Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития детей, поступающих в школу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становятся все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения… Читать ещё >

Особенности развития детей, поступающих в школу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов, педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптироваться к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программы.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий.

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа жизни. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.

По словам Д. Б. Эльконина [49, c. 318], весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый — папа, доктор, шофер и т. п.).

Основное противоречие возраста (задача развития) в социальной ситуации развития. Д. Б. Эльконин [49] указывает, что ребенок «есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром».

Как уже отмечалось выше, психологическая готовность ребенка к школе чаще всего рассматривается в двух аспектах: интеллектуальная и личностная готовность к школе.

Основным критерием психологической готовности к школе в трудах Л. И Божович [8, с. 15] выступает новообразование «внутрянняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.

Д.Б. Эльконина [49] на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относит:

  • 1) умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способ действий;
  • 2) умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
  • 3) умение слушать и выполнять инструкцию взрослого;
  • 4) умение работать по образцу.

Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.

Фактически это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Н.Г. Салмина [44, c. 263] в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет:

  • 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;
  • 2) уровень сформированности семиотической функции;
  • 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.

Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.

В работах Е. Е. Кравцовой [17, с. 16] существенным показателем психологической готовности к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяют три сферы — отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.

Д.Б. Эльконин [49] выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:

  • 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.
  • 2. Возникновение первичных этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим».
  • 3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
  • 4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин [49] отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становятся все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.
  • 5. Возникновение личного сознания — возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки).

Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.

Как отмечает Л. И. Божович [33, с.240], также одной из предпосылок к школьному обучению является возникновение к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности.

Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития:

  • 1) первая — линия формирования произвольного поведения;
  • 2) вторая — линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • 3) третья — линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

К ним следует добавить еще одну. Это мотивационная готовность к школьному обучению. Мотивационная готовность к школьному обучению составляет ядро внутренней позиции школьника, значение которой для вхождения в школьную жизнь подчеркивали Л. И. Божович и ее последователи Т. А. Нежнова, Н. И. Гуткина, И. Ю. Кулагина и др.

Стремление ребенка к новому социальному положению, по мнению И. Ю. Кулагиной [25, c. 108], — это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей младших школьников. В частности, из него вырастает ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

Кроме того для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.

Таким образом, к моменту поступления в школу, к завершению дошкольного детства дети должны достичь определенного уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у них необходимо сформировать соответствующие личностные качества. Приоритетной целью на этом возрастном этапе должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе. Подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. Отсутствие такой готовности у ребенка отрицательно отражается на успешности его обучения, комфортности пребывания в классе, поэтому существенные для дальнейшего развития изменения психики ребенка дошкольного возраста не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой