Методика работы над текстом газетной статьи на кафедре немецкой филологии
Как было определено в предыдущем параграфе, газетный текст даёт возможность студентам овладеть современной лексикой, знакомит с новыми явлениями, характерными для состояния языка на сегодняшний день. Помимо этого, студент, читающий прессу, узнаёт, с одной стороны, страноведческие и бытовые реалии современной духовной жизни общества страны изучаемого языка, а с другой стороны, расширяется… Читать ещё >
Методика работы над текстом газетной статьи на кафедре немецкой филологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как было определено в предыдущем параграфе, газетный текст даёт возможность студентам овладеть современной лексикой, знакомит с новыми явлениями, характерными для состояния языка на сегодняшний день. Помимо этого, студент, читающий прессу, узнаёт, с одной стороны, страноведческие и бытовые реалии современной духовной жизни общества страны изучаемого языка, а с другой стороны, расширяется и обогащается его коммуникативный опыт.
Работа над газетным текстом является важным аспектом в процессе обучения иностранному языку, так как в процессе работы с газетным материалом студент приобретает навыки комплексного подхода к тексту любого вида. Отсюда — понимание значения контекста для правильного выбора значения той или иной лексической единицы, умение распознавать и переводить фразеологические обороты, правильный подход к понятию адекватного перевода, овладение различными видами работы с текстом (как традиционными, так и нетрадиционными).
Основная цель работы с газетными текстами на кафедре немецкой филологии — научить студентов читать с глубоким пониманием, что помогает читателям сосредоточиться на смысловой стороне текста и учить их извлекать из текста полезную информацию.
В процессе работы над текстом газетной статьи формируются навыки и умения студентов правильно ориентироваться в тексте газеты и подводить их к умению читать и понимать газетный текст без словаря, при этом, придерживаясь постоянно главной задачи — научить читать газетные статьи с общим охватом их основного содержания, выпуская второстепенное, обучать обходить языковые трудности и на изученном лексико-грамматическом материале передавать содержание прочитанного.
Работа над текстом газетной статьи на кафедре немецкой филологии ведется именно с учетом указанной главной цели, то есть с использованием традиционного способа — просмотрового вида чтения.
Указанный вид чтения предполагает просмотр разных по объему публикаций (от отрывков текстов до целых статей и книг) и используется преимущественно в научно-исследовательской и профессиональной деятельности.
Просмотровое чтение можно определить как чтение с выборочным извлечением информации, которое направлено на нахождение в тексте специфической информации для ее последующего использования в определенных целях, информации о полезности текста, о том, представляет ли он интерес и может ли быть использован в дальнейшем [49,31]. Для получения данной информации достаточно прочитать заголовки и подзаголовки либо отдельные абзацы.
Просмотровое чтение должно ориентироваться на крупные смысловые куски, которыми являются единицы текста, что, требует от читающего быстрой обработки всего текстового поля. В ходе мыслительного процесса при просмотровом чтении основное смысловое содержание текста может предвосхищаться, прогнозироваться с разной степенью полноты и достоверности в зависимости от этапа чтения.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов, учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
При подборе газетных материалов для просмотрового чтения следует соблюдать такие принципы обучения, как доступность и посильность материала возрастному и языковому уровню студентов. Эти тексты должны соответствовать интересам, быть актуальными по тематике, насыщенными общественно-политической или научной информацией, иметь воспитательное значение.
На основе указанных принципов обучения чтению процесс работы с газетными текстами на кафедре немецкой филологии строится по следующим этапам:
- 1. Ознакомление студентов с общим содержанием текста и определение цели работы;
- 2. Разъяснение отдельных слов, грамматических моделей, словосочетаний для снятия трудностей лексического и грамматического характера;
- 3. Прочтение статьи при помощи просмотрового вида чтения;
- 4. Выполнение упражнений, направленных на контроль понимания прочитанного и более полное осмысление содержания текста;
- 5. Выполнение заданий творческого характера на основе прочитанного текста [41, 38].
Первый этап работы над текстом начинается с того, что преподаватель вводит студентов в тему текста газетной статьи, задает ряд предварительных вопросов, которые нацеливают на тематику текста и облегчают дальнейшее восприятие его содержания. Далее следует вступительное слово, в котором преподаватель, не раскрывая содержания текста, кратко рассказывает о его проблематике, поясняет значение фактов, связанных с общественно-политической жизнью страны, где происходят описываемые в тексте события, дает объяснение отдельных реалий, характеристику отдельных лиц, упоминаемых в тексте.
Проведя предварительную работу, студенты вместе с преподавателем переходят ко второму этапу, где читателям предлагается просмотреть текст, чтобы выявить индивидуальные затруднения в первичном восприятии его содержания.
После снятия всех предполагаемых трудностей студентам предлагается текст газетной статьи для прочтения с использованием просмотрового вида чтения, то есть с охватом общего содержания прочитанного.
После этого проводится контроль понимания прочитанного при помощи различных упражнений. Обучая газетной лексике, необходимо работать со словосочетаниями, а не с изолированными словами. Если преподаватель будет вести работу по накоплению газетных типовых фраз систематически, студенты легко будут узнавать их в процессе чтения газеты.
Заканчивается работа над текстом газетной статьи его интерпретацией. Это может быть объяснение причин и мотивов, общественного значения события, поступков людей, обобщенный вывод о прочитанном, мнение студента о газетном сообщении.
Таким образом, газетные материалы могут как знакомить с культурой, стереотипами поведения, процессами, происходящими в обществе, так и использоваться в качестве материалов для работы над развитием коммуникативных навыков и формирования языковой компетенции.
Однако, несмотря на используемую методику работы над газетным текстом существуют трудности, мешающие студентам полноценному усвоению прочитанного материала при чтении текста газетной статьи:
a) Чтение каждого слова, что значительно тормозит скорость чтения и ухудшает понимание;
b) Внимание студента уделяется в основном форме слова, а не его значению;
c) Большая концентрация на деталях, при этом теряется главная мысль;
d) Небольшой словарный запас и частое обращение к словарю;
e) Ограниченные знания о предмете [25, 61].
При таком алгоритме чтения студенты привыкают анализировать слова, фразы и синтаксические конструкции и из этого выводить значение текста, что значительно замедляет чтение и понимание. Отсюда задача преподавателя — помочь студентам снять часть трудностей в процессе чтения газетной статьи, для преодоления которых наряду с традиционным способом просмотрового чтения необходимо найти такой эффективный способ, который позволил бы читать в несколько раз быстрее, при этом глубоко понимать текст и выделять главные идеи.
Выводы по главе
- 1. Для всестороннего развития личности студента необходимо приобщать его к чтению публицистической литературы на иностранном языке, частью которой является газетный текст.
- 1. Основной целью обучения чтению газетных статей студентов языкового факультета является понимание содержание газетных текстов, которое достигается при использовании всех возможных приемов смысловой переработки текста.
- 2. Газетная статья характеризуется ее информативностью, целостностью, сжатостью, коммуникативным назначением, позволяющими применять их в процессе обучения просмотровому чтению студентов языковых факультетов.
- 3. Просмотровое чтение определяется как чтение с выборочным извлечением информации, которое направлено на нахождение в тексте специфической информации для ее последующего использования в определенных целях.
- 4. Для преодоления трудностей, возникающих при чтении газетной статьи, наряду с традиционным способом просмотрового чтения целесообразно использовать более эффективный метод такой, как метод скорочтения на ИЯ.