Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочередно разным учащимся. Простота интерфейса, благодаря которой достигается понимание ребенком способа действий для перехода к собственно игровой деятельности; К компьютерным дидактическим играм для младших школьников предъявляются особые требования с точки зрения… Читать ещё >

Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения в начальной школе. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают проявление чувства творческого удовлетворения.

Дидактическая игра — эффективная форма проведения уроков в начальной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретаются с заинтересованностью.

Педагогические принципы организации дидактических игр на уроках:

  • 1) опора на уже имеющиеся у детей знания;
  • 2) дидактическая задача должна быть достаточно трудна и в то же время доступна детям;
  • 3) необходимо поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  • 4) важно постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  • 5) необходимо конкретно и четко объяснять правила игры.

Психолого-педагогические особенности использования дидактических игр в начальной школе:

  • — Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
  • — Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
  • — Содержание игры, подбор загадок, конкурсов должны соответствовать возрасту младших школьников.
  • — Дидактическая игра должна быть ограничена во времени.
  • — Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений и дидактических игр. При построении игры важно соблюдать цепочку: завязка — развитие действия — кульминация — развязка — финал.
  • — Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
  • — Следует обращать внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
  • — В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочередно разным учащимся.
  • — Учитель должен предоставлять детям достаточно самостоятельности в игре, если это возможно.
  • — Учителю необходимо собирать как особую ценность любимые игры детей, но постоянно искать и новые игры.

К компьютерным дидактическим играм для младших школьников предъявляются особые требования с точки зрения эргономики[1] (Ю. М. Горвиц):

  • — минимальное наличие текстовой информации или полное отсутствие;
  • — текст крупный, легко читаемый для ребенка;
  • — применение знаков, понятных ребенку;
  • — наличие нейтрального фона экрана, отсутствие мелких деталей, отвлекающих ребенка от решаемой задачи;
  • — оптимальный отклик компьютера на действия детей;
  • — использование накладок на клавиатуре под запястье (для клавиатур с высокими клавишами);
  • — простота интерфейса, благодаря которой достигается понимание ребенком способа действий для перехода к собственно игровой деятельности;
  • — применение различных способов демонстрации реакции типа «правильно — неправильно» (веселая мелодия — грустная мелодия и др.).

Таким образом, дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственноволевых качеств детей младшего школьного возраста, формированию познавательного интереса.

Дидактические игры стимулируют общение между преподавателем и учащимися и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринужденный характер. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей.

Кроме того, пространственно-временная особенность дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.

  • [1] Эргономика — это отрасль науки, изучающая человека и его деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой