Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в медицинском училище

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимыми организационно-педагогическими условиями формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков в рамках теоретической модели являются: инвариантные (личностно и профессионально развивающая образовательная среда, система психолого-педагогической диагностики и мониторинга, инновационные педагогические технологии, личность педагога, психолого-педагогическая… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I.
  • Проблема формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов среднего специального медицинского учебного заведения в теории и практике образования
    • 1. 1. Профессионально-коммуникативная компетентность как критерий качества подготовки специалистов
    • 1. 2. Актуальные проблемы и организационно-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности медицинских работников
    • 1. 3. Теоретическая модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков
  • Выводы по главе 1
  • Глава II.
  • Организационно-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов медицинского училища в процессе учебных занятий
    • 2. 1. Программа экспериментальной работы по формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков
    • 2. 2. Содержание экспериментальной работы по формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях в медицинском училище
    • 2. 3. Анализ эффективности экспериментальной модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов
  • Выводы по главе II

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в медицинском училище (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммуникативная компетентность стала одним из основных показателей качества подготовки специалиста в любой области человеческой деятельности, демонстрирующим уровень сформированности ключевых представлений, знаний и навыков в сфере межличностного взаимодействия на социально и профессионально приемлемом уровне. Однако, как свидетельствуют научно-теоретические и социологические исследования, эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности студентов профессиональных учебных заведений существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом психолого-педагогической науки на потребности практики в научно-методическом обеспечении процесса коммуникативной подготовки будущих специалистов. Между тем образовательное учреждение имеет для решения этой задачи огромный потенциал. Именно поэтому представляется актуальным исследование способов и организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе среднего специального медицинского учебного заведения, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования.

За последние годы в связи с реформами в отечественном здравоохранении роль медицинских работников среднего звена резко возросла. Проведена большая законодательная работа по увеличению социальной значимости профессии медицинской сестры (приказы МЗ РФ: № 4 от 09.01.2001 г. «Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации" — № 390 от 31.12.97 г. «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» и пр.). В декабре 2005 года правительством Российской Федерации принят национальный проект «Здоровье», где особое внимание отводится роли среднего медицинского персонала в оказании качественной медицинской помощи населению.

Данные изменения предъявляют к «сестринскому делу» новые требования. Медицинская сестра не просто является исполнителем назначений врача, а переходит в новую категорию работников — специалистов, выполняющих определенные творческие функции. В связи с этим пересматривается содержание и структура профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. В первую очередь это касается преодоления его ограниченной коммуникативной компетентности.

Профессия медицинской сестры, акушерки относится к такому виду деятельности, где высокая коммуникативная компетентность есть такая же неотъемлемая часть профессии, как специальные навыки и умения. Представители среднего медицинского персонала, как работники системы «человек-человек», постоянно включены в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с пациентами, их родственниками, коллегами по работе. Их деятельность предполагает четкое и координированное взаимодействие на основе положительных взаимоотношений, взаимопонимания и благоприятного социально-психологического климата.

В контексте проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов-медиков большое значение имеют изменения качественных подходов к самому понятию болезни и возможности ее предотвращения, которые делают упор на профилактическую работу медицинских работников и возрастание ответственности граждан за свое здоровье. Согласно социопсихосоматическому подходу, больной больше не рассматривается лишь как носитель какого-то заболевшего органа, его рассматривают и лечат как человека в целом. Это означает, что медики должны обучать пациентов следить за своим здоровьем, что, соответственно, требует от них совершенствования навыков общения с населением.

Важным аспектом взаимоотношений «медицинский работник — пациент» является то, что современный пациент хочет участвовать в процессе принятия решений, касающихся его жизни и здоровья. Подобная тенденция является следствием изменившегося отношения к своему здоровью у населения, развитием информационных технологий, доступности медицинской литературы и т. д. Это требует еще большей компетентности медицинских работников в тактике построения взаимоотношений с пациентом.

Однако приходиться констатировать, что часто эти взаимоотношения не складываются, и даже нередко имеют негативную природу. Медицинские работники не склонны придавать особой роли общению и осуществлять тщательную подготовку и организацию коммуникативного пространства в нем. В значительной мере это связано с тем, что в процессе обучения в медицинском училище у студентов формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности. Между тем еще Сократ говорил: «Нельзя лечить тело, не леча душу». Ошибки в профессиональном общениисамая частая причина деонтологических нарушений, конфликтных ситуаций, недовольства и жалоб больных, их родственников. М. Я. Мудров, врач и педагог, указывая на важность должного общения в лечебном процессе, подчеркивал: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпываются из науки мудрости, чаще из психологии. Своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытного откровенным, отчаянного — благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания». Величие и значимость общения подчеркивал Д. С. Лихачев: «Язык не только показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так».

Медицинская практика показывают, что коммуникативная неподготовленность часто приводит к различным затруднениям в лечебно-профилактической деятельности. Так, критикуя медицинских работников, пациенты реже касаются их профессиональных обязанностей, а чаще жалуются на неадекватность общения. Опыт представителей российских административных органов здравоохранения, связанных по долгу своей работы с анализом жалоб от населения, говорит о том, что большинство их обусловлено скорее неудачами общения с пациентами, нежели действительно плохой медицинской помощью. Доказано также, что в случае отсутствия хороших взаимоотношений либо между медицинским работником и пациентом, либо в коллективе лечебно-профилактического учреждения возрастает вероятность медицинских ошибок.

Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод, что исследование проблемы коммуникативной компетентности, ее сущности, структуры, форм и методов формирования становится актуальным для повышения качества профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена.

Следует отметить, что для отечественной и зарубежной науки данная проблематика не является принципиально новой. Целостному, концептуально построенному ее осмыслению предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, лингвистов, посвященные изучению различных сфер личности и коммуникативно-информационного подхода к данной психолого-педагогической категории. Так, важность для человека умений взаимодействовать подтверждена исследованиями B.C. Грехнева, В.А. Кан-Калика, А. А. Леонтьева, А. К. Марковой, А. В. Мудрика и др. Концептуальные основы разработки проблемы общения изложены в трудах Б. Г. Ананьева, Л. П. Буевой, М. С. Кагана, И. С. Кона, Э. С. Маркаряна и др. Фундаментальное значение для понимания категории общения имеют психолого-педагогические исследования А. А. Бодалева, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина и др. Важное место занимают исследования, посвященные моделированию коммуникативного процесса (В.В. Зеленская, С.А. Сухих), коммуникативными стратегиями (Е.В. Клюев), невербальной коммуникации (И.Н. Горелов, В. Ф. Енгалычев, В.А. Лабунская), культуре общения (Н.И. Формановская). Анализ проблем формирования коммуникативной культуры будущего специалиста представлен в работах B.C. Леднева, Б. Г. Ломова, О. И. Матьяш, А. В. Мудрика, А. В. Петровского, В. В. Соколовой, Т. Б. Старостиной. Развитие мотивации личности в контексте коммуникативной культуры исследовали А. Д. Андреев, М. И. Лисина, А. К. Марковаразличные виды коммуникативных умений рассмотрены Е. А. Климовым, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитовым.

Изучение и разработка интересующей нас проблемы ведется в рамках различных сфер профессиональной деятельности. Например: коммуникативную компетентность педагогов изучали Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалаев, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков и др., политических лидеровСорокина Е., врачей — В. П. Дуброва, А .Я. Иванюшкин, Н. А. Магазаник и др., студентов — Г. Н. Артемьева, С. В. Знаменская, С. З. Еникеева, Коломенская М. В., И. П. Кочеткова, В. Г. Кравченко, И. В. Кузьменко, Н. О. Митрова, Н. С. Мурадова, обучающихся в системе среднего профессионального образования — И. А. Сиялова, М. А. Чиркова и др. Однако, как показал проведенный нами анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, проблема формирования коммуникативной компетентности медицинских работников среднего звена изучена недостаточно: не уточнена структура коммуникативной компетентности этой категории работников, не исследован уровень коммуникативной компетентности студентов медицинских училищ, не разработаны эффективные технологии ее формирования в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, научно-теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, массовой и передовой практики профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена подтвердил актуальность и целесообразность проведения теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования коммуникативной компетентности у студентов медицинских училищ и позволил выявить следующие противоречия:

— между требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к уровню профессионально-коммуникативной культуры выпускников, её социальной значимостью и недостаточной научно-методической разработанностью проблемы в педагогической теории;

— между объективно высокими требованиями, предъявляемыми к медицинскому работнику среднего звена, современными задачами сестринского образования, и недостаточным уровнем профессионально-коммуникативной подготовки студентов в условиях медицинского училища;

— между высоким потенциалом среднего специального медицинского учебного заведения в формировании профессионально-коммуникативной компетентности студентов и отсутствием реальных механизмов ее повышения средствами учебных занятиймежду формальным признанием необходимости построения содержания учебного процесса в медицинском училище на компетентностной основе и отсутствием реальной практики конструирования учебных занятий как средства и условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего медицинского работника среднего звена.

Эти противоречия легли в основу постановки научной проблемы исследования, заключающейся в поиске ответа на вопрос, какие организационно-педагогические условия необходимо создать и как следует проводить учебные занятия в медицинском училище, чтобы обеспечить стабильный рост профессионально-коммуникативной компетентности выпускников в соответствии с приоритетами среднего медицинского образования и личностно-индивидуальными особенностями студентов.

Сущность проблемы и недостаточность теоретической и практической ее разработанности определили тему исследования «Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в медицинском училище».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать эффективность организационно-педагогических условий и педагогических технологий, повышающих профессионально-коммуникативную компетентность будущих медицинских работников в процессе обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Объект исследования — процесс подготовки медицинских работниковсреднего звена в медицинском училище на основе компетентностного подхода.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия и педагогические технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов медицинских училищ на учебных занятиях.

В рамках исследуемой проблемы в качестве гипотезы исследования выступили предположения о том, что достижение оптимального уровня профессионально-коммуникативной компетентности студентами медицинских училищ будет возможным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— обеспечение целенаправленного формирования и динамичного развития коммуникативной компетентности студентов-медиков как ключевой компоненты в структуре профессиональной подготовки;

— соблюдение единства общепедагогических (содержательных и процессуально-технологических) и специальных (личностно-компетентностный подход, непрерывность и динамичность процесса формирования коммуникативных компетенциймеждисциплинарность, коммуникативное партнерство и сотрудничество, эмпатия) требований к этапам, формам, средствам и методам формирования профессионально-коммуникативной компетентности);

— осуществление непрерывной психолого-педагогической диагностики, мониторинга и коррекции уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки;

— организация учебных занятий на основе модульно-компетентностного подхода и с использованием интерактивных и информационно-коммуникативных педагогических технологий;

— обеспечение научно-методической готовности преподавателей к управлению процессом формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов.

Реализация поставленной цели и гипотезы исследования осуществлялась последовательным решением следующих задач:

— обоснование теоретических и методологических основ исследования профессионально-коммуникативной компетентности как критерия качества подготовки будущего специалиста;

— исследование сущности и структуры профессионально-коммуникативной компетентности медицинских работников среднего звена;

— разработка теоретической модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов медицинского училища, адекватной требованиям общества и ГОС СПО к уровню подготовки медицинских работников среднего звена;

— выявление, обоснование и реализация организационно-педагогических условий, форм и методов эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях.

Методы исследования: был использован комплекс методов, позволивших реализовать поставленные задачи, обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов. В их числе: теоретические (анализ и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований в педагогике и психологии по теме исследования, моделирование) — методы сбора эмпирической информации (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, психодиагностические методы, экспертная оценкаанализ документов) — методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Основным экспериментальным методом был метод лонгитюдного педагогического эксперимента, проводимого в течение 3 лет (с 2005 по 2008 гг.).

Методологическую основу исследования составили: концепции коммуникации как культурологического и психолого-педагогического феномена (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А. П. Валицкая, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Д. С. Лихачев, М. К. Мамардашвили, В. А. Разумный, В. М. Розин, М. Н. Скаткин, Г. П. Щедровицкий) — теория общения и деятельности (Андреева А.Г., Ащепков В. Т., Бабанский Ю. К., Беляев А. В., Бескровная О. В., Бодал ев А. А.) — теория коммуникативной деятельности и развития личности (А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, М. С. Каган, Б. Г. Ананьев, B.C. Грехнев) — концепции межличностного восприятия и взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. Н. Куницына, Ю. П. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.).

Теоретическими источниками исследования явились: исследования роли общения в профессиональной деятельности (В.П. Дуброва, И. А. Ильин, В. Е. Каган, Л. А. Лещинский, Н. А. Магазанник, В. Н. Мясищев, Б. З. Вульфов, А. А. Зак, И. С. Кон, И. Н. Семёнов, В. И. Слободчиков и др.) — концепция личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, И. Г. Селевко, И. С. Якиманская и др.) — деятельностный подход в обучении (Б.Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн) — компетентностный подход в образовании (Дж. Равен, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской и др.) — исследования сущности эмпатии (К. Роджерс, 3. Фрейд) и рефлексии (Н.Г. Алексеев и др.), идеи гуманизации и гуманитаризации медицинского образования (К.В. Зорин, И. И. Косарев, К. В. Кудрявая, Р. П. Ловелле, Н.С.

Пантина, Н.В. Полунина) — теории интеракции (Э. Берн, Д. А. Леонтьев, Р. П. Мильруд, Ю. П. Платонов, К. Фопель и др.) — психологические основы общения (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Кручинин, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин и др.) — идеи о стиле общения как интегрированном компоненте профессиональной культуры (В.А. Кан-Калик, К. Левин, В. П. Симонов и др.) — исследования личностных характеристик субъекта профессиональной медицинской деятельности (В.П. Андронов, И. И. Бенедиктов, Л. А. Быкова, Е. Р. Миронова, Б. А. Ясько и др.).

Экспериментальная база исследования: опытно-поисковая и экспериментальная работа осуществлялась на базе Московского медицинского училища № 15, Сергиево-Посадского медицинского училища и Йошкар-Олинского медицинского училища. Исследованием было охвачено 867 студентов, обучавшихся в данных учреждениях в течение 2005;2008 гг.

Исследование включало следующие этапы.

Первый этап (2005 г.) — поисково-теоретический. На основе анализа отечественных и зарубежных научных исследований, материалов периодической печати и опыта работы медицинских образовательных учреждений изучалось состояние проблемыопределялись научный аппарат, гипотеза и экспериментальная база исследованияизучались критерии и показатели коммуникативной компетентности специалистов среднего звенаразработана теоретическая модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов медицинских училищ.

Второй этап (2005;2007 г. г.) — опытно-экспериментальный. Была разработана программа констатирующего и формирующего экспериментовосуществлены методическое, организационное и технологическое обеспечение процесса внедрения модульно-компетентностного подхода в процесс изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин в целях оптимизации уровня профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков, а также проведена оценка эффективности созданных организационно-педагогических условий.

Третий этап: (2007;2008 гг.) — заключительно-обобщающий. Проводился анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных, подведение итогов экспериментальной проверки гипотезы исследования, формулировка выводов по проделанной работе, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— доказано, что профессионально-коммуникативная компетентность, как ключевой компонент профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена, критерий ее качества и личностная характеристика выпускников, представляет собой способность к установлению эффективного взаимодействия с субъектами лечебно-профилактического процесса (врачом, пациентом, окружающими людьми, коллегами по профессиональному медицинскому сообществу и пр.) на основе партнерства, взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи;

— выявлено и обосновано место коммуникативных компетенций в структуре профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена;

— разработана теоретическая модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов медицинского училища, ¦ основанием которой явилось представление об ответственности медицинского работника за выстраивание эффективных диалогичных отношений с пациентом, как основным субъектом лечебно-профилактического процесса;

— выявлен, обоснован и реализован комплекс организационно-педагогических условий достижения достаточного и оптимального уровня профессионально-коммуникативной компетентности студентов в учебном процессе медицинского училища (инициация на учебных занятиях профессиональной рефлексииактуализация личностно-профессионального потенциалаосуществление паритетного взаимодействия на основе ситуаций профессиональной деятельностипедагогическое воздействие на студентов посредством ценностных отношений и профессионально-личностных качеств преподавателейпсихолого-педагогическая готовность кадровпрограммно-методическое обеспечениевнедрение интерактивных и информационно-коммуникативных технологий);

— разработана система психолого-педагогической диагностики и мониторинга профессионально-коммуникативной компетентности студентов.

Теоретическая значимость работы:

— теоретически и содержательно обосновано понятие «профессионально-коммуникативная компетентность медицинского работника среднего звена» в единстве ценностно-смыслового, когнитивно-рефлексивного и коммуникативно-поведенческого компонентов, на формирование которых должны быть оптимизированы содержание и организация учебного процесса в медицинском училище;

— разработаны базовые и профессиональные критерии и показатели оценки уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности студентов медицинского училища;

— определены возможности личностно ориентированной модульно-компетентностной технологии проведения учебных занятий в медицинском училище как педагогического средства формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов;

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для модернизации учебного процесса в медицинском училище на основе модульно-компетентностного подхода и создания научно-методических рекомендаций по проблемам формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов. Полученные экспериментальные материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки будущих специалистов в ряде медицинских училищ г. Москвы и Московской области и могут быть использованы в системе повышения квалификации руководящих и педагогических работников медицинских училищ.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических позиций и исходных теоретических положенийприменением комплекса методов исследования, адекватных природе исследуемого объектасоответствием логики исследования его цели, задачам и предметуповторяемостью полученных данных на разных этапах эксперимента. Достоверность различий в измеряемых признаках проверялась с применением методов статистической обработки данных с помощью компьютерных технологий (программа Excel for Windows).

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-коммуникативная компетентность медицинского работника среднего звена представляет собой объективно необходимую аутентичную способность устанавливать с помощью вербальных и невербальных средств общения продуктивные диалогические отношения со всеми субъектами лечебно-профилактического процесса, отличающимися от него неизменными (индивидные качества: пол, возраст, темперамент) и изменяющимися характеристиками личности (черты характера, соматическое состояние, социальный статус, интеллектуальное развитие, эмоциональное состояние, отношение к лечебному процессу и пр.), субъектным опытом и поведением.

2. Уровни (оптимальный, допустимый, низкий) сформированности профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков определяются на основании параметров: ценностно-смыслового (аксиологические приоритеты медицинской деятельности) — когнитивно-рефлексивного (профессионально-коммуникативные знания и рефлексия, как инструмент достижения эффективности взаимодействия) — коммуникативно-поведенческого (умения слышать, слушать и понимать других, транслировать информацию, устанавливать обратную связь на основе эмпатии и толерантности, осуществлять самоконтроль и использовать разнообразные средства взаимодействия).

3. Теоретическая модель процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков в медицинском училище, построенная на основе личностно-компетентностного, коммуникативно-деятельностного и интегрального подходов, включает в себя следующие этапы: проблемно-аналитический, пропедевтический, теоретический, практический и коррекционно-итоговый.

4. Необходимыми организационно-педагогическими условиями формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков в рамках теоретической модели являются: инвариантные (личностно и профессионально развивающая образовательная среда, система психолого-педагогической диагностики и мониторинга, инновационные педагогические технологии, личность педагога, психолого-педагогическая готовностькадровпрограммно-методическое обеспечение учебного процесса) и вараатнвные (рефлексивный анализ субъективных эмоциональных состояний в реализуемых на учебных занятиях форм взаимодействия «преподаватель — студент" — освоение студентами широкого спектра вербальных и невербальных средств общенияиспользование конкретных профессиональных ситуаций и профессионально-ориентированных коммуникативных заданийиспользование различных способов развития инициативности в общении и др.).

5. Педагогические возможности учебных занятий в формировании коммуникативной компетентности студентов определяются: наличием профессионально-ориентированной личностно значимой коммуникации между преподавателем и студентаминасыщенностью ценностно-смысловым, когнитивно-рефлексивным и коммуникативно-поведенческим содержаниемреализацией интерактивных и информационно-коммуникативных педагогических технологий, обладающих личностно формирующим потенциалом и предполагающих эмпатию, сотрудничество, сотворчество студентов друг с другом в поиске и принятии решений при опосредованном педагогическом руководствесозданием ситуаций для саморефлексии, объективной самооценки студентами реального уровня профессионально-коммуникативной компетентности и проектировании на этой основе путей и средств ее совершенствования.

Личное участие автора в получении результатов определяется: разработкой ведущих положений, общего замысла и методики теоретического и экспериментального исследованияруководством и непосредственным участием в экспериментальной работе по формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиковполучением эмпирических данных, теоретическим обобщением и интерпретацией результатов изыскания.

Апробация и внедрение результатов исследования: Отдельные результаты и выводы исследования отражены в публикациях автора в научно-теоретических и методических изданиях, докладывались, обсуждались и получили одобрение в Учебном центре Федерального института развития образования, Учебно-методическом центре по среднему медицинскому образованию г. Москвы (2006;2008 гг.), на научно-методических и научно-практических конференциях медицинских средних специальных учебных заведений г. Москвы и Московской области (20 042 008 гг.), научно-практических конференциях в г. Твери (2007;2008 гг.), г. Чебоксары (2006;2007 гг.).

Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе педагогической и научно-исследовательской деятельности в Московском медицинском училище № 15.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 5 приложений.

Список литературы

содержит 174 названия. В текст включены 12 таблиц, 7 рисунков. Текст диссертации изложен на 147 страницах.

Выводы по главе II.

Материалы второй главы раскрывают содержание экспериментального исследования по формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе медицинского училища.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили положения гипотезы и позволили сделать следующие выводы: 1. Теоретическое изучение проблемы и анализ эмпирических материалов позволили разработать многомерную теоретическую модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков как системы, процесса и результата целенаправленной управляемой педагогической деятельности, дополняющей и развивающей положения компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании и обеспечивающей целенаправленное формирование профессионально-коммуникативной компетентности выпускников медицинских училищ, а также объективную оценку эффективности и коррекцию данного процесса в соответствии с изменяющимися объективными и субъективными. условиями.

2.0птимальный уровень профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков может быть достигнут, если в образовательном процессе среднего специального медицинского учебного заведения будут созданы следующие организационно-педагогические условия:

• инвариантные, предполагающие паритетное диалогическое взаимодействие и взаимовлияниесоздание целостной ценностно-мотивационной профессионально развивающей коммуникативной среды и системы психолого-педагогической поддержки, диагностики и мониторинга формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентовиспользование технологии модульно-компетентностного обучения и организация психолого-педагогической подготовки кадров;

• вариативные, предполагающие рефлексивный анализ субъективных эмоциональных состояний в реализуемых на учебных занятиях форм взаимодействияосвоение студентами широкого спектра вербальных и невербальных средств общенияиспользование в учебном процессе конкретных профессиональных ситуаций, профессионально-ориентированных коммуникативных заданийприменение различных способов развития инициативности студентов в общении и др.

3. Условия, формы и методы обучения как компонент процесса подготовки конкурентоспособного, компетентного специалиста-медика должны обеспечивать формирование оптимального уровня их профессионально-коммуникативной компетентности через поэтапное включение в целостный непрерывный процесс освоения профессионально-коммуникативных компетенций, т. е. приобретение общих и специальных знаний, профессионально-коммуникативных умений, навыков и опытаформирования мотивов, представлений, ценностных установок и отношений;

4. Профессионально-коммуникативные компетенции студентов успешно формируются при использовании технологий модульно-компетентностного обучения, предполагающей использование комплекса имитационных методов, как игровых (деловая игра, разыгрывание ролей и пр.), так и неигровых (решение ситуационных задач, анализ конкретных производственных ситуаций, метод проектов и пр.), а также реальной практической деятельности студентов в рамках производственной (профессиональной) практики и внеаудиторной профессионально ориентированной общественной деятельности.

5. Реализация разработанной нами теоретической модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов медицинского училища позволила:

— повысить уровень сформированности содержательного, мотивационного и личностно-деятельностного компонентов профессионально-коммуникативной компетентности выпускников медицинского училища, их профессиональную успешность и востребованность в ЛПУ;

— обеспечить студентам возможность достижения оптимального уровня профессионально-коммуникативной компетентности и дальнейшего ее совершенствования.

— оказать своевременную помощь, как педагогам медицинских училищ, так и студентам, в преодолении профессионально-коммуникативных затруднений.

6.Профессионально-коммуникативная компетентность выпускников медицинских училищ выражается в овладении ими нормами и правилами, приемами и технологиями продуктивного профессионального общенияв наличии профессионально значимых коммуникативных качеств личности, необходимых для успешного осуществления взаимодействия с субъектами лечебно-профилактического процесса, в закреплении положительных установок к коммуникативным функциям выбранной специальности. Развитие профессионально-коммуникативной компетентности, равно как и совершенствование профессионального мастерства, должно длиться всю жизнь.

7.Совершенствование процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков представляет важную научную и практическую проблему, решение которой способно дать большой социально-экономический эффект, так как быстрое и эффективное включение выпускников в решение профессионально-коммуникативных задач ведет, с одной стороны, к повышению качества медицинских услуг населению, с другой, — сокращению текучести медицинских кадров.

Заключение

В диссертационной работе поставлена и решена актуальная научно-педагогическая задача по выявлению организационно-педагогических условий формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков в образовательном процессе медицинского среднего специального учебного заведения. Актуальность проблемы обусловлена изменившимися требованиями к уровню подготовки среднего медицинского персонала, а также наличием ряда противоречий, снижающих качество медицинских услуг населению вследствие неготовности специалистов к эффективному профессиональному взаимодействию.

1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике функционирования учреждений СПО. В результате было установлено, что в современных условиях произошла смена целевых ориентиров в вопросах оценки качества профессионального образования и требованиях к уровню подготовки специалистов среднего звена, ориентирующих образовательную систему ссуза на обеспечение должного уровня коммуникативной компетентности выпускников.

2. Анализ теоретических исследований позволил определить профессионально-коммуникативную компетентность как педагогическую категорию, т. е. результат овладения будущим специалистом комплексом знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в профессиональном сообществе, и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать различные виды коммуникаций и поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения в процессе решения профессиональных задач.

3. Профессионально-коммуникативная компетентность, являясь по своей сути базовой и социальной, формируется в процессе участия обучающихся в учебно-профессиональной деятельности и общении, посредством приобретения профессионально-коммуникативных знаний, опыта ценностного отношения к профессии и различным явлениям жизни, конструктивного поведения и продуктивного взаимодействия. Средством ее формирования у студентов-медиков является образовательная среда учебного заведения и социально-профессионального окружения.

4. Основным показателем уровня профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков является степень сформированности ее структурных компонентов: содержательного, мотивационного и личностно-деятельностного. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что многие студенты имеют значительные затруднения в области профессионального общения, у большинства из них отмечается низкий уровень профессионально-коммуникативной компетентности. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости ее развития и совершенствования с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и требований ЛПУ к уровню подготовки медицинских работников среднего звена.

5. В результате исследования нами были выявлены три уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков (оптимальный, допустимый, низкий). Отнесение студентов к тому или иному уровню происходило на основе следующих критериев: стремление и готовность к профессиональным контактамумение слушать и слышатьэмпатийность и толерантностьналичие самоконтроля в общениииспользование разнообразных средств общения, рефлексия. При определении критериев сформированности профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков мы опирались на выявленные мотивы, потребности, базовые коммуникативные знания и умения.

6. Проективная, логико-содержательная модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков, построенная на основе компетентности ого, коммуникативнодеятельностного, личностно-ориентированного и интегрального подходов, представлена в виде нескольких взаимодополняющих схем: схемы общей структуры исследуемого процесса, схемы конкретных элементов общей структурной модели с учетом свойств и особенностей исследуемого объекта. В структуре модели выделены три аспекта: концептуальный, содержательный и процессуальный и включены пять этапов: проблемно-аналитический, пропедевтический, теоретический, практический и коррекционно-итоговый.

7. Апробация разработанных содержания, форм и методов экспериментального обучения студентов-медиков в рамках созданной модели подтвердила эффективность предложенного модульно-компетентностного подхода и созданного дидактического комплекса в формировании их профессионально-коммуникативной компетентности.

8. В результате формирующего этапа эксперимента было обеспечено достижение большинством студентов экспериментальных групп оптимального уровня профессионально-коммуникативной компетентности, предполагающей сформированность личностно-профессиональных качеств (профессионально и социально значимой направленности личности, наличие профессионально значимых коммуникативных характерологических качеств) — операционально-деятельностную готовность к выполнению социально-профессиональных коммуникативных функций,) — необходимый для самостоятельной эффективной профессионально-коммуникативной деятельности ценностный, операциональный, интерактивный, креативный и рефлексивный опыт.

9. Анализ экспериментальных данных по уровням сформированности исследуемых компонентов и статистическая их обработка с помощью критерия Фишера и хи-квадрат критерия показали достоверность полученных эмпирических данных на формирующем и контрольном этапах эксперимента. Это подтверждает, что благодаря созданной структурно-логической модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности и внедрению модульно-компетнтностного подхода и адекватных ему педагогических технологий в образовательный процесс медицинского училища произошел значительный рост изучаемых нами компонентов в сравнении с констатирующим этапом.

10. В результате исследования выявлены, теоретически обоснованы и апробированы основные организационно-педагогические условия, которые успешно формируют профессионально-коммуникативную компетентность студентов-медиков: проведен проблемно-ориентированный анализ затруднений профессионального общения студентов, выпускников медицинских училищ и медицинских работников среднего звенапредпринята диагностика студентов 1−4 курсов медицинских училищ с целью выявления уровня профессионально-коммуникативной компетентностиопределены, адаптированы или разработаны педагогические технологии на основе модульно-компетентностного подхода, оптимизированные на поэтапное непрерывное овладение студентами профессионально-коммуникативными компетенциямиобеспечены методическое сопровождение и педагогический мониторинг.

Таким образом, на основании выше изложенного можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута.

Однако необходимо отметить, что в рамках одного исследования невозможно решить все проблемы формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков. В проведенном нами исследовании поставлены и решены не все вопросы, связанные с формированием профессионально-коммуникативной компетентности студентов-медиков. Например, в нашей экспериментальной работе по существу только затронуты вопросы влияния всех сфер образовательного процесса в медицинском училище на формирование у будущих специалистов оптимального уровня профессионально-коммуникативной компетентности. Следует особое внимание уделить более глубокому изучению мотивационной готовности студентов к профессиональному общениювлиянию психологических особенностей обучающихся на процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности и осуществлению дифференцированного подхода в практическом обучении. С изучением названных и других проблем связаны перспективы дальнейших поисков научно-обоснованных путей совершенствования процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов медицинских средних специальных учебных заведений. Так, перспективами нашего исследования может быть создание системы формирования и совершенствования профессионально-коммуникативной компетентности студентов различных специальностей медицинского училища.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М. Образование и здоровье // Материалы Третьей международной конференции. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2001.
  2. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика 1998. — № 1. — С. 72 — 75.
  3. Ю.И. Наше видение модели специалиста.// Научное обеспечение открытого образования: Научно методический и информационный сборник. — М.: Мое. Гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2000 — с. 28−37.
  4. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. Казань: ИРПО РАО, 2001. -256 с.
  5. Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Дис. д-ра пед. наук. М.: МГЛУ, 1997. — 324с.
  6. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. М. 2000.
  7. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  8. Г. Д. Коммуникативная компетентность в управленческой деятельности //Экспериментально-прикладная психология. Омск, 1994. -№ 1.
  9. Ю.Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России 2004. — № 11. — с.20−28.
  10. И.Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: ИЦПКПС, 1998. — 249 с.
  11. Т.М. Урок в аспекте управленческого общения // Образование молодежи в современном обществе. М., 1997. — С. 140 — 144.
  12. И.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  13. М.Безюлева Г. В., Иванова Н. В., Никитин М. В., Шеламова Г. М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Под ред. Г. В. Безюлевой. М.: МПСИ, ФИРО, 2005. — 82 с.
  14. А.С. Основы возрастной педагогики. — М.: Академия, 2000.
  15. А.С. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995.
  16. И.Л. К вопросу о коммуникативной компетентности // Проблемы качества повышения квалификации работников образования: материалы межрегион, науч.-практ. конф. Москва, Воронеж, 2005. — С. 284 285.
  17. И.Л. Формирование коммуникативной культуры личности в непрерывном образовании // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы науч.-практ. конф. / Липец, гос. пед. ун-т. Липецк, 2005. — С. 283−285.
  18. Н.А. Проблемы педагогического общения. Мн.: Изд-во Университетское, 1989. — 180 с.
  19. А.В. Урок психологии общения // Образование в современной школе.-№ 7−2005.
  20. О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. -М.- РГБ, 2005 186 с.
  21. А.А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и пути их преодоления // Психологические проблемы самореализации личности / Сборник научных трудов. Краснодар, 1995. — С. 29.
  22. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе./ Болотов В. А., Сериков В. В. //Педагогика, 2003. № 10. — с.8 -14.
  23. Болыпой энциклопедический словарь. М., 1987. — С. 345.
  24. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 2000−352 с.
  25. .С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1988.
  26. Т.П., Мушников Д. Л., Алексеев О. В., Дригинкина Е. В. К вопросу о научном обосновании роли культуры медицинской организации в обеспечении качества медицинских услуг //Роль здравоохранения в охране общественного здоровья. М., 2004. — С. 77−80.
  27. И.А., Магомед-Эликов Мотивация и контроль за деятельностью. М.: МГУ, 1991. — 67 с.
  28. А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: ИЦГЖПС, 2000. — 200с.
  29. А.К. Формирование функциональной самостоятельности учащихся в процессе технологической подготовки. // Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2005 — С. 108−110.
  30. М.А. Современные подходы к формированию профессиональной успешности //Среднее профессиональное образование. -2006. № 7. — С.53−54.
  31. А., Пиз А. Язык разговора. М.: Эксмо-Пресс, 2007. — 224 с.
  32. C.JI. Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника в процессе изучения иностранного языка. Автореф. канд. дис. .пед. наук. Курск, 2007. — 26 с.
  33. .С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования //Педагогика, 2003. № 10. — С. 3−7.
  34. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
  35. Е.В. Технология формирования инновационной культурыбудущего специалиста в процессе самостоятельной работы: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Челябинск. 2005. — 21 с.
  36. В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности // Педагогика. 2003. — № 5 — С. 10—14.
  37. Л.Г. Проектирование интерактивной педагогической технологии подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности: Монография, — Тольятти: ТолПИ, 1999. 165 с.
  38. Гузеев"В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Нар. образование, 2001. — 137 с.40:Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. -М.: Народное образование, 2000. 240 с.
  39. Дик Н. Ф. Классные часы в лицее и колледже. Ростов н/Дону: Издат. «Феникс», 2005 -288 с.
  40. Г., Вое Дж. Революция в обучении / Пер. с англ. М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003.
  41. В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. — 352 с.
  42. Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с.
  43. Журавлев A. JL, Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. М.: Инфо-М, 2008. — 416 с.
  44. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208с.
  45. И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 — № 8. — С. 21−26.
  46. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003 — № 5. — С. 41.57.3имняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005. — 384 с.
  47. С.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Автореф.канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. — 26 с.
  48. .В. Профессионально-мотивирующая подготовка специалистов//Специалист. № 7.- 2005.
  49. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1986.
  50. Е.Ф. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в учебно-воспитательном процессе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Минск, 2001. — 19 с.
  51. А.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? Сборник. Под общей ред. В. М. Демина. М., 2003. — С. 27−30.
  52. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -256с.
  53. Г. С. Проблемы толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. № 2 — 2006.
  54. Г. Я. Общение подростков и воспитательные возможности методики И.П. Иванова // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. — Тверь, 1995. -Т.8.-С. 77 — 81.
  55. И.А. Основы технологической культуры педагога: научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. СПб.: Дрофа СПб, 2003. — 285 с.
  56. И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. — 288 с.
  57. В.Г., Смоленко Л. Ф. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. Ростов — на- Дону «Феникс», 2002. С. 83−98.
  58. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010гг.
  59. А.Б. Профессиональная готовность студентов и мотивация их учебно-профессиональной деятельности в ссузе // Инновации в среднем профессиональном образовании.- М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004. С. 138−146.
  60. Е. Погружение в общение // Директор школы. — 2000. № 1.-С. 50−56.
  61. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Пед. об-во России, 2001. — 230 с.
  62. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. СПб.: Питер, 2005.-280 с.
  63. С.В. Учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2004. — 272 с.
  64. Н.В., Уколова Е. М. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. — С. 57−58.
  65. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  66. Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб., 1997. — 25 с.
  67. В.Н. Трудности межличностного общения. — СПб.: Лань, 1991.-187 с.
  68. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов н/Д.: Феникс, 2001 -412 с.
  69. Н.В. На пути к профессиональному мастерству. М.: Просвещение, 1990.
  70. В.А. Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов-на-Дону, 1990. — С. 10 — 15.
  71. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2002 — 156 с.
  72. В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. 1988. -№ 1.
  73. О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. 2004. -№ 5. — С. 3 — 12.
  74. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994.
  75. Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамикасмысловой реальности. — М.: Смысл, 1999.
  76. А.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 181с.
  77. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144с.
  78. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманит. фонд «Знание», 1997. — 307 с.
  79. А. Г. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. -Спб., 1997.
  80. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. — М.: «Медицина», 1999. С. 23 — 47.
  81. Е.И. Диалог на уроке как средство развития индивидуальности подростка: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 2000. 23 с.
  82. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Флинта, 1994. — 215 с.
  83. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. М, Просвещение, 2006.
  84. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. -М., 1999.
  85. А.В. От технологий обучения к технологиям научного творчества // Вестник Оренб.гос.ун-та. — 2004. — № 9 — С. 62 — 66.
  86. А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис.. д-ра пед. наук. —Москва, 1980. — 414 с.
  87. С.А., Соловьёва А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: Серия «Среднее профессиональное образование. — Ростов-на-Дону: «Феникс, 2004. -384 с.
  88. Д.Л., Камбарова Т. С., Романенко Д. В. Характеристика коммуникативной сферы будущих медицинских работников: Материалы
  89. Третьей международной научно-практической конференции //Здоровье и образование XXI веке//. Москва, 2002. С. 294 — 295.
  90. И. Категория общения в дидактике // Прикладная психология и психоанализ. 1997. — № 3. — С. 46 — 50.
  91. Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. — М., 2002.
  92. Н. Н. Балашова В.Г., Новичкова Н. М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности. — Ульяновск, 2006.
  93. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. /Под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. — 272 с.
  94. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. -СПб.: Изд. РАО ИОВ, 1995. -170 с.
  95. О.Н. Система квалификаций в странах Европейского ^ союза. М., 2004.
  96. О.Н., Муравьева А. А. и др. Анализ потребности в умениях. Методическое пособие. — Москва: «Альфа-М», 2005.
  97. Основы профессиональной культуры / Под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск: БрГПУ, 1997. 307 с.
  98. Остапенко A. J1. Этика и деонтология среднего медицинского работника. -М.: «Медицина», 1995. С. 131- 142.
  99. Ю.Д., Сапроненков П. М. Медицинская этика. М.: «Медицина», 1994. — С. 17- 31.
  100. ПО.Панкова Т. А. Реформирование системы образования в России 90-х годов: социологическое исследование: Монография. М.: Логос, 2003. — 137 с.
  101. Ш. Панкова Т. А. Социально-педагогические основы конструирования воспитательных систем: Монография. Оренбург: РИО ОГИМ, 2003. — 196 с.
  102. Педагогика: Учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк, и др.- Под ред.проф.В. Г. Рындак. М.: Высш.шк., 2006 — 495 с.
  103. Педагогика в медицине. Под ред. Н. В. Кудрявой. М.: Академия, 2006. — С.47- 48.
  104. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие/ С. А. Смирнов и др. 2000.
  105. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова и Н. Ф. Петрова. Т. 3. -М.: Советская энциклопедия, 1966. — С.85.
  106. Пб.Переверзев В. Ю. Оценка ключевых компетенций // Высшее образование сегодня. М., 2006.
  107. И.Г. Избр. пед. произв. В Зт. -М., 1965. С. 216.
  108. JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. -М., 1989.
  109. Построение общероссийской системы оценки качества образования // Стандарты и мониторинг образования. № 4. — 2005. — С.8 — 10.
  110. Проектирование технологии воспитания культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в образовательной среде колледжа / Под общ. ред. В. Г. Рындак. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006.-108 с.
  111. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Перевод с англ. М., 2002.
  112. Дж. Выходя за рамки стандарта «3 Rs» (чтение, письмо, арифметика): достижение и оценивание более широких целей в сфере образования (реферат) (версия текста от 12. 1999) // Метод проектов. -Минск, БГУ ЦПРО, 2003.
  113. JI. П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно-коммуникативный подход. Дис.. докт. пед. наук. — Волгоград, 2001.-387 с.
  114. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Автореферат дис.. докторапед. наук. Л., 1991.
  115. Г. Науки о природе и науки о культуре. Пер. с нем. М., 1998.
  116. К. Вопросы, которые я себе задал бы, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. — № 10.
  117. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. T.l. — С.239.
  118. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: Просвещение, 1991. -216 с.
  119. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998.-319 с.
  120. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. -М: Народное образование, 1998. 256 с.
  121. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. М.:Мастерство, 2001.
  122. Н.А. Мониторинг воспитания культуры профессиональной деятельности будущего специалиста (методические рекомендации). -Оренбург, 2003.
  123. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования НГУ / под ред. А. Л. Гаврикова, В. В. Тимофеева. М.: Изд. Дом «Новый ученик», 2004. — 80 с.
  124. И.А. Пропедевтическая подготовка учащихся профессионального лицея к овладению коммуникативными умениями: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1999. — 223 с.
  125. О.Б. педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Автореферат дис.. .канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 22 с.
  126. В.А. Педагогика профессионального образования. -M.:ACADEMA, 2004
  127. З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука. -232 с.
  128. Современный психологический словарь / Сост. и ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 637 с.
  129. В.Н. Акмеологический подход к моделированию. Моделирование как средство развития профессиональной компетентности: монография. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2004. — 146 с.
  130. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001.
  131. A.M., Васильева Т. П. и др. Управление качеством кадрового потенциала учреждений здравоохранения. М.-Иваново: Изд. МИК, 2004. — 142 с.
  132. Д.В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. — Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996. 86 с.
  133. С.С. Воспитывающее и развивающее общение в процессе обучения старшеклассников: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Карачаевс, 2003. 23 с.
  134. С.В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. — 22 июня.
  135. В.И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики // Дискурс. 1996. — № 1. — С.17 — 22.
  136. К.Д. Соч., Т.2. С. 553.
  137. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. С. 130.
  138. А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 21 -32.
  139. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.//Народное образование. 2003. -№ 2 — С.60
  140. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. -416с.
  141. В.М. Психологические основы педагогического общения. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 295 с.
  142. В.Е. Психологические трудности межличностного общения. М.: Педагогика, 1987. — 156 с.
  143. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. -268 с.
  144. М. А. Формирование коммуникативных качеств учащихся профессионального лицея: Дис. канд. пед. наук. Москва, 2001. — 224 с.
  145. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. -М.: Народное образование, 1996. -160 с.
  146. О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе/ Чуракова О. В., Фишман И. С. Самара: Изд-во «Профи», 2002 — 302 с.
  147. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.1982.
  148. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. //Высшее образование сегодня. — № 8.-2004.
  149. Т.В. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии: дис.. канд. пед.наук. Оренбург, 2003. — 254 с.
  150. Н. И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. —544 с.
  151. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. № 2. — С.ЗО.
  152. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Пед. о-во России, 2000. 316 с.
  153. Г. Герменевтика и ее проблемы.// Контекст. М., 1989. -С.226.
  154. А.И. Основы сестринского дела. Смоленск, 2005. — С. 6183.
  155. Н.Е. Методика профессионального обучения. М, Издательский центр «Академия», 2007.
  156. Berufliche Kompetenzentwiklung. Bulletin. August (4'99) Berlin, 1999.-P.252.
  157. Berufliche Kompetenzentwiklung. Bulletin. Dezember (6'99) Berlin, 1999.-P.186.
  158. Emirbayer M What is Agency? // American Journal of Sociology. -1998.-Vol. 103-№ 4.-P. 962−1023.
  159. Green A. Education and State Formation. The Rise of Education Systems in England, France and USA. /А. Green. L., 1992. — P. 156.
  160. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ZReport of the Symposium Beme, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
  161. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence"/ McClelland D.C. American Psychologist Vol.28 № 1., 1973. -P.114.
  162. Phase 1/http: //www.relintdeusto.es/TuningProject/index.htm.
  163. Sheils J. Communication in the Modern Language Classroom.
  164. Strasbourg: Council of Europe Press, 1993. -P .1−2.
  165. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001.
Заполнить форму текущей работой