Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творческая активность ученика на уроке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как развивать творческое мышление, у нас пока произносятся первые слова. Но учитель не может ждать полных открытий. Ему хочется приложить руку к плодотворному качеству человека творческости, и поэтому «воспитание творческости почитается в США краеугольным камнем современного образования». Основой творческости считается чувственная сфера, включающая перцептивные чувства, эмоциональную отзывчивость… Читать ещё >

Творческая активность ученика на уроке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В характере творчества обычно выделяют субъективное и объективное начало, творчество для себя и творчество для других. Познавая мир, ученик делает открытие мира и открытие слова. Постижение мира и языка составляет его первый творческий акт. Его активность при этом неизмеримо возрастает, потому что он ощущает потребность в действии, воплощение замысла в результате.

Ребёнок увидит значительно больше красоты при восприятии объекта в том случае, если он попытается посвятить ему стихотворение, зарисовать его, снять кино или зафиксировать фотоаппаратурой, чем тогда, когда он просто видит, воспринимает без потребности осуществить какое-либо действие [ 109]. Особенность детского творчества в его малой осознанности, больше, чем у взрослых, риске. Творчество детей одинаково плодотворно и на уровне процесса, и на уровне завершённого произведения: в том и другом случае — это воздействие на себя.

Психологи утверждают, что «так называемый творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру» [88]. Но в художественном творчестве и особенно в художественном восприятии есть такие тонкости, такие особенности, которые возвышают творчество над логикой, а значит, творческое мышление над логическим.

На это обратил внимание Н. Е. Веракса [36]: который разграничивает обычное мышление как шаблонное и творческое как нешаблонное. Творческое он характеризует такими процессами, как визуализация, сдвиг внимания в сторону необычного, непривычного.

Как развивать творческое мышление [74], у нас пока произносятся первые слова. Но учитель не может ждать полных открытий. Ему хочется приложить руку к плодотворному качеству человека творческости, и поэтому «воспитание творческости почитается в США краеугольным камнем современного образования» [176]. Основой творческости считается чувственная сфера, включающая перцептивные чувства, эмоциональную отзывчивость и восприимчивость. Активно включить восприятие в существо ученика — вот главная творческая направленность урока.

Критерием такого успеха учителя выступает эмоциональный и интеллектуальный отклик учеников, выражающийся в слове и действии, когда впечатления бытия и художественного восприятия переплетаются, пересоздаются и предстают в качестве собственного взгляда, трактовки, достижения, когда чувство «свободно льётся». Положительный эмоциональный тонус, интерес и предвкушение радости — вот черты этой атмосферы. А путь её создания можно наметить через следующие этапы:

ь импульс к творческому усилию, поиску, озарению, как бы игра без правил;

ь постановка творческой задачи может быть более эффективной, если в её формулировке примут участие ученики;

ь содержательное ядро мотива — раскрытие тайны, вхождение в неизведанный мир, столкновение с неожиданным, возможность противоборства и преодоления;

ь выбор своего варианта в достижении результата, знакомство и овладение приёмами;

ь анализ и итог как акт постановки новых задач.

И для учителя и для учеников важен набор приёмов творческой познавательной деятельности для уроков. Приёмы в работе могут использоваться комплексно.

Творчество повторять не следует, но продолжить творчество можно. Последнее обстоятельство трактуется разными учителями по-разному:

  • v некоторые учителя все задания, где ученики должны проявить самостоятельность, считают творческими;
  • v другие называют творческими только те, в основе которых лежат жизненные впечатления учащихся;
  • v третьи — к творческим относят работы, приобщающие учеников к какой-либо деятельности.

Уверенно можно сказать, что, выполняя творческие задания, ученики интенсивно развивают творческое мышление.

Необходимо заметить, что набор приёмов и виды заданий не являются универсальными. Споры о них то утихают, то возобновляются с новой силой. Причина такого состояния неопределённости в методическом отношении к многообразию приёмов работы объясняется тем, что эти приёмы таят в себе опасность ухода от конкретики в область произвольного фантазирования, а это в свою очередь, ведёт к снижению восприятия учащихся самого задания. В этих формах работы должна быть филигранная работа учителя в формулировке задания, подготовке к работе, обсуждение её результатов. Однако приёмы и задания использовать надо, потому что ;важно не то, что создают дети, а важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении" [67].

Творческие задания учителя помогают учителям выразить своё личное отношение к окружающим предметам и действиям, способствуют формированию воображения, эмоциональной сферы, творческой активности. Понять и развить творческий потенциал ученика — благодарная задача учителя, и она теснейшим образом связанна с организацией творческо-познавательной деятельности учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой