Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников
Диссертация
Физическое состояние подрастающего поколения на современном этапе характеризуется устойчивыми негативными тенденциями: снижение уровня здоровья детей (каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз), увеличение хронических заболеваний (более 5 млн. детей) и инвалидности (более 600 тыс. человек), ухудшение физической подготовленности (только 10% детей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников
- 1. 1. Философские, психологический и педагогические характеристики понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»
- 1. 2. Обоснование возможности формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников
- 1. 3. Структурная модель формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- Глава 2. Экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
- 2. 1. Изучение уровня сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников
- 2. 2. Организация и осуществление процесса формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников
- 2. 3. Эффективность формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Абу Али Ибн-Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. — Ташкент: Изд. АН УзССР, 1956. — 340с.
- Аванесова, В.Н. Дидактическая игра и проблема обучения дошкольников/ В.Н.Аванесова//Психологические проблемы руководства игрой дошкольника/ Сост. Н. Я. Михайленко и др. М.: 1979. — С. 3−9.
- Авдеева, Н. Что знает о себе дошкольник/ Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. 1988. — № 12. — С.42−47.
- Авдеева, Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений/ Н. Авдеева, О. Князева, Т. Стеркина // Дошкольное воспитание. — 1997. № 3 — 4. -С.32−40.
- Айзман, Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации/ Р.И.Айзман// Педагогические и медицинские проблемы ва-леологии: Материалы международной конференции Новосибирск: Новосибирский гос.пед.ун-т.-1999. — С.18−21.
- Алексеев, Н.Л. Личносто-ориентированное обучение: вопросы теории и практики/Н.Л.Алексеев. Тольятти: ТГУ, 1996. — 216 с.
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. -М.: 1993.-122с.
- Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального состояния средствами физического воспитания/ В. Г. Алямовская Н. Новгород: 1998. -94с.
- Андреева, H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Н. А. Андреева. Екатеринбург, 2005. — 23с.
- Ю.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьева. М.: Наука, 2000.-351 с.
- П.Алямовская, В. Г. Ясли это серьезно/ В. Г. Алямовская — М.: Линка-пресс, 1999. — 144с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса/ Ш. А. Амонашвили. Минск: 1990.
- Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ Н. М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1979. — 191с.
- Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников/ В. А. Ананьев. Томский университет, 2000.- С.2−14.
- Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. — 480с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала ХХв. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г. г.) / Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1987. 560с.
- Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник»/ Ю. Е. Антонов // Обруч. 1996. — № 1. — С. 5.
- Атахов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования/ Р. Атахов, В. И. Загвязинский. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. 208 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество, системность, познание и управление/ В. Г. Афанасьева. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
- Байер, К. Здоровый образ жизни: Пер. с англ./ К. Байер, Л.Шейнберг. -М.: Мир, 1997. 368 с.
- Баль, Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л. В. Баль, В. В. Ветрова. М.: ЭКСМО, 1995. — 128 с.
- Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В. К. Бальсевич. Киев: Здоровье, 1987. — 222 с.
- Безрукова, Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: автореф. дис.канд.пед.наук/ Л. В. Безрукова. Екатеринбург, 1999. — 22 с.
- Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография/В.А.Беликов. Москва: Изд. центр «Владос», 2004. -357 с.
- Богина, Т.Л. Здоровье как фактор развития личности ребенка-дошкольника/ Т. Л. Богина // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные проблемы дошкольного образования». -М.: МГПУ, 1996.- с.34−36.
- Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребен-ка/Л.И.Божович// Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. -с. 7−45.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/ Л. И. Божович. М.: Ин-т практической психологии, 1995. — 352 с.
- Болыпая медицинская энциклопедия. 2-е изд. т.10. — с.738.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/ А. К. Бондаренко. — 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Борытко, Н.М. Методология психолого-педагогических исследований/ Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 284 с.
- Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье/ И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 206с.
- Брехман, И.И. Введение в валеологию науку о здоровье/ И. И. Брехман // Вестник АН СССР. — 1987. — № 8. — с.92−98
- Бусыгин, А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая/ А. Г. Бусыгин. Симбирск: Изд-во «Симбирская книга», 2003. — 224 с.
- Вайнер, Э. Н. Валеология: Учебник для вузов/ Э. Н. Вайнер. 2-е изд., испр. — М.: Флинта, 2002. — 416 с.
- Валеологические аспекты работы с родителями/ Э. Н. Вайнер. Липецк: ЛГПИ, 1998.-51с.
- Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Академия, 2001. — 352с.
- Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда/ Б. Т. Величковский, В. И. Кирпичев, Т. Н. Суравегина. М.:1997.- 235с.
- Виноградова, Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром: дис. д-ра пед. наук/Н.Ф.Виноградова. — М., 1994.-50с.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 192 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.-220 с.
- Выготский, Л.С. Проблема возраста/ Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 244 -268.
- Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам/ Л. Д. Глазырин.- М.: Владос, 1999. 64с.
- Горбачева, В.А. Формирование поведения детей в детском саду/ В. А. Горбачева. М.: АПН РСФСР, 1957.
- Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/ В.В.Давыдов// Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — с.22−33.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В. В. Давыдов. М.: 1996.-544с.
- Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, Учебное пособие/ В. А. Деркунская. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 96с.
- Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В. А. Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, 2005. — № 3. — с.119−122.
- Дерябо, С.Д. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики/ С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, В.И.Панов// Прикладная психология. 2000. -№ 4. — с.78−81.
- Детство: Педагогический альманах. № 1/(РГПУ им. А.И.Герцена). -СПб: АКЦИДЕНТ, 1998.- с.81−89.
- Детство: программа развития и воспитания в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1997. -244с.
- Дмитриев, B.C. Основные положения российской концепции физкультурно-оздоровительной деятельности/ В. С. Дмитриев // ТиПФК. -1997.-№−3.-С.2−5
- Дорожнова, К.П. Роли социальных и биологических факторов в развитии ребенка/К.П.Дорожнова. -М.: Медицина, 1983.- 158с.
- Доронова, Т. Право на охрану здоровья/ Т. Доронова //Дошкольное воспитание. 2001. — № 9. — С.3−8.
- Дукат, Л.Ю. Психологический анализ содержания, строения и функций идеалов: автореф. дис. .канд. пед. наук (по психологии)/ Л. Ю. Дукат. -М.: 1964.-22 с.
- Дыбина, O.B. Подражание как условие формирования творческого начала в ребенке/ О.В.Дыбина// Теория и методика непрерывного,' профессионального образования. Сб. трудов Всероссийской научно-методической конференции. Тольятти, 2002. — С. 112−115.
- Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания/ О. В. Дыбина. Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002. — 131 с.
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина -М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 192 с.
- Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека/ А. Жичкина // Дошкольное воспитание. 2002. — № 4. — С.2−7.
- Ильющенков, В.В. Здоровье и образование/ В. В. Ильющенков, Т. А. Берсенева. СПб.:1993. — 336с.
- Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/ Т. И. Ерофеева. М.: 1999. — 344с.
- Зайцев, Г. К. Уроки Мойдодыра/ Г. К. Зайцев. СПб: Акцидент, 1996. — 32с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст М.: изд-во «Ось — 89», 2002. — 48 с.
- Зверева, O.JI. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 78 с.
- Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. М.: АРКТИ, 2000. — с.88.
- Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек/ А. И. Иванова М.: ТЦ Сфера, 2007.-224с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 352с.
- Ильин, Е.И. Мотивация и мотивы/ Е. И. Ильин. СПб: 2000. — 386с.
- История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология"/ Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. М.:.Просвещение, 1986. — 464с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века/ Под ред. А. И. Пискунова. Москва: ТЦ Сфера, 2001.-512с.
- Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию/ Э. М:Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. М.: 2000. — 320с.
- Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование/ В. П. Казначеев. — М.- Кострома: исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 245с.
- Казьмин, В.Д. Дыхательные гимнастики/ В. Д. Казьмин. Ростов — на -Дону: Феникс, 2000. — 74с.
- Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация/ П. И. Калью. -М.: 1988. 64с.
- Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Л. Г. Касьянова. Екатеринбург, 2004. — 22с.
- Кларина, Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/ Л. М. Кларина, В. А. Петровский, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова.
- М.: научно-методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1993. — 102с.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии. 1−4 классы/
- B.И.Ковалько. М.: ВАКО, 2004. — 296с.
- Коваленко, B.C. Оздоровительный комплекс для детей и методы оценки его эффективности/ В. С. Коваленко, К. М. Сергеева, Т. Л. Попова.- СПб: 1994. 46с.
- Козлова, С.А. Мой организм. Методические рекомендации/
- C.А.Козлова, О. Князева, С. Е. Шукшина. М.: 2001. — 146 с.
- Козлова, С.Я. Я — человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру/ С. Я. Козлова. М., 1996. — 96 с.
- Колбанов, B.B. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В. В .Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1996. — с.139−147.
- Колбанов, В.В. К вопросу о валеологическом образовании педагога/ В. В. Колбанов, Т. А. Берсентьева // Здоровье и образование. Проблемы педагогическй валеологии: Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. СПб: 1995. — с.9−13.
- Короткова, H.A. Образовательный процесс в группах детей ста-шего дошкольного возраста/ Н. А. Короткова. М.: Линка-пресс, 2007. -208 с.
- Кудрявцева, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления/ В .Т.Кудрявцева. М.: Линка — Пресс, 2000. — 296 с.
- Кузнецова, И.В. Психолого-педагогические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Кузнецова И. В. М., 2003. -415 с.
- Кузнецова, М.Н. Сон и его организация / М.Н.Кузнецова// Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник / Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. и др. М.: АРКТИ, 2001.- с.113−115.
- Лазарев, М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспит. дошк.образов.учреждений/ М. Л. Лазарев. М.: Академия здоровья, 1997.-376 с.
- Лазарева, H.H. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка: Методические рекомендации для работников ДОУ/ Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти: 2001. — 64с.
- Латохина, Л.И. Как быть здоровым душой и телом/ Л. И. Латохина // Дошкольное воспитание. 1999. — № 10.- с.34−35.
- ИЗ. Латохина, Л. И. Хатха йога для детей/ Л.ИЛатохина. — М.: Просвещение, 1993. — 58с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А. Н. Леонтьев. М.: 1972.-376 с.
- Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возраста/ А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -137 с.
- Лисина, М.И., Сильвестру А.И./М.И.Лисина, А.И.Сильвестру// Психология самопонимания у дошкольников/Под ред. А. Г. Рузской. Кишинев: Штилинца, 1983.
- Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения/ Ю. П. Лисицын. -М.: 1982.-40 с.
- Логинова, В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: автореф. дис. д-ра пед. наук./ В. И. Логинова. Л.: 1984. -39 с.
- Люблинская, A.A. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов/ A.A.Люблинская. — М.: Просвещение, 1971.-415с.
- Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках/ С. М. Мартынов. М.: Крон-пресс, 1997. — 323с.
- Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева// Дошкольное воспитание. 2002. — № 6. — с.46−49
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М., 2002.-246с.
- Музяева, H.A. Предметно-развитвающая среда дошкольного образовательного учреждения/ Н. А. Музяева, Л. А. Пенькова. — Тольятти: ТГУС, 2006.-198с.
- Неверович, Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника/ Я. З. Неверович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.-М.: 1995.-е. 123−131.
- Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда/ С. Л. Новоселова. -М.: 1995. 67 с.
- Овчаров, Е.А. Здоровье: аксиологический, медико-социальный и экологический анализ: учебное пособие/ Е. А. Овчаров. Нижневартовск: изд-во Нижневарт.гос.пед.ин-та, 2002. — 799с.
- Овчаров, Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения: Учеб. пособие/ Е. А. Овчаров. Нижневартовск: изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1993. — 100 с.
- Ожиганова, Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: автореф. дис.. канд. психол. наук/ Г. В. Ожиганова. М.: 1999. — 23 с.
- Осиновская, Л.М. Образ жизни школьника как объект гуманистического воспитания в системе профессиональной подготовки педагога: автореф. дис.канд.пед.наук/ Л. М. Осиновская. -М.: 2003. 18с.
- Основы безопасности дошкольников: пособие для воспитателей детских садов/ В. А. Ананьев, Г. Ф. Безменова и др. Под ред.
- B.А.Ананьева. Томск: изд-во том. ун-та, 2000. — 332 с.
- Ошкина, A.A. Двигательная среда как фактор оздоровления дошкольников в рамках здоровьесберегающих технологий/ А.А.Ошкина//Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. 2008. — № 6. — 68−74.
- Ошкина, A.A. Я и мое здоровье: рабочая тетрадь/ А. А. Ошкина,
- C.Н.Атрощенко, Н. В. Казакова. Тольятти: изд-во Фонда «Развитие через образование». — 2005. — 42с.
- Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996.
- Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н. К. Смирнова. М.: АПКиПРО, 2003.
- Петленко, В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность/В.П.Петленко, Д. Н. Давиденко. СПб: 1997.
- Петленко, В.П. Валеология и мудрость здоровья/ С. В. Алексеева, В .П.Петленко. СПб, 1994. — 301с.
- Петровский, В.А. Трехфакторная модель значимого другого/ А.В.Петровкий// Вопросы психологии, 1991. № 1. — с.7−18
- Полетаева, Н.М. Валеологическое воспитание школьников: теория и практика/ Н.М.Полетаева// Образование и общество.-2004 № 4. — с.76−81.
- Полякова, А.Г. Психологический анализ процесса усвоения навыков путем подражания у детей: автореф. дис.. канд. пед. наук/ А. Г. Полякова. М.: 1956. — 15 с.
- Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/ М.Н.Полякова//Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб: 1999. — С. 21.
- Попов, C.B. Валеология в школе и дома/ С. В. Попов. — СПб.: Союз, 1997.-256 с.
- Поддъяков, H.H. Мышление дошкольника/ Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1977.— 272с.
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н. В. Нищева. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 128 е.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 208 с.
- Психофизиологические основы здоровья: Практикум/ Сост. И. С. Соломко, O.A. Буланович, C.B. Яремчук. Комсомольск — на — Амуре: КГПУ, 1999.- 108 с.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред.И. В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176с.
- Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — 607 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ A.B. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. / Под ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович М.: Педагогика, 1986. — 172 с.
- Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. / В. А. Недоспасова. — 3-е изд. М.: Просвещение, 2004. — 98с.
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации.- М., 2000 г. 325с.
- Решетнева, Г. А. Формирование здорового образа жизни детей в процессе физкультурной деятельности/ Г. А. Решетнева, О. С. Шнейдер, А. С. Дорошенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. 2002. — № 2. — С.56−59.
- Роджерс, К. Становление личности/ К.Роджерс. М., 2001.
- Ротенберг, Р.И. Расти здоровым/ Р. И. Ротенберг. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 342с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии/ С. Л. Рубенштейн. -СПб: Питер, 1999. -720с.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. E.H. Тверитина, Л.С. Барсукова- Под ред. М. А. Васильевой. -М.: Просвещение, 1986.
- Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М. А. Рунова. М.: Мозаика-Синтез, 2000.-256 с.
- Русина, Е.И. Педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2005. — 21с.
- Сидоренко, Е.В. Метод математической обработке в психологии/ Е. В. Сидоренко. СПб: Речь, 2006 — 350с.
- Слободчиков, В.И. Детство до школы: альтернативный взгляд/ В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов, И. Л. Кириллов // Новые ценности образования: Самобытность детства. — 2007. № 3.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/ Н.КСмирнов. М.: АРКТИ, 2003. -272с.
- Смирнова, Е.Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях/Е.Т.Смирнова. М.: Просвещение, 1973. — 239с.
- Смирнова, В. Как помочь ребенку осознать свое поведение/ В. Смирнова// Дошкольное воспитание. 1999. — № 5. — с.75−80.
- Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник / Авторы-составители Антонов! Ю.Е., Кузнецова М. Н, Марченко Т. И., Пронина Е. И. М.: АРКТИ, 2001.- с.6−12.I
- Соковня — Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь/ И. И. Соковня Семенова. — М.: Академия, 2000. — 208 с.
- Субботский, Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников/Е.В.Субботский. — Вестник МГУ. Серия: Психология, 1978. № 3.
- Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков/А.Г.Сухарев. М.: 1991.
- Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития/ Л. Г. Татарникова. СПб: Петроградский и К°, 1995. — 352 с.
- Теоретические основы программы воспитания в детском саду: Сб. науч. тр. СПб.: образование, 1992.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении -М, 2001.- с. 322.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, JI.M. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993.- 190 с.
- Филиппова, С. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ/ С. Филлипова // Дошкольное воспитание. 1999. — № 12. — с.36−38.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-719с.
- Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Е. В. Боровкова, Н.И.водина, М. К. Ефимова и др.- под ред. JI.B. Кузнецовой, Панфиловой М. А. М., Сфера, 2003. — 62с.
- Хакимова, Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/Г.А.Хакимова. — Екатеринбург, 2004. 23с.
- Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника/ О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 -224с.
- Цаллагова, 3. Этнопедагогические предписания здорового образа жизни/ З. Цаллагова // Народное образование. 2001. — № 4. — с.206−212.
- Цыбуля, Н.В., Фершалова Т. Д. Фитонцидные растения в интерьере/ Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2001. — 112 с.
- Чумаков, Б.Н. Валеология/ Б. Н. Чумаков. М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997. — 350с.
- Шукшина, С.Е. Педагогические основы формирования у детей 56 лет элементарных представлений о человеческом организме: автореф. дис.канд.пед.наук/ С. Е. Шукшина. М.: 1998. — 22 с.
- Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты/ А. Г. Щедрина. Новосибирск: наука, сиб. отд-ние АМН.-1989.- с. 136.
- Щербак, А.П. Обладание собственной системой самозащиты в дошкольном возрасте / Авторы-составители Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Н. Марченко, Е. И. Пронина М.: АРКТИ, 2001. — с. 27−30.
- Штофф, A.B. Моделирование и философия/ А. В. Штофф. Москва-Ленинград: Наука, 1966. — 302 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. М.: Владос, 1999.-358 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность/
- B.П.Петленко, Д. Н. Давиденко. СПб: 2001. — 210 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе/И.С.Якиманская. -М., 1996.
- Якобсон, С.Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада/
- C.ГЛкобсон, Е. В. Соловьева. -М.: Дрофа, 2006.
- Якобсон, С.Г., Психологические проблемы этического развития детей/ С. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. — 144с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001.
- Lalonde M. New perspectives for Canadian people health. 1974. P. 80.
- Osiek Parisod F. C’est bon pour ta Santy GenXve Ed. Service de la Recherche Sociologigue. 1990. P. 59.
- Toloman E. C. Behavior and psychological man. Los-Anqelos, 1958. P. 40.