Состояние физической подготовленности
Челночный бег 3×1 Ом. 12-летние легкоатлеты показали в этом упражнении результат 8,5 с, который превышает «средний» уровень физической подготовленности школьников данного возраста. 13- летние спортсмены продемонстрировали более низкий показатель в этом упражнении по сравнению с 12-летними школьниками. Однако и этот результат также был в пределах «среднего» уровня физической подготовленности… Читать ещё >
Состояние физической подготовленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исходные показатели физической подготовленности юных тяжелоатлетов. Специальная физическая подготовленность тяжелоатлетов оценивалась поданным спортивных результатов, показанных на соревнованиях в классическом двоеборье (рывок и толчок).
В табл. 8.2 заметна проявляющаяся возрастная тенденция роста результатов у юных атлетов. А если учесть, что все юные штангисты независимо от возраста имели примерно равный стаж занятий спортом (от 3 до 6 месяцев), то напрашивается очевидный, хотя и предварительный, вывод о том, что именно в подростковом возрасте наиболее ярко проявляется сенситивность в развитии силовых и скоростно-силовых качеств. Вместе с тем различия в спортивных результатах, например в рывке, между 12- и 13-летними и 14- и 13-летними штангистами оказались недостоверными (t = 1,5 и 1,8 при р > 0,05).
Следовательно, один год разницы в этом возрастном периоде еще не дает преимущества в развитии силовых качеств. В то же время при двухлетней разнице в возрасте наблюдаются более выраженные отличия в развитии мышечной силы. Так, различия в рывке между спортивными показателями 12- и 14-летних атлетов были уже достоверными (t = 2,4 при р < 0,2).
Примерно такая же картина наблюдалась и в толчке (табл. 8.2). Но если при выполнении рывка от юных атлетов требовалось выраженное проявление скоростно-силовых качеств, а также высокий уровень координации, то при выполнении второго упражнения классического двоеборья — толчка — необходимо дополнительно проявлять и чисто силовые качества (например, при вставании со штангой из низкого седа).
Однако и в этом случае мы видим из табл. 8.2, что с возрастом юные атлеты превзошли результаты младших спортсменов. Разни;
Таблица 8.2
Исходные показатели специальной физической подготовленности юных тяжелоатлетов 12−14 лет.
Упражнения. | Возраст, лет. | п. | Статистические показатели, кг. | |||
М. | ± m. | v,% | ||||
Рывок, кг. | 45,6. | 0,95. | 5,7. | 12,6. | ||
47,4. | 0,7. | 4,1. | 8,7. | |||
48,2. | 0,6. | 3,13. | 6,5. | |||
Толчок, кг. | 57,2. | 0,97. | 5,8. | 10,2. | ||
60,3. | 1,0. | 6,2. | ю, з. | |||
61,2. | 0,9. | 5,3. | 9,7. | |||
Сумма двоеборья, кг. | 103,2. | 1,3. | 8,0. | 7,8. | ||
105,7. | 1,6. | 10,0. | 9,5. | |||
108,2. | 1,4. | 8,6. | 8,1. |
ца же в абсолютных показателях между близкими возрастными группами оказалась большей в рывке (соответственно 1,8 и 3,1 кг) и достоверной (t = 2,2 при р < 0,5). В то же время в толчке по сравнению с рывком мы не обнаружили достоверных отличий в результатах между 13- и 14-летними штангистами (соответственно 0,9 и 0,8 кг).
Результаты в сумме классического двоеборья в целом полностью отражали ту картину, которая была выявлена в рывке и толчке. 13-летние штангисты оказались более сильными по сравнению с 12-летними на 2,4% (t= 1,04), а 14-летние — по сравнению с 13-летними — на 2,3% (t = 1,26). И, как мы видим, во всех случаях различия были недостоверными. Достоверные различия в специальной физической подготовке отмечались только у 14-летних штангистов по сравнению с 12-летними — на 4,8% (t = 2,96 при р < 0,01).
Таким образом, первые контрольно-педагогические испытания позволяют говорить о том, что начинающие тяжелоатлеты 12−14 лет хотя и имеют возрастные различия в уровне специальной физической подготовленности, но о них можно говорить лишь как о тенденции, а не закономерности. Ведь только в двухлетнем возрастном диапазоне (от 12 до 14 лет) было зафиксировано достоверное преимущество в рывке и толчке, а значит, и в развитии силовых и скоростно-силовых возможностей подростков. Все это еще больше убедило нас в необходимости проведения специального педагогического эксперимента, с тем чтобы выяснить: можно ли изменить в этом возрасте уровень развития силовых качеств, применяя нестандартную методику тренировки?
Исходные показатели юных легкоатлетов — бегунов на короткие дистанции. Известно, что программа физического воспитания школьников в основном опирается на легкоатлетические упражнения. Поэтому после проведения первых контрольно-педагогических испытаний мы могли сравнить полученные результаты с нормативными показателями школьной программы 1993 года (табл. 8.3).
Бег 30 м. 12-летние легкоатлеты пробежали эту дистанцию за 5,4 с, что соответствует нижнему пределу среднего уровня программы школьников. 13-летнис с результатом 5,2 с были на 0,1 с быстрее, чем «средний» уровень, и 14-летние легкоатлеты с результатом 5,1 с оказались по быстроте также в нижнем пределе «среднего» уровня развития. Это можно было предвидеть, так как все юные атлеты, принявшие участие в испытаниях, тренировались в секции не более 3—6 месяцев, а за этот срок очень сложно добиться существенных сдвигов в приросте такого физического качества, как быстрота.
Таблица 8.3
Исходные показатели специальной физической подготовленности юных легкоатлетов 12−14 лет.
Упражнения. | Возраст, лет. | п. | Статистические показатели. | |||
М. | ± m. | Y. | ||||
Бег 30 м, с. | 5,4. | 0,07. | 0,4. | 6,5. | ||
5,2. | 0,05. | 0,35. | 6,8. | |||
5,1. | 0,06. | 0,4. | 7,2. | |||
Челночный бег 3×10 м, с. | 8,5. | 0,12. | 0,7. | 8,6. | ||
8,6. | 0,1. | 0,6. | 7,4. | |||
8,25. | 0,1. | 0,64. | 7,8. | |||
6-минутный бег, м. | 17,8. | 106,95. | 9,3. | |||
17,9. | 107,8. | 8,7. | ||||
19,1. | 114,8. | 8,9. |
Челночный бег 3×1 Ом. 12-летние легкоатлеты показали в этом упражнении результат 8,5 с, который превышает «средний» уровень физической подготовленности школьников данного возраста. 13- летние спортсмены продемонстрировали более низкий показатель в этом упражнении по сравнению с 12-летними школьниками. Однако и этот результат также был в пределах «среднего» уровня физической подготовленности. Наибольший уровень быстроты и координации в челночном беге показали юные легкоатлеты 14-летнего возраста — 8,25 с. Но и они не сумели достичь «высокого» уровня нормативных требований школьной программы 1993 года.
6-минутный бег. Это упражнение характеризует развитие такого важного физического качества человека, как выносливость. Более высокий результат в этом упражнении оказался у 14-летних легкоатлетов (табл. 8.3). 12-летние спортсмены сумели преодолеть за 6 минут 1150 м, что соответствует лишь «среднему» уровню развития выносливости школьников данного возраста. На 90 м больше пробежали за 6 минут 13-летние легкоатлеты и уступили в свою очередь 50 м 14-летним легкоатлетам. Итак, во всех случаях развитие такого физического качества, как выносливость, у юных легкоатлетов 12—14 лет не выходило за пределы «среднего» уровня российской школьной программы 1993 года.
Таким образом, исходные контрольные испытания, проведенные с целью определения уровня специальной физической подготовленности юных тяжелои легкоатлетов, позволяют сделать вывод о том, что перед началом педагогического эксперимента мы имели дело со школьниками — спортсменами средней физической подготовленности.
Об этом говорит и тот факт, что коэффициент вариации в каждой возрастной группе у юных легкоатлетов не превышал 9,3%, а его нижний уровень был равен 6,5%. У юных тяжелоатлетов коэффициент вариации в отдельных упражнениях, например в рывке у 12-летних, был более высок, чем у легкоатлетов (12,6%). Да и в остальных возрастных группах, кроме 14-летних, в рывке коэффициент вариации был выше. Все это говорит о том, что занятия с тяжестями в течение 3−6 месяцев, по-видимому, оказывают более существенное влияние на развитие индивидуальных специальных физических качеств, чем тренировки юных легкоатлетов без применения отягощений.