Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Система коррекционной работы у заикающихся дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Симптомы заикания в полном объеме описаны в научной литературе. Заметные различия наблюдаются в определениях форм и видов заикания. Изучение проблемы заикания занимались В. И. Селиверстов, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, В. М. Шкловский, Б. Д. Карвасорский, Буяновым М. И. и Драпкиным Б. З. Асатиани Н.М., Беляковой Л. И., Власовой Н. А., Ковалева В. В., Кочергиной В. С. Практическая… Читать ещё >

Введение. Система коррекционной работы у заикающихся дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

заикание психологический дошкольник Заиканием называют нарушение плавности, темпа, а также ритма речи. Заикание появляется в результате судорог мышц речевого аппарата, которые сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в высоте и силе звука.

Распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3−4. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, поэтому от него страдает лишь 1−3% взрослого населения, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2−5,3 к 1. Примечательно, что частота развития его у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу.

Обычно заикание начинается в раннем детстве, тогда, когда у ребенка наиболее активно формируется фразовая речь, то есть речевая функция в этот период является самой уязвимой областью психики ребенка. Именно поэтому все нарушения в функционировании нервной системы могут стать причиной поломки речи.

Заикание, которое сформировалось у малыша в дошкольном возрасте, рассматривается в качестве самостоятельной речевой патологии. Симптоматическое заикание наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или же при различных нервно-психических заболеваниях. [7. С.80].

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка На сегодняшний день заикание и его лечение изучается в различных аспектах. Механизм заикания рассматривается с разных сторон — клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических и психолингвистических.

И.В. Данилов и И. М. Черепанов с помощью нейрофизиологических исследований доказали, что у людей, болеющих заиканием, левое полушарие мозга не способно достаточно стойко исполнять ведущую роль по отношению к правому полушарию.

Симптомы заикания в полном объеме описаны в научной литературе. Заметные различия наблюдаются в определениях форм и видов заикания. Изучение проблемы заикания занимались В. И. Селиверстов, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, В. М. Шкловский, Б. Д. Карвасорский, Буяновым М. И. и Драпкиным Б. З. Асатиани Н.М., Беляковой Л. И., Власовой Н. А., Ковалева В. В., Кочергиной В.С.

Можно сказать, что специалисты различных направлений определили ряд анатомо-физиологических, психических и социальных причин возникновения заикания у детей.

Проблема: Несмотря на развитие современной медицины, психологии и логопедии заиканием страдают до 2% детей и взрослых. Поэтому исследование коррекции заикания с помощью дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой является актуальной проблемой современной логопедии и психологии.

Объект исследования: темпо-ритмическая организация устной речи у заикающихся дошкольников.

Предмет исследования: коррекция заикания дошкольников с использованием дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Цель работы: изучить проблемы устранения заикания и выявить эффективные приемы его преодоления.

Задачи работы:

  • 1. Проанализировать современную научную литературу по проблеме заикания;
  • 2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику дошкольников с заиканием;
  • 3. Изучить традиционные и современные методы, способствующие преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием;
  • 4. Провести исследование темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников с заиканием;
  • 5. В экспериментальном исследовании провести комплексную логопедическую работу, использовав методику оздоровительной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой при устранении заикания у дошкольников;
  • 6. Дать методические рекомендации воспитателям и родителям по работе с заикающимися детьми.

Методы исследования: проведение теоретического анализа научной литературы; педагогический эксперимент; качественный, количественный анализ полученных данных эксперимента.

Теоретической основой исследования являются работы таких ученых: Сикорский И. А., Богомолова А. И., Волкова Г. А., Белякова Л. И., ФлоренскойЮ.А., Неткачева Г. Д., Анохина П. К., Поваровой И. А, в которых заикание рассматривают как полифакторное сложное психофизиологическое расстройство.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в систематизации материала по заиканию детей дошкольного возраста и в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по работе с заикающимися детьми.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что данные материалы эксперимента с использованием дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. при устранении нарушения темпо-ритмической организации устной стороны речи дошкольников с заиканием является перспективным направлением при комплексной работе преодоления нарушения речи.

Систематизированные комплексы упражнений можно использовать логопедам, которые занимаются проблемой заикания у дошкольников и студентами дефектологического факультета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой