Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

К вопросу об уровне базовых знаний по дисциплинам социогуманитарного цикла на примере профессиональной этики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Патриотизм полицейский убеждение В обществе существует необходимость того, чтобы в определенных ситуациях люди поступали однотипным образом. Это помогает людям лучше понимать друг друга, предсказывать поведение, согласовывать действия. Данная потребность реализуется многими средствами, например правом, но в первую очередь моральными нормами. Выполнение моральных норм обеспечивается традициями… Читать ещё >

К вопросу об уровне базовых знаний по дисциплинам социогуманитарного цикла на примере профессиональной этики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

патриотизм полицейский убеждение В обществе существует необходимость того, чтобы в определенных ситуациях люди поступали однотипным образом. Это помогает людям лучше понимать друг друга, предсказывать поведение, согласовывать действия. Данная потребность реализуется многими средствами, например правом, но в первую очередь моральными нормами. Выполнение моральных норм обеспечивается традициями, обычаями, силой общественного мнения, внутренними убеждениями личности. Моральные нормы получили отражение в моральном сознании в виде соответствующих правил и заповедей. Моральная форма общественного сознания играет огромную роль в жизни общества.

Но сами по себе эти нормы не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности во всех областях жизни. Так, в профессиональной деятельности могут возникать ситуации, когда профессиональный долг может вступать в противоречие с требованиями общечеловеческой морали. В силу этого обстоятельства возникает профессиональная этика как наука, изучающая специфику профессиональной морали. Между профессиональной моралью и моралью всего общества нет жесткой границы. Профессиональная мораль входит в мораль общую. Они диалектически проникают друг в друга [1].

Особенностью профессиональной этики является то, что в ней существуют жесткие нормативные установки, в силу чего многие требования профессиональной морали приобретают максимально конкретный смысл. Нормы и принципы морали получают в профессиональной этике конкретизацию применительно к тому или иному виду профессиональной деятельности. В органах внутренних дел, эти требования выступают в форме «этического максимализма"[2]. Поэтому знание основ профессиональной этики, ее норм и принципов является обязательным условием профессионализма.

Для правоохранительных органов России это требование в последнее время приобретают особенно большое значение. На начальном этапе и в дальнейшей служебной деятельности сотрудников ОВД, правоохранительные органы стараются сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников, добиваются осознания каждым сотрудником, который борется за правопорядок, своего гражданского и профессионального долга, знаний основ профессиональной этики. ОВД определяют и закрепляют должное поведение сотрудника в социальном и профессиональном отношении при выполнении своих служебных обязанностей.

Поэтому соблюдение законности и служебной дисциплины определяется, прежде всего, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников. Данные качества зачастую оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие, нежели профессиональная компетентность.

На современном этапе при переаттестации или при выдвижении на более высокую должность, настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников. Именно эти важнейшие качества определяют готовность к выполнению любых служебных задач, определяют желание их выполнить, чувство ответственности при их выполнении.

Необходимо отметить, что нормы, регулирующие поведение и этикет сотрудника носят не только условный характер, вырабатываются в процессе приобретения служебного опыта, формировании служебных традиций с помощью моральнопсихологического климата коллектива, в котором несут службу сотрудники, но и официально закреплены и содержатся в нормативно-правовых документах [3].

Поэтому предмет «Профессиональная этика и служебный этикет» играет, на наш взгляд, важнейшую роль в формировании будущего специалиста, поскольку решает задачи систематизации знаний и обучения основам профессиональной этики в образовательных учреждениях МВД. Однако, как и ряд других гуманитарных наук, этот предмет предполагает наличие должного уровня базовых знаний у учащихся начинающих изучение данной дисциплины.

С целью выявления уровня базовых знаний об основах предмета «Профессиональная этика» и этики вообще, нами было проведено анонимное анкетирование курсантов второго курса ФГКОУ ВО ВСИ МВД России (одна учебная группа), которые еще не изучали дисциплину «Профессиональная этика и служебный этикет». В анкете содержались базовые вопросы позволяющие определить представления курсантов как об общих этике и морали, так и их особенностях в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Анкетирование показало, что 90% респондентов знают, что этика это наука о морали. Однако, 70% курсантов не имеют представления о том, что же такое мораль. 30% не могут правильно дать определение этики как науки о морали. 40% учащихся не понимают как мораль и право взаимосвязаны. 55% не смогли правильно указать основные категории этики, 40% не знают, что основным принципом общечеловеческой морали является принцип гуманизма. Почти половина курсантов — 45% не смогли правильно указать, когда появилась мораль, а 55% не понимают сущности развития морали. Верное определение достоинства смогли дать только 20% учащихся, а определение чести только 15%. Вместе с тем, 70% курсантов правильно определяют основной принцип деятельности сотрудников ОВД, 85% верно дают определения стыда и совести.

Таким образом, мы видим, что большинство курсантов, приступая к изучению дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», путается даже в базовых терминах (этика, мораль), не знает основные категории этики и принципы морали. Это указывает на низкий уровень базовых знаний учащихся в области гуманитарных дисциплин в целом.

Таким образом, приступая к изучению дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» преподавателю необходимо начинать с формирования базовых представлений учащихся о предмете и изучаемом объекте, уточнения понятий, которые могут интерпретироваться разными учащимися по-своему. Выявленная ситуация показывает, что преподавателями дисциплин социогуманитарного цикла необходимо уделить особое внимание анализу предметной области изучаемой дисциплины, однозначной трактовке основных понятий, а также формированию у учащихся соответствующего тезауруса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой