Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманистическая направленность музыкального воспитания в народных школах современной Германии: На примере федеральной земли Бавария

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют теория немецкой «диалогической философии» (О.Ф. Больнов, М. Бубер, В.Б. Куликов), проблема предпонимания в немецкой философской герменевтике (J1.A. Беляева, Х. Г. Гадамер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, О.Д. Федотова), теория немецкой педагогической герменевтики (И.Г. Гер дер, A.B. Гулыга), теория немецкой педагогической антропологии (О.Ф… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ
    • 1. 1. Основные направления немецкой философии образования XX века
    • 1. 2. Реализация идей немецкой философии образования в художественно-эстетическом воспитании Германии начала XX века
    • 1. 3. Реализация идей немецкой философии образования в музыкальном воспитании Германии начала XX века
  • Выводы
  • Глава II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Организация школьного музыкального образования Германии
    • 2. 2. Анализ программ по предмету «Музыка» для народных школ Баварии
    • 2. 3. Возможности использования опыта музыкального воспитания
  • Германии в российской школе
  • Выводы

Гуманистическая направленность музыкального воспитания в народных школах современной Германии: На примере федеральной земли Бавария (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена утверждением гуманистических ценностей и приоритетов в современном отечественном музыкальном воспитании. Гуманистические тенденции проявляются в обновлении содержания музыкального образования и воспитания, в развитии его форм, в совершенствовании методов и технологий, в изменении педагогических отношений участников воспитательного процесса.

Одно из требований, предъявляемых к воспитанию нашего временипонимание и принятие чужой культуры. Только при встрече, взаимодействии, диалоге разных культур становятся видимыми и понятными основы и особенности собственной культуры. Назревшая необходимость воспитания человека, способного не только к манифестации своих культурных ценностей, но и к принятию иной культурной позиции, также является основанием для обращения к данной проблеме.

Гуманистическая направленность российского и немецкого музыкального воспитания позволяет говорить о возможности установления культурного диалога между нашими странами в сфере музыкальной педагогики, изучения конструктивного потенциала немецкой музыкально-педагогической практики с целью творческого применения в российском массовом музыкальном воспитании.

Гуманистическая направленность школьного музыкального воспитания современной Германии объясняется, по мнению исследователей, рядом причин. Среди них — многовековое развитие немецкой философии, мощный пласт историко-педагогических традиций страны, сохранение и культивирование народных, национальных истоков. Под гуманистической направленностью современного немецкого музыкального воспитания мы понимаем исторически сложившуюся совокупность педагогических взглядов, связанную с признанием достоинства и свободы личности ребенка, ее всестороннего развития, диалогичности отношений участников воспитательного процесса на фоне атмосферы радости и творчества. В процессе выявления гуманистической направленности музыкального воспитания современной Германии мы опирались на исследования теоретико-методологических основ педагогики ФРГ (А.И. Пискунов, О. Д. Федотова, Т. Ф. Яркина и др.), немецкой философии образования (J1.A. Беляева, В. Б. Куликов и др.), особенностей высшего образования современной Германии (А. Болотова, Л. Д. Соловьева, Г. Шеффер), организационных аспектов немецкой образовательной системы (М.А. Васильева, Л. И. Писарева и др.), особенностей профессионального образования в ФРГ (Э.Ф. Зеер, Л.И. Корнеева), истоков немецкого специального музыкального образования (Е.Л. Гуревич) и особенностей современного художественного образования Германии (Л.В. Быкасова). В нашей стране также хорошо известны педагогика Р. Штайнера (Ф. Вайтман, A.A. Мелик-Пашаев, A.A. Пинский и др.), музыкально-педагогическая система К. Орфа, создание которой начиналось именно в Баварии (Л.А. Баренбойм, В. А. Жилин, Т. Э. Тютюнникова и др.), труды Г. Кершенштейнера о трудовом воспитании (А.И. Пискунов, Н. В. Сперанский и др.) — Что же касается степени изученности современного немецкого опыта в деле массового музыкального воспитания и его гуманистической направленности, то эти вопросы музыкальной педагогики остаются до сих пор мало освещенными, несмотря на все возрастающий интерес российских педагогов-практиков к особенностям музыкального воспитания в других странах.

Недостаточные освещение и анализ становления и развития гуманистической направленности современного немецкого школьного музыкального воспитания предопределили обращение к решению данной проблемы и обусловили выбор темы диссертации.

Настоящая работа основывается на документах и учебных материалах народных школ федеральной земли Бавария. В основу структуры школы после объединения Германии в 1991 г. была положена западногерманская модель. Федеральная земля Бавария (столица г. Мюнхен) расположена на юге страны и является наиболее крупной по территории и численности населения административной единицей Германии. Изучение немецкой школьной образовательной системы позволяет заключить, что различия в учебных планах федеральных земель Германии касаются, как правило, количества часов, отводимых на те или иные предметы, и содержания выпускных экзаменов. В целом же картина школьного образования по стране едина и может быть представлена на примере детального изучения системы народного образования одной из федеральных земель — Баварии.

Налицо противоречие между потребностью общества в установлении культурного диалога между Россией и Германией в сфере музыкальной педагогики и недостаточностью научных исследований по проблемам немецкого музыкального воспитания в отечественной музыкальной педагогике.

Проблема исследования заключается в выявлении и определении гуманистической направленности немецкого школьного музыкального воспитания.

Тема исследования: «Гуманистическая направленность музыкального воспитания в народных школах современной Германии /на примере федеральной земли Бавария/».

Объектом исследования является процесс музыкального воспитания в народных школах Германии.

Предметом исследования является гуманистическая направленность школьного музыкального воспитания Баварии.

Цель исследования заключается в выявлении, определении и обосновании особенностей музыкального воспитания современной Германии, подтверждающих его гуманистическую направленность.

Гипотеза исследования: выявление, определение и обоснование гуманистической направленности школьного музыкального воспитания современной Германии предполагает: раскрытие субъект-субъектных педагогических отношений в процессе музыкального воспитаниярассмотрение способов реализации потенциальных возможностей ребенка, учитывающих его индивидуальные потребности, интересы, музыкальные способностиопределение условий создания атмосферы радости и творчества на уроках музыки в немецких народных школах.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Опираясь на философские основы немецкого музыкального воспитания, раскрыть значение субъект-субъектных педагогических отношений в процессе школьного музыкального воспитания современной Германии.

2. Выявить теоретические основы немецкой художественно-эстетической педагогики, позволяющие реализовать индивидуальные потребности, интересы, способности каждого ребенка в процессе музыкального воспитания.

3. Определить условия, способствующие созданию атмосферы радости и творчества на уроках музыки в немецких народных школах.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют теория немецкой «диалогической философии» (О.Ф. Больнов, М. Бубер, В.Б. Куликов), проблема предпонимания в немецкой философской герменевтике (J1.A. Беляева, Х. Г. Гадамер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, О.Д. Федотова), теория немецкой педагогической герменевтики (И.Г. Гер дер, A.B. Гулыга), теория немецкой педагогической антропологии (О.Ф. Больнов, В. Б. Куликов, Г. Ноль), экспериментальная методика художественного воспитания Г. Кершенштейнера (А. Бернштейн, К. Лампрехт, Г. Кершенштейнер), принципы художественно-эстетического воспитания в вальдорфских школах (Ф. Карлгрен, Р. Штайнер, К. Штокмайер и др.), принципы музыкального воспитания К. Орфа (JI.A. Баренбойм, В. Келлер, О. Т. Леонтьева, К. Орф и др.), гуманистические традиции немецкой педагогики и образования (А. Болотова, Е. Л. Гуревич, Г. Шеффер и др.), исследования организации учебно-воспитательного процесса немецких школ (Б. Биньковски, М. А. Васильева, и др.), документы и методические материалы Министерства образования, культуры, науки и искусства Баварии и института научных исследований в области школьной педагогики и образования Баварии (ISB).

Основные этапы исследования:

Первый этап (1999;2000 гг.) — поисково-теоретический: анализ философской, историко-педагогической, учебно-методической литературыопределение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы исследованияизучение конкретного опыта работы преподавателей музыки начальной и основной школ г. Аихаха, г. Аугсбурга, г. Кюбаха (федеральная земля Бавария), анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме музыкального воспитания и образования.

Второй этап (2000;2001 гг.) — определение теоретических аспектов проблемы гуманистической направленности музыкального воспитания в народных школах современной Германии, уточнение концептуальных положений работыапробация фрагментов исследования на педагогических семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях.

Третий этап (2001;2002 гг.) — заключительно-обобщающий: окончательный анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, оформление текста диссертации.

Для реализации цели и задач исследования использовались различные методы научного познания. Среди них теоретические: комплексный анализ и синтез философской, педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследованиясравнение, изучение архивных материалов, статей, учебных программ. Эмпирические: наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, изучение практического опыта немецких учителей музыкисравнительный анализ действующих учебников по предмету «Музыка» немецких народных школ. Итогом стали обобщение и систематизация теоретических основ и практических результатов по проблеме исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Выявлены теоретико-методологические основы современной немецкой школьной музыкально-педагогической практики, раскрывающие значение субъект-субъектных педагогических отношений, личностного подхода и педагогической атмосферы процесса немецкого школьного музыкального воспитания.

2. Осуществлен анализ особенностей современного немецкого школьного музыкального воспитания в аспекте выявления гуманистической направленности данного процесса.

3. Выявлены и обоснованы возможности использования конструктивного потенциала немецкого школьного музыкального воспитания в российской музыкально-педагогической практике.

Теоретическая значимость исследования: определено понятие «гуманистическая направленность современного немецкого школьного музыкального воспитания», понимаемая как исторически сложившаяся совокупность педагогических взглядов, связанных с признанием достоинства и свободы личности ребенка, ее всестороннего развития, диалогичности отношений участников воспитательного процесса на фоне атмосферы радости и творчестваобосновано значение гуманистической направленности современного немецкого школьного музыкального воспитания для отечественной музыкальной педагогики.

Практическая значимость заключается в обосновании возможностей использования конструктивного потенциала немецкого школьного музыкального воспитания в условиях российской музыкально-педагогической практики.

Диссертация опирается на широкий круг источников, основную группу которых составили документы и материалы библиотек университета г. Аугсбурга, учебно-образовательной Академии г. Диллингена, начальной и основной школ г. Аихаха федеральной земли Бавария. Помимо архивных, справочных, учебно-методических источников, относящихся непосредственно к данному региону, была изучена литература по истории немецкой философии и педагогики, школы, культуры, музыкального образования и воспитания, труды немецких философов, педагогов и музыкантов-просветителей, работы по современным проблемам музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования, а также практический опыт учителей музыки народных школ г. Аихаха, г. Аугсбурга, г. Кюбаха. В связи со спецификой исследования часть документов была изучена автором на немецком языке.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается широким использованием оригинальных материалов по системе немецкого школьного образования, научной логикой исследования, методологической обоснованностью научных положений, ретроспективным анализом литературы по исследуемой проблеме, применением адекватных предмету методов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУна межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях» (г.Екатеринбург, 1999), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г.Екатеринбург, 2000), 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г.Екатеринбург, 2001), на педагогических чтениях школ г. Екатеринбурга и г. Кировав публикациях материалов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологические основы современного немецкого музыкального воспитания раскрывают значение субъект-субъектных педагогических отношений, личностного подхода и педагогической атмосферы музыкальных занятий в народных школах Германии.

2. Гуманистическая направленность современного немецкого школьного музыкального воспитания выражается в том, что: воспитательные отношения строятся на основе диалога и представляют собой субъект-субъектные отношения участников воспитательного процессавоспитательный процесс базируется на уважении личности ребенка и ориентирован на реализацию его индивидуальных потребностей, интересов, способностейвоспитательный процесс осуществляется в атмосфере радости и творчества.

3. Условия для реализации гуманистической направленности процесса современного немецкого школьного музыкального воспитания: активное творческое участие ребенка в процессе восприятия музыкального искусствапрактическое освоение ребенком элементов, составляющих синтетическую природу музыкального искусства (слово, звук, жест);

— обращение к национальным истокам (немецкий фольклор);

— комплекс разнообразных форм его организации.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений.

выводы.

Теоретический анализ особенностей школьного музыкального воспитания современной Германии, а также возможностей использования положительного опыта немецкой музыкальной педагогики в российских общеобразовательных школах позволил сформулировать следующие выводы:

1. Организация современного немецкого школьного музыкального образования представляет собой комплекс разнообразной учебно-воспитательной деятельности, призванный максимально раскрыть весь спектр возможностей каждого ученика. Уроками музыки охвачены все учащиеся с самого первого дня обучения и до выпуска, независимо от типа школы, в которой они учатся. Со средних ступеней школ вводятся музыкальные факультативы (занятия смешанных хоров, школьных оркестров, вокальных кружков, инструментальных ансамблей и т. п.). В рамках системы народного образования Баварии для воспитания особо одаренных детей в некоторых школах организованы дополнительные музыкальные занятияв отдельных случаях для этого выделены целые школы.

2. Современные педагогические позиции немецкого школьного музыкального воспитания соответствуют теоретико-методологическим положениям ведущих немецких философских и педагогических течений начала XX века и имеют ярко выраженную гуманистическую направленность: воспитательные отношения в системе немецкого школьного музыкального воспитания основаны на диалоге и представляют собой равноправные, истинно сотворческие субъект-субъектные отношения всех участников образовательного процессавоспитательный процесс данной образовательной практики характеризуется глубоким уважением и вниманием к самоценности личности каждого ребенка, принимаемой в любых ее индивидуально-творческих проявлениях;

— знакомство детей со средствами творческого самовыражения путем введения их в мир искусства происходит в особой атмосфере, в атмосфере радости, наиболее благоприятствующей процессу самореализации.

3. Современная немецкая программа по предмету «Музыка» представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых музыкальных элементов, «взаимодействий» ребенка и музыки, которые, с каждым годом расширяя, обогащая и преобразовывая возможности познания учащимися музыкального искусства, направлены на достижение единой цели — воспитание культурной, всесторонне развитой, активной творческой личности, понимающей и принимающей музыкальное искусство во всем его многообразии. Главными особенностями данной образовательной практики являются элемент постоянной включенности, активного участия ребенка в процессе постижение музыки на собственном, личном опыте в ходе творческих заданийпрактическое освоение детьми элементов, составляющих синтетическую природу музыкального искусства (слово, звук, жест) — обращение к национальным, народным истокам.

4. Соотнесение позиций российской музыкальной педагогики с тенденциями немецкого образовательного процесса позволило установить общность и различия современных систем музыкального воспитания России и Германии, а также выявить наиболее конструктивные методологические положения немецкой музыкальной педагогики, способные расширить возможности российского массового музыкального воспитания.

5. Основанием для возможного дополнения российского массового музыкального воспитания опытом немецкой музыкально-педагогической практики является общность ряда методологических положений и единая конечная цель музыкального воспитания обеих систем — раскрытие через искусство всех потенциальных природных возможностей ребенка, его способности к творческому саморазвитию, самоопределению и самореализации.

6. Перспективы расширения потенциала отечественного массового музыкального воспитания опытом немецкой музыкальной педагогики, обусловленные временными и социальными факторами развития российского общества, видятся в следующих возможностях:

— усиление элемента активной художественной деятельности учащихся на уроках музыки в российских школах, предоставления им возможности практического постижения природы музыкального искусства в ходе выполнения творческих заданий;

— практическое освоение элементов, составляющих синтетическую природу музыкального искусства (слово, звук, жест);

— усиление роли народного компонента в содержании массового музыкального образованияусвоение элементов фольклора через метод проживания, личностной включенности в свою культурную «среду обитания»;

— введение комплекса разнообразных форм организации музыкальных занятий в учебный процесс российских общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе проведено исследование гуманистической направленности современного немецкого школьного музыкального воспитания Германии на базе особенностей школьного музыкального образования федеральной земли Бавария для обоснования возможностей творческого применения конструктивного немецкого опыта в современной российской музыкально-педагогической практике. Теоретический анализ философской, педагогической, музыковедческой, справочной, учебно-методической литературы, знакомство с директивными указаниями Министерства образования, культуры, науки и искусства Баварии, документацией и архивными материалами библиотек университета г. Аугсбурга, учебно-образовательной Академии г. Диллингена, начальной и основной школ г. Аихаха, изучение практического опыта учителей музыки народных школ г. Аихаха, г. Аугсбурга, г. Кюбаха /федеральная земля Бавария/ сделало возможным:

— рассмотреть положения ведущих течений немецкой философии образования, идеи которых практически воплощены в немецкой художественно-эстетической и музыкальной педагогике;

— выявить общие тенденции развития немецкой художественно-эстетической и музыкальной педагогики начала XX столетия в соотнесении с положениями немецкой философии образования;

— на базе соответствия тенденций немецкой художественно-эстетической и музыкальной педагогики начала XX века положениям немецкой философии образования сформулировать теоретико-методологические основы современного школьного музыкального образования Германии, предопределяющие его гуманистическую направленностьрассмотреть особенности организации современного школьного музыкального образования Германии;

— проанализировать содержание учебных программ по предмету «Музыка» для народных школ Баварии;

— соотнести позиции российской школьной музыкальной педагогики с тенденциями немецкого образовательного процесса и установить общность и различия современных систем музыкального воспитания России и Германии;

— выявить наиболее конструктивные методологические положения немецкой музыкальной педагогики, способные расширить возможности российского массового музыкального воспитания.

Теоретический анализ философской, педагогической, учебно-методической литературы, а также практического опыта народных школ Баварии в области музыкального образования подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать следующие выводы:

1. В немецкой философии образования отражены такие направления как «диалогическая философия», герменевтическая философия, педагогическая герменевтика и педагогическая антропология, ряд основных положений которых находит свое практическое воплощение в немецкой музыкальной педагогике и раскрывает значение субъект-субъектных педагогических отношений, личностного подхода и педагогической атмосферы немецкого музыкального воспитания.

2. Воспитательные тенденции немецкой художественно-эстетической и музыкальной педагогики начала XX века полностью соотносятся с положениями немецкой философии образования, что позволило определить теоретико-методологические основы современного музыкального воспитания Германии, предопределяющие его гуманистическую направленность.

3. Гуманистическая направленность современного немецкого школьного музыкального воспитания основана на исторически сложившейся совокупности педагогических взглядов, связанных с признанием достоинства и свободы личности ребенка, ее всестороннего развития, диалогичности отношений участников воспитательного процесса на фоне атмосферы радости и творчества.

4. Современная программа по предмету «Музыка» для немецких народных школ представляет собой целостную систему «взаимодействий» ребенка и музыки, системообразующими связями которой являются составные элементы самой музыки (слово, песня, танец). Условиями для реализации гуманистической направленности воспитательного процесса являются элемент постоянной включенности, активного творческого участия ребенка в познании музыки, базовая роль народного компонента, разнообразие форм организационно-педагогического комплекса.

5. Гуманистическая направленность процессов массового музыкального воспитания немецких и российских школ, общность ряда методологических положений и единая конечная цель музыкального воспитания обеих систем являются основанием для возможного использования концептуальных особенностей немецкой музыкальной педагогики в российской общеобразовательной практике.

6. Обогащение потенциала российского массового музыкального воспитания концептуальными положениями немецкой музыкальной педагогики, основанное на гуманистической направленности воспитательных процессов обеих стран, заключается:

— в активизации творческой деятельности учащихся на уроках музыки, предоставления им возможности практического постижения природы музыкального искусства;

— в практическом освоении элементов, составляющих синтетическую природу музыкального искусства (слово, звук, жест) — в усилении роли народного компонента в содержании массового музыкального образования и в освоении элементов фольклора через метод проживания своей культурной «среды обитания»;

— во введении разнообразных форм организации музыкальных занятий в учебный процесс российских общеобразовательных школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. М.К. История русской фольклористики. М.: Учпедгиз, 1958. -478 с.
  3. В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. С. 134−143.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1996. — 446 с.
  5. С. А. Эстетическое воспитание младших школьников. -Свердловск: Средне-Уральское Книжное Издательство, 1967. 1 79 с.
  6. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1973. -215 с.
  7. М.Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств. М.: Высшая школа, 1990. -176 с.
  8. A.C. Витагенное образование: голографический подход / Урал. гос. пед. ун-т. Департамент психолого-педагогического образования. Екатеринбург, 1999. 136 с.
  9. A.C. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). Екатеринбург: Сократ, 1995. 152 с.
  10. Л.А. Понимающая педагогика как новая парадигма образования: (Философия образования): Материалы пятой регион, науч.-практ. конф., г. Екатеринбург. 30 марта 2001 г. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. — С. 4−12.
  11. Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 74 с.
  12. JT. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. 125 с.
  13. B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе. 1992. № 2. -С. 47−50.
  14. . Цели и организация школьного музыкального воспитания в Федеративной Республике Германия // Музыкальное воспитание в современном мире / Редкол.: Д. Б. Кабалевский и др. М.: Советский композитор, 1973. -С. 101−111.
  15. А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии // Высшее образование в России. 1996. № 3. — С. 119 129.
  16. О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования / С.-Петерб. ун-т- Науч. ред. A.C. Колесников, В. П. Сальников. СПб.: Лань, 1999.-224 с.
  17. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  18. М. Я и ТЫ. М.: Высшая школа, 1993. — 173 с.
  19. Л.В. Современное художественное образование в Германии /в школах федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия/: Дисс.. канд. пед. наук. Таганрог, 1997. -232 с.
  20. М.А. Структура школьного образования Западной Германии // Советская педагогика. 1991. № 5. — С. 130−135.
  21. Т.Е., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. 1994. -№ 3.~ С. 9−21.
  22. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  23. О.Л. Система образования в ГДР // Высшая и средняя специальная школа за рубежом. Обзорная информация. 1981. вып.2. — 52с.
  24. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  25. .З. Пути повышения воспитательного потенциала массовой школы // Советская педагогика. 1991. № 11. — С. 58−61.
  26. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 379 с.
  27. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  28. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  29. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 с.
  30. И.Г. Избранные сочинения. M.-J1., Гослитиздат, 1959. — 392 с.
  31. JI.B. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. М.: МГПУ им. В. Ленина, Изд. Прометей, 1991. — 146 с.
  32. A.B. Гердер. М.: Мысль, 1975. — 181 с.
  33. A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1996. — 155с.
  34. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Метод, пособие для преподават. и студ. педвузов / Пер. с фин. А. Ойттинен. М.: ВЛАДОС, 1999.- 176 с.
  35. Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к XXI столетию. М.: Музыка, 1991. — 78 с.
  36. П. Философская антропология. М.: Прогресс, 1997. — 260 с.
  37. H.A. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 19 с.
  38. В.В. Виды обобщений в обучении. 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 480 с.
  39. С.А. Педагогический словарь-самоучитель / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. 270 с.
  40. М.Н. Образование для свободы: (Философия образования): Материалы пятой регион, науч.-практич. конф., г. Екатеринбург. 30 марта 2001 г. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. — С. 96−106.
  41. М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 312 с.
  42. Е.Б., Вяземский Е. Е. Как школе стать очагом культуры // Советская педагогика. 1991. № 11. — С. 10−15.
  43. В.А. Орф-уроки. / Урал, ин-т типов, проектирования. Екатеринбург, 1995. 92 с.
  44. Э.Ф., Корнеева Л. И. Методика составления немецко-русского глоссария по профессиональному образованию // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Вып.1 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 124 с.
  45. С.Н. Проблема «понимания» в герменевтике XIX века. Ф. Шлейермахер, В. Дильтей // История философии и современность. — М.: МГУ, 1976.- С. 42−59.
  46. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
  47. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. -270 с.
  48. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1986. -216с.
  49. Д.Б. Педагогические размышления. М.: Просвещение, 1986.
  50. Ф. Воспитание к свободе. М.: Московский центр вальдорфской педагогики- Парсифаль, 1995. — 272 с.
  51. В. «Шульверк» Орфа и его международное значение // Музыкальное воспитание в современном мире / Редкол.: Д. Б. Кабалевский и др. М.: Советский композитор, 1973. — С. 198−201.
  52. Г. Избранные сочинения. М.: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1915. — 322 с.
  53. Г. Основные вопросы школьной организации. М., 1911. -259 с.
  54. Г. О характере и его воспитании. СПб.: Школа и жизнь, 1913.-88 с.
  55. Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.-215 с.
  56. Концепция гуманизации школы: теоретические обоснования и программа развития (экспериментальная площадка гуманистическая гимназия): / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. — 86 с.
  57. Л.И. Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования ФРГ: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 179 с.
  58. М.А. Основные тенденции развития экологического образования в школах ФРГ (средняя ступень обучения): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1998. — 30 с.
  59. В.Б. Педагогическая антропология: Истоки, направления, проблемы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 191 с.
  60. О.Т. Интернациональный курс в институте Орфа // Советская музыка. 1976. № 3. — С. 124−132.
  61. О.Т. Карл Орф: Монография. М.: Музыка, 1984. — 332 с.
  62. А.Ф. Эстетическое образование и развитие младших подростков // Художественное образование и развитие школьников / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. С. 21−37.
  63. Т.С. Творческая атмосфера — условие гуманизации учебного процесса// Советская педагогика. 1991. № 12. — С. 70−73.
  64. A.M. История педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. 368 с.
  65. З.А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М.: Просвещение, 1975. — 263 с.
  66. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  67. Мелик-Пашаев A.A. Вальдорфская педагогика. Взгляд извне. // Искусство в школе. 1994. — № 3. — С. 34−42.
  68. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Развитие эстетического отношения к миру как основа педагогики искусства: методические рекомендации. М.: Респ. метод, каб. по учеб. заведениям искусств и культуры, 1988. — 20 с.
  69. В.Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Советская педагогика. 1990. № 2.-С. 136−142.
  70. .М. Дмитрий Кабалевский и мы // Искусство в школе. 1994. -№ 3. С. 3−6.
  71. .М. Мудрость красоты:) О проблеме эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  72. .М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С.103−133.
  73. Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
  74. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 9. — С. 3−21.
  75. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / Под ред. М. И. Кондакова. М.: Просвещение, 1986. — 479 с.
  76. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь) / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 23 с.
  77. Педагогика: Учеб. пособие / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др.- Под ред. П.И. Пидкасистого- Рос. пед агентсво. М.: Роспедагентство, 1995. — 637 с.
  78. A.A. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе. 1989. № 1. — С. 6−11.
  79. Л.И. Тенденции развития современной школы ФРГ // Советская педагогика. 1991.- № 2. -С. 133−139.
  80. А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII начала XX в. М.: Педагогика, 1976. — 296 с.
  81. И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 630 с.
  82. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998. — Вып. 3.- 352 с.
  83. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная) / М-во Просвещения Рос. Федерации: Музыка: 1−3 кл. / Разраб. лаб. муз. обучения. М.: Просвещение, 1977. — 120 с.
  84. Программа по музыке для общеобразовательной школы / М-во Просвещения Рос. Федерации: Музыка: 5−8 кл. / Разраб. лаб. муз. обучения. -М.: Просвещение, 1990. -208 с.
  85. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96с.
  86. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 6. — С. 3−29.
  87. Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 128 с.
  88. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: Сб. / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
  89. Система Орфа — за и против («наши дискуссии») // Искусство в школе. 2000. № 4.-С. 58−65.
  90. Л.Д. Состояние вузовской науки в Западной Германии // Советская педагогика. 1991. № 8. — С. 128−134.
  91. Современная западная философия: Словарь / Сост. Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. — 414 с.
  92. В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1979. — 1981. -3 т.
  93. Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки: Метод, пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.-65 с.
  94. Т.Э. Движение и музыка // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 4. С. 107−110.
  95. Т.Э. Элементарное музицирование «знакома^ незнакомка» // Дошкольное воспитание. 1997. — № 8. — С. 116−123.
  96. О.Д. Основы педагогики с позиций западногерманского теоретика // Советская педагогика. 1991. № 10. — С. 140−143.
  97. О.Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ (конец XIX века — 90-е г. г. XX века): Дисс.. докт. пед. наук. Москва, 1998.-425 с.
  98. Философия образования: состояние, проблемы, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. № 11. — С. 3−34.
  99. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.-445 с.
  100. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  101. М. Время и бытие: Статьи и выступления: М.: Республика, 1993.-447 с.
  102. М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. -333с.
  103. Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 179 с.
  104. В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Логос, 1999. — 200 с.
  105. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.-78 с.
  106. Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего // Высшее образование в России. 1991. № 4. — С. 6168.
  107. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М.: Изд-во «Толк», 1997.-93 с.
  108. Школяр J1.B. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001. -232 с.
  109. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993. — 40 с.
  110. Р. Педагогика, основанная на познании человека: 7 лекций, прочит, в Торки (Англия) с 12 по 20 авг. 1924 г. М.: Парсифаль, 1996. — 123 с.
  111. Р. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану. М.: Парсифаль, 1995. — 208 с.
  112. К., Штайнер Р. Матери+алы к учебным программамiвальдорфских школ. М.: Парсифаль, 1995. — 416 с.
  113. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. — 368 с.
  114. Э. Идентичность: юность и кризис: / Общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. М.: Прогресс, 1996. — 334 с.
  115. .П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания / Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1961. — С. 76−83.
  116. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  117. Т.Ф. Западные педагоги о развитии современной школы // Советская педагогика. 1991. № 12. — С. 121−128.
  118. Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ. М.: Педагогика, 1979. — 215 с.
  119. Т.Ф., Г. Рерс. Общая наука о воспитании // Педагогика и школа за рубежом. 1971.-№ 10.-С. 126−128.
  120. Andritzky М. Astetische Erziehung als Freiheitserziehung // Bildungsfragen der Gegenwart Kritiken, Modelle, Alternativen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1974. — S. 246−255.
  121. Becker H. Der Vater Der Waldorfschulen hat der offentlichen Schule ein Beispiel gegeben // BILDUNG. № 10. — 27 Februar 1981. — S. 34.
  122. Bern M. Freie Schulen und Internate, Padagogische Programme und rechtliche Stellung. Dusseldorf, Econ, 1988.-221 s.
  123. Bildung in Bayern (Ein Uberblick) / Informationsbroschure Bayerisches Staatsministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst, deutsche Ausgabe 1996, Munchen. 76 s.
  124. Bollnow O.F. Antropologische Padagogik. Bern- Stuttgart, 1983. 144 s.
  125. Bollnow O.F. Die padagogische Atmosphare. Heidelberg: Quelle&Meyer, 1964.-Iiis.
  126. Bollnow O.F. Existenzphilosophie und Padagogik. Stuttgart: Kohlhammer, 1959.- 160 s.
  127. Bollnow O.F. Kriese und neuer Anfang. Beitrage zur Padagogische Antropologie. Heidelberg: Quelle&Meyer, 1966. 152 s.
  128. Buber M. Reden uber Erzieung. Heidelberg: L. Schneider, 1969. 88 s.
  129. Danner H. Methoden geisteswissenschaftlichen Padagogik: Einfuhrung in Hermeneutik, Phanomenologie und Dialektik. Munchen: Reinhardt, 1979. — 240 s.
  130. Die Waldorfschule als Gesamtschule. Padagogische Begrundung einer Schulgestalt. Von Wilhelm Rauthe. Stuttgart: Freies Geistesleben, 1975. 37 s.
  131. Diltey W. Padagogik. Geschichte und Grundlinien des Systems // Gesammele Schriften, Bd. IX. Stuttgart: Teubner, 1961.-240 s.
  132. Erziehung zur Freiheit. Die Padagogik Rudolf Steiners. Bilder und Berichte aus der Internationalen Waldorfschulbewegung. Stuttgart: Verag Freies Geistesleben, 1977.-207 s.
  133. Fuhr Ch. Schulen und Hochschulen in der Bundesrepublik Deutschland. Bonn: Inter Nationes, 1988. 277 s.
  134. Haselbach B. Tanzerziehung, Grundlagen und Modelle fur Kindergarten, Vor-und Grundschule. Stuttgart: Klett, 1971. 254 s.
  135. Herder J.G. Sampliche Werke. Hrsg. Von B. Suphan, Bd. I XXXIII. Berlin, 1877−1913.
  136. Hochschule fur Musik. Gegrundet als Konservatorium der Musik. Leipzig, 1968.- 104 s.
  137. Jakobi R. Musikalische Berufsauabildung und Nachwuchsforderung in der Bundesrepublik Deutschland // Beitrage zur Musikkultur in der Sowjetunion und in der Bundesrepublik Deutschland. Hamburg- Wilhelmshaven, 1982. — S. 36−57.
  138. Kadelbach G. Bildungsfragen der Gegenwart // Bildungsfragen der Gegenwart -Kritiken, Modelle, Alternativen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1974.-S. 7−19.
  139. Keller W. Ludi Musici. B. 3. Sprachspile. Erscheinungsort und Verleger: Boppard: Fidula, 1973. 62 s.
  140. Kirmeier R. Der junge Musikant / Liederbuch mit Musikkunde. Bayerischer Schulbuch. Verlag Munchen, 1975. -224 s.
  141. Lehrplane fur die bayerische Gymnasium. Fachlehrplan fur Musik // Amstblatt des Bayerischen Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Ausgegeben in Munchen am 27. Marz 1992. S. 501−562.
  142. Lehrplane fur die bayerische Hauptschule. Musik (5.-9. Jahrgangsstufe) // Amstblatt der Bayerische Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Ausgegeben in Munchen am 30 August 1985. S. 467−484.
  143. Lehrplane fur die bayerische Hauptschule. Musik (Jahrgangsstufe 10) (Wahlfach) // Amstblatt der Bayerische Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Munchen, 1998.
  144. Lehrplane fur die bayerische Realschule // Amstblatt der Bayerische Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Ausgegeben in Munchen am 30 August 1993. S. 369−379.
  145. Lernplanung Musik der 3./4. Jahrgangsstufe. Regensburg: Wolf Verlag, 1992. 84 s.
  146. Mahlind C.-H. Zur nichtprofessionellen Musikausubung in der Bundesrepublik Deutschland // Beitrage zur Musikkultur in der Sowjetunion und in der Bundesrepublik Deutschland. Hamburg- Wilhelmshaven, 1982. — S. 23−48.
  147. Musik 5.-9. Jahrgangsstufe // Amstblatt der Bayerische Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Ausgegeben in Munchen, 1985. S. 467−484.
  148. Musik- und Bewegungserziehung in der Grunschule 1. und 2. Jahrgangsstufe / Lehrerhandbuch. Erarbeitet von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1985.-52 s.
  149. Musik- und Bewegungserziehung in der Grunschule 1. und 2. Jahrgangsstufe / Schulerbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann unter Mitarbeit von Renate Miehle (Bewegungsform). Regensburg: Wolf Verlag, 1985. 98 s.
  150. Musik in der Grundschule 3. Jahrgangsstufe / Lehrerhandbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1991. 64 s.
  151. Musik in der Grundschule 3. Jahrgangsstufe / Schulerbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1994. 80 s.
  152. Musik in der Grundschule 4. Jahrgangsstufe / Lehrerhandbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1991. 64 s.
  153. Musik in der Grundschule 4. Jahrgangsstufe / Schulerbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1995. 80 s.
  154. Musik erleben 5. Erarbeitet von Wolfram Dresel, Alfons Klupfel, Stefan Pielmeier. Regensburg: Wolf Verlag, 1998. 64 s.
  155. Musik erleben 6. Erarbeitet von Wolfram Dresel, Alfons Klupfel, Stefan Pielmeier. Regensburg: Wolf Verlag, 1999. -72 s.
  156. Nohl H. Padagogische Menschenkunde (Die padagogischen, psychologischen und soziologischen Grundlagen der Padagogik) // Handbuch der Padagogik. Bd. 2. Langensalza: Beltz, 1929 344 s.
  157. Nohl H. Charakter und Schicksal. Frankfurt a.M.: Schulte-Bulmke, 1938.-191s.
  158. Reichert T. Unterrichtssequenzen Musik. Musik im integrativen Unterricht der Hauptschule 5.-10. Jahrgangsstufe. Donauworth: Auer Verlag, 1997. -216 s.
  159. Schreiber H.-M. Prioritatet einer realistischen Bildungspolitik // Bildungsfragen der Gegenwart Kritiken, Modelle, Alternativen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1974. — S. 207−215.
  160. Schule in Bayern. Information des Bayerischen Staatministeriums fur Unterricht und Kultus. Munchen, 1989. — 25 s.
  161. Stoffverteilungsplan fur das Fach Musik Grundschule. Munchen: TageslichtLehrbild-Verlag, 1996. — 144 s.
  162. Vom Lehrplan der Freien Waldorfschule. Bearbeitet von Caroline von Heydebrand. Stuttgart: Freies Geistesleben, 1978. 58 s.
  163. Wagner R. Offene Schule. Von der Idee zur Realisierung // Die Deutsche Schule. — № 2. — 1989. — S. 23−34.
  164. Wissner G. Stundenbilder fur die Unterrichtspraxis. Musik- und Bewegungserziehung 1. / 2. Jahrgangsstufe. PB Verlag 8039 Puchheim: PB -Verlag 8039, 1983.- 140 s.
Заполнить форму текущей работой