1. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Научное обоснование методики осуществления межпредметных связей на уроках математики в начальной школе
Интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира, характерные для нашего времени, находят отражение в концепции современного школьного образования и, в частности, в научном обосновании методики осуществления межпредметных связей на уроках математики в начальной школе.
Реализация межпредметных связей в обучении математике в начальных классах школы нуждается в надлежащей методике интеграции вопросов из различных учебных дисциплин и объединении в одном задании знаний из разных областей. Учитель должен овладеть методами, приемами, способами уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе, чтобы помочь учащимся решить задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на уроке математики, младший школьник углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи, тем самым усваивая программу непосредственно по математике на совершенно ином качественном уровне осознания материала, чем без осуществления межпредметных связей. Еще в советский период истории начальной школы Бахарева Л. Н., Ильенко Л. П., Колягин Ю. М. и др. пытались привлечь внимание к связям урока математики с другими предметами начальной школы.
В современной начальной школе методически грамотное преподавание математики позволяет помочь учащимся получить в начальной школе «не беспорядочную группу знаний, а систему, в которой каждая дисциплина имеет свою логику, а все вместе составляют органически связное целое…», [8, с. 178]. При этом повышается дидактическое значение межпредметных связей. Александрова Э. И., Бантова М. А., Бельтова Г. В., Волкова С. И., Истомина Н. Б., Моро М. И., Пышкало А. М. и др. в своих трудах дают современному учителю возможность обучаться: созданию дидактической модели межпредметных связей в учебной теме; грамотному использованию структурных особенностей межпредметных связей (знаний и умений из первой предметной области; знаний и умений из второй предметной области; интеграция этих знаний и умений в процессе обучения); использованию передовых технологий.
Научная база по исследуемой проблеме имеет общую основу — три ведущих принципа, которые предопределяют интегративную организацию образования в целом и связь урока математики с другими предметами начальной школы в частности: принцип единства интеграции и дифференциации; антропоцентрический характер интеграции; культуросообразность интеграции образования. Имеет смысл подчеркнуть, что соблюдение этих принципов в их взаимодействии требует от учителя младших классов высокого уровня профессионализма, постоянной работы над повышением квалификации, системного изучения научной методической литературы.
Научные обоснования методики осуществления межпредметных связей на уроках математики в начальной школе обеспечивают содержание математического образования, которое в российской начальной школе со времен ее основания претерпело не только исторические изменения, но и меняется в условиях современной школы очень интенсивно, имея на сегодняшний день задачу «воспитания делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений» [3 ].
2. Опыт установления многосторонних связей математики с другими учебными предметами в начальной школе
Установление многосторонних связей математики с другими учебными предметами в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную содержанием обучения в начальной школе в целом, конкретикой программы по курсу математики, возрастными психо-физиологическими особенностями учащихся, условиями микросоциума, а также определенными аспектами частного характера. Все эти составляющие необходимо постоянно учитывать на уроках математики в начальных классах.
Представляется возможным выделить взаимосвязь математики начального курса школы с уроками окружающего мира, уроками русского языка (по большому счету — с филологией), технологией (фактически — с непосредственным участием в экономическом процессе).
В контексте осуществления связи математики с уроками окружающего мира особенное значение имеют интегрированные уроки, структура которых подчиняется не только цели данного урока, но и в обязательном порядке системной цели повышения умственной активности учащихся. Интегрированный урок математики и окружающего мира должен быть в структурном плане предельно четким, компактным, имеющим разумно сжатый учебный материал; логически взаимообусловленным, взаимосвязанным с материалом интегрируемых предметов на каждом этапе; оптимально информативным по емкости используемого на уроке учебного материала. Важно учитывать, что в привычной структуре школьного обучения содержательные и целенаправленные интегрированные уроки математики и окружающего мира, отличаясь новизной и оригинальностью, изначально (авансом) имеют определенные преимущества. Такие уроки повышают мотивацию к прилежанию на уроке, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня результативности урока как в плане усвоения учебного материала, так и в части воспитания учащихся; способствуют формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; позволяют систематизировать знания; способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций; формируют в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.
Готовя интегрированный урок математики и окружающего мира, учитель должен: определить уровень интеграции содержания (высокий, средний, низкий); сформулировать конечную (конкретную) цель урока, акцентируя его предметную, как правило, математическую, составляющую; запрограммировать использование понятийной и мировоззренческой форм организации содержания; предусмотреть использование интегрированных, проблемно-поисковых технологий и технологии опережающего обучения. Учителями, владеющими методикой интегрированного урока, наработан определенный опыт, в частности, относительно интегрированных уроков математики и окружающего мира [4].
Руководствуясь практикой, имеет смысл подчеркнуть, что тип такого урока по образовательной цели — обобщение и систематизация знаний; что задания должны подбираться с обязательным учетом уровня развития познавательного интереса учащихся; что достижение условно именуемой «математической» цели является базисом для обобщения и закрепления понятий, связанных с окружающим миром в части его экономических характеристик.