Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дихотомическое деление. 
Педагогика. 
Исследовательский подход

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другое задание, предложенное этими же авторами, базировалось на невербальном материале. Детям предлагался набор из 42-х картинок. Задача заключалась в том, чтобы выбрать из этого набора группу картинок, «похожих в некотором отношении». При внешней простоте дихотомической классификации нельзя не отметить, что она сложна и, классифицируя таким способом, дети обычно делают много ошибок. Поэтому… Читать ещё >

Дихотомическое деление. Педагогика. Исследовательский подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особый вид классификации — деление пополам — дихотомия. В итоге выделяются предметы, имеющие признак и не имеющие этого признака. Задание: найди предметы и явления, которые можно поделить надвое. В обычной классификации людей можно поделить на мужчин и женщин, а в дихотомической — на «мужчин» и «немужчин», на взрослых и детей и на «взрослых» и «невзрослых».

При внешней простоте дихотомической классификации нельзя не отметить, что она сложна и, классифицируя таким способом, дети обычно делают много ошибок. Поэтому целесообразно проводить упражнения на дихотомическое классифицирование.

Например, подберите противоположные понятия:

игрушки животные рыбы

инструменты автомобили планеты

большие летние веселые

ясный кривой активный

Задания для развития умений классифицировать

Начнем с простого задания. Продолжи ряды, например: полезные ископаемые — это уголь, нефть, руда, алмазы и др.

Игрушки —.

Люди —.

Деревья —.

Животные —.

Интересное задание на умение классифицировать предлагали в своих экспериментах американские психологи Р. Олвер и Дж. Хорнсби [Олвер Р., Хорнсби Дж. О составлении групп эквивалентных предметов // Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971. — С. 99119]. Детям предъявляли напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно), а экспериментатор их громко произносил и просил детей сказать, чем отличаются и чем похожи названные им предметы. Например: «Чем отличаются (похожи) банан и персик?». Затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель», и экспериментатор снова спрашивал, чем отличаются и чем похожи уже все три предмета. После этого к трем предыдущим словам присоединялось слово «мясо». И задание повторялось, только уже надо было охарактеризовать отличие и сходство четырех слов.

Эта процедура продолжалась до тех пор, пока не получался ряд, состоящий из слов: банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия, камень. Таким же способом детям был предложен другой ряд слов: колокольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение, смущение.

Нетрудно заметить, что ряд составляют предметы, разница между которыми последовательно возрастает, но, несмотря на это, все они имеют общие особенности, которые дети могут обнаружить.

Другое задание, предложенное этими же авторами, базировалось на невербальном материале. Детям предлагался набор из 42-х картинок. Задача заключалась в том, чтобы выбрать из этого набора группу картинок, «похожих в некотором отношении».

Ребенок выбирает из группы предложенных картинок те, что, по его мнению, могут быть объединены. Можно брать столько картинок, сколько хочешь. После этого его просят назвать, чем похожи отобранные им предметы. Затем картинки возвращаются на место, и ребенку предлагается подобрать другую группу. В экспериментах задача повторялась 10 раз.

Приведем пример решения задачи классифицирования одних и тех же предметов по разным основаниям. Берем слова: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль. Можно предложить следующие варианты их классификации:

  • • категориальное объединение:
    • 1) яблоко, банан, апельсин — фрукты;
    • 2) клен, дуб, сосна — деревья;
    • 3) слон, мышь, собака — животные;
    • 4) самолет, яхта, автомобиль — транспорт.
  • • функциональное объединение:
    • 1) яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, автомобиль — предметы потребления;
    • 2) клен, слон, дуб, мышь, собака, сосна — живые существа, поддерживающие равновесие в природе.
  • • пространственное объединение:
    • 1) яблоко, клен, слон, дуб, мышь, банан, сосна —живут в дикой природе;
    • 2) самолет, яхта, собака, автомобиль — имеют специальные помещения.
  • • аналитическое объединение:
    • 1) яблоко, клен, банан, апельсин, дуб, самолет, яхта, сосна, автомобиль — могут быть желто-зелеными;
    • 2) слон, мышь, собака — имеют четыре ноги;
    • 3) яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, автомобиль — могут иметь округлые формы.

Другая задача на классификацию представлена на рисунке 1. Она построена на невербальном материале. Объединить эти фигуры можно разными способами. Чем больше их будет найдено, тем лучше, единственное правило, которое необходимо соблюдать, чтобы объединение было логически обосновано.

Геометрические фигуры для классифицирования.

Рис. 1. Геометрические фигуры для классифицирования.

Например: объединим фигуры 1, 3, 4, 5 в одну группу, а фигуры 2 и 6 — в другую. Обоснование простое — одни заштрихованы, другие нет. Или, например, другой вариант: объединим в одну группу фигуры 1, 3, 5, 6, а в другую — 2 и 4. Обоснование — фигуры первой группы включают в себя несколько простых фигур, а фигуры второй состоят из одной простой геометрической фигуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой