Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель тьюторской службы в вузе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационно-сетевая. Служба выстраивает сетевое взаимодействие с организациями, которые могут представить свои ресурсы по запросу, обоснованному задачами ИОМ. Сетевое взаимодействие строится через создание сети распределенного инструментального типа или модели цепи. Сетевые партнеры в зависимости от ИОТ могут иметь постоянный и ситуативный статус. Например, в траектории «Исследователь… Читать ещё >

Модель тьюторской службы в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многообразие средств и сред образования, а также демографическая проблема создают условия для выработки новых организационных форм работы по развитию способностей и поддержке одаренности ребенка. Использование наставнических программ является сегодня одним из наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся в высокоразвитых странах мира. Взаимоотношения с наставником дают возможность одаренному человеку нс только получил" советы, связанные с обучением, но и разрешить такие проблемы, как планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и к постановке долговременных целей. Наставник выступает как советник, консультант, является примером поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение учеником поставленных целей. Наставники призваны помочь одаренным, сотрудничая с учителямипредметниками. Вместе они могут модифицировать расписание, изменить стратегии обучения, выбор возможностей, цели учебной программы, а также усовершенствовать процедуру оценки знаний.

Тьюторская задача сопровождения молодого таланта состоит не столько в развитии когнитивной стороны, сколько в создании ситуаций для самооценки и выбора жизненных ориентиров. Однако она трудна для реализации «в одиночку», т.к. тьютор не всегда может найти оптимальное решение в системе массового общего и профессионального образования.

В опыте отечественных вузов имеются модели работы с одаренными детьми, начиная со статуса «участник олимпиады» до статуса «студент». Как правило, это дополнительная междисциплинарная программа по освоению навыков научноисследовательской работы или знакомство с актуальными проблемами науки и производства. Успешным можно назвать опыт Московской физико-технической школы (МИФИ) по созданию системы временных групп студентов, овлалевших исследовательскими, профессиональными и коммуникационными компетенциями. Такие студенты направляются на практику, а потом на стажировку на предприятия и в организации, с которыми МИФИ реализует совместные инновационные проекты.

Предлагаемая нами модель тыоторской службы вуза[1] решает вопросы преемственности общего и высшего образования, адаптации первокурсников, учета особых образовательных потребностей молодого таланта, проблему сопровождения индивидуальной программы обучения студента с признаками одаренности. В рамках тыоторской службы должны быть созданы условия развития индивидуальных качеств ребенка, в которые включены и общеобразовательные задачи, и дополнительные развивающие задачи, и условия психологической поддержки ребенка в зависимости от социальной ситуации развития. К дополнительным развивающим задачам мы относим задачи создания обогащающей, развивающей среды и личностного становления.

Ключевой фигурой в модели тыоторской службы выступает личность тьютора. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования[2]. Тьюторы должны иметь высокую квалификацию в сфере интересов подопечного и развитые социальные компетенции (педагогические, коммуникативные, организаторские, управленческие), могут быть магистрантами, аспиратами, преподавателями вузов, администраторами. Специфическими требованиями к тьюторам являются их доступность, наличие необходимого технического оснащения (компьютер необходимой комплектации, программного обеспечения) и пользовательских навыков ИКТ. Тьюторы могут быть оплачиваемыми и волонтерами.

Тьюторская служба — это организационная форма образовательной организации, ориентированной на индивидуальные формы образовательной работы с обучающимися. Основное предназначение тьюторской службы - реализация индивидуальных программ развития ребенка обучающегося с целью создания оптимальных условий в рамках взаимодействия общего, дополнительного или профессионального образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обучающегося, социальных и социальноэкономических условий.

Задачи тьюторской службы:

  • — создание базы данных образовательных и иных организаций, сетевых партнеров, готовых предоставлять сетевые кратковременные образовательные и иные услуги для обучающегося;
  • — реализация индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов в рамках общей индивидуальной программы развития ребенка, обучающегося;
  • — достижение образовательных результатов по формированию и развитию образовательных интересов, потребностей, способностей и компетенций ребенка, обучающегося;
  • — организация и поддержка сетевого взаимодействия в вопросах сопровождения одаренных детей.

'Гьюторская служба функционирует на основе модели сопровождения, ориентированной на комплексное создание организационно-педагогических и нормативных условий для самостоятельного выстраивания обучающимся траектории образования в рамках образовательной среды. Элементами такой модели являются комплекс разработанных индивидуальных траекторий и маршрутов разного назначения (развития способностей, адаптации, достижения, профессиональной ориентации); психолого-педагогическое, медико-социальное и профориентационное консультирование; локальный документооборот (оформленная документально индивидуальная образовательная траектория, портфолио, положения о выборе ИОМ, о тьюторе и др.); наличие научно-методических объединений специалистов (медико-психолого-педагогической службы, научных или высококвалифицированных консультантов и др.).

Сопровождение может осуществляться по нескольким индивидуальным образовательным траекториям (ИОТ):

  • — ИОТ «Исследователь» предусматривает научное консультирование индивидуальною исследовательского проекта, подготовку к конференции, конкурсу, участие в научных, лабораторных исследованиях;
  • — ИОТ «Абитуриент» определяет маршрут подготовки к поступлению в профессиональное учебное заведение соответственно профилю способностей;
  • — ИОТ «Образ» (искусство и культурология) на основе достижений в художественной деятельности и искусстве выявляет необходимость профессионального образования, профильного общения, сфер самореализации.

Каждая траектория предлагает маршруты: познавательный, адаптивный, результативный (Табл. 3).

Таблица 3.

Специфика задач тьютора и службы

в рамках вариантов ИОТ___.

ИОТ

Вид ИОТ

Примерные задачи.

Исследователь.

познавательный.

Знакомство с технологиями, методами, средствами исследовательской деятельности (по направленности).

адаптивный.

Подготовка к участию в конференции, защита результатов исследовательского проекта, презентация авторского проекта инвесторам, работодателям.

результативный.

Разработка и реализация индивидуатьного исследования, проекта. Участие в создании коллективного продукта (продукта, проекта, опыта).

Абитуриент.

познавательный.

Знакомство с профессиями в сфере интересов, осознание способностей, возможностей, задач саморазвития.

адаптивный.

Знакомство с условиями профессиональной деятельности соответственно выбору, требованиями к начальному уровню компетенций, видам профессионального образования.

результативный.

Создание комплекса условий для поступления в учебное заведение согласно профессиональному выбору.

Образ.

познавательный.

Изучение сфер искусства, художественной, музыкальной и других.

Освоение средств, методов, видов исполнительской деятельности.

ИОТ

Вид ИОТ

Примерные задачи

адаптивный.

Подготовка к творческим состязаниям.

результативный.

Овладение новым средством воплощения творческого замысла (техникой, технологией).

Индивидуальный маршрут обучающегося может состоять из базовых и вариативных модулей. Базовым модулем являются договор о предоставлении образовательных услуг в форме ИОТ между тьюторской службой, родителями, образовательным учреждением (ОУ) или органами управления образованием; комплекс психодиагностики. Проектирование базового модуля ИОТ осуществляют вспомогательные специалисты; директор, психолог, системный администратор. Вариативными модулями являются программа ИОТ, перечень сетевых партнеров, ожидаемые результаты. Разработка вариативного модуля осуществляется тьютором на основе результатов диагностики, запроса подопечного и его родителей, с использованием специальной информационной среды. ИОМ согласуется с основной (общеобразовательной или профессиональной) программой обучающегося и сетевыми партнерами.

Тьюторское сопровождение предоставляется индивидуально в очно-дистанционной форме. Очно проводятся встречи обучающегося с тьютором, занятия, посещения, экскурсии, практические работы, проведение психодиагностики и других форм работы, предполагающей диалог с ребенком.

Дистанционную форму могут иметь занятия, проектировать маршрута, самостоятельная работа, общение с тыотором, контроль результатов. Дистанционная форма позволяет использовать любое свободное время ребенком самостоятельно, при интенсивных нагрузках, при разъездном характере образования (у спортсменов).

Тьюторская служба может работать как структурное подразделение образовательного учреждения, как форма социальнопсихолого-педагогического сопровождения обычной психологической службы, как отдельная социальная организация, предоставляющая образовательные услуги в индивидуальной форме на основе государственно-частного партнерства. В структуре вуза тьюторская служба может осуществлять свою деятельность в рамках факультета, однако особенности развития одаренных детей предполагают широкую среду общения, поэтому рекомендуется включать обучающегося в общее образовательное пространство высшего учебного заведения. Привлекательными, таким образом, будут вузы, имеющие развитую инфраструктуру: студенческие научные общества, лаборатории, библиотеку, ресрусные центры и т. д.

Для оперативного упрааления образовательной деятельностью потребуется специальная среда (программное обеспечение или сайт), в которой будут автоматизированы основные процессы тьюторской работы и ее обеспечения: проектирование НОТ, договор НОТ, выбор методов психодиагностики, методы контроля результатов.

Обеспечение тьюторской работы будет включать управленческие ресурсы: заключение договоров о сетевом взаимодействии, урегулирование учебного индивидуального плана с администраторами вуза и сетевыми партнерами, создание информационноматериальной базы тьюторской работы (создание программного обеспечения, сайта, управление им, сбор и анализ контрольных сведений); подбор и подготовка тьюторов.

Материально-технические ресурсы вуза позволяют решать задачи разработки и обновления ИК-среды службы, наличия помещений для индивидуальных занятий, оборудованных ПК и доступом в интернет, лабораторий, мастерских, кабинетов, залов, оборудования.

Тьюторская служба вуза обеспечит сетевые ресурсы: контакты со специалистами в сфере деятельности, доступ в организации, учреждения, которые могут стать сетевыми партнерами; доступ к информационным ресурсам сетевых партнеров; доступ к участию в деятельности сетевых партнеров.

Таким образом, можно выделить следующие функции тьюторской службы:

  • — Организационно-сетевая. Служба выстраивает сетевое взаимодействие с организациями, которые могут представить свои ресурсы по запросу, обоснованному задачами ИОМ. Сетевое взаимодействие строится через создание сети распределенного инструментального типа или модели цепи. Сетевые партнеры в зависимости от ИОТ могут иметь постоянный и ситуативный статус. Например, в траектории «Исследователь» постоянными партнерами будут вуз, конструкторские, исследовательские организации, высокотехнологичные предприятия. Ситуативными партнерами могут быть операторы образовательных программ («Шаг в будущее», «Умник», олимпиады), фонды, спонсоры. В траектории «Образ» постоянными сетевыми партнерами будут вузы сферы культуры, школы искусств, ОУ художественной направленности, а ситуативными — организаторы конкурсных мероприятий, учреждения культуры, общественные объединения.
  • — Функция сопровождения. ИОТ реализуется в индивидуальной форме. Для отбора адекватных средств тьюторского сопровождения тьютор постоянно взаимодействует с семьей, педагогами подопечного. Тьютор отслеживает последствия реализации ИОМ: влияние на режим обучения, состояние здоровья, мотивацию подопечного.
  • — Функция подготовки кадров. Для подбора тьюторов и подготовки их к реализации ИОТ служба организует систему методической учебы и повышения квалификации. Для специалистов, работающих с детьми с признаками одаренности, организуются информационно-образовательные мероприятия о возможностях тьюторской службы и условиях реализации различных ИОТ. Для тьюторов организуется постоянно действующая методическая учеба по совершенствованию информационно-коммуникативных, психолого-педагогических и правовых компетенций. Проводится работа по повышению квалификации в области эффективных образовательных технологий.

Специфику будут иметь и принципы тьюторской работы.

Принцип перспективы подразумевает нацеленность на овладение перспективными и индивидуально значимыми компетенциями на основе качественной диагностики и высококвалифицированной педагогической работы.

Принцип конвенцишыюсти реализуется в договорной форме отношений между ребенком, его законными представителями и тьютора. социально-педагогической направленности взаимодействия.

Принцип оптимальности предполагает изучение индивидуальной ситуации развития подопечного, согласование ИОТ с агентами его социализации, учет социальной и психологической ситуации, стимулирование мотивов саморазвития.

Прохождение ИОТ представляет собой алгоритм (рис. 1).

Модель тьюторской службы в вузе.

Рисунок 1.

Модель тьюторской службы может развиваться в модель сопровождения молодых талантов в вузе. Сопровождение студентов с высокими познавательными способностями потребует выработки специальных управленческих решений и согласования с базами практики и стажировки.

  • [1] Гусева Н. А. Модель тыоторской службы в вузе // Ярославскийпедагогический вестник. 2013. № 2. Том II (Психолого-педагогическиенауки). С. 201−207.
  • [2] Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003.95 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой