Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ исследований показывает, что наиболее глубоко изучены аспекты подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в вузе (Т.Н.Бережная, Л. П. Княженко, Л. М. Митина, Н. Д. Машлыкина, М. П. Прохорова и др.), а также актуализации и реализации инновационного потенциала учителя в условиях школы как саморазвивающейся организации (Т.М.Ковалева, Е. А. Пагнаева, А. М. Саранов и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания проблемы формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации
    • 1. 1. Инновационная культура педагога: понятие, сущность, специфика
    • 1. 2. Проблемы формирования инновационной культуры педагогов в теории и практике зарубежного и отечественного поствузовского образования. ^
    • 1. 3. Модель формирования инновационной культуры педагогов в условиях регионального ИПК
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования инновационной культуры педагогов в региональной системе повышения квалификации
    • 2. 1. Технология организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Конструирование содержания педагогической деятельности как результат развития инновационной культуры педагогов в региональной системе повышения квалификации
    • 2. 3. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Формирование инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Интеграция науки и производства обусловила прямую зависимость конкурентоспособности страны на мировом рынке от научных достижений и качества подготовки ее специалистов. В общей стратегии инновационного развития страны как никогда необходим педагог, быстро реагирующий на изменения, происходящие в обществе, мобильный, способный участвовать в инновационной деятельности, критически мыслить, умеющий ориентироваться в нестандартных ситуациях, стремящийся к непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

В этом контексте возрастает актуальность разработки принципиально новых подходов к процессу формирования инновационной культуры педагогов. Сложившаяся ситуация, обусловленная переходом России на инновационный этап развития, заставляет по-новому взглянуть на ресурсы системы повышения квалификации, которые пока еще используются недостаточно: не создаются условия для эффективного формирования инновационной культуры педагогов, медленно внедряются модели опережающего обучения и инновационные технологии обучения.

К настоящему времени для научного решения проблемы формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации сложились особые предпосылки: международные (функционирование на базе ЮНЕСКО Азиатского центра педагогических инноваций для развития образованияинновационное движение ведущих университетов мира за перестройку школьного образованияпоисковая ориентация зарубежной дидактики на обоснование методологии исследовательского подхода к обучениюсоздание и функционирование грантовой системы в области разработки прикладных исследований школьной практикипринятие Хартии инновационной культуры) — отечественные (функционирование Института стратегических инноваций РФ на базе академии социального управления, института педагогических инноваций в системе РАО РФ, создание журнала 3.

Инновации в образовании", ассоциации инновационных школ-«центров», инновационная политика России в области образования). В исследовании выделены также социальные (потребность общества в педагогах, способных к преобразовательной, инновационной деятельности) и теоретические (исследования по проблемам педагогической инноватики) предпосылки.

Степень изученности исследуемой проблемы. Анализ научных источников показывает, что к настоящему времени разработаны аспекты проблемы повышения квалификации педагогических кадров: андрагогические модели опережающего обучения педагогов в отечественной (С.Г.Вершловский [6- 24- 25- 26- 27], В. Г. Воронцова [32- 33], М. Г. Ермолаева [46], Л. В. Мозгарев [102], Э. М. Никитин [108], В. Г. Онушкин [119], Л. Ф. Савинова [154−155−156],.

A.П.Ситник [169], Г. В. Степанова [174], Г. С. Сухобская [177], Л. М. Сухорукова [178−179−180], Е. П. Тонконогая [184] и др.) и зарубежной (Н.А.Бирюкова [18], Л. Валли, Н. Е. Воробьев [31], В. Б. Гаргай [36], П. Джарвис, С. И. Змеев [55], К. К. Колин [71], З. А. Малькова [89], А. М. Митина [95], М. Ноулз, К. Т. Элсдон [196] и др.) теории и практике дополнительного профессионального образованиявыявлены дидактические особенности процесса формирования творческой, исследовательской компетентности педагогов средствами повышения квалификации (Н.А.Антонова [9], В. И. Горовая [40],.

B.Н.Иванченко [57], З. К. Каргиева [66], Т. М. Ковалева [69], Ю. А. Лобейко [83], М. И. Лукьянова [86], З. Г. Облицова [118], Т. С. Панина [124- 125], К. Роджерс [146], З. И. Шершнева [193] и др.) — разработаны концептуальные подходы взаимодействия органов управления образования, методических служб с институтом повышения квалификации в создании условий для непрерывного обучения педагогов, модернизации педагогического образования (В.В.Сериков [167], А. П. Стуканов [175], Л. И. Филатова [186], Т. В. Черникова [101], Т. И. Шамова [191] и др.).

Проведены исследования, рассматривающие проблемы повышения квалификации педагогических кадров с учетом региональных особенностей.

России и стран Содружества (О.Ю.Валькова [22- 23], Е. А. Григорьева [41], 4.

А.А.Жайтапова [47- 48], Н. Ф. Ильина [59], З. К. Каргиева [66], А. Н. Кузибецкий [76], Е. И. Огаркова, Л. Ф. Савинова [150], В. И. Супрун [176], Б. А. Тахохов [181], Л. И. Филатова [186] и др.), внедрения инновационных технологий в образовательный процесс (В.П.Беспалько [17], В. И. Загвязинский [52], М. М. Левина [80], В. М. Монахов [104], А. М. Новиков [111], Г. К. Селевко [166] и др.). Современная педагогическая наука сосредоточивает внимание на исследовании содержательных характеристик феномена «инновационная культура» (Е.С.Комраков [72], В. С. Лазарев [78], В. А. Латышев [79], А. М. Саранов [159], В. И. Слободчиков [170], А. П. Тряпицына [140] и др.). Это актуализирует анализ накопленного научно-педагогического знания об инновационной культуре педагога (идей, концепций, эмпирических данных, исследований научных школ и научных сообществ), что позволит, по мнению диссертанта, выделить перспективные стратегии, актуальные для системы повышения квалификации.

Анализ исследований показывает, что наиболее глубоко изучены аспекты подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в вузе (Т.Н.Бережная [14], Л. П. Княженко [68], Л. М. Митина [96- 97], Н. Д. Машлыкина [93], М. П. Прохорова [139] и др.), а также актуализации и реализации инновационного потенциала учителя в условиях школы как саморазвивающейся организации (Т.М.Ковалева [69], Е. А. Пагнаева [123], А. М. Саранов [159] и др.), проблемы управления инновационными процессами в системе образования (А.В.Аракелов [10], И. Ф. Игропуло [58], С. В. Наумов [106], А. П. Стуканов [175], И. Д. Чечель [189], Т. И. Шамова [191] и др.) Хотя большинство ученых едины во мнении о том, что сложившиеся требования к компетентностям, знаниям, социально значимым личностным качествам педагогов изменились, остаются недостаточно разработанными закономерности, факторы, условия становления и развития инновационной культуры педагогов, перспективные модели их обучения в поствузовский период профессиональной деятельности. Актуальным остается также вопрос создания и теоретического обоснования модели формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации.

Анализ состояния образовательной практики, педагогических исследований и научной литературы позволил выявить ряд противоречий между:

— потребностью системы образования в педагогах с высоким уровнем инновационной культуры и фактическим его снижением;

— возрастающим интересом педагогической науки к проблеме повышения инновационной культуры педагогов и слабой разработанностью теоретических и практических аспектов указанной проблемы;

— потенциальными возможностями системы повышения квалификации по созданию условий формирования инновационной культуры педагогов на основе компетентностного и андрагогического подходов и традиционной системой обучения.

Проблема исследования: определить теоретические и методические основания, выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации.

Тема диссертационного исследования: «Формирование инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации».

Цель исследования заключается в разработке теоретически обоснованного и практико-ориентированного содержания образования, направленного на формирование инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации.

Объект исследования: инновационная культура педагогов как аспект профессиональной подготовки в системе повышения квалификации.

Предмет исследования: процесс формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации.

Гипотеза исследования: процесс формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации будет эффективным, если: инновационная культура педагогов определена как важная составляющая их профессиональной культуры, выявлены факторы, обуславливающие эффективность педагогического труда в условиях инновационного развития России;

— разработана модель формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации, включающая целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный модули педагогического процесса с использованием эффективных форм и моделей обучения;

— создан и внедрен в образовательный процесс системы повышения квалификации комплекс программно-методического обеспечения процесса формирования у педагогов искомых качеств;

— интерактивный семинар с комплектом учебно-познавательных заданий представлен как эффективная форма системы повышения.

— квалификации, что предопределяется совокупностью принципов, технологий, форм и методов, являющихся основой его функционированияосуществлена педагогическая оценка (мониторинг) уровней сформированности ведущих функций инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущностные характеристики понятия «инновационная культура» педагога и определить факторы, оказывающие влияние на необходимость расширения спектра образовательных услуг системы повышения квалификации с ориентацией на формирование у педагога инновационной культуры.

2. Разработать теоретическую модель и определить особенности построения процесса формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации.

3. Определить и научно обосновать структуру и содержание программно-методического комплекса, обеспечивающего процесс формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации.

4. Выявить потенциал интерактивных семинаров с комплектом учебно-познавательных заданий как эффективного способа формирования у педагогов искомых качеств в системе повышения квалификации.

5. Осуществить мониторинг уровней сформированности ведущих функций инновационной культуры педагогов, прошедших обучение на курсах повышения квалификации. —.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: на поисково-теоретическом этапе теоретические: анализ и синтез философской, педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования, моделирование, прогнозирование, систематизация и интерпретация полученных знаний, изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опытана опытно-экспериментальном этапе эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, методы опроса, оценивания (самооценка, экспертная оценка), наблюдение за деятельностью педагогов, изучение и анализ продуктов их деятельностина заключительно-обобщающем этапе — методы сравнения, абстрагирования, статистического и математического анализа результатов эксперимента.

Методологической основой исследования являются:

— диалектический и системный подходы к познанию явлений объективной реальности;

— общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета разнообразных факторов и предполагающий исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов;

— принцип единства логического и исторического подходов к изучаемым явлениям, которые указывают на необходимость изучения истории объекта, 8 его современного состояния и перспектив развития, а также на современные представления о конструировании образовательного процесса в системе повышения квалификации.

Теоретическую основу исследования составили: деятельностный подход, определяющий закономерности преобразования в процессе деятельности (Б.Г.Ананьев [5], А. Г. Асмолов [11], Л. С. Выготский [35], А. А. Леонтьев [82], А. Маслоу и др.) — компетентностный подход (В.В.Сериков [167], А. П. Тряпицына [140], А. В. Хуторской и др.) — андрагогический подход (С.Г.Вершловский [6- 24- 25- 26- 27], Г. С. Сухобская [177], Е. П. Тонконогая [183]) — теория педагогического образования и инновационной деятельности (Е.В.Бондаревская [20- 21], М. В. Кларин [67], Т. М. Ковалева [69], А. М. Саранов [159- 160], В. П. Чернолес [45], Н. Р. Юсуфбекова [197] и др.) — исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященные проблемам повышения квалификации педагогических кадров (В.Г.Воронцова [32- 33], Ю. А. Лобейко [83], Т. Н. Ломтева [84], В. Я. Ляудис [87], М. Ноулз, Э. М. Никитин [107- 108], В. И. Слободчиков [170], Л. М. Сухорукова [178- 179- 180] и др.) — методологические основы моделирования подготовки специалистов (В.И.Загвязинский [52], В. В. Краевский [75], В. М. Монахов [104], А. М. Новиков [111- 112- 113] и др.).

Базой исследования стали Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования (ныне ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»), информационно-методические центры отделов образования и муниципальные образовательные учреждения гг. Ставрополя, Буденновского, Кочубеевского, Красногвардейского, Труновского, Шпаковского муниципальных районов. Всего на разных этапах исследования в эксперименте участвовали 812 педагогов Ставропольского края.

Этапы исследования: поисково-теоретический этап (2006;2007 гг.).

Изучалось состояние научного знания по проблеме исследования, 9 анализировались и оценивались модели повышения квалификации педагогов в отечественной и зарубежной практике, определялись цели, задачи исследования, его исходные параметры, разрабатывались исследовательский аппарат и методики экспериментальной части научной работы.

Констатирующий этап (2007;2008 гг.). Разрабатывалась теоретическая модель исследования и осуществлялась ее апробация в экспериментальных условияхуточнялся и корректировался программно-методический комплекс, обеспечивающий процесс формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации, проводилась экспериментальная проверка комплекта учебно-познавательных заданий, авторской программы интерактивных семинаров, сопровождавшаяся регулярной фиксацией и анализом полученных данных.

Формирующий этап (2008;2011 гг.). Осуществлялась экспериментальная проверка разработанной модели в условиях регионального ИПК и экспериментальная работа по выявлению условий ее реализации в образовательном процессе.

Заключительно-обобщающий этап (2011;2012 гг.). Осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов эксперимента, уточнялись и корректировались основные теоретические положения, оформлялись материалы исследования, уточнялись выводы.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

— выявлена и конкретизирована сущность инновационной культуры как значимой составляющей общей и профессиональной культуры педагога, аргументированы факторы (объективные и субъективные), определяющие осознание себя субъектом реализации нововведений в содержание и процесс обучения и воспитания;

— обоснована тесная взаимосвязь инновационной культуры и инновационного развития общества;

— выделены и описаны структура (инновационная деятельность, инновационное мышление и инновационное развитие) и функции и гносеологическая, организующая, преобразовательно-созидательная, консолидирующая, морально-этическая, рефлексивная) инновационной культуры педагога как целостного феномена его профессиональной культуры;

— охарактеризованы факторы, определяющие предоставления образовательных услуг в системе повышения квалификации, а также разнообразие их моделей и форм с ориентацией на формирование инновационной культуры педагогов;

— разработаны теоретическая модель формирования инновационной культуры педагогов и программно-методический комплекс, включающий в себя курсы повышения квалификации на рабочем месте, интерактивный семинар и педагогический практикум «Активная позиция педагога-инноватора как фактор развития инновационных процессов в школе», обеспечивающие процесс формирования инновационной культуры педагогов и предполагающие успешность их профессиональной деятельности в системе развивающегося образования, выработку собственной позиции в инновационном образовательном пространстве региона;

— создана методика повышения квалификации на интерактивном семинаре, базирующаяся на андрагогическом, личностно-деятельностном и компетентностном подходах, которая, с одной стороны, создает основу для формирования инновационной культуры педагогов в процессе обучения, а с другой — закладывает предпосылки для ее применения на других уровнях образования.

Сущность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

— выявлены содержательные характеристики и структурные компоненты понятия «инновационная культура педагога» в контексте задач инновационного общества;

— выявлены и экспериментально проверены организационные нормативная база, создание новых структур, информационная база данных) и педагогические (разработка программы формирования инновационной.

11 культуры педагогов в региональной системе повышения квалификации, программно-методического комплекса обеспечения учебного процесса, выбор продуктивных моделей и форм обучения, дидактико-методическое обеспечение курсов, семинаров) условия реализации разработанной модели формирования инновационной культуры педагогов в образовательном процессе регионального ИПК, обеспечивающие влияние результатов этой деятельности на региональное инновационное образовательное пространство;

— разработан программно-методический комплекс, обеспечивающий процесс формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации;

— обоснованы подходы и принципы проектирования содержания интерактивных семинаров, учебно-познавательных заданий и проанализирована их практика с точки зрения актуализации заложенных в них ресурсов формирования активной позиции педагога-инноватора в инновационном образовательном пространстве региона;

— выделены критерии (ответственное отношение к процессу обученияпрофессиональное саморазвитие) и показатели (восприимчивость к новым идеям, творческая продуктивность) уровней сформированности инновационной культуры педагогов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем определяются теоретико-методологические подходы к проблеме формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации на основе концептуальной идеи выведения обучающихся из состояния функционирования в систему развития, что призвано повышать профессиональную компетентность в исследуемом направлении деятельности, а также включать их в инновационный поиск в соответствии с современными требованиями к образованию.

Структурные и содержательные компоненты разработанной модели с выделением моделей обучения и форм работы с педагогами дают прогнозируемый педагогический результат — сформированность у.

12 обучающихся ведущих функций инновационной культуры (гносеологической, организующей, преобразовательно-созидательной). Логика процесса при этом определяется тремя уровнями сформированности инновационной культуры (интуитивным, нормативным, креативным), выражающими степень высшей продуктивности профессиональной деятельности в сочетании с внутренней удовлетворенностью ее содержанием и процессом. Полученные данные пополняют знания о перспективных моделях формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации и могут служить теоретической базой для подготовки специалистов сферы образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Теоретически обоснованы и экспериментально доказаны содержательные и организационные принципы формирования групп обучающихся (учет личностных интересов, самоопределение, сотрудничество и активность участников) и моделей обучения (обучение на рабочем месте с помощью интерактивных семинаров), расширяющих комплекс организационных форм повышения квалификации педагогов, а также формы обучения (тренинг, игровой практикум, дискуссия, круглый стол и т. д.).

Практическая значимость исследования определяется широкой возможностью применения его результатов, выводов, методических рекомендаций по использованию программно-методического комплекса в процессе повышения квалификации учителей на региональном уровнев разработке комплекта учебно-познавательных заданий для педагогов по исследуемой проблеме, содержания и учебно-методического обеспечения интерактивных семинаров, диагностических методик оценки уровня сформированности организующей, гносеологической и преобразовательносозидательной функций инновационной культуры педагогов. Результаты работы также могут быть полезны педагогам на этапе планирования индивидуальных траекторий собственного профессионального самосовершенствования и саморазвития. Исследование приближено к конкретным ситуациям реальной практики, а его материалы могут стать.

13 основой для разработки программ повышения квалификации как педагогов-практиков, так и будущих педагогов в вузах, при разработке учебно-методических материалов по курсам педагогики и истории педагогики, а также спецкурсов по педагогической инноватике.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций, сформированных на основе анализа сущности и структуры инновационной культуры педагогов, а также выявления эффективного механизма управления процессом их подготовки в системе повышения квалификациилогикой научного исследования и применением взаимодополняемых методов, адекватных проблеме, объекту и предмету, целям и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, статистической значимостью экспериментальных данныхвоспроизводимостью основных выводов и результатов экспериментального внедрения в практикуконтрольным сопоставлением научных данных с массовым педагогическим опытомвостребованностью разработанной программы формирования инновационной культуры педагогов в процессе повышения их квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «инновационная культура педагога» включает в себя структурированные компоненты: инновационное мышление, инновационное развитие, инновационную деятельность — и совокупность функций, позволяющих ему интегрироваться в инновационное образовательное пространство: гносеологической, организующей, преобразовательносозидательной, консолидирующей, морально-этической.

В теоретическом плане феномен «инновационная культура педагога» начал формироваться под влиянием объективных и субъективных факторов и закономерностей развития инноваций и инновационного мышления в начале.

90-х годов XX века. Инновационная культура педагога выступает как общественное явление, вне общества она не возникает и не может.

14 существовать. Она является динамически формирующимся и развивающимся феноменом эволюции, синтезирующим продолжение общей профессиональной педагогической культуры. Инновационная культура обеспечивает восприимчивость педагогов к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать инновационные технологии и методы обучения в образовательном процессе современной школы.

2. Модель формирования инновационной культуры педагогов в условиях регионального института повышения квалификации состоит из трех модулей (целевого, содержательно-процессуального, оценочно-результативного), по каждому из которых определено содержание деятельности и направление исследовательского поиска. Особая роль в модели отводится инновационному пространству, представленному в трех предметных проекциях: образовательной среды инновационных школобразовательных институтов (региональный ИПК, вузы) — сорганизованной деятельности субъектов образования. Основным механизмом обеспечения целостности этой структуры выступает инновационная политика и управление образованием.

3. Процесс формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации представляет собой открытую многоэтапную систему, соответствующую логике развития рассматриваемых качеств педагога. На первом этапе создается программно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию указанного процессана втором определяются эффективные модели, технологии и методы обученияна третьем этапе разрабатываются учебно-познавательные задания, позволяющие обучающимся занять активную позицию в создании продуктов инновационной деятельности (научные сообщения, творческие отчеты, проекты, научные публикации, диссертационные исследования) — осуществляется оценка уровней сформированности ведущих функций культуры у педагогов. В числе приоритетных направлений программнометодического сопровождения обозначенного процесса выделены проектно.

15 программное (проекты, программы), организационно-педагогическое (курсы, интерактивные семинары, мастер-классы, лизинг, консалтинг и др.), информационно-образовательное (сайт в Интернете, издательская деятельность), экспертно-аналитическое (диагностические процедуры, мониторинговые исследования, самоанализ), маркетинговое (изучение запросов и формирование групп на основе их учета).

4. Системообразующую роль в процессе формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации играет авторский интерактивный семинар «Активная позиция педагога-инноватора как фактор развития инновационных процессов в школе». Определение перспективных видов, типов и форм занятий (тренинг, дискуссия, мозговой штурм, моделирование практических ситуаций, деловая игра, учебно-познавательные и творческие задания) в сочетании с адекватными формами обучения (индивидуальные, групповые, коллективные) развивают гносеологическую, организующую и созидательно-преобразовательную функции инновационной культуры педагогов, и позволяют повысить их профессиональные результаты.

5. Мониторинг сформированности ведущих функций инновационной культуры (гносеологической, организующей, созидательно-преобразовательной) отражает качество, результат и позитивную динамику, что позволяет своевременно корректировать содержание, методы и технологии образовательного процесса в системе повышения квалификации.

Личный вклад автора состоит в разработке общего замысла основных положений исследованияв организации экспериментальной работы, руководстве ею и непосредственном участии в нейв разработке методического, консалтингового обеспечения интерактивных семинаров в системе повышения квалификации и практикума к нему с комплектом учебнопознавательных заданийв разработке программно-методического комплекса, включающего проект «Формирование инновационной культуры педагогов в условиях региональной системы повышения квалификации», авторскую программу интерактивных семинаров, словарь актуальной лексики по.

16 проблеме исследования, учебное пособие «Теория и практика формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации».

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе участия в работе научно-практических конференций: — международных: «Ресурсы развития современного урока» (Киров, 2008), «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика» (Махачкала, 2008), «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010), «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы» (Краснодар, 2011), «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (Москва, 2012) — - региональной «Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников» (Карачаевск, 2009) — - межвузовских: «Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика» (Карачаевск, 2010), «Проблемы развития личности в полиэтнокультурном пространстве многоуровневой системы образования» (Карачаевск, 2011).

По теме исследования подготовлено 13 публикаций общим объемом 9,6 п.л. (в том числе три статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ) и учебное пособие.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось через публикацию его материалов в различных научных и научно-методических изданияхиспользование обоснованных в исследовании теоретических положений в различных проектахчерез профессиональную деятельность диссертанта в качестве начальника отдела педагогических инноваций, методиста Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 183 с. состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (199 наименований) и десяти приложений с материалами опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Результаты опытно-экспериментального конструирования содержания работы по формированию инновационной культуры педагогов в региональной системе повышения квалификации позволили сделать следующие выводы:

1. Инновационная культура педагогов в региональной системе повышения квалификации формируется в определенной логике курсовой подготовки по специальным программам обучения, в послекурсовой период средствами интерактивных семинаров, консалтинга, лизинга и обучения в педагогических мастерских, позволяющих развивать субъектную позицию обучающихся и реализовать инновационные идеи, подходы и научные достижения в профессиональной деятельности. Каждая ступень процесса формирования инновационной культуры представляет собой синтез теоретических знаний по педагогической инноватике, инновационным технологиям и интерактивным приемам обучения, ценного практического опыта, инновационного мышления и ценностных отношений, приобретенных личностью на предыдущей (менее высокой) ступени развития.

2. Технология реализации модели формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации представляет собой упорядоченную совокупность педагогических действий и процедур и рассматривается нами как система организационных способов управления учебно-познавательной и практической инновационной деятельностью педагогов. Использование в процессе обучения педагогов учебно-профессиональных задач эвристического характера, заданий для самостоятельной работы, андрагогических технологий (проектирование, деловые игры, мозговой штурм, дискуссии, диалог) в рамках экспериментальных программ курсов повышения квалификации и интерактивных семинаров позволяет акцентировать внимание обучающихся на таких проблемах, как значимость инновационной культуры педагога в современном постиндустриальном образованииразвитость гносеологической, организующей и преобразовательно-созидательной функций в целостном развитии личности современного педагога.

3. В процессе исследования разработан программно-методический комплекс, выступающий средством формирования инновационной культуры педагогов и позволяющий развить у них такие качества как креативность и самостоятельность.

4. Сравнение результатов оценки уровней сформированности у педагогов ведущих функций инновационной культуры, а также соотнесение их с экспертными оценками позволило выделить три группы учителей:

I группа — преобразователи (гносеологическая, организующая, преобразовательно-созидательная функции развиты достаточно хорошо) -учителя, обладающие высоким уровнем инновационной культуры и реализующие себя в инновационном процессе как образовательного учреждения, так и региона (являются руководителями педагогических мастерских, методобъединений учителей, имеют собственные наработки и научные публикации и стремятся к созданию авторской методической системы);

II группа — фасилитаторы (достаточно хорошо развиты гносеологическая и организующая функции, преобразовательно-созидательная развита слабее) — учителя, обладающие хорошим инновационным потенциалом, но не полностью реализующие его;

III группа — практики (хорошо развита организующая функция, но недостаточно — гносеологическая и преобразовательно-созидательная) -учителя, не реализующие свой инновационный потенциал.

5. Экспериментальное исследование позволило определить условия, влияющие на перспективы повышения уровня инновационной культуры педагогов:

— разработка механизма установления зависимости между качеством педагогического труда и заработной платой;

— создание регионального фонда материальной поддержки инновационной деятельности педагогов школ;

— создание и функционирование региональной системы грантов по различным направлениям инновационной деятельности как образовательного учреждения, так и актуальным проблемам развития регионапредставляется целесообразным выделять гранты не отдельным образовательным учреждениям, а проектам по развитию инновационных программ, в которых участвуют несколько школ;

— участие лучших педагогов края в международных проектах в сфере образования.

В целом результаты формирующего эксперимента показали устойчивую положительную динамику роста сформированности трех наиболее важных функций инновационной культуры педагогов (гносеологической, организующей, преобразовательно-созидательной), характеризующихся такими показателями как восприимчивость к новым идеям, творческая продуктивность.

Резюмируя оценку системы повышения квалификации региона в аспекте формирования инновационной культуры педагогов, следует отметить, что не все вопросы освещены в настоящем диссертационном исследовании.

Изучение профессионального роста преподавателя учреждений дополнительного профессионального образования, образовательных технологий, опережающих моделей обучения педагогов-инноваторов требуют специального исследования.

Заключение

.

Теоретический анализ и осмысление философской, психологопедагогической литературы позволили установить, что проблема формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации становится актуальной в педагогической науке. Она обусловлена социально-экономическими и политическими преобразованиями в мире и России, в контексте которых успешное решение приоритетных экономических, социальных, социокультурных проблем связано с опережающим характером развития всех уровней образования, его инновационной направленностью.

По своей сути, проведенное исследование идет в русле социального заказа, сформированного в Национальной доктрине образования в том, что российская система профессионального образования, в том числе и на послевузовском этапе, должна гарантировать подготовку конкурентоспособного педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры. Специфика педагогической профессии заключается в необходимости для педагога быть разносторонней личностью, сочетающей в себе различные виды и элементы культуры как социального опыта человечества, в числе которых находится и инновационная культура.

Полученные теоретические и экспериментальные данные позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Теоретический анализ проблемы исследования позволил определить сущность, содержание, компоненты и функции инновационной культуры педагогов, которая понимается нами как совокупность инновационного мышления, инновационного развития и инновационной деятельности, определяющая новый элемент профессиональной культуры каждого педагога. Исходным теоретическим базисом инновационной.

158 культуры являются закономерности образовательной инноватики (педагогические, экономические, организационно-управленческие, социальные, политические).

Качественно новое осмысление понятия «инновационная культура» педагога обусловлено как внешними по отношению к данному феномену факторами (развитие теории педагогической инноватики), так и собственно педагогическими процессами (мощное движение педагогов-инноваторов, развертывание инновационных процессов в образовательных учреждениях всех уровней).

2. В рамках теоретического анализа проблемы были рассмотрены понятия «инновационная деятельность», «инновационная педагогическая деятельность», «педагог-инноватор». Было констатировано, что эти понятия, соприкасаются с доминантным понятием исследования «инновационная культура» педагога, абстрагируют и синтезируют его.

3. Проведенный в ходе исследования анализ зарубежного и отечественного опыта развития системы повышения квалификации педагогов, позволил выявить стратегические ориентиры, обеспечивающие формирование у педагогов инновационной культуры: сотрудничество с наукой, основанное на единстве педагогической теории и практики при проектировании оптимальных моделей обучениягибкость образовательного процессаактивное использование андрагогических технологий и приемов обучения, их влияние на стратегию и тактику проектирования путей и способов формирования инновационной культуры педагогов, инновационных образовательных систем. Это предполагает иные подходы к проектированию содержания учебного процесса, когда за основу берется не процесс знаниевого обучения, а самоорганизация обучения, когда личностный практический опыт доминирует над знаниевым компонентом.

4. Анализ сущностных характеристик понятия «инновационная культура педагога» позволил построить и обосновать модель формирования инновационной культуры педагогов в региональном институте повышения.

159 квалификации. Теоретическая модель может рассматриваться как инновационная педагогическая система, которая обеспечивает реализацию нововведений на уровне содержаний подготовки, форм, методов и средств в деятельности институтов повышения квалификации. Доказана ее эффективность, проявляющаяся в активном включении педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность (грантовая деятельность, создание мастер-классов, педагогических мастерских, участие в научно-практических конференциях, подготовка научных публикаций).

5. Построение теоретической модели формирования инновационной культуры педагогов обусловило возможность теоретического обоснования комплекса организационных и педагогических условий ее реализации в образовательном процессе системы повышения квалификации. В исследовании выделены организационные условия: нормативная база, создание новых структур, информационная база данныхпедагогические условия: разработка технологии реализации модели, дидактико-методическое обеспечение курсов, семинаров.

6. Осуществленный констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень сформированности инновационной культуры у педагогов на начальном этапе эксперимента. Выявлены факторы, снижающие эффективность инновационной деятельности педагогов: традиционная организация курсов повышения квалификации, профессиональный консерватизм организаторов обучения, а также стереотипность мышления обучающихся, отсутствие у педагогов внутренней мотивации саморазвития.

В ходе исследования выявлено, что необходима специальная работа с педагогами, ориентированная на формирование у них инновационной культуры, инновационных приемов педагогической деятельности. Результаты констатирующего эксперимента позволили построить обоснованные перспективы осуществления формирующего этапа эксперимента, который был осуществлен как в рамках курсов повышения квалификации с педагогами.

160 экспериментаторами, так и авторского учебного курса интерактивных семинаров «Активная позиция педагога-инноватора как фактор развития инновационных процессов в школе».

7. Установлено, что формирование инновационной культуры педагогов проходит эффективно при целевой направленности на опережающее развитие системы повышения квалификации на содержательном и процессуальном уровнях. При этом с позиций интересов общества формирование инновационной культуры (составная часть образовательного процесса в аспекте повышения квалификации) является важной образовательной услугой, конкурентоспособность которой определяется качеством этой услуги.

8. Разработан и внедрен в практику проведения интерактивных семинаров комплект учебных заданий поискового, творческого, исследовательского, проектировочного характера, позволивший существенно повысить эффективность занятий и повлиять на уровень сформированности ведущих функций (гносеологической, организующей, преобразовательно-созидательной) инновационной культуры.

9. Результаты формирующего эксперимента показали выраженную позитивную динамику в уровне сформированности ведущих функций инновационной культуры у педагогов. За период исследования у них было сформировано новое качественное состояние, которое характеризуется следующими признаками:

— наличием более глубоких знаний о проблемах педагогической инноватики, средствах и способах повышения инновационной деятельности в общеобразовательных школах;

— включением педагогов в реальный инновационный процесс в ставропольской школе, в разработку тех инновационных образовательных программ, которые востребованы не только в собственном учреждении, но и в остальных школах.

Подводя общие итоги исследования, можно констатировать, что выдвинутая гипотеза в целом нашла свое экспериментальное подтверждение,.

161 поставленная цель достигнута, решены все исследовательские задачи. Предложенный подход к формированию инновационной культуры педагогов не претендует на окончательность, он может совершенствоваться, дополняться новым содержанием в соответствии с развитием системы дополнительного профессионального образования, требованиями рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов.

Перспективы дальнейшей работы в русле заявленной проблематики порождают класс исследовательских задач, связанных с разработкой теоретико-методологических основ развития инновационного мышления, созданием технологий управления процессом формирования инновационной культуры будущих педагогов, проведением мониторинговых исследований оценки динамики результатов сформированности всех функций инновационной культуры педагога. Возможен поиск новых методов, средств и форм решения данной задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. И., Загребельная, С. В. Инновационная деятельность в системе образования Тамбовской области // Методист. — 2009. — № 4. — С. 8−12.
  2. Актуальные проблемы повышения квалификации работников образования. Сборник научно-методических статей. Выпуск 2 / Под ред. A.A. Баранова Ульяновск: ИПКПРО, 2001. — 56 с.
  3. , C.B., Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования. СПб.: СПбГУПМ, 2003.-41 с.
  4. , Ш. А. Основание педагогики сотрудничества. М.: Педагогика, 2001. -176 с.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  6. Андрагогика постдипломного педагогического образования: научн,-методическое пособие / Под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. СПб: СПб АППО, 2007. — 196 с.
  7. , Г. А. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 97−102.
  8. , Н.М. Современные представления об изобретательской и инновационной деятельности // Школьные технологии. 1998 — № 5. -С.49−75.
  9. , H.A. Развитие творческой индивидуальности учителя в условиях повышения профессиональной квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.- 21 с.
  10. , A.B. Комплексная инновационная технология профильногообучения в структуре послевузовского педагогического образования: дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 2008. — 452 с.
  11. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
  12. , В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: Политиздат, 1975. 408 с.
  13. , В.И. Проектирование управления педагогическими системами // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5. — С. 28−31.
  14. , Т.Н. Формирование инновационной методической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2010. — 211 с.
  15. , Е.В. Прикладное исследование в педагогике: монография. -М. Волгоград: Перемена, 2003. — 164 с.
  16. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. -192 с.
  17. , В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  18. , Н. А. Организация профессионального развития учителя: опыт США // Методист. 2005. — № 5. — С. 5−8.
  19. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», СПб.:"Норинт", 2000. -1452 с.
  20. , Е.В. Педагогическая культура учителя в системе личиостио-ориентированного образования // Воспитание как встреча с личностью. Избранные педагогические труды в двух томах. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2008. — т. И. — С. 351−355.
  21. , О. Ю. Реализация исследовательско-ориентированной модели повышения квалификации учителя в условиях муниципальной системы образования // Модернизация системы дополнительного профессионального образования. 2006. — С. 69−71.
  22. , С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. -2003. -№ 8. -С. 3−8.
  23. , С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. 2004. — № 3. — С. 1−7.
  24. С.Г. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. СПб.: Государственный университет педагогического мастерства, 1998. — 161 с.
  25. , С.Г. Образование как фактор социализации взрослых // Новые знания. 2001. — № 4. — С. 1−6.
  26. , Н.В. О реализации программы повышения квалификации преподавателей в Сибирском государственном технологическом университете // Инновации в образовании. 2004. — № 3. — С.131−138.
  27. Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: сборник научно-методических материалов / сост. Л. И. Филатова, науч. ред. Э. М. Никитин. М.: АПК и ППРО, 2005. — 152 с.
  28. , С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.:НМЦСПО, 1999. — С.5−38.
  29. , Н. Е., Бессарабова, И.С. Особенности системы образования в Финляндии // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 112−117.
  30. , В.Г., Воронцов, Г.Д. Традиции и современность в постдипломном образовании // Методист. 2005. — № 3. — С. 10−14.
  31. , В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. — Псков: Изд-во Псков, обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1996. 421 с.
  32. , Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Издательство УРАО, 1999. — 208 с.
  33. , Л.С. Педагогическая психология. под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  34. , В. Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы // Педагогика. 2003. — № 2. — С.74−80.
  35. , В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 87−91.
  36. , В. Б. Подготовка кадров для системы повышения квалификации учителей на Западе // Методист. 2001. -№ 3.-С.11−15.
  37. , В. Б. Уровни профессионального мастерства учителя и способы обучения при повышении квалификации работников образования на Западе (на материале США) // Методист 2004. — № 6. — С. 11−13.
  38. , В.И. Творческая индивидуальность учителя и ее развитие в условиях повышения профессиональной квалификации: монография. -Ставрополь: Сервисшкола, 2005. 142 с.
  39. , Е.А. Новые модели повышения квалификации педагогов.
  40. Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Мат. Всерос. научн.-практ. конф. М.: АПК и ПРО, 2001. — С. 110−113.
  41. , М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: ТСХА, 2003.-166 с.
  42. , Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. -М.: Интерфакс, 1994. -136 с.
  43. , A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000.- 108 с.
  44. , JI.E., Холодкова, Л.А., Чернолес, В. П. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирования // Инновации в образовании. 2006. — № 3. — С.74−83.
  45. , М.Г. Интерактивность в обучении: коммуникация или диалог? // Новые знания. 2006. — № 2. — С.8−12.
  46. , A.A. Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат. Алмааты: РИПКСО, 2004. — 236 с.
  47. , A.A., Исаева, З.А., Тихомирова, В. П. Модель обучения для профессионального роста. Алма-Аты: РИПКСО, 2004. — 60 с.
  48. , Н.И., Столярова, В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектирования учебного процесса (технический аспект // Методист. 2003. — № 5. — С. 18−22.
  49. Жизненные и профессиональные ориентации старшеклассников в современной развивающейся школе: сб. ст. / под ред. Л. Ф. Савиновой. -Ставрополь: СТИЛО, 2009. 188 с.
  50. , И. В. Информационное обеспечение учительских кадров во Франции // Инновации в образовании. 2002. — №. — С.34−40.
  51. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.:
  52. Издательский центр «Академия», 2007. 192 с.
  53. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998 — С. 3−50.
  54. Зарубежный опыт образования взрослых и социальные перемены // Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования взрослых и социальные перемены. Санкт-Петербург, Новгород, Псков, 1994. — с.15−38.
  55. , С. И. Образование взрослых в России и в мире // Педагогика. -1999. № 6. — С.106−108.
  56. , В.Н. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2010. — 25 с.
  57. , И.Ф. Технология проблемно-ориентированного управления инновационными процессами в образовании: программа курса и методические рекомендации. Ставрополь: Сервисшкола, 2004. — 40 с.
  58. , Н. Ф. Подходы к разработке и реализации инновационных образовательных программ дополнительного профессионального образования // Методист. 2010. — № 8. — С. 7−11.
  59. Инновационные процессы в петербургской школе: мнение педагогической общественности. Социологический анализ / под ред. В. В. Тумалева. СПб: СПбАППО, 2007. — 92 с.
  60. Инновационные процессы в современном педагогическом образовании: коллективная монография/ под ред. Е. В. Бондаревской, В. И. Марковой. -Ростов-на-Дону: ИПОПИЮФУ, 2010. 316 с.
  61. Инновации в образовании: взгляд педагога на инновационные процессы в региональной системе образования. Сборник научно-методических материалов. ПНПО, часть IX. Ставрополь: СКИПКРО, 2007. — 98с.
  62. Инновационные центры повышения квалификации / М.:Эврика, 2003 -208 с.
  63. , З.К., Белогуров, А.Ю. Акмеологические аспекты гуманитаризации профессионального образования // Гуманитаризация образования. Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск, 1997.-С. 99−101.
  64. , Л.П. Методическое управление инновационными процессами в вузе: автореф. дис.. .канд. пед. наук. Карачаевск, 2009. — 22 с.
  65. , Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.
  66. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
  67. , К.К. Безопасное развитие общества как гуманитарная проблема. Межд. безопасность России в условиях глобализации. М.: Изд-во РАГС, 2007.-С. 383−390.
  68. , Е.С., Чернявская, А.Г. Практическая педагогика. Инновационное образование взрослых. М.: РАМА, 1998. — 85с.
  69. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. Сборник приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. — № 6. — С. 10−40.
  70. Концепция системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ставропольского края. -Ставрополь: СКИПКРО, 2006. 36 с.
  71. , В.В. Общие основы педагогики. М.- Волгоград: Перемена, 2003. — 163 с.
  72. , А.И. Андрагогический подход в педагогике. Ростов-на-Дону: ИПОПИЮФУ, 2009. — 328 с.
  73. , B.C., Мартиросян, Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 17−26.
  74. , В.А. Инновационная культура и развитие: круглый стол в институте стратегических инноваций // Инновации. 2001. — № 8. — С.42−43.
  75. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  76. , Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М. — Воронеж: Изд-во МПСИ, 2001. — 256 с.
  77. , А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 228 с.
  78. , Ю.А. Научные основы творческого развития педагога в системе послевузовского образования. М.: АПКиПРО, 2000. — 271 с.
  79. , Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. Ставрополь: СГУ, 2001. — 340 с.
  80. , Г. А. Образование стран европейского союза, устремленного в будущее // Вопросы образования. 2004. — № 4. — С. 166−177.
  81. , В.Я. Память как хронотомическая основа личностной самоорганизации // Вестник МГУ. Сер. 14. — 1991- № 4. — С. 25−33.
  82. , Т.Ю. Педагогическая мастерская как фактор совершенствования профессионализма учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2009. — 25 с.
  83. , З.А. Особенности организации педагогических научных исследований США // Педагогика. 2002. — № 6. — С.89−95.
  84. , А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 193 с.
  85. , А.К. Психология развития профессионала. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  86. , M.Д. К вопросу о мастерстве современного преподавателя системы постдипломного образования // Новые знания. 2004. — № 2. — С. 25−28.
  87. , Н.Д. Формирование готовности к инновационной научно-педагогической деятельности будущего педагога профессионального обучения: дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 2009. — 185 с.
  88. Методическая работа в системе дополнительного образования как условие совершенствования профессиональной компетентности педагогов Ставропольского края. Ставрополь: СКИПКРО, 2006. — 36с.
  89. , A.M. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых // Педагогика. 2003. — № 5. — С.79−84.
  90. , JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие. М.: Академия, 2004 — 320 с.
  91. , Л.М., Ефимова, Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб. пособие. М.: Флинта, 2003. — 144 с.
  92. Модернизация системы дополнительного профессионального образования в свете реализации приоритетных направлений российского образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции 25−26 октября, 2006 г. Краснодар.: ККИДППО, 2006. — 176 с.
  93. Модернизация системы образования в регионе: потенциал повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений: в 2-х ч. Волгоград: Издательство ВГИПКРО, 2005. -180 с.
  94. Модернизация содержания, форм и методов повышения квалификации работников образования: Сборник научно-методических материалов. -Ставрополь: СКИПКРО, 2007 116 с.
  95. Модернизация управления образовательным учреждением: методическое пособие / под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. М.: АПК и ПРО, 2004.-162 с.
  96. , JI.B. Сравнительный анализ моделей формирования содержания повышения квалификации работников образования // Методист. -2011.-№ 1.-С.З-11.
  97. , Т.К., Виноградова, А.К. Реализация качественного образования (в негосударственных школах). М.: УЦ «Перспектива», 2007. -168 с.
  98. , В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. -2001. — № 5. — с.75−100.
  99. , О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 320с.
  100. , C.B. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: автореф. дис.. док. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. — 46 с.
  101. Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2010−296 с.
  102. , И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. Волгоград: Учитель, 2007. -93 с.
  103. , А.И. Инновационное развитие и инновационная культура Электронный ресурс. / А. И. Николаев. Режим доступа: http://www.center-inno.ru/ru/materials/library/04−4. — Загл. с экрана.
  104. , А. М. Методология образования. Издание второе. М.: Эгвес, 2006.-488 с.
  105. , А. М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография. М.: Эгвес, 2008 — 136с.
  106. , A.M., Новиков, Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. — 120с.
  107. , Е.П. Ориентация на гуманистические традиции и ценности как идеология инновационных образовательных процессов // Сибирский педагогический журнал. 2006.- № 5. — С. 130.
  108. Образование взрослых на рубеже веков: Вопросы методологии, теории и практики. Том IV. Книга 2. Проектирование новых институциональных форм образования педагогов. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 200 с.
  109. Образовательное пространство гимназии как школа взросления / Под ред. JI. Ф. Савиновой. Ставрополь: СТИЛО, 2010.-168 с.
  110. , З.Г. Исследовательская деятельность ИПК как фактор развития профессиональной компетентности педагогов: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997 — 22 с.
  111. , В.Г. Проблемы непрерывного образования взрослых / Под ред. В. Г. Онушкина. Л., 1987. — 77 с.
  112. Опытно-экспериментальная работа как необходимое условие становления инновационных процессов в саморазвивающейся школе. -Ставрополь: СКИПКРО, 2007. 100 с.
  113. Организация опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях Ставропольского края: Сборник научно-методических материалов. Ставрополь: СКИПКРО, 2008. — 108 с.
  114. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. Сборник методических материалов. Волгоград: Перемена, 2003. — 152 с.
  115. , Е.А. Развитие инновационного потенциала учителя в условиях школы как самообучающейся организации: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2009. — 23 с.
  116. , Т.С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации: монография. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — 250 с.
  117. , Т.С. Теория и практика развития творчества учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. — 38 с.
  118. Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона. -Ульяновск: ИПКПРО, 1999. 116 с.
  119. , М.А. Развитие творческой активности личности в социокультурной образовательной интерактивной среде вуза. Ростов-на-Дону: ИПОПИЮФУ, 2009. — 140 с.
  120. План-проспект курсовых мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений Ставропольского края на 2006/2007 учебный год. В 2-х ч. Ставрополь: СКИПКРО, 2006. -84 с.
  121. План-проспект курсовых мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год. Ставрополь: СКИПКРО, 2007. — 80 с.
  122. План-проспект курсовых мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений Ставропольского края на 2008/2009 учебный год. Ставрополь: СКИПКРО, 2008. — 53 с.
  123. , О. В. «Инкубатор инноваций» как механизм трансформации методического пространства//Методист. 2010. — № 8. -С. 14−16.
  124. Подготовка будущих специалистов сферы образования в инновационном пространстве вуза: коллективная монография. Ставрополь: СГУ, 2008. — 224 с.
  125. , Е. Г. Инновации в педагогическом образовании на Западе // Педагогика. 2007. — № 8. — С. 121−126.
  126. Популярный энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1999. -1583 с.
  127. , О.Г. Постдипломное образование: о легитимности термина // Постдипломное образование: проблемы качества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во СПб. ГАППО, 2006. -С.61−64.
  128. Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2005−2010 гг. // Вестник образования. 2001. — № 19.
  129. , М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 2008. 22 с.
  130. , Н.Ф., Тряпицына, А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». — 2004. — № 1 (06). — С.45−49.
  131. , Г. В. Воспроизводство интеллектуального ресурса в России: состояние и перспективы // Инновации в образовании. 200. — № 5. — С. 4−17.
  132. , А. А., Коломенский, Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПб: ЗАО «Издательство «Литер», 1999. 416 с.
  133. , A.A. Психология изучения личности: учеб. пособие. СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 288 с.
  134. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / под ред. П. И. Третьякова. М: Новая школа, 2001. — 880 с.
  135. Региональная система повышения квалификации работников образования: цифры, факты. Вестник Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. — № 2. — Ставрополь: СКИПКРО, 2008. — 44 с.
  136. , К. Творчество как усиление себя // Социальная работа. М., 1992.-Вып. 5.-С. 29−73.
  137. , Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение обучения педагогов в процессе повышения квалификации // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». — 2006. — № 5.- С. 259−266.
  138. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Т. 2. гл. ред. В. В. Давыдов.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672с.
  139. , Л.Ф. Педагогическая мастерская как эффективная форма повышения квалификации преподавателя // Вестник университета (ГУУ). -М.: БУУ, 2011. № 24. — с. 85−87.
  140. , Л.Ф. Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога: монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001. — 272 с.
  141. , Л.Ф., Страчкова, Н.Ф. Научно-методические рекомендации по проблемам экспертизы инновационной деятельности образовательных учреждений, лучших учителей. Ставрополь: СКИПКРО, 2008. — 40 с.
  142. , Л.Ф. Школа педагога-исследователя как фактор совершенствования профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение 2012, — № 2 (22). — С. 100−106.
  143. Савинова, Л. Ф, Сафарова, Г. А. Теория и практика формирования инновационной культуры педагогов в системе повышения квалификации: учеб. пособие. Карачаевск: КЧГУ, 2013. — 114 с.
  144. , В.Ф., Чернолес, В.П. Педагогические инновации в системе профессионального образования: цели и сущность // Инновации в образовании. 2006. — № 6. — С.4−9.
  145. , А. М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: монография. -Волгоград: Перемена, 2000. 259 с.
  146. , A.M., Перекрестова, Т.С. Теория и практика становления и развития авторской школы: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2001. -133 с.
  147. , Г. А. Инновационная культура педагогов в региональной системе образования: социологический анализ // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 3(18). — Ростов-на-Дону, 2011. — С.16−22.
  148. , Г. А. Инновационная культура современного учителя в контексте дополнительной профессиональной подготовки // Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 10 (1). — Пятигорск, 2009. -С. 63−67.
  149. , Г. А. Корпоративное обучение как эффективная форма повышения инновационной культуры педагога // Вестник университета. -№ 26. М., 2009. — С. 104−106.
  150. , JI. Н., Родькина, Е.В., Капичникова, О. Б. Инновационная педагогическая деятельность: история, теория, практика: монография. -Балашов.: Весы, 1999. 94 с.
  151. , Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие // М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  152. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: «Логос», 1999. — 272 с.
  153. В. И. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192с.
  154. , А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в межкурсовой период последипломного образования. М.: МПИ, 1996. — 51 с.
  155. , В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. — № 2 — С.4−14.
  156. , Б. М., Пономарев, Н.Л. Закономерности образовательной инноватики // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С.4−20.
  157. , М.П. Экономический рост: возможности и границы в трансформирующейся экономике (методология и теория анализа): монография. Ростов-на-Дону: РГУ, 2002. — 244 с.
  158. , О.Г. Особенности реализации инновационных стратегий в социокультурной среде современного университета // Вестник непрерывного образования. 2009. — № 4 — С. 54−59.
  159. , Г. В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности. М.: Чистые пруды, 2007. — 32с.
  160. , Г. С., Николаева, A.B. Андрагогический подход в организации постдипломного образования педагогов. Якутск.: Ягу, 2003. -73 с.
  161. Сухорукова, JIM. Аналитический потенциал программы УНИТВИН/ЮНЕСКО (unitwin/ unesco) для создания общественно-просветительского пространства. Ростов-на -Дону: Донской издательский дом, 2009. — 40 с.
  162. , Л. М. Образование взрослых образовательно-научное направление в деятельности факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. — Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2009. — 66 с.
  163. .А., Богатых, H.A. Поликультурная компетентность фактор развития толерантности студентов // Высшее образование сегодня.- 2008,-№ 3.- С. 24−26.
  164. Теоретико-методологические аспекты модернизации дополнительного профессионального образования на современном этапе: Коллективная монография / Под ред. Л. Ф. Савиновой. Москва — Ростов-на-Дону- Ставрополь: СКИПКРО, 2007. — 316 с.
  165. , Е.П. Образование взрослых: поиск новой стратегии // Новые знания. 1997. — № 4. — С. 21−28.
  166. Федеральный Закон об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике (одобрен 23 декабря 1999 г. ФЗ-№ 427) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.invur.ru/index.php?page=npb&doc=inn fed. — Загл. с экрана.
  167. , Е.Е. Современные теоретические подходы к переподготовке педагогических кадров в Германии // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. М.: АПК и ПРО, 2001. — С.51−52.
  168. Хартия инновационной культуры // Инновации. 1999. — № 9−10.
  169. , Е. Е. Правовое обеспечение инновационной деятельности в сфере российского образования // Инновации в образовании. 2003. — № 1. -С. 4−10.
  170. , И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. — 144 с.
  171. , А.Г. Формирование инновационной культуры обучающих и обучающихся как условие эффективности дистанционного обучения // Инновации в образовании. 2008. — № 7. — С.56−65.
  172. , И.С. Инновационная деятельность как важнейший фактор развития профессионализма лучших педагогов // Методист. 2006. — № 8. -С. 50−51.
  173. , З.И. Становление исследовательских умений учителей в региональном постдипломном образовании: автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2008.-18с.
  174. , П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. — 154с.
  175. Экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях Ставропольского края: сборник нормативно-правовых актов. Ставрополь: СКИПКРО, 2007. — 64 с.
  176. , К.Т. Образование взрослых: достижения, проблемы. Перспективы // ЮНЕСКО. 1986. — № 3. — 28 с.
  177. , Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической -инноватики//Новыеисследования в педагогических науках. Вып. 1(55). -М.: Педагогика, 1990. — С. 3−7.
  178. , Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2002. — № 6. — С.8−14.
  179. Christopher Freemen / Diffusion: The Spread of New Technology to Firms, Sectors and Nations. In: Heerie, Arnold.: Innovation, Technology and Finance. Basil Blackwell, Oxford, 1988.
Заполнить форму текущей работой