Реализация принципа преемственности обучения математике в средней и высшей школах
Диссертация
Во многих работах по исследованию преемственности рассмотрены некоторые аспекты преемственности обучения в системе «школа-вуз». К сожалению, в последнее время отмечается снижение уровня подготовки учащихся в средней школе. В процессе обучения математике учащиеся приобретают определенное количество опорных знаний и умений, составляющих тот фундамент, на котором согласно принципу преемственности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты проблемы преемственности обучения математике
- 1. Понятие преемственности обучения
- 2. Взаимосвязь преемственности с основными дидактическими принципами обучения
- 3. Психологические основы преемственности обучения математике
- 4. Преемственность в формировании личности обучаемых
- Глава II. Методика реализации преемственности в изучении курсов математики в средней и высшей школах
- 1. Преемственность в основных компонентах методической системы обучения математике
- 2. Основные структурные элементы модели «Школа-вуз» преемственности обучения математике
- 3. Содержание учебных материалов, направленных на реализацию предложенной модели
- 4. Результаты педагогического эксперимента
Список литературы
- Айнштейн В.Г. О логическом и творческом обучении //Вестник высшейшколы. 1988. — № 3. — С. 33.
- Алимов Ш. А., Колягин Ю. М. и др. Алгебра и начала анализа: Учебникдля 10−11 классов средней школы. М.: Просвещение, 1992, с. 10.
- Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении //Советская Педагогика. —1953.- № 2. С. 23.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.- М.: Ин-тпрактической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.- 1969, с. 15.
- Антология педагогической мысли России. XVIII в. М.: Педагогика, 1985, с. 17−96.
- Антонова И.В. Значение принципа преемственности для формированияличности обучаемых //Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: естественные науки. М.: Прометей, 2005, с. 26−28. — 0,2 п.л.
- Антонова И.В. Некоторые вопросы преемственности обученияматематике в средней и высшей школах //Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: естественные науки. М.: Прометей, 2004, с. 11−13. — 0,2 п.л.
- Антонова И.В. Некоторые проблемы обучения математике на первыхкурсах высшей школы //Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования. Тверь: ТГУ, 2003, с. 68. — 0,1 п.л.
- Антонова И.В. О проблеме преемственности в формировании личности обучаемых //Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: естественные науки. М.: Прометей, 2003, с. 11−13. — 0,2 п.л.
- Антонова И.В. Преемственность в изучении школьной и вузовской математики //Межвузовский сборник научных трудов, вып.5. — Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003, с. 128−130. 0,2 п.л.
- Антонова И.В. Преемственность как связующее звено в школьном и вузовском математическом образовании //Межвузовский сборник научных трудов, вып.6. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2004, с. 140−142.-0,2 п.л.
- Арсеньев A.C. Переход от старой теории к новой как превращение понятия. М.: Наука, 1967. — 113 с.
- Артемов А.К. Преемственность в развивающем обучении математике как методическая проблема /Тезисы докл. федер. научно-практической конф. Н. Новгород- 1997, — с. 3.
- Артемьева Т.К. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977, с. 5.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы, методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. — М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989, с. 15.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-78 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике. — М.: Просвещение, 1999. 80 с.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.- 1969. — 97 с.
- Баранов С.П. Лекции по теории обучения. М.- 1972. — 63 с.
- Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 классов средней школы. М.: Дрофа, 1999. — 400 с.
- Башмаков М.И. Математика. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Высшая школа, 1994. 544 с.
- Башмаков М.И. и др. Задачи по математике. Алгебра и анализ /Под ред. Д. К. Фаддеева. М.: Наука, 1982. 192 с. — /Библиотечка «Квант», выпуск 22.
- Белкин Е.А. Управление познавательной деятельностью (Дидактический аспект). Ярославль, 1979. — 183 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. М.: Ин-т прикл. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1997. — ч.2. — 303 с.
- Беляев Е.А., Перминов В .Я. Философские и методологические проблемы математики. М.: МГУ, 1981. — 216 с.
- Бернштейн H.A. Биомеханика и физиология движений.- М.: Ин-т прикладной психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 608 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бехтерев В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения// Гений и творчество. Л.- 1924.-е. 12.
- Битинас Т.С. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений. М., 1973.-281 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. — М.: АПН РСФСР, 1959.-347 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959, с. 54−60.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК" — 1997.-352 с.
- Болтянский В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования //Математика в школе. — М.- 1988.-№ 3.-С.9.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.-304 с.
- Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. — М.: Учпедгиз, 1951.-504 с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.
- Бунимович Е.А. Связка „школа-вуз“ должна развиваться! //Директор школы. 2003. — № 4. — С.75.
- Буслаев А. В. Методические основы отбора задач по математике для старших классов различного профиля обучения: Дисс.к.п.н. — М.: МПГУ, 2002.-221 с.
- Бутузов В.Ф., Колягин Ю. М. и др. Математика: Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995, с. 24.
- Виленкин Н.Я., Таваркиладзе Р. К. О путях совершенствования содержания и преподавания школьного курса математики. М.: Просвещение, 1980, с. 25.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С. И. Алгебра и математический анализ для 10 (11) класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1992. — 335 с.
- Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 288 с.
- Виленкин Н.Я. и др. Математический анализ. — М.: Просвещение, 1973.-512 с.
- Волович М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. — М.- 1995.-280 с.
- Волович М.Б. Математика без перегрузок. — М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. — M.-JL: „Психологические исследования“, 1934. — 324 с.
- Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. М.: Просвещение, 1997. — 352 с.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.-М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998. 480 с.
- Гальперин П.Я. Управление формированием психических процессов. -М., 1977. 118 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
- Глейзер Г. Д. и др. Алгебра и начала анализа. М.: Просвещение, 1989. -434 с.
- Гнеденко Б.В. Математика в современном мире и математическое образование. // Математика в школе. 1991. — № 1. — с.2−4.
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с. /Библиотечка учителя математики.
- Гнеденко Б.В. О математике. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 208 с.
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. — М.: Просвещение, 1985. 192 с.
- Гнеденко Б.В., Черкасов P.C. О преподавании математики в предстоящем тысячелетии //Математика в школе. — 1996. № 1. — С.52−54.
- Годник С.М. Процесс преемственности в высшей и средней школе. -Воронеж: Воронежский университет, 1981. 206 с.
- Головин С.Ю. Словарь психолога — практика. — Минск: Харвест, М.: ACT, 2001.-976 с.
- Григорьев С.Г. Преемственность в обучении математике учащихся школы и студентов экономического вуза: Автореф. .дисс.к.п.н. М.- 2000.-30 с.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дисс.д.п.н. М.: МПГУ, 1990. — 364 с.
- Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: Вербум, 2003. 428 с.
- Гусев В.А., Смирнова И. М. Магистерская диссертация по методике преподавания математики: Методические рекомендации. М.: Прометей, 1996. — 108 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Далингер В.А. Анализ типичных ошибок, допускаемых в курсе алгебры и начал анализа. //Математика в школе. — 1998. № 6. — с. 1318.
- Далингер В.А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе. Дисс. .д.п.н. Омск- 1992.-387 с.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 81 с.
- Данилов М.А. О сознательном и прочном усвоении знаний учащимися. М., 1953. — 48 с.
- Доклад Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в 21 веке Вашингтон, 2000, с. 10.
- Дорофеев Г. В. Понятие функции в математике и в школе//Математика в школе. 1978. — № 2. — С. 10.
- Дорофеев Г. В. Математика для каждого. М.: Аякс, 1999. — 292 с.
- Ершов Л.В., Райхмист Р. Б. Построение графиков функций. — М.: Просвещение, 1984. 80 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исслдедований. М.: Педагогика, 1982. — 159 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М.: Центр „Академия“, 2001. 192 с.
- Зайкин М.И. Исследование организационной структуры учебного процесса по математике в классах с малой наполняемостью. Дисс.д.п.н.-М.- 1993.-348 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Издательская корпорация „Логос“, 1999. 384 с.
- Зиновьев А.А. Основы логической теории знаний. — М.- 1968. — 285 с.
- Ивашев-Мусатов О. С. Начала математического анализа. — М.: Наука, 1973.-160 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений. М.- 1977, с. 10.
- Исаенко Г. И. Категория преемственности в марксистско-ленинской философии: Дисс.к.филос.н.-М.- 1970.-211 с.
- Карташов Э.М. Естественно-научному факультету 10 лет //Ученые записки МИТХТ им. М. В. Ломоносова, вып. 4. — М.- 2002. — с. 17−20.
- Клайн М. Математика. Поиск истины /Пер. с англ. Ю. А. Данилова, под ред. Ю. В. Сачкова и В. И. Аршинова. М.: Мир, 1988. — 296 с.
- Клековкин Г. А. Преемственность в обучении: в поисках теоретических оснований. Самара, 2000. — 328 с.
- Кожухов И.Б., Прокофьев A.A. Дайте возможность изучать математику! //Математика в школе. 2000. — № 7. — С.63.
- Колмогоров А.Н. О работе вузов со школами //Математика в школе. — 1995. № 2. — С.46.
- Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа 10−11. — М.: Просвещение. АО „Московские учебники“, 2002. — 384 с.
- Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 классов средней школы /Под ред. А. Н. Колмогорова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991.- 320 с.
- Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа. 10 кл. — М.: Мнемозина, 2001. 364 с.
- Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа. 11 кл. — М.: Мнемозина, 2001. 240 с.
- Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. — М.: Просвещение, 2001. — 318 с.
- Коржуев A.B., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М.: МГУ, 2003. — 302 с.
- Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
- Кудрявцев Л.Д. Модернизация средней школы и математическое образование//Математика. 2002. — № 38, С. 1−5.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М.: Наука, 1985.-106 с.
- Кузнецов A.A., Рыжаков М. В. Некоторые аспекты разработки содержания образования на старшей ступени школы //Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С.40−46.
- Кустов Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах: Автореф.дисс.д.п.н. — М.- 1990. 32 с.
- Кухта A.M. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы школы: Автореф.дисс.к.п.н.-Киев- 1970.— 16 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Педагогика, 1991, с. 65.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. 318 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1981, с. 12.
- Лернер B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 223 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и дополн. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии.- М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. 384 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
- Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике. — М.: МГОУ, 2003. — 247 с.
- Макарычев Ю.Н. Система изучения элементарных функций в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1964. — 220 с.
- Маркушевич А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе //В кн: На путях обновления школьного курса математики. М.: Просвещение, 1978.
- Матросов В.JI. Основы курса высшей математики: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. — 544 с.
- Мельников И.И. Научно-методические основы взаимодействия школьного и вузовского математического образования в России: Автореф.дисс.д.п.н. -М.: МГУ- 1999.-36 с.
- Мельников И.И., Сергеев И. Н. Как решать задачи по математике на вступительных экзаменах. — М.: МГУ, 1990. — 303 с.
- Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышэйшая школа, 1977. — 158 с.
- Метельский Н.В. Дидактика математики. Общая методика и ее проблемы. -2-е изд., перераб. Минск: Университетское изд., 1982. — 256 с.
- Методика преподавания математики /Под общей ред. С. Е. Ляпина. 2-е изд., исправл. — Л.: Учпедгиз, 1955. — 484 е.- Часть II. — Л.: Учпедгиз, 1956. — 654 с.
- Молодший В.Н. Очерки по философским вопросам математики. — М.: Просвещение, 1969. 304 с.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. М.: Высшая школа, 1979.-399 с.
- Немов P.C. Психология. М.: Просвещение, 1990. — 302 с.
- Никольский С.М. О школьной математике //Математика. — 2003. -№ 21.- С. 18.
- Никольский С.М. и др. Алгебра и начала анализа. 11 кл. — М.: Просвещение, 2003. 448 с.
- Новиков А.И. К вопросу о реформе математического образования //Математика в школе. — 2000. № 6. — С. 2−4.
- Образование, которое мы можем потерять. Сборник. Под общей редакцией ректора МГУ академика В. А. Садовничего. М.: МГУ, 2003. — 368 с.
- Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. М.: Московский психолого-социальный ин-т. — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1999. — 512 с.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука: Автореф.дисс.д.п.н. Л.- 1967.-32 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических. вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.:
- Педагогическое общество России, 2002. 640 с.
- Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. М.: УМЦ"Школа2000.», 2001.-255 с.
- Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512 с.
- Потоцкий М.В. О педагогических основах обучения математике. -М.: Учпедгиз, 1963, с. 5.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5−11 кл. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2002. — 320 с.
- Прокопьев И.И. Принцип преемственности и его осуществление в летней деятельности пионеров: Автореф.дисс.к.п.н. — Минск- 1970.-16 с.
- Решетова З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке: Автореф.дисс.к.пс.н. М.- 1953. — 16 с.
- Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе. — Минск: Вышэйшая школа, 1990. 268 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. с. 104−111.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — 488 е.- 328 с.
- Рузавин Г. И. О природе математического знания (очерки по методологии математики). М.: Мысль, 1968.-304 с.
- Рыбников К.А. Введение в методологию математики. — М.: МГУ, 1979.-с. 12.
- Рыжик В.И. 30 000 уроков математики. М.: Просвещение, 2003. — 288 с.
- Сидоров Ю.В. Преемственность в системе обучения алгебре и математическому анализу в школе и вузе: Автореф.дисс.д.п.н. -М.- 1999. 35 с.
- Слепкань Э.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Методическое пособие. Киев: Радянська школа, 1983. — 192 с.
- Смирнова И.М. Исторические аспекты дифференциации обучения//Математика. — 2000. № 44. — С. 1−8.
- Смирнова И.М. Исторические аспекты факультативной формы обучения математике в средней школе //Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе. М.: Mill У, 2000, с.7−11.
- Смирнова И.М. Профильная модель обучения математике // Математика в школе. — 1997. № 1. — С.32.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. — с. 1054.
- Сойер У.У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 1972. — 192 с.
- Столяр A.A. Как математика ум в порядок приводит. — Минск: Вышэйшая школа, 1982. 205 с.
- Столяр A.A. Педагогика математики. — 3-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1986. 414 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
- Усова A.B. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования. ЧНПУ, 1997. — 20 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.
- Фаддеев Д.К. и др. Алгебра для школьников М.: Физматлит, 1995. — 464 с.
- Фаддеев Д.К. и др. Об элементах высшей математики в средней школе //Математика в школе. 1985. -№ 6. — С.46.
- Фаддеев Д.К. и др. Элементы высшей математики для школьников. М.: Наука, 1987. — 336 с.
- Федеральный Закон РФ об образовании М.: Ось 89, 1999.
- Федорова В.Н. Межпредметные связи. На материале естественнонаучных дисциплин средней школы. М.: Педагогика, 1972. — 152с.
- Федброва Н.Е. и др. Изучение алгебры и начал анализа в 10−11 кл. -М.: Просвещение, 2003. 205 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Фридман JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Фридман JI.M. Теоретические основы методики обучения математике. М.: Флинта, 1998. — 224 с.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1981.-304 с.
- Хуторский A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. 544 с.
- Чалоян В.К. Восток Запад (преемственность в философии). — М.: Наука, 1968. 223 с.
- Черкасов P.C. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
- Шварцбурд С.И. О развитии интересов, склонностей и способностей к математике //Математика в школе, 1964, № 6, с. 12.
- Шварцбурд С.И. и др. Математический анализ и алгебра. — М.: Просвещение, 1967. 348 с.
- Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. М.: Изд-во МГУ, 1969. с. 3.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 206 с.
- Щукина К.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.