Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ исследований Л. В. Загик, В. И. Логиновой, М. В. Крулехт, О. В. Мачехиной, Л. И. Сайгушевой и др. дает возможность установить, что поиск эффективных условий развития индивидуальности является сложным процессом и предполагает пересмотр сложившихся традиционных подходов к организации трудовой деятельности детей, и, в первую очередь, позиции взрослого в руководстве детским трудом, ориентируя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
    • 1. 1. Проблема индивидуальности в современных психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Сущностная характеристика трудовой деятельности дошкольников
    • 1. 3. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию индивидуальности старших дошкольников в- трудовой д еятел ьности
    • 2. 1. Состояние проблемы развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в практике дошкольных образовательных учреяедений
    • 2. 2. Реализация технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
    • 2. 3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе.,

Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

t.

Актуальность исследования. Современная ситуация выявила целый ряд проблем, связанных с новым пониманием роли и места человека в обществе и государстве. Российское общество нуждается в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельному решению проблем, самоопределению, созданию и развитию культуры. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих максимальному развитию индивидуальных потенций каждого человека.

Глубокие социально-политические, идеологические и духовные изменения российского общества нашли отражение и в формировании личности дошкольника. Инновационные процессы, происходящие в современном российском образовании, обуславливают приоритет ценностей развития личности ребенка, его индивидуальности над традиционными ценностями обучения. Основной при этом становится идея уникальности ребенка-дошкольника. Появление в 1989 г. Концепции дошкольного воспитания повлекло за собой разработку новых исследований в дошкольной педагогике, где стали активно внедряться идеи личностно-ориентированного, деятельностного и других подходов в решении проблем развития индивидуальности детей дошкольного возраста. Вместе с этим в условиях гуманизации и демократизации современного образовательного процесса, ориентации на развитие личности и раскрытие индивидуальности ребенка появилась возможность свободного выбора средств, методов и приемов работы с детьми, дифференцированного подхода к ним, учета их индивидуальных, возрастных и половых особенностей.

Теоретическая интерпретация понятия «индивидуальность» освещена во многих философских и психологических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко,.

A.Маслоу, В. С. Мерлин, В. А. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн,.

B.И.Слободчиков, Б. М. Теплов и др.).

В педагогике развитие индивидуальности ребенка исследуется с точки зрения индивидуализации обучения и воспитания, создания условий для саморазвития индивидуальности, формирования индивидуального стиля деятельности (Л.В.Занков, В. Я. Ляудис, А. В. Мудрик, Ю. М. Орлов, И. С. Якиманская и др.).

Учитывая особенности развития ребенка дошкольного возраста и специфику проявления индивидуальности в данном периоде, обобщив результаты анализа философских, психологических и педагогических исследований, мы определяем сущность индивидуальности как сложного интегративного качества личности, ее «глубины», проявляющейся и формирующейся в деятельности.

Отдельные аспекты проблемы развития индивидуальности применительно к дошкольному возрасту, а именно: проявление индивидуальности в результатах творческой деятельности рассматриваются в работах педагогов и психологов П. Ф. Блонского, Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко и др.

В последнее время увеличился интерес исследователей к проблеме развития индивидуальности детей дошкольного возраста путем включения и овладения ими различными видами деятельности (познавательная, игровая, трудовая, речевая, изобразительная и др.) — А. В. Гилева, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, М. В. Крулехт, Ю. Н. Рюмина, Л. И. Сайгушева, Р. М. Чумичёва и др.

Трудовая деятельность вследствие возможности обрести и проявить самостоятельность и относительную независимость от взрослого, уверенность в собственных силах, деловитость является привлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический аспект проблемы приобщения дошкольников к труду и использования детской трудовой деятельности как естественного средства развития личности детей раскрыто во многих исследованиях. К настоящему времени определено место труда в образовательном процессе детского сада и его содержание (Е.И.Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина и др.) — выделены формы организации детей в труде (З.Н.Борисова, Р. С. Буре, Г. М. Киселева,.

М.В.Крулехт, Л. И. Сайгушева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.) — изучен процесс формирования положительного отношения к труду, трудолюбия и трудовой активности дошкольников (В.И.Логинова, О. В. Мачехина, Я. З. Неверович, Л. И. Сайгушева, Т. И. Тарабрина, А. Г. Тулегенова и др.) — рассмотрены особенности организации трудовой деятельности дошкольников в семье (Д.О.Дзинтере, Л. В. Загик, Т.А.Маркова) — овладение детьми дошкольного возраста позицией субъекта труда (М.В.Крулехт). В целом теоретический анализ исследований свидетельствует о достаточной разработанности вопросов формирования трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Однако данные диагностического исследования показывают, что развитие индивидуальности через организацию детской трудовой деятельности не находит должного воплощения в практике работы дошкольных образовательных учреждений. При существующей поливариативности образовательных программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, главным в деятельности педагогов остается стремление осуществить программные требования, добиться, чтобы дети усвоили сумму знаний и умений, которые определены часто без учета реального уровня развития детей. Тогда как значение труда заключается в воспитательном воздействии на личность ребенка, удовлетворении потребности в совместной деятельности, способствующей развитию индивидуальных проявлений. Одна из причин сложившегося положения — отсутствие четких ориентиров в методике руководства трудовой деятельностью дошкольников с учетом обновления содержания приобщения детей к труду в образовательном процессе детского саданедостаточные знания педагогов о механизмах развития индивидуальности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности. Поэтому современная ситуация определяет необходимость обновления подходов к организации трудовой деятельности дошкольников, поиска актуальных методов и средств, способствующих эффективному развитию их индивидуальности.

Анализ исследований Л. В. Загик, В. И. Логиновой, М. В. Крулехт, О. В .Мачехиной, Л. И. Сайгушевой и др. дает возможность установить, что поиск эффективных условий развития индивидуальности является сложным процессом и предполагает пересмотр сложившихся традиционных подходов к организации трудовой деятельности детей, и, в первую очередь, позиции взрослого в руководстве детским трудом, ориентируя его на построение субъект-субъектного взаимодействия с детьми, включение в труд в качестве партнера. Однако данные тенденции не получают должного теоретического осмысления, так как отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, выявляет необходимость уточнения научно-теоретических основ.

На основании вышеизложенных положений определились следующие противоречия:

— между декларацией приоритетности интересов ребенка в образовании и обозначившимся переходом к гуманизации, центрации внимания на личности и ее развитии, предполагающим серьезные изменения во всех сферах и традиционными подходами в дошкольных образовательных учреждениях, не отвечающими современным требованиям развития индивидуальности детей;

— между объективной потребностью общества в развитии у дошкольников индивидуальности и отсутствием разработанных в науке педагогических условий эффективной организации данного процесса в трудовой деятельности.

Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, отсутствие специальных теоретических исследований по проблеме развития индивидуальности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда обозначили существование актуальной проблемы развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Важность и актуальность последней, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность применительно к сфере дошкольного образования послужили основанием для определения темы исследования: «Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности».

Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке, и экспериментальной проверке технологии развития индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности в ДОУ.

Объект исследования — трудовое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования — развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В качестве гипотезы диссертационного исследования было выдвинуто следующее предположение: развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, организуемой в дошкольном образовательном учреждении, будет эффективным, если осуществляются следующие условия:

— обоснована технологическая карта развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, отражающая задачи и содержание рассматриваемого процесса;

— реализована технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в условиях ДОУ, включающая в себя целевой, процедурно-содержательный и оценочно-результативный компоненты;

— ведущим механизмом совместной трудовой деятельности детей и взрослых выступает субъект-субъектное взаимодействие.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в теории и практике дошкольного образования и уточнить понятийный аппарат исследования.

2. Обосновать технологическую карту развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, отразив в ней задачи и содержание рассматриваемого процесса.

3. Разработать и экспериментально проверить технологию развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации разработанной технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности и спецкурс «Психолого-педагогические основы нравственно-трудового воспитания дошкольников».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— философский уровень: философская концепция трудовой деятельности в формировании человека (К.Маркс, Ф. Энгельс и др.);

— общенаучный уровень: системный подход как общенаучный метод познания (А.Н.Аверьянов, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.) — психологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — принцип единства сознания и личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

— конкретно-научный уровень: деятельностный подход в образовании (Б.Г.Ананьев, В. А. Беликов, А. Н. Леонтьев и др.) — личностно-ориентированный подход в образовании (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.) — теория трудового воспитания и обучения дошкольников (Л.Н.Галкина, С. А. Козлова, Г. М. Киселева, М. В. Крулехт, Л. И. Сайгушева, Д. В. Сергеева и др.) — идеи отечественной педагогики о влиянии труда на воспитание личности (Н.К.Крупская, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) — психолого-педагогические концепции гуманизации дошкольного образования (А.Г.Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. М. Чумичёва и др.) — принцип субъект-субъектного взаимодействия (В.Г.Маралов).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: # изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературыанализ изучаемой проблемы в практике дошкольного образованияанализ законодательных и нормативных документовмоделированиепедагогический экспериментпедагогическое наблюдениетестированиеанкетирование педагогов с целью анализа педагогического опытаанализ продуктов детского трудакачественный и количественный анализ полученных данныхстатистические методы обработки результатов исследования.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов в течение 2001;2005 гг.

На первом этапе (2001;2002 гг.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме. Проводился анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его задачи.

На втором этапе (2002;2003 гг.) разрабатывалась и обосновывалась технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности и технологическая карта, отражающая задачи, этапы и содержание рассматриваемого процесса. Проводился констатирующий эксперимент в ДОУ гг. Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Южноуральска Челябинской области, в котором принял участие 351 ребенок старшего дошкольного возраста (5−7 лет), 100 педагогов высшей, первой и второй категории и 30 студентов 5 курса факультета дошкольного воспитания МаГУ, осуществлялась подготовка формирующего эксперимента исследования.

На третьем этапе (2003;2005 гг.) проводился формирующий эксперимент, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования. Проводилось внедрение результатов исследования на базе МОУ № 482 г. Челябинска, ДОУ №№ 72, 139 г. Магнитогорска Челябинской области. Были разработаны методические рекомендации для практических работников дошкольных учреждений по теме исследования и завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Выявлены и определены педагогические условия, направленные на эффективное развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, организуемой в дошкольном образовательном учреждении.

2. Обоснована четырехмодульная технологическая карта развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, отражающая задачи, этапы и содержание данного процесса.

3. Разработана и экспериментально проверена технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в условиях ДОУ, включающая в себя целевой, процедурно-содержательный и оценочно-результативный компоненты.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— уточнении содержания понятия индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности;

— доказательстве необходимости интеграции средств приобщения старших дошкольников к труду;

— обосновании требований к проектированию трудовой предметно-развивающей среды, направленной на творческую самореализацию ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснован критериально-оценочный аппарат исследования;

— разработаны и апробированы в ходе эксперимента методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации разработанной технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности;

— разработан спецкурс «Психолого-педагогические основы нравственно-трудового воспитания дошкольников».

На защиту выносятся следующие положения: 1. Индивидуальность старших дошкольников в трудовой деятельности — это личностное свойство ребенка, представляющее интеграцию его когнитивно-деятельностной, эмоционально-оценочной и творческой сферы.

2. Эффективность развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, организуемой в дошкольном образовательном учреждении, зависит от осуществления следующих педагогических условий:

— обоснована технологическая карта развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, отражающая задачи и содержание рассматриваемого процесса;

— реализована технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в условиях ДОУ, включающая в себя целевой, процедурно-содержательный и оценочно-результативный компоненты;

— ведущим механизмом совместной трудовой деятельности детей и взрослых выступает субъект-субъектное взаимодействие;

3. Технологическая карта развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, отражающая задачи, этапы и содержание данного процесса, представлена четырьмя модулями:

— взаимосвязь средств приобщения старших дошкольников к труду;

— организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослым;

— организация трудовой предметно-развивающей среды;

— совершенствование уровня готовности педагогов ДОУ к реализации разработанной технологии.

4. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в условиях ДОУ включает в себя целевой (цели и задачи рассматриваемого процесса)0, процедурно-содержательный (технологическая карта) и оценочно-результативный компоненты (критерии, показатели, уровни и результат процесса).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положенийприменением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальных данных и обработкой результатов методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. По материалам исследования были проведены выступления на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Магнитогорского государственного университета (2002;2005 гг.) — принято участие в межрегиональной заочной научно-практической конференции «Современные технологии образования» (2004;2005 гг.) — во Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования» (2004;2005 гг.) — во Всероссийской научно-практической конференции «Философия и практика ненасилия» (Санкт-Петербург, 26 апреля 2005 г.).

Результаты исследования внедрялись в образовательный процесс МОУ № 482 г. Челябинска и ДОУ №№ 72, 139 г. Магнитогорска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы и приложения. Текст иллюстрируют 1 схема, 18 таблиц, 17 рисунков, 12 гистограмм.

Выводы по второй главе.

Изложенные в данной главе материалы позволяют сформулировать следующие выводы, которые дают представление о всей сути содержания данной главы.

Для подтверждения гипотезы исследования был организован естественный эксперимент на базе МОУ № 482 Г. Челябинска и ДОУ №№ 72, 139 г. Магнитогорска, который проходил в три этапа.

На констатирующем этапе было проведено исследование уровня развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, а также состояние работы по данной проблеме в дошкольных учреждениях гг. Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Южноуральска Челябинской области. Результаты данного этапа эксперимента позволили подтвердить актуальность заявленной нами проблемы как в теории, так и в практике дошкольного образования и необходимость реализации специальной технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, а также определить экспериментальные и контрольную группы для дальнейшей опытно-экспериментальной работы.

На начало формирующего эксперимента большинство детей старшего дошкольного возраста находились на низком (почти не проявляется) и среднем уровнях (слабо проявляется) развития индивидуальности в трудовой деятельности.

