Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактические основы структурно-логической организации учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в высшем учебном заведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, по-свящэнных проблеме профессиональной подготовки будущих учителей в вузовском обучении, выделяются и рассматриваются различные концептуальные подходы, аспекты и методические пути осуществления указанной проблемы. Одни авторы (В.А.Сластенин) выдвигают целости но-профессиональный подход к формированию личности учителя, содержание которого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы структурно-логической организации учебного мате риала в ф процессе обучения в высшем учебном заведении
    • 1. 1. Проблемы структурно-логической организации учебного материала в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Методические проблемы структурно-логической организации учебного материала в процессе обучения иностранным языкам
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. Экспериментально-дидактическое исследование структурно-логической организации учебного материала в процессе обучения иностранному языку в высшем учебном заведении
    • 2. 1. Практическая ценность проблемы структурно-логической организации учебного материала при обуче
    • 9. нии иностранному языку в вузах республики.. НО
      • 2. 2. Цель и задачи экспериментально-дидактического исследования
      • 2. 3. Организация констатирующего и обучающзго экспериментов по структурноологической организации ¦ учебного материала в процессе — обучения- иностранному язш^
      • 2. 4. Дидактическая интерпретация полученных’экспериментальных данных. д
  • ВЫВОДЫ

Дидактические основы структурно-логической организации учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в высшем учебном заведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В условиях перехода суверенной республики Таджикистан на новый этап социально-экономического развития необходим поиск новой модели, обеспечивающей высокий образовательный уровень профессиональных кадров.

Определяющую роль в этом процессе играет система вузовской профессиональной подготовки студентов, в рамках к от о рой, на ряду с общеобразовательной школой происходит реализация основополагающих положений Закона Республики Таджикистан об образовании. В частности, в целенаправленном и организованном изучении студентами различных научных дисциплин, предусмотренных государственными учебными планами, происходит интенсивное профессионально-педагогическое становление студентов, их развитие как специалистов.

Данный процесс возможен при достаточно глубокой теоретической переработке основных положений современной дидактики, в рамках которой необходимо определение механизма организации полноценной учебной деятельности. .

Однако в новых условиях общественного развития, леред теорией обучения и образования ставятся принципиально, новые задачи и требования и это связано с входом республики Таджикистан в мировое сообщество, с научно-технической революцией, которая расширила круг содержания образования. В частности, сегодня расширяется возможность общрния суверенного Таджикистана с другими государствами и народами мира на признанных языках мирового сообщества. Это способствовало тому, что в последние годы престиж иностранных языков резко возрос и их изучение в средних общэобразовательных^пе-циальных и высших учебных заведениях является не только личной потребностью каждого гражданина, но и настоятельнш государственным требованием и социально-политической необходимостью. Свободное практическое владение иностранными языками школьниками и студентами даст им возможность расширить свои связи и отношения с многообразным национальным миром, поможет более полно удовлетворить свои духовные, познавательные и социально-нравственные потребности, раздвинуть сферы познания, общения и творческого труда, а также широко и с большей пользой для себя приобщаться к общечеловеческим ценностям и мировой культуре. В этом плане глубокое овладение студентами иностранными языками имеет непреходящее значение как в социальном, профессиональном, так и в личностном плане.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, по-свящэнных проблеме профессиональной подготовки будущих учителей в вузовском обучении, выделяются и рассматриваются различные концептуальные подходы, аспекты и методические пути осуществления указанной проблемы. Одни авторы (В.А.Сластенин) выдвигают целости но-профессиональный подход к формированию личности учителя, содержание которого составляют свойства и характеристики, определяющие различные стороны личности педагога, другие (Л.И.Рувинский) обосновывают концепцию профессионально-деятельностной подготовки учителей, опирающиеся на определенные психолого-педагогические принципы, третьи (АД.Матюшкин) раскрывают проблемно-методологический подход, развивающий конкретную методологию решения типичных педагогических задач учителем, находящемся в рефлексивной позиции и позволяющей педагогу анализировать различные педагогические ситуации, самостоятельно-вырабатывать конструктивно-методические схемы действия, четвертые (А.Б.Орлов) выделяют полисубъектный диалогический подход к профессионально-педагогической подготовке учителя, частным проявлением которого является организация личностного педагогического взаимодействия, основанного на определенных психологических принципах. Кроме названных подходов в дидактике используется и 17манитарный подход к педагогическому образованию учителя-словесника (З.С.Смелкова), который предполагает освоение студентами мировых ценностей гуманизма, мировой культуры средствами гуманитарных предметовконцепция профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности (А.Х.Югай), суть которой состоит в целостном развитии личности студента как формиру ющвгося учителя в различных видах профессионально направленной деятельности, в совместном деловом и творческом сотрудничестве преподавателя и студентов.

В ряде исследований педагогов, психологов и методистов -(О.А.Абдулина, 3. ИВасильева, Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьми на,. Е. И. Мотина, Г. В. Рогова, М. М. Скаткин, А*И.Щербаков и др.) освещаются общвпедагогические" проблемно-дидактические и методические аспекты проблемы профессионально-педагогического формирования личности учителя в процессе вузовского обучения. Наряду с об пщми подходами к изучению. указанной проблемы имеются и частные: формирование профессионально-педагогической направленности у сту дентов в вузовском обучении (Г.П.Колев, Ю.Д.ШелухинД.й.Черных), исследование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности (Е.Г.Шаин), профессиональная подготовка студен тов к педагогическому общению (В.А.Кан-Калик), решение педагогических задач. в процессе вузовской профессиональной. подготовки учителя и.Н.Трегубова, П.А.Хавкин), обшрдидактическая подготовь ка студентов, к профессиональной деятельности (С.И.Архангельский, С. И. Зиновьев, Б.И.Кобыляцкий), развитие речевой деятельности у студентов в процессе их профессионального обучения. в вузе (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя), методическая подготовка студентов к педагогической работе в школе (Е.И.Мотина, Г. И. Тараносова, О.Э.Михайлова).

В психолого-педагогических и методических исследованиях, выполненных в республике Таджикистан и посвящрнных проблеме профессионально-педагогического образования студентов в вузах, выделяются и изучаются различные аспекты данной проблемы. В частности, изучены психолого-педагогические возможности разных видов воспитания студентов в их профессиональном становлении как учителя (И.А.Арабов, С. К. Кадыров, И. О. Обидов, И. Л. Тупайло и др.^педагогические и психологические основы индивидуально-дифференцированного подхода к студентам в обучении (Р.А.Атаханов, С. К. Кадыров и др.), мотивационный аспект профессиональной подготовки будущих учителей (В.Х.Салибаев, У. Нуманов и др.), педагогическая подго-. товка студентов к учительской работе (С.Давлатшоев, Т.З.Мунавва-ров и др.), проблемно-концептуальный психологический подход в профессиональной подготовке студентов к творческой деятельности учителя в процессе вузовского обучения (А.Х.Югай), организация учебно-воспитательного процесса в педвузе как средство формирования профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности (А.И.Войченко, Ю. А. Молчагин и др.У. общие дидактические. проблемы Ц.Буйдоков, Н.Х.Сангинов), методические вопросы профессионально-педагогического образования студентов в вузах республики (У.Сафаров, А. Н. Бессонова, Д.АДуденко.и др.).

В вышеназванных исследованиях проблемы професси шальной подготовки студентов к учительской деятельности рассматриваются и решаются относительно той или иной конкретной специальности, которую должны получить студенты после окончания соответствующих факультетов педвуза, В частности, основное внимание уделяется подготовке учителей, истории, математики, физики, русского языка и литературы, таджикской филологии, химии и т. д.

Иностранный язык как предмет изучения в вузе содержит в себе огромные скрытые резервы для квалифицированной профессиональной подготовки специалистов. Однако эти потенциальные воможности недостаточно выявлены в теоретическом и практическом отношениях, не стали объектом специальных дидактических исследований. Ни на практике вузовского обучения в республике, ни в имеющемся опыте преподавательской деятельности не находят широкого и активного применения указанные резервы. По всей вероятности, на это есть определенные причины, попытку выявления которых серьезно не предпринимают ни дидакты, ни психологи, ни методисты и ни вузовские преподаватели.

Весьма немногочислен! в дидактической литературе исследования, посвященные проблеме профессиональной подготовки учителей иностранных языков в вузах. В республике же данная проблема ограничена отдельными публикациями.

Большинство выполненных исследований по вузовской проблематике в республике имеет психолого-педагогическое и методическое направление, но нет ни одного специального исследования по вопросам вузовской дидактики. К тому же в этих работах, следуя логике сложившейся методики исследования, в основном выявляются профессиональные возможности изучаемых учебных дисциплин в вузе и их влияние, в частности, на профессионально-педагогическое развитие студентов. На наш взгляд, такой подход не может быть единственным и универсальным, возможна и другая, как нам думается, более эффективная исследовательская позиция.

Вышеизложенное, во-первых, обусловило выбор темы нашего диссертационного исследования «Дидактические основы структурно-логической организации учебного материала в процессе обучения иностранным, языкам &bdquo-в высшем уче^дом заведении.» -. во-вторых, делает избранную проблему весьма актуальной, требующрй глубокого теоретического и экспериментального изучения.

В своем исследовании мы исходили из положения о том, что профессиональная квалификация и характеристика учителя иностранных языков в значительной степени определяется его глубоким и совершенным знанием специальности, свободным владением грамматической теорией и всеми видами иноязычной речевой деятельности, что предполагает сознательное и качественное усвоение будущими учителями изучаемого материала и широким применением усвоенных знаний и умений в различных видах учебно-практической и творческой деятельности. С учетом этого нами конкретно определена. исследовательская позиция в работе над проблемой диссертации.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в. выявлении оптимальных дидактических путей эффективного осуществления структурно-логической организации учебного материала в обучении студентов иностранным языкам. .

ОБЪЕКТОМ нашего исследования мы избрали студентов педвузов различных факультетов, изучающих иностранный, язык (одни — как специальность, другие — как учебный предмет).

ПРЕДМЕТОМ.исследования явились психолого-дидактические условия усвоения студентами иноязычного учебного материала в процессе вузовского обучения путем его структурно-логической организации.

На основе вышеизложенного нами была сформирована и проверена РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА, согласно которой мы преда о л ожили, что качественная профессиональная подготовка студентов к педагогической деятельности, в частности, учителя иностранных языков в вузовском обучении может быть обеспечена если, во-первых, студенты свободно и практически овладевают изучаемым языком, во-вторых, если для этого будет использована адекватная рациональная методика обучения, к которой мы относим структурно-логическую организацию учебного материала на практических занятиях по иностранному языку.

Цель и гипотеза исследования позволили для их реализации выдвинуть следующее задачи;

I. Определить исходные теоретические предпосылки и. принципы исследования, а также установить практическую разработанность избранной проблемы путем основательного изучения педагогической, психологической, методической литературы и практики обучения иностранным языкам в вузах... .

2. Выявить психолого-дидактические условия успешного осуществления структурно-логической организации учебного материала в процессе вузовского обучения иностранным языкам.

3Л Экспериментально проверить эффективность предлагаемой нами структурно-логической организации учебного материала в вузовском обучении. .

4. Разработать на основе результатов исследования практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию вузовского обучения иностранным языкам и повышению качества профессиональной подготовки студентов к педагогической работе и в. частности, к продуктивной деятельности учителя иностранных языков.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ОСНОВОЙ исследования явились ведущие идеи и положения общрй и вузовской дидактики и психологии о педагогических и психологических закономерностях усвоения научных знаний, формирования умений и навыков, роли учебных дисциплин, изучаемых студентами в их профессиональном развитии, а также важнейшие государственные акты и документы о дальнейшем совершенствовании высшего образования в республике.

Для решения указанных задач в процессе исследования были использованы следующее методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературыцеленаправленные наблюдения за процессом усвоения студентами учебного материала по иностранному языкукошлекс экспериментальных методик (диагностирующей, констатирующей и обучающий эксперименты) — практическое изучение опыта вузовского обучения, в том числе по иностранным языкам в республикебеседы с преподавателями и студентами для выяснения их отношений и оценки эффективности структурно-логической организации учебного материала в обученииколичественный и качественный анализ, результатов экспериментального исследования (промежуточные и итоговые контрольные срезы, математическая обработ-. ка, психолого-дидактическая.интерпретация полученных данных и т. д.

Данное исследование осуществлялось в процессе нескольких взаимосвязанных этапов: на первом этапе (I977-IS7S гг.) подбиралась, систематизировалась и тщательно изучалась многочисленная литература по избранной теме исследования, определялись проблемы изучения, формировались цель и задачи исследовательской работы, анализировался имеющейся опыт вузовского обучения в республике. На основе первичной обработки накопленного материала мы составили план диссертационной. работы и разработали программу экспериментально-дидактического исследования, которая была реализована в процессе преподавания иностранных языков на неязыковых и языковых факультетах Кулябского и Курган-Тюбинского госпединститутов.

В течение второго этапа исследования (1980 — IS90 гг. Проводились различные виды психолого-дидактических экспериментов, в ходе которых уточнялись логика и задачи исследования, проверялась выдвинутая рабочая гипотеза, производился планомерный анализ полученного экспериментального материала, делались соответствующее психолого-педагогические и методические вывода.

На третьем этапе (1991 — 1996 гг.) осуществлялась проверка эффективности основных идей и положений, полученных в итоге проведенного экспериментально-дидактического исследования, в широкой практике вузовского обучения, в ходе которого вносились определенные коррективы в содержание и методику исследования. Добытые результаты подвергались строгой научной интерпретации и выявлялись психолого-.пидактические закономерности, наиболее эффективные пути улучшения профессиональной подготовки. студентов к учительской деятельности на базе глубокого и прочного усвоения шли системы знаний. и умений. Разрабатывались и формировались практические рекомендации по. совершенствованию вузовского образования студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Теоретические и методологические предпосылки и принципы, психолого-педагогического обоснования путей интенсификации учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе вузовского обучения иностранным языкам.

2.Научно разработанная и экспериментально проверенная методическая система структурно-логической организации учебного материала в обучении студентов иностранному языку, обеспечивающая высокую результативность усвоения ими знаний и умений и их профессионально-педагогическое развитие.

3.Критерии полноценного и свободного овладения студентами теорией и всеми видами иноязычной речевой деятельности при структурно-логической организации учебного материала на практических занятиях по иностранному языку в вузе.

4.Оптимальные психолого-дидактические условия, способствующее выявлению потенциальных учебно-профессиональных возможностей структурно-логической организации учебного материала, с целью использования их для повышения эффективности обучения иностранным языкам в вузе и подготовки образованных высококвалифицированных специалистов.

5.Рациональная система рекомендаций по дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методики обучения иностранным языкам и профессиональной подготовке учителей по данной специальности в вузах республики. .

НАУЧНАЯ НОВИЗНА выполненной работы состоит в. том, что впервые проведено, специальное, дидактическое, исследование по проблеме высшего, образования с опорой на психологические закономерности усвоения, научных знаний, и умений, формирование на их основе. личности специалистаразработана в противовес традиционной более, эффективная методика, интенсивного, обучения иностранным языкам в вузе на основе структурно-логической организации учебного материала, обеспечивающая успешное и качественное овладение студентами теорией и всеми видами иноязычной речевой деятельности и на их базе продуктивное профессиональное развитие обучающихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что в результате глубокого теоретического изучения избранной проблемы, длительной экспериментальной и широкой практической проверки научно обоснована методическая система — структурно-логическая организация учебного материала, позволяющая, во-первых, добиться полноценного и прочного овладения студентами научными знаниями и умениями по иностранному языку, и в соответствии с этим педагогической готовности их к профессиональной деятельности учителяво-вторых, вывести и рекомендовать рациональные предложения преподавателям вузов по совершенствованию процесса обучения иностранным языкам, его интенсификациив-третьих, широко и активно внедрить основные идеи проведенного исследования в систему образования республики Таджикистан для удовлетворения социально-экономической, политической и личной потребности в знаниях иностранных языков как у взрослых так и у молодежи.

ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обеспечена опорой на методологические положения современной психолого-педагогической науки, послужившей надежным и верным ориентиром в проведенной работеиспользованием комплекса методов для решения поставленных задач и результатами осуществленного исследования. .

АЛРОБАЩЯ исследования проводилась в процессе всех этапов выполнения данной работы. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Кулябского и Курган-Тюбинского пединститутовв виде докладов сообщались на ежегодных научно-теоретических конференцияхпо итогам исследования автор выступил на Международном семинаре «Высшее образование: институтские структуры в XXI веке», вЗальцбурге (Австрия), на республиканских и международных научно-практических конференциях в г. Душанбе (1995,19% гг.), на республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых, в г. Курган-Тюбе (1991 г.).

СТРУКТУРА диссертации включает введение .две. главы, заключение, приложение и список использованной литературы.

выводы по второй главе.

1.Изучение опыта и практики обучения иностранным языкам в вузах республики выявляют далеко не полное выполнение программных установок и требований по. данным .дисциплинам, что сказывается в слабом использовании речедеятельного, коммуникативного и структурно-логического подходов.

2.Система структурно-логическом организации учебного материала предполагает активное прорабатывание и усвоение обучающимися основных языковых единиц и составных частей текста, включенных в структурно-логическую систему языка путем их многократных повторений в различных комбинациях, на основе четко налаженного действия каналов прямой и обратной связи между преподавателем и учащимися.

3.Среди существенных критериев полноценного владения иностранным языком выделяются: свободное пользование всеми видами речевой деятельности (говорением, аудированием, чтением, письмом) как естественными средствами коммуникации с соблюдением языковых и стилистических норм. данного иностранного языка.

4.Разработка содержания и структуры обучения иностранным языкам на основе структурно-логической организации учебного материала обеспечивает восприятие изучаемого материала как единой системы на всех уровнях обучения-вскрывает сложные механизмы диалектического единства родного и иностранного языков-создает благоприятные смщулирунлуае условия для проявления студентами познавательных, творческих, лингвистических способностей при усвоении материала и в речевой деятельности в разных сферах обиуэния.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Г. Индивидуальный подход как подход, как средство коррекции учебно-познавательной деятельности студентов: (На примере курса высшей математики): Автореф. дисс. канд.педнаук. Ленингр.гос.ун-т. Л., 1988, — 16 с.
  2. Активизация мышления студентов: Сб. ст./Даугавпилский пед. ин-т. Рига: Звайгзне, 1976. — 166 с.
  3. Активизация познавательной деятельности студентов: (Учеб.пособие для преподавателей вузов).- Ростов н/Дону, 1974. 88 с.
  4. Активные методы обучения и их роль в формировании творческого мышления студентов: Межвуз.сб.научн.тр./Ростовский н/Д ин-т с,.-х.машиностроен. Ростов н/Д, 1988. — 102 с.
  5. Активные методы обучения и качества подготовки специалистов в вузе.- Л., 1990.- 174 с.
  6. Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки учителя иностранного языка в свете направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Тез.докл. научн.конф.- Горький, 1986. 163 с.
  7. Алексеев Н. А. Осознание логической структуры теоретического знания и мышления как условие их эффективного формирования у студентов: Автореф.дис. канд. психол. наук / МГУ им М. В. Ломоносова. Фак. психологии.- М., 1982.- 18 с.
  8. Т.Д. Функциональное взаимодействие оперативной и долговременной памяти при овладении устным переводом: Автореф.дис. канд.психол.наук.- Минск, 1992. 16 с.
  9. Э.Алиева З. Ф. Дидактические основы использования средств изобразительной наглядности в учебном процессе высшей педагогическойшколы:(На материале преподавания языковых дисциплин педвузов Узбекистана):Дис. кацд.пед.наук. -М., 1985, 171 с.
  10. Ю.Аллаеров И. А .Дидактические основы активного обучения: Автореф. две. канд.пед.наук.- Ташкент, 1994. 18 с.
  11. П.Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью.-М.:Просвещрние, 1988. 124 с.
  12. С.Я. Методика обучения устноречевой коммуникативной деятельности на итегративной основе в группах углубленного изучения английского языка:Автореф.дис. .канд.пед.наук.- Киев, 1990. 14 с.
  13. Анисимов 0.С.Особенности мыслительных операций студентов в условиях применения схематических изображений: Автореф.дис. канд.психол.наук./Моск.гос.пед.ин-т им. В. М. Ленина.- М.,-1984. 15 с.
  14. В.Д. Речевая единица основа обучения устной речй/^ Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке в 8-летней школе.-ДО., 1965.
  15. Арсеньев Г. П. Дидактические аспекты построения и использования моделей динамических систем в учебном процессе. вуза: Автореф" дис. канд.пед.наук/Киевский гос.пед.ин-т им. А. М. Горького.-Киев, 1988. 24 с.
  16. Арстанов M.S., Пидкасистый П. И., Хайдаров &-.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и.технологии.Проблемное изучение в вузе.- Алма-Ата: Мектеп, 1980. 207 с.
  17. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам.- М.:Прос-вепрше, 1969.- 279 с.
  18. С.И. Учебный.процесс в высшей, школе, его закономерные основы и методы.- М. :Высш.шк., 1980. 368 с.- 182
  19. Ахмедходжаева А. И .Дидактические условия оптимизации процесса обучения по языковым. дисциплинам: Автореф.дис. канд.пед.н. Ташк. гос.пед.ин-т им. Низами. Ташкент, 1990. 20 с.
  20. Бархаев Б. П. Оптимизация логико-дидактической структуры учебных предметов в вузе: (На материалах курса военной психологии и педагогики) :Автореф.дис.канд.пед.наук/Воен.-полит.акад. им.
  21. В.И.Ленина.- М., 1989. 24 с.
  22. Батищева И. Р. Психологический анализ построения письменного текста при обучении иностранным языкам: Автореф.дис. канд. психол наук / АПН СССР. НИИ общ, и пед. психологии.- М., 1988. 18с.
  23. Л.П. Зависимость усвоения учебного (грамматического) материала от характера извлечения его из текста: Автореф.дис.кан.психол.наук/Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина.-М., 1985.-16с.
  24. Бенедиктов Б.А. .Венедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе.- Минск: Вызш шк., 1983. 224 с.
  25. Берман И. М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах.- М. :Высш.шк., 1970.- 230 с.
  26. Берман И.М., Бухбиндер В. А. Ситуативность. и обучение устной речи //Иностр.яз. в шк. 1964.- с.9−13.
  27. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы.- М. «.Просвещение, 1988.-254 с.
  28. В.Л. Дидактический анализ учебной информации как основа выбора методов и форм организации процесса обучения: Ав-тореф.дис.кан.пед.наук/Ленингр. гос. ун-т.-Л., 1987, — 16 с.
  29. К.Л. Содержание и организация самостоятельной работы по иностранному языку в учебное время:(На материале английского языка для неязыковых вузов) — Автореф.дис. канд.педнг. наук / Моск.пед.гос.ун-т им. В. И. Ленина.- М., 1992.- 16 с.
  30. В.А. Обучение словообразованию на уроках немецкого языка в старших классах средней школы // Иностр.яз.в шк.-1958.- Ш, — с.43−54.
  31. Бухбиндер В. А. Основы обучения лексике в средней школе: Автор, дис. д-ра пед.наук.- М., 1972.- 46 с.
  32. O.K. Самостоятельная работа студентов. Л., 1989.-52 с.
  33. Вербицкий А. А. Активное обучение в. высшей школе: контекстный подход.- М.:Высш.шк., 1991.- 204 с.
  34. Вергасов В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. 2-е изд., доп. и перераб.- Киев: Вищр шк., 1985.- 175 с.
  35. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе.- Киев: Ви-. ща шк., 1979.- 176 с.
  36. Н.В. Исследование эмоциональной регуляции речевого пове-. дения // Сб.науч.тр./Мос.гос.ин-т иностр. яз.им.Мориса Тореза.- 1984.- Вып.242: Речевое поведение и речевая деятельность студентов на иностранном языке. с.127−139.
  37. Н.В., Каспарова М. Г. К вопросу о качествах преподавателя иностранного языка//Иностранные языки в высшей школе.- М., 1974.- с.70−76. .
  38. М.В. Зависимость успешности овладения знаковой системы от меры ее наглядности и логической упорядоченности.//Психологические проблемы переработки знаковой информации/АН СССР. Ин-т психологии М., 1977.- с.226−237.
  39. Талонов П. М. Лекция в высшей школе.-Воронеж, 1977.- 95 с.
  40. Т. Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду: Автореф.дис. канд.пед.наук / Ташк.гос.пед.ин-т им. Низами. Ташкент, 1984.- 16 с.
  41. М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов: Автореф.дис.канд.пед.наук/
  42. Казан.гос.пед.ин-т .- Казань, 1987.- 18 с.
  43. Р.Я. Педагогическое исследование проблемы совершенствования содержания, форм и методов обучения: Автореф.дис. канд. пед.наук.- Л., 1989.- 16 с.
  44. Гез Н.Н. К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом // Методы интенсивного обучения иностранным, языкам / Моск.гос.пед.ин-т иностр.яз. им. Мориса Тореза.- М., 1977.1. Вып. 3.- с.32−45.
  45. Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения . взрослых иноязычной речи.- Тбилиси, 1975.- 297 с.
  46. Н.В. Воспитание способности к овладению иностранным языкам у студентов педвуза как аспект их профессиональной подготовки: Авторефер.дис. канд.пед.наук/Ростовский н/Д. гос.пед.ин-т.- Ростов н/Д., 1988.- 16 с.
  47. Я.В. Зависимость активизации обучения иностранному языку от организации общэния в учебной группе: Автореф.дис. канд.психол.наук/АПН СССР. НИИ общ. и пед.психологии.- М., 1987.- 23 с.
  48. П. Б. Дудряшов Ю.А. Грамматические умения, обуславливающие говорение на иностранном языке и основные линии их разви тия//Вопросы методики преподавания иностранных языков/Тулье кий гос.пед.ин-т им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1967. с.22−45.
  49. П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах: Курс лекций Владимир, 1972. 4.1. — 156 с.
  50. G.A. Психологический анализ логико-смысловой организа ции речевого высказывания: (На материале разных возрастных групп учащихся): Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1984.-16 с.
  51. П.Н. Повышение эффективности усвоения будущими учителями теории обучения как системы: Автореф.дис. канд.пед.наук.1. Киев, 1991. — 18 с.
  52. Т.Р. Воспитание оперативной памяти студентов.техниче ского профиля педагогического института: Автореф.дис. .канд. психол.наук.- Баку, 1989.- 16 с.
  53. С. Формирование творческой личности будущего, учи те. ля:. (На основе подготовки. учителя физики).: Автореф.дис.кандпед.наук/Вильнюский ун-т.- ВильнюсД990.- 18 с.
  54. Давыдова и. Английский язык: Методика ускоренного обучения.-М.1996.- 193 с.
  55. М.Я., Лазаренков К. А., Мельник С. В. Основы обшрй методики обучения иностранным языкам:. Теоретический, курс.- 2-е изд. доп. и перераб.- Киев: Вищр шк., 1984.- 255 с.- 186
  56. Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки: Автореф.дис.канд.пси-хол.наук /Тбил.гос.ун-т.- Тбилиси, 1988.- 24 с.
  57. Т.А. Дидактические основы управления учебной деятельности студентов: Автореф.дис. канд.пед.наук.- Екатеринбург, 1991.- 18 с.
  58. Н.А. Различия в усвоении студентами иностранного языка в условиях индивидуальной и групповой формы обучения:Автор. дис. канд.пед.наук.- Л., 1967.- 16 с.
  59. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы.- 2-е изд., перераб. и доп.- Минск: Изд-во ЕГУ, 1981.- 383 с.
  60. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления//Иностр. яз. в шк.- 1977.- Ж.- с.36−44.
  61. Н.Т. Психологические особенности развития иноязычной речи у школьников и студентов: Автореф.дис. канд.психол.наук/
  62. НИИ психологии УССР.- Киев, 1978.- 23 с. .
  63. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.-М. :Наука., 1982.-159с.
  64. В.И., Гриценко Л. И. Основы .дидактики высшей школы/
  65. Тюмен.гос.ун-т.- Тюмень, 1978.- 91. с.
  66. С.Н. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности будушрго учителя в процессе профессиональной подготовки: (На примере учителя физической культуры): Автореф. дис. канд.пед.наук/Моск.пед.гос.ун-т им. В. И. Ленина.- М., 1991.- 16 с. .
  67. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранных языках: Книга для учителя.- 2-е изд., М.:Просвещэние, 1985.- 160.с.
  68. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- 187
  69. М.: Просвещение, 1991, — 219 с.
  70. Зимняя И. А. Психология обучения народному языку: (На материале русского языка как иностранного).-М.:Рус.яз., 1989.- 219 с.
  71. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе.-2-е изд.- М.: Высш.шк., 1975.- 314 с.
  72. Зыкова Н. Н. Обучение аудированию иноязычной речи в педагогическом вузе.- Горький, 1275.- 185 с.
  73. М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку.-М.: Педагогика, 1975.- 151 с.
  74. .М., Влияние мотивационно-целевого фактора на развитие навыков аудирования иноязычной речи у студентов-билингвов:Автореф.дис. каад.психол.наук / Тбил.гос.ун-т.- Тбилиси, 1985.19 с.. .
  75. М.К. Роль индивидуальных, различий в успешности овладения иностранным языком: Автореф.дис. канд.психол.наук.-М., 1983.- 25 с.. .
  76. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения . в высшей школе.- М. :Высш.шк., 1987. 141 с.
  77. Г. Ф. Концентрация обучения как элемент интенсивного курса//В помощь преподавателю иностранного языка/АН СССР. Сиб. отд-ние.Ин-т истории, филологии и философии. Каф.ин.яз.
  78. Новосибирск, 1976.- Вып.7.- с.53−59.
  79. И.В. Психологические основы развития речи учащихся // Развитие речи учащихся в процессе обучения в средней школе.-М., 1954.- с.242−264.
  80. И.В. Состояние методики преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе и задачи дальнейшего развития/АПН РСФСР.- М., 1957.- 80 с.
  81. С. Педагогические аспекты формирования интеллектуальной активности студентов: Автореф.дис.канд.пед.наук / Ташк. гос.пед.ин-т им. Низами.- Ташкент, 1978.- 27 с.
  82. А.А. Целостное понимание методов обучения как фактор систематизации, дидактических знаний и умений, будущего учителя: Автореф.дис. .канд. пед. наук / Киевский гос.пед.ин-т им.. А. М. Горького.- Киев, 1990.- 24 с.
  83. Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностран-. ным языкам.-, М.: Высш.шк., 1982.- 141 с.
  84. З.И. Психологические особенности.обучения чтению щ на иностранном языке.- М.: Просвешрние, 1973.- 224 с.
  85. Л.Е. Формирование опыта творческой педагогической де-. ятельности у студентов педвуза: Автореф. дис. канд.пед.наук.
  86. Ростов н/Ц, 1991.- 18 с., 85. Кобленц Н. С., Строгановская И. С. О преподавании иностранногоязыка по синтетическому методу: Методическая записка.- М.,. 1935.- 13.с.
  87. Ш 86. Кобленц Н. С. .Строгановская И. С. Указания начинающем препода- 189 вателям иностранных языков, — М., 1934.
  88. И.И. Основы подготовки высшей школы, — Киев- Одесса Вышд шк., 1978. 187 с.
  89. С.К. Дидактические основы создания и использования динамичных наглядных пособий: (На материале обшртехнических и специальных учебных предметов техникумов): Дис.канд.пед.наук.- Киев, 1980.-.150 л.
  90. Г. С. Системно-структурный подход к организации учебного материала и его влияние на активизацию мыслительной деятельности студентов: (На материале технических дисциплин): Дис. канд.пед.наук.- Ташкент, 1980.- 214 л.
  91. .А. Интенсификация процесса обучения иноязычной речи (пути и приемы).- М.-.Высш.шк., 1970. 128 с.
  92. .А. Проблемы, содержания обучения языку в языковом вузе.- М.:Высш.шк., 1986. 143 с.
  93. А.А. Язык, речь и речевая деятельность.- М.:Просве-. щение, 1969. 214 с.
  94. Логическая структура научного познания / АН СССР. Ин-т философии.» М.:.Наука, 1965, 350 с.
  95. Г. Суггестология и суггестопедия: Автореф.дис. д-ра. филол.наук.- София, 1970.- 46. с.
  96. Ломов.Б. Ф. Вопросы общэй, педагогической и инженерной псгхо-. логии.- М.: Педагогика, 1991.- 295.с. .
  97. Лук А. Творчество//Наука и жизнь. 1973.- Ж. — с.76−80- J&2 , — с. 79−83.. .
  98. И.Н. Лингвистические способности и их.формирование. у студентов неязыкового вуза.- Киев, 1983.- 22 е.
  99. М.В. Методика преподавания иностранных языков.- 190 -М#: Высш.шк., 1981. 158 с.
  100. Е.А. Моделирование устного общэния в обучении иноязычной речи // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: (Сб.ст.) / АН БССР. Каф.ин.яз.- Минск, 1975.-с. 70−85.
  101. Ю1.Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе: (Материалы лекций). М.: Знание, 1977. — 44 с.
  102. Ю2.Менлашев М, Т., Югай АД. Развитие у студентов логического мышления и памяти в обучении иностранному языку// Сб.тез. Междун. науч.конф. по теме «Проблемы воспитания студенческой молодежи». Душанбе, 1997.- с. 16.
  103. ЮЗ.Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным языкам //Иностр.яз. в шк. 1982.- J6I. — с.42−46.
  104. О.Э. Использование эпи- и диафильмов на завершающем этапе работы над темой по устной.речи.на.младших курсах. язы-. ковых. вузов: Итоги опыта преподавания: Учеб.пособие.- М., 1973.- 4.1. 91.е.- 4.2. — 1974. — 151 с.
  105. О.Э. Общая методика обучения иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов: Учеб.пос.- М., 1975. -.4.1. 218 с.. .
  106. Юб.Непомнящай А. В., Захарович В. Г. Самоорганизация, самоконтроль .и саморегуляция в учебном процессе. Таган рог, 1989.- 81 с.
  107. Николаева С. Ю. Индивидуализация обучения иностранным языкам.- 191
  108. Киев: Вища шк., 1987. 138 с.
  109. Ю8.Ничаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. /МГУ, — М., 1985.- 113 с.
  110. Обратная связь в учебном процессе вуза: Учеб.-метод, пособие/ А. И. Иерасулимов, П. И. Ильинов, В. А. Озолин, Е. А. Положенцева. -Волгоград, 1979.- 88 с.
  111. НО.Обучение иностранному языку как специальности/М.К.Бородули-на, А. Л. Карлин, А. С. Лурьев, Н. М. Минина.- М.: Высш.шк., 1975−260с.
  112. Ш. Обшэя методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия.- М.: Рус.яз., 1991. 360 с.
  113. П2.Пальмер Г. Е. Устный метод обучения иностранным языкам: Сокр. пер. с англ. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961.- 165 с.
  114. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам.- М.: Рус.яз., 1977. 214 с.
  115. е.И. Ситуация, тема, социальный.контакт: (К проблеме. организации речевого материала)//Шост.яз. в шк.~ 1975.- J6I.с.53−62.
  116. Е.И., Кузовлев В. П. Доростылев B.C. .Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества//Ин.яз. в шк. 1987.- J6 6 — с.29−36.
  117. Пб.Перкас С. В. Подготовка иноязычного текста .для аудирования // ¦Иност.яз. в.шк.- 1988.- М с.28−31.
  118. Н7.Плесневич А. С. Курс обучения научных работников устной иноязычной речи по методу «погружения"//Чтение.Перевод.Устная, речь: Методика и лингвистика /АН СССР.гСаф. ин.яз.-Л., 1977.-с.201−210.
  119. П8.Плесневич А. С. Теоретические о. сновы ускоренного курса обучения английскому языку по методике „погружения“ Метода ин- 192 тенсивного обучения иностранным языкам/'Моск.гос.пед.ин-т ин. яз. им. Мориса Тореза.- М., 1977.- Вып.З.- с.142−148.
  120. В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности: Автореф.дис. канд. психолгнаук/Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина.- М., 1988. 16 с.
  121. Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.:Педагогика, 1976. 279 с.
  122. Программированное обучение: Респ.межвед.науч.сб. Киев, 1984. — 119 с.
  123. Профессионально-направленная, самостоятельная работа студента языкового факультета: Межвуз.сб.научн.тр./Ивановский гос. ун-т. Иваново, 1988. — 137 с.
  124. Профессионально-педагогическая подготовка учителя на занятиях по языковым дисциплинам:. Методическое письмо/Мин-во просвещения РСФСР. ГУВУЗ- Сост. Н. Н. Зыкова.- М., 1975.
  125. Психологические проблемы переработки знаковой информации /АН СССР. Ин-т психологии.- М.- Наука, 1977. 276 с. .
  126. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к, учебному процессу в вузе. Кишинев: Штинница, 1990.- 113 е. ,
  127. Психология и методика обучения устной речи в языковом вузе.-М., 1979.- 152 с. (Моск.гос.пед.ин-т ин.яз. им. Мориса Торе-, за. Сб.научн.тр.- Вып.142).
  128. Психология студента как субъекта учебной деятельности/Редкол .И. А. Зимняя и др. М., 1989. — 130 с.
  129. Пути и методы. активизации учебной деятельности студентов /Калининский гос. ун-т. Калинин, IS90. — 116 с.
  130. Развиваюи^е обучение в вузе: Сб.ст./Тюменский гос. ун-т.- Тюмень, 1983.- 112 с.
  131. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке.-М.: Высш.шк., 1980.- 210 с.
  132. И.А. Формы и методы преподавания в высшей школе.-Днепропетровск, 1973.- 76 с.
  133. Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти//Вопр. психологии.- 1964.- Ж>.- с.21−27.
  134. Г. В. Цели и задачи обучения иностранным языкам.//Ин. яз. в шк. 1974.- JS 4.- с.70−76.
  135. И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам.Сис-тема упражнений и система занятий.- М.: Высш.шк., 1966.-252 с.
  136. Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обу чения профессионально-ориентированному иноязычному чтению ввузе.-Свердловск:Изд-во Уральского ун-та, 1988.- 227 с.
  137. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф.дис. канд.психол.наук/Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина.- М., 1982- 15 с. .
  138. А.Г. Понимание студентами вербально выраженных смысловых отношений и его формирование.в процессе, обучения, иност-г ранному. языку: Автореф.дис. канд.психол. наук/Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. -М., 1982. 16 с. .
  139. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи.- М.:Рус. яз., 1981.- 248 с.
  140. Скалкин В.Л. .Рубинштейн Г. А. Сборник учебных, ситуаций, .для развития устной речи на английском языке.- М. :Высш.шк., 1968.- 84 с.
  141. Скалкин В.Л., Рубинштейн I'.A. Учебные дискуссии как средстворазвития неподготовленной речи //Ин.яз. в шк. 1968.- JS4. -с.58−65.141 .Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1971. — 292 с.
  142. А.П. Обучение английскому языку в средней школе.-М.: Просвещение, 1978. 224 с.
  143. Торбан О. В. Психологический анализ смыслового членения текста: (На материале обучения иноязычной речевой деятельности):Автор. дис. .канд.психол.наук/АПН СССР. НИИ общ, и пед.психологии.-М., 1990.- 18 с.
  144. Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью: Учеб.пос.- Казань, 1984. 118 с.
  145. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке s неязыковом вузе.- М.: Высш.шк., 1987.- 205 с.
  146. Л. Д. А'1ы ели тельные задачи в преподавании, иностранного языка: Учебн.-метод. пос. /Тадж.гос.ун-т им. В. И. Ленина.- Душанбе, 1967. 97.с.
  147. Т.Б. Развитие логических форм памяти и мышления у млашпих.школьников в. процессе формирования умений работы с текстом: Автореф.дис.канд.психол.наук.- Киев, 1990.- 16 с.
  148. Дубу лашвили В. В. Некоторые вопросы теории и практики проблемного обучения. М.:Знание, 1978, — 40 с.
  149. З.М. О методике устной речи//Ин.яз. в шк. 1955.-М. — с.14.
  150. B.C. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам//Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия.- М., 1991, — с.38−43.
  151. B.C. Методика обучения грамматическим явлениям француз ского языка в средней школе: (Основные вопросы)/АПН РСФСР. Ин-т обш,. и политехи, образования.- М., 1967. 267с.
  152. В.Ф. Точка опоры: (Об экспериментальной методике преподавания).- М.: Педагогика, 1987. 158 с.
  153. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.:Педагогика, 1989. — 334 с.
  154. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.- Л., 1977. 295 с.
  155. В.Н. К проблеме совершенствования диалогической речи на старшем этапе обучения//Вопросы методики преподавания. иностранных, языков в. спецвузе: Респ.сб. ,/Горьковский гос.пед. ин-т им. А. М. Горького.- Горький, 1976.- с.202−215.
  156. Я. Элементарные понятия социологии: Пер. с польско-.го.- М.:Прогресс, 1969, — 240 с.
  157. А.Ф. Генезис творчества и закономерности его разви- 196 тия //Ъ on р. психологии, — 1983, — J&>.- с. 90.
  158. А. Индивидуально-дифференцированный подход к обучению //Рус.яз. в над. шк.-1988. — с.22−25.
  159. А.Х. Концепция педагогического образования студентов педагогического института//Рус.яз. в нац.шк. 1990.- W7.с.47−49.
  160. АД., Менлашев М. Т. Система психолого-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя в педвузах республики. Курган-Тюбе, 1995. — 107 с.
  161. Н.В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков.- Л. :Просвещэние, 1977. 263 с.
  162. Л.З. Методика построения урока иностранного языка в .средней школе. М.: Педагогика, 1974. — 94 с. 1.jiout fo££/£>л теасА/'/ip //
  163. The Pevieirrtft/C- /of J- Р-Ш-6Ш.170. buries P. I no p ro visot/o/ial od/'wp aid ft/a learning // TeasA//?/ fwi//??. № 130,1. P. 20-S3.
  164. У. Та/п/лЛ AAe tf/g /, /»: Тб&сАег /"сР-/с>/п&/7/'е алб/ dude/rts jat/s/ecf/e/? /У flTj’wrsivt /9?A- 197 1. Vof. -p. 3&-39jr.
  165. T. /Questions from ike tangc/age cfassrwn
  166. Research. perspectives // T?? OL -/994. -Ve? -p.
  167. Prodrorrwu L. Tke good feather // Engfrsh ТеоеА/л$ forum- /99/. л/2-p 2−7.
  168. RoS/nson P. /Pofe-pfay/rig a/id cfass wrticipGhion // FpfU/y? -/92/- Vef. ЗГ-/>. 3IV-SM.
  169. Wi CCiо ms J. foe us рл /ор/r? /л co/r?/r7tf/)/cot/Seip dassroo/r? // T? S0L. -/>. /г-/6.
Заполнить форму текущей работой