Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных социо-культурных и социально-политических условиях ведущим фактором развития общества становится качество общественного интеллекта, а именно «совокупного интеллекта общества, определяющего его интеллектуальный и творческий потенциап и реализацию совокупно интеллектуальных функций в управлении обществом, в единстве с природойпланирования, прогнозирования, определения общественных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
    • 1. 1. Социально-экономические и социо-культурные изменения в обществе и их влияние на современные образовательные тенденции
    • 1. 2. Современные тенденции в профессиональном образовании
      • 1. 2. 1. Гуманитаризация как средство гуманизации и одухотворения образовательного процесса
      • 1. 2. 2. Личностно-ориентированныи и личностно-деятелъностный подходы как средство гуманитаризации профессионального образования
    • 1. 3. Профессиональная деятельность и профессиональная подготовка государственных служащих как объект моделирования
      • 1. 3. 1. Педагогическая интеграция как средство гуманитаризации профессиональной подготовки государственных служащих
  • ГЛАВА II.
  • ИНТЕГРИРОВАНИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
    • 2. 1. Профессионально-образовательное основание выбора иностранного языка интегратором знаний в лингвообразовательном процессе в профессиональной подготовке государственных служащих
    • 2. 2. Интегративный подход в обучении иностранным языкам
      • 2. 2. 1. Оптимальная входная информация как содержательный аспект интегратнвного лингвообразователъного процесса
    • 2. 3. Религиоведение как источник входной информации в интегрированном лингвообразовательном процессе
      • 2. 3. 1. Соотношение функций государственной службы, профессионального образования и религии
      • 2. 3. 2. Профессионально-образовательные основания интегрирования религиоведческой компоненты в структуру профессиональной подготовки государственных служащих
      • 2. 3. 3. Философское обоснование интегрирования иностранного языка и религиоведения
      • 2. 3. 4. Психолингвистические основания интегрирования иностранного языка и религиоведения
  • ГЛАВА III.
  • АПРОБАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДУХОВНО-ФОРМИРУЮЩЕЙ ИНТЕЛЛЕКТОЕМКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
    • 3. 1. Интегративные педагогические духовно-формирующие интеллектоемкие технологии в лингвообразовательном процессе
    • 3. 2. Интегрирование религиоведческого элемента в структуру содержания интегративных духовно-формирующих интеллектоемких педагогических технологий
    • 3. 3. Анализ педагогической эффективности внедрения интегративных педагогических духовно-формирующих интеллектоемких технологий в образовательный процесс в
  • Волго-Вятской академии государственной службы

Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена целым рядом факторов, характерных для всей мировой цивилизации в целом.

В современных социо-культурных и социально-политических условиях ведущим фактором развития общества становится качество общественного интеллекта, а именно «совокупного интеллекта общества, определяющего его интеллектуальный и творческий потенциап и реализацию совокупно интеллектуальных функций в управлении обществом, в единстве с природойпланирования, прогнозирования, определения общественных потребностей и затрат» (Субетто А. И. Цивилизация образовательного общества как форма преодоления кризиса истории и начала нового неклассического цикла// Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетияСпб.:ПАНИ, 1999.-827с.), а ведущей функцией — функция управления. В связи с этим становится очевидной зависимость развития общества от уровня профессиональной компетентности государственных служащих, так как именно они являются главными субъектами управления обществом.

Сегодняшняя власть во многом основана на общественном статусе. Эрих Фромм писал о такой власти, что она необязательно некомпетентна, просто компетентность не является ее неотъемлемым элементом. Во многих случаях категории общественного статуса и компетентности никак не связаны между собой, к власти часто приходят люди, обязанные своим избранием фотогеничной внешности или той сумме денег, которую они в состоянии потратить на предвыборную кампанию (Фромм Э. Иметь или быть? — Киев: «Ника-Центр», 1998. — С.225).

Однако серьезные проблемы возникают и тогда, когда власть основана на компетентности. Компетентность, не направленная на благо общества, может быть опаснее некомпетентности. Подлинная профессиональная компетентность власти должна базироваться на регулятивах гуманизма и духовности. Согласно Д. Равену, природа компетентности такова, что она может проявляться лишь в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности (Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. — М.: «Когито — Центр». 1999. — С.6.). Применительно к деятельности государственных служащих о компетентности можно говорить только при условии их глубокой личной заинтересованности в осуществлении своих профессиональных функций на благо общества, то есть когда главной ценностной ориентацией является идея служения, а не привилегированности. При гаком понимании компетентности безнравственная, бездуховная, негуманистичная власть не может быть признана компетентной.

Следовательно, духовное, гуманистическое воспитание, как средство развития госслужащих, должно стать, наряд) с профессиональной подготовкой, интегральной частью их профессионального образования.

В таких условиях особую значимость приобретают исследования в области формирования духовной культуры управленческих кадров: оценка реального состояния и поиска оптимальных путей его реализации, в том числе средствами лингвистической и религиоведческой подготовки. «Сегодня преподавание иностранного языка почти целиком ориентировано на профессиональную подготовку и плохо, неполно обеспечивает реализацию своего культурного потенциала» (Соколов В. М. Стандарты в управлении качеством образования. — Н И.: Изд-во Нижегород. ун-та, 1993. — С.58.). Недостаточно полно реализуется и духовно-формирующий потенциал религиоведения, которое преподается как дискретная дисциплина в объеме 36 часов на первом курсе. Между тем. религиоведение способствует формированию духовности человека и должно занять особое место в системе базовой профессиональной подготовки госслужащих, поскольку именно им по долгу службы приходиться сталкиваться с решением различных конфессиональных проблем.

Применительно к деятельности госслужащего, работающего в системе Человек — Человек (Климов Е.А.

Введение

в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 260 с.). бездуховность особенно опасна. Важно, чтобы госслужащий видел в человеке его житейские потребности, умел сопереживать, выстраивая в своем сознании образ того человека, чьи проблемы он решает.

В последнее время особенно обострился интерес к теме формирования духовности, задания духовной направленности образовательному процессу. Однако, применительно к образованию госслужащих данный аспект не раскрывался.

Таким образом, возникает противоречие между: востребованностью духовной направленности личности современного госслужащего и не разработанностью педагогических основ формирования данной направленности в системе его профессионального образования.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы пути и средства формирования духовной направленности в профессиональном образовании госслужащих.

Объект исследования — профессиональное образование государственных служащих.

Предмет исследования — формирование духовной направленности в профессиональном образовании госслужащих средствами интеграции религиоведения и иностранного языка.

Цель исследования. Выявить пути и средства формирования дучовной направленности в профессиональном образовании госслужащих средствами интеграции гуманитарных дисциплин (религиоведения и иностранного языка).

Гипотеза исследования.

Формирование духовной направленности личности госслужащего в процессе его профессиональной подготовки может быть обеспечено.

— если система обучения и воспитания в вузе, готовящем кадры для государственной службы, адекватна социально-экономической ситуации в обществе;

— если выявлен духовно-формирующий потенциал базовых гуманитарных дисциплин;

— если разработаны педагогические условия для активного присвоения студентами духовно-формирующего содержания гуманитарных дисциплин в процессе профессиональной подготовки.

Реализация поставленной цели и основных положений гипотезы потребовали решения следующих задач:

1. Выявить социокультурные и социально-экономические предпосылки формирования духовной направленности в профессиональном образовании госслужащих.

2. Проан&тизировать ведущие современные тенденции в профессиональном образовании как основу формирования духовной направленности личности будущих госслужащих.

3. Выявить духовно-формирующий потенциал содержания дисциплин гуманитарного цикла (религиоведения и иностранного языка) в профессиональной подготовке госслужащих.

4. Разработать и апробировать совокупность педагогических условий формирования духовной направленности профессионального образования госслужащих.

Теоретико-методологическую базу исследования составили социологическая и психологическая теория личности, положения философии, психологии, психолингвистики и педагогики о деятельности, как основе профессионального становления личности.

Базой исходных теоретических позиций являются:

1. Философские подходы к проблеме человека и образования (Буева Л.П., Вазина К. Я., Гершунский Б. С., Зинченко В. П., Субетто, А Н): к проблеме соотношения языка и религии (Мечковская Н.Б.) — к проблеме духовности (Бердяев H.A., Мурашов В.Н.);

2. Теоретические основы гуманитарного образования (Буева Л.П., Вазина К. Я., Гордиенко A.A., Зинченко В. П., Олех Л. Г., Фромм Э.);

3. Лнчностно-деятельностный подход к организации учебного процесса (Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Сериков В.В.);

4. Элементы педагогической психологии (Зимняя И.А., Петривняя.

ИВ.);

5. Интегративный подход к организации педагогического учебного процесса (Берулава М.И., Безрукова B.C., Беляева А. П., Васильева C.B., Надеева М.И.), теория интегративного подхода в преподавании иностранных языков (Зеня Л.Я., Клобукова Л. П., Мазунова Л. К., Шепель Э.Н.), а также положения теории профессионального лингвообразования (Уварова Н.Л.);

6. Методические основы профессионального образования (Климов Е.А., Новиков В. А., Сериков В.В.) — теория профессиональной подготовки государственных служащих (Калачева Т.Г., Мальцев В. А., Оболонский A.B., Охотский Е.В.).

Методы исследования включали: методы теоретического анализа философской, педагогической, методической литературыметоды анализа законодательных и правовых актов регулирования профессиональной деятельности госслужащих, квалификационных характеристик, образовательных стандартов, уставов высших учебных заведений и др. документовметоды исследования педагогического опыта, опроса, анкетирования, наблюдения с целью изучения уровня лингвистической и религиоведческой компетенции госслужащихметоды количественного и качественного анализа результатовопытно-экспериментальная работа.

Педагогический эксперимент проводился в течение 5 лет в период с 1997 по 2000 г.

Этапы исследования.

В исследовании можно условно выделить три этапа, основное содержание которых состоит в следующем:

Первый этап (1996;1997 г. г.).

На первом этапе проводится изучение философской, педагогической, психологической, психолингвистической и др. литературы с целью выработки теоретических основ исследуемой проблемы и определения предмета исследования.

На этом же этапе, в рамках констатирующего эксперимента, проводятся маркетинговые педагогические исследования с целью определения востребованного уровня лингвистической и религиоведческой компетентности специалистов в области государственного и муниципального управления. С этой целью проводится анкетирование студентов факультета «Государственное и муниципальное управление». Проводится анкетирование руководителей городских и областных администраций высшего звена (11 чел.) и среднего звена (20 чел), а также интервьюирование руководителей основных религиозных конфессий, представленных в Нижегородском регионе (8 чел.).

Здесь же, начиная со второго семестра второго курса, постепенно вводятся тексты религиоведческого характера — в качестве предметного содержания в рамках курса «иностранный язык» — начинается созидательно-преобразующий эксперимент, направленный на реализацию духовно-формирующего потенциала религиоведения и иностранного языка. На данном этапе идет формирование понятийного аппарата и базовых положений исследования.

На втором этапе (1997;2000 г. г.).

Осуществляется теоретическое осмысление проблемы, уточняется гипотеза о задании духовной направленности процессу профессиональной подготовки государственных служащих. Разрабатываются основы интеграции учебных дисциплин. Производится опытно-экспериментальная апробация рабочей гипотезы и концепции духовно-ориентированного образования государственных служащих.

На третьем этапе (2000;2001г. г.).

Происходит систематизация и оформление результатов исследования, формулирование выводов и заключений. Теоретическое обобщение результатов исследования излагается в статьях и тезисах, отражающих авторские подходы к решению проблемы духовного воспитания в процессе профессиональной подготовки государственных служащих. Подготовлен и обсужден текст диссертационного исследования. 4.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения в Волго-Вятской академии государственной службы в процессе становления и развития системы формирования духовности студентов средствами интеграции религиоведения и иностранного языка.

Обоснованность н достоверность результатов исследования обеспечивается:

— выбором теоретических позиции, опирающихся на данные философской, психолого-педагогической. социальной, психолингвистической и методической литературы;

— использованием разнообразных методов исследования.

— результатами многолетнего педагогического эксперимента автора, достоверность данных которого подтверждается опытной проверкой результатов гипотезы;

— апробацией исследования, ход и результаты которого нашли отражение в научных публикациях, а также составили теоретико-методологическую основу для разработки методического обеспечения интегрированного курса религиоведения и английского языка как средства интегрирования духовно-формирующей компоненты в структуру профессиональной подготовки госслужащих;

— внедрением основных положений исследования в систему профессиональной подготовки специалистов в области госуправления на базе Волго-Вятской академии государственной службы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обоснована необходимость формирования духовной направленности личности госслужащего как обязательной компоненты его профессиональной подготовки.

2. Выявлен духовно-формирующий потенциал предметов «религиоведение» и «иностранный язык» в системе профессиональной подготовки государственных служащих.

3. Разработаны критерии определения уровня формирования духовной направленности в профессиональном образовании госслужащих.

4. Определены цели, принципы, методы, процедура отбора и структурирования содержания интегрированной религиоведческой и лингвистической подготовки. взаимосвязанной с базовым профессиональным образованием.

Теоретическая значимость исследования определяется тем. что его результаты позволяют сформулировать принципиально новые подходы к решению проблемы формирования духовной направленности в высшем профессиональном образовании государственных служащих, которые могут быть перенесены на систему высшего профессионального образования в целом.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том. что оно средствами религиоведения и иностранного языка способствует формированию духовной культуры государственных служащих. что соответствует требованиям постиндустриального цнвилизационного развития, тем самым вносит вклад в реализацию идеи духовности как стратегической цели и средства российской государственной политики нового столетия.

На материале исследования разработана и внедрена лингвообразовательная духовно-формирующая технология в подготовке специалистаразработан и внедряется комплект методического обеспечения применения технологии (учебные планы, методические материалы, методическое пособие).

Положения выносимые на защиту:

1. Доказательство того, что формирование духовной направленности в профессиональном образовании предполагает специальную организацию образовательного процесса, основанную на использовании духовно-формирующего потенциала у чебных дисциплин и активной деятельности по присвоению духовно-формирующего содержания.

2. Доказательство того, что интегрирование гуманитарных дисциплин (религиоведения и иностранного языка) в профессиональном образовании государственных служащих является эффективным средством актуализации духовно-формирующего потенциала личности.

3. Интегративная духовно-формирующая технология.

Публикации.

Основное содержание н результаты исследования опубликованы в статьях и тезисах (4п.л.). методическом пособии (9 п л.).

ВЫВОДЫ.

Итак, приведенный в настоящем разделе анализ процесса применения лингвообразовательной интегративной духовно-формирующей интеллектоемкой технологии позволяет заключить, что: интегрирование иностранного языка и религиоведения через предметное содержание способствует:

1. Духовному развитию личности государственного служащего в основе которой — ««гуманистичность мировоззрения, духовность, способность к сознательному личностному и культурному росту, возможность преобразования основных усвоенных элементов духовной культуры в жизненно важные сферы бытия, рост социокультурных потребностей, творческий уровень самосознания, расширение спектра возможностей самореализации» /57/.

2. Профессиональному развитию будущих госслужащих через развитие умений и навыков, усиливающих их профессиональные функции: информационно-аналитическую и прогностическую — через анализ полученной на иностранном языке информации по вопросам религиоведения, социологии, философии, экологии, этики, культурологии, конфликтологии и т. п.- коммуникативную — через обучение ведению корректного и аргументированного диалога с людьми, имеющими иные мировоззренческие позиции;

3. Усилению интегративности индивидуального образа мира в его единстве с профессиональным образом мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования были решены задачи научного обоснования гуманистической сущности гуманитаризации профессионального управленческого образования средствами лингвистической и религиоведческой подготовки на психолингвистическом, педагогическом и профессиональном уровнях, реализуемой в соответствии с задачами гуманитаризации образования специалистов в условиях управленческого вуза. Было дано профессиональное, педагогическое, психолингвистическое и философское обоснование выбора интегрируемых дисциплин (английский язык и религиоведение) и определены основания для их интеграции.

В диссертации обоснованы принципы разработки интегративных ценностно-ориентированных интеллектоемких педагогических технологий, базой интеграции в которых выступает предметное содержание, основаниембудущая профессиональная деятельность, а интегратором — английский язык.

Теоретические исследования, положенные в основу разработки курса, показали, что как лингвистическая, так и религиоведческая подготовка могут служить существенным фактором гуманитаризации и профессионализации специалиста в области управления.

Гуманитарная сущность практического использования интегрированного курса английского языка и религиоведения заключается в его личностно-формирующем потенциале. Данные, полученные в результате анкетирования студентов экспериментальных групп, свидетельствуют, что изучение тем на религиоведческую тематику на английском языке способствует развитию коммуникативных способностей, повышению уровня общегуманитарной культуры, расширению кругозора, формированию навыков ведения мировоззренческого диалога, моральных, нравственных и духовных качеств, являющихся неотъемлемой составляющей личности современного государственного служащего.

