимнастика / А. Т. Брыкин // БСЭ.- 3-е изд.- М., 1971, — Т. 6.-С. 527.
- Буева JI, П. Человек: Деятельность и общение / JI. П. Буева.- М.: Мысль, 1978,-216 с.
- Булгаков С. Н. Слова. Поучения. Беседы / Протоиерей С. Н. Булгаков-Paris: YMKA-press, 1987- 535 с.
- Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки: Очерки / И. Ф. Бэлза. М.: Музыка, 1985 — 255 с.
- Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопр. психологии.- 1992, — № 1−2, — С. 124−128.
- Волков И.П. Учим творчеству / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1988,-94 с.
- Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб.ст. / Под. ред. А. Н. Сохора, — JI.: Сов. композитор, 1981, — 295 с.
- Воспитание музыкой: Из опыта работы: Сб. ст. / Сост. Т. Е. Вен-дрова, И. В. Пигарева М.: Просвещение, 1990.-203 с.
- Воспоминания о Б. В. Асафьеве: Сб. ст./ Сост А. Крюков, — М.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974. 511 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк / Л. С. Выготский 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991 — 90 е.: ил.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. / Г. В. Ф. Гегель- Вступ. ст. Е. Ситковского.- М.: Мысль, 1975−1977.- 3 т.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т.1 / Г. В. Ф. Гегель, — М.: Искусство, 1968 676 с.
- Глущенко Ю. П. Импровизация как категория исполнительства: Автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 /Ю. П. Глущенко- Киев, гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Киев, 1990.-17с.
- Гнилов Б. Г. Фортепьянное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества /1940 1950-е годы/: Автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00,02 / Б. Г. Гнилов- Моск. консерватория им. П. И. Чайковского.-М., 1992 — 16 с.
- Гольдман Ж. Ритмическая гимнастика в высших учебных заведениях: Учеб. пособие для вузов / Ж. Гольдман.- Оренбург: Изд-во ОГАУ, 1996.-132 с.
- Горский В. С. Историко-философское толкование текста / В. С. Горский.- Киев: Наук, думка, 1981. 206 е.: ил.
- Далькроз Ж.Э. Ритм, его значение в жизни и в искусстве: 6 лекций / Ж. Э. Далькроз- Предисл. П. Бэйль, — СПб.: Б. м., 1913.-156 с.
- Даниель Г. Ритмическая гимнастика с точки зрения гигиены и медицины / Г. Даниель // Оркестр 1911.- № 20 — С. 8−9.
- Даниленко О. И. Культура общения и ее воспитание: Учеб. пособие / О. И. Даниленко, — Л.: ЛГИК, 1990 98 с.
- Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян -М.: Наука, 1976.-191 с.
- Днестров А. Рационализация и ритмизация фортепьянной техники/А. Днестров//Муз. образование,-1930,-N3 С. 15−18.
- Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных / И. М. Догель Казань: А. А. Дубровин, 1888. — 46 е.: ил.
- Долгбва Т. П. Развитие творчества студентов в учебное и вне-учебное время / Т. П. Долгова // Миссия творчества в возрождении России: Материалы междунар. симпоз. /Тверь, 21−23 апр., 1993 г./.- Тверь, 1994 С. 44−45.
- Дука С.И. Творчество как общение: Автореф. дис.. канд. фи-лос. наук: 09.00.11 / С. И. Дука- Санкт-Петербург, ун-т, — СПб., 1993.-16 с.
- Дышлевый П. И. О философском подходе к исследованию творчества и его роли в возрождении России / П. И. Дышлевый // Миссия творчества в возрождении России: Материалы междунар.симпоз. /Тверь, 21−23 апр., 1993 г./.- Тверь, 1994,-С. 3−7.
- Егорова О. Ритмическая и эстетическая гимнастика / О. Егорова //Оркестр.- 1911.-N 15.-С. 3−4.
- Жаркова О. Искусство джаза в музыкальной культуре России / О. Жаркова // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности: Сб. науч. ст.- Самара, 1996.-С. 85−93.
- Жданов А. А. Вступительная речь и выступление на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) в январе 1948 / А. А. Жданов.-М.: Госполитиздат, 1952 32 с.
- Зыков Б. К. и др. Музыкальные ритмы здоровья / Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко, Л. И. Родионова Воронеж: Центр.-Чернозем кн. изд-во, 1990.- 179 с.
- Иконникова С. Н. История культурологии. Идеи и судьбы: Учеб. пособие / С. Н. Иконникова.- СПб.: СПбГАК, 1996.-264 е.: ил.
- Ильин И. О совершенном в искусстве / И. Ильин Рига: Рус. Акад. изд-во, 1937.-174 с.
- Иоффе В. Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии и психологии научного творчества / В. Г. Иоффе // Научное творчество: Сб. ст.- М., 1969,-С. 423−431.
- Искусство в системе культуры: Сб. науч. ст. / Ред. М. С. Каган -Л.: Наука, 1987.-272 с.
- Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает добро: Ст., докл., выступления / Д. Б. Кабалевский.- М.: Педагогика, 1973, — 334 с.
- Каган М. С. Мир общения.: Проблемы межсубъектных отношений /М. С. Каган, — М.: Политиздат, 1988.-315 с.
- Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган, — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972 440 с.
- Каган М.С. Музыка в мире искусства / М. С. Каган.- СПб.: UT, 1996.-231 с.
- Каган М. С. Социальные функции искуства / М. С. Каган.-Л.: Об-во «Знание». Ленингр. орг., 1978 34 с.
- Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган.- СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.
- Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для негуманит. вузов / Л. М. Кадцын. М.: Высш. шк., 1 990 302 с.
- Кадцын Л.М. Творчество слушателей: (Механизм слухового восприятия инструм. произведений): Автореф. дис.. д-ра. Искусствоведения: 17.00.02 / Л. М. Кадцын- Киев. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.-Киев, 1989, — 46 с.
- Казовская Т. М. Просветительная деятельность в России / Т. М. Казовская, — СПб.: СПбГУКИ, 1999.- 96 с.
- Кампус Э. Ю. О мюзикле / Э. Ю. Кампус Л. Музыка, 1983.-128с.
- Кант И. Избранное: В 3 т. / И. Кант- Сост и вступ. ст. П.
- A.Калинников.-Калининград: Кн. изд-во, 1998, — 3 т.
- Капустин Ю. В. Музыкант и публика / Ю. В. Капустин. Л.: О-во «Знание». Ленингр. орг., 1976, — 39 с.
- Капустин Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика: Исслед. / Ю.
- B. Капустин.- Л.: Музыка, 1985, — 160 с.
- Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания / В. Келле, М. Ковальзон, — М.: Госполитиздат, 1959 263 с.
- Клюев А. С. Музыка и жизнь: О месте музыкального искусства в развивающемся мире /А. С. Клюев, — СПб.: Ut, 1997, — 158 е.- Библиогр.: С. 117−125.
- Клюев А. С. Художественная индивидуальность как философско эстетическая проблема: Ист.-теорет. анализ: 09.00.04 / А. С. Клюев- ЛГИК.-Л., 1985, — 16 с.
- Козлов А. Рок: Истоки и развитие / А. Козлов.- М.: Мега-Сервис, 1998.-192 е.: 40 л. ил.
- Козырев Ю. Джаз и музыкальная педагогика / Ю. Козырев // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст.- М., 1987 С. 194−207.
- Коллиер Д. Л. Становление джаза. Ист. очерк / Д. Л. Коллиер- Предисл. А. В. Медведева, — М.: Радуга, 1984.- 390 с.
- Конен В. Д. Пути американской музыки / В. Д. Конен 2-е изд., доп.-М.: Музыка, 1965, — 523 е.: ил,-Библиогр.: С. 447−461.
- Конен В.Д. Рождение джаза / В. Д. Конен.- 2-е изд.- М.: Сов. композитор, 1990, — 320 е.: ил.
- Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры XX века / В. Д. Конен.- М.: Музыка, 1994.- 160 с.
- Конорова Е. Ритмическая гимнастика в театральной школе: Учеб. пособие для театрал, учеб. заведений и театрал, студий / Е. Конорова.- 2-е изд.- М.- Л.: Искусство, 1947 139 е.: ил.
- Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств / Ю. Кремлев, — М.: Музыка, 1966 63 с.
- Кривцун О.А. Эстетика: Учеб. для студ. вузов / О.А. Кривцун-М.: АспектПрис, 1998.-430 е.: ил-Библиогр. в конце гл.
- Крыжицкий Г. Великий реформатор сцены / Г. Крыжицкий, — 3-е изд., перераб, — М.: Сов. Россия, 1962 66 с.
- Культурология. XX век: Слов. / Сост. А. Я Левит- Отв. ред Л. Т. Мильская.- СПб.: Унив. кн., 1997, — 630 с.
- Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок и поп- музыке: Учеб. пособие / Э. Кунин- Предисл. Ю. Чугунова.- М.: Мега -Сервис, 1997, — 55 с.
- Курс теории музыки: Для муз. уч-щ / Под. ред Л. М. Масленкова, Б. А. Незванова и др.- Общ. ред. А. Л. Островского.- М.: Музыка, 1978.- 152 е.: нот. ил.
- Левада Ю. Общество / Ю. Левада // Философская энциклопедия.-М., 1967,-Т. 4, — С. 120−123.
- Лейман И. И. Коллектив и научное творчество / И. Лейман // Научное творчество: Сб. науч. ст.- М.: Наука, 1969, — С. 261−271.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леон-тъев.-2-е изд.-М.: Политиздат, 1977- 304 с.
- Леонтьев А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопр. психологии I960, — № 1, — С. 7−16.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Курс лекций / А. Н. Леонтьев.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971 40 с.
- Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб пособие по спец. курсу для студ. пед. вузов / Б. Лихачев, — М.: Просвещение, 1982.191 с.-Библиогр.: С. 187−189.
- Ломов Б. Ф., Сеурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сеурков.- М.: Наука, 1990.-279 с.
- Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: Теорет. очерк / Л. А. Мазель, — М.: Музыка, 1983 72 е.- /Вопр. истории, теории, методики/.
- Максимов Е. В. Ритмы на Земле и в Космосе / Е. В. Максимов.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.- 323с.: ил.
- Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев, — М.: Музыка, 1991 85 с.
- Мальцев С., Розанов И. Учить искусству импровизации / С. Мальцев, И. Розанов // Сов. музыка.-1973, — N 10, — С. 62−64.
- Маргулис А.В. О потребности как социологической категории:
- Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / А. В. Маргулис- Харьк. гос. ун-т им. А. М. Горького.- Харьков, 1967 27 с.
- Махлина С.Т. Взаимодействие видов искусства: Метод, пособие для лекторов/С. Т. Махлина JI.: О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1974. -19 с.
- Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энцикл. слов.: В 2 ч. / С. Т. Махлина- СПбГУКИ СПб., 2000, — 552 с.
- Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура: Курс лекций / С. Т. Махлина, — СПб.: СПбГАК, 1997, — 51 с.
- Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина, — СПб.: СПбГАК, 1995.- 216 с.-Библиогр.:С. 199−216.
- Махлина С. Т., Новиков А. И. Русская философия и художественная культура России: Учеб. пособие /С. Т. Махлина, А. И. Новиков,-СПб.- СПбГАК, 1999. 302 е.- Библиогр: С. 298−302.
- Махлина С. Т., Сысоева Л. С. Материально художественная деятельность и эстетическое воспитание/ С. Т. Махлина, Л.С. Сысоева- Под. ред. А. П. Моисеевой.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.-183 с.
- Медведев А. В. Время зрелости /А. В. Медведев // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст.- М., 1987, — С. 29- 47.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский.- М.: Музыка, 1976 — 254с.: нот. ил.- Библиогр.: С. 246−252.
- Медушевский В. В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дис.. канд. искусствоведения: 821 / В. В. Медушевский- Моск. консерватория им. П. И. Чайковского-М., 1971.- 17 с.
- Методы психологической активизации технического творчества: Метод, разработки для студентов техн. фак. пед. вузов / Новосиб. гос. пед. ун-т- Авт.- сост. И. В. Сартаков, — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997.- 66 е.: ил.
- Мирский Э. М. Проблемное обучение и моделирование социальных условий научного творчества / Э. М. Мирский // Научное творчество: Сб. науч. ст.- М., 1969, — С. 405−413.
- Миссия творчества в возрождении России: Материалы междунар. симпоз. (Тверь, 21−23 апр., 1993 г.) / Твер. гос. тех. ун-т- Под ред. П. И. Дышлева Тверь- Твер. гос. техн. ун-т, 1994, — 87 с.
- Молзинский В. В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф. дис. канд. искуствоведения: 17.00.02 / В. В. Молзинский- ЛГИК.- Л., 1986.-16 с.
- Музыка XX века: 1890 -1945 г. г.: Очерки: В 2 ч. / Ред. кол.: Б. М. Ярустовский и. др.- М.: Музыка, 1976−1987 2 ч., 5 кн.
- Музыкальная энциклопедия: В 5 т / Гл. ред. Ю. В. Келдыш.- М.: Сов. энцикл.: Сов. композитор, 1973−1981, — 5 т.
- Музыкальная эстетика стран Востока: Сб. ст./ Общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестаковой.- М.: Музыка, 1967- 414 е.: ил.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш, — М.: Сов. энцикл, 1990, — 671 е.: ил., нот. ил.
- Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский.-М.: Музыка, 1988.- 254 с.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е.
- B. Назайкинский, — М.: Музыка, 1972 383 е.: нот. ил.- Библиогр.:С. 376−378.
- Научное творчество: Сб. ст./ Под. ред. С. Р. Медрулинского, М. Г. Ярошевского.- М.: Наука, 1969. 446 с.
- Никепшчев М. В. Индивидуально-личностные особенности студентов музыкально-педагогического факультета на разных стадиях обучения / М. В. Никепшчев // Вопр. психологии.- 1989, — № 5 /сент.-окт./.- С. 35−44.
- Оботурова И. А. Психология общения: Метод, рек. / И. А. Оботу-рова- 2-е изд., доп.- Сыктывкар: Коми РИППКРНО, 1994.-77 е.- Библиогр.:1. C. 76−77.
- Образование и культура Северо-Запада России: Веста. Сев.-Зап. отд-ния Рос. акад. Образования / Рос. акад. образования.- СПб., 1996 .-Вып.1. — 92 с.
- Общественное сознание и духовная культура: Тез. докл. науч. конф. Таллин: Б.и., 1978 — 100 с.
- Общество и человек: пути самоопределения: Сб. ст. / Ред. кол.: В. Т. Пуляев СПб.: Петрополис, 1994, — Вып. 1.-160 с.
- Орлов Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов- Предисл. М. Друскина.-СПб.: Сов. композитор. Санкт-Петербург.отд-ние.- Вашингтон: Frager, 1992,-408с.: ил., нот. ил Библиогр.: С. 396−397.
- Орлов Г. А. Структурная функция времени в музыке / Г. А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки 1989, — Вып. 13.-С. 8−14.
- Пинтелеева Е. Л. Творческий потенциал России / Е. JI. Пантелеева / Е. JI. Пинтелеева // Миссия творчества в возрождении России: Материалы между нар. симпоз. (Тверь, 21−23 апр., 1993). Тверь, 1994.-С. 59−72.
- Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства / Ю. В. Перов, — Л.: ЛГУ, 1980.- 188 с.
- Платон. Законы: В 3 т.: Т.З. Ч.2./ Платон- Пер. с древнегреч. А. Н. Егупова, — М.: Мысль, 1999.-831 с.-Предм. указ.: С. 805−829.
- Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев М.: Наука, 1976.- 303 е.: ил — Библиогр.: С. 296−301.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев,-М.: Педагогика, 1976- 280 е.: ил Библиогр.: С. 275−279.
- Проблема потребностей в этике и эстетике: Сб. науч. ст.: Вып. 3 / Под ред. М. С. Кагана, В. Г. Иванова.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976 175 с.
- Проблемы научного и технического творчества: Материалы к симпоз. /июнь, 1967 г./ /АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники.-М., 1967, — 78 с.
- Образование и культура Северо-Запада России: Веста. Сев.-Зап. отд-ния Рос. акад. Образования / Рос. акад. образования.- СПб., 1996 .-Вып.1. — 92 с.
- Общественное сознание и духовная культура: Тез. докл. науч. конф. Таллин: Б.и., 1978.- 100 с.
- Общество и человек: пути самоопределения: Сб. ст. / Ред. кол.: В. Т. Пуляев СПб.: Петрополис, 1994, — Вып. 1.-160 с.
- Орлов Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов- Предисл. М. Друскина.-СПб.: Сов. композитор. Санкт-Петербург.отд-ние.- Вашингтон: Frager, 1992,-408с.: ил., нот. ил Библиогр.: С. 396−397.
- Орлов Г. А. Структурная функция времени в музыке / Г. А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки 1989, — Вып. 13.-С. 8−14.
- Пинтелеева Е. Л. Творческий потенциал России / Е. Л. Пантелеева / Е. Л. Пинтелеева // Миссия творчества в возрождении России: Материалы междунар. симпоз. (Тверь, 21−23 апр., 1993). Тверь, 1994.-С. 59−72.
- Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства / Ю. В. Перов, — Л.: ЛГУ, 1980.- 188 с.
- Платон. Законы: В 3 т.: Т.З. Ч.2./ Платон- Пер. с древнегреч. А. Н. Егупова, — М.: Мысль, 1999.-831 с.-Предм. указ.: С. 805−829.
- Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев, — М.: Наука, 1976.- 303 е.: ил Библиогр.: С. 296−301.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев,-М.: Педагогика, 1976, — 280 е.: ил Библиогр.: С. 275−279.
- Проблема потребностей в этике и эстетике: Сб. науч. ст.: Вып. 3 / Под ред. М. С. Кагана, В. Г. Иванова.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976- 175 с.
- Проблемы научного и технического творчества: Материалы к симпоз. /июнь, 1967 г./ /АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники,-М., 1967, — 78 с.
- Слонимский С. Музыка и человек / С. Слонимский // Образование и культура Северо-Запада России: Вестн. Сев.-Зап. отд-ния Рос. акад. Образования СПб., 1996 — Вып.1. -С.72−75.
- Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. М.: Сов. композитор, 1987 — 592 с.
- Соколов Э. В. Культурология: Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников / Э. В. Соколов. М.: Интерпракс, 1994.- 270 с.
- Способности: К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Э. А. Голубева Дубна. «Феникс», 1997.-389 е.: ил.
- Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. 2-е изд., доп.- JI.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975.- 64 с.
- Сохор А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор 2-е изд., доп.- М.: Музыка, 1970.-192 с.
- Стасов В. В. Избранные сочинения: Живопись. Скульптура. Музыка: В 3 т. Т. З / В. В. Стасов- Ред. кол.: Е. Д. Стасова и др.- М.: Искусство, 1952.- 775 е.: ил., 4 л. порт.
- Стахи Т. А., Карцева Г. А. Теория и практика формирования эмоциональной культуры личности музыканта-исполнителя: Учеб. пособие. / Т. А. Стахи, Г. А. Карцева Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998- 47 е.: ил. нот — Биб-лиогр.: С. 47.
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия) / Г. С. Тарасов.- М.: Наука, 1979, — 191 с.
- Творческий процесс и художественное восприятие: Сб./ Ред. кол.: Б. Ф. Егоров Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978 — 278 с.
- Творческое мышление: Парадоксы и парадигмы развития: Тез. выступлений / Ред. кол.: Н. А. Александрова и др.— Целиноград: Б. м., 1991. -277 с.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М.- Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР: 2-я фаб-ка Детгиза в Л., 1947,335 с.
- Толкачева И. Влияние физической нагрузки на чувство ритма музыкантов / И. Толкачева // Теория и практика физической культуры. 1974.-№ 1.-С. 55−57.
- Утесов Л. О. Спасибо, сердце! / Л. О. Утесов- М.: Вагриус, 1999. -365с.: ил.
- Фатеев С. В. Воображение как фактор продуктивности деятельности: Автореф. дис.. д-ра. психол. наук:19.00.01 / С. В. Фатеев- Новосиб. ф, гос. пед. ун-т, — Новосибирск, 1996- 36 с.
- Фейертаг В. Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга / В. Б. Фейер-таг, — СПб.: КультИнформПресс, 1999, — 348 с.
- Филипп Г. Импровизация, как составная часть фортепианного обучения / Г. Филипп // Ребенок за роялем: Сб.- М., 1981С.
- Фролов Б.А. Коллектив и мотивация творчества / Б. А. Фролов // Научное творчество: Сб. науч.ст. М., 1969. — С. 271 — 281.
- Холопова В. Н. Ритмические новации / В. Н. Холопова // Русская музыка и XX век: Рус. музык. искусство в истории худож. культуры XX в. /л Ред.-сост. М. Арановский.— М., 1998. С. 543−564.
- Холопова В. Н. Музыкальный ритм: Очерк / В. Н. Холопова. -М.: Музыка, 1980 72 е.: нот. ил — Библиогр.: С. 71/Вопр. истории, теории, методики/.
- Холостова Т. В., Каган М. С. Культура философия -искусство. Диалог, — М.: Знание, 1988, — 63 с.
- Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов- Предисл. Б. Д. Парыгина.- М.: Наука, 1981, — 304 с.
- Художественное образование: Ежемес. журн. Наркомпроса
- Сектор искусств и УМС/.- М., 1931,-N 1, — 48 е.- № 2, — 48 с.
- Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе: Практ. курс для эстрадно-джазовых отд-ний муз. уч-щ / Ю. Чугунов, — М.: Музыка, 1976 176 е.: нот.
- Шаронъ А. О значении ритма в жизни / А. Шаронъ // Оркестр. -1910,-№ 4, — С. 3−5.
- Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая- Вступ. ст. Н. А. Ветлицкой.- М.: Педагогика, 1975.- 200 с.: нот. ил.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века / В. П. Шестаков.- М.: Музыка, 1975, — 351 е.: ил-Библиогр.: С. 322−344.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани- Общ. ред. и ф. послесл. Г. В. Осипова.- М.: Прогресс, 1969, — 535с.
- Шиллингер И. Об импровизации и прикладной композиции. / И. Шиллингер // Муз. образование.- 1926, — N 5/6, — С. 20−22.
- Шопен Ф. Письма: В 2 т. Т.1./ Ф. Шопен- Предисл. Т. С. Кухар-ского.- М.: Музыка, 1980.-485 е.: нот. ил.
- Ширин Д. В. К методике обучения импровизации: Учеб. пособие / Д. В. Щирин СПб.: СПбГАК, 1996, — 38 с.
- Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. -М.: Высш. шк., 1989.-141 с. л 172. Щученко В. А. Введение в историю культуры: Учеб. пособие / В.
- А. Щученко СПб.: СПбГАК, 1996.- 24 с.
- Щученко В. А. История философии в контексте истории культуры: Учеб. пособие / В. А. Щученко, — СПб.: СПбГИК, 1993.-77с.- Библиогр. в примеч.: С. 72−77.
- Щученко В. А., Образы русской культуры / В. А. Щученко // Ценностный мир русской культуры: Сб. науч. ст.- СПб., 1995, — С. 7−10.
- Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко // Иностр. лит. -1988.-№ 10.- С. 97−98.
- Яворский Б. Л. Воспоминания, статьи и письма: В 2 т. / • Б.Л.Яворский- Сост. и предисл. И. С. Рабиновича- Под общ. ред. Д. Шостаковича, — М.: Музыка, 1964, — Т. 1 670 е.: нот. ил.- Т. 2 — 365 с.
- Chase G. America’s music: From the pilgrimes to the present / G. Chase.- 2-nd ed.- N. Y. McGraw-Hill, 1955, — XXIV, 735 p.: not.
- Ferand E. Т. Die Improvisation in Beispielen aus neun Jahrhunderten abendlandischer Musik: Mit einer geschichtlichen Ein Fuhrung / E. T. Ferand.- 2 Aufl.- Koln: Volk, 1961, — 163 S.
- Improvisation in the arts / Guest ed. G. Hagberg.- Madison /WI/: Univ. of Wisconsin press, 2000, — 96−212 p.: not.- /The Journal of aesthetics a. art criticism- Vol. 58, № 2/.
- Improvisation und neue Musik: Acht Kongre Bref / Hrsg. R. Brink-mann.- Mainz: Schott, 1979, — 136 S.- /Vero ffentlichungen des Inst, fur neue Musik u. Musikerziehung, Darmstadt- Bd. 20/.
- Leitzmann A. Beethovens Briefe und personliche Aufzeichnungen / Auswahl und Erlaut A. Leitzmann.- Leipzig: Insel Verl, 1952.
- Wollner G. Improvisation in musik: Ways toward capturing musical ideas and developing them / G. P. Wollner.- N. Y.: Doubleday and со, 1963, — 191 p.: ill., not.