Формирующий эксперимент был направлен на реализацию технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, в частности технологической карты, представленной организационно-педагогическими модулями. Реализация каждого модуля предполагала определенные задачи и содержание и была направлена на целостное развитие когнитивно-деятельностного, эмоционально-оценочного и творческого компонентов индивидуальности старших дошкольников как субъектов труда.

Результаты формирующего эксперимента были подвергнуты количественной и качественной оценке методами математической статистики. Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, что позволило судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

Заключение

.

Инновационные процессы, происходящие в современном дошкольном образовании, обуславливают приоритет ценностей развития личности ребенка над традиционными ценностями обучения, необходимость поиск путей, способствующих максимальному раскрытию индивидуальности каждого.

Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными в различных аспектах: философском, психологическом, педагогическом. При анализе проблемы индивидуальности внимание акцентировано на характеристике ее сущности и структуры, на выявлении условий ее развития в образовательном процессе, на решающей роли деятельности в развитии личностного своеобразия ребенка.

В нашем исследовании мы представляем индивидуальность старших дошкольников в трудовой деятельности как уникальный комплекс свойств психики и личности, а также социально значимых отличий, позволяющих личности обеспечивать внутреннюю целостность и относительную самостоятельность, активно и творчески проявлять себя в окружающем мире и деятельности.

Учитывая особенности развития индивидуальности в старшем дошкольном возрасте и важную роль деятельности в данный период развития ребенка, в структуре индивидуальности старшего дошкольника мы акцентируем внимание на свойствах личности как субъекта трудовой деятельности и выделяем три компонента, характеризующиеся определенными критериями: когнитивно-деятельностный, включающий компетентность и произвольностьэмоционально-оценочный, включающий самооценку и креативностьтворческий, включающий самостоятельность и инициативность.

Данные положения о структуре индивидуальности старшего дошкольника как субъекта трудовой деятельности, а также анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам рассматривать трудовую деятельность старших дошкольников как совместную со взрослым преобразовательную деятельность, сотрудничество, построенное на принципе субъект-субъектного взаимодействия, в котором и ребенок и взрослый приобретают право на проявление индивидуальности.

Однако для превращения трудовой деятельности в средство развития индивидуальности старших дошкольников и овладения ими позицией субъекта труда необходима комплексная технология с использованием богатых возможностей совместного труда детей со взрослым в условиях ДОУ, ведущим механизмом которой выступает организация совместной деятельности ребенка со взрослым на основе субъет-субъектного взаимодействия.

Выделение компонентов индивидуальности старших дошкольников как субъектов трудовой деятельности и уровней ее развития, также определение значимости совместного труда детей и взрослых как ведущего условия ее развития позволили нам представить технологию развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, которая включает в себя целевой, процедурно-содержательный и оценочно-результативный компоненты.

Технологическая карта, отражающая задачи, этапы и содержание рассматриваемого процесса, включает в себя четыре организационно-педагогических модуля :

1. Взаимосвязь средств приобщения старших дошкольников к труду;

2. Организация трудовой деятельности в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослым;

3. Организация трудовой предметно-развивающей среды;

4. Совершенствование уровня готовности педагогов ДОУ к реализации технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности.

Апробация технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности проходила в ходе опытно-экспериментальной работы нашего исследования.

Перед реализацией технологической карты мы провели констатирующий эксперимент, который позволил определить исходный уровень развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, а также подтвердить актуальность проблемы научного изыскания в практике работы дошкольных учреждений.

Методику реализации технологической карты развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности мы связали с трудовыми традициями и комплексным руководством трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста, наиболее эффективными методами которого выступили нестандартные ситуации (установка на принятие общественно значимого мотива и овладение необходимыми знаниями о труде, умениями и навыкамиориентировка на самостоятельный выбор объекта трудовой деятельности под влиянием просьбы (предложения) взрослогосамоорганизация при выборе объекта, содержания труда и необходимых трудовых операций, связанных с планированием в любых условиях, с проявлением инициативы.

Реализация технологической карты была связана также с использованием приемов педагогического стимулирования как отражения принципа субъект-субъектного взаимодействия: раскрытие радостных перспектив труда, создание ситуаций успеха, эмоциональное моделирование, опора на опыт ребенка, доверие, предвосхищаемая положительная оценка.

Наряду с нестандартными ситуациями и приемами педагогического стимулирования особое внимание в методике реализации представленной нами технологической карты было уделено организации совместной трудовой деятельности детей со взрослым, позиция которого включала методы и приемы, способствующие возникновению у ребенка эмоционально-положительного состояния в процессе труда: радость от предстоящей работы, предвосхищение результата труда и обоснование мотива, уверенность взрослого, что все получится, обговаривание того, что предстоит сделать и распределение работы между участниками труда.

Результаты формирующего эксперимента, направленного на определение эффективности технологической карты развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, были подвергнуты качественной и количественной оценке. Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, что позволило судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

Результаты нашего исследования позволили определиться с направлениями дальнейшей работы по проблеме развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, а также совершенствования раздела приобщения дошкольников к труду в образовательном процессе ДОУ с учетом использования возможностей совместного труда детей со взрослым.

Так, в разделе приобщения дошкольников к труду в условиях дошкольного учреждения планируется:

— совершенствование разработанной технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности (обогащение содержания организационно-педагогических модулейразработка диагностических программ оценки уровня выражения индивидуальности в трудеобогащение содержания совместного труда детей со взрослым и поиск новых вариантов ее организациивовлечение семьи в процесс трудового воспитания старших дошкольников);

— разработка содержания трудовой деятельности и условий развития субъектности в труде детей младшего дошкольного возраста (пропедевтический этап технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности).

Перспективы работы по проблеме трудового воспитания дошкольников мы связываем с разработкой модели индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельностикорректировкой и совершенствованием содержания и разработкой условий внедрения технологии развития индивидуальности старших дошкольников как субъектов трудовой деятельности в зависимости от вида и категории ДОУ (общеразвивающего, коррекционного, Центра развития ребенка и др.), а также с совершенствованием подходов к процедуре оценки содержания раздела приобщения дошкольников к труду в ходе аттестации дошкольных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова-Славская // Рос. менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997.-117 с.
  3. А. Н. Системное познание мира : Методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  4. А. Б. Пути совершенствования коррекционной подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов : автореф. дис. канд. пед. наук / А. Б. Агеева. М., 1996. — 16 с.
  5. Р. Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировании деятельности дошкольных учреждений: дис. .канд. пед. наук / Р. Ш. Акбашева. Уфа, 2000.-215 с.
  6. О. В. Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности / О. В. Акимова. Киев, 1999. — 192 с.
  7. Г. И. Формирование субъектной позиции : автореф. дис. д-ра. пед. наук / Г. И. Аксенова. М.: МГПУ, 1998. — 33 с.
  8. Актуальные проблемы воспитания и формирования личности дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. Л. В. Загик. М., 1992. -116 с.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд-во «Дом Ш. Амонашвили», 1996. — 496 с.
  10. . Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 232 с.
  12. П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин. // Избр. тр.: Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978. — 328 с.
  13. А. Г. Психология индивидуальности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1986.-95 с.
  14. А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  15. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ / под ред. Р. Б. Стеркиной. М.: ACT, 1997. — 434 с.
  16. Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  17. Т. М. Модернизация содержания образовательного процесса дошкольного учреждения / Т. М. Бабунова // Актуальные проблемы дошкольного образования: сб. науч. тр. Магнитогорск: МаГУ, 2003. -65 с.
  18. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности / Т. Ф. Базылевич- Рос. АН- Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН. -1998.-247 с.
  19. В.А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии» / В. А. Беликов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -67 с.
  20. В. А. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях : Метод, рекомендации / В. А. Беликов. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. 40 с.
  21. В. А. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: Монография / В. А. Беликов, JI.A. Савинков. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 116 с.
  22. А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Белкин. М: Издат. центр «Академия», 2000. -192 с.
  23. В. В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы / В.В. белоус // Психологический журнал. 1996. — № 1. — С. 44−52.
  24. В. В. Человек как интегральная индивидуальность / В. В. Белоус,
  25. A.И.Шебетенко. Пятигорск, 1996. — 124 с.
  26. Д. А. Основы личностно-ориентированной. педагогики / Д. А. Белухин. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПОМОДК, 1996.-4.1.-318 с.
  27. О. Установка на развитие личности студента / О. Берак, JI. Шибаева // Вестник высшей школы. 1990. — № 10. — С.46−48.
  28. Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика: учебное пособие / Г. А. Берулава. М.: Педагогическое общество России, 2001. -235 с.
  29. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /
  30. B.П.Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 187 с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  32. И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  33. А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 191 с.
  34. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1980. — 464 с.
  35. В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаев // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  36. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−32.
  37. А. В. Проблемы субъекта в психологической науке (статья третья) / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1992. — Т. 12. -№ 6.-С. 3−10.
  38. Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре, Г. Н. Година. М., 1983.
  39. Г. X. Объект, предмет и тема научного исследования / Г. Х. Валев // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 27−31.
  40. Т. Г. Организационно-педагогические условия нравственно-трудовой подготовки : дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Веремеенко. -Челябинск, 1988. 164 с.
  41. Т. А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Власова. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
  42. Воспитание в труде / под ред. Р. С. Буре. М., 1987. — 170 с.
  43. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983. -230 с.
  44. Л. С. Педагогическая психология / под ред. В .В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  45. JI. С. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. / Л.С.Выготский- под ред. А. С. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. — Т.4. — 432 с.
  46. . А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности / Б. А. Вяткин // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. — 73 с.
  47. П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпов. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
  48. В. И. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Глотова. М., 1974. — 23 с.
  49. М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  50. JI. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста : автореф.дис. .канд. пед. наук / JI.H. Галкина. Екатеринбург, 1999. — 23 с.
  51. С. С. Педагогика индивидуальности : курс лекций / С. С. Гребенюк. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 1995. — 94 с.
  52. В .В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. М.: Знание, 1992.-60 с.
  53. В. В. Опыт применения интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев, Н. Н. Поликарпова Н.Н. М.: Знание, 1994. — 26 с.
  54. Е. А. Принципы отбора содержания образования в разработке модульно-блочной программы обучения педагогов : дис.. канд. пед. наук / Е. А. Гутовская. Екатеринбург, 1989. — 209 с.
  55. Диагностика социальной активности детей дошкольного и школьного возраста: методические рекомендации / сост. В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 43 с.
  56. Диагностика трудовой активности детей старшего дошкольного возраста: методические рекомендации / сост. Л. И. Сайгушева Магнитогорский пед. ин-т. Магнитогорск, 1991. — 34 с.
  57. Р. А. Способность к труду : о воспитании способности к труду у детей / Р. А. Довбуш. Киев: Политиздат Украины, 1988. — 108 с.
  58. Дошкольное образование в России: сб. действующих Нормативно-правовых документов и науч.-метод. матер. / ред.-сост. Р. Б. Стеркина. -М.: ACT, 1997.-336 с.
  59. О. В. Рукотворный мир : сценарии игр-занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 96 с.
  60. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1997. 160 с.
  61. В. И., Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. -208 с.
  62. Н. И. Теоретико-методологические аспекты подготовки к защите кандидатских диссертаций по педагогическим наукам / Н. И. Загузов. -Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1995. 34 с.
  63. Закон РФ «Об образовании». М., 1995. — 47 с.
  64. JI. В. Избр. пед. тр. / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
  65. В. П. Образование. Мышление. Культура. / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М: Педагогика, 1989. — С. 90−102.
  66. В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  67. О. Л. Педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Л. Иванова. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
  68. Ф. И. Труд и развитие личности школьника: книга для учителя / Ф. И. Иващенко. М.: Просвещение, 1987. — 92 с.
  69. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 328 с.
  70. М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  71. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  72. Г. М. Трудовые поручения одно из условий положительного отношения к труду у старших дошкольников / Г. М. Киселева // Оптимизация учебно-воспиательного процесса в дошкольных учреждениях. — Пермь, 1987. -114 с.
  73. М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели / М. В. Кларин. -М.: Наука, 1997.-222 с.
  74. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  75. М. В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Советская педагогика. 1984. — № 4. — С. 117 122.
  76. JI. М. Когнитивные устремления дошкольников: принципы построения программ их развития / JI.M. Кларина // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса. Пермь, 1993. -144 с.
  77. Е. И. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. И. Климов. М.: Знание, 1986. — 78 с.
  78. Т. Е. Педагогическая диагностика / Т. Е. Климова. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 124 с.
  79. А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М., 1970. — 180 с.
  80. Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я. И. Ковальчук. М., 1985.
  81. Я.И. Трудовое воспитание дошкольников / Я. И. Ковальчук, М. А. Васильева. Минск: Нар. асвета, 1983. — 72 с.
  82. Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 176 с.
  83. С. А. Роль трудовой деятельности в формировании общественной направленности личности / С. А. Козлова // Средства иметоды нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде. -М., 1984.- 140 с.
  84. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  85. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. М., 1980. — 168 с.
  86. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. -№ 5. -С. 20−34.
  87. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Академия АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  88. Н. А. Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе / Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов. Самара: Сообщество, 2000. — 42 с.
  89. Н. Современные подходы к проблемам трудового воспитания / Н. Котряков // Школа и производство. 1999. — № 2. — С.2−3.
  90. В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. Киев, 1971. — 94 с.
  91. В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1994. — 264 с.
  92. Л. В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Крайнова. М., 1985.-23 с.
  93. М. В. Дошкольник и рукотворный мир : педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М. В. Крулехт.- СПб.: «Детство-Пресс», 2002. 160 с.
  94. М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности : дис.. д-ра пед. наук / М. В. Крулехт. СПб., 1996. — 450 с.
  95. Т. А. Народные традиции Урала как фактор трудового воспитания младших школьников: на примере декоративно-прикладных видов труда: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Крючкова. Курган, 1996. -170 с.
  96. К. П. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / К. П. Кузовкова. М., 1971. — 18 с.
  97. Л. М. Анализ и проектирование педагогической деятельности. Программа и методические указания / Л. М. Кустов. Челябинск: Обл. ИУУ, 1991.-103 с.
  98. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  99. Р. Человеческая индивидуальность : наследственность и среда: пер. с англ / Р. Левонтин.- М., 1993.
  100. А. Н. Избр. психол. произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 1. — 392 е.- Т. 2. — 320 с.
  101. , Ю. С. Трудовая деятельность сельских школьников в условиях комплексного трудового объединения: дис.. канд. пед. наук / Ю. С. Литвненко. Челябинск, 1991. — 156 с.
  102. , Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993.-457 с.
  103. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М 1984. — 209 с.
  104. , Н. Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя : автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Н. Е. Мажар. М.: МГПУ. — 1996. — 33 с.
  105. , А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед.соч. М., 1987.
  106. , В. Г. Психология, педагогического взаимодействия воспитателя с детьми / В. Г. Маралов. М.: Изд-во «Прометей», 1992. -30 с.
  107. Юб.Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: «Рефл-бук" — Киев: «Ваклер», 1997. — 304 с.
  108. , О. В. Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших дошкольников в трудовом обучении : автореф дис.. канд. пед. наук / О. В. Матвеева. М., 2000. — 26 с.
  109. , С .Е. Трудолюбие: содержание и воспитание / С. Е. Матушкин. Челябинск, 1999. — 182 с.
  110. , Б. Личность или индивидуальность? /Б. Матюнин // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 122−123.
  111. , О. П. Формирование трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. П. Мачехина. Брянск, 2003. — 23 с.
  112. Ш. Мейли, Р. Факторный анализ личности / Р. Мейли // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. — 65 с.
  113. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. 175 с.
  114. , В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий / В. М. Монахов // Педагогика. 1997. — № 6. -С. 26−31.
  115. , В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.-152 с.
  116. , А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. — 144 с.
  117. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под ред. Р. С. Буре. М., 1987.-180 с.
  118. Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / науч. ред. Р. С. Буре. М., 1994.
  119. , Ю. М. Восхождение к индивидуальности : книга для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  120. , И. М. Психологические проблемы индивидуальности / И. М. Палей.-М., 1985.-213 с.
  121. , Л. А. Содержание дошкольного образования: с чем связано его обновление / JI.A. Парамонова // Дошкольное воспитание. 2003. — № З.-С. 65−67.
  122. Педагогика воспитания и развития личности / М. Е. Дуранов, И. М. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 1996. -314 с.
  123. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-544 с.
  124. Педагогическая практика студентов дошкольного образования: учеб. пособие / Л. М. Волобуева, В. И. Ядэшко, Л. И. Павлова и др.- под ред. В. ИДдэшко, Л. М. Волобуевой. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 224 с.
  125. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  126. , Л. Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности / Л. Н. Петрова. М., 1997. — 112 с.
  127. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 215 с.
  128. , В. А. Личность: феномен субъектности / А. В. Петровский. Ростов-на-Дону, 1993.- 67 с.
  129. , В. А. Феномены субъектности в развитии личности / В. А. Петровский. Самара, 1997. — 102 с.
  130. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. — М., 1990. — 494 с.
  131. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
  132. , С. Д. и др. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / С. Д. Поляков, А. И. Резник Г. В.Морозова, И. Г. Егорова. М.: «Сентябрь», 1999. — 144 с.
  133. , JI. Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалистов : дис.. канд. пед. наук / JI.H. Пономарева. Ставрополь, 2000. — 204 с.
  134. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 68−72.
  135. Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. — 320 с.
  136. Проблемы детства и подготовки будущего педагога дошкольного образования: межвуз. сб. науч. тр. / Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсеева. Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 1998. — 118 с.
  137. , В. Г. Экспериментальное исследование эффективности педагогического стимулирования / В. Г. Пряникова // Советская педагогика. 1987. — № 1. — С. 35−40.
  138. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Изд-во психологии РАН», 1997.-576 с.
  139. Психологический анализ трудовой деятельности: учеб. пособие / JI.B. Забродина, А. В. Карпов, В. Д. Шадриков. Ярославль, 1980. — 91 с.
  140. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
  141. Психология совместного труда детей: книга для воспитателя детского сада, учителя / Я. Л. Коломинский и др. М., 1987. — 42 с.
  142. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1987.
  143. , Т. А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к развитию творческого потенциала учащихся : дис.. канд. пед. наук / Т. А. Ратт. Пермь, 2000.- 238 с.
  144. , И. И. Философские основы теории индивидуальности / И. И. Резвицкий. Л.: Ленинградский университет, 1973. — 175 с.
  145. , Н. И. Психология личности / Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во УДН, 1987.-2000 с.
  146. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1989. — 304 с.
  147. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996.- 529 с.
  148. , С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн- М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-448 с.
  149. , С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн- М.: Педагогика, 1989. Т.2. — 328 с.
  150. , С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Тексты / С. Л. Рубинштейн — под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 240 с.
  151. , В. М. Некоторые основные специальные теории индивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретический и педагогический аспекты / В. М. Русалов — под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1988.- 75 с.
  152. , Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. М.: Линка-Пресс, 2003. — 191 с.
  153. , Л. И. Воспитание трудовой активности детей старшего дошкольного возраста : дис.. канд. пед. наук / Л. И. Сайгушева. М., 1987.-239 с.
  154. , Л. И. Приобщение дошкольников к общественно-полезному бытовому труду и воспитание их трудовой активности : методические материалы / Л. И. Сайгушева — под ред. Р. Г. Казаковой. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 41 с.
  155. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  156. , Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д. В. Сергеева. М., 1987.
  157. , Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект / Е. А. Сергиенко // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. -214 с.
  158. , В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  159. , В. В. Образование: аспекты системного отражения / В. В. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  160. , В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин (и др.) — под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  161. , В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис. .д-ра психол. наук / В. И. Слободчиков. М., 1994. — 47 с.
  162. , В. И., Исаев, Е.И. Личность как реальность для других: хрестоматия: в 2 т. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. -544 с.
  163. В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
  164. , В .И., Исаев, Е. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995. — 383 с.
  165. , А. А. О психологической готовности к труду / А. А. Смирнов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 107−114.
  166. В .И. Общая педагогика : учеб. пособие / В. И. Смирнов. 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с.
  167. , М. Это многозначное понятие «индивидуальность» / М. Смирнов // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 124.
  168. Советский энциклопедический словарь. С. 1472.
  169. Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников: метод, рекомендации / Сост.Л. И. Сайгушева. Магнитогорск: Ml ПИ, 1999.
  170. Социальное развитие ребенка / под ред. О. Л. Зверевой. М., 1994.
  171. , В. И. Свойство субъективности как предпосылка личностной формы общения / В. И. Степанский // Вопросы психологии. -1992. № 5. — С.98−103.
  172. , М. М. Развитие игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых / М. М. Стрекаловская. Улан-Удэ, 1995.-204 с.
  173. , В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: в 3 т.- М., 1980. Т.2. — 370 с.
  174. , Л. И. Труд начинается с примера / Л. И. Таллер. Минск: Нар. асвета, 1982. — 96 с.
  175. , Т. И. Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности совзрослыми (в условиях детского дома): автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. И. Тарабарина. Ярославль, 1995. — 16 с.
  176. Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: сб.науч.тр. М.: МГЛУ, 2001. — 165 с.
  177. , Б. М., Небылицын, В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / сост. В.В.Мироненко- под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987. 447 с.
  178. , С. Н. Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Теплюк. -М., 1984.-21 с.
  179. , В. П. Философия сознания / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1971.-198 с.
  180. , А. М. Культура труда на производстве /A.M. Уманский. -Киев, 84. 98 с.
  181. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М., 1990.-223 с.
  182. , Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. — 336 с.
  183. , Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдпггейн. М, 1996. — 402 с.
  184. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. -1072.
  185. , JI. П. Психопедагогика общего образования / Л. П. Фридман. -М., 1997.-288 с.
  186. , И. Б. Дети взрослеют в труде / И. Б. Черепанова. М.: Педагогика, 1990. — 174 с.
  187. , Р. М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника : автореф. дис.. д-ра. пед. наук / P.M. Чумичёва. -Ростов-на-Дону, 1995. -48 с.
  188. , М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе / М. А. Чошанов. Казань, 1996. — 314 с.
  189. , В. А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. А. Шадриков. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  190. , Ф. Н. Профессионально-нравственная культура / Ф. Н. Щербак. -М.: Знание, 1985.-114 с.
  191. , А. И. Психология учителя: Возрастная и педагогическая психология / А. И. Щербаков. М.: Просвещение, 1973. — 315 с.
  192. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльклнин — под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  193. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  194. , Е. Г., Степанова, Г. Б. Денисова, Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. Г. Юдина (и др.). М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
  195. , Г. П. Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников : дис.. канд. пед. наук / Г. П. Юрьева. Сочи, 2001. — 180 с.
  196. , П. А. Принципы модульного обучения / П. А. Юцявичене // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 55−60.
  197. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманиская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 32−42.
  198. , М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. Мысль, 1985.- 538 с.
Заполнить форму текущей работой