В работе нашли обоснование принципы отбора учебного материала для учебно-методического пособия «Religious Issues in English».

Сопоставительный анализ результатов анкетирования участвующих в экспериментальном курсе студентов, проведенного до начала изучения курса, а также на его промежуточном и конечном этапах показал, что их интерес к изучению тем на религиоведческую тематику в курсе английского языка неуклонно возрастал, шло активное смещение приоритетов 9предпотение отдавалось изучению вопросов нравственного и духовного восприятия людей).

Данные опроса преподавателей, анализа успеваемости студентов показали, что студенты экспериментальных групп значительно превосходят других студентов по уровню интеллектуального и общекультурного развития. Коммуникативные способности у них также развиты лучше.

Таким образом, результаты внедрения интегрированного курса английского языка и религиоведения в процесс подготовки специалиста в области государственного и муниципального управления показали: ф, — научную обоснованность гипотезы исследования, что использование оригинальной публицистической литературы (на английском языке) на религиоведческую тематику способствует значительному расширению религиоведческой компоненты в их профессиональном образовании, развитию таких качеств субъекта гуманитарного пространства как нравственность, духовность, интеллектуальность, разносторонность, коммуникабельность- - существенную роль гуманитаризации в деле профессиональной подготовки государственных служащих и целесообразность использования интегративных целостно-ориентированных интеллектоемких педагогических технологий.

В целом, данная работа может служить основой для более глубокого и обобщающего исследования проблем педагогической интеграции в сфере профессиональной подготовки специалистов. Предложенный в ней интегрированный курс английского языка и религиоведения может стать базой для дальнейшей разработки более широкого интегрированного курса, в котором интегратором знаний выступает английский язык, который обладая по своей природе мощным интегративным потенциалом, может быть интегрирован практически с любой дисциплиной, входящей в базовый учебный план.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Предисловие к публикации «Автореферата» П.А.Флоренского// Вопр. филос. — 1988. -№ 12. — С.108−112.
  2. О., Кривошеев А., Ушаков П. Проектно-созидательная модель обучения // Alma Mater. 1994. — № 1. — С.18−22.
  3. Агни Йога. В 6-и т. М.: Русский духовный центр, 1992. — Т.З. — С.111.
  4. Н.Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. Логика и лингвистика. — М., 1982. — С. 14.
  5. М.С., Турсунов А. Современные тенденции интегративногоразвития // Вопр. филос. 1981. — № 3. — С.57−69.
  6. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1989. -215с.
  7. А. Иерархия знания // Alma Mater. 1994. — № 3. — С.30−35.
  8. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск: Свердловский экономический институт, 1990.-128с.
  9. А.П. Теоретические основы интеграции содержания профессионально-технического образования. Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический ин-т, 1988. -260с.
  10. Ю.Бердяев H.A. Дух и свобода // О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 1999. -312с.
  11. П.Берулава М. Н. Интеграция естественно-научных и профессинально-технических дисциплин // Советская педагогика. 1987. — № 8. — С.81−83.
  12. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271с.
  13. Большая Советская энциклопедия. В 30-и т. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1971, — Т. 5. — 599с.
  14. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей//Вопр. психол. 1997. — № 2. — С.112−121.
  15. Н.Ю. Интегральный подход в обучении иностранных студентов русскому языку технического вуза. Дис.канд.пед.наук. Спб., 1992. — 276с.
  16. Буева J1. Человек, культура и образование в кризисном социуме //Alma Mater.- 1997. № 4. -C.ll-17.
  17. П.Вазина К. Я. Модель саморазвития человека.- Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. 256с.
  18. C.B. Интеграция содержания общения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Дис.канд.пед.наук. -М., 1994. 186с.
  19. Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм.) М.: Изд-во «Индрик». — 1998. — 240с.
  20. A.A. Социокультурные основы эволюции образования будущего // Современное образование: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1995. — С.5−19.
  21. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие / Под ред. A.B. Оболонского, Л. И. Семенниковой, А. В. Сурина и др. М.: Дело, 1999. -440с.
  22. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет: Учеб. пособие / Под общ. ред. Е. В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 1998. -335с.
  23. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования // Бюллетень Министерства Образования Российской Федерации. М.: «Московский Лицей», — 2000.-№ 5. — С.13−35.
  24. В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. -319с.
  25. ЗО.Зеня Л. Я. Обучение немецкому языку во взаимосвязи с экологическим воспитанием. Дис.канд.пед.наук. М., 1993. — 174с.
  26. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. — 159с.
  27. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. -219с.
  28. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. -304с.
  29. Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998. — 189с.
  30. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1982. — 224с.
  31. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998,-260с.
  32. Л.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов нефилологических гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы. Дис.докт.пед.наук. -М., 1995. -435с.
  33. Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955. -222с.
  34. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 203с.
  35. A.M. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. Автореф.дисс.докт.пед.наук. -Казань, 1998. -38с.
  36. A.M. Содержание и структура подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. Казань: Карпол, 1998. — 146с.
  37. Р.Л. Если вы руководитель. М.: Дело, 1993. — 134с.
  38. Л.Д. Каким быть руководителю: психология управления деятельности. Л.: Лениздат, 1986. — 160с.
  39. A.A. Основы психолингвистики. -М.: «Смысл», 1999. -287с.
  40. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -444с.
  41. Л.К. Интегральный подход к изучению немецкого языка на начальном этапе языкового вуза. Дис.канд.пед.наук. Уфа, 1988. -216с.
  42. В.А. Государственный служащий нового типа. М.-Н.Новгород, 1995.- 185с.
  43. С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. — 144с.
  44. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО // Высш. обр. в России. 1994. — № 4. — С.4−6.
  45. Н.Б. Язык и религия. М.: Гранд, 1998, — 350с.
  46. В.Н. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. М.: ООО «ЛогосВос», 2000. — 180с.
  47. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426с.
  48. М.И. Теория и практика гуманитаризации в высшей технической школе. Автореф.дис.докт.пед.наук. Казань, 1998. — 35с.
  49. О. Ответственность университета перед наукой //Alma Mater. 1994.-№ 3. — С.273.
  50. A.M. Профессиональное образование в России /Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997. — 254с.
  51. Образование в поисках жизненных смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. -Ростов-на-Дону, 1996. С. 15−26.бГОлех Л. Г. Проблемы гуманитарного пространства образования // Современное образование: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1995. -С.75−83.
  52. Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике //Педагогика. 1993. — № 4. -С.22.
  53. Основы религиоведения: Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др./ Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высш.шк., 1998. — 480с.64.0т этической оценки к этическим действиям / Государственная служба. Вопросы этики. Зарубежный опыт. Вып.5. М., 1995. — С.15.
  54. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.пособ.для студ.сред.учеб.заведений / Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. И. и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издат. центр «Академия». — 1998. -525с.
  55. Петривняя И В. Инновация в подготовке учителя. Куйбышев, 1990. — 115с.
  56. И.В., Сивов М. В. Подготовка будущего специалиста к прогностической деятельности // Гуманитарное образование: проблемы и решения. Выпуск 1. М.: ГИ, 2000. — 139с.
  57. Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровнего профессионального образования, — Н.Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1994.-144с.
  58. . Элита в сознании университетского культуролога //Alma Mater. -1994. -№ 1. С.10−12.
  59. О.Т. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 114.
  60. Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967, — 269с.
  61. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведен./ Под ред. Р. С. Немова В 2-х кн. М.: Просвещение: Владос, 1994. — Кн.1. Общие основы психологии. — 576с.
  62. Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: «Когито-Центр», 1999. — 144с.
  63. В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Alma Mater. 1997. — № 2. — С.3−8.
  64. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. Гараджа В. И., Руткевич Е. Д. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775с.
  65. Е.Д. Новый концептуальный подход к обучению иностранному языку в школе //ИЯШ. 1989. — № 4. — С.50−56.
  66. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Науч.изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993.-T. I. — 608с.
  67. В., Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста // Высш. обр. в России. 2000. — № 5. — С.20−22.
  68. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: «Логос», 1999. — 272с.
  69. И.В. Религиозная ситуация в стране. Религия, церковь в России и зарубежом // Индивидуальный аналитический бюллетень Российской
  70. Академии государственной службы при Президенте РФ. 1999. — № 9. -С.163−165.
  71. Словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1975. — 480с.
  72. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. -Н.Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1993. 95с.
  73. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М., 1992,-382с.
  74. А.И. Цивилизация образовательного общества как форма преодоления кризиса истории и начала нового неклассичного цикла // Россия и человечество на «перевале» истории в предверии третьего тысячелетия. -Спб.: ПАНИ, 1999. 827с.
  75. А.И. Государственная служба как профессиональная деятельность// Государственная служба Российской Федерации. Инф.аналитич.бюллетень. М.: РАГС, 1997. — № 1. — С.36−37.
  76. Н.Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки. Дисс.докт.пед.наук. Казань, 1999. — 402с.
  77. Н.Л. Гуманитаризация как средство духовного воспитания // Гуманитаризация образования: проблемы и решения. Выпуск 1. М.: ГИ, 2000. — 139с.
  78. Н.Л. Иностранный язык для государственной службы. Социальный маркетинг инноваций. Н. Новгород, Изд-во ВВАГС, 1998, — 76с.
  79. Н.Л., Карпова Ю.Н. Religious Issues in English (Методическое пособие). Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2000. — 134с.
  80. Н.Л., Карпова Ю.Н. Религиоведение как содержательный компонент ценностно-ориентированных лингвообразовательных технологий
  81. Современные технологии подготовки и переподготовки управленческих кадров для государственной и муниципальной службы. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2000. — С. 159−164.
  82. Г. П. Историческая публицистика // Новый мир. 1989. — № 4. -С.207−230.
  83. Г. П. Россия и свобода // Знамя. 1989. — 312с.
  84. Философский энциклопедический словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд.перераб. и доп. М.: Политиздат., 1991. — 559с.
  85. Э. Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998. — 400с.
  86. Э. Революция надежды. Спб.: «Ювента», 1999. — 245с.
  87. А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М.: Знание, 1981. -64с.
  88. И.И. Психология больших групп: Метод.пособие. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2000. — 45с.
  89. Е.М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре. Проблемы интерпретаций. М.: Флинта: Наука, 1998. — 112с.
  90. A.B. Автономия и индивидуальность в культуре: Автореф.канд.филос.наук. СпбГУ, 1993. 27с.
  91. .Н. Наука и религия. М.: Республика. — 1999. — 495с.
  92. Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной диференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. -№ 3. — С.104−114.
  93. В.Д. Духовные способности. М., 1994, — 267с.
  94. Шапошников J1.E. Русская религиозная философия XIX—XX вв. -Н.Новгород: Волго-Вят.кн.изд-во, 1992. -222с.
  95. С.Т. Принципы педагогической интеграции и их реализации в процессе методико-математической подготовки учителей начальных классов. Дис.канд.пед.наук. -М., 1996. 110с.
  96. Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку//ИЯШ, — 1990. № 1. — С.1−13.
  97. Г. Соотношение фундаментального и специального образования в вузах будущего // Высш. обр. в России. 1994. — № 4. — С.61−68.
  98. И.П. Сущность и основное направление интеграции в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1980. — 115с.
  99. Alexander N. Meaning in Language. Illinois, 1969, p. 127.
  100. Blake W. The Portable Blake Penguin Books. US- 1977. — 713 p.
  101. Brinton D.M., M.A.Snow and M.B.Wesche.Second Language Instruction.-Boston. Mass.: Heile and Heile Publishers, 1989.
  102. H.M.Hurt, H. Dulay and M. Finnochiaro (Eds.).View-points on English as a Second Language. New York: Regents, 1977. p.p.95−126.
  103. How Richard Price Made BPP a Training Giant// Business Age. -1993,-Febr.-p.p.96−97.
  104. Katz R.L. Skills of an Effective Administrator// HBR. 1974. September-October. 362p.
  105. Keil F. Semantic and Conceptual Development. Cambridge, M.A.: Harvard University Press, 1979. 465 p.
  106. Krashen S.D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. -Language Technology Methodology Series./ -Pretice. Hill Internat.(UK) LTD, 1987.-392 p.
  107. Krashen S.D. Second Language Acquisition and Second Language Learning. -Oxford: Pergamon Press. -1981.
  108. Meadows D., Perelman L. Limits to Growth, a Challenge to Higher Education. Prospects. 1977. Vol. YII, № 1, p. 33−34.
  109. Miller G.A. Practical and Lexical Knowledge// Rosch E.D.& Lloyd B.B. (Eds.) Cognition and Categorization. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1978. p.p.305−319.
Заполнить форму текущей работой