Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочередно разным учащимся. Простота интерфейса, благодаря которой достигается понимание ребенком способа действий для перехода к собственно игровой деятельности; К компьютерным дидактическим играм для младших школьников предъявляются особые требования с точки зрения… Читать ещё >
Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения в начальной школе. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают проявление чувства творческого удовлетворения.
Дидактическая игра — эффективная форма проведения уроков в начальной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретаются с заинтересованностью.
Педагогические принципы организации дидактических игр на уроках:
- 1) опора на уже имеющиеся у детей знания;
- 2) дидактическая задача должна быть достаточно трудна и в то же время доступна детям;
- 3) необходимо поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
- 4) важно постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
- 5) необходимо конкретно и четко объяснять правила игры.
Психолого-педагогические особенности использования дидактических игр в начальной школе:
- — Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
- — Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
- — Содержание игры, подбор загадок, конкурсов должны соответствовать возрасту младших школьников.
- — Дидактическая игра должна быть ограничена во времени.
- — Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений и дидактических игр. При построении игры важно соблюдать цепочку: завязка — развитие действия — кульминация — развязка — финал.
- — Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
- — Следует обращать внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
- — В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочередно разным учащимся.
- — Учитель должен предоставлять детям достаточно самостоятельности в игре, если это возможно.
- — Учителю необходимо собирать как особую ценность любимые игры детей, но постоянно искать и новые игры.
К компьютерным дидактическим играм для младших школьников предъявляются особые требования с точки зрения эргономики[1] (Ю. М. Горвиц):
- — минимальное наличие текстовой информации или полное отсутствие;
- — текст крупный, легко читаемый для ребенка;
- — применение знаков, понятных ребенку;
- — наличие нейтрального фона экрана, отсутствие мелких деталей, отвлекающих ребенка от решаемой задачи;
- — оптимальный отклик компьютера на действия детей;
- — использование накладок на клавиатуре под запястье (для клавиатур с высокими клавишами);
- — простота интерфейса, благодаря которой достигается понимание ребенком способа действий для перехода к собственно игровой деятельности;
- — применение различных способов демонстрации реакции типа «правильно — неправильно» (веселая мелодия — грустная мелодия и др.).
Таким образом, дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственноволевых качеств детей младшего школьного возраста, формированию познавательного интереса.
Дидактические игры стимулируют общение между преподавателем и учащимися и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринужденный характер. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей.
Кроме того, пространственно-временная особенность дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.
- [1] Эргономика — это отрасль науки, изучающая человека и его деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.