Преемственность и развитие физических понятий в условиях опережающего изучения физики в школе
Диссертация
Методологические категории преемственности разрабатывались в трудах Л. Б. Агафонова, A.B. Батаршева, Б. М. Кедрова, Т. В. Кирилловой, Ю. А. Кустова, Г. А. Курсанов, Л. Н. Нестерова, A.B. Петрова и др. В научной педагогической литературе проблеме преемственности в обучении уделяется большое внимание. Выявлению сущности преемственности в обучении посвящены работы Б. Г. Ананьева, А. К. Бушля, В. А… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Состояние проблемы преемственiioctii физического образования в начальной и основной школе в науке п практике школьного обучения
- 1. 1. Понятие преемственности в философии, педагогике и психологии
- 1. 2. Состояние проблемы преемственности в школьном физическом образовании на современном этапе
- 1. 3. Реализация принципа преемственности в образовательных программах и государственных образовательных стандартах по физике
- Глава II. Методика осуществления преемственности в условиях опережающего нзучення физики в основной н начальной школе
- 2. 1. Методическая система осуществления преемственности в формировании и развитии физических понятий, и ее структурные элементы
- 2. 1. 1. Анализ развития содержания физических понятий в начальной и основной школе методом сетевых графов (диагностический блок)
- 2. 1. 2. Виды нарушений преемственных связей в формировании понятий и способы их преодоления (формирующий блок)
- 2. 2. Особенности формирования физических понятий у учащихся 1−6 классов
- 2. 3. Преемственность методов, форм и средств пропедевтики физики в начальной и основной школе
- 2. 1. Методическая система осуществления преемственности в формировании и развитии физических понятий, и ее структурные элементы
- Глава III. Организация и результаты педагогического эксперимента
- 3. 1. Задачи и методика проведения педагогического эксперимента
- 3. 2. Анализ результатов педагогического эксперимента
Список литературы
- Агафонов, А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы Текст.: дис.. канд. пед наук / А. Б. Агафонов. Челябинск, 1983. — 166 с.
- Агеев, A.B. Развитие технического творчества учащихся в процессе преподавания физики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Агеев. -СПб.: Рос. гос. пед. ун-т., 1992. 14 с.
- Агошкова Т.А. Моделирование в познавательной деятельности школьника в условиях компьютеризации обучения Текст.: дис. .канд. пед. наук / Т. А. Агошкова. СПб., 1993. — 136 с.
- Аквилева, О.В. Изучение элементов физики в курсе природоведения четвертого класса Текст.: дисс.. канд. пед. наук / О. В. Аквилева. М., 1971.-205 с.
- Алексеев, O.A. Проверка знаний и умений как фактор активизации учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся (На материале курса физики основной школы) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Алексеев. Челябинск, 1999. — 19 с.
- Ананьев, Д.В. Учебный эксперимент как средство развития личности учащихся на уроках физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. В. Ананьев. Оренбург, 1998.- 203 с.
- Акинфиева, Н.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Акинфиева. Саратов: Саратов, гос. ун-т. — 148 с.
- Александрова, Э.И. Типология уроков в системе развивающего обучения Текст.: / Э. И. Александрова // Межрегиональный Вестник школ развития личности «Феникс». М.: Русская энциклопедия, 1995. — Вып. 3. — С. 15−19.
- Алексеев, М.Н. Диалектика форм мышления Текст.: / М. Н. Алексеев. М., 1959.
- Алексеев, М.Н. Диалектическая логика Текст.: / М. Н. Алексеев. -М., I960.
- Алисгари, М. Развитие научных представлений об окружающем мире у детей в начальной школе России и Ирана Текст.: автореф. дне.. канд. пед. наук / М. Алисгари. М., 1997. — 17 с.
- Антонов, В.В. Методика формирования содержания курса физики лицеев физико-технического профиля Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. В. Антонов. Тольятти, 1998. — 241 с.
- Ананьев, Б.Г. О преемственности в обучении Текст.: / Б. Г. Ананьев // Советская педагогика. 1953. — № 2. — С. 23 — 25.
- Андреев, A.A. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика) Текст.: учеб. пособие: в 2 кн. / A.A. Андреев. М.: МЭСИ, 2000. — Кн. 1. -111 с.-Кн. 2.-156 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн. 1. Текст. / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1996. — 568 с.
- Арсеньев, A.C. Анализ развивающегося понятия Текст. / A.C. Арсеньев, B.C. Библер, Б. М. Кедров. М.: Просвещение, 1967. — 253 с.
- Ардабьев, В.Н. Методические основы технологии конструирования уроков физики Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / В. Н. Ардабьев. СПб: Рос. гос. пед. ун-т., 1993. — 17 с.
- Аринкин, Е.А. Проектирование содержания обучения на основе диагностирования уровней усвоения знаний в условиях компьютеризации учебного процесса Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Аринкин. М., 1994.- 160 с.
- Архипова, А.И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике Текст.: дис.. д-ра пед. наук / А. И. Архипова. -Краснодар, 1998. 454 с.
- Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации Текст.: школа / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. 1982. — № 11. — С. 30 — 39.
- Баранова, JI.B. Методика формирования представлений об информационных технологиях в курсе физики основной школы: на примере оптических явлений Текст.: дис. канд. пед. наук / JI.B. Баранова. М., 1999. — 157 с.
- Батаршев, A.B. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) Текст. / A.B. Барташев. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. — С. 80.
- Башарин, В.Ф. Что нужно знать преподавателю физики профтехучилища для реализации взаимосвязи общего и профессионального образования Текст.: методические рекомендации / В. Ф. Башарин. М.: АПН СССР, 1987. — 102 с.
- Берг, А.И. Состояние и перспективы программированного обучения Текст. / А. И. Берг. М.: Знание, 1966. — 219 с.
- Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 340 с.
- Беспалько, В.П. Персонифицированное образование Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 1998. -. № 2. — С. 12 — 17.
- Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 13 — 20.
- Бетев, В.А. Теоретические основы методики обучения физике (Пропедевтический курс) Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. А. Бетев. Самара, 1995. — 48 с.
- Бондарев, Г. И. Всеобщ ли закон отрицания отрицания? Текст. / Г. И. Бондарев// Диалектика отрицания отрицания. М.: Политиздат, 1983. С. 113 -120.
- Большая советская энциклопедия Текст. М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 20. — 1530 с.
- Бондаревская, Е.В. Методологические стратегии личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Известия Российской Академии образования. 1999. — № 3. — С. 23 — 33.
- Боровских, Т.А. Пропедевтика методической подготовки будущих учителей химии на первом курсе педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Боровских. М., 1998. — 184 с.
- Бражникова, Г. Е. Использование динамических игр при формировании естественнонаучных понятий у учащихся младшего школьного возраста. Образование и здоровье Текст. / Г. Е. Бражникова // Вестник лицейского образования. Челябинск, 2003. С 109−115.
- Бутенко, И.А. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И. А. Бутенко // Альма-Матер (ВВШ). 2000. — № 1. — С. 21 — 25.
- Бурова, Л.И. Теоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. И. Бурова. М.: Моск. гос. пед. ун-т (МГПУ). — 425 с.
- Бушля, А.К. О преемственности учебно-воспитательной работы в 1−10 классах Текст. / А. К. Бушля // Начальная школа. 3 изд. — М.: Просвещение, 1986.-271 с.
- Величко, А.Н. Преемственность в развитии умения решать задачи в школьных курсах физики и математики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Величко. Челябинск, 1990.
- Веснина, JI.B. Формирование естественнонаучного миропонимания учащихся посредством интегрированных курсов «Окружающий мир» и «Естествознание» (1−6 класс) Текст.: дне.. канд. пед. наук / JI.B. Веснина. -Томск, 1998.- 147 с.
- Вдовиченко, В.М. Преемственность как условие совершенствования процесса обучения природоведения в начальных классах Текст.: авто-реф. дис. канд. пед. наук/В.М. Вдовиченко. М., 1980. — 19 с.
- Виноградова, Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром Текст.: дисс.. д-ра. пед. наук / Н. Ф. Виноградова. -М., 1994.-210 с.
- Вирачев, Б.П. Методические принципы организации и проведения физической олимпиады и подготовки к ней учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / Б. П. Вирачев. Челябинск, 1998. — 168 с.
- Владиславлев, А.Б. Непрерывное образование: проблемы и перспективы Текст. /А.Б. Владиславлев. М.: Молодая гвардия, 1978. — 175с.
- Воителева, Г. В. Преемственность в изучении чисел в начальной и основной школе Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Г. В. Воителева. М., 1999. -163 с.
- Волковысский, Р.Ю. Определение физических понятий и величин Текст.: пособие для учителей / Р. Ю. Волковысский. М.: Просвещение, 1976.-47 с.
- Вологодская, З.А. Неделя астрономии в школе. Методическое пособие Текст. / З. А. Вологодская, АЛО. Румянцев. Курган: КГУ, 2003. — 36 с.
- Воржева, И. А. Обучение учащихся познавательной деятельности по изучению физических явлений Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. А. Воржева. Астрахань, 1997. — 165 с.
- Воронина, JI.B. Реализация преемственности в обучении математике (на материале 1−6 классов) Текст.: дисс.. канд. пед. наук / JI.B. Воронина. Екатеринбург, 1999. — 194 с.
- Выбор методов обучения в средней школе Текст. / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Выготский, JI.C. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский, Л.С. Текст. // Собрание соч.: в 6 т. Проблемы развития психики / под ред. А. А. Матюшкина / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1993.-Т. 3.-368 с.
- Высшее образование в России Текст. / под ред. В. Г. Кинелева. -М. :НИИВО, 1995.-352 с.
- Танеев, Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике Текст. / Х. Ж. Танеев. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. -160 с.
- Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР Текст. / П. Я. Гальперин. -М., 1959.-465 с.
- Гальперин, П.Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ. 1979. — № 4. — С. 78 — 90. — Серия: Психология.
- Гегель, Г. В. Науки логики Текст. // Собр. соч. в 13 т. М.: Гос. соцэкон. изд-во, 1937. — Т. 5. — 715 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию Текст.: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995.-447 с.
- Гнитецкая, Т.Н. Научно-методические и теоретические аспекты ВПС Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Т. Н. Гнитецкая. Владивосток, 1998. — 279 с.
- Гладышева, Н.К. Теоретические основы преподавания физики в основной школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. К Гладышева. М., 1997. -287 с.
- Гнитецкая, Т.Н. Научно-методические и теоретические аспекты внутрипредметных связей Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Гнитецкая. -Владивосток, 1998. 113 с.
- Годник, С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования Текст.: под ред. Б. С. Гершунского / С. М. Годник. М.: Педагогика, 1990. — С. 148 — 163.
- Голубева, О.Н. Теоретические проблемы общего физического образования в новой образовательной парадигме Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. Н. Голубева. СПб.: Рос. ун-т дружбы народов, 1995. — 39 с.
- Голубовская, М.П. Современный подход к решению задач по механике в курсе физики средней школы Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / М. П. Голубовская. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1993.- 16 с.
- Гончарова, C.B. Повышение эффективности наглядности обучения при использовании динамических компьютерных моделей на уроках физики Текст.: дис. канд. пед. наук/C.B. Гончарова. СПб., 1996. — 176 с.
- Горбунова, И. Б. Повышение операционности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Б. Горбунова. СПб., 1999. — 42 с.
- Горбунова, И. Б. Повышение операционности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий Текст.: дис.. д-ра пед. наук / И. Б. Горбунова. СПб., 1999. — 395 с.
- Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: самопознание, диалектика и жизнь Текст. / Г. Г. Гранатов. Челябинск: ЧГПИ, 1991.- 128 с.
- Гребенев, И.В. Формирование понятия температуры в естественнонаучных предметах средней школы Текст.: автореф. дне.. канд. пед. наук / И. В. Гребнев. М., 1991. — 16 с.
- Грязева, H.H. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / H.H. Грязева. Челябинск, 1996. — 170 с.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология от приема до технологии Текст. / В. В. Гузеев // Библиотека журнала «Директор школы». 1996. -Сентябрь. — Вып. 4. — 112 с.
- Гурьев, А.И. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при выполнении лабораторно-экспериментальных работ по физике на первой ступени обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. И. Гурьев. Челябинск, 1997. — 222 с.
- Гусев, В.А. Изучение величин на уроках математики и физики в школе Текст. / В. А. Гусева, А. И. Иванов, О. Д. Шебалин. М.: Просвещение, 1981. — 79 с.
- Гусев, В.А. Методические основы преемственности преподавания физики в профессионально-педагогическом колледже и вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. А. Гусев. Самара, 1995. — 264 с.
- Давыдов, В.В. Связь теорий обобщения с программированием обучения. Исследование мышления в советской психологии Текст. / В. В. Давыдов. М., 1966. — 544 с.
- Даммер, М.Д. Методические рекомендации по ведению уроков физики в пятом классе Текст. / М. Д. Даммер. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. — 48 с.
- Даммер, М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы Текст.: дисс.. д-ра. пед. наук / М. Д. Даммер. Челябинск, 1997. — 425 с.
- Данилов, М.А. Дидактика Текст. / М. А. Данилов, Б. П. Есипов. -М.: АПН РСФСР, 1957. 518 с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики Текст. / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-320 с.
- Днк, Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Ю. И. Дик. М., 1996. — 59 с.
- Диффузия в природе и технике Текст.: интегративный семинар по физике, химии и биологии. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. -22 с.
- Добро, Л.Ф. Интегральный подход к обучению общей физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Ф. Добро. Томск, 1999. — 20 с.
- Довга, Г. В. Проблемы инновационных технологий обучения на уроках физики в средней школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В Довга.-СПб., 1999.- 18 с.
- Дубенский, Ю.П. Исследовательско-конструкторский подход к дидактики физики Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / Ю. П. Дубенский. Челябинск, 1996.-345 с.
- Дубенский, Ю.П. Пути усиления познавательной и воспитательной функций задач при обучении физике в средней школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. П. Дубенский. Челябинск, 1992. — 188с.
- Дубик, М.А. Формирование учебно-информационных компетенций на уроках физики Текст.: метод, пособие для учителей физики общеобразовательной основной школы / М. А. Дубик. Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2004. — 27 с.
- Железовская, Г. И. Понятийное диалектическое мышление у студентов. Педагогическая технология и диалектический анализ Текст. / Г. И. Железовская. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1993. 140 с.
- Задачи и задания, требующие комплексного применения знаний по физике, химии и биологии Текст.: учеб.-метод. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 19 с.
