Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные средства народной педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным этнопедагогических исследований, основой существования людей была общинная жизнедеятельность, а одним из принципов воспитания — коллективность. Совместный труд и защита от неприятеля, единые обычаи и традиции, общие праздничные мероприятия определяли и коллективное воспитание подрастающего поколения. Ребятишки и подростки были постоянно на виду у взрослых и сверстников, им всегда… Читать ещё >

Основные средства народной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Больший интерес представляет классификация средств народной педагогики, предложенная В. А. Николаевым.

Он выделяет три группы средств народной педагогики:

материальные средства — природа, деятельность, предметы быта, предметы труда, предметы прикладного искусства;

духовные средства — слово, родной язык, фольклор, религия, искусство, игра;

соционормативные средства — традиция, обряды, этикет, общественное мнение |8, с. 8|.

Граница между средствами и их содержанием условна, так как сами средства выступают в роли и инструмента, и содержания воспитательного процесса. Патриотическое воспитание в народной педагогике органично переплеталось с жизнью всего социума, и каждый ребенок испытывал непосредственное или опосредованное воздействие большой массы взрослого населения: родственников, соседей, знакомых. Поступки и поведение личности строго регламентировались, требуя проявления высоконравственных качеств: чести, долга, гостеприимства, уважения к людям, любви к родной земле и др. Формирование любви к Родине начиналось еще во младенчестве с колыбельных песен, пестушек и т. п. Большое воспитательное значение в раннем детстве имели сказки о животных и волшебные, формирующие важнейшие нравственные нормы будущего патриота: защита слабых, уважение к старшим, победа добра и т. д. Сказки выражали характер народа, его психологию и жизненные позиции, они всегда поучительны, назидательны и утверждают моральные истины. Ребятишки с 6−7 лет с интересом воспринимали бытовые, с ярко выраженным социальным характером, и появившиеся в XV веке исторические сказки [11, с. 292]. В сказках нередко показано, как простой мужик покоряет царя своей рассудительностью, смекалкой, ловкостью. Царь ценит умных и по-народному хитрых персонажей, их способность к остроумной, лукавой шутке, сообразительность: «Гуси с Руси», сказки о Горшене, «Мужик и барин», «Мужик и поп» и др. Сказки пробуждают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность — и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро, ибо в народном представлении добро разумно, а зло глупо. Герои сказок, былин, легенд всегда готовы прийти на помощь людям. Они любят свой край, свой народ свою землю, защищают Родину от врагов, заботятся о ее процветании. Для развития умственных способностей детей, сообразительности и смекалки широко использовались загадки. Народ издревле высоко ценил их, видя в них не только проявление человеческой наблюдательности, но и неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей (7, с.20) Загадки лаконичны по форме и занимательны по содержанию, что стимулирует познавательную активность детей обладают большим развивающим потенциалом. Первоначально, по свидетельству С. Крашенникова, загадки были связаны с иносказательной, тайной речью, характеризующей особенность речевого общения отдельного рода, например «Ерзунь — от ерзат», «Ягольник яруя», «Двухвостка, возьми цупызник» |13, с. 12]. Знание тайного смысла загадок и умение их разгадывать было признаком близкого родства и зрелости людей [13, с. 14]. С помощью загадок молодежь обучали владеть иносказательной речью, запоминать тайные слова, видеть сходное в несходном, в одинаковом — разное, мыслить нестандартно. Развивая мышление, загадка знакомит человека с окружающим миром, привлекая внимание к незаметным сторонам предметов и явлений [15, с. 36]. Загадки воспитывают любовь к родной природе, к родному дому, а через это — любовь к Родине. «Изба белена, // А маковка зелена» (береза); «Никого не родила, // А все матушкой зовут» (земля) [13, с. 337; 60]. Особое место в народной педагогике занимали пословицы. Они обобщали социально-исторический и житейско-бытовой опыт народа, о котором необходимо помнить, выражали общее мнение, взгляды и убеждения народной массы. В процессе патриотического воспитания пословицы и поговорки формировали нравственные качества: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством», «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит»; любовь к родной природе; любовь к родному краю: «С родной земли умри — не сходи» [12, с. 24; 230; 278]; уважение к людям и добрососедство: «Мир и любовь — всему голова» [Там же, с. 178]; уважение к властям: «Бога бойся, а царя почитай» [11. с. 435]; готовность к защите Родины: «Родина-магь, умей за неё постоять» [12, с. 273]; гордость за принадлежность к нации: «Русский в словах горд в делах тверд» |Там же, 274]; необходимост ь деятельности: «Стояньем города не взять» [11, с. 435]. Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа. В отрочестве считалось обязательным знать свою родословную до четвертого колена, историю села, народа, страны. По данным этнографических исследований, в каждом селе были мастера-рассказчики, гусляры-песенники, вокруг которых собирались и ребятишки, и взрослое население. Им рассказывали о важнейших событиях, знаменитых земляках, национальных героях, былинных богатырях и их подвигах. Слушая множество рассказов, историй, песен, дети наравне со взрослыми участвовали в творческом исполнительстве, испытывая яркие эмоциональные переживания. На посиделках разучивались новые песни, пляски, сказки, загадки, пословицы. Разновозрастное общение способствовало обмену информацией между членами сообщества, стимулировало их самовоспитание. Сильное влияние на эмоциональную сферу человека оказывали произведения народного творчества, особенно народные песни, о которых Н. В. Гоголь писал: «Это народная история. Живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Камень с красноречивым рельефом, с исторической надписью — ничто против этой живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописи» [3, с. 90−91]. Исторические песни были основной формой народной поэзии. Они отражали события крестьянских, народно-освободительных войн, войн за воссоединение отторгнутых от Русского государства городов и областей и в защиту окраин государства. В XVI веке сложились два основных в стилевом направлении вида песен: эпическая («Взятие Казани», «Кастрюк») и лиро-эпическая («Ермак собирается в Сибирь», «Терские казаки и Иван Грозный»).

В конкретных исторических условиях песни носили открыто агитационный характер, пробуждали в народе свободолюбивые настроения, надежды на освобождение [11, с. 361]. С другой стороны, жалость, боль утраты, сострадание и глубокое уважение к воинам вызывает в народной песне о взятии Казани мысль о том, что великая победа была куплена народной кровью [Там же, с. 313]. Но данным исследований, отроческий возраст характеризуется развитием межличностных отношений, взаимным обогащением знаниями, нравственными нормами. Самоутверждение подростков проходило в процессе подвижных игр, носивших коллективный характер. Являясь комплексным источником народного воспитания, особую значимость они представляли для физического развития личности. Эмоциональная окраска, дух соперничества, коллективное взаимодействие, физические усилия способствовали формированию качеств, необходимых для будущих защитников Отечества: выносливость, ловкость, взаимопомощь, ответственность за команду и др. Наибольшей популярностью пользовались у ребятишек доступные легкие игры: прятки, «Выше ножки от земли», салки, «Гуси», лапта и др. Любая игра имела четкие правила, обязательные к исполнению для всех. Соблюдение правил закрепляло важные нравственные качества: честность, справедливость, дисциплинированность, уважение к общественному мнению. Юноши принимали участие в военных играх, таких как кулачный бой, борьба, скачки и др. Победа в состязаниях была почетной для всего рода, села, деревни. Стремление прославить их, не уронить чести, продолжить славные традиции выдающихся земляков рождало патриотические чувства. Есть свидетельства, что участие девушек и молодых женщин в военных играх было обычным делом. Согласно известному историческому факту в святославской рати во время похода на Византию участвовали женщины-воины [8, с. 192].

В своих работах Е. Л. Покровский доказал, что воспитательное значение игр имеет комплексный характер [10, с. 15−16]. Они обеспечивают:

  • а) умственное развитие (наблюдательность, сообразительность, память, находчивость, остроумие, логичность речи);
  • б) физическое развитие (ловкость, сила, выносливость, глазомер);
  • в) овладение практическими навыками;
  • г) развитие творчества (ролевые игры, имитация реальных объектов)

Комплексным традиционным средством воспитания подрастающего поколения являлись праздники. Праздник обязательно включал в себя ритуальные действия, обрядовую кулинарию, народные гуляния с песнями и танцами, игры и состязания. Все это требовало от молодых людей глубоких знаний, стремления ответственно исполнять отведенную им социальную роль, умений и навыков в различных видах праздничной деятельности.

Праздник имеет большой потенциал в патриотическом воспитании подрастающего поколения, развивая уважительное отношение к обычаям и традициям предков, доброжелательность к окружающим, национальное единение. Патриотическое воспитание в народной педагогике позволило сделать вывод, что большое внимание уделялось интеллекгуально-эмоциональному, потребностно-мотивационному и деятельностному развитию личности, а также выделить его основные принципы.

По данным этнопедагогических исследований, основой существования людей была общинная жизнедеятельность, а одним из принципов воспитания — коллективность. Совместный труд и защита от неприятеля, единые обычаи и традиции, общие праздничные мероприятия определяли и коллективное воспитание подрастающего поколения. Ребятишки и подростки были постоянно на виду у взрослых и сверстников, им всегда находилось посильное, но настоящее дело. Большое воспитательное значение имело общественное мнение, коллективное отношение к чему-либо: похвала, одобрение, осуждение, нарекание и т. д. В ходе совместной деятельности, посиделок, игр подростки учились вести себя в обществе, соотносить свои потребности с интересами окружающих, соблюдать установленные правила. Среди принципов народной педагогики основным считается принцип природосообразности, выдвинутый еще Я. А. Коменским, определяющий использование всего многообразия методов народного воспитания с целью максимального учета пола, возраста, наклонностей, интересов, талантов ребенка. Традиционно в народной педагогике существовало деление на женскую и мужскую «школы» семейного воспитания. Это формировало специфический мужской и женский тип личности, стиль мышления, восприятия, поведения. Обязанности в семье, в общинном труде и других видах деятельности распределялись с учетом возраста, физических возможностей и способностей ребят. Следующим принципом народной педагогики ряд исследователей называет народность. Воспитание детей происходило в соответствии с общественно-историческим опытом, накопленным предыдущими поколениями и основанным на народных традициях [1, с. 10]. Этому помогало сохранение произведений народного творчества, обычаев, праздников, исполнение обрядов, ритуалов, которые определяли педагогические воззрения и формировали социально значимые качества и нормы поведения.

Одним из центральных принципов народной педагогики является воспитание детей в духе гуманизма. Национальной традицией русских была помощь обездоленным: нищим, калекам и всем нуждающимся (странникам, солдаткам, вдовам, одиноким и др.). Суровые условия жизни, тяжелый труд вызвали необходимость сохранения добрых отношений с окружающими людьми [8, с. 84]. Их поддерживали ответной помощью, уважительным обращением, поздравлением с праздниками и приглашением в гости. В подрастающем поколении старались воспитать уважительное отношение к окружающим, не только к соседям и землякам, но и к чужеземцам, иноверцам, поверженным врагам, показывая собственный пример. Взаимодействия в процессе воспитания строились на любви и заботливом отношении, отсутствии придирок, окриков, одергивания, и авторитарного давления. Патриотическое воспитание детей было ориентировано на сознание, активное развитие ценностных ориентаций и правильное отношение к общественным нормам, людям, Родине, жизни, самому себе. Оно было основано на принципах народности, коллективности, природосообразности и гуманизма. С помощью духовных, материальных и социо-нормативных средств народной педагогики формировалась интеллектуально-эмоциональная, потребностно-мотивационная и деятельностная сфера личности патриота с устойчивой духовно-нравственной, социально-гуманистической, политической и национальной основой. В былинах, песнях и других памятниках той поры воспитывали у молодых людей глубокие патриотические чувства" [1, с. 22]. Религиозному аскетизму противостояла мудрость, выразившаяся в фольклоре, обрядах и во всем укладе народной жизни. Нравственные принципы, выработанные в течение столетий народом, передавались от отца к сыну. По мнению многих исследователей в области этнопедагогики, исторические задачи народной педагогики по воспитанию гражданина и патриота России облегчались общественным и коллективным характером жизни народа, обусловившим уникальность общинного мировоззрения, сохранение традиций народной жизни, коллективное воспитание подрастающего поколения и выработку некоего общинного духа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой