Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие познавательной активности дошкольника в условиях семьи

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Анализ особенностей семейного воспитания
  • 2. Определение понятия познавательной активности и особенности познавательного развития дошкольников
  • 3. Точки зрения различных авторов на проблему познавательной активности дошкольника
  • 4. Эффективные направления организации познавательного развития в семье (о методах повышения познавательной активности в семье)
  • Заключение
  • Список литературы

Развитие познавательной активности дошкольника в условиях семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития познавательной активности дошкольников одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности [9, с.22]. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений [15, с.71]. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания[14, с.36].

В Базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен «иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир» [1, с.44].

Известно, что пятый год жизни это возраст «почемучек», а психоаналитики связывают этот возраст с латентной стадией психосексуального развития, очень благоприятной для обучения.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий [6, с.98].

Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности детей определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса.

1. Анализ особенностей семейного воспитания.

Первстепенным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы получает в семье, он сберегает в течение всей последующей жизни. Значение семьи как института воспитания определена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по продолжительности своего влияния на личность ни один из институтов воспитания не может поспорить с семьей. В ней закладываются начала личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину определился как личность.

Семья может выступать в качестве как позитивного, так и негативного фактора воспитания. Положительное влияние на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме самых родных для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не боготворит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально причинить столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Главное в воспитании маленького человека — достижение внутреннего единения, моральной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит бросать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании главную, продолжительную и стержневую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями — различные подходы к воспитанию детей.

Для родителей важно, во-первых — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Во-вторых — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1. Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2. Эмпатия (сопереживание) — взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, неблагополучная семья). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают, бывают чисто подсознательные моменты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход// «Перемены». Педагогический журнал. 2000. № 1.
  2. Н.Е., Булычева А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 200. № .
  3. Н.С., Клопотова Е. Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л. С. Выготского. Москва Бирск, 2004.
  4. Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач. Кл Дисс. канд. пед. Наук, — Екатеренбург, 1992,
  5. Г. С. Избранные психологические труды, М., 1998,
  6. С.Е., Ладывир С.О Я дошкольник, К, 1996
  7. Ладывир С. О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание, 2004, № 5
  8. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис., М., 1990
  9. ЛитвиненкоИ. Многоканальная деятельность способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2002, № 4,
  10. Г. О. Детская психология, Высшая школа, К., 1996
  11. Марусинец М., Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999, № 11,12,
  12. В.С. Психология дошкольника, М., Просвещение, 1995.
  13. Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, М., Просвещение, 1996.
  14. Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника, К., Радянська школа, 1995,
  15. Руссова С. Теория и практика дошкольного воспитания, Львов-Краков-Париж, Просвещение, 1993,
  16. А.И. Умственное воспитание в детском садик, М., Просвещение, 1992
  17. В.А. Сердце отдаю детям, К., Радянська школа, 1998
  18. Ткачук Т. Радость познания, Дошкольное воспитание, 2002, № 9,
  19. Умственное воспитание детей дошкольного возраста Под ред. Поддьякова Н. Н., М., 1998
Заполнить форму текущей работой