Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы работы над текстом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтение художественных произведений совмещается с изучением литературоведческих статей и последующем обсуждением выдвинутых в них положений. Происходит дальнейшее расширение лексического запаса за счет активизации слов и выражений, относящихся к области литературной теории. При фронтальном и индивидуальном контроле может использоваться как устная речь, так и письменная (перевод трудных фрагментов… Читать ещё >

Этапы работы над текстом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют различные точки зрения по поводу того, какие этапы работы над текстом необходимо включить в учебный процесс, какие наиболее эффективны. Естественно, что выбранные виды работы зависят от целей, которые мы ставим перед чтением.

Обычно выделяются 3 этапа работы над любым текстом: дотекстовый этап (предречевые упражнения), текстовый этап (контроль понятия содержания), послетекстовый этап (контроль понятия важных деталей текста, анализ и оценка). Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать в том случае, когда текст рассматривается не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

Виды упражнений

Методисты и учителя предлагают много видов заданий для работы над текстами. Естественно, что виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед домашним чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то, кроме заданий, упомянутых выше, добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя, постепенно от подготовленной к неподготовленной речи.

Нет согласия между методистами и в необходимости предтекстовых упражнений, направленных на работу с лексическими и грамматическими структурами, использованными в тексте. Одни авторы считают, что такие упражнения обязательны и они должны предшествовать обсуждению самого текста, поскольку тем самым у учащихся обогащается словарный запас и подготавливается база для дальнейшего говорения по проблеме. Другие авторы считают, что чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, а не средство для обучения устной речи, поэтому предварительная работа над словами здесь будет лишняя.

Кроме всего, вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности. Так, в языковом вузе происходит совершенствование навыков прочтения художественного текста. Студенты учатся:

  • · воспринимать особенности формы и содержания художественного произведения (сюжет, жанр, форму презентации, идею, композицию);
  • · понимать как явно выраженную информацию, так и скрытую;
  • · извлекать лингвистическую, лингвострановедческую и идейно-образную информацию;
  • · делать выводы о событиях и персонажах;
  • · проникать в суть словесно-художественного замысла писателя, его творчества в целом;
  • · проводить лингвостилистический анализ текста с использованием литературных терминов.

Чтение художественных произведений совмещается с изучением литературоведческих статей и последующем обсуждением выдвинутых в них положений. Происходит дальнейшее расширение лексического запаса за счет активизации слов и выражений, относящихся к области литературной теории. При фронтальном и индивидуальном контроле может использоваться как устная речь, так и письменная (перевод трудных фрагментов, их анализ, аннотирование, реферирование).

Предтекстовые упражнения (работа над словами и грамматикой, использованные в тексте).

  • 1. Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.
  • 2. Найти пары: слово и его дефиниция. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.
  • 3. Выбрать антоним слова из предлагаемых.
  • 4. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.
  • 5. Объяснить слово или фразу, идиому, не переводя ее.
  • 6. Соединить пары слов по смыслу.
  • 7. Работа над словообразованием.
  • 8. Работа с предлогами.
  • 9. Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т. д.
  • 10. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
  • 11. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте.
  • 12. Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение.
  • 13. Перевести на английский слова и выражения, используя лексику текста.
  • 14. Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках.
  • 8. Контроль понимания общего содержания

Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.

Эта система контроля должна быть как можно больше ориентирована на самоконтроль читающего. При этом контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения или после него.

Контрольная обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.

  • 1. озаглавить главные смысловые части текста;
  • 2. найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;
  • 3. прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;
  • 4. найти (выписать) предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение;
  • 5. перечислить последовательно всех действующих лиц;
  • 6. назвать по порядку все места действий, названные в тексте;
  • 7. продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами на иностранном языке;
  • 8. ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте;
  • 9. угадать и описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение.
  • 10. Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием.
  • 11. Учитель называет 2—3 предложения. Нужно выбрать утверждение, соответствующее содержанию, и повторить его.
  • 12. Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное. Возможен пересказ по плану или по ключевым словам.
  • 13. Написать вопросы, ответы на которые послужат пересказом текста
  • 13. Перевести отрывок на хороший русский
  • 9. Контроль понимания важных деталей текста и его оценка

Понимание текста — лишь часть задания, подготовка к следующему этапу — к беседе по прочитанному. В сущности этот второй подход к контролю чтения скорее является упражнением в устной речи, нежели в чтении. Обсуждение предполагает понимание содержания текста; понятое содержание служит базой для построения бесед, сообщений, моделирования ситуативно-обусловленных речевых актов, высказывания суждений, выражения отношений, эмоций и т. п. Упражнения для организации беседы по прочитанному должны представлять собой последовательную серию заданий, направленных на постепенный переход от подготовленной речи к речи неподготовленной. Эта система упражнений должна быть всячески ориентирована на выяснение взаимоотношений действующих лиц, на вскрытие и оценку мотивов их поступков. Здесь возможны такие задания:

  • 1. передать содержание отдельных эпизодов из текста.
  • 2. рассказать, как действовал герой повествования в сложившейся ситуации;
  • 3. инсценировать поведение (поступок) тех или иных героев.
  • 4. охарактеризовать того или иного героя повествования: внешность и характер.
  • 5. охарактеризовать время, место и обстоятельства действия;
  • 6. объяснить намерения автора;
  • 7. ответить на вопросы с изложением в ответе собственной точки зрения по затронутому вопросу.
  • 8. прокомментировать, событие, эпизод или поступок, содержащиеся в тексте;
  • 9. организовать беседу-дискуссию в связи с оценкой событий или поступков героев текста;
  • 10. дать развернутую оценку поступкам героев, изложенным в тексте;
  • 11. выразить главную идею текста одним предложением;
  • 12. рассказать о своих впечатлениях о тексте, оценить его. Сказать, что понравилось, что нет и почему.
  • 10. Послетекстовый этап

Творческие задания.

  • 1. Попытаться представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло;
  • 2. Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении и местоположении того или иного героя;
  • 3. Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет;
  • 4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
  • 5. Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Что чувствует герой (героиня) в данный момент»
  • 6. Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста или заведения
  • 7. Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить вступлением.
  • 8. Написать письмо герою или героине книги, предупреждая его (ее) о том, что может случиться.
  • 9. Дать совет герою (героине).
  • 10. Написать сочинение о своем любимом персонаже;
  • 11. Сравнить персонажей книги, которые там явно противопоставлены друг другу или с персонажем ранее прочитанной книги.
  • 12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.
  • 13. Подобрать / отобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой