Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактическое обеспечение информационно-технологической подготовки студентов в педвузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках компетентностной образовательной парадигмы, реализуемой ФГОС ВПО, владение выпускником педагогического вуза информационно-технологическими знаниями, умениями и навыками приобретает общеобразовательный статус. Это означает, что нужно обеспечить достаточный для осуществления соответствующих времени изменений в массовой педагогической практике уровень информационно-технологической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки оптимизации информационно-технологической подготовки студентов в педвузе
    • 1. 1. Условия оптимизации процесса развития компетентности педагога в области информационных технологий
    • 1. 2. Анализ практики применения информационно-технологических средств в образовательной деятельности
    • 1. 3. Уровни освоения педагогом информационно-технологических средств дидактического обеспечения учебного процесса
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Комплекс средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе
    • 2. 1. Состав, структура и функции комплекса средств дидактического обеспечения учебного процесса
    • 2. 2. Оптимизация состава и структуры комплекса средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности применения комплекса средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе
  • Выводы по II главе

Дидактическое обеспечение информационно-технологической подготовки студентов в педвузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из проблем, существенно ограничивающих темпы решений задач применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, является недостаточная готовность педвузов к обеспечению как организационных, так и психолого-педагогических условий обучения студентов теории и практике разработки и применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Информатизация образования делает проблему подготовки учителя в области ИКТ одной из наиболее важных, а информационно-коммуникационную компетентность учителя — неотъемлемой составляющей его педагогической квалификации.

Развитие информационного общества предполагает непрерывное совершенствование информационно-технологической компетентности каждого специалиста. Основы способностей к самостоятельному освоению нового закладываются в школе, поэтому решение проблемы формирования базового ядра знаний, умений и навыков школьника в области информационных технологий непосредственно зависит от умения каждого учителя применять ИКТ в практике преподавания. Необходимы существенные изменения в учебных планах и в организации преподавания прикладной информатики студентам педагогических вузов на основе принципов системного подхода. Это относится и к средствам дидактического обеспечения работы учителя и школьника.

В педагогическом вузе изучение информационно-технологических дисциплин отличается от изучения основ информатики в общеобразовательной школе тем, что основное внимание уделялось ее прикладным аспектам. Помимо курсов, предусмотренных ГОС ВПО 2005 года («Аудиовизуальные технологии обучения», «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»), в 3 учебные планы вводились дополнительные дисциплины, углубляющие знания студентов в по созданию и применению ЭОР.

В рамках компетентностной образовательной парадигмы, реализуемой ФГОС ВПО, владение выпускником педагогического вуза информационно-технологическими знаниями, умениями и навыками приобретает общеобразовательный статус. Это означает, что нужно обеспечить достаточный для осуществления соответствующих времени изменений в массовой педагогической практике уровень информационно-технологической подготовки всех студентов, независимо от их профессиональной специализации. Необходима переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования частных умений и навыков, на создание условий для освоения студентом полного комплекса общекультурных информационных компетенций: когнитивных, операциональныхаксиологических. Формирование информационной культуры является основой эффективности профессионального действия современного специалиста, что обосновывается в исследованиях В. А. Андреевой, А. Р. Есаяна, В. З. Когана, А. И. Ракитова,.

A.JI. Симоновой, А. П. Суханова и др.

В педагогической литературе накоплен значительный материал по решению проблем подготовки учителя к применению наглядных и аудиовизуальных пособий, информационно-технических средств, получен исследователями под руководством С. И. Архангельского, В. П. Беспалько,.

B.А. Сластенина, В. В. Давыдова, A.C. Конобиевского, Н. Ф. Талызиной, Н. М. Шахмаева и др.

Ряд исследований посвящены информационным технологиям.

Г. П. Андреев, Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. П. Кулагин,.

Е.И. Машбиц, И.В. Роберт), научно-методическому обеспечению информатизации образования (К.Е. Афанасьев, B.JI. Матросов, 4.

В.П. Беспалько), использованию компьютерных информационных технологий при изучении информатики (М.Б. Благов, И. В. Роберт,.

A.П. Ершов, В. М. Монахов, H.A. Русакова), формированию готовности обучаемых к профессиональному самосовершенствованию в условиях современной информационной среды (Ю. Брановский, В. М. Вергасов,.

B.JT. Матросов, А. Д. Урсул, P.P. Бибрих, И. Г. Лозицкий, A.A. Семенов), методике применения компьютерных обучающих систем (М.Б. Булгаков, О. Н. Гавришина, Г. М. Коджаспирова, О. Штеймарк и др.).

Отмечая важность перечисленных выше исследований, результаты которых позволили определить теоретические и организационно-методические основы изучения ИКТ в школе и в процессе подготовки студентов, следует отметить недостаточность системных разработок дидактического обеспечения информатизации учебно-воспитательного процесса. Остается неизученным содержание дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузах, не выявлены технологические аспекты процесса его формирования.

Таким образом, сложился ряд внутренних противоречий между:

— признанной в обществе, педагогической науке необходимостью всесторонней реализации возможностей ИКТ в образовании, с одной стороны, и недостаточной активностью педагогов в использовании технических и информационных ресурсов с целью совершенствования эффективности и педагогической деятельности — с другой;

— потребностью современной школы в педагогах, владеющих технологией самостоятельной разработки ЭОР — и потребительской ориентацией содержания курсов информационно-технологического цикла;

— возрастающей необходимостью инновационной активности вузовских преподавателей в использовании информационных технологий в образовательной деятельности — и проявлениями необоснованного 5 консерватизма в оценке возможностей прикладной информатики в сфере образования.

— программными требованиями к освоению студентами ИКТ — и эпизодическим применением ИКТ преподавателями многих кафедр;

— эклектичностью действий, характерной для начальной стадии освоения педагогами новых информационных технологий — и обусловленной объективными социально-экономическими обстоятельствами необходимостью оптимальной интеграции этих технологий в учебный процесс.

Эти противоречия определяют актуальность исследования средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе, проблема которого заключается в теоретическом обосновании разработки комплекса средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе, соответствующего требованиям действующего образовательного стандарта. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Актуальность, научно-теоретическая и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования: «Дидактическое обеспечение информационно-технологической подготовки студентов в педвузе».

Объектом исследования является процесс подготовки студентов педагогических вузов к использованию информационных и коммуникационных технологий при решении образовательных задач.

Предмет исследования: дидактическое обеспечение информационно-технологической подготовки студентов педвуза.

Гипотеза исследования: комплекс дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе будет более эффективным, если в нем:

— определены способы организации непрерывного процесса освоения студентами цикла информационно-технологических дисциплин (ИТД) в течение всего срока обучения;

— в учебных планах факультетов и учебных программах реализована содержательная преемственность составляющих цикла ИТД;

— организована взаимосвязь процесса освоения студентами ИТД и изучения профилирующих дисциплин;

— цикл ИТД ориентирован на подготовку студентов к активной практической деятельности по разработке и внедрению ЭОР в учебный процесс общеобразовательной школы;

— определены и взаимно согласованы аудиторные и внеаудиторные формы организации изучения цикла ИТД;

— методы изучения ИТД ориентированы на получение системного эффекта их совместного применения;

— определен состав средств информационной поддержки изучения цикла ИТД для конкретных условий учебной деятельности, отвечающий основным принципам дидактики.

Системный подход к формированию комплекса средств дидактического обеспечения преподавания цикла информационно-технологических дисциплин в педвузе базируется на представлении о необходимости учета общесистемных закономерностей при решении частных проблем. В применении к предмету нашего исследования это означает, что непрерывное расширение материально-технической базы образовательных учреждений и спектра индивидуальных средств доступа к глобальным информационным ресурсам может привести к формированию эффективных и устойчивых комплексов дидактического обеспечения учебного процесса лишь при условии, когда их составляющие — содержание, формы, методы и средства образуют системную целостность, взаимосодействуют для достижения запланированных образовательных результатов [45].

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретические предпосылки оптимизации дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов педвуза;

2. Выявить структурные компоненты, условия и показатели, определяющие целостность комплекса дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов педвуза;

3. Разработать модель комплекса дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов педвуза, направленную на достижение удовлетворяющего требованиям ФГОС ВПО уровня информационно-технологической компетентности студентов педагогического вуза, с учетом наличных материально-технических возможностей вуза и его подразделений.

4. Спроектировать комплекс средств дидактического обеспечения преподавания информационно-технологических дисциплин для бакалавриата по профилю «Начальное образование и информатика».

5. Определить условия эффективного достижения соответствующего требованиям ФГОС ВПО уровня информационно-технологической компетентности выпускников педвуза для гуманитарных специализаций бакалавриата.

Методологическую основу исследования составляют работы в области профессиональной деятельности и подготовки учителя (В.П. Беспалько, В. А. Сластенин и др.) — проектирования педагогических технологий (Ш.А. Амонашвили, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, И .Я. Лернер, Г. К. Селевко и др.) — непрерывности педагогического образования (В.А. Сластенин, 8.

В.JI. Матросов, В. А. Болотов, Г. А. Бордовский, Б. С. Гершунский и др.) — психологии и педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Т. Н. Шамова, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров и др.) — индивидуализации и дифференциации обучения (Л.С. Выготский, Г. С. Лейтес, H.A. Менчинская, Ю. К. Бабанский, Е. С. Рабунский, И. Э. Унт и др.) — исследования особенностей процесса восприятия (Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, В. А. Артемов, Б. В. Беляев, И. А. Зимняя, Н. И. Гез, Э. А. Бабайлова, Т. М. Дридзе, Н. Ю. Вергилес, A.A. Гостев, В. Н. Носуленко, Ф. Перлз, М. Монтессори) — теории и методики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, И. В. Роберт, В. Л. Матросов, И. Е. Вострокнутов, O.A. Козлов, М. П. Лапчик, В. Л. Латышев, Э. А. Манушин, Л. П. Мартиросян, Н. И. Пак, И. Д. Рудинский и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и специальной литературы по исследуемой проблеме, диссертационных исследованийанализ учебной программной документации для вузов и средних школанкетирование студентов, учителей средних школ и преподавателей педвузованализ инноваций в использовании информационных технологий в педагогическом процессемоделирование и проектирование организационно-методической системы комплексного применения традиционных и мультимедийных средствконстатирующий и формирующий экспериментстатистическая обработка результатов эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определены условия, теоретические предпосылки и практические основания разработки и оптимизации дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе;

— апробированы критерии оценки эффективности использования преподавателями педвуза средств дидактического обеспечения учебного процесса;

— разработана оптимизированная многоуровневая модель дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе.

Теоретическая значимость исследования:

— раскрыты сущностные и системно-функциональные характеристики информационных и коммуникационных технологий в системе профессиональной подготовки учителей;

— охарактеризованы алгоритмы использования комплексов дидактического обеспечения в профессиональной деятельности преподавателей педвузов и учителей школ;

— предложена и обоснована идея поэтапного развития комплекса средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов педвуза в соответствии с критериями функциональной оптимальности и структурной целостности;

— созданы предпосылки для разработки методических основ формирования и совершенствования комплекса средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе.

Практическая значимость выполненного исследования обусловлена:

— апробацией и внедрением комплекса средств дидактического обеспечения в процесс информационно-технологической подготовки студентов факультета начальных классов МПГУ;

— участием в разработке информационно-технологической части учебного плана и рабочих программ профиля «Начальное образование и информатика» факультета начальных классов МПГУ;

— участием в разработке планов развития информационно-технологической базы факультета начальных классов и общеуниверситетской кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ;

— опытом применения аудиторно-дистантной формы обучения студентов факультетов начальных классов и технологии и предпринимательства МПГУ на основе сочетания самостоятельной внеаудиторной работы студентов над учебными проектами с коллективными коррекционными консультациями в компьютерном классе.

Полученные результаты используются преподавателями кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ при создании учебных и методических пособий учебных дисциплин, читаемых на факультетах МПГУ: «Информационные технологии в образовании», «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Аудиовизуальные технологии обучения», «Основы мультимедийных технологий», «Технологии учебной мультипликации», «Разработка электронных образовательных ресурсов».

Опытно-экспериментальная база исследования — Московский педагогический государственный университет: факультет начальных классов, факультет технологии и предпринимательства, дефектологический факультет, компьютерные классы и лаборатории кафедры аудиовизуальных технологий обучения. Исследованием охвачено 420 студентов и 7 преподавателей кафедры аудиовизуальных технологий обучения.

Этапы исследования:

I этап (2007;2008 гг.) — поисково-теоретический. На основе анализа педагогической, психологической, методической литературы, посвященной.

11 теме исследования, изучалось современное теоретическое и практическое состояние проблемы, разрабатывались теоретические положения, требующие экспериментального подтверждения. Изучалась инновационная практика профессиональной работы высшей школы в аспекте проблемы исследования, определялись теоретические и практические подходы к ее решению. На втором этапе исследования проводился педагогический эксперимент (аналитико-поисковый, формирующий, результативный), апробировались методика проведения лекций, семинарских и лабораторных занятий при изучении цикла информационно-технологический дисциплин.

II этап (2008;2009 гг.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе проводилось изучение состояния информационно-технологической подготовки студентов и сформированности у них ИКТ-компетенций. Параллельно разрабатывался и внедрялся в процесс изучения студентами ИТД комплекс дидактического обеспечения, предлагаемого в исследовании. На этом этапе экспериментальной работы были выявлены основные требования к разработке и применению дидактического обеспечения процесса изучения студентами цикла ИТД в педвузе. Моделировалась база дидактического обеспечения и экспериментально апробировалась в практике работы педвуза система подготовки студентов к использованию информационных технологий в структуре семинаров, педпрактики, курсовых и ВКР. Был проведен педагогический эксперимент, апробировались методика проведения лекций, семинарских и лабораторных занятий при изучении цикла информационно-технологический дисциплин.

III этап (2009;2012 гг.) — заключительно-обобщающий, заключительная обработка и анализ результатов исследования, проверка гипотезы. На этапе результативного эксперимента оценивалась эффективность разработанного комплекса средств дидактического обеспечения с использованием критериев качества знаний по предметам информационно-технологического цикла в.

12 педвузе, сформированное&tradeу студентов ИКТ-компетенций, мотивации к изучению предметов информационно-технологического цикла. На третьем этапе исследования проводилось подведение итогов и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление результатов исследования в диссертацию.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечена: методологической базой исследованияприменением комплекса методов, адекватных его целям и задачамиспользованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данныхопорой на системный и личностно-деятельностный подходы, обеспечивающие целевую направленность в решении поставленных задачвозможностью репродукции опытно-экспериментальной работыличным опытом исследователя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Условиями оптимизации комплекса средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе являются:

— организация непрерывного процесса освоения студентами ИКТ в течение всего срока обучения;

— организация взаимосвязи процесса освоения студентами ИКТ с изучением профилирующих дисциплин;

— ориентация цикла ИТД на подготовку студентов к активной практической деятельности по разработке и внедрению ЭОР в учебный процесс общеобразовательной школы;

— совместное использование организационного потенциала аудиторно-дистантной формы обучения и системообразующей функции метода учебного проектирования;

— развивающий характер учебной деятельности.

2. Структурными компонентами и показателями качества дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе являются:

— содержание учебных планов и программ, их согласованность и взаимная координация во времени;

— непрерывность и преемственность изучения цикла ИТД;

— состав и структура комплекса информационно-технологического оснащения цикла ИТД;

— формы организации учебного процесса и их взаимосодействие;

— методы обучения и системный эффект их совместного применения;

— средства информационной поддержки учебного процесса, их многообразие и доступность.

3. Модель комплекса средств дидактического обеспечения процесса изучения информационно-технологических дисциплин для бакалавриата представляет собой систему форм, методов, средств обучения и содержательного контента, построенную на основе объектно-ориентированного подхода к проектированию сложных систем.

4. Условиями эффективного достижения уровня информационно-технологической компетентности выпускников педвуза, соответствующего требованиям ФГОС ВПО для гуманитарных специализаций бакалавриата выступают:

— организация непрерывного процесса освоения студентами цикла ИТД в течение всего срока обучениясодержательная преемственность составляющих цикла ИТД;

— взаимосвязь процесса освоения студентами ИТД и изучения профилирующих дисциплин;

— ориентация цикла ИТД на подготовку студентов к активной практической деятельности по разработке и внедрению ЭОР в учебный процесс общеобразовательной школы;

— аудиторно-дистантная форма организации изучения цикла ИТД- -использование метода учебного проектирования в качестве методической основы процесса информационно-технологической подготовки студентов в педвузе;

— оптимальный состав средств информационной поддержки изучения цикла ИТД для конкретных условий учебной деятельности, отвечающий основным принципам дидактики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на: конференцияхсеминарах и заседаниях кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ. На. Второй всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатизации. Развитие информационной инфраструктуры, технологий и систем» (Зеленоград, 2008 г.).

Основные научные положения и результаты исследования с достаточной полнотой опубликованы и отражены в статьях общим объемом 1,1 п.л., в том числе в журналах из перечня ВАК РФ 1 п.л.

Результаты исследования, публикации и практические наработки размещены в сети Интернет по адресу www.ikt.vomovsks.ru.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. В диссертацию включены таблицы — 3 шт., схемы — 3 шт., диаграммы — 6 шт.

Выводы по П главе.

Во второй главе «Содержание и организационно-педагогические условия изучения информационно-технологических дисциплин в педвузе» охарактеризованы особенности использования педагогами новых информационных технологийраскрываются содержание, формы и методы ИКТ-компетентности педагогапредставлены методика, ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности организационно-педагогических условий влияния новых информационных технологий на процесс подготовки педагогов.

Проведению эксперимента предшествовало составление рабочей программы, логика которой заключалась в следующем: выявить исходный уровень освоения новых информационных технологий в системе подготовки педагогов, реализовать опытно-экспериментальную программу и диагностировать изменения, которые произошли в результате внедрения этой программы. Результаты опытно-экспериментальной работы (в рамках разработанной программы) отслеживались как по традиционным критериям, так и по выработанным в ходе исследования индикаторам качества образования:

• полнота информационных знаний;

• практическая направленность знаний;

• умение моделировать информационно-методическую систему обучения;

• использование инновационных компьютерных технологий образования;

• творческая активность личности.

Проведенный анализ результатов анкетирования и диагностических заданий дал возможность определить характер затруднений педагогов по компонентам профессиональной деятельности. Наиболее низкий показательтехнологический, включающий активное использование новых информационных технологий.

На основе выявленных принципов (системность, целостность, вариативность) обоснована организация пролонгированного учебного процесса подготовки педагогов с включением таких активных обучающих методов, как стенд виртуальной реальности, дистанционное обучение, позволяющих безотлагательно применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности и способствующих развитию личностных качеств педагогов, необходимых в нестандартных ситуациях полета.

В ходе опытно-экспериментальной работы была внедрена разработанная нами профессиональная образовательная программа (компьютерный учебный курс) по освоению новых информационных технологий и развитию ИКТ-компетентности педагогов (72 часа).

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями модульного принципа построения образовательных программ.

Структура модулей программы и соответствующие изменения их содержания представляют собой сочетание обязательного базового курса и комплекса вариативных компонентов, реализующих задачу освоения новых информационных технологий. Результативность такой организации курсов достигается за счет увеличения времени на практические действия и безотлагательное применение полученных в основном блоке знаний. Данный вариант построения учебного курса связан с анализом результатов анкетирования и опросов педагогов, в ходе которых респонденты фиксируют возрастающую потребность в индивидуализации и усилении практической значимости данной программы.

Развитие ИКТ-компетентности педагогов проходило как в процессе учебной и методической деятельности, так и посредством самообразования (в условиях предоставляемой самоподготовки). Установлено, что обучение педагогов в рамках разработанного нами спецкурса по использованию информационно-коммуникационных технологий послужило активным стимулом самообразования и ориентировало их в нужном направлении.

Диагностический этап эксперимента позволил определить эффективность предложенной системы повышения ИКТ-компетентности педагогов, о чем свидетельствуют данные об их перераспределении по уровням освоения информационно-коммуникационных технологийдинамика роста сформированности мотивации к овладению ИКТготовность к саморазвитиюстепень удовлетворенности профессиональной деятельностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышенное внимание к процессу формирования информационно-технологической компетентности педагогов вызвана рядом обстоятельств, имеющих важное значение для совершенствования системы их подготовки. Предприняв попытку комплексного изучения проблемы использования педагогами новых информационных технологий в системе подготовки, мы пришли к следующему заключению:

1. Анализ содержания информационно-технологической компетентности педагогов позволил определить, что независимо от видов его профессиональной деятельности, она включает в себя два основных компонента: систему знаний, определяющих теоретическую готовность педагога к практическому освоению информационных и коммуникационных технологий, и систему умений и навыков, составляющих основу его способности к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

2. В результате исследования выявлены, теоретически обоснованы и апробированы основные психолого-педагогические условия, которые успешно формируют информационно-коммуникационную компетентность педагогов: проведен проблемно-ориентированный анализ затруднений в использовании новых информационных технологий педагогамипредпринята диагностика уровня их ИКТ-компетентностиопределены, адаптированы и разработаны педагогические технологии на основе модульно-компетентностного подхода, ориентарованные на поэтапное совершенствование информационно-технологической компетентности педагоговобеспечены информационно-методическое сопровождение и педагогический мониторинг учебного процесса подготовки педагогов.

3. Апробация разработанных содержания, форм и методов экспериментального обучения педагогов в рамках содержательной модели.

134 формирования ИКТ-компетентности, построенной на основе системно-целостного, компетентностного, субъектного и деятельностного подходов, подтвердила эффективность предложенного алгоритма создания информационно-методического обеспечения и эффективной организации учебных занятий системы подготовки педагогов.

4. В результате формирующего этапа эксперимента было обеспечено достижение большинством педагогов оптимального уровня ИКТ-компетентности, а также необходимый для самостоятельной эффективной информационно-коммуникационной деятельности и саморазвития ИКТ-компетентности ценностный, операциональный, интерактивный, креативный и рефлексивный опыт.

5. Анализ экспериментальных данных по уровням сформированности исследованных компонентов и статистическая их обработка показали достоверность полученных эмпирических данных на формирующем и контрольном этапах эксперимента. Это подтверждает вывод о том, что благодаря созданной теоретической модели формирования ИКТ-компетентности, внедрению компетентностного подхода в систему подготовки педагогов произошел значительный рост уровня информационно-технологической компетентности участников эксперимента по сравнению с констатирующим этапом.

Перспективы данного направления работы. Данным исследованием не исчерпываются все проблемы, связанные с использованием новых информационных технологий в системе подготовки педагогов. Актуальной представляется разработка содержания процесса развития педагогической и информационной компетентности преподавателей, осуществляющих систему подготовки педагогов.

Студенты педагогических вузов, изучающие средства информатизации образования, должны понимать целесообразность объединения разрозненных.

135 средств информатизации учебного процесса в комплексы. Это обусловлено современным уровнем развития информационных и коммуникационных технологий, повышением эффективности информатизации образования и интенсификацией подготовки педагогических кадров.

Наибольшая эффективность учебного процесса при использовании образовательных средств ИКТ достигается при условии соответствия этих средств психолого-педагогическим критериям восприятия аудиовизуальной информации, принципам преемственности, интегративности, непрерывности образования.

С каждым годом в глобальных телекоммуникационных сетях появляется все больше образовательных электронных ресурсов свободного доступа, и это является залогом масштабного развития системы непрерывного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.И., Кривошеев А. О., Ушаков A.C. О трёх поколениях компьютерных технологий обучения//Информатика и образование. 1994. № 2., С. 34−40.
  2. В.В., Трубников C.B. Подготовка студентов педагогических вузов к использованию новых информационных технологий на уроке, Брянский государственный педагогический университет, г. Брянск, 1997. 29 с.
  3. A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук. М., МЭСИ, 1999. — 289 с.
  4. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Наука, 1972. с. 57.
  5. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании, М- изд-во РАО, 1994. 228 с.
  6. О.Н., Бабанин А. Е., Войкунский А. Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютеров. -М.: Издательство МГУ, 1995. 109 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., «Высшая школа, 4.1, 1974 382с., ч.2, 1976 — 198с.
  8. Е. В. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствам информационных технологий. Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук. -СПб., 2000.-334 с.
  9. Бардо М. С, Коцик Б. Я., Лишин А. Н. Образовательная программа «Формирование компьютерной грамотности и навыков использования информационных технологий». М., 1996. — 54 с.
  10. А.И., Старых В. А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. М.: «Европейский центр по качеству», 2003. — 384 с.
  11. А.И., Башмаков И. А. Интеллектуальные информационные технологии.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. 304 с.
  12. М.И., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Демкин В. П., Краснова Г. А., Макаров С. И., Роберт И. В., ХЦенников С.А. и др. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. // М.: Изд-во РУДН, 2003, 241 с. Часть 1. — 72 с.
  13. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., 1995.336 с.
  14. А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 1998.
  15. Ю.С. Введение в педагогическую информатику. Учебное пособие. Ставрополь, 1995.
  16. О.В. Методика использования учебных телеконференций в обучении будущих учителей информатики. // Диссертация канд. пед. наук. / М.: МПГУ 2000. 164 с.
  17. Я.А. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. М, 1994.
  18. A.B. Новые информационные технологии в системе профессиональной подготовки космонавтов: Дисс.. канд. пед. наук.1. М., 2009.-213 с.
  19. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 18−22.
  20. В. Н. Философские основы информационной парадигмы. Арзамас, 1999.
  21. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М., 1988.
  22. Н. Кибернетика и общество. М., 1985.
  23. А.Г. Учебная наглядность. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. -238 с.
  24. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 1995. 220 с.
  25. Ю.Б. Развиваю воображение. СПб: Издательство «Питер», 2000 г.
  26. Н.О., Чурилова Е. Ю. Проектный метод в изучении Power рот1//Информатика и образование. 2002. № 9. С. 27−30.
  27. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М, 1987 г.
  28. . А. Основы общей дидактики. Учебное пособие для студ. педвузов. М, 1999 г.
  29. М.А., Горюхова Т. В., Кондратьева И. Н., Рубашкин Д. Д. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. 40 с.
  30. Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога впроцессе профессиональной подготовки. Ярославль, 2000 г.
  31. С.Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. // Научное издание. / Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии. 2002. 110 с.
  32. В.И., Паншин Б. Н. Информационная технология, вопросы развития и применения. Киев, 1988.
  33. В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998 г.
  34. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. 2000. N9 4. С. 35.
  35. Демушкин А. С, Кириллов А. И. Компьютерные обучающие программы//Информатика и образование. 1995.№ 3.-С. 14−19.
  36. А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998.
  37. А.Е. Творческая педагогическая деятельность в структуре развития личности учителя начальных классов. / Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности. М., 1995.
  38. А. Современное информационное общество. // Высшее образование в России. М., 2001. № 4.
  39. В.Н. Воздействие компьютеризации на социальное развитие и мировоззрение общества. М., 1998.
  40. Жихарский В.В. «Состояние и перспективы внедрения информационных технологий в учебный процесс педагогического училища» Аттестационная работа на 1 категорию, НИПРКФО, кафедраинформатики, 1993 год
  41. Е.И. Объектно-ориентированный анализ и программирование на языке С# (CSharp). М., 2006.
  42. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192с.
  43. Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). // Монография. / Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. 364 с.
  44. Г. А. Вычислительная техника и ее применение. М., 1987.
  45. М.С. Информационные технологии в обучении. Тамбов, 1997.
  46. В.А., ред. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. СПб, 1996.
  47. Изучение информатики и вычислительной техники: метод, пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений. В.2-х ч. Ч. II / А. П. Ершов, В. М. Монахов, A.A. Кузнецов и др.- Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  48. Т.А. Программированное обучение и школа. М., 1968.
  49. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации / Под общ. ред. С. И. Маслова. —М.: Издательство МЭИ, 2004. — 868 с.
  50. Информатизация школьного образования / Монографический сборникпод ред. Монахова В. М., Штихта Д. Москва-Берлин, 1990.
  51. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: Учебно-методический комплект для системы педагогического образования / Под общ. ред. A.M. Семибратова. М.: АПК и ПРО, 2004. — 200 с.
  52. А.П. Не1р-технологии в изучении курса информатики и подготовке преподавателей компьютерных дисциплин/ Межвузовский сборник Образовательные технологии. СПб.: ГИТМО (ТУ) 2000 г.
  53. В.И. Обучающие программы. М.: COJIOH-P, 2001 г.
  54. С.Д. Подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования: теоретико-методологические аспекты и содержание обучения. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. 250 с.
  55. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
  56. Е.В. Виртуальная реальность: философско-методологический анализ. М., 1998.
  57. Л. П. Полозов Б.Н. Пустовойтов В. П. Аудиовидеокомпьютерные средства обучения на факультете начальных классов. Научные труды МПГУ, серия «Психолого-педагогические науки», М.: Прометей, 2004.
  58. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М., 2001 г.
  59. O.A., Солодова Е. А., Холодов E.H. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника//Информатика и образование. 1995. № 3.
  60. К.К. Социальная информатика. // М., 1998.
  61. К.К., Роберт И. В. Социальные аспекты информатизации образования.- Москва: Изд-во ИИО РАО, изд-во ИПИРАН, 2004. 54 с.
  62. Компьютеризация системы образования: научно-аналитический обзор / Л. Э. Венцковский, В. Н. Келбакиани. М., 1990.
  63. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н. Врагова- Новосиб. ун-т. Новосибирск, 1992.
  64. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. — 1990. — № 1.
  65. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // М.: ГНИИСИ, 1998.
  66. Концепция компьютерной технологии обучения. — М., 1987.
  67. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11−40.
  68. А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003. — 232 с.
  69. , A.B. Об изучении информационных и коммуникационных технологий в педагогическом вузе Текст. / A.B. Кравченко // Школа будущего. 2010. — № 3. — С. 73−75
  70. , A.B. Учебное проектирование как средство формирования ИКТ-компетенций студентов педагогических специальностей Текст. / A.B. Кравченко // Наука и школа. 2010. — № 4. — С. 117−120.
  71. , A.B. О формировании информационно-технологической компетентности педагога-предметника Текст. / A.B. Кравченко // Школа будущего. 2011. — № 1. — С. 75−78.
  72. , A.B., Пустовойтов, В.П. Аудиторно-дистантная форма преподавания курса «Информационные технологии в образовании» Текст. / A.B. Кравченко // Наука и школа. 2012. — № 2. — С. 68−71.
  73. В.А. 'Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. М.: ООО «Дом педагогики», 2006. -231 с.
  74. Г. А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. Монография. // М.: Изд-во РУДН, 2002.
  75. В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М., 1977.
  76. A.A. Новая информационная технология и обучение информатике. Сб. «Проектирование новых информационных технологий обучения». М., 1991.
  77. М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001 .№ 1.
  78. С.С. Элементы методологии и технологии программирования прикладных задач. СПб., 1997.
  79. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: изд-во Омского гос.пед. ун-та, 1999. — 294 с.
  80. М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. М.: издательский центр «Академия», 2001. -624с.
  81. В.И. История информационных технологий: учебное пособие/В.И.Левин М: Интернет-Университет Информационных
  82. Технологий- БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 336 е.: ил., табл. -(Серия «Основы информационных технологий»).
  83. М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  84. Л.А. Логика педагогического процесса.- М.: Знание, 1980.- 96с.
  85. Лейтес Умственные способности и возраст, ML- Просвещение, 1977 г.
  86. А.И. На пороге видеокомпьютерной эры. М.: Знание, 1998 г.
  87. . Системы искусственного интеллекта. М., 1991.
  88. Д.В., Смольникова И. А. Многоцелевое использование электронных презентаций и требования к ним. / 15-я Международная конференция-выставка «Применение новых педагогических технологий» М.: Троицк, 2004. — с. 164−166.
  89. Д.В., Смольникова И. А. Типология и рекомендации по созданию федеральных электронных общеобразовательных ресурсов. -М.: ИИО РАО, 2006.
  90. Л.Н., Матросов В. Л., Абдуразаков М. М. Основы личностно-ориентированной модели фундаментального обучения информатике студентов педвуза // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. М.: Прометей, 2003. — С. 178−183.
  91. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. // М.: Знание, -1986.
  92. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.
  93. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. // М.: Изд-во МГУ, 1999.
  94. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  95. В.М. Проблемы обеспечения компьютерной грамотности. «Вопросы психологии», 1985, № 3, с. 22.
  96. В.М. Концепция информатизации школьного образования: научно-методические аспекты / Сборник «Информатизация школьного образования». Москва-Берлин, 1990.
  97. И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение: Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 162 с.
  98. И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 5: Методическая система стимулирования обучаемости средствами дидактического тестирования. Монография. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. — 120 с.
  99. В.В. Компьютерные технологии как фактор интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника : Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2002. 165 с.
  100. Мультимедиа. // Под ред. А. И. Петренко. / М.: БИНОМ, 1994. 272с.
  101. З.Р. Информационные технологии: социально-философские аспекты. Улан-Удэ, 1998.
  102. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. // М.: Изд-во УРАО, 1998. 204 с.
  103. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е. С. Полат. / М.: «Академия», 2001.
  104. П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: Монография. Орел, 2000.
  105. П. И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе ДО // Открытое образование. 2001. N 5.
  106. Ю.О., Пустовойтов В. В., Пустовойтов В. П. «Информатизация» образования и проблемы обучения. Научные труды МИГУ, серия «Психолого-педагогические науки», М.: Прометей, 2006.
  107. М.Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход. М., 1997.
  108. A.B. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Агентство «Идеальный сервис», 2004 320 с.
  109. А. Компьютер и здоровье//Мир школы. 2001 № 1.
  110. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО 1998, 225 с.
  111. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. Москва «Педагогика» 1989.
  112. Ю.А. Информационная культура. Учебник. М., 1997.
  113. Перечни технических средств для общеобразовательной школы. // Центр средств обучения Института общего среднего образования РАО, Москва 1998.
  114. И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1.,-М.: Педагогика 1981 г.
  115. В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., 1987.
  116. В.А. Экспертно-обучающие системы. Киев, 1992.
  117. . Избранные психологические труды. М., 1994.
  118. Подымова J1.C., Духова Л. С., Ларина Е. А., Шиян O.A. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2005. 224 с.
  119. Е.С. Телекоммуникации в системе образования. // ИНФО, М.: Информатика и образование 1988, № 5. С. 110−113.
  120. A.B., Савин А. Ю. Гипертекст: сущность, состояние, проблемы, перспективы. // М.: Ин-т проблем естествознания, 1993. 128 с.
  121. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на 20 международном конгрессе ЮНЕСКО, «Образование и информатика», ИНФО, № 5,1996 г., стр. 1−20
  122. .Н. Формы и способы применения ТСО в истории отечественной педагогики. Дисс.. канд. пед. наук, -М., МПГИ им. Ленина, 1983, 207л.
  123. В. Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Мультимедиа. М.: «Финансы и статистика», 2007 г. — 336 с.
  124. В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора A.B. Мудрика. М.: МПГУ- «Homo Cyberus», 2011. — 400 с.
  125. Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С.3−11.
  126. В.В. Педагогические условия становления целостного знания будущего учителя. Канд. дисс., МПГУ, М., 1997, 170 с.
  127. В.П. Педагогические условия компьютеризации учебного процесса. Канд. дисс., МПГИ. им. Ленина, М, 1988, 196с.
  128. А.И. Компьютерная революция и информатизация общества // Философские науки. — 1988. — № 5. — с. 37−45.
  129. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010.- 140 с.
  130. Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование. М., 1994. № 4. С.89−96.
  131. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  132. В.В. Функции компьютера как средства учебной деятельности / Сборник «Психолого-педагогические вопросы компьютеризации обучения в средней школе». М., 1989.
  133. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.
  134. В. А. Исаев И.Ф. Шиянов E.H. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002.
  135. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  136. О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий : Дисс.. д-ра пед. наук. СПб, 2002.-504 с.
  137. Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. — № 2. — С. 110−114.
  138. .Е. Компьютерные технологии в образовании: Инструментальные системы педагогического назначения. Екатеринбург, 1997.
  139. М.А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды: Дисс.. доктора пед. наук.-М., 2010.- 333 с.
  140. А.П. Мир информации. История и перспективы. М., 1986.149
  141. Н.Ф. Психологические основы программированного обучения. М., 1984.
  142. Г. М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. / Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. / М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ. 2002. 153 с.
  143. М.Э. Микроэлектроника: революция в обучении. «Перспективы», 1985, № 4, C.II.
  144. А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. // М.: Изд-во УРАО, 1999. 220с.
  145. Н.Д. Информатика и информационные технологии. М., 1999.
  146. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.
  147. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, Наука, сибирское отделение, 1998.
  148. А.П. История компьютера. М., 1996.
  149. И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. № 4. С. 7−12.
  150. Т.И. Проблемный подход в обучении. /Вст. ст. С. Г. Воровщикова / Серия. Школа Управления. М.: УЦ «Перспектива», 2010. — 64 с.
  151. В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. Ставрополь, 1996.
  152. Е.В., Ефимова Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе электронных информационно-образовательных технологий. -Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. 208 с.
  153. Е.В., Чурбанова О. В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов. Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2005. — 307 с.
  154. О. В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов / МГУКИ. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -415 с.
  155. А., Вэтьен А., Кёте Р. Мультимедиа и виртуальные миры. М., 1997.
  156. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  157. Э.А., Тихонов М. Б. Энциклопедическая система дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000 г. № 6.
  158. Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета. // Автореф. дис. канд. пед. наук., М., 2002, 22 с.
  159. В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001, 366 с.
  160. М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. -М.: Фонд «Мир"-Академический проект, 2007. С. 318
  161. Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева- Закл. ст. М. Вавилова. — М.- Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. —464 с.
  162. Barker Ph. Electronic books and their potential for international distance learning. Conference proceedings. East-West conference on emerging computer technologies in education. Moscow, 1992, pp. 23−28.
  163. Gillingham M.G. Text in computer-based instruction: what the research says // Journal of computer-based instruction, 1988, Vol. 15, # 1, pp. 1−6.
  164. Harvey B. Computer Science Logo Style. The MIT Press Massachusetts Institute of Technology, 1997.
  165. Maurer H. Why Hypermedia Systems are Important // Rep./IIG, 1992, # 331.
  166. Merrill M.D. The role of tutorial and experimental models in intelligent tutoring systems. // Educational technologies, 1988, July, pp. 7−13.
  167. Papert S. LOGO Manuel. — Massachusetts Institute of Technology. Artificial Intelligence Laboratory, Sept. 1970, 30 p.
  168. Papert S. Redefining Childhood: The Computer Presence as an Experiment in Developmental Psychology. Information processing 80, Proceeding of IFIP Congress 80, North-Holland, Amsterdam, 1980, pp. 993−998.
  169. Richard Stallman. Почему школам следует использовать только свободные программы. URL: http://www.gnu.org/philosophy/schools.html (дата обращения: 25.11.2011)
  170. Hede, Т. and A. Hede (2002) Multimedia effects on learning: Designimplications of an integrated model. In S. Mc Namara and E. Stacey (eds.) Untangling the Web: Establishing Learning Links. Proceedings ASET Conference 2002. Melboure, 7−10 July/
Заполнить форму текущей работой