Формирование экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеучебной работы
Диссертация
В современной науке имеется целый ряд исследований, раскрывающих различные аспекты проблемы формирования экономической культуры личности: основные вопросы теории и методики экономического образования (А.Ф. Аменд, И. А. Сасова, Б. П. Шемякин, А. Т. Шпак, JI.C. Эпштейн и др.) — формирование экономически значимых качеств личности (JT.M. Фуксон, С. Л. Чернер, Н. В. Чигиринская и др.) — подготовка… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы формирования экономической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения
- 1. 1. Состояние проблемы формирования экономической культуры у младших школьников в педагогической теории и практике
- 1. 2. Модель формирования экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеучебной работы
- 1. 3. Педагогические условия эффективного функционирования модели формирования экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеучебной работы.61 .у*" ' ."v
- Глава 2. Опытно-экспериМентальная работа по формированию экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеучебной работы
- 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию экономической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы
- 2. 2. Реализация модели формирования экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеучебной работы
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеучебной работы
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.- М.: Политиздат, 1985. 263 с.
- Агошкова Г. С. Экономическое образование школьников (проблемы и пути их решения): Дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1997. — 255 с.
- Адигезалова С.Г. Педагогическое стимулирование потребности в общественной деятельности у старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 28 с.
- Азбука экономики (Сб. дидактических материалов для начальной школы) / С. Л. Чернер, И. И. Нагуманова, М. Н. Чуйкова. М., 1997. — 68 с.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: 7-е изд. М.: Русский язык, 1993. — 495 с.
- Алферова М.Л. Формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 168 с.
- Аменд А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1975. — 229 с.
- Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: Методические рекомендации. Челябинск: Челябинский рабочий, 1988. — 71 с.
- Аменд А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: Монография. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та «Факел», 1996. — 152 с.
- Аменд А.Ф. Экономическое воспитание учащихся начальных классов. -Челябинск: Челябинский рабочий, 1981.- 70 с.
- Аменд А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 4 10 (5- 11) классов. Челябинск: ЧГПИ, 1987.- 164 с.
- Ангелова Б.П. Экономическая культура и трудовая активность личности: Дис.. канд. филос. наук. М., 1993. — 172 с.
- Антология исследований культуры. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры Т.1. — СПб.: Универсальная книга, 1997. — 728с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. -М.: МГИК, 1992. 240 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М: Просвещение, 1985. 208 с.
- Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком. М.: Знание, 1979.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
- Бажина О.В. Дидактические условия подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экономического образования школьников: Дис. .канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 199 с.
- Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О. С. Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — 150 с.
- Балашов К.А. Организационно-дидактические условия формирования экономической культуры будущих учителей экономики и предпринимательства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 24 с.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Томск, 1988.
- Берулава М.Н. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин И Советская педагогика. 1987. — № 8, — С. 81−83.
- Богоуславский М. «От ребенка к миру, от мира — к ребенку» // Учительская газета. — 1998. — 27 января (№ 3). — С.6.
- Большее Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983.-416 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С.12 — 18.
- Васильев Ю.К. экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 206 с. 31 .Виноградова Н. Ф. Построение модели шестилетней начальной школы // Начальная школа. 1995. — № 1. — С.68−69.
- Винокурова Н.К., Елисеева О. В. Один из подходов к реализации принципа интегративности в обучении // Современная школа: Дайджест современной образовательной прессы. 1999. — № 1 — 3. — С. 97.
- Воробьева К.И. Формирование политической культуры старшеклассников в условиях библиотеки.: Дис. .канд. пед. наук. -Ленинград, 1989.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ./ Общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. -495 с.
- Глинских Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М.: Изд-воМГУ, 1965.-248 с.
- Грохольская О. Г. Анисимов В.В. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе // География в школе. — 1998. № 7.-С. 35−40.
- Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М.: Знание, 1996. -288с.
- Гуревич П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вызов. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск: «Пеленг», 1992. 115 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Дик Ю.И., Пинский A.A., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С. 42 — 47.
- Заславская Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. -Новосибирск: Наука, 1991. С. 110 — 111.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 160с.
- Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: Автореф. дис.. доктора пед. наук. Тюмень, 1999. — 46 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972.
- Интеграция обучения и воспитания учащихся в начальной школе / Сост. Л. Н. Бахарева, науч. ред. Баранов С. П. Рязань: РГПИ им. С. А. Есенина, 1991.-30с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 384 с.
- Кларина Л., Иванова Л. Мир, созданный руками человека, или логика проектирования программ по экономике // Директор школы. 1997. — № 3. -С.60−66.
- Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей: Методическое пособие для работы с детьми 6−10 лет. М.: Вита-Пресс, 1995. — 143 с.
- Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. -М.: Мысль, 1985.-543 с.
- Клепач Н.Е., Попов В. Д., Эпштейн Л. Э. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность. М.: Экономика, 1979. — 224 с.
- Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. 1989. — № 3.
- Колягин Ю.М., Алексенко О. Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 28 — 31.
- Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. Проф. В. И. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998. — 558 с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директорам школы о системе и системном подходе: учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) (проект) // Народное образование. 2000. — № 2. — С.19 -26.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. -191с.
- Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991.-208 с.
- Крестников С.А. Интегративнные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики IX класса): Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 217 с.
- Кузьмин В.П. Место системного подхода в современном научном познании марксисткой методологии // Вопросы философии 1980. — № 1.
- Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
- Кураков Л.П., Соболева E.H., Якимов В. Н. Экономическое образование и воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1987. 144 с.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 228 с.
- Левчук З.К., Сорокина Т. М. Воспитание у детей элементов экономической культуры // Начальная школа. 1990. — № 5. — С.11 -12.
- Лезинова Д.И. Путешествие в страну Экономика // Начальная школа. —1997. № 5.-С. 31−33.
- Леонтьев А.Н. Анализ деятельности // Вестник МГУ, Серия 15 «Психология». — 1983. — № 2. -С.9.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Лернер И .Я Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Книга для детей мл. и ср. школьного возраста. 5-е изд., перераб. — М.: Вита-Пресс, 1998.-352 с.
- Макаренко A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1987. 160 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1977. — С. 280−289.
- Межпредметные связи как необходимое условие повышения качества подготовки учителя физики в педагогическом вузе: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. A.B. Усова. Челябинск: ЧГПИ, 1981.-160 с.
- Мельникова Л.П. Некоторые экономические вопросы в воспитании учащихся средней общеобразовательной школы. Дис.канд. пед. наук. — Челябинск, 1967. — 355 с.
- Мельникова Л.П. Совершенствование экономического воспитания на современном этапе // Сборник: Вопросы экономического обучения и воспитания: Тезисы У11 межвузовского семинара. Челябинск: ЧГПИ, 1982.-С. 5−7.
- Мельник Э.Л., Исаева Л. А. Интегрированные уроки при изучении природы // Начальная школа. 1998. — № 5. — С. 74 -76.
- Мельничук И. А. Игровые приемы, способствующие воспитанию организованности у первоклассников // Начальная школа. 1991. — № 6. -С. 8−9.
- Мельничук И.А. Экономическое воспитание младших школьников в процессе учебной и внеклассной работе. Дис. .канд. пед. наук. — Минск, 1989. — 199 с.
- Меньшикова О.П., Попова T.JT., Кнышова JI.B. Экономика детям, большим и маленьким. В 8 вып. — М.: Просвещение,. 094.
- Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук / Под ред. Б. М. Кедрова, П. В. Смирнова, Б. Г. Юдина. М.: Наука, 1981. — 3 60 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 170 с.
- Моделирование и познание / Под ред. В. А. Штоффа, А. М. Мостепаненко.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1977. 183 с.
- Молчанов С.Г. Оценивание и идентификация профессионально-педагогической компетентности // Дифференциация в непрерывном профессионально-педагогическом образовании: Сб. науч. ст. / Под ред. С. Г. Молчанова. Челябинск: ЧТУ, 1983. — С. 13 — 16.
- Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования: Монография. Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 1997. -83с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
- Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика.- 1997. № 5. -С. 52−55.
- Мугалимов Д.Т. Дидактические условия реализации интегрированного обучения в сельской образовательной школе: Дис.. кан. пед. наук. -Уфа, 1998.- 174 с.
- Мустафина Р.З. Интеграция в обучении как средство интенсификации подготовки учителей начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1994.-214 с.
- Нагуманова И.И. Экономическая подготовка как фактор социального становления школьников: Дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 176 с.
- Назартян В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 31−35.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14 — 18.
- Немудрая Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 18 с.
- Новик И.Б. Моделирование сложных систем: (философский очерк). -М.: Мысль, 1965.-335 с.
- Огаркова А.П. Интегративная основа педагогического управления развитием самостоятельности личности обучающегося в образовательном процессе. Монография. Магнитогорск: Магнитогорский гос.-тех. Университет, 1998. — 132 с.
- Огерчук Л.Ю. Технологическая подготовка учащихся и анализ программ трудового обучения в начальной школе // Начальная школа. — 1998. — № 7. С. 48 — 51.
- Огурцов А.П., Разумов А. Е., Юдин Б. Г. Научно-техническая революция и особенности современного научного познания. М.: Знание, 1977.-64 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.-750с.
- Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967.-472 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Нарва, 1986. -254 с.
- Поляков В. А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 19 -26.
- Пономарев J1.H., Попов В. Д., Чичканов В. П. Экономическая культура: Сущность, направления развития. М.: Мысль, 1987. — 269 с.
- Попов А.Н., Горшков A.B., Кенжибаев А. Е. Экономическая культура: теория и практика. Челябинск: Изд-во дом Обухова, 2000. -158 с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1989. — 205 с.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 годы // Народное образование. — № 1. — С. 236 — 259.
- Прутченков A.C. Домашняя экономическая школа // Народное образование. 1999. — № 5. — С. 301−305.
- Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории стимулирования) // В сб. «Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории современной школы». Йошкар-Ола, 1972.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Щ., Стародубцев Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА, 1997. — 496 с.
- Райзберг Б. А. Прутченков A.C. Экспериментальные учебные программы изучения экономики в начальных, средних и старших классах. М.: Изд-во Приор, 1994. — 108 с.
- Розов В.К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1987. -160с.
- Российская педагогическая энциклопедия / Под гл. ред. Давыдова В.В.- М.: Большая российская энциклопедия, 1993.- Т.1.
- Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России: Учебное пособие. М.: Наука, 1994. -240 с.
- Рябинина Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов. — Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1984. 189 с.
- Рябинина Н.П. Подготовка будущего учителя к осуществлению воспитания школьников: Сб.: Методика вузовского преподавания: тезисы конференции. Челябинск: ЧГПУ, 1998. — С. 138 — 140.
- Рябинина Н.П. Эколого-экономическое образование учителя: проблемы и перспективы. Челябинск, 1997. — 152 с.
- Савина Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе.: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 158 с.
- Сасова И. А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Сасова И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования.: Дис. .доктора пед. наук. М., 1989. — 414 с.
- Светловская H.H. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. 1990. — № 5. -С. 57−60.
- Светловская H.H. О проблемах и перспективах нашей школы // Начальная школа. 1995. — № 1. — С. 76−79.
- Сергеева Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 192 с.
- Сергеева Т.Е. Экономическое образование младших школьников: Учебное пособие. Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического института, 1999. — 83 с.
- Сериков Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. -Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. 464 с.
- Сериков Г. Н. Педагогические системы обучения. Методология и психолого-педагогические основы: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1980.-Ч. 1 -97с.
- Сивухина JI.A. Выбор форм организации обучения в средней школе: Метод, рекомендации. Фрунзе: Мектеп, 1989. — 24 с.
- Симоненко В. Д. Степченко Т.А. Потребительская культура в содержании образования // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 45−49.
- Словарь синонимов: Справочное пособие / Под ред. А. П. Евгеньева. -М.: Наука, 1975.-648 с.
- Социология: Проблемы духовной жизни / Под ред. J1.H. Когана. — Челябинск, 1992. 263 с.
- Степанова Т.П. Культурные запросы, как условия разработки гибких технологий воспитания общей культуры юношества.: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 195 с.
- Степу нов A.C. Экономическая культура: сущность и пути формирования // Сборник. Вопросы экономического образования и воспитания: Тезисы У11 межвузовского семинара. Челябинск: ЧГПИ, 1982.-С. 7−10.
- Степченко Т.А. Дидактические условия обучения учащихся 8−9 классов основам потребительской культуры.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 20 с.
- Сысоева A.A. Формирование экономической культуры студентов педвуза как условие их профессиональной подготовки: Дис. .канд. пед. наук. М., 1998.-178 с.
- Теоретические основы и технологии экологического образования младших школьников: Методические указания к самостоятельной работе студентов дневного и заочного отделения / Сост. И. Р. Колтунова. -Екатеринбург: Уральский пединститут, 1992. 37 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М. Педагогика, 1983. — 352 с.
- Терюкова Т. Экономическая культура как цель и средство // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 109 — 117.
- Трубайчук JI.B. Интеграция знаний как способ оптимизации начального общего образования: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.- 193 с.
- Трудовое воспитание и политическое обучение: Краткий словарь для учителя / Под ред. М. Н. Скаткина и В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1968.- 480 с.
- Тюнников И.С. Основные понятия, раскрывающие взаимосвязь как дидактическую категорию // В сб. Вопросы учебно-воспитательной работы в профтехучилищах. Тбиллиси: НИИ Педагог.им. Я. С. Тойбашвили, 1983. — С. 42.
- Усова A.B. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей учащихся // Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. Челябинск: ЧГПИ, 1982. — С. 10−20.
- Усова A.B. Формирование научных понятий у школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 174 с.
- Федоров А.Н. Экономическое воспитание в школе и дома. -Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1990.- 121 с.
- Федорова В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972. — 152 с.
- Федосова H.A. Новая структура начальной школы // Начальная школа. 1995. — № 1. — С. 69−76.
- Филипповская Т.В. Формирование экономической культуры учащихся в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000. 22 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Философский энциклопедический словарь / Сост. Е. Ф. Губницкий, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА — М, 1997. — 576 с.
- Фридман Л.М. Есть ли альтернатива развивающему обучению // Начальная школа. 1999. — № 5. — С. 91−95.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Фуксон Л.М. Развитие деловых качеств у старшеклассников в условиях интеграции свободной экономической зоны: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994.- 185 с.
- Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского A.B. М.: Просвещение, 1987.- 447 с.
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. -Томск: «Пеленг», 1992. 133 с.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. -М: Просвещение, 1988. 160 с.
- Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.-200 с.
- Чернер C.JT. Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1998. — 41 с.
- Шабалина З.П. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интегрированные курсы // Начальная школа. 1987. — № 7. — С. 78−79.
- Шемшурина А.И. Воспитание воспитанности // Начальная школа. -1990. № 7.-С. 14−18.
- Шемякин Б.П., Шемякин П. А. и др. Экономическое воспитание и образование школьников в процессе обучения основам гуманистических дисциплин: Учебное пособие по специальности. Свердловск: Свердловский пед. институт, 1988. — 84 с.
- Шемякин Б.П. Экономическое воспитание школьников: вопросы методики и теории. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
- Шемшурина А.И. Воспитание воспитанности // Начальная школа. -1990. № 7. — С.14 — 18.
- Шитякова Н.П. Формирование основ политической культуры у младших школьников: Программа спецкурса для студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Челябинск: ЧГПИ, 1990. ~ 24с.
- Шпак А.Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся. Киев: Радянська школа, 1987. — 128 с.
- Шумакова O.A. Экономическая подготовка младших школьников в системе развивающего обучения: Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999.- 160 с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. — M.: Педагогика, 1994. 109 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. — 77 с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
- Шурупова Р.В. Педагогические основы экономической подготовки учащихся к труду в общеобразовательных школах В США: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 153 с.
- Экономическое образование и воспитание- Сборник / Отв. ред. Б. П. Чернышов. Челябинск, 1976. — 75 с.
- Элементы экономического воспитания при изучении русского языка / Сост. Аменд А. Ф., Спиридонова И. В. Челябинск: ЧГПИ, 1987. -56 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х тт. / Под ред. С .Я. Батышева. М.: АПО, 1999.
- Яковлев В.А., Спирин Л. Ф. Активные формы и методы обучения биологии: Внеклассная работа по биологии в сельской школе: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
- Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
- Vers Г education nouvell: Cahier de Г animateur. 1991. — № 450. -58p.
- Vers Г education nouvell. 1996. — № 477 — 478. — 107 p.