Гуманистическая направленность музыкального воспитания в народных школах современной Германии: На примере федеральной земли Бавария
Диссертация
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют теория немецкой «диалогической философии» (О.Ф. Больнов, М. Бубер, В.Б. Куликов), проблема предпонимания в немецкой философской герменевтике (J1.A. Беляева, Х. Г. Гадамер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, О.Д. Федотова), теория немецкой педагогической герменевтики (И.Г. Гер дер, A.B. Гулыга), теория немецкой педагогической антропологии (О.Ф… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ
- 1. 1. Основные направления немецкой философии образования XX века
- 1. 2. Реализация идей немецкой философии образования в художественно-эстетическом воспитании Германии начала XX века
- 1. 3. Реализация идей немецкой философии образования в музыкальном воспитании Германии начала XX века
- Выводы
- Глава II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
- 2. 1. Организация школьного музыкального образования Германии
- 2. 2. Анализ программ по предмету «Музыка» для народных школ Баварии
- 2. 3. Возможности использования опыта музыкального воспитания
- Германии в российской школе
- Выводы
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Азадовский М.К. История русской фольклористики. М.: Учпедгиз, 1958. -478 с.
- Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. С. 134−143.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1996. — 446 с.
- Аничкин С. А. Эстетическое воспитание младших школьников. -Свердловск: Средне-Уральское Книжное Издательство, 1967. 1 79 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1973. -215 с.
- Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств. М.: Высшая школа, 1990. -176 с.
- Белкин A.C. Витагенное образование: голографический подход / Урал. гос. пед. ун-т. Департамент психолого-педагогического образования. Екатеринбург, 1999. 136 с.
- Белкин A.C. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). Екатеринбург: Сократ, 1995. 152 с.
- Беляева Л.А. Понимающая педагогика как новая парадигма образования: (Философия образования): Материалы пятой регион, науч.-практ. конф., г. Екатеринбург. 30 марта 2001 г. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. — С. 4−12.
- Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 74 с.
- Беляева JT. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. 125 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе. 1992. № 2. -С. 47−50.
- Биньковски Б. Цели и организация школьного музыкального воспитания в Федеративной Республике Германия // Музыкальное воспитание в современном мире / Редкол.: Д. Б. Кабалевский и др. М.: Советский композитор, 1973. -С. 101−111.
- Болотова А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии // Высшее образование в России. 1996. № 3. — С. 119 129.
- Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования / С.-Петерб. ун-т- Науч. ред. A.C. Колесников, В. П. Сальников. СПб.: Лань, 1999.-224 с.
- Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.
- Бубер М. Я и ТЫ. М.: Высшая школа, 1993. — 173 с.
- Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии /в школах федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия/: Дисс.. канд. пед. наук. Таганрог, 1997. -232 с.
- Васильева М.А. Структура школьного образования Западной Германии // Советская педагогика. 1991. № 5. — С. 130−135.
- Вендрова Т.Е., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. 1994. -№ 3.~ С. 9−21.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
- Ворожейкина О.Л. Система образования в ГДР // Высшая и средняя специальная школа за рубежом. Обзорная информация. 1981. вып.2. — 52с.
- Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Вульфов Б.З. Пути повышения воспитательного потенциала массовой школы // Советская педагогика. 1991. № 11. — С. 58−61.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 379 с.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 с.
- Гердер И.Г. Избранные сочинения. M.-J1., Гослитиздат, 1959. — 392 с.
- Горюнова JI.B. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. М.: МГПУ им. В. Ленина, Изд. Прометей, 1991. — 146 с.
- Гулыга A.B. Гердер. М.: Мысль, 1975. — 181 с.
- Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1996. — 155с.
- Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Метод, пособие для преподават. и студ. педвузов / Пер. с фин. А. Ойттинен. М.: ВЛАДОС, 1999.- 176 с.
- Гуревич Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к XXI столетию. М.: Музыка, 1991. — 78 с.
- Гуревич П. Философская антропология. М.: Прогресс, 1997. — 260 с.
- Гусева H.A. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 19 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 480 с.
- Днепров С.А. Педагогический словарь-самоучитель / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. 270 с.
- Дудина М.Н. Образование для свободы: (Философия образования): Материалы пятой регион, науч.-практич. конф., г. Екатеринбург. 30 марта 2001 г. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. — С. 96−106.
- Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 312 с.
- Евпадова Е.Б., Вяземский Е. Е. Как школе стать очагом культуры // Советская педагогика. 1991. № 11. — С. 10−15.
- Жилин В.А. Орф-уроки. / Урал, ин-т типов, проектирования. Екатеринбург, 1995. 92 с.
- Зеер Э.Ф., Корнеева Л. И. Методика составления немецко-русского глоссария по профессиональному образованию // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Вып.1 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 124 с.
- Земляной С.Н. Проблема «понимания» в герменевтике XIX века. Ф. Шлейермахер, В. Дильтей // История философии и современность. — М.: МГУ, 1976.- С. 42−59.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. -270 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1986. -216с.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Просвещение, 1986.
- Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. М.: Московский центр вальдорфской педагогики- Парсифаль, 1995. — 272 с.
- Келлер В. «Шульверк» Орфа и его международное значение // Музыкальное воспитание в современном мире / Редкол.: Д. Б. Кабалевский и др. М.: Советский композитор, 1973. — С. 198−201.
- Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. М.: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1915. — 322 с.
- Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. М., 1911. -259 с.
- Кершенштейнер Г. О характере и его воспитании. СПб.: Школа и жизнь, 1913.-88 с.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.-215 с.
- Концепция гуманизации школы: теоретические обоснования и программа развития (экспериментальная площадка гуманистическая гимназия): / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. — 86 с.
- Корнеева Л.И. Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования ФРГ: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 179 с.
- Кузменок М.А. Основные тенденции развития экологического образования в школах ФРГ (средняя ступень обучения): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1998. — 30 с.
- Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Истоки, направления, проблемы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 191 с.
- Леонтьева О.Т. Интернациональный курс в институте Орфа // Советская музыка. 1976. № 3. — С. 124−132.
- Леонтьева О.Т. Карл Орф: Монография. М.: Музыка, 1984. — 332 с.
- Лобова А.Ф. Эстетическое образование и развитие младших подростков // Художественное образование и развитие школьников / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. С. 21−37.
- Лопатина Т.С. Творческая атмосфера — условие гуманизации учебного процесса// Советская педагогика. 1991. № 12. — С. 70−73.
- Лушников A.M. История педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. 368 с.
- Малькова З.А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М.: Просвещение, 1975. — 263 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Вальдорфская педагогика. Взгляд извне. // Искусство в школе. 1994. — № 3. — С. 34−42.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Развитие эстетического отношения к миру как основа педагогики искусства: методические рекомендации. М.: Респ. метод, каб. по учеб. заведениям искусств и культуры, 1988. — 20 с.
- Миронов В.Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Советская педагогика. 1990. № 2.-С. 136−142.
- Неменский Б.М. Дмитрий Кабалевский и мы // Искусство в школе. 1994. -№ 3. С. 3−6.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты:) О проблеме эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С.103−133.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
- Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 9. — С. 3−21.
- Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / Под ред. М. И. Кондакова. М.: Просвещение, 1986. — 479 с.
- Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь) / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 23 с.
- Педагогика: Учеб. пособие / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др.- Под ред. П.И. Пидкасистого- Рос. пед агентсво. М.: Роспедагентство, 1995. — 637 с.
- Пиличяускас A.A. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе. 1989. № 1. — С. 6−11.
- Писарева Л.И. Тенденции развития современной школы ФРГ // Советская педагогика. 1991.- № 2. -С. 133−139.
- Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII начала XX в. М.: Педагогика, 1976. — 296 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 630 с.
- Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998. — Вып. 3.- 352 с.
- Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная) / М-во Просвещения Рос. Федерации: Музыка: 1−3 кл. / Разраб. лаб. муз. обучения. М.: Просвещение, 1977. — 120 с.
- Программа по музыке для общеобразовательной школы / М-во Просвещения Рос. Федерации: Музыка: 5−8 кл. / Разраб. лаб. муз. обучения. -М.: Просвещение, 1990. -208 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96с.
- Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 6. — С. 3−29.
- Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 128 с.
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: Сб. / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
- Система Орфа — за и против («наши дискуссии») // Искусство в школе. 2000. № 4.-С. 58−65.
- Соловьева Л.Д. Состояние вузовской науки в Западной Германии // Советская педагогика. 1991. № 8. — С. 128−134.
- Современная западная философия: Словарь / Сост. Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. — 414 с.
- Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1979. — 1981. -3 т.
- Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки: Метод, пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.-65 с.
- Тютюнникова Т.Э. Движение и музыка // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 4. С. 107−110.
- Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование «знакома^ незнакомка» // Дошкольное воспитание. 1997. — № 8. — С. 116−123.
- Федотова О.Д. Основы педагогики с позиций западногерманского теоретика // Советская педагогика. 1991. № 10. — С. 140−143.
- Федотова О.Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ (конец XIX века — 90-е г. г. XX века): Дисс.. докт. пед. наук. Москва, 1998.-425 с.
- Философия образования: состояние, проблемы, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. № 11. — С. 3−34.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.-445 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: М.: Республика, 1993.-447 с.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. -333с.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 179 с.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Логос, 1999. — 200 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.-78 с.
- Шефер Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего // Высшее образование в России. 1991. № 4. — С. 6168.
- Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М.: Изд-во «Толк», 1997.-93 с.
- Школяр J1.B. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001. -232 с.
- Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993. — 40 с.
- Штайнер Р. Педагогика, основанная на познании человека: 7 лекций, прочит, в Торки (Англия) с 12 по 20 авг. 1924 г. М.: Парсифаль, 1996. — 123 с.
- Штайнер Р. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану. М.: Парсифаль, 1995. — 208 с.
- Штокмайер К., Штайнер Р. Матери+алы к учебным программамiвальдорфских школ. М.: Парсифаль, 1995. — 416 с.
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. — 368 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: / Общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. М.: Прогресс, 1996. — 334 с.
- Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания / Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1961. — С. 76−83.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яркина Т.Ф. Западные педагоги о развитии современной школы // Советская педагогика. 1991. № 12. — С. 121−128.
- Яркина Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ. М.: Педагогика, 1979. — 215 с.
- Яркина Т.Ф., Г. Рерс. Общая наука о воспитании // Педагогика и школа за рубежом. 1971.-№ 10.-С. 126−128.
- Andritzky М. Astetische Erziehung als Freiheitserziehung // Bildungsfragen der Gegenwart Kritiken, Modelle, Alternativen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1974. — S. 246−255.
- Becker H. Der Vater Der Waldorfschulen hat der offentlichen Schule ein Beispiel gegeben // BILDUNG. № 10. — 27 Februar 1981. — S. 34.
- Bern M. Freie Schulen und Internate, Padagogische Programme und rechtliche Stellung. Dusseldorf, Econ, 1988.-221 s.
- Bildung in Bayern (Ein Uberblick) / Informationsbroschure Bayerisches Staatsministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst, deutsche Ausgabe 1996, Munchen. 76 s.
- Bollnow O.F. Antropologische Padagogik. Bern- Stuttgart, 1983. 144 s.
- Bollnow O.F. Die padagogische Atmosphare. Heidelberg: Quelle&Meyer, 1964.-Iiis.
- Bollnow O.F. Existenzphilosophie und Padagogik. Stuttgart: Kohlhammer, 1959.- 160 s.
- Bollnow O.F. Kriese und neuer Anfang. Beitrage zur Padagogische Antropologie. Heidelberg: Quelle&Meyer, 1966. 152 s.
- Buber M. Reden uber Erzieung. Heidelberg: L. Schneider, 1969. 88 s.
- Danner H. Methoden geisteswissenschaftlichen Padagogik: Einfuhrung in Hermeneutik, Phanomenologie und Dialektik. Munchen: Reinhardt, 1979. — 240 s.
- Die Waldorfschule als Gesamtschule. Padagogische Begrundung einer Schulgestalt. Von Wilhelm Rauthe. Stuttgart: Freies Geistesleben, 1975. 37 s.
- Diltey W. Padagogik. Geschichte und Grundlinien des Systems // Gesammele Schriften, Bd. IX. Stuttgart: Teubner, 1961.-240 s.
- Erziehung zur Freiheit. Die Padagogik Rudolf Steiners. Bilder und Berichte aus der Internationalen Waldorfschulbewegung. Stuttgart: Verag Freies Geistesleben, 1977.-207 s.
- Fuhr Ch. Schulen und Hochschulen in der Bundesrepublik Deutschland. Bonn: Inter Nationes, 1988. 277 s.
- Haselbach B. Tanzerziehung, Grundlagen und Modelle fur Kindergarten, Vor-und Grundschule. Stuttgart: Klett, 1971. 254 s.
- Herder J.G. Sampliche Werke. Hrsg. Von B. Suphan, Bd. I XXXIII. Berlin, 1877−1913.
- Hochschule fur Musik. Gegrundet als Konservatorium der Musik. Leipzig, 1968.- 104 s.
- Jakobi R. Musikalische Berufsauabildung und Nachwuchsforderung in der Bundesrepublik Deutschland // Beitrage zur Musikkultur in der Sowjetunion und in der Bundesrepublik Deutschland. Hamburg- Wilhelmshaven, 1982. — S. 36−57.
- Kadelbach G. Bildungsfragen der Gegenwart // Bildungsfragen der Gegenwart -Kritiken, Modelle, Alternativen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1974.-S. 7−19.
- Keller W. Ludi Musici. B. 3. Sprachspile. Erscheinungsort und Verleger: Boppard: Fidula, 1973. 62 s.
- Kirmeier R. Der junge Musikant / Liederbuch mit Musikkunde. Bayerischer Schulbuch. Verlag Munchen, 1975. -224 s.
- Lehrplane fur die bayerische Gymnasium. Fachlehrplan fur Musik // Amstblatt des Bayerischen Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Ausgegeben in Munchen am 27. Marz 1992. S. 501−562.
- Lehrplane fur die bayerische Hauptschule. Musik (5.-9. Jahrgangsstufe) // Amstblatt der Bayerische Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Ausgegeben in Munchen am 30 August 1985. S. 467−484.
- Lehrplane fur die bayerische Hauptschule. Musik (Jahrgangsstufe 10) (Wahlfach) // Amstblatt der Bayerische Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Munchen, 1998.
- Lehrplane fur die bayerische Realschule // Amstblatt der Bayerische Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Ausgegeben in Munchen am 30 August 1993. S. 369−379.
- Lernplanung Musik der 3./4. Jahrgangsstufe. Regensburg: Wolf Verlag, 1992. 84 s.
- Mahlind C.-H. Zur nichtprofessionellen Musikausubung in der Bundesrepublik Deutschland // Beitrage zur Musikkultur in der Sowjetunion und in der Bundesrepublik Deutschland. Hamburg- Wilhelmshaven, 1982. — S. 23−48.
- Musik 5.-9. Jahrgangsstufe // Amstblatt der Bayerische Staatministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst. Ausgegeben in Munchen, 1985. S. 467−484.
- Musik- und Bewegungserziehung in der Grunschule 1. und 2. Jahrgangsstufe / Lehrerhandbuch. Erarbeitet von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1985.-52 s.
- Musik- und Bewegungserziehung in der Grunschule 1. und 2. Jahrgangsstufe / Schulerbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann unter Mitarbeit von Renate Miehle (Bewegungsform). Regensburg: Wolf Verlag, 1985. 98 s.
- Musik in der Grundschule 3. Jahrgangsstufe / Lehrerhandbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1991. 64 s.
- Musik in der Grundschule 3. Jahrgangsstufe / Schulerbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1994. 80 s.
- Musik in der Grundschule 4. Jahrgangsstufe / Lehrerhandbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1991. 64 s.
- Musik in der Grundschule 4. Jahrgangsstufe / Schulerbuch. Von Klaus Patho und Reinhard Schuhmann. Regensburg: Wolf Verlag, 1995. 80 s.
- Musik erleben 5. Erarbeitet von Wolfram Dresel, Alfons Klupfel, Stefan Pielmeier. Regensburg: Wolf Verlag, 1998. 64 s.
- Musik erleben 6. Erarbeitet von Wolfram Dresel, Alfons Klupfel, Stefan Pielmeier. Regensburg: Wolf Verlag, 1999. -72 s.
- Nohl H. Padagogische Menschenkunde (Die padagogischen, psychologischen und soziologischen Grundlagen der Padagogik) // Handbuch der Padagogik. Bd. 2. Langensalza: Beltz, 1929 344 s.
- Nohl H. Charakter und Schicksal. Frankfurt a.M.: Schulte-Bulmke, 1938.-191s.
- Reichert T. Unterrichtssequenzen Musik. Musik im integrativen Unterricht der Hauptschule 5.-10. Jahrgangsstufe. Donauworth: Auer Verlag, 1997. -216 s.
- Schreiber H.-M. Prioritatet einer realistischen Bildungspolitik // Bildungsfragen der Gegenwart Kritiken, Modelle, Alternativen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1974. — S. 207−215.
- Schule in Bayern. Information des Bayerischen Staatministeriums fur Unterricht und Kultus. Munchen, 1989. — 25 s.
- Stoffverteilungsplan fur das Fach Musik Grundschule. Munchen: TageslichtLehrbild-Verlag, 1996. — 144 s.
- Vom Lehrplan der Freien Waldorfschule. Bearbeitet von Caroline von Heydebrand. Stuttgart: Freies Geistesleben, 1978. 58 s.
- Wagner R. Offene Schule. Von der Idee zur Realisierung // Die Deutsche Schule. — № 2. — 1989. — S. 23−34.
- Wissner G. Stundenbilder fur die Unterrichtspraxis. Musik- und Bewegungserziehung 1. / 2. Jahrgangsstufe. PB Verlag 8039 Puchheim: PB -Verlag 8039, 1983.- 140 s.