Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование понятий о структурных элементах системы научных знаний при обучении физике студентов медицинского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На роль таких знаний могут претендовать метапредметные (методологические) знания, к числу которых относятся и понятия о структурных элементах системы научных знаний. Академиком А. В. Усовой были выделены следующие структурные элементы системы научных знаний: научные факты, понятия (о структурных формах материи, о свойствах тел, вещества, полей, о явлениях, о величинах, количественно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности содержания понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе медицинской и биологической физики
    • 1. 1. Содержание и структура курса медицинской и биологической физики
    • 1. 2. Место понятий о структурных элементах системы научных знаний в системе научных знаний
    • 1. 3. Структурные элементы научных знаний в курсе медицинской и биологической физики
    • 1. 4. Методы научного исследования в естествознании и в биофизике
    • 1. 5. Анализ методики формирования методологических знаний в педагогической литературе
  • Глава II. Содержание и структура процесса формирования понятий об элементах системы научных знаний при изучении медицинской и биологической физики
    • 2. 1. Дидактические функции понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе медицинской и биологической физики
    • 2. 2. Условия успешного формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний
    • 2. 3. Структура процесса формирования понятий об элементах системы научных знаний при изучении медицинской и биологической физики
    • 2. 4. Самостоятельная работа студентов при формировании понятий о структурных элементах системы научных знаний
  • Глава III. Педагогигический эксперимент по проверке эффективности разработанной методики формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе медицинской и биологической физики

§ 3.1. Задачи и методика проведения педагогического эксперимента. Критерии эффективности разработанной методики формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе медицинской и биологической физики.

§ 3.2. Результаты констатирующего эксперимента.

§ 3.3 Результаты пробного и обучающего экспериментов.

§ 3.4. Результаты контрольного эксперимента.

Формирование понятий о структурных элементах системы научных знаний при обучении физике студентов медицинского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В задачи Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы, являющейся организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, входит развитие системы непрерывного профессионального образования и повышение его качества. Одним из путей решения этих задач является совершенствование содержания и технологий образования, которые, в первую очередь, должны быть направлены на усиление интеграции образовательной деятельности с научной, формирование знаний и умений, позволяющих выпускнику высшего учебного заведения ориентироваться в современном богатом информационном пространстве и формировать свою индивидуальную образовательную траекторию для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

На роль таких знаний могут претендовать метапредметные (методологические) знания, к числу которых относятся и понятия о структурных элементах системы научных знаний. Академиком А. В. Усовой были выделены следующие структурные элементы системы научных знаний: научные факты, понятия (о структурных формах материи, о свойствах тел, вещества, полей, о явлениях, о величинах, количественно характеризующих свойства материи иявления, о приборах, о методах научного познания), законы, теории, научная картина мира. Ею же были определены требования к усвоению основных структурных элементов знаний, сформулированные в определенной логической последовательности, так называемые планы обобщенного характера. В работах А. В. Усовой и других исследователей (В.А. Беликова, М. Д. Даммер, С. А. Старченко и др.) было показано положительное влияние знаний о структурных элементах системы научных знаний на формирование одного из главных умений, необходимого для дальнейшего самообразования человека — умения самостоятельно работать с литературой.

Формирование понятий о методах научного познания при обучении физике в медицинском вузе позволяет осуществлять интеграцию образования с наукой уже при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.

В работах методистов и дидактов выделены различные функции методологических знаний. В исследованиях Г. М. Голина, Л. Я. Зориной, Н. В. Кочергиной, В. Н. Мощанского, Ю. А. Саурова, Н. В. Шароновой показано, что методологические знания являются необходимым условием формирования научного мировоззрения учащихся. Г. М. Голин указывает на генерализующую, гуманитарную функции методологических знаний. С. А. Суровикина подчеркивает, что в процессе формирования структурных элементов системы научных знаний происходит формирование естественнонаучного мышления. Л. Я. Зорина рассматривает методологические знания как средство достижения системности знаний и реализации принципа сознательности.

В рамках изучения физики в медицинском вузе понятия о структурных элементах системы научных знаний приобретают ряд специфических функций. Предмет «физика» в данном вузе реализуется в курсе «Медицинская и биологическая физика» (МиБФ), который включает в себя вопросы нескольких наук: физики, биофизики и радиоэлектроники. В этих условиях понятия о структурных элементах системы научных знаний обеспечивают преемственность между отдельными разделами дисциплины, между вузовским курсом МиБФ и школьным курсом физики, между курсом МиБФ и другими дисциплинами медицинского вуза. Кроме того, данные понятия позволяют показать особенность биофизики как смежной науки, являющейся результатом интеграции фундаментальных науквоспитать потребность у будущих врачей в осознанном применении методов диагностики и лечения,.

В трудах психологов (Д-Н. Богоявленского, Г. А. Вайзер, Л. С. Выготского, П. Я, Гальперина, Н. А. Менчинской, Н. Ф. Талызиной и др.) и методистов (И.Л. Демидовой, В. В. Закотнова, З. И. Клименко, А. В. Петрова,.

Р.И. Рявкиной, А. И. Подольского, А. В. Усовой, В. А. Черкасова и др.) выделены закономерности процесса формирования понятий: влияние донаучных представлений, существование определенных этапов, неразрывная связь с процессом применения, включение их в систему ранее изученных понятий.

Методика формирования отдельных понятий о структурных элементах системы научных знаний рассмотрена исследователями в рамках решения различных проблем: организации самостоятельной работы учащихся (В.А. Беликов, З. А. Вологодская, А. В. Усова и др.) — формирования научного мировоззрения и методологических знаний учащихся (Г.М. Голин, В. Ф. Ефименко, Н. М. Зверева, А. А. Касьян, Н. В. Кочергина, Н. В. Мощанский, Н. В. Шаронова и др.) — формирования знаний о методах научного познания (Ю.Б. Альтшулер, С. Е. Каменецкий, В. В. Майер, А. А. Никитин, В. Г. Разумовский, Н. А. Солодухин и др.) — систематизации знаний (М.Д. Даммер, А. Н. Звягин, Л. Я. Зорина, Р. И. Рявкина и др.) — формирования естественнонаучного мышления (С.А. Суровикина и др.).

Анализ работ перечисленных авторов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время методика формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний сводится к включению в содержание обучения текстовой информации о данных понятиях, использованию планов обобщенного характера, решению экспериментальных задач, выполнению заданий по созданию моделей, заданий на нахождение в тексте структурных элементов системы научных знаний, но не учитывает закономерностей процесса формирования понятий, перечисленных выше. В практике обучения физике в медицинском вузе этот процесс носит стихийный характер.

Таким образом, возникает противоречие, связанное с тем, что, с одной стороны, формирование понятий о структурных элементах системы научных знаний при изучении физики позволяет более полно реализовывать цели современного образовательного процесса в медицинском вузе, а с другой стороны, существующая методика формирования данных понятий не учитывает закономерности процесса формирования понятий и, вследствие этого, малоэффективна.

Необходимость разрешения данного противоречия обусловила актуальность исследования по проблеме формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний при обучении физике студентов вуза.

Тему исследования мы сформулировали следующим образом: «Формирование понятий о структурных элементах системы научных знаний при обучении физике студентов медицинского вуза».

Цель исследования: разработать методику формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний при обучении физике студентов медицинского вуза.

Объектом исследования является процесс обучения физике в медицинском вузе.

Предметом исследования являются структура и содержание процесса формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний и методика его организации при обучении физике студентов медицинского вуза.

Изложенное выше позволило сформулировать гипотезу исследования.

Методика формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний будет способствовать повышению качества знаний студентов по физике в медицинском вузе, если:

1) определить дидактические цели процесса формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний, раскрыв дидактические функции данных понятий в курсе МиБФ;

2) отобрать понятия о структурных элементах системы научных знаний и их содержание с учетом особенностей курса МиБФ;

3) использовать систему самостоятельной работы, направленную на поэтапное формирование как предметных знаний, так и понятий о структурных элементах системы научных знаний;

4) разработать и реализовать условия эффективной организации процесса формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний:

• согласование процессов формирования предметных знаний и понятий о структурных элементах системы научных знаний;

• определение требований к знаниям студентов медицинского вуза о каждом структурном элементе;

• выделение этапов формирования, «узловых точек» обогащения понятий о структурных элементах системы научных знаний;

• использование различных методов обучения с приоритетом самостоятельной работы студентов, сочетание текстовой информации с упражнениями для самостоятельной работы студентов.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести анализ современной литературы по психологии, педагогике, теории и методике обучения физике, методологии науки по проблеме формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний.

2. Определить дидактические функции понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ. Отобрать понятия о структурных элементах системы научных знаний и их содержание с учетом особенностей курса МиБФ.

3. Разработать требования к усвоению различных понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ.

4. Выделить этапы формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ. Разработать систему самостоятельной работы, направленную на поэтапное формирование понятий о структурных элементах системы научных знаний.

5. Провести педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной методики формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний.

6. Разработать методические пособия для студентов медицинского вуза, содержащие текстовую информацию о понятиях о структурных элементах системы научных знаний и систему заданий для самостоятельной работы.

Методологическую основу исследования составляют:

1) на философском уровне — диалектика процесса познания (принципы: восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, единства формы и содержания, дополнительности, противоречивости изучаемого объекта, его количественной и качественной определенности, взаимосвязи количественных и качественных изменений) — идеи единства материального мира, взаимосвязи и взаимообусловленности форм движения материи;

2) на общенаучном уровне — системный и деятельностный подходы, сочетание однопланового анализа с многоаспектным (содержательным, процессуальным, личностно-мотивационным), принцип концептуального единства исследования;

3) на частнонаучном уровне — принципы соотнесения сущего и должного, единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы, принцип цикличности в обучении физикетеории развивающего обучения, психологическая теория деятельности, теории формирования у учащихся научных понятий и учебных умений, теория самостоятельной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;

2) анализ учебных программ по МиБФ и другим дисциплинам медицинского вуза с целью определения структурных элементов знаний курса и выделения содержания межпредметных знаний;

3) моделирование и проектирование учебного процесса по МиБФ с использованием системы самостоятельной работы, направленной на формирование понятий о структурных элементах системы научных знаний;

4) педагогический эксперимент во всех его формах: констатирующий, обучающий, контрольный (наблюдение, анкетирование, контрольные срезы);

5) метод поэлементного анализа работ студентов, проведенных во время педагогического эксперимента;

6) статистические методы обработки данных педагогического эксперимента.

Диссертационное исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2001/02 учебный год) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализировалось содержание понятий о структурных элементах системы научных знаний, выделялись условия успешного формирования данных понятий. В этом же году был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002/03 учебный год) проводился анализ нормативных документов (Государственного образовательного стандарта, программ по МиБФ и другим дисциплинам медицинского вуза) с целью выявления структурных элементов системы научных знаний по каждой теме курса и выявлению преемственных связей курса МиБФ с другими дисциплинами медицинского вуза. Были выделены этапы формирования различных понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ и разработана система самостоятельной работы по нескольким темам курса, эффективность использования которой была проверена в ходе пробного эксперимента.

На третьем этапе (2003/04, 2004/05 учебные годы) была разработана система самостоятельной работы по другим темам курса МиБФ и тесты для определения уровня сформированности знаний студентов. На данном этапе проводился систематический обучающий эксперимент по проверке гипотезы исследования.

На четвертом этапе (2005/06 учебный год) был осуществлен контрольный эксперимент, направленный на проверку результативности разработанной методики формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний.

Пятый этап (2006/07 учебный год) был полностью посвящен анализу результатов контрольного эксперимента и оформлению диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: у 1. Разработана методика формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ, в частности: определены цели процесса формирования понятий о структурных элементах системы научных знанийотобраны понятия о структурных элементах системы научных знаний и их содержание с учетом особенностей курса МиБФопределены организационные формы, методы и средства обученияразработана система самостоятельной работы студентов.

2. Разработаны содержание и структура процесса формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний, в частности: выделены этапы их формирования, разработано их содержательное наполнение на материале курса МиБФ.

3. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены дидактические условия эффективности организации процесса формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний, включающие: 1) согласование процессов формирования предметных знаний и понятий о структурных элементах системы научных знаний, 2) соблюдение требований к уровню усвоения того или иного понятия, 3) определение этапов формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний, 4) включение в материал курса МиБФ текстовой информации о структурных элементах системы научных знаний, 5) использование самостоятельной работы студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают теорию формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний. Она состоит:

— в уточнении объема и содержания понятия о структурных элементах системы научных знаний применительно к курсу МиБФ, определении элементов системы научных знаний, представленных в данном курсе и специфики их содержания;

— в определении дидактических функций понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ;

— в разработке требований к системе самостоятельной работы, направленной на формирование предметных знаний курса МиБФ и понятий о структурных элементах системы научных знаний.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию процесса обучения физике студентов медицинского вуза. Она определяется разработкой и апробацией учебного пособия, содержащего текстовую информацию о структурных элементах системы научных знанийсистемы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование предметных знаний курса МиБФ и понятий о структурных элементах системы научных знаний, при проведении практических занятий по различным темам курсавидов упражнений для самостоятельной работы на различных этапах формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний (на сопоставление, на соответствие, на исключение лишнего понятия из предложенной совокупности, на выбор элементов из совокупности, на распределение по группам по какому-либо признаку).

Достоверность результатов исследования обусловлена глубиной методологического обоснования, использованием методов исследования, адекватных поставленной цели и задачам, единством теоретического и экспериментального методов исследования, проведением эксперимента в строго контролируемых условиях, привлечением к эксперименту квалифицированных преподавателей: доцента и старшего преподавателя кафедры МиБФ Челябинской государственной медицинской академии (ЧелГМА), а также использованием различных методов обработки эмпирического материала, полученного во время эксперимента, применением методов математической статистики для обработки экспериментальных данных, глубоким качественным анализом результатов педагогического эксперимента, воспроизводимостью результатов в различные годы, на разных факультетах и у разных преподавателей.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась посредством публикаций результатов эксперимента, выступлений на заседаниях кафедры МиБФ ЧелГМА, заседании цикловой методической комиссии естественнонаучных дисциплин ЧелГМА, методологических семинарах и заседаниях лаборатории «Молодой ученый» на базе кафедры теории и методики обучения физике ЧГГТУ, участия в международных и всероссийских научно-практических конференциях, работы в качестве старшего преподавателя кафедры МиБФ ЧелГМА.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в образовательном процессе стоматологического, педиатрического, лечебного факультетов ЧелГМА.

По теме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе одна — в сборнике, рекомендованном ВАК.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ обусловлена их ролью в установлении преемственных связей между школьным курсом физики и вузовским курсом МиБФ, между отдельными разделами, темами курса, между данным курсом и другими дисциплинами медицинского вузав развитии естественнонаучного мышления студентов, формировании их научного мировоззрения, воспитании у них потребности в осознанном применении методов диагностики и лечения.

2. Процесс формировании понятий о структурных элементах системы научных знаний требует использования видов самостоятельной работы, различающихся по способу деятельности (самостоятельная работа с литературой, решение физических и биофизических задач, выполнение упражнений на сопоставление, на соответствие, на исключение лишнего понятия из предложенной совокупности, на выбор элементов из совокупности, на распределение по группам по какому-либо признаку) и по их роли в формировании понятий о структурных элементах системы научных знаний (на выявление существенных признаков, на их уточнение, отграничение понятия от других, конкретизацию, систематизацию и классификацию).

3. Эффективность самостоятельной работы студентов при формировании понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ обеспечивается системной организацией различных видов самостоятельной работы. Система отвечает определенным требованиям, отражающим особенности преподавания курса МиБФ (направленность на профильные дисциплины, пробелы в знаниях студентов по школьному курсу физики, особенность структуры курса) и закономерности процесса формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний (существование этапов, связь с процессом формирования предметных знаний).

4. Условиями эффективного формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ являются: 1) согласование процессов формирования предметных знаний и понятий о структурных элементах системы научных знаний, 2) соблюдение требований к уровню усвоения того или иного понятия, 3) определение этапов формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний, 4) включение в материал курса МиБФ текстовой информации о структурных элементах системы научных знаний, 5) использование самостоятельной работы студентов.

Выводы по III главе.

1. В задачи педагогического эксперимента входило доказать необходимость формирования у студентов понятий о структурных элементах системы научных знаний и проверить эффективность методики их формирования в курсе МиБФ. Исходя из дидактических функций понятий о структурных элементах системы научных знаний были выделены количественные и качественные показатели эффективности данной методики коэффициент полноты усвоения знаний, коэффициент системности, коэффициент действенности).

2. Анализ работ, выполненных студентами в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о низком уровне усвоения как предметных знаний школьного курса физики, так и понятий о структурных элементах системы научных знаний. Уровень усвоения большинства названных понятий соответствует первому уровню (по А.В. Усовой), который характеризуется «диффузно-рассеянным» представлением о структурных элементах знаний. Большинство студентов могут отличить одно понятие от другого, но не могут выделить существенные признаки отдельных понятий. Проведенное в ходе данного этапа эксперимента анкетирование позволило выделить причины затруднений, которые испытывают студенты при усвоении курса МиБФ. Основной причиной этих затруднений является большой объем материала, который необходимо усвоить, большое количество материала, отводимого на самостоятельное изучение. Все это свидетельствует о необходимости формирования у студентов медицинских вузов понятий о структурных элементах системы научных знаний.

3. Пробный эксперимент доказал эффективность использования системы самостоятельной работы, направленной на формирование понятий о структурных элементах системы научных знаний. Уровень усвоения знаний студентов групп, при проведении занятий в которых использовались данная система упражнений, был выше, чем у студентов групп, практические занятия в которых проводились традиционным способом.

4. Обучающий эксперимент проводился на стоматологическом и лечебном факультетах и показал, что использование методики формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний позволяет значительно повысить уровень усвоения предметных знаний, причем коэффициент полноты усвоения знаний о специальных методах медицины и моделях увеличивается от темы к теме у экспериментальной группы. Результаты, полученные на данном этапе эксперимента, показали положительное влияние разработанной нами методики на формирование самих понятий о структурных элементах системы научных знаний. Несмотря на то, что студенты контрольных групп получали некоторые сведения о данных понятиях (из учебника, лекций), коэффициент полноты усвоения понятий остался практически на том же уровне, что и в начале изучения курса МиБФ. Соблюдение всех этапов формирования понятий, использование специальных упражнений позволило сформировать понятия о структурных элементах системы научных знаний у студентов экспериментальной группы на достаточно высоком уровне.

5. Контрольный эксперимент подтвердил результаты, полученные в ходе пробного и обучающего экспериментов. Значимость результатов, полученных в ходе данного этапа эксперимента, была доказана при помощи статистических критериев Вилкоксона-Манна-Уитни и х1 (хи-квадрат). Кроме того, в ходе контрольного эксперимента было показано положительное влияние методики формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний на такие показатели качества знаний, как системность, действенность, прочность знаний.

Заключение

.

В процессе научно-практического исследования по проблеме формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний при обучении физике студентов вуза:

1. Проведен анализ структуры и содержания курса МиБФ, в результате чего выделены содержательные межпредметные связи курса с другими дисциплинами медицинского вуза, определены особенности курса МиБФ, выделены структурные элементы знаний по каждой теме курса.

2. Проведен анализ понятий «методологические знания», «методологические понятия», определено место понятий о структурных элементах системы научных знаний в системе научных знаний.

3. В результате анализа литературы по методологии научного познания уточнено содержание понятий о структурных элементах системы научных знаний применительно к курсу МиБФ.

4. Изучено состояние проблемы формирования методологических знаний, в том числе понятий о структурных элементах системы научных знаний в дидактике и методике преподавания физики.

5. Выделены дидактические функции понятий о структурных элементах системы научных знаний. Определено значение данных понятий для формирования ключевых компетенций будущих врачей.

6. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены условия формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний.

7. Определены требования к усвоению основных понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ.

8. Выделены этапы формирования основных понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ.

9. Разработаны требования к системе самостоятельной работы, направленной на совместное формирование предметных знаний и понятий о структурных элементах системы научных знаний.

10. Предложены виды самостоятельной работы по их роли в формировании понятий о структурных элементах системы научных знаний.

11. Разработано учебное пособие для студентов, содержащее текстовую информацию о структурных элементах системы научных знаний.

12. Разработана система самостоятельной работы по различным темам курса МиБФ, способствующая формированию предметных знаний и понятий о структурных элементах системы научных знаний.

13. Осуществлен педагогический эксперимент по апробации методики формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Направленность государственной политики в сфере образования на осуществление интеграции образования и науки, формирование духовно богатой личности, способной к рефлексии, самообразованию, саморазвитию обуславливает необходимость формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний, которые способствуют осознанному усвоению знаний, развитию естественнонаучного мышления, логической памяти, формированию умения самостоятельно работать с источниками информации.

2. Проблема формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний остается актуальной, так как существующая методика формирования методологических знаний, в том числе понятий о структурных элементах системы научных знаний не учитывает закономерностей процесса их формирования (существование определенных этапов, неразрывная связь с процессом применения, включение понятий в систему ранее изученных). Кроме того, блок методологических знаний практически не представлен и в учебниках по МиБФ.

3. Понятия о структурных элементах системы научных знаний выполняют в курсе МиБФ функции обучения (генерализующая, систематизирующая, обеспечение преемственности в обучении), развития естественнонаучного мышления, логической памяти, научного стиля мышления), воспитания (потребности в осознанном применении методов диагностики и лечения, формирование научного мировоззрения).

4. Содержание курса МиБФ позволяет формировать большинство понятий о структурных элементах системы научных знаний, они конкретизируются, обогащаются при изучении данного курса.

5. Условиями эффективной организации процесса формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний являются: 1) согласование процессов формирования предметных знаний и понятий о структурных элементах системы научных знаний, 2) соблюдение требований к уровню усвоения того или иного понятия, 3) определение этапов формирования понятий о структурных элементах системы научных знаний, 4) включение в материал курса МиБФ текстовой информации о структурных элементах системы научных знаний, 5) использование самостоятельной работы студентов.

6. Система самостоятельной работы, включающая различные виды самостоятельной деятельности студентов, способствует повышению эффективности процесса формировании понятий о структурных элементах системы научных знаний в курсе МиБФ и отвечает определенным требованиям, которые отражают особенности методики преподавания данного курса в медицинском вузе.

7. Педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую в работе гипотезу. Анализ результатов эксперимента показал, что разработанная методика способствует повышению уровня усвоения как понятий о структурных элементах системы научных знаний, так и знаний по курсу МиБФ, оказывает положительное влияние на такие показатели качества знаний как системность, действенность, прочность знаний, что говорит об эффективности разработанной методики.

Результаты исследовательской работы могут быть использованы при преподавании курсов физики или биофизики в других вузах (ветеринарных, педагогических), образовательный стандарт которых включает данную дисциплину. Диссертационное исследование имеет несколько перспективных направлений для дальнейшей работы, одно из них — разработка методики формирования системы методологических знаний в курсе медицинской и биологической физики, диагностического аппарата по оценке уровня сформированности методологических знаний студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Б. Агафонов. Челябинск, 1983. — 19 с.
  2. , О.Е. Методика реализации ценностно-смысловых ориентиров студентов при изучении медицинской и биологической физики Текст.: дис. канд. пед. наук / О. Е. Акулич. Челябинск, 2005. — 223 с.
  3. , П.В. Философия Текст.: учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин.-М.:ТКВелби, 2002.-608 с.
  4. , Ю.Б. Формирование методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики в курсе физики средней школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Б. Альтшулер. -Киров, 2003.-23 с.
  5. , И.Д. О методах научного познания Текст. / И. Д. Андреев. -М.: Наука, 1964.- 184 с.
  6. , И.Д. Проблемы логики и методологии познания Текст. / И. Д. Андреев. М.: Наука, 1972. — 358 с.
  7. , И.Д. Теория как форма организации научного знания Текст. / И. Д. Андреев. М.: Наука, 1979. — 304 с.
  8. , В.Ф. Физика и биофизика Текст.: курс лекций для студентов медицинских вузов / В. Ф. Антонов, А. В. Коржуев. М.: ГЭЩТАР-Медиа, 2005.-240 с.
  9. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  10. , Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / сост. М.Ю. Бабанский- авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов [и др.]- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  11. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  12. , С.В. Методика изучения закона сохранения и превращения энергии в курсе медицинской и биологической физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Бабин. Челябинск, 2003. — 184 с.
  13. , В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) Текст. / В. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−13.
  14. , А.П. Сборник задач и вопросов по медицинской физике Текст.: учеб. пособие для мед. ин-тов / А. П. Баранов, Г. М. Рогачев. -Минск: Вышейш. шк., 1982. 190 с.
  15. , А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. (Теоретико-методологический аспект) Текст. / А.В. Батаршев- под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996.-80 с.
  16. , К.Б. Аналогии и модели в познании Текст. / К. Б. Батороев. -Новосибирск: Наука, 1981. 320 с.
  17. , В.Г. О функциональном к оценке школьных учебников Текст. / В. Г. Бейменсон, Д. Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. Вып. 6.-М.: Просвещение, 1978. С. 18−33.
  18. , Н.Ф. Повышение качества знаний школьников Текст.: пособие по спецкурсу / Н. Ф. Белокур. Челябинск, 1976. — 107 с.
  19. , Н.Я. Система самостоятельных работ как средство активизации учебной деятельности студентов в обучении математике Текст.: дис. канд. пед. наук/ Н. Я. Бельская. -М., 1999. 164 с.
  20. , А. Управление самостоятельной работой студентов Текст. / А. Беляева // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С. 3−13.
  21. , Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков Текст. / Г. А. Берулава. Бийск: Науч.-изд. центр Бийского педин-та, 1993. — 240 с.
  22. , В.П. Теория учебника Текст.: Дидактический аспект /
  23. B.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  24. Биофизика Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 288 с.
  25. , И.А. Формирование лингвосамообразовательной компетентности будущего учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Бобыкина. Челябинск, 2003. — 21 с.
  26. , Д.Н. Психология усвоения знаний в школе Текст. / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -347 с.
  27. Большой толковый словарь русского языка Текст. / сост. и гл. редактор
  28. C.А. Кузнецов. СПб.: Норент, 2000. — 1536 с.
  29. , Е.А. Компетенции: от дифференциации к интеграции Текст. / Е. А. Боярский, С. М. Коломиец // Высшее образование сегодня. 2007. -№ 1.-С. 8−11.
  30. , В.К. Самостоятельная работа учащихся Текст.: кн. для учителя /
  31. B.К. Буряк. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  32. Введение в философию Текст.: учеб. для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / И. Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева [и др]. М.: Политиздат, 1989.-639 с.
  33. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В.Н. Введенский//Педагогика. 2003. — № 10.1. C. 51−55.
  34. , Ю.А. Биофизика Текст.: учебник / Ю. А. Владимиров, Д. И. Рощупкин, А. Я. Потапенко, А. И. Деев. М.: Медицина, 1983. — 272 с.
  35. , А.Н. Курс физики и биофизики Текст. / А. Н. Волобуев. -Самара: Самарский Дом печати, 2004. 496 с.
  36. , М.В. Биофизика Текст.: учеб. руководство / М. В. Волькенштейн. М.: Наука, 1988. — 592 с.
  37. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский- под ред. и со вступ. ст. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  38. , Ш. И. Дидактические признаки сознательности Текст. / Ш. И. Ганелин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 223 с.
  39. , Б.С. Философия образования Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432 с.
  40. , А.Д. Логика Текст.: учеб. для студентов пед. вузов / А. Д. Гетманова. -М.: Высш. шк., 1986. 288 с.
  41. , С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы Текст. / С. М. Годник. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. -208 с.
  42. , Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики Текст.: учеб. пособие / Г. М. Голин. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986. — 126 с.
  43. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 40 100 Лечебное дело. Квалификация — Врач Электронный ресурс. — Регистрационный № 130 МЕД/СП, утверждено Минобразованием РФ 10.03.2000 / ИПС «КонсультантПлюс».
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 40 200 Педиатрия. Квалификация — Врач Электронный ресурс. — Регистрационный № 131 МЕД/СП, утверждено Минобразованием РФ 10.03.2000 / ИПС «КонсультантПлюс».
  45. , B.C. О единстве научного знания (общенаучные теоретические средства познания) Текст. / B.C. Готт, А. Д. Урсул, Э. П. Семенюк. М.: Знание, 1997.-64 с.
  46. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  47. , Г. Г. Идейно-понятийное содержание современного естествознания Текст.: учеб.-методическое пособие / Г. Г. Гранатов. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. 183 с.
  48. , М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы Текст. / М. Д. Даммер. Челябинск: ЧГПУ, 1996. -241с.
  49. , М.Д. Понятие инерции в школьном курсе физики Текст. / М. Д. Даммер. // Вестник ЧГПУ. Серия 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. 2002. — № 6. — С. 117−126.
  50. , М.Д. Приемы и средства систематизации знаний по физике учащихся 7−8 классов средней школы Текст.: дис. .канд. пед. наук / М. Д. Даммер. Челябинск, 1990. — 218 с.
  51. , И.JI. Методические основы предупреждения ошибок в усвоении студентами понятий механики, обусловленных влиянием житейских (донаучных) представлений Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Л. Демидова. Челябинск, 1991. — 166 с.
  52. Диалектико-материалистический анализ основных методов исследования в биологии и медицине Текст. Киев: Выща школа, 1972. -326 с.
  53. , М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы Текст. / М. С. Дианкина. М.: РГМУ, 2000. — 275 с.
  54. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики Текст.: учеб. пособие для слушателей ФПК / под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  55. , М.Е. Личность обучающегося и ее развитие Текст.: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, В. Б. Орлов. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — 158 с.
  56. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках Текст. / Б. П. Есипов. -М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  57. , В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики Текст. / В. Ф. Ефименко. М.: Педагогика, 1976. — 224 с.
  58. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. 2-е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. -192 с.
  59. , В.В. Совершенствование методики работы по формированию понятий на практических и семинарских занятиях по курсу общей физики в педвузе Текст.: дис. .канд. пед. наук / В. В. Закотнов. Челябинск, 1984. — 168 с.
  60. , Н.М. Методологическое знание в содержании образования Текст. / Н. М. Зверева, А. А. Касьян // Педагогика. 1993. -№ 1, — С. 9−12.
  61. , А.Н. Совершенствование систематизации знаний учащихся в процессе обучения в средней школе (на материале естественнонаучных дисциплин) Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Н. Звягин. Челябинск, 1978.-245 с.
  62. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 480 с.
  63. , И.Я. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования Текст. / И. Я. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.-С. 34−41.
  64. , П.И. Непроизвольное запоминание Текст. / П.И. Зинченко- под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 544 с.
  65. , Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования Текст.: моногр. / Л. Я. Зорина. -М.: Изд. РАО, 1993.- 163 с.
  66. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников Текст. / Л. Я. Зорина. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.
  67. , С.Е. Модели и аналогии в курсе физики средней школы Текст.: пособие для учителей / С. Е. Каменецкий, Н. А. Солодухин. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  68. , И.С. Проблемы взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения при изучении фундаментальных физических теорий в школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / И. С. Карасова. -Челябинск, 1997.-360 с.
  69. , Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего Текст. / Б. М. Кедров. М.: Мысль, 1985 — 543 с.
  70. , Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук Текст. / Б. М. Кедров. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — 412 с.
  71. , В.И. Логика Текст.: учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. М.: Юристъ, 2000. — 256 с.
  72. , В.Г. Формирование и развитие методических знаний в системе самостоятельной работы студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Г. Кисель. СПб, 1999. — 271 с.
  73. , З.И. Совершенствование методики формирования понятия электромагнитного поля у студентов педвуза при изучении курса общей физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / З. И. Клименко. Омск, 1990. -187 с.
  74. , В.П. Формы и методы стимулирования познавательной деятельности студентов в процессе самостоятельной работы Текст. /
  75. B.П. Клочко // Самостоятельная работа студентов как приоритетная форма учебного процесса. Киев: Лыбидь, 1992. — 136 с.
  76. , И. Организация самостоятельной работы студентов Текст. / И. Ковалевская // Высшее образование в России. 2000. — № 1.1. C. 114−115.
  77. , В.П. О классификации компетенций Текст. / В. П. Колесов // Высшее образование сегодня. 2006. — № 2. — С. 20−22.
  78. Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст.: коллективная моногр. / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
  79. , Н.И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
  80. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Текст. // Высшее образование сегодня. Высшее образование в документах. 2005. — № 10. — С. II-XIII.
  81. , В.П. Философия и методология науки Текст.: учеб. для вузов / В. П. Кохановский. М.: АСТ-Пресс- Ростов н/Д.: Феникс, 1999, -547 с.
  82. , Н.В. Система методологических знаний в курсе физики средней школы Текст.: учеб. пособие / Н. В. Кочергина. М.: Прометей, 2002.-208 с.
  83. , В.В. Общие основы педагогики Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  84. , В.В. Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики Текст. / В. В. Краевский // Проблемы школьного учебника. Вып. 4. -М.: Просвещение, 1976. С. 13−36.
  85. , В.Т. Моделирование в биологии и медицине Текст.: философский анализ / В. Т. Куприй. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989.- 188 с.
  86. , A.M. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ A.M. Кухта. -Киев, 1970.-19 с.
  87. , Г. Организация самостоятельной работы студентов Текст. / Г. Ларионова // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 107−109.
  88. , В.В. Педагогическое мастерство преподавателя Текст.: курс лекций / В. В. Латюшин, В. Г. Макаренко, В. А. Черкасов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. — 341 с.
  89. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива Текст. / B.C. Леднев. М.: Высш. школа, 1991. — 223 с.
  90. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  91. , И.Я. О дидактических основаниях построения учебника Текст. / И. Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. Вып. 20. М.: Просвещение, 1991.-С. 18−26.
  92. , Н.М. Курс физики (Атомная и ядерная физика, основы медицинской электроники и основы медицинской кибернетики) Текст.: учеб. для вузов / Н. М. Ливенцев. М.: Высш. школа, 1978. — 336 с.
  93. , Н.М. Курс физики (Основы высшей математики, механика и молекулярные явления, колебания и акустика, электричество, магнетизм и оптика) Текст.: учеб. для вузов / Н. М. Ливенцев.- М.: Высш. школа, 1978. -336 с.
  94. , И.Ф. Сущность категории «свойство» Текст. / И. Ф. Лукьянов. -М.: Мысль, 1982.-143 с.
  95. , А.К. Психология труда учителя Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  96. , Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника Текст.: избр. психолог, труды / Н.А. Менчинская- ред.-сост. и авт. вступ. статьи И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  97. Методика включения элементов логики в курс физики основной школы Текст.: методические рекомендации- сост. Е. А. Дрибинская. Челябинск: Изд. центр «Взгляд», 2002. — 55 с.
  98. Методические рекомендации по решению физических измерительных задач с профессиональным содержанием Текст. Троицк: ТВИ, 1989. -26 с.
  99. , Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  100. , Г. А. Построение системы упражнений, способствующей формированию физических понятий Текст. / Г. А. Монахова // Физика в школе. 1989. -№ 5. — С. 38−44.
  101. , В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики Текст. / В. Н. Мощанский. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  102. , Д.Б. Общая физика с биологическими примерами Текст. / Д.Б. Мэрион- пер. с англ. В. Г. Буданова [и др.]- под ред. А. Д. Суханова. -М.: Высш. шк., 1986. 623 с.
  103. , А.А. Теоретические основы обучения учащихся методам научного познания при изучении физики в школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. А. Никитин. СПб, 2001. — 42 с.
  104. , А.А. Теоретические основы обучения учащихся методам научного познания при изучении физики в школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / А. А. Никитин. СПб, 2001. — 399 с.
  105. Ю8.0колелов, О. П. Дидактическая специфика современного вузовского учебника Текст. / О. П. Околелов // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 20−25.
  106. , Е.В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Оспенникова. -Пермь, 2003.-750 с.
  107. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  108. Педагогика и психология высшей школы Текст.: серия «Учебники, учебные пособия" — под ред. СамыгинаС.И. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -554 с.
  109. , А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике Текст.: монография / А. В. Петров. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. 261 с.
  110. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст.: теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  111. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.11.2002 № 14−55−996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» Текст. // Высшее образование сегодня № 2 -2003.-С. 13−14.
  112. , О.В. Реализация методологических функций концепции физической картины мира в преподавании физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. В. Плотникова. Дальневосточ. гос. ун-т- рук. В. Ф. Ефименко. — Владивосток, 1988. — 218 с.
  113. , А.И. Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий (На материале курса физики первой ступени) Текст.: дис.. канд. пед. наук/ А. И. Подольский. -Челябинск, 1985.-226 с.
  114. , В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст. /В.М. Полонский. -М.: Высш. школа, 2004. 512 с.
  115. , В.А. Дидактика высшей школы Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 136 с.
  116. , А.Г. Эвристика, методология и диалектика моделирования Текст. / А. Г. Потапков. Суздаль, 1993. — 151 с.
  117. , М.В. Пропедевтический курс общей физики Текст.: учеб.-метод. указания / М. В. Потапова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2001.-206 с.
  118. Практикум по биофизике Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 352 с.
  119. Практикум по физике для медицинских вузов Текст. М.: Высшая школа, 1972.-360 с.
  120. Примерная программа «Гистология, эмбриология, цитология» Текст. / подг.: В. Л. Быков, В. В. Гемонов, Т. К. Дубовая [и др.]. М.: ГОУ ВУНМУ МЗ РФ, 2002.-41 с.
  121. Примерная программа «Нормальная физиология» Текст. / подг.: С. М. Будылин, В. П. Дегтярев, А. В. Завьялов [и др.]. М.: ФГОУ ВУНМУ Росздрава, 2006. — 38 с.
  122. Примерная программа «Общая физиотерапия» Текст. / подг.: О. И. Ефанов, А. Г. Волков [и др.]. М., 2003. — 8 с.
  123. Примерная программа «Пропедевтика внутренних болезней» Текст. / подг.: В. Т. Ивашкин, А. В. Струтынский, Н. А. Мухин. М., 2003. — 39 с.
  124. Примерная программа по дисциплине «Анатомия человека» Текст. / подг.: М. Р. Сапин, Э. В. Швецов. М.: ФГОУ ВУНМУ Росздрава, 2006. -68 с.
  125. Примерная программа по дисциплине «Биологическая химия» Текст. / подг.: Е. С. Северин, А. Я. Николаев, Т. П. Алейникова, А. А. Терентьев [и др.]. М.: ГОУ ВУНМУ МЗ РФ, 2004. — 28 с.
  126. Примерная программа по дисциплине «Лучевая диагностика и терапия» Текст. / подг.: С. К. Тернова, Л. П. Сапожникова, Н. А. Карлова. М.: ФГОУ ВУНМУ Росздрава, 2006. — 17 с.
  127. Примерная программа по дисциплине «Офтальмология» Текст. / подг.:
  128. A.П. Нестеров, Е. А. Егоров, Е. И. Сидоренко, М. М. Краснов и др. М., 2003.-29 с.
  129. Программа по медицинской и биологической физике для студентов медицинских вузов Текст. / подг.: проф. А. Н. Ремизов, проф.
  130. B.Ф. Антонов, проф. Ю. А. Владимирова и др. М.: ВУНМУ, 2000. — 18 с.
  131. Программа по оториноларингологии Текст. / подг.: Ю. М. Овчинников, Р. Г. Анютин [и др.]. М.: ВУНМУ, 1997. — 40 с. 13 5. Психологический словарь Текст. / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.]. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  132. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Бодалева [и др.]. М.: Инс-т психотерапии, 2002. — 584 с.
  133. Психология Текст.: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  134. , А.А. Философия Текст.: курс лекций / А. А. Радугин. М.: Владос, 1995.-304 с.
  135. , В.Г. Научный метод познания Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. 2004. — № 6. — С. 3−10.
  136. , А.Н. Медицинская и биологическая физика Текст.: учеб. для вузов / А. Н. Ремизов, А. Г. Максина, А. Я. Потапенко. 6-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2005. -558 с.
  137. , А.Н. Сборник задач по медицинской и биологической физике Текст.: учеб. пособие / А. Н. Ремизов, А. Г Максина. М.: Дрофа, 2001. -192 с.
  138. , А.Б. Биофизика Текст.: в 2 кн: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Кн. 2. Биофизика клеточных процессов / А. Б. Рубин. М.: Высш. школа, 1987. — 303 с.
  139. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2006. — 713 с.
  140. , Г. И. Методология научного исследования Текст.: учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с.
  141. , И.А. Лекции по биофизике Текст.: учеб. пособие / И. А. Рыбин. -Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. 236 с.
  142. Нб.Рявкина, Р. И. Систематизация и обобщение знаний студентов по общему курсу физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / Р. И. Рявкина. Челябинск, 1982.-257 с.
  143. , С.В. Формирование социокультурной компетенции будущих учителей Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Санникова. Челябинск, 2006.-221 с.
  144. , Ю.А. Построение методологии методики обучения физике Текст.: моногр. / Ю. А. Сауров. Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2002. -164 с.
  145. , Ю.А. Организация деятельности школьников при изучении физики Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Сауров. Киров, 1991. — 84 с.
  146. , В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы Текст. / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. 2006. — № 7. — С. 103−109.
  147. , Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся Текст. / Ю. В. Сенько. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  148. , Г. Н. Развитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Синицына. Оренбург, 2003. — 23 с.
  149. , А.А. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. Т.Н. / А. А. Смирнов. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  150. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 304 с.
  151. , В.А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных вузов Текст.: учеб.-методическое пособие /
  152. В.А. Солоницин, Г. А. Шабанов / под ред. д-ра пед. наук, проф. И. Г. Безуглова. М.: МОСУ, 1995. — 64 с.
  153. , С.А. Методика обучения биофизики в профильном образовательном учреждении Текст. / С. А. Старченко. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. — 144 с.
  154. , С.А. Методические условия целенаправленного осуществления взаимосвязи курса физики с профилирующими дисциплинами в сельскохозяйственном вузе Текст.: дис. канд. пед. наук / С. А. Старченко. Челябинск, 1990. — 249 с.
  155. , С.А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся лицея Текст. / С. А. Старченко, В. А. Старченко. Челябинск: ЧГПУ, 2005. -61 с.
  156. , С.А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты Текст.: моногр. / С. А. Суровикина.- Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. 238 с.
  157. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 343 с.
  158. , Н.Ф. Место и функции учебника в учебном процессе Текст. / Н. Ф. Талызина // Проблемы школьного учебника. Вып. 6. М.: Просвещение, 1978.-С. 18−33.
  159. Толковый словарь русского языка Текст.: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова.- М.: Астрель- ACT, 2000. Т.1 — 1562 с.
  160. Толковый словарь русского языка Текст.: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова.- М.: Астрель- ACT, 2000. Т. З -1424 с.
  161. Толковый словарь русского языка Текст.: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова.- М.: Астрель- ACT, 2000. Т.4 -1500 с.
  162. , Н.Н. Методические рекомендации по использованию в учебном процессе по физике задач межпредметного содержания Текст. /
  163. Н.Н. Тулькибаева, А. Ф. Зубов. Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1988. -33 с.
  164. , А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе Текст.: избранное / А. В. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. -221 с.
  165. , А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий Текст.: учеб. пособие к спецкурсу /
  166. A.В. Усова. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 88 с.
  167. , А.В. Гуманистическая парадигма образования и ее проявление в современной педагогической теории и практике Текст. / А. В. Усова,
  168. B.А. Черкасов // Вестник ЧГПУ. Серия 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. 2002 — № 6. — С. 6−11.
  169. , А.В. Методология научных исследований Текст.: курс лекций /
  170. A.В. Усова- М-во образ. РФ, Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ, 2004.- 130 с.
  171. , А.В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе Текст. / А. В. Усова, З. А. Вологодская. М.: Просвещение, 1981 -158 с.
  172. , А.В. Учись самостоятельно учиться Текст.: учеб. пособие для учащихся школы / А. В. Усова, В. А. Беликов. Челябинск — Магнитогорск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1997. — 123 с.
  173. , А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  174. , А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики Текст. / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988. -112с.
  175. , В.Н. Краткий курс медицинской и биологической физики с элементами реабилитологии. Лекции и семинары Текст.: учеб. пособие /
  176. B.Н. Федорова, Л. А. Степанова. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 624 с.
  177. Физический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. A.M. Прохоров- ред. кол. Д. М. Алексеев, A.M. Бонч-Бруевич,
  178. A.С. Боровик-Романов и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 928 с.
  179. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  180. Формирование системного мышления в обучении Текст.: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -344 с.
  181. Формирование учебной деятельности студентов Текст. / под ред.
  182. B.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  183. , JI.M. Использование моделирования в обучении Текст. / JI.M. Фридман. // Вестник ЧГПУ. Серия 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. 1998. — № 3. — С. 88−93.
  184. , Ш. Ш. Проблема духовности как проблема сущности человека Текст. / Ш. Ш. Хайрулин // Проблемы сущности человека и типа личности: материалы 1 регион, межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧГПУ, 2001. — 228 с.
  185. , Н. Высшая школа XXI века: проблемы качества Текст. / Н. Чебышев, В. Каган // Высшее образование в России. 2000. — № 1.1. C. 19−23.
  186. , В.А. Дидактические основы построения системы упражнений Текст.: учеб. пособие / В. А. Черкасов. Челябинск: Челяб. ГПИ, 1978. -91с.
  187. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  188. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  189. , А.А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики Текст. /
  190. A.А. Шаповалов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 359 с.
  191. , Н.В. Дидактический материал по физике: 7−11-е кл. Текст.: кн. для учителя / Н. В. Шаронова, Н. Е. Важеевская. М.: Просвещение, 2005.- 125 с.
  192. , В. О самостоятельной работе студентов Текст. /
  193. B. Шатуновский, В. Шатуновская, 3. Лебович // Вестник высшей школы. -1990.-№ 1.-С. 64−72.
  194. , В. О самостоятельной работе студентов Текст. / В. Шатуновский, В. Шатуновская, 3. Лебович // Вестник высшей школы. -1990.-№ 2.-С. 65−74.
  195. , В. О самостоятельной работе студентов Текст. / В. Шатуновский, В. Шатуновская, 3. Лебович // Вестник высшей школы. -1990.-№ 3.-С. 35−40.
  196. , B.C. Научное познание как деятельность Текст. / B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
  197. , B.C. Методологический анализ науки (Его сущность, основные типы и формы) Текст. / B.C. Швырев, Б. Г. Юдин. М.: Знание, 1980. -64 с.
  198. , Е.В. Физика в медицинском институте: факты, проблемы и комментарии Текст. / Е. В. Шевченко, А. В. Коржуев. М.: Янус-К, 1999. -72 с.
  199. , А.П. Диалектический метод познания Текст. / А. П. Шептулин. М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  200. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2.-С. 41−48.
  201. , В.А. Проблемы методологии научного познания Текст.: моногр. / В. А. Штофф. М.: Высш. шк., 1978. — 269 с.
  202. , Т.В. Формирование коммуникативно-дидактической компетентности у будущих учителей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Штыкова. Челябинск, 2003. — 26 с.
  203. Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — 586 с.
  204. , И.А. Руководство к лабораторным работам по физике Текст.: учеб. пособие для мед. спец. вузов / И. А. Эссаулова, М. Е. Блохина, Л.Д. Гонцов- под ред. А. Н. Ремизова. -М.: Высш. шк., 1983. 159 с.
  205. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
  206. , Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. М. Яковлева. -Челябинск, 1978.-192 с.
  207. , В.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В. А. Якунин. 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
  208. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe Text. // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC)// Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. 72 p.
Заполнить форму текущей работой