Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соответствие образовательного процесса особенностям состава студентов как фактор результативности образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос выбора профессии остаётся важным: насколько осознано и целенаправленно осуществлён выбор специальности. Модель личности будущего профессионала предполагает не только становление специалиста с профессионально-значимыми качествами, но и создание организационно-педагогических условий для формирования социально-ориентированной личности. Будущий специалист должен формироваться как уверенная… Читать ещё >

Соответствие образовательного процесса особенностям состава студентов как фактор результативности образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос по изучения состава студентов профессионального образования освещён не достаточно полно. Как правило, рассматривается один из аспектов в изучении состава обучающихся: формирование учебно-профессиональных навыков, мотивационная сторона обучения, личностные характеристики, условия обучения. Но исследования в этой области встречаются и, в связи с этим хочется обратить внимание на ряд практик в области изучаемого вопроса.

В частности, в ходе изучения проблемы профессиональной позиции субъектности и специфики мотивации студента педагогического колледжа (ГБОУ СПО Педагогический колледж № 5 г. Москвы) пришли к выводу, что к числу основных мотивов, оказывающих влияние на процесс обучения, можно отнести:

  • — профессиональные (желание получить конкретную профессию)
  • -познавательные (интерес, желание приобретения новых знаний, удовлетворение от процесса познания)
  • — прагматические (желание иметь материальные выгоды)
  • — социальные (желание приносить общественную пользу, потребность в самоутверждении и социальном статусе)

Сочетание профессиональных и познавательных мотивов обеспечивает устойчивость и целостность мотивационной структуры.

Интересен ещё один опыт в изучении особенности состава студентов. Так, преподаватели Пушкинского медицинского колледжа в вопросе ценностно-мотивационной сферы студентов в контексте профессионального самоопределения считают, что отношение обучающихся к выбору будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия ими конечных целей обучения. Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или нет с целями обучения. Профессиональное становление учебной деятельности студентов находится на начальном уровне своего научного изыскания. Исследования, проведённые по данному направлению Юпитовой А. В. и Зотовой А. А., касающиеся профессионального самоопределения студентов, показали, что студенты 1 и 2 курсов испытывают тревогу по поводу новой непривычной для обучаемых среды и более свободного характера организации занятий. Основной причиной обращений первокурсников за помощью являются смысложизненные связи: «Правильно ли я поступил?», «Ту ли профессию выбрал?». Наблюдается неустойчивость мотивации.

При ответе на вопрос: «Какую работу вы хотели бы получить после окончания обучения?» были получены следующие данные:

— свою специфическую деятельность больше всего выбирают студенты 1 курса — 53% и 5 курса — 44,6% и менее всего студенты 3 курса — 25,5%. Авторы указывают, что с 1 по 5 курс растёт неудовлетворённость тем, что дало им учебное заведение в профессиональном плане. В основе снижения результата обучения, по мнению исследователей, лежит мотив познания и престиж будущей профессии. Наблюдается низкий интерес к содержательной стороне профессии как ведущий мотив выбора специальности.

Был проанализирован ещё один практический опыт в вопросе повышения качества профессионального образования через личностно-профессиональный ресурс студента в Педагогическом колледже им. Н. К. Калугина г. Оренбурга. Изучая мотивационную составляющую как основной компонент личностно-профессиональных приращений (приобретение профессии) выяснилось, что среди причин выбора специальности первокурсников называли следующие: мне нравится работа, связная с этой специальностью — 27%, специальность является престижной — 21%, специальность востребована на рынке труда — 20%; по совету родителей, знакомых — 10%. Следует отметить, что 51% студентов 1 курса чётко представляют направление своего образования, при этом 11% поступили по принципу «лишь бы получить профессиональное образование». Результаты выпускников были оценены социумом. По итогам преддипломной практики были получены пожелания работодателей: востребован специалист, уникальный по своей природе как личность, при этом способный успешно работать в различных группах и владеющий умениями руководить ими. Необходим специалист, который понимает инновационные процессы и обладает творческой силой для реализации профессиональных целей и задач.

В Национальном проекте «Наша новая школа», сформулированы требования к личности обучающегося, это высочайшие уровень способности и готовности самостоятельно решать нестереотипные задачи, определять оптимальные и эффективные способы деятельности, проявлять находчивость, изобретательность, интеллектуальную гибкость сознания. Будущий специалист должен не бояться проявлять индивидуальную инициативу, творчество, социальную и профессиональную активность, выражая позицию субъекта собственной жизни. Ценность профессионального образования в том, что наполовину учебный процесс состоит из производственной работы, то есть, профессионально — ориентированной деятельности. И все полученные знания, умения и навыки можно закреплять и отрабатывать на практике, что в свою очередь может повышать качество подготовки выпускников.

На основании анализа изложенного материала, можно выделить ряд тенденций в данном вопросе. А именно, важную роль в развитии профессионального самосознания студента играют такие качества как: самоопределение, самовыражение и самореализация. Это, прежде всего, смена ценностных ориентаций учебной деятельности, переход к профессиональной жизнедеятельности и убеждённости в значимости профессионального выбора, а так же появление первых прогнозов собственных результатов. Высокий уровень самоорганизации и самоуправления является результатом актуальной потребности студента в дальнейшем саморазвитии и осознания субъектности, а так же понимание и преобразование действительности и самого себя в ней. Актуальность саморазвития студента возможность через учебную деятельность, его невозможно заложить в сознание обучающихся. Саморазвитие начинает функционировать в результате личностного роста, работы над собой. Поэтому, важно создать условия в учебной деятельности для качественного самоизменения.

Вопрос выбора профессии остаётся важным: насколько осознано и целенаправленно осуществлён выбор специальности. Модель личности будущего профессионала предполагает не только становление специалиста с профессионально-значимыми качествами, но и создание организационно-педагогических условий для формирования социально-ориентированной личности. Будущий специалист должен формироваться как уверенная в себе личность, реализующая свои потенциальные возможности в плане субъектного, личностного и профессионального роста.?24?

Таким образом, логика дальнейшего изучения вопроса обращает наше внимание на изучение состава студентов педагогического колледжа как качество образовательного результата (образовательного продукта) через ряд показателей: социальную характеристику контингента; мотивационный выбор образовательного учреждения; отношение к учебному процессу, как содержательной стороне профессии; культурно-социальное поведение как основу личностного роста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой