Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
Диссертация
Анализ исследований Л. В. Загик, В. И. Логиновой, М. В. Крулехт, О. В. Мачехиной, Л. И. Сайгушевой и др. дает возможность установить, что поиск эффективных условий развития индивидуальности является сложным процессом и предполагает пересмотр сложившихся традиционных подходов к организации трудовой деятельности детей, и, в первую очередь, позиции взрослого в руководстве детским трудом, ориентируя… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
- 1. 1. Проблема индивидуальности в современных психолого-педагогических исследованиях
- 1. 2. Сущностная характеристика трудовой деятельности дошкольников
- 1. 3. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию индивидуальности старших дошкольников в- трудовой д еятел ьности
- 2. 1. Состояние проблемы развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в практике дошкольных образовательных учреяедений
- 2. 2. Реализация технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
- 2. 3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе.,
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова-Славская // Рос. менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997.-117 с.
- Аверьянов А. Н. Системное познание мира : Методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Агеева А. Б. Пути совершенствования коррекционной подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов : автореф. дис. канд. пед. наук / А. Б. Агеева. М., 1996. — 16 с.
- Акбашева Р. Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировании деятельности дошкольных учреждений: дис. .канд. пед. наук / Р. Ш. Акбашева. Уфа, 2000.-215 с.
- Акимова О. В. Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности / О. В. Акимова. Киев, 1999. — 192 с.
- Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции : автореф. дис. д-ра. пед. наук / Г. И. Аксенова. М.: МГПУ, 1998. — 33 с.
- Актуальные проблемы воспитания и формирования личности дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. Л. В. Загик. М., 1992. -116 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд-во «Дом Ш. Амонашвили», 1996. — 496 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.
- П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 232 с.
- Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин. // Избр. тр.: Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978. — 328 с.
- Асмолов А. Г. Психология индивидуальности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1986.-95 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
- Аттестация и государственная аккредитация ДОУ / под ред. Р. Б. Стеркиной. М.: ACT, 1997. — 434 с.
- Бабанский Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабунова Т. М. Модернизация содержания образовательного процесса дошкольного учреждения / Т. М. Бабунова // Актуальные проблемы дошкольного образования: сб. науч. тр. Магнитогорск: МаГУ, 2003. -65 с.
- Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности / Т. Ф. Базылевич- Рос. АН- Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН. -1998.-247 с.
- Беликов В.А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии» / В. А. Беликов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -67 с.
- Беликов В. А. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях : Метод, рекомендации / В. А. Беликов. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. 40 с.
- Беликов В. А. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: Монография / В. А. Беликов, JI.A. Савинков. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 116 с.
- Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Белкин. М: Издат. центр «Академия», 2000. -192 с.
- Белоус В. В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы / В.В. белоус // Психологический журнал. 1996. — № 1. — С. 44−52.
- Белоус В. В. Человек как интегральная индивидуальность / В. В. Белоус,
- A.И.Шебетенко. Пятигорск, 1996. — 124 с.
- Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной. педагогики / Д. А. Белухин. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПОМОДК, 1996.-4.1.-318 с.
- Берак О. Установка на развитие личности студента / О. Берак, JI. Шибаева // Вестник высшей школы. 1990. — № 10. — С.46−48.
- Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика: учебное пособие / Г. А. Берулава. М.: Педагогическое общество России, 2001. -235 с.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /
- B.П.Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 187 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Бодалев А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 191 с.
- Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1980. — 464 с.
- Болотов В. А. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаев // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−32.
- Брушлинский А. В. Проблемы субъекта в психологической науке (статья третья) / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1992. — Т. 12. -№ 6.-С. 3−10.
- Буре Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре, Г. Н. Година. М., 1983.
- Валеев Г. X. Объект, предмет и тема научного исследования / Г. Х. Валев // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 27−31.
- Веремеенко Т. Г. Организационно-педагогические условия нравственно-трудовой подготовки : дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Веремеенко. -Челябинск, 1988. 164 с.
- Власова Т. А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Власова. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
- Воспитание в труде / под ред. Р. С. Буре. М., 1987. — 170 с.
- Воспитание дошкольников в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983. -230 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В .В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
- Выготский JI. С. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. / Л.С.Выготский- под ред. А. С. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. — Т.4. — 432 с.
- Вяткин Б. А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности / Б. А. Вяткин // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. — 73 с.
- Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпов. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
- Глотова В. И. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Глотова. М., 1974. — 23 с.
- Грабарь М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Галкина JI. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста : автореф.дис. .канд. пед. наук / JI.H. Галкина. Екатеринбург, 1999. — 23 с.
- Гребенюк С. С. Педагогика индивидуальности : курс лекций / С. С. Гребенюк. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 1995. — 94 с.
- Гузеев В .В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. М.: Знание, 1992.-60 с.
- Гузеев В. В. Опыт применения интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев, Н. Н. Поликарпова Н.Н. М.: Знание, 1994. — 26 с.
- Гутовская Е. А. Принципы отбора содержания образования в разработке модульно-блочной программы обучения педагогов : дис.. канд. пед. наук / Е. А. Гутовская. Екатеринбург, 1989. — 209 с.
- Диагностика социальной активности детей дошкольного и школьного возраста: методические рекомендации / сост. В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 43 с.
- Диагностика трудовой активности детей старшего дошкольного возраста: методические рекомендации / сост. Л. И. Сайгушева Магнитогорский пед. ин-т. Магнитогорск, 1991. — 34 с.
- Довбуш Р. А. Способность к труду : о воспитании способности к труду у детей / Р. А. Довбуш. Киев: Политиздат Украины, 1988. — 108 с.
- Дошкольное образование в России: сб. действующих Нормативно-правовых документов и науч.-метод. матер. / ред.-сост. Р. Б. Стеркина. -М.: ACT, 1997.-336 с.
- Дыбина О. В. Рукотворный мир : сценарии игр-занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 96 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1997. 160 с.
- Загвязинский В. И., Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. -208 с.
- Загузов Н. И. Теоретико-методологические аспекты подготовки к защите кандидатских диссертаций по педагогическим наукам / Н. И. Загузов. -Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1995. 34 с.
- Закон РФ «Об образовании». М., 1995. — 47 с.
- Занков JI. В. Избр. пед. тр. / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
- Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура. / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М: Педагогика, 1989. — С. 90−102.
- Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Иванова О. Л. Педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Л. Иванова. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
- Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника: книга для учителя / Ф. И. Иващенко. М.: Просвещение, 1987. — 92 с.
- Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 328 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Киселева Г. М. Трудовые поручения одно из условий положительного отношения к труду у старших дошкольников / Г. М. Киселева // Оптимизация учебно-воспиательного процесса в дошкольных учреждениях. — Пермь, 1987. -114 с.
- Кларин М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели / М. В. Кларин. -М.: Наука, 1997.-222 с.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Кларин М. В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Советская педагогика. 1984. — № 4. — С. 117 122.
- Кларина JI. М. Когнитивные устремления дошкольников: принципы построения программ их развития / JI.M. Кларина // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса. Пермь, 1993. -144 с.
- Климов Е. И. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. И. Климов. М.: Знание, 1986. — 78 с.
- Климова Т. Е. Педагогическая диагностика / Т. Е. Климова. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 124 с.
- Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М., 1970. — 180 с.
- Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я. И. Ковальчук. М., 1985.
- Ковальчук Я.И. Трудовое воспитание дошкольников / Я. И. Ковальчук, М. А. Васильева. Минск: Нар. асвета, 1983. — 72 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Козлова С. А. Роль трудовой деятельности в формировании общественной направленности личности / С. А. Козлова // Средства иметоды нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде. -М., 1984.- 140 с.
- Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. М., 1980. — 168 с.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. -№ 5. -С. 20−34.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Академия АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
- Короткова Н. А. Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе / Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов. Самара: Сообщество, 2000. — 42 с.
- Котряков Н. Современные подходы к проблемам трудового воспитания / Н. Котряков // Школа и производство. 1999. — № 2. — С.2−3.
- Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. Киев, 1971. — 94 с.
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1994. — 264 с.
- Крайнова Л. В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Крайнова. М., 1985.-23 с.
- Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир : педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М. В. Крулехт.- СПб.: «Детство-Пресс», 2002. 160 с.
- Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности : дис.. д-ра пед. наук / М. В. Крулехт. СПб., 1996. — 450 с.
- Крючкова Т. А. Народные традиции Урала как фактор трудового воспитания младших школьников: на примере декоративно-прикладных видов труда: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Крючкова. Курган, 1996. -170 с.
- Кузовкова К. П. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / К. П. Кузовкова. М., 1971. — 18 с.
- Кустов Л. М. Анализ и проектирование педагогической деятельности. Программа и методические указания / Л. М. Кустов. Челябинск: Обл. ИУУ, 1991.-103 с.
- Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность : наследственность и среда: пер. с англ / Р. Левонтин.- М., 1993.
- Леонтьев А. Н. Избр. психол. произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 1. — 392 е.- Т. 2. — 320 с.
- Литвиненко, Ю. С. Трудовая деятельность сельских школьников в условиях комплексного трудового объединения: дис.. канд. пед. наук / Ю. С. Литвненко. Челябинск, 1991. — 156 с.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993.-457 с.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М 1984. — 209 с.
- Мажар, Н. Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя : автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Н. Е. Мажар. М.: МГПУ. — 1996. — 33 с.
- Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед.соч. М., 1987.
- Маралов, В. Г. Психология, педагогического взаимодействия воспитателя с детьми / В. Г. Маралов. М.: Изд-во «Прометей», 1992. -30 с.
- Юб.Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: «Рефл-бук" — Киев: «Ваклер», 1997. — 304 с.
- Матвеева, О. В. Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших дошкольников в трудовом обучении : автореф дис.. канд. пед. наук / О. В. Матвеева. М., 2000. — 26 с.
- Матушкин, С .Е. Трудолюбие: содержание и воспитание / С. Е. Матушкин. Челябинск, 1999. — 182 с.
- Матюнин, Б. Личность или индивидуальность? /Б. Матюнин // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 122−123.
- Мачехина, О. П. Формирование трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. П. Мачехина. Брянск, 2003. — 23 с.
- Ш. Мейли, Р. Факторный анализ личности / Р. Мейли // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. — 65 с.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. 175 с.
- Монахов, В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий / В. М. Монахов // Педагогика. 1997. — № 6. -С. 26−31.
- Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.-152 с.
- Найн, А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. — 144 с.
- Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под ред. Р. С. Буре. М., 1987.-180 с.
- Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / науч. ред. Р. С. Буре. М., 1994.
- Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности : книга для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Палей, И. М. Психологические проблемы индивидуальности / И. М. Палей.-М., 1985.-213 с.
- Парамонова, Л. А. Содержание дошкольного образования: с чем связано его обновление / JI.A. Парамонова // Дошкольное воспитание. 2003. — № З.-С. 65−67.
- Педагогика воспитания и развития личности / М. Е. Дуранов, И. М. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 1996. -314 с.
- Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-544 с.
- Педагогическая практика студентов дошкольного образования: учеб. пособие / Л. М. Волобуева, В. И. Ядэшко, Л. И. Павлова и др.- под ред. В. ИДдэшко, Л. М. Волобуевой. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 224 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Петрова, Л. Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности / Л. Н. Петрова. М., 1997. — 112 с.
- Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 215 с.
- Петровский, В. А. Личность: феномен субъектности / А. В. Петровский. Ростов-на-Дону, 1993.- 67 с.
- Петровский, В. А. Феномены субъектности в развитии личности / В. А. Петровский. Самара, 1997. — 102 с.
- Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. — М., 1990. — 494 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
- Поляков, С. Д. и др. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / С. Д. Поляков, А. И. Резник Г. В.Морозова, И. Г. Егорова. М.: «Сентябрь», 1999. — 144 с.
- Пономарева, JI. Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалистов : дис.. канд. пед. наук / JI.H. Пономарева. Ставрополь, 2000. — 204 с.
- Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 68−72.
- Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. — 320 с.
- Проблемы детства и подготовки будущего педагога дошкольного образования: межвуз. сб. науч. тр. / Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсеева. Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 1998. — 118 с.
- Пряникова, В. Г. Экспериментальное исследование эффективности педагогического стимулирования / В. Г. Пряникова // Советская педагогика. 1987. — № 1. — С. 35−40.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Изд-во психологии РАН», 1997.-576 с.
- Психологический анализ трудовой деятельности: учеб. пособие / JI.B. Забродина, А. В. Карпов, В. Д. Шадриков. Ярославль, 1980. — 91 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
- Психология совместного труда детей: книга для воспитателя детского сада, учителя / Я. Л. Коломинский и др. М., 1987. — 42 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1987.
- Ратт, Т. А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к развитию творческого потенциала учащихся : дис.. канд. пед. наук / Т. А. Ратт. Пермь, 2000.- 238 с.
- Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности / И. И. Резвицкий. Л.: Ленинградский университет, 1973. — 175 с.
- Рейнвальд, Н. И. Психология личности / Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во УДН, 1987.-2000 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1989. — 304 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996.- 529 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн- М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-448 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн- М.: Педагогика, 1989. Т.2. — 328 с.
- Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Тексты / С. Л. Рубинштейн — под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 240 с.
- Русалов, В. М. Некоторые основные специальные теории индивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретический и педагогический аспекты / В. М. Русалов — под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1988.- 75 с.
- Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. М.: Линка-Пресс, 2003. — 191 с.
- Сайгушева, Л. И. Воспитание трудовой активности детей старшего дошкольного возраста : дис.. канд. пед. наук / Л. И. Сайгушева. М., 1987.-239 с.
- Сайгушева, Л. И. Приобщение дошкольников к общественно-полезному бытовому труду и воспитание их трудовой активности : методические материалы / Л. И. Сайгушева — под ред. Р. Г. Казаковой. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 41 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д. В. Сергеева. М., 1987.
- Сергиенко, Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект / Е. А. Сергиенко // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. -214 с.
- Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сериков, В. В. Образование: аспекты системного отражения / В. В. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
- Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин (и др.) — под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис. .д-ра психол. наук / В. И. Слободчиков. М., 1994. — 47 с.
- Слободчиков, В. И., Исаев, Е.И. Личность как реальность для других: хрестоматия: в 2 т. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. -544 с.
- Слободчиков В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
- Слободчиков, В .И., Исаев, Е. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995. — 383 с.
- Смирнов, А. А. О психологической готовности к труду / А. А. Смирнов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 107−114.
- Смирнов В .И. Общая педагогика : учеб. пособие / В. И. Смирнов. 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с.
- Смирнов, М. Это многозначное понятие «индивидуальность» / М. Смирнов // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 124.
- Советский энциклопедический словарь. С. 1472.
- Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников: метод, рекомендации / Сост.Л. И. Сайгушева. Магнитогорск: Ml ПИ, 1999.
- Социальное развитие ребенка / под ред. О. Л. Зверевой. М., 1994.
- Степанский, В. И. Свойство субъективности как предпосылка личностной формы общения / В. И. Степанский // Вопросы психологии. -1992. № 5. — С.98−103.
- Стрекаловская, М. М. Развитие игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых / М. М. Стрекаловская. Улан-Удэ, 1995.-204 с.
- Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: в 3 т.- М., 1980. Т.2. — 370 с.
- Талер, Л. И. Труд начинается с примера / Л. И. Таллер. Минск: Нар. асвета, 1982. — 96 с.
- Тарабарина, Т. И. Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности совзрослыми (в условиях детского дома): автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. И. Тарабарина. Ярославль, 1995. — 16 с.
- Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: сб.науч.тр. М.: МГЛУ, 2001. — 165 с.
- Теплов, Б. М., Небылицын, В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / сост. В.В.Мироненко- под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987. 447 с.
- Теплюк, С. Н. Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Теплюк. -М., 1984.-21 с.
- Тугаринов, В. П. Философия сознания / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1971.-198 с.
- Уманский, А. М. Культура труда на производстве /A.M. Уманский. -Киев, 84. 98 с.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М., 1990.-223 с.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. — 336 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдпггейн. М, 1996. — 402 с.
- Философский энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. -1072.
- Фридман, JI. П. Психопедагогика общего образования / Л. П. Фридман. -М., 1997.-288 с.
- Черепанова, И. Б. Дети взрослеют в труде / И. Б. Черепанова. М.: Педагогика, 1990. — 174 с.
- Чумичёва, Р. М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника : автореф. дис.. д-ра. пед. наук / P.M. Чумичёва. -Ростов-на-Дону, 1995. -48 с.
- Чошанов, М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе / М. А. Чошанов. Казань, 1996. — 314 с.
- Шадриков, В. А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. А. Шадриков. -М.: Наука, 1982. 185 с.
- Щербак, Ф. Н. Профессионально-нравственная культура / Ф. Н. Щербак. -М.: Знание, 1985.-114 с.
- Щербаков, А. И. Психология учителя: Возрастная и педагогическая психология / А. И. Щербаков. М.: Просвещение, 1973. — 315 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльклнин — под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Юдина, Е. Г., Степанова, Г. Б. Денисова, Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. Г. Юдина (и др.). М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
- Юрьева, Г. П. Профессионально-педагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников : дис.. канд. пед. наук / Г. П. Юрьева. Сочи, 2001. — 180 с.
- Юцявичене, П. А. Принципы модульного обучения / П. А. Юцявичене // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 55−60.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманиская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 32−42.
- Ярошевский, М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. Мысль, 1985.- 538 с.