Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в публикациях автора. Результаты исследования обсуждались на научно-методических конференциях и семинарах международного, федерального и регионального уровней, в числе которых Международный конгресс «Великие реки'2003» (Нижний Новгород, 2003 г.), VII Всероссийская… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • 1. 1. Понятие «научное мировоззрение» в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Факторы, влияющие на становление научного мировоззрения
    • 1. 3. Особенности формирования научного мировоззрения студентов
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • 2. 1. Организация и этапы экспериментального исследования
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Апробация педагогической технологии, способствующей эффективному формированию научного мировоззрения студентов
    • 2. 4. Анализ результатов формирующего эксперимента
  • Выводы по II главе

Формирование научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема формирования научного мировоззрения студентов неоднократно являлась предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Правильно организованный процесс усвоения знаний, представляющий из себя целостную структуру, где освоение образовательной программы выстраивается на основе усвоения основных мировоззренческих идей, систематизированных по линии межцикловых и внутрицикловых связей образовательных предметов, способствующих формированию целостного научного мировоззрения, позволяет специалисту-профессионалу быстро адаптироваться к меняющимся условиям развития общества, проявлять гибкость мышления, нестандартный подход к различным ситуациям, создает благоприятные условия для его творческого развития.

Экологическая проблематика в наше время оказывает ощутимое влияние на все сферы человеческой деятельности: производство и идеологию, воспитание и здравоохранение, экономику и энергетику, быт и международные отношения, на формирование обыденного и теоретического сознания, основных мировоззренческих ориентаций человека и, естественно, на развитие научного познания, во многом определяя стиль его мышления. Беспрецедентную актуализацию приобретают вопросы экологического образования и воспитания. В настоящее время актуализируется задача формирования экологического сознания, основательных эколого-мировоззренческих убеждений у каждого нашего современника. Социальная экология эффективно обогащает другие науки новыми идеями и способствует возникновению новых научных направлений. Активно взаимодействуя с другими науками, она в свою очередь выступает в роли универсального интегратора и генератора новых идей.

Мировоззрение всегда являлось объектом глубокого осмысления, философов, педагогов и психологов. Одни рассматривали понятие мировоззрения, его значения в жизни человека, общества (Аристотель, Гегель, Декарт, Кант, Платон, Спиноза и другие), другие — роль и место в истории, науке (И.В.Вернадский, И. Пригожин, М. Хайдеггер, Тейяр де Шарден, Э. Фромм, К. Ясперс, и другие), третьи — (А.А.Касьян, Л. Ф. Кузнецова, В. С. Степин, А. Энштейн и другие) соотношение понятий картины мира и мировоззрение. Психолого-педагогические основания мировоззрения анализировали в своих работах Ю. К. Бабанский, Н. А. Менчинская, Э. И. Моносзон, А. П. Усова, и др. Несмотря на большое количество работ по исследованию мировоззрения, сегодня мировоззренческая проблематика остается весьма актуальной. Это связано с тем, что быстро меняющийся мир требует выработки не просто некоторого шаблонного представления о мире, но сформированных на уровне мировоззрения механизмов адаптации человека к миру.

Модель образовательной системы, разработанная Я. А. Коменским, существующая на протяжении столетий, позволяла готовить ученика с энциклопедическими знаниями, однако сузила функции системы образования до формирования знаний, умений, навыков. Статичность, закрытость такой системы образования привели к тому, что она все в меньшей степени i удовлетворяет особенностям современного мира, характеристиками которого является открытость, динамичность. Наиболее ярко проявление этих проблем отражается на содержании образования, которое все больше отстает от открытой современной науки. Однако практически ничего из этого знания не становится основой для формирования мировоззрения обучающихся.

Понимая глубочайшую взаимосвязь картины мира и мировоззрения, можно говорить о том, что научное мировоззрение сегодня должно основываться на понимании мира как постоянно эволюционирующей системы, в которой человек и природа должны и могут развиваться только во взаимосвязи. Изменения, происходящие в мире, не могли не затронуть социального института — системы высшего образования, играющую важную роль в эволюции цивилизации.

Для мировоззренческого познания характерна своеобразная незавершенность, динамичность и естественное, внутреннее побуждение к обновляемости.

Тем самым, возникает необходимость разработки эффективных путей и средств формирования научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе в соответствии с современными социально-экономическими условиями развития общества.

Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости разрешения следующих противоречий:

— между необходимостью определения теоретических основ формирования научного мировоззрения студентов в современных социально-экономических условиях и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории и практике;

— между необходимостью совершенствования процесса формирования научного мировоззрения студентов и недостаточной разработанностью педагогических технологий, способствующих этому.

С учетом выявленных противоречий была определена тема исследования «Формирование научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе высшей школы».

Цель исследования: разработать и апробировать педагогическую технологию и условия, способствующие эффективному формированию научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза.

Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза.

Гипотеза исследования: формирование научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза будет эффективным, если:

— содержание высшего профессионального образования нацелено на усвоении знаний как ценности, способствующей личностному росту будущего специалиста;

— выявлены и реализованы психолого-педагогические условия, способствующие пониманию и освоению студентами логики научного и учебного познания;

— в образовательно-воспитательном процессе реализуется педагогическая технология, способствующая целостности формирования научного мировоззрения студентов.

— проводится оценка эффективности формирования научного мировоззрения студентов в условиях вуза.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «научное мировоззрение» в философской и психолого-педагогической литературе;

2. Определить теоретико-методологические основы формирования научного мировоззрения студентов вуза.

3. Выявить и реализовать в ходе экспериментального исследования психолого-педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов вуза.

4. Оценить эффективность разработанной педагогической технологии в формировании научного мировоззрения студентов в условиях вуза.

Методологическую основу исследования составили концепции, теоретические положения, идеи отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов в области: исследования феномена «научное мировоззрение» и связи его с образованием (В.С.Буянов, В. И. Вернадский, А. А. Касьян, И. В. Мартынычев, В. И. Шинкарук и другие), поиска путей формирования научного мировоззрения (Г.С.Альтшуллер, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Власова, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, Я. А. Коменский, С. Л. Рувинский, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский, В. Ф. Шаталов, И. С. Якиманская и другие), взаимодействия «человек-природа» (Е.Л.Захаров, И. И. Кравченко,.

И.В.Панферова, Э. М. Соколов, В. С. Соловьев, Г. Ф. Хильми и другие), экологического воспитания и экологического образования (А.М.Галеева, С. Н. Глазычев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, М. Л. Курок, Г. В. Платонов, Н. Ф. Тарасенко и другие).

Теоретическую основу исследования составили работы, посвященные технологическому подходу к проектированию организации и совершенствованию образовательного процесса (В.П.Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и другие) — вопросам педагогического проектирования (О.И.Генисаретский, И. Я. Лернер, А. Г. Раппапорт, Г. П. Щедровицкий и другие) — общенаучным идеям, принципам и подходам к определению процесса проектирования (В.П.Бедерханова, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько и другие) — исследованиям по проблемам моделирования выпускника (Н.Ю.Рыжова, Е. Э. Смирнова, Н. Ф. Талызина и другие) — проблемам компетентностного подхода (В.И.Байденко, И. Г. Галямина, И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков и другие) — вопросам определения процедуры проектирования содержания образования (В.П.Беспалько, А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, П. И. Пидкасистый и другие) — положениям деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев и другие).

Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической, учебной литературы, нормативной документации и диссертационных исследований по изучаемой проблемеанкетированиетестированиеэкспертная оценкапедагогический экспериментколичественный и качественный прямой и сравнительный анализ полученных фактических данных экспериментального исследования, методы математической статистики для обработки результатов эксперимента.

Достоверность исследования обеспечивалась непротиворечивостью исходных теоретических и методологических позиций, применением апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, значительной количественной выборкой испытуемых студентов.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. На этапе проведения экспериментальной части исследования в качестве испытуемых были привлечены студенты и магистранты в количестве 205 человек, обучающихся по специальностям и направлениям экологического и экономического профилей.

Первый этап (2000;2003) — осуществлялся анализ литературы по исследуемой тематике и уточнялся понятийный аппарат исследования. Определялись необходимые основания для разработки образовательной программы, разрабатывалась технология проектирования образовательной программы и формировалась образовательная программа эколого-экономического профиля, реализация разработанной образовательной программы эколого-экономического профиля в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. Результаты, полученные на данном этапе, позволили сформулировать проблему, цель, гипотезу и определить основные задачи исследования.

Второй этап (2004;2006 гг.) — проведено экспериментальное изучение научного мировоззрения студентов и апробировалась и внедрялась программа формирования научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза, проводилась оценка ее эффективности. Обобщались полученные эмпирические данные.

Третий этап (2007;2008 гг.) — теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы. Это послужило основой для определения психолого-педагогических условий, способствующих развитию научного мировоззрения студентов. Анализировались и обобщались итоги проведенного исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление результатов работы.

Научная новизна исследования:

— конкретизировано понятие «научное мировоззрение студентов», которое мы рассматриваем как качественную динамическую характеристику субъекта образовательного процесса, включающую в себя совокупность профессиональных и личностных компетенций;

— дополнена традиционная система проектирования образовательных программ в вузе с использованием инновационных технологий образования;

— разработана и реализована педагогическая технология, которая способствует совершенствованию образовательных программ, соответствующих современной социально-культурной ситуации и обеспечивает предпосылки более высокого уровня развития научного мировоззрения студентов;

— выявлены и экспериментальным путем апробированы психолого-педагогические условия, способствующие формированию научного мировоззрения студентов.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научные представления о роли и значении научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза, позволяют осуществлять широкий подход к решению проблем гуманизации образования.

Обоснование необходимости научного мировоззрения студентов на более раннем этапе онтогенеза позволило переконструировать содержание образовательных программ в вузе, изменить стратегию и тактику обучения студентов будущих специалистов. Результаты исследования способствуют раскрытию механизма теоретического и эмпирического мышления и оценке качества целостного мировоззрения студентов будущих специалистов.

Разработанная и апробированная педагогическая технология, способствующая формированию научного мировоззрения студентов, является реальной предпосылкой обновления содержания образовательных программ в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в инновационном подходе к разработке структуры, методики и концептуальной педагогической технологии формирования целостного научного мировоззрения студентов как полноправных субъектов учебного процессав использовании материалов исследования при создании оптимальных условий мотивационного вовлечения студентов в профессиональную деятельность по развитию его потенциальных способностей. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке студентов в других высших учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Полем развития научного мировоззрения студентов в современной социокультурной ситуации должно стать образование и воспитание личности, способной к решению сложных социально-экономических проблем на основе вырабатываемых новых смыслов жизнедеятельности. Однако существуют противоречия между провозглашаемыми обществом ориентирами социального познания и преобразования и все еще сохраняющимся традиционным подходом к организации обучения в вузе, при котором основное внимание уделяется усвоению предметных знаний. Одним из способов разрешения данного противоречия должно стать изменение содержательных и процессуальных аспектов педагогических технологий, основанных на инновационных алгоритмах проектирования образовательных программ, выводящие их на развитие общих и профессиональных компетенций. При определении содержания программ основой должен стать алгоритм проектирования, при котором содержание знаний выстраивается на основе мировоззренческих идей, систематизированных по линии межцикловых и внутрицикловых связей образовательных предметов, которые, на наш взгляд, способствуют развитию личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов.

2. Психодиагностический инструментарий, используемый в выявлении индивидуальных и потенциальных составляющих теоретического и эмпирического мышления студентов в диапазоне от реализованного оптимума до верхних границ его проявления, а также творческих способностей в условиях вузовского обучения, позволил получить большой объем фактических данных, подтвердивший нашу гипотезу.

3. Формированию научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза содействует специально созданная педагогическая технология, включающая алгоритм проектирования образовательной программы для специалистов, бакалавров и магистров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в публикациях автора. Результаты исследования обсуждались на научно-методических конференциях и семинарах международного, федерального и регионального уровней, в числе которых Международный конгресс «Великие реки'2003» (Нижний Новгород, 2003 г.), VII Всероссийская научно-методическая конференция по проблемам науки и высшей школы «Проблемы подготовки специалистов в технических университетах» (Нижний Новгород, 2003 г.), Десятая международная научно-методическая конференция «Проблемы многоуровневого образования» (Нижний Новгород, 2003 г.), Международная научно-практическая конференция «Роль университетской науки в региональном сообществе» (Оренбург, 2003 г.), 7-я Международная научно-практическая конференция «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (С.Петербург, 2005 г.), Международный форум «Качество образования — 2006» (Ижевск, 2006 г.), V Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2006 г.), II Международная научно-практическая конференция «Научный потенциал мира — 2007», (Прага, 2007 г.), III Международная конференция «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования» (Ижевск, 2008 г.) и другие.

Основные положения диссертации нашли отражение в 12 публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 155 наименований (из них 5 на иностранном языке). Диссертация содержит таблицы, диаграммы и приложения.

Выводы по II главе.

Полученные результаты применительно к обеим группам студентов (ЭГ и КГ), оказались неравнозначными. Студенты ЭГ проявили интерес, активность и продуктивность в расширении экологических знаний, в рамках своей подготовки. Эта группа студентов показала конкретные знания, умения и практические навыки в научной и научно-практической работе в учебном процессе. Студенты акцентировали внимание на том, что в ходе изучения дополнительного блока дисциплин экологической составляющей у них формировались профессиональные и личностные компетенции в соответствии с современными социально-экономическими требованиями общества.

С помощью личностного опросника Р. Кеттела мы выявили существенную динамику индивидуального своеобразия конкретной личности в студенческой выборке, по выраженности трех направлений: интеллектуального, эмоционально-волевого и коммуникативного, что позволяет рассматривать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях и особенности освоения профессиональных и личностных компетенций в учебно-воспитательном процессе.

Изучение качественных динамических характеристик у студентов в учебно-воспитательном процессе показало, что в результате реализации формирующей программы прослеживается статистически значимая тенденция, связанная с осознанным переходом по трем направлениям или блокам: интеллектуальному, эмоционально-волевому и коммуникативному.

В интеллектуальном блоке студенты показали следующие результаты:

Развитое мышление, сообразительность, умение анализировать ситуации, способность к осмысленным заключениям — проявили 14% студентов ЭГ до формирующей программы и 17% студентов ЭГ после ее внедрения.

Радикализм, интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, склонность к экспериментированию и нововведениям свойственны студентам ЭГ (34% до формирующей программы и 48% студентов ЭГ после ее внедрения).

В эмоционально-волевом блоке. Студентам свойственны эмоциональная стабильность, спокойствие, зрелость, уверенность, постоянство чувств, готовность решать сложные ситуации (22,00% до формирующей программы и 31,00% студентов ЭГ после ее внедрения).