- Задачи и задания, требующие комплексного применения знаний по физике, химии и биологии Текст.: учеб.-метод. пособие. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. — 24 с.
- Иванова, З.И. Формирование естественнонаучных понятий у младших подростков Текст.: дисс.. канд. пед. наук / З. И. Иванова. Саратов, 1998. — 198 с.
- Иванчук, О.В. Методика формирования у учащихся обобщенных видов деятельности по усвоению понятий о физических объектах Текст.: дис. канд. пед. наук / О. В. Иванчук. Астрахань, 1999. — 146 с.
- Игра Текст. // Психологический словарь. Политиздат, 1990. — С. 182.
- Изложение отдельных вопросов астрономии в курсе физики 7−8 классов общеобразовательной школы Текст.: метод, рек. Челябинск: ЧГПУ, 1993.- 14 с.
- Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Наука, 1974. — 218 с.
- Ильина, Т.А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1969. — 574 с.
- Информационные технологии в российском образовании Текст. -М. .-Эврика, 2003.- 144 с.
- Исаев, Д.А. Формирование первоначальных физических представлений у учащихся младшего подросткового возраста Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Д. А. Исаев. М., 1992. — 151 с.
- Кабаканова, С.Ш. Преемственность в формировании квантовых представлений у учащихся общеобразовательной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Ш. Кабаканова. М., 1994. — 116 с.
- Казанский, Н.Г. Дидактика (начальные классы) Текст. / Н. Г. Казанский, Назарова Т. С. М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
- Каменский, A.M. Методическая поддержка индивидуального развития школьников на занятиях по физике Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.M. Каменский. СПб., 1999. — 211 с.
- Карасова, М.В. Пропедевтический курс общей физики Текст.: учеб.-метод. указания по курсу / М. В. Карасова. Челябинск: ЧГПУ, 2001. -170 с.
- Карасова, И.С. Изучение фундаментальных физических теорий в средней школе Текст.: учеб. пособие / И. С. Карасова. Челябинск: ЧГПУ, 1991. — 103 с.
- Кару, Г-Р.И. Методические основы развивающего обучения физике в средней школе Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / Г-Р.И. Кару. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1988. — 33 с.
- Кедров, Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук Текст. / Б. М. Кедров. М.: Наука, 1967. — 436 с.
- Кириллова, Т.В. Теоретико-методологические основы технологии формирования у учащихся целостной системы знаний естественнонаучных дисциплин Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Т. В. Кириллова. Чувашский гос. ун-т (ЧувГУ).-327 с.
- Кларин, M.B. Технология учебного процесса в зарубежной дидактике Текст. / М. В. Кларин // Современная дидактика. Теория практика. — М.: Педагогика, 1994. — С. 68 — 75.
- Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании Текст. / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14 — 21.
- Клепинина, З.А. Природоведение. От лета к лету. Учебник для 3 кл. четырехлетней нач. шк. Текст. /З.А. Клепинина. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. — 240 с.
- Клепинина З.А. Природоведение. От лета к лету. Учебник для 4 кл. четырехлетней нач. шк. Текст. / З. А. Клепинина. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. — 240 с.
- Книга для чтения по физике Текст. / сост. Г. Е. Бражникова. -Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. 97 с.
- Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» Текст. / отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998. — 558 с.
- Копнин, П.В. Диалектика как логика Текст. / П. В. Копнин. Киев, 1961.-228 с.
- Коржуев, A.B. Методические основы реализации сущностного подхода при обучении физике в средней школе Текст.: дис. д-ра пед. наук / A.B. Коржуев.-М., 1998.-346 с.
- Криволапова, H.A. Опорные конспекты по физике в системе развивающего обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / H.A. Криволапова. -Курган, 1999. 163 с.
- Кропочева, Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения Текст.: дис.. канд. пед. наук: защищена 22. 06. 1999 / Т. Б. Кропочева. Моск. пед. ун-т (МПУ), 1999. — 170 с. -Библиогр.: с. 222.
- Краевский, В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научно обоснованного обучения Текст. / В. В. Краевский // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — С. 3- 12.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования Текст.: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СГПИ, 1994. — 165 с.
- Крестников, С.А. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой Текст.: дис.. канд. пед. наук/С.А. Крестников. Челябинск, 1992. — 217 с.
- Кудряшов, В.И. Управление процессом систематизации знаний учащихся при изучении естественных дисциплин Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. И. Кудряшов. Ин-т общего образования, 2000. — 155 с.
- Кузнецова, Е.В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5−6 классов в обучении математике Текст.: дис.. канд. пед. наук /Е.В. Кузнецова. М., 1997. — 262с.
- Кустов, Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы Текст. / Ю. А. Кустов. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990.-28 с.
- Кустов, Ю.А. Дидактический принцип преемственности и методика его реализации Текст.: метод, рек. для студентов-практиков / Ю. А. Кустов.-М., 1987.- 30 с.
- Курганов, Г. А. Диалектический материализм о понятиях Текст. / Г. А. Курсанов. М.: Наука, 1963. — 205 с.
- Кухта, A.M. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы в школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Кухта.-Киев, 1970.- 19с.
- Кыверялг, A.A. Сущность преемственности и ее реализация в обучении. Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ Текст. / A.A. Кыверялг. -М.: АПН СССР, 1984. 107 с.
- Лагунова J1.E., Формы организации и виды движения материи. Интегративный семинар Текст.: пособие для учителей предметов естественного цикла / J1.E. Лагунова, М. Ю. Минакова, Н. В. Плаксина. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2004. — 35 с.
- Ландау, Л.Д. Курс общей физики. Механика и молекулярная физика Текст. / Л. Д. Ландау, Е. М. Ахиезер, Е. М. Лифшиц. М.: Наука, 1969. -400 с.
- Ларина, Н.И. Преемственность в формировании понятий у учащихся начальной и неполной средней школы Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Н. И. Ларина. М., 2000. — 146 с.
- Ларченкова, Л.А. Методические основы технологии подготовки и проведения уроков решения задач по физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Л.А. Ларченкова. СПб., 1999. — 18 с.
- Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии Текст. / Д. Г. Левитес. М.: Ин-т практической психологии, 1998. -288 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика. — 1996. — № 2. — С. 7 — 11.
- Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиции Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций Текст.: учеб. пособие для вузов / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1996. — 464 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
- Ломакина, Е.С. Развитие познавательных возможностей учащихся на уроках физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. С. Ломакина. СПб., 1997.- 161 с.
- Малеева, Е.В. Формирование у школьников умения определять физические понятия Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Е. В. Малеева. М., 1999. -140 с.
- Махмудов, М.И. Современный урок Текст. / И. И. Махмудов. -М.: Педагогика, 1985. 184 с.
- Математика (1−4) Текст. / Н. Г. Салмина, И. Н. Колпаков. М.: Вита-Пресс, 2003.
- Махмутов, М.И. Рынок и профессиональное образование Текст. / М. И. Махмутов // Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 85 — 92.
- Махметов, М.И. Современный урок Текст. / М. И. Махметов. -М.: Педагогика, 1985. 184 с.
- Менчинская, H.A. Психология усвоения понятий Текст. / H.A. Менчинская // Известия АПН РСФСР, 1950. Вып. 28.
- Методические рекомендации по использованию в учебном процессе по физике задач межпредметного содержания Текст. Челябинск: ЧГПИ, 1988.-33 с.
- Мехдиев, A.M. Обучение младших школьников (1−3 класса) элементам физики и техники (на материалах школ Азербайджанской СССР) Текст.: дисс.. канд. пед. наук/A.M. Мехдиев. Баку, 1973. — 165 с.
- Молчанов, С.Г. Дидактическое и методическое обеспечение стандартизации в образовании и образовательного мониторинга Текст. / С. Г. Молчанов. Челябинск: ИДПОПР.
- Мороз, А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / А. Г. Мороз. Киев: Киевский гос. ун-т, 1972. — 24 с.
- Мултановский, В.В. Физическое взаимодействие и картина мира в школьном курсе Текст.: пособие для учителей / В. В. Мултановский. М.: Просвещение, 1997. — 168 с.
- Мураховский И.Е. Методические проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях по физике Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Е. Мураховский. СПб., 1996. — 183 с.
- Мусаев, Э.И. Роль проблемного обучения физике в развитии познавательной активности учащихся Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук / Э. И. Мусаев. Баку, 1989. — 18 с.
- Немов, P.C. Психология Текст.: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн.: Психология образования / P.C. Немов. М.: Владос, 1997. — Кн. 1.-608 с.
- Нестерова, JI.H. Преемственность в обучении математике в средней школе Текст.: дисс.. канд. пед. наук / JI.H. Нестерова. Арзамас, 1997.- 171 с.
- Никулин, 10. В. Методологические основы построения учебно-методического комплекса по физике 6 класса Мозамбикской школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Никулин. Челябинск: Челябинский гос. пед. ин-т, 1991. — 16 с.
- Новиков, С.П. Проблемы формирования экспериментально-исследовательских умений и навыков с использованием средств новых информационных технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. П. Новиков. -М., 1994.- 164 с.
- Нуркаева, И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными программами на занятиях по физике Текст.: дис. канд. пед. наук / И. М. Нуркаева. М., 1999. — 231 с.
- Нурминский, И.И. Закономерности формирования знаний и умений учащихся при изучении физики в средней школе Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / И. И. Нурминский. М., 1989. — 36с.
- Огородников, И.Т. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. Т. Огородников. М.: Просвещение, 1968. — 374 с.
- Огорелков, В.И. Проблемы измерения и оценки качества знаний учащихся Текст. / В. И. Огорелков // Советская педагогика. 1975. — № 12. -С. 23.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка Текст.: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, НЛО. Шведов- Российская академия наук- Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999.-С. 291.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.
- Окружающий мир Текст.: учебник-тетрадь для 2 класса «Наша планета Земля». М.: Баласс, 2003. — Ч. 1. — 64 с.
- Основы методики преподавания физики в средней школе Текст. / под ред. В. Г. Разумовского, В. А. Перышкина. М.: Просвещение, 1984. -308 с.
- Павлов, И.П. Текст.: избранные произведения /под общей ред. Х. С. Хоштоянца / И. П. Павлов. М.: Наука, 1951. — 582 с.
- Пахомова, Н.В. Диагностические задания как компонент содержания интегрированного курса естественнонаучной направленности Текст. :дис.. канд. пед. наук / Н. В. Пахомова. СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства (СПбГУПМ), 1997. — 260 с.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед ин-тов / под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Педагогика школы Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 293 с.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Педагогическая энциклопедия Текст.. М.: Педагогика, 1996.486 с.
- Петерсон, Л.Г. Математика Текст.: учебник: в 2 т. / Л.Г. Петер-сон. М.: Баласс — С-Инфо, 2000.
- Петров, A.B. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике Текст.: монография /A.B. Петров. -Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1997. 261 с.
- Петров, A.B. Дидактические основы реализации принципов преемственности и развивающего обучения при формировании фундаментальных понятий в преподавании физики в педвузе Текст.: дисс.. д-ра пед. наук / A.B. Петров. Горно-Алтайстк, 1996. — 203 с.
- Платонов, К.К. Личностный подход как принцип психологии Текст. / К. К. Платонов // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1969. — С. 49 — 58.
- Плешаков, A.A. Мир вокруг нас Текст.: учебник для 3 кл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 1. «Зеленый дом» / A.A. Плешаков. М.: Просвещение, 2001. -160 с.
- Поглазова, О.Т. Окружающий мир Текст.: учебник-тетрадь № 2 для 3 класса четырехлетней школы / О. Т. Поглазова. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. -64 с.
- Подольский, А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения (На содержании курса физики 7-го класса) Текст.: дисс.. д-ра. пед. наук / А. И. Подольский. Магнитогорск, 1997. — 355 с.
- Подольский, А.И. Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий (На материалах курса физики первой ступени) Текст.: дисс.. канд. пед. наук / А. И. Подольский. Челябинск, 1985. — 226 с.
- Потапов, И.В. Преемственность и перспективность в обучении младших школьников природоведению Текст.: дисс.. канд. пед. наук / И. В. Потапов. М., 1988. — 181 с.
- Потапова, М.В. Пропедевтика самостоятельной познавательной деятельности по физике студентов педвуза (научно-методические основы и педагогический опыт) Текст.: монография / М. В. Потапова. М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. — 120 с.
- Программа «Природа и люди» З. А. Клепининой Текст.: программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). Часть 2. М.: Просвещение, 2001. — С. 41−63.
- Программа A.A. Вахрушева, A.C. Раутиана «Мир и человек» Текст.: программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). Часть 2. М.: Просвещение, 2001. — С. 106 — 128.
- Прокофьева, Л.Б. Способы ознакомления с элементами естественнонаучного познания как средство развития младших школьников Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Л. Б. Прокофьева. М., 2000. — 235 с.
- Пропедевтический курс общей физики. Учебно-методические указания Текст. Челябинск: ЧГПУ, 2001. — 206 с.
- Пурышева, Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью при самостоятельной работе на уроках Текст.: дисс.. канд. пед наук / Н. С. Пурышева. М., 1972. — 241 с.
- Разумовский, В.Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 102 -111.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: пособие для учителей / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Результаты областных олимпиад 2003 Текст.: сб. информационно-аналитических материалов / под ред. Т. В. Абрамовой, С. Г. Молчанова. -Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2003. 223 с.
- Результаты областных олимпиад 2004 Текст.: сб. информационно-аналитических материалов / под ред. Т. В. Абрамовой, С. Г. Молчанова. -Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2004. 270 с.
- Результаты областных олимпиад 2005 года Текст.: сб. информационно-аналитических материалов / под ред. Т. В. Абрамовой, С. Г. Молчанова. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. — 343 с.
- Родионова, Л.Е. Проблемы преемственности содержания обучения в начальной и основной общеобразовательной школе (На материалах исторических дисциплин) Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Л. Е. Родионова. -М., 1998.- 125 с.
- Розенталь, М.Н. Принципы диалектической логики Текст. / М. Н. Розенталь. М., 1960. — 210 с.
- Рохксс, Б.И. Деловые игры на уроках физики как средство интеллектуального развития школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Б. И. Рохкес. СПб., 1996.- 188 с.
- Рукман, В.Б. Индивидуализация процесса формирования у учащихся учебной деятельности при обучении физике Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / В. Б. Рукман. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина., 1989. — 16 с.
- Румянцев, АЛО. Формирование первоначальных астрономических знаний в курсе физики среднего звена общеобразовательной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / АЛО. Румянцев. Челябинск, 1994. — 259 с.
- Румянцев, A.IO. Астрономия в терминах, таблицах и схемах Текст.: справочное пособие / АЛО. Румянцев. Магнитогорск: МаГу, 2003. -210 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст.: 2-е издание / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рудзитис, Г. Е. Химия. 9 класс Текст. / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. М.: Просвещение, 1998.
- Саитбаева, Э.Р. Освоение педагогическим сообществом новых педагогических технологий Текст. / Э. Р. Саитбаева // Ученые записки ООИУУ. Оренбург, 1995. — Т. 1. — 120 с.: Серия: Новые грани образования.
- Савицкая, A.B. Дополнительное физическое образование в условиях лаборатории пропедевтики знаний и умений для учащихся 5 -6 классов лицея Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.B. Савицкая. Челябинск, 2004. -183 с.
- СамоВарчики. Вести из астрономического кружка Текст. // Газета 3-Э2 класса лицея № 11 г. Челябинска. 2003. — № 2.
- Серветник, Т.Л. Формирование понятия «время» в дошкольных учреждениях и начальной школе Текст.: метод, пособие / Т. А. Серветник. -Магнитогорск: МаГУ, 2003. 94 с.
- Сергеева И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. А. Сергеева. М.: Моск. пед. гос. ун-т (МПГУ), 1998. — 186 с.
- Сергеев, A.B. Становление и развитие истории методики преподавания физики в средней школе как научной дисциплины Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / A.B. Сергеев. JI.: Ленинградский пед. ин-т, 1989. — 33 с.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование : от теории к системе работы учителя Текст. / В. В. Сериков // Известия Рос. Акад. Образования. 1999. — № 3. — С. 33 — 40.
- Сорокин, H.A. Дидактика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / H.A. Сорокин. М.: Просвещение, 1974.
- Старовикова, И.В. Развитие умения решать задачи как основное звено в подготовке учащихся к выступлениям на физических олимпиадах Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Старовикова. Челябинск, 1996. — 316с.
- Степанова, O.A. Игровая школа мышления Текст.: метод, пособие (Серия «Игровые технологии») /O.A. Степанова. М.: Сфера, 2003. — 128 с.
- Структура содержания непрерывного образования и учебные планы общеобразовательной школы. Временный гос. общеобраз. Стандарт Текст. / под ред. B.C. Леднева. М.: Педагогика, 1993. — 280 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 343 с.
- Тангян, С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия Текст. / С. А. Тангян // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 3−10.
- Тарасов, Л.В. Современная физика в средней школе Текст. / Л. В. Тарасов. М.: Просвещение, 1990. — 299 с.
- Татур, Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа Текст. / Ю. Г. Татур. М.: ИЦПКПС, 1999. — 278 с.
- Теоретические основы непрерывного образования Текст. / под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 207 с.
- Тесленко, В.И. Теоретико-методологические основы диагностики и прогнозирования процесса обучения будущего учителя физики в педвузе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. И. Тесленко. Красноярск: КГПУ, 1996. -420 с.
- Торосян, В. Чему могут научить концепции современного образования Текст. / В. Торосян // Народное образование. 1999. — № 9. — С. — 101−112.
- Трубайчук, Л. В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе Текст. / Л. В. Трубайчук. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 242 с.
- Тулькибаева, H.H. Методологические основы обучения учащихся решению задач по физике Текст.: дис.. д-ра пед. наук / H.H. Тульеибаева. -Челябинск, 1989.-378 с.
- Тулькибаева, H.H. Инновационные процессы в обучении Текст. / H.H. Тульктбаева, Л. В. Трубайчук., З. М. Большакова, М. М. Бормотова. М.: Восток, 2002. — 256 с.
- Увлекательные задачи по физике Текст.: сб. задач / сост. Г. Е. Бражникова. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. — 107 с.
- Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей Текст.: кн. для учителя / сост. Э.М. Браверманн- под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993. — 288 с.
- Усова, A.B. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла Текст. / A.B. Усова. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 34 с.
- Усова, A.B. Совершенствование системы естественнонаучного образования в школе. Цели, задачи исследования, поиск методов и средств ихрешения Текст. / Л. В. Усова, М. Д. Даммер, B.C. Елагина, М. Ж. Симонова. -Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. 135 с.
- Усова, Л.В. Задачи и задания, требующие комплексного применения знаний по физике, химии и биологии Текст.: учеб.-метод. пособие. — Челябинск: ЧГПУ, 2000. 19 с.
- Усова, A.B. Проблемы теории и практики обучения в современной школе. Избранное Текст. / A.B. Усова. Челябинск: Изд. ЧГПУ, 2000. -221 с.
- Усова, A.B. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла Текст. / A.B. Усова. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — 34 с.
- Усова, A.B. Теория и практика развивающего обучения Текст.: учеб. пособие / A.B. Усова. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 38 с.
- Усова, A.B.Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации Текст. / A.B. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 31 с.
- Усова, A.B. Житейский опыт и его влияние на усвоение научных понятий учащимися школ и студентами (на примере понятии механики) Текст. / A.B. Усова, И. Л. Демидова. Челябинск: ЧГПУ, 1992. — 22 с.
- Усова, A.B. Практикум по решению физических задач Текст.: учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. / A.B. Усова, H.H. Тулькибаева. М.: Просвещение, 1992. — 208 с.
- Усова, A.B. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / A.B. Усова. Челябинск: ЧГПИ, 1988.-90 с.
- Усова, A.B. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики Текст. / A.B. Усова, A.A. Боброва. М.: Просвещение, 1988. -112 с.
- Усова, A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / A.B. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 174 с.
- Усова, A.B. О статусе принципов дидактики Текст. / A.B. Усова // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. науч. трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — С. — 12−23.
- Усова, A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий Текст. / A.B. Усова. Челябинск: ЧГПИ, 1978. — Ч. 1. -99 с.
- Усова, A.B. Формирование обобщенных умений и навыков Текст. / А. В Усова// Народное образование. 1974. — № 3. — С. 123 — 217.
- Усова, A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале физики первой ступени) Текст.: дис.. д-ра пед. наук / A.B. Усова. JL, 1970. — 481 с.
- Ушакова, М. На пути к обучающему обществу (задачи и технологии) Текст. / М. Ушакова // Вестник высшей школы. 2000. — № 4. — С. 9 — 15.
- Ушинский, К.Д. Теоретические проблемы педагогики Текст. / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: в 2 т. — под ред. А. И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1987.-590 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Текст. // Официальные документы в образовании. М., 2004.- 168 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Текст. Часть 2. // Официальные документы в образовании. М., 2004.-216 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Формирование фундаментальных астрономических понятий в курсе физики среднего звена общеобразовательной школы Текст.: метод, рек. / под ред. A.B. Усовой. Челябинск: ЧГПИ, 1993. — 34 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика : учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
- Харыбина, Т.Р. Математическая модель оптимизации учебного процесса на базе современных информационных технологий Текст.: авто-реф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т. Р. Харыбина. СПб.: Рос. пед. ун-т, 1994. — 17 с.
- Хижнякова, JI.C. Методические основы построения процесса обучения физики в средней школе в условиях всеобщего среднего образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. С. Хижнякова. М., 1988. — 348 с.
- Хижнякова, Л.С. Обобщающее повторение в курсе физики средней школы (на примере классов с углубленным изучением физики и прикладной физики) Текст.: дис. канд. пед. наук/Л.С. Хижнякова. М., 1972. — 222 с.
- Хохлина, С.А. Изучение элементов физики на факультативных занятиях начальной школы Текст.: дисс. канд. пед. наук / С. А. Хохлина. -С., 1999.- 142 с.
- Чандаева, С.А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. А. Чандаева. М., 1994. — 227 с.
- Черкасов, Б.П. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования Текст.: учеб.-метод. пособие / Б. П. Черкасов. М.: Высшая школа, 1975. — 78 с.
- Черкасов, В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе Текст. / В. А. Черкасов. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1985.-200 с.
- Шакурова, Л.Ф. Дидактические основы обобщения естественнонаучных знаний Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. Ф. Шакурова. Уфа: Башкирский гос. пед. ин-т (БГПИ), 1997. — 170 с.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 202 с.
- Шанаев, У.Т. Дидактические игры на уроках физики Текст.: дис.. канд. пед. наук / У. Т. Шамова. СПб., 1993. — 163 с.
- Шардаков, М.Н. Мышление школьника Текст. / М. Н. Шардаков. -М., 1963.-215 с.
- Шиянов, E.H. Развитие личности в обучении Текст.: для вузов / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия. — 288 с.
- Шодиев, Д. Целенаправленное формирование физических представлений и понятий у младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук /Д. Шодиев. М., 1970. — 192 с.
- Шукуров, Т.А. Игровые формы организации познавательной деятельности учащихся по физике (на 1-й ступени обучения) Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т. А. Шукуров. Киев: Киев, гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1991. — 18 с.
- Щунин И.А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы Текст.: автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / И. А. Щунин. -Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 1995. 18 с.
- Эпштейн, Ю.Д. Олимпиады по физике как средство интеллектуального развития учащихся Текст.: дис. канд. пед. наук / Ю. Д. Эпштейн. -СПб., 1999.- 158 с.
- Эйнштейн, А. Собрание научных трудов Текст. / А. Эйнштейн. -М.: Наука, 1967. Т. 4. — 599 с.
- Юдин, Э. Г Системный поход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1976. — 157 с.
- Яворук, O.A. Дидактические основы построения интегративных курсов в школьном естественнонаучном образовании Текст. / O.A. Яворук. -Челябинск: ЧГПУ, 2000. 247 с.
- Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 39 — 47.
- Якупова A.C. Формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в процессе учебнопознавательной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.C. Якупова. Башкирский гос. пед. ин-т (БГПИ), 1998. — 234 с.