Воспитание как управление развитием личности
Таким образом, в рамках данного подхода воспитание можно рассматривать как управление процессом развития личности и индивидуальности. Уровень актуального развития" — отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека. Между целями, которые ставит перед собой… Читать ещё >
Воспитание как управление развитием личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данный аспект воспитания предполагает, что этот процесс должен быть направлен на развитие человека, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей, должен способствовать тому, чтобы человек достиг собственной «вершины».
Развитие личности представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития. Речь идет о следующих противоречиях:
- 1) между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;
- 2) между потенциалами ребенка и возможностями их реализации;
- 3) между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.
Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.
Л. С. Выготский выделил два уровня развития детей:
- 1) «уровень актуального развития» — отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
- 2) «зона ближайшего развития» — отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка; то, что он сегодня может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам.
Задача педагога — способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), психики (психическое развитие) и личности (социальное развитие). Развитие это начинается с самого начала жизни. Ему способствует уверенность воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».
Воспитатели реализуют комплекс средств, направленных на достижение оптимального результата в развитии ребенка. Они как бы упорядочивают разнообразные воздействия на него. Этот процесс можно назвать управлением. В нем реализуется весь спектр оперативных функций управления: целеполагание, планирование, организация, анализ и т. п.
Таким образом, в рамках данного подхода воспитание можно рассматривать как управление процессом развития личности и индивидуальности.
Управление процессом физического развития (физическое воспитание) предполагает организацию передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования.
В процессе управления физическим развитием происходит укрепление здоровья человека на основе использования комплекса упражнений, использования естественных сил природы, соблюдения правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.).
Тесно связано с физическим психическое развитие. Оно способствует формированию всех сущностных сфер человека, в которых отражается его индивидуальность. К ним относятся следующие сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека.