Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов)
Диссертация
Практическая значимость. Результаты и выводы, сформулированные в диссертации, представляют основу для дальнейших исследований художественно-творческой деятельности учащихся общеобразовательных школ средствами этнокультуры, народной педагогики карачаевцев и балкарцев, и всего кавказского региона. Фактологический материал и раскрытые в работе теоретические положения могут быть включены в учебники… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (на примере КАРАЧАЕВСКОГО И БАЛКАРСКОГО НАРОДОВ)
- 1. 1. Теория и история художественной культуры Карачаевского и Балкарского народов
- 1. 2. Взаимопроникновение разных видов художественно-творческой деятельности кавказких горцев
- 1. 3. Воспитательный опыт формирования у детей изобразительно-художественного творчества в педагогике карачаевцев и балкарцев
- ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ И СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОГО ФЕНОМЕНА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВО» В НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
- 2. 1. Социогенез национально-изобразительного творчества кавказких горцев в педагогической культурологии
- 2. 2. Характеристика общечеловеческих достояний карачаевцев и балкарцев в народной педагогике XIX — XX столетий
- 2. 3. Семья как источник традиционной художественно-педагогической культуры карачаевского и балкарского народов
- ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
- 3. 1. Воспитательные возможности национально-регионального компонента в образовании молодежи и студентов на примере школ Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик
- 3. 2. Специфика потенциала методики развития художественного творчества учащихся в общеобразовательных национально-региональных школах
- 3. 3. Опыт совершенствования художественно-творческих способностей школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству
- ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ХУДОЖНИКОВ -ПЕДАГОГОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ КАК ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ
- 4. 1. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства в контексте национально-регионального образования Карачаевского и Балкарского народов
- 4. 2. Роль целеполагание народного декоративно-прикладного искусства в подготовке будущих педагогов-художников
- 4. 3. Этнопедагогический потенциал развития изобразительного творчества учащихся в контексте этнизации и модернизации общего-среднего образования
Список литературы
- Айбазова М.Ю. Мир красоты и восприятия эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, — 1999.
- Алексеева В.В. Что такое искусство? М: Советский художник, -1991. Т. 2.-238 с.
- Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., — 1973. С. 46−49
- Алпатов М.В. Истолкование живописных произведений. // Творчество, 1980. № 10. С. 20−21.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. -M., JI.: Искусство, 1940.-132 с.
- Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1990.303с.
- Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства.-М.: Советский художник, 1963. 423 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа пед. процесса. -Минск, 1990. -559с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.-М.Д980.Т.1.-232с. Т.2.-288 с 21.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л. Изд. ЛГУ, 1961, 456 с: ил.
- Ананьев Б.Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. С. 70.
- Андреева Т.В. Методы оценки конкурирующих методов обучения. Сов. Педагогика, 1971. № 10, с. 73−80.
- Анохин П.К. Кибернетические аспекты в изучении работы мозга. /Материалы симпозиума/. Отв. ред. академик П. К. Анохин. М.: Наука, 1970.
- Арабов И.А. Этнокультурная ориентация студентов педвуза в поликультурной среде. Тезисы докладов межвузовской научно-практическойконференции посвященной 20-летию открытия факультета педагогики методики начального образования. Карачаевск, 99.
- Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии // Культура, человек и картина мира. М: Наука, 1987. С. 5−27.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — 352с.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980.-126 с.
- Архангельский С.И. Кибернетические аналогии в обучении. М.: Знание, 1968. -42 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов А.Г., Нырова М. С. Теоретические, методологические и культурно-исторические основы психологии. М.: Псих, ин-т РАО, 1995. — 101с.
- Бабанский Ю1К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из исправлений развития способностей к изобретательной деятельности: Дис.канд.пед.наук.
- Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней .М.: Прогресс, 1995.-524 с.
- Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981, — 251 с.
- Батурина Г., Байер. Цели и критерии эффективности обучения. 10. Reinecke W/ Einige Bemerkungen zur Linquodidaktik als Bestandteil einer Theorie des Fremdsprachenunterrichts // Deutsch als Frem-dsprache (16) —1979 -H.5 -S.263−272.
- Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества. M., 1986. — 445c.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция Текст. / Г. В. Беда. 2-е изд., перераб. и доп. — М. -Просвещение, — 1981. — 239 с.
- Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства: Уч. Пособие для студ. худ. граф. фак-ов пед. ин. М.: Просвещение, 1977. — 186с- ил.
- Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ, чл. АПН Е. Н. Медынского. — М.- Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 280 е.: портр.
- Бернштейн H.A. Общая биомеханика. Основы учения в движении человека. Под ред. Центр, ин-та труда. М.: РИО ВЦСПС. 1926.-416с.
- Бернштейн H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.255с.:
- Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний. Сов. педагогика, 1968, N4, с.52−69.
- Беспалько В.П. Педагогическая технология // 21. Новые методы и средства обучения. М: Знание, 1989. С. 3−54.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения, Кемерово, 1993. — 414 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы. Сб. статей. 1991. № 6. С. 15 45.
- Блинов В.М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976.-192с.
- Богомолов Н.С. ормирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис.док.пед.наук. -М.: МГУ. 1993.
- Богоявленская Д.Б. О диагностике художественного творчества // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры. Л.: Наука, 1983. — С. 220−224.
- Богуславская И .Я. Добрых рук мастерство: Произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. музея: Сборник очерков. / Сост. И. Богуславекая- науч. ред. В. Пушкарев. JL: искусство, 1976. — 211с: ил.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. — 46.4 с.
- Бойко Е.И. Механизм умственной деятельности: Динам, связи. М.: Педагогика, 1976. — 248 с.
- Брунер Дж. и др. Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Гринфилда П. М.: Педагогика, 1971. 389 с.
- Брюллов К.П. в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост. Н. Г. Мащковцев. 2-е изд. доп.- М: Изд-во Акад. художеств СССР, — 1961. -318 с. 24 л. ил.
- Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. Автореф. дис.канд.пед.наук.-Л.- 1976. -16 с
- Бэн А. Психология / Пер. с англ., под ред. и с предисл. прив. доц. Моск. ун-та A.C. Белкина Т 1−2/. М.: тип. И. А. Баландина, 1902−1906. Т.1 -417 с. Т.2−104 с.
- Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. / Под ред. и с.вступ. статьей Л.С. Выготского/. М.: Политиздат, — 1990. — 413 с.
- В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ред. Мелик-Пашаев А.А.-М., 2001. -384с
- Валицкая А.П. Культурологическая миссия в школе в процессе демократизации общества // Диалог об образовании. Сб. статей. СПб.: Лань, — 1999. — 544 с.
- Ванслов В.В. Проблема содержания и формы в искусстве.-М.: Знание, 1995. 40 с.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, -1977. 464 с: ил.
- Величковский Б.М., Зинченко Б. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М., 1973.-245 с.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994.426с.
- Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошкольника. /Л.А. Венгер, В. В. Холмовская, Н. Б. Венгер и др./- Под ред. Л. А. Венгераи В.В. Холмовской. -М.: Педагогика 1978 248 с: ил.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. -М.: Просвещение, 1969.-366 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973.-96 с.
- Венецианов А. Г. Статьи, письма, современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. Л.: Искусство, 1980.-391с.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Искусство, 1985.-288 с.
- Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970. — 592 с.
- Войскункий А.Е. К вопросу о двух видах понимания при совместном решении задач. В кн.: Психология технического творчества. -М: 1973. -С. 235−240.
- Волков В.Г. Организации восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству (в системе внеклассных и внешкольных занятий): Дис. канд. пед. наук. М.: Изд-во МГУ. 1981. -74л.:ил.
- Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988. -с. 167.
- Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М: Изд-во АПН РСФСР 1950. — 508 с. 61 л. табл.: ил.
- Волков H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. — 52с.
- Волков H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. JL: Наука, 1971.-С.281−297.
- Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. -263 с.
- Волков H.H. Цвет в живописи. М: Искусство, 1984. — 320 с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. — М, МГУ, 1976.-288 с.
- Вопросы психологии, 1999. № 2. С. 35−41.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.344с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.- Педагогика пресс, — 1996. — 92 с.
- Галич А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку на худ. граф. факультетах педагогических инс-тов: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1972.-173 е.: ил.
- Гальперин П.Я. Психология мышления о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966. — с.236−277.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн. Психологическая наука в СССР, под ред. Б. Г. Ананьева. М: АПН РСФСР, 1959.-Т. 1- С. 441.
- Ге H.H. Письма, статьи, критика, воспоминания современников.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Соч. в 14-ти томах. Т. 14. -М., 1958.-440 с-
- Герчук Н. Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: РИО Мособупрполиграфиздата, 1994. -176 с.
- Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. — 623 с. 81. .Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. -М.:Прогресс, 1988.-464 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -М.: Прогресс, 1988−464 с.
- Гильдебрандт А. Проблемы формы в изобразительном искусстве.-М.: Искусство, 1991.-161 с.
- Гиневская Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста. «Вопр. псих. /Под ред. А.П. Леонтьева/.М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, вып. 14. с, 197−215.
- Гинзбург И. Чистяков П. П. и его педагогическая система. М.- Л.: Искусство, 1940. — 204 с: 14 вкл. л., или портр.
- Глезер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.- Л.: Наука, 1966.-204с.
- Говоркова А. Ф. О понятийной природе эмпирических обобщений.-Вопр. психол., 1971, N6, с.78−88.
- Голубева О.И., Суханов А. Д. Проблемы целостности в современном образовании. // Философия образования. М., — 1996. — С. 57−58.
- Гончаров А.Д., Котляров A.C. Теория композиции: учебное пособие. М, МПИ, — 1991.-52 с.
- Горский В. Б. Особенности волевой саморегуляци подростков: Дис. канд. психол. наук. М., — 1990. -142 л.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, квалификация культуролог. -М: Мин. образования РФ, 2000.
- Грабарь М., Краснянская К. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. -136 с.
- Грановская P.M., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М: Наука, 1981.-206 с.
- Грановская Р.Н., Березная И. Я. Запоминание и узнавание фигур. -Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. 96 с.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 1970.-271с.
- Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. — 209 с.
- Грибанова М.В. Формирование художественного и эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста. Автореф. на соиск. уч. степ, к.п.н. Екатеринбург, 1999.-23 с.
- Грибков В.М., Петров В. М. Изобразительная плоскость и ее интегрирующие свойства / Ученые записки Тартусского государ, ун-та. Вып. 365с. Тарту, 1975.
- Губанова E.H. Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М .: 2010.
- Губарев A.B. Вопросы психологии восприятия изобразительного искусства и методика эстетического воспитания в художественном музее // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников.-М., 1973. Ч. 1. — С. 171−199.
- Губарев A.B. Из опыта изучения восприятия живописи в музее // Художественное восприятие. Сб.1 /ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, — 1981. — С. 298−305.
- Гунина E.K. Особенности объема зрительного внимания у подростков массовой и вспомогательной школ: Дис.. канд. пси-хол. наук. -М., 1987.-129 с.
- Гурова J1. J1. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых ориентиров в интуитивных решениях. Вопр. психол., 1976, № 3, с. 83−96.
- Гурьянов Е.В. Навык и действие. Ученые зап. МГУ, 1945, вып. 90, с. 133−148.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.- 423 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986.-239 с.
- Дадамян Г. Г., Дондурей Д. Б. Опыт теоретического построения типов зрительского восприятия и понимания изобразительного искусства // Советское искусствознание, 1978.Вып.1.-М., 1979.-С.41−72.
- Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1996, -440 с.
- Данашев М.Х. Методическое наследие русской академической школы рисунка и его использование в подготовке специалистов на художественно-графических факультетах пединститутов: Дис. канд. пед. наук. М., 1982.-161 е.: ил.
- Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок, о воспитании зрителя. JL: Искусство, 1990. — 223 с.
- Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. JL: Искусство, 1986. — 199 с.
- Дейнека, A.A. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование Текст. / A.A. Дейнека. М. — Архитектура-С, 2005. — 224 с.
- Делакруа Э. Дневник Делакруа / Пер. с франц. Т. М. Пахомовой: Ред. и предисл. М. В. Алпатова. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР. 1961.Т.1−2.
- Дмитриева H.A. Беседы о восприятии искусства //Декоративное искусство 1975. № 3. С. 18−19,0.13−22.
- Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956.-208 с.
- Дмитриева H.A. Изображение и слово. М., 1962. — 314с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания: Автореф. дис. док.пед. наук. Саратов, 1972.-42с.
- Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Л.: Искусство, 1957.-т.2−253с.
- Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Дис.канд.пед.наук. -М. 1995. -177 л.
- Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1994. -124 с.
- Желтоухов Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду /На примере художественной обработки мате риалов в 6−7 кл./ Автореф. Дис. канд. пед. наук. М, 1970.- 16 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М: Педагогика, 1982.-160 с.
- Заззо Р. Эволюция графической способности и речи ребенка. В кн. Развитие ребенка /Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. -М.: 1968.
- Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986. -158 с.
- Зальцман Е.П. К проблеме взаимосвязи структуры художественного произведения и характера его восприятия во времени // Советское искусствознание. М: Советский художник, 1978. № 77. — С. 55−74.
- Зальцман Е.П. Формирование навыков художественного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства у студентов педагогического института. Дисс. к.п.н. Алма-Ата, 1979.-264 с.
- Зальцман Е.П. Формирование навыков художественного восприятия как педагогическая задача. /Сб.: Формирование эстетического отношения к искусству и действительности у будущих учителей изобразительного искусства. Алма-Ата, 1985.-С. 3−13.
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. Автореф.дис. док. пед. наук (психологии) М., 1958.-38 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды. М.:
- Педагогика, 1986. Т. 1. -320с.- Т. 2. -269с.
- Запорожец A.B. Изменение моторики ребенка в зависимости от условий и мотивов его деятельности. Изв. АПН РСЖТ, — 1948.№ 14.-С.38−62.
- Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии, 1967.- № 1. С. 11−16.
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1986. т. 2. — 268 с.
- Запорожец A.B. Роль JI.C. Выготского в разработке проблем восприятия // Вопросы психологии, 1966.- № 6-
- Запорожец A.B., Венгер J1.A., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие / Под ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
- Зацепина Н.М. Анализ произведений искусства как метод художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы. Дисс. на соиск. уч.ст. к.п.н. М.: — 2000. — 181 с.
- Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Дис. К.п.н. М.: 1980.- 188 с.
- Зинченко В.П. Движения глаз и формирование образа. Вопр. психол. /Под ред. Б. М. Теплова и др./. — М: Изд-во АПН РСДОР .1968. ВЫП. 5, С 63−76.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. — 64 с.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии.-1962, № 2, С. 65.
- Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека//Вопросы психологии, 1988, № 6.-С. 15−30.
- Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования / Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977.-528 с, С 252−258.
- Зинченко В.П., Вучетич Г. Г., Гордон В. М. Порождение образа // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. — 433 с.
- Зинченко В.П., Лурия А. Р. / Предисловие к книге Р.Грегори. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-271с.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии, 1973, № 2. С. 3.
- Зись А .Я. Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение. Изд. 2-ое. М.: Искусство, 1974. 447 с.
- Зись А.Я. Некоторые размышления об искусстве XX века// Современное искусствознание. Методологические проблемы. М.: -1994. — С.5−28.
- Зись А.Я., Стафецкая М. П. Методические искания в западном искусствознании. М.: Искусство, 1984.-238 с.
- Зись А.Л. Виды искусства. М: Знание, 1979. — 128 с.
- Злобин Н.С., Межуев В. М. и др. Культура-человек-философия: к проблеме интеграции и развития // Вопр. философии, 1982. — № 1. С. 34−40.
- Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1990. — 308 с.
- Золоторева Л.Р. Взаимосвязь искусств в процессе специальной подготовки студентов ХГФ, пед. институтов. Дисс. на с. у. с. к.п.н. М., 1990. — 210 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования знаний старшеклассников. М: Педагогика, 1978. -128 с.
- Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. -М.: Мир, 1964. 442 е.:ил.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1961. — 224 с.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968, — 32 с.
- Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Дис.. канд. пед. наук. М., 1982.-264 с: ил.
- Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Учебное пособие для вузов. ГРИФ. 2007. 208с.
- Инагамов А.И. Пути совершенствования трудового воспитания школьников средствами изобразительного искусства (На материале восьми летних школ УзССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент: 1984.-26 с.
- Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1959. — 248 с.
- История европейского искусствознания. От античности до к. XVIII века. М: Изд-во АН СССР, 1963.-463 с.
- История художественного образования в России / под. ред. Ю. В. Голобокова — М., Изд. дом РАО, 2003 .-416с.
- История художественного образования в России XX века / под ред. H.H. Фоминой М., Педагогика, 2002. — Т. 1. — 474 с.
- Кагальняк А.И. Особенности сравнения учащимися конкретных объектов в зависимости от их количества и характера. Вопр. психол., 19724, с.93−99.
- Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения // Советское искусствознание, 1982. -№ 1. С. 168−272.
- Каган М.С. Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987.272с.
- Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание // Избр. ст. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1991. — 384 с.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. -М.: Архимед, 1992.107 с.
- Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. Цит. по ст. Н. И. Дружкова. Теория искусства и художественная педагогика В. Кандинского / В сб. Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. -М., 2003.-С. 139−166.
- Кардовский Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, письма, статьи /Сост. и автор примеч. Е. Д. Кардовская. М.: Изд-во Акад. художеств СССР. — 1960. — 340 с: ил.
- Карелинская В. Панчешникова. Опыт создания объективных измерителей оценки знаний, умений и навыков учащихся. Сов. педагогика, 1964, N3, с. 63−72.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. // Общ.ред. и предислов. Зинченко В. П. и Жукова Ю. М. -М.: Прогресс, 1989. -720 с.
- Кекчеев К.Х. Интерорецепция и проприорецепция и их зна-чениедля клиники. М.: Медгиз, 1946. — 187 с.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка.: Пер. с нем. и ред. С. А. Левитана. М: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. — 214 с. ил., портр.- 3 л., цв. илл.
- Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве//Вопр. философии, 1966. -№ 10.-С. 103−113.
- Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с: ил.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
- Ковалев А.Т. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп.
- М.: Просвещение, 1970. 382 с.
- Ковалев A.A. Метод сопоставительного анализа категорийхудожественно-изобразительной практики в теоретической подготовке художника-педагога. -Витебск: Издательство Витебского госуниверситета им. П. М. Машерова, 2001 -60с.
- Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие // Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. Вып. I. 443 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. T. 1.-М.: 1982.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.-720 с.
- Костин В.Н., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. -М: Знание, 1978.-110 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М.: Педагогика. 1977.- 264 с.
- Крамской Иван Николаевич: Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи /Под ред. и с предисл. В. В. Стасова. Сп. б. 1888.-750 с.
- Красновский Э., Коган. Качество знаний, умений и навыков как критерий оценки учебных достижений школьников. Сов. Педагогика, -1980. № 8, С.47−52.
- Красота и мозг / Под ред. Ренчлера И. и др. М.: Мир, 1995.335с.
- Краткий словарь по эстетике / Под ред. М. Ф. Овсянникова.- М., 1983,-106 с.
- Крутецкий К. А. Психология обучения ивоспитании школьников. М.: Просвещение, 1976. — 300 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М: Высшая школа, 1990.-140 с.
- Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М: Знание, 1988.-80 с.
- Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
- Кузин B.C. Психология. Учебник. 3 издание. М: АГАР, 1997.304 с.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества Текст. / В. С. Кузин. М. — Просвещение, 1971. — 144 с.
- Кузин B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки Текст.: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. С. Кузин. М. -Академия, 2004. — 232 с.
- Кульчинская H.JI. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея. Дисс. на соискание ученой степени к.п.н. -М., 1987. -198 с.
- Кульчинская H.JI. Работа с детьми в ГМИИ им. A.C. Пушкина в 20−30 годы (На основе архивных материалов музея) / В сб. Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Союз художников, 1988. — С. 276−294.
- Кульчинская H. J1. Ребенок в музее: Книга для педагогов и родителей. — М.: Подкова, 1999.-112 с.
- Лабунская Г. В. Восприятие картин детьми и подростками. -М.: Художник, 1968.-С. 42−43.
- Лебедко В.К. Об организации экспериментально-творческих мастерских на художественно-графических факультетах // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. ст. Вып. 1.-М.: Прометей. 1996. с. 37 — 40.
- Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника педагога: Автореферат дисс.. докт. пед. наук. — М., 1994.-27 с.
- Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. М.: Изо-гиз. 1934.-384 с.
- Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. -СПб.: Азбука, 2001 .-702с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. -М.: Педагогика, 1988. т.2, — 317 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Наука, 1977.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М: МГУ, 1981.584 с.
- Лепская H.A. Восприятие искусства. Опыт исследования общих закономерностей художественного восприятия / В сб. Эстетическое воспитание и экология культуры. -М.: Союз художников, 1988. С. 41−54.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика. 1981. -186 с.
- Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М: Знание, 1988.80 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 174 с.
- Ломов Б.Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы. -М.:1. Педагогика. 1972. 312 с.
- Ломов С.П. Дидактика художественного образования:монография. С. П. Ломов М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010. -104с.
- Ломов, С.П. Живопись. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 2008. 232с., ил.
- Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов : дис. доктора пед. наук. М., 2000. — 380с.: ил.
- Ломов С.П., Крылов В. П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства М: 1997
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991.-525 с.
- Лосюк П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения декоративно-прикладным искусством: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 28 с.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура. Л., 1972. — 272 с.
- Лотман Ю.М. Искусствознание и «Точные методы» в современных зарубежных исследованиях / Сб. Семиотика и искусствометрия. -М: Мир, 1972.- С. 5−23.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. — 704 с.
- Лотман Ю.М. Труды по знаковым системам. Тарту: Изд-во унта, 1969. -т.З.-С. 130−145.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144с.
- Лукач Д. Своеобразие эстетического. М.: Прогресс, 1986. — т.2.466 с.
- Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М.: Акад. Мед. наук СССР, 1948. — 236 с: ил.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 172 с.
- Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Дис. канд. пед. наук. М.: 1979. — 168 л.
- Мак-Уинни Г. Обзор исследований по эстетическим измерениям // Семиотика и искусствометрия. -М.: Мир, 1972. С. 250−264.
- Мальченкова И.А. Установка художественного восприятия: структура, функционирование, формирование. Автореф. на с. к.н. -М, 1997. -23 с.
- Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения: (Психол. аспекты худ. тв-ва и восприятия искусства). СПб., 1998. -Вып. 3. -С. 217−225.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). -М.: Мысль, 1983. 284 с.
- Маркс К., ЭнгельсФ. Об искусстве, М.: искусство, 1957, Т. 1.с.158.
- Маслоу А. Самоактуализация. 11 В сб.: Психология личности: Текст под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. — с. 108 -118.
- Мастера искусств об искусстве. М- Л,: Искусство, 1965 -1970.т.1−7.
- Материалы к проведению эксперимента по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1-х классах общеобразовательной школы СССР. Вып. 1.-М., 1972.
- Матросов В. Л. «Живая культура» педагогического образования. СПб. 2007.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-240 с.
- Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку Текст. / Л. Г. Медведев. М.: Просвещение, 1986.-159с., ил.
- Медведев Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования Текст. / Л. Г. Медведев. Омск — Наука, 2008. — 290 с.
- Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета Текст. / Л. Г. Медведев. СПб. — ЗАО «Мультипринт Северо-Запад" — Омск -Изд-во ОмГПУ, 2009. — 152 с.
- Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку: Дис.док. пед. наук. М., 1987.- 409 с.
- Медушевский В.В. Миграция терминов и системность науки // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. — С. 238.
- Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — 300 с.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.-96 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин / В сб. Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988. — С. 7−24.
- Мелик-Пашаев A.A. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. -126
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. О критериях художественности //Творчество, № 9,1981. С. 18−19.
- Менчинская H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика, № 6, 1968. С. 21−38.
- Метельский Н.В. Психолого педагогические основы дидактики математики. — МН.: Полыня, 1997. — с. 12.
- Мигаль Б.Г. Восприятие искусства в комплексе художественного содержания, формальных выразительных средств и композиционных приемов / Образовательная деятельность художественного музея. Вып.4. СПб., 1995. — С. 46−57.
- Молева Н., Белютин Э. Школа Ашбе. М.: Искусство, 1956.116 с: ил.
- Молева Н.М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1967.- 321 с.
- Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. — 389с., 56 л. ил.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956. — 519 с.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. — 408 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351 с.
- Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи.- М.: Советский художник, 1983.- 375 с.
- Мухина В.О. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1981. 238 с: ил.
- Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, -1990. С. 46.
- Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшая задача (Проблемы способностей). Под ред. В Н.Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. с. 5−14.
- Неверович Я. 3. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте. Вопр. психол. (Под ред. чл. корр. АПН РСФСР проф. А. Е Леонтьева) — - М. — П.: Издво АШ РСФСР, 1948. вып. 14, с. 167−196.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Немов P.C. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х книгах. Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, — 1994. — 496с.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд.-во Моск. унта, 1981,-191 с.
- Общие проблемы искусства: Обзорная информация. Вып. 3. -Проблемы эстетического воспитания в аспекте социального проектирования (теоретико-методологические разработки Комплексной программы эстетического воспитания населения). -М, 1988. — 32 с.
- Опенков М.Ю. Развитие визуального мышления и компьютерная революция / Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995. -С. 207.
- Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М.: Учпедгиз, 1950. — 264 с.
- Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. -М: Искусство, 1998.-362 с.
- Панчешникова J1.M. Об уровнях и показателях эффективности развивающего обучения. В кн.: Новые исследования в педагогических науках, 1974, № 10, с. 13−15.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1998.
- Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, — 1991. — 328 с.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Изд-во Казанского ун-та, 1976. — 199 с.
- Петрова Г. А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. Казань: изд. Казанского университета, 1973.- 24 е.
- Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М., — 1994. С.106−141.
- Полякова А.Г. Анализ процесса усвоения навыков путем подражания (у детей дошкольного возраста).- Вопр. психол. Под ред. А. Н. Леонтьева. -М.: Изд- во АПН РСФСР, 1958. № 5.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.303с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Попов М.М. Иллюстрированная история методики преподавания. -СПб. 1909.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество.- М.: Знание, 1987, 80 с. — (новое в жизни, науке и технике, сер. Педагогика и психология- № 1).
- Похолкин Г. В. Трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства. Дис. канд. пед. наук. — М., 1978. — 184 л.
- Проблема художественного восприятия в зарубежных исследованиях. Обзорная информация. Вып. 1. М., — 1986. — 40 с.
- Программа общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство 1−9. «Дрофа» 2010. — 54с.
- Программы педагогических институтов. Сб. № 14. -М.: МПГУ, 2010.-152 с.
- Пространство картины / сост. Н. О. Тамручи М.: Советский художник, — 1989.-366с.
- Протопопов Ю.Н. Восприятие искусства и личность старшего школьника /В сб. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством М, — 1981.-С. 122−138.
- Протопопов Ю.Н. Восприятие произведений живописи старшеклассниками в процессе художественного воспитания. Автореф. к.п.н. -М., — 1981.-23 с.
- Протопопов Ю.Н. Художественное восприятие в процессе приобщения учащихся к изобразительному искусству во внешкольной системе эстетического воспитания / В сб. История художественного образования в России XX века. М, 2002.-С. 205−230.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М, 1996.-157 с.
- Психологические исследования: Проблемы психологии восприятия. Материалы конференции / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. Вып.6.— 156с.
- Психология эмоций. Тексты / Под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.
- Развития высших психических функций. Т. З. Соч. в 6-ти томах.-М, 1983. 367 с.
- Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1977. — 256 с: ил.
- Ракитский П. Принципиальные вопросы современной генетики. Коммунист, № 9, 1978. с.75
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М.: Советский художник, 1979. — 235 с.
- Распопова Н.И. Особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста в различных условиях социализации: Дис.канд. психолг. наук. М., 1994. -202 л.
- Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -М.: Интер-пракс, 1994.-240 с.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. — 288 с.
- Раушенбах Б.В. Пространство как функция мировоззрения //Русское подвижничество /РАН. Научный совет по истории М.К. -М.:Наука, 1996. С. 551−559.
- Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Рева Н.Д. Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников/ автореф. у.с.к.п.н. М., — 1991.-17 с.
- Рейнольде Д. Речи, говоренные кавалером Рейнольдсом в Английской королевской Академии художеств в Лондоне . СПб.: Тип. Горного училища, — 1870.-293 с.
- Решетников В.И. О некоторых показателях умственного развития учащихся. В кн. Новые исследования в педагогических науках. -1976, № 8, с.126−132.
- Риччи К. Дети художники /Пер.под ред. и с предисл. Л. Г. Оршанского. — М.: В. М. Саблин. — 1911. — 84 с.
- Рождественская Р.В. Психология художественного творчества.-СПб., 1995.-С. 126.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. Т.2. -М.: Педагогика, 1980.-280 с.
- Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников: Науч. семинар. М., 1973.-Ч. 1., 4.2.-875 с.
- Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М.: Изобразит, искусство. 1983. — 288 с.
- Ростовцев H.H. Актуальные проблемы эстетического воспитания студентов ХГФ и отделений. // Худож. пед. обр-ие и эстет, воспитание М, 1970. С. 1−6.
- Ростовцев H.H. Методика преподавания ИЗО в школе.- М.:1. Агар. 2000. 256с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. Учен. зап. МГУ. 1945. вып. 90. с.6−21.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940.-104 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте псхического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. -С. 249.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: АН СССР, 1976. — 416 с.
- Руубер Г. Р. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Валгус, — 1985. — 344 с.
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд. Удмуртского университета, -1992.-310 с.
- Рытикова Л.А. Эстетическое сознание: сущность и специфика. -М: Знание, 1985.-64 с.
- Сакулина H.H. Художественное восприятие и творчество подростка // Искусство в трудовой школе. М, 1926. — С. 81- 105.
- Саккулина К.П. Рисование в дошкольном детстве. М.:
- Просвещение, 1965. 214 с- 16 л. ил.
- Салтыков А.Б. Самое близкое искусство.- М.: Искусство. 1969.296 е.: ил.
- Сапожников А.П. Полный курс рисования Текст. / под ред. гл. В. Н. Ларионова. 4-е изд. — М. — АЛЕВ-В, 2003. — 160 с.
- Семиотика и искусство метрия. -М.: Мир, 1972. — 364 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. -М: АН СССР, 1958. Т. 1,2.-942 с.
- Сеченов И.М. Физиология органов чувств зрение. СПб., 1867.- 344 с.
- Симонов В.П. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 93 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980. 96 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.-М.: Просвещение, 1984.-196 с.
- Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся /На материале искусства Прикарпатья / Дис. канд. пед. наук. -М., — 1973.-139с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976.- 160 с.
- Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. — 221 с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М, 1980. -174с.
- Сокольников М.П., Иогансон Б.К.: Жизнь и творчество. -М.: Сов. художник, 1957. 200 с: ил. 20 л. ил.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч. 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996. — 80с.
- Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства Том 1 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2007.—Т.1. 304с.
- Сокольникова, Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания Текст. / Н. М. Сокольникова. М., 1997. — 242 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. -М., 1996. 598 с.
- Степанов В.Г. Изучение перцептивной и мыслительной деятельности учащихся. М.: МОПИ, 1983. — 95 с.
- Степанов В.Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательной работе. -М.:МОПИ, 1989- 81 с.
- Столяров Б. А. Бойко А.Г. и др. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» / Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.-С. 201−207.
- Столяров Б.А. Приобщение к изобразительному искусству студентов негуманитарных факультетов на базе художественного музея. Автореф. на соиск. уч. ст. к. п.н. -М., 1988.- 16 с.
- Столяров Б.А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея. Дисс. на соиск. у. с. д.п.н. С-Пб., 1999.-387 с.
- Субетто А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования. М.: Кострома. -1996.-242с.
- Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах /Декоративная работа/: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. 20 с.
- Т1. Веккер 1Ь М. Психические процессы: Мышление и интеллект в 2-х томах. Изд-во ЛГУ, 1976. — 344 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи. / В сб. Вопросы искусствознания. М, 1993. № 1.
- Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. Дисс.докт.пед наук. -М., 1997. -348с.
- Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. И. Я. Богуславская. Л.: Художник РСФСР, 1981.-374 с.
- Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства Текст. / А. Е. Терентьев. М. — Просвещение, 1981.- 175 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
- Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования / Хрестоматия по психологии. М., 1977.-С.
- Теории учения. Хрестоматия. 4.1. Отечественные теории учения / Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. -М: Помощь, 1996. -140 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т 1. М: Педагогика, 1985.210с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: Избр.раб.-М: Изд-во АШ РСФСР, 1961. 535с: ил.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. Известия АПН РСФСР, вып. 2. М, 1972.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Просвещение, 1962. — 230 с.
- Толстой J1. E и Ге H.H.: Переписка.- М.: Академия, 1930. -222 с.
- Торшилова Е.М., Дукаревич М. Е. Исскуство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников М., 1980.
- Торшилова Е.М., Дукаревич М. Е. Художественное восприятие и структура личности / Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978.-С. 174−190.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки/ Д. Н. Узнадзе. Питер, 2001.-415 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси- Изд-во А. Н. Груз. СОР., 1961. — 210с.
- Унковский, A.A. Цвет в живописи Текст.: учеб.-метод, пособие для студентов-заочников ХГФ пед. ин. / А. А. Унковский. М. -Просвещение, 1980. — 128 с.
- Унт И. Э. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся // Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1981.-С. 133−136.
- Управляемое формирование психических процессов. / Под ред. П.Я. Гальперина/-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. -198 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М: Школа «Языки русской культуры», 1995.-360 с.
- Ухтомский A.A. Собрание сочинений./Отв. ред. проф. М. И. Виноградов. В 5-ти т.- JI: Изд-во ЛГУ, 1945. т.З., 165 с: ил.
- Учебные программы для 1−4 курса МОСПИ факультета «Живопись, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». П/р Ю. Ф. Кахтановой. М.: Прометей, 1999.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. А. И. Пискунова. Т. 1−11. — М.: Педагогика, 1974. — т. 1 — 584 с, т.2 — 438 с.
- Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе, 1966. -77 с.
- Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М: Книга, 1986.- 237 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. М.: Флинта, 1997. -160 с.
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. / Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 7−16.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности, В 2-х т Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд. МПСИ — Воронеж: Изд. НПО МОДЭК, 2005. т. 1. -568с.
- Феофилова В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения / Авто-реф.дис. канд.пед.наук. Л., 1983.-16 с.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М: Учпедгиз., — 1956. — 160 с- ил.
- Флерина Е.А. Живое слово в дошкольном учреждении. Метод, пособие для воспитателей/.-М.- Учпедгиз. 1939.
- Флоренский П.А. Обратная перспектива. / Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. — С. 9−72.
- Фомина H.H. Всемерное развитие способности видеть // Искусство в школе, № 2,1993.-С. 60−64.
- Фомина H.H. Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков. Автореф. дис. к.п.н. М, -1977.-16с.
- Фомина H.H. Подросткам о художниках: Метод, рекомендации к проведению монографических уроков. М.: Юность, 1994. -150 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987.-222 с.
- Фридман JIM., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. — 207 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: ИНТОР, 1994. -128 с.
- Хакимова Р.Н. Народное художественное творчества, как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы. /На материале Марийской АССР/: Автореф. дис, канд. пед. наук. М:-1980.-22 с.
- Хасанов Р.И. Народно-декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания младших школьников. Дис. канд. пед. наук. — Ташкент: -1970. — 231 с.
- Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, -1988.-175 с.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., -1975. -400с.
- Хрестоматия по психологии. Учеб. Пособие/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, -1977. — 528 с.
- Художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлаха-JI.: Наука, -1971. -387 с.
- Цоллингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики // В сб. Красота и мозг. М, -1995. С. 156−169.
- Чалкова Е.Г. Социально-психологические проблемы ускоренного обучения иностранному языку /У Социальная психология иобщественная практика / Отв.ред. Е. В. Морохова, В. П. Левкович. М.: Изд-во «Наука», 1985. -233с.
- Чекалова А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства М.: Изд-во Акад. художников СССР,-1962.-67 с.
- Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи.-М.:Изогиз,-1933.-139 с.
- Чернышевский Н.Г. Об искусстве. М.: Искусство, -1957. -с.41.
- Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания (о П.П.Чистякове). 1832−1919. /Материалы подгот. к печати Э. Белютиным и Н. Молевой. М.: Искусство. -1953. -592с.: ил. 14 л. ил.
- Чухман Е.К. Из опыта исследования художественного развития старшеклассников / Сб. Эстетическое воспитание и экология культуры. М., -1988.-С. 82−97.
- Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995. 338 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М. — Логос, 1996. — 320 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., 1980.
- Шехтер М.О. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1967. 220 с.
- Шидаков В.Д. Способности человека. М.: Флинта, 1997. -193с.
- Шиянов Е.В., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теории личности. Ростов-на Дону: РИО АО «Цветная печать», -1995.-314с
- Шорохов Е.В. Композиция. Учеб. для студ. худ. граф. ф-тов. пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. «М.: Просвещение, -1986. -207 с: ил.
- Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. .-М:
- Просвещение, -1979- 192 с.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ееисследования. Изд-во «Книгоспилка», -1926. — 402 с.
- Шубников A.B., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. Изд. 2, перераб. и доп. 1972. 340 с.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М: Просвещение, -1969.-272 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса к педагогике. -М.: Педагогика. -1971.-351 с.
- Эльконин Д.Б. Современные проблемы психологии детской игры. (Краткое содержание доклада). М., 1963. — 14л.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Педагогика, 1978. — 301с.
- Эркенова М.А. Технологические основы игрового стимулирования в педагогике. Дисс. канд. пед.наук. Карачаевск. 2000.- 192 с.
- Эстетическое воспитание и экология культуры. М, 1988. -432 с.
- Юон К. Ф. Об искусстве. Т.1. М: Советский художник, 1959.384 с.
- Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Дис. канд. пед. наук. М. — 1963. — 231 с.
- Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников / Сб. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., — 1973.-Ч. 1.-С.65−111.
- Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. В кн. Теория эстетического воспитания.: Изд-во АПН РСТОР, — 1975. Вып. 3, С. 43−55.
- Юсов Б.П. О направлениях художественного воспитания детей. в зарубежных странах // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М, 1973. — Ч. 2. — С.807 — 837.
- Юсов Б.П. Современные направления в теории и практике развития художественного восприятия школьников // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети». Ташкент, 1982. — С. 3.
- Юсов В.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полухудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программпо искусству для школ и внешкольных занятий.1. Луганск, 1990. 180с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированногообразования. М. — 2000. -120с.
- Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие / В сб. Художественное восприятие. Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971.-С. 67.
- Яковлева H.A. Практикум по истории искусства: Учеб.- метод, пособие: СПб.: Изд-во РГПУ, — 2000. -145 с.
- Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука,
- Ярбус А.Л. Движение глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. — 400 с.