Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ежегодный прирост максимальной становой силы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, анализ ежегодного прироста ВИСС во второй экспериментальной группе позволил выявить не только отмеченные выше закономерности, связанные с возрастным характером его динамики, но и более выраженный количественный аспект влияния занятий в секции атлетической гимнастики и тяжелой атлетики. Школьники 1—10-х классов этой группы достоверно увеличили за учебный год свои силовые… Читать ещё >

Ежегодный прирост максимальной становой силы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рис. 6.3 видно, что характер ежегодных изменений становой силы во всех трех группах к 8, 10 и 13 годам не имеет достоверных отличий. Во всех остальных случаях уровни ежегодного прироста становой силы выраженно отличаются друг от друга.

Динамика ежегодного прироста ВИСС у школьников, %.

Рис. 6.3. Динамика ежегодного прироста ВИСС у школьников, %.

При этом мы не могли выявить какой-либо закономерности в ежегодном приросте силы в связи с влиянием различных методик тренировки. Отсюда можно предположить, что детский и подростковый возраст является генетически «запрограммированным» в отношении развития силовых возможностей организма в период его интенсивного роста. А внешний фактор (тренировка) может оказывать влияние на это только в относительно короткие промежутки времени. Это хорошо видно при анализе прироста силы в течение учебного года у школьников 1—10-х классов под воздействием трех различных тренировочных нагрузок.

Первая экспериментальная группа. Наиболее выраженный ежегодный прирост становой силы отмечается с 7- до 8-летнего возраста в первой экспериментальной группе как при первом, так и при втором исследованиях (соответственно 52,6 и 48,5%). В последующие возрастные периоды только с 9 до 10 лет отмечается столь выраженный ежегодный прирост становой силы (табл. 6.9). Затем с возрастом наблюдается снижение этого показателя до 6—6,9% к 17 годам. Причем в конце учебного года разница в показателях ежегодного прироста ВИСС у школьников была (за исключением трех случаев) ниже, чем это было зафиксировано до начала учебного года (табл. 6.9). В этой группе хорошо просматривается равномерная возрастная волнообразность динамики МСС. Более высокие уровни годового прироста становой силы сменяются выраженными спадами (см. рис. 6.3).

Таблица 6.9

Возрастная динамика прироста ВИСС у школьников первой экспериментальной группы.

Возраст, лет.

Ежегодный прирост.

Прирост по отношению к 7 годам.

1-е исследование.

через год.

1-е исследование.

через год.

А, о.е.

А, %.

А, о.е.

А, %.

А, о.е.

А, %.

А, о.е.

А, %.

8,0.

52,6.

8,2.

48,5.

8,0.

52,6.

8,2.

48,5.

3,1.

13,3.

2,9.

12,0.

ИД.

73,0.

ИД.

65,7.

13,3.

50,5.

13,3.

41,0.

24,4.

160,5.

24,4.

144,4.

4,7.

11,8.

4,9.

12,0.

29,1.

191,4.

29,3.

174,0.

15,0.

33,8.

14,6.

32,0.

44,1.

290,1.

43,9.

261,0.

7,9.

13,3.

8,3.

13,0.

52,0.

342,1.

52,2.

308,0.

2,1.

3,1.

3,4.

4,3.

54,1.

355,9.

55,6.

329,0.

— 0,9.

—1,3.

1,6.

2,2.

53,2.

350,0.

57,2.

338,5.

9,5.

13,8.

10,0.

13,5.

62,7.

412,5.

67,2.

397,6.

5,4.

6,9.

4,5.

6,0.

64,9.

426,9.

70,1.

424,3.

Эта закономерность отмечалась как при первых, так и при вторых исследованиях. Во всех случаях был зафиксирован самый высокий абсолютный результат прироста ВИСС в возрастной период с 11 до 12 лет (соответственно 15,0 и 14,6 о.е.), а самый низкий — с 14 до 15 лет (0,9 и 1,6%). Средний уровень ежегодного прироста МСС при втором исследовании в этой экспериментальной группе увеличился с 6,8 до 7,2 о.е., или с 15,2 до 18,5%. Однако эта разница была статистически недостоверной (при р > 0,01).

Следовательно, на основании вышеизложенного можно говорить о том, что занятия в секции общефизической подготовки не оказывают существенного влияния на качественный и количественный характер ежегодного прироста МСС в школьном возрасте. В то же время нельзя не видеть, что есть тенденция увеличения ВИСС под влиянием года тренировок, на которых до 30% составляют занятия с тяжестями.

Вторая экспериментальная группа. Напомним, что эта группа тренировалась в секции атлетической гимнастики и тяжелой атлетики. В табл. 6.10 представлен материал анализа ежегодного прироста МСС в этой группе перед началом (до начала учебного года) и в конце эксперимента (в конце учебного года).

Таблица 6.10

Возрастная динамика прироста ВИСС у школьников второй экспериментальной группы.

Воз

раст,

лет

Ежегодный прирост

Прирост по отношению к 7 годам

1-е

исследование

через год

1-е

исследование

через год

А, о.е.

А, %

А, о.е.

А, %

А, о.е.

А, %

А, о.е.

А, %.

8,8.

55,3.

9,5.

49,0.

8,8.

55,3.

9,5.

54,6.

2,5.

10,1.

2,4.

7,4.

11,3.

71,0.

11,9.

68,3.

11,0.

40,4.

11,5.

41,0.

22,3.

140,2.

23,4.

134,5.

И

4,5.

11,7.

5,9.

12,2.

26,8.

168,5.

28,4.

163,2.

16,0.

37,4.

15,1.

33,0.

42,8.

269,2.

43,5.

250,0.

3,3.

5,6.

3,9.

6,5.

46,1.

290,0.

47,4.

272,4.

5,9.

9,5.

8,7.

21,3.

52,0.

327,0.

56,1.

322,4.

2,0.

2,9.

5,3.

7,5.

54,0.

339,6.

61,4.

352,9.

8,2.

П, 7.

8,4.

10,0.

52,2.

391,2.

69,8.

401,2.

4,6.

5,8.

4,2.

4,6.

66,8.

420,1.

77,0.

442,5.

Первое, что бросается в глаза, так это сходство характера динамики ежегодного прироста ВИСС во второй группе как в начале, так и в конце эксперимента по отношению к первой экспериментальной группе (см. рис. 6.3).

Однако, в отличие от первой, во второй экспериментальной группе наиболее выраженный прирост МСС был зафиксирован в возрастной период с 7 до 8 лет (соответственно +55,3 и +49,0%). Несколько ниже был этот прирост с 9 до 10 лет (+40,4 и +41%) и с 11 до 12 лет (+37,4 и +33%). Достоверно высокий уровень прироста становой силы отмечался в возрастной период с 13 до 14 лет (при втором исследовании +21%). В остальные годы уровень ежегодного прироста становой силы составлял до начала эксперимента 2,9—11,7, а через год — 4,6— 12,2 %.

Что же касается абсолютных показателей ежегодного прироста МСС, то как при первом, так и при втором исследовании наиболее высоким он был в возрастной период с 11 до 12 лет (16,0 и 15,1 о.е.), а самым низким — с 14 до 15 лет (соответственно 2,0 о.е.)и с 8 до 9 лет (2,4 о.е.). Средний показатель ежегодного прироста ВИСС в первом случае был равен 6,7, во втором — 7,5 о.е. (различия статистически достоверны при р < 0,01).

Таким образом, анализ ежегодного прироста ВИСС во второй экспериментальной группе позволил выявить не только отмеченные выше закономерности, связанные с возрастным характером его динамики, но и более выраженный количественный аспект влияния занятий в секции атлетической гимнастики и тяжелой атлетики. Школьники 1—10-х классов этой группы достоверно увеличили за учебный год свои силовые возможности. Но это касается только среднего показателя. В остальных случаях мы видим, что выраженные увеличения ВИСС сменяются столь же выраженными спадами в показателях. В этом аспекте характер динамики ежегодного прироста ВИСС очень схож с динамикой первой экспериментальной группы.

Контрольная группа. Школьники контрольной группы занимались развитием силы только на уроках физкультуры. Поэтому регистрация уровня развития ВИСС с возрастом у этой части школьников представляла для нас двойной интерес. С одной стороны, мы сравнивали изменения ВИСС этой группы с экспериментальными, а с другой — могли оценить, насколько изменяются силовые возможности школьников без специальной тренировки.

Результаты данных исследований показаны в табл. 6.11. Ежегодные изменения ВИСС в контрольной группе школьников по своему характеру мало чем отличаются от тех, что наблюдались в предыдущих группах. Мы видим ту же волнообразность в уровнях прироста в соответствии с возрастными закономерностями. Наиболее выраженное увеличение МСС отмечается в детском возрасте. Так, с 7 до 8 лет силовые возможности школьников выросли, по данным первых исследований, на 7,8, а вторых — на 7,9 о.е., что составляет соответственно 51,6 и 49,6%.

Мы видим, что и с 8 до 9, и с 9 до 10 лет отмечается достаточно высокий уровень ежегодного прироста ВИСС и после годового спада — вновь некоторый подъем с 11 до 13 лет. В остальные возрастные периоды колебания в показателях ежегодного прироста находились в пределах от 1,9 до 9,2 при первом исследовании и с 2,4 до 9,4 о.е. — при втором исследовании. Средний показатель относительного ежегодного прироста ВИСС за период учебы в школе в контрольной группе был равен при первом исследовании 19,3 и при втором — 19,86%.

Таблица 6.11

Возрастная динамика прироста ВИСС у школьников контрольной группы

Возраст, лет.

Ежегодный прирост.

Прирост по отношению к 7 годам.

1-е исследование.

через год.

1-е исследование.

через год.

Д, о.е.

Д, %.

Д, о.е.

Д, %.

Д, о.е.

Д, %.

Д, о.е.

Д, %.

7,8.

51,6.

7,9.

49,6.

7,8.

51,6.

7,9.

49,6.

5,2.

22,7.

5,4.

22,6.

13,0.

86,0.

13,3.

83,7.

11,2.

39,8.

12,3.

42,1.

24,2.

160,3.

25,6.

161,0.

И.

4,9.

12,4.

5,2.

14,0.

29,1.

192,7.

30,8.

193,7.

13,2.

29,9.

12,4.

26,3.

42,3.

280,1.

43,2.

271,7.

1,9.

3,3.

2,4.

3,3.

44,2.

292,7.

45,6.

286,8.

1,3.

2,1.

4,4.

7,1.

45,5.

301,3.

50,0.

314,6.

од.

0,16.

0,9.

1,4.

45,5.

299,3.

50,9.

320,1.

8,5.

14,0.

8,3.

13,8.

54,1.

355,3.

59,2.

372,3.

2,4.

3,4.

4,2.

5,6.

62,5.

374,2.

63,4.

398,2.

Сравнительный анализ трех групп. С 9 до 10 лет во второй и первой экспериментальных группах и в меньшей степени в контрольной наблюдается выраженный скачок ежегодного прироста ВИСС (до 41—42%). С 10 до 11 лет отмечается заметный спад показателя ежегодного прироста МСС до 12—14%. С 11 до 12 лет школьники экспериментальных групп показали более высокие результаты в приросте силы, чем в контрольной группе (соответственно 32, 33 и 26,3%). С 12 до 13 лет вновь отмечается снижение ежегодного прироста становой силы, причем в контрольной группе до уровня 3,3% против 13 и 6,5% в экспериментальных группах. С 13 до 14 лет преимущество в приросте силы имела вторая экспериментальная группа, на втором месте были школьники контрольной группы. В первой экспериментальной группе с 14 до 15 лет наблюдается самый минимальный уровень прироста ВИСС. С 15 до 16 лет во всех группах показатель прироста составил от 10 до 13,5%. В последующие годы (с 16 до 17) уровень ежегодного прироста ВИСС во всех случаях снизился до А—7% и 1—3%. В контрольной группе к 17 годам отмечалось (хотя и недостоверное) снижение ВИСС на 1,1%.

Таким образом, анализ динамики ежегодного прироста становой силы у учащихся в период учебы в школе позволяет сделать следующие выводы. Количественно величина прироста ВИСС независимо от воздействия различных методик силовой подготовки изменяется с 7 до 17 лет по волнообразной кривой. Годы выраженного увеличения показателя прироста силы сменяются годами ее выраженного снижения. В этом проявляется четкая возрастная закономерность. В то же время, если в младшем школьном возрасте эта волнообразность имела более выраженный характер, то в среднем и старшем школьном возрасте она постепенно становилась более ровной. По средним данным ежегодного прироста ВИСС школьники контрольной группы достоверно не отличались от своих сверстников из экспериментальных групп. Это позволяет подтвердить уже известный тезис о сензитивности развития силы в детском и подростковом возрасте.

Отсюда можно предположить, что к 15—17 годам процесс развития силовых качеств подходит к своему анатомо-физиологическому завершению и поэтому дальнейший перспективный рост силовых возможностей может происходить в большей степени не столько за счет заложенных природных данных, сколько под воздействием специальных тренировок в течение одного раза в неделю, которые в детском и подростковом возрасте не позволяют получить достоверно выраженного прироста силы. Кроме того, среднегодовые показатели прироста ВИСС у школьников экспериментальной и контрольной групп в детском возрасте были в более близком соотношении, чем в подростковый возрастной период. По-видимому, это связано с тем, что в период полового созревания, когда происходит интенсивное увеличение костного аппарата, анатомическая зрелость мышц несколько отстает в своем развитии, что в конечном итоге сказывается на показателях прироста ВИСС.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой