Один из самых распространенных вопросов, задаваемых родителями и воспитателями: какова степень распространенности эмоциональных нарушений у детей и взрослых? Ответить на него удовлетворительно не удается по целому ряду причин, среди них и известные методические трудности, и то, что в психологических исследованиях выборки обычно не столь велики, чтобы делать столь глобальные выводы. Однако мы вполне можем ориентироваться в этом вопросе на закон нормального распределения. В целом он дает понимание количества отклонений в человеческой популяции в целом, что позволяет сориентироваться и понять, не превышен или не занижен ли процент таких воспитанников в группе, с которой приходится работать.
Другой не менее важный вопрос: как можно идентифицировать поведенческие нарушения? В психологии и теории воспитания принято считать, что поведение можно характеризовать как нормальное или аномальное только с точки зрения возраста. То, что нормально для дошкольника, может выглядеть аномальным в младшем школьном возрасте, а то, что может быть поведенческой нормой для подростка, вполне способно выглядеть аномальным в юношеском возрасте.
Однако в психологической науке выделены общие поведенческие нарушения, отличающие детей с эмоциональными проблемами, от тех у которых их нет. Американские психологи Т. М. Эйкенбах и К. С. Иделброк предложили список таких нарушений. Они представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Контрольный список поведенческих нарушений
Эти характеристики отличают детей, которым требуется профессиональная помощь в связи с эмоциональными нарушениями. |
Поведение, соответствующее младшему возрасту. | Драки Объект насмешек. |
Часто спорит. | Водится с детьми из плохих компаний. |
Не может сконцентрироваться. | Импульсивен. |
Навязчивость. | Ложь или мошенничество. |
Гиперактивность. | Нервный. |
Слишком зависим. | Нс вызывает симпатии. |
Одинок. | Излишне боязлив или тревожен. |
Легко смущается. | Преувеличенное чувство вины. |
Много плачет. | Боль в животе, спазмы. |
Жесток по отношению к другим. | Нападает на людей. |
Погружен в фантазии. | Плохо учится. |
Требует внимания. | Отказывается разговаривать. |
Портит свои вещи. | Много кричит. |
Портит чужие вещи. | Скрытен. |
Непослушен дома. | Упрямый, угрюмый, раздражительный. |
Плохие отношения со сверстниками. | Лабильность настроения. |
Отсутствует чувство вины. | Часто сердится. |
Легко начинает ревновать. | Использует ругательства. |
Кажется, что его не любят. | Вспышки ярости. |
Кажется, что его преследуют. | У грожает л юдя м. |
Ощущение никчемности. | Печален, грустен, подавлен Замкнут, беспокоен. |
Данная таблица обычно используется как инструмент для скрининга детского населения с целью выявления группы риска для дальнейших обследований. Этот список используется также для кросскультурных исследований, он позволяет увидеть степень выраженности поведенческих нарушений у детей разных этносов, воспитывающихся в разных культурных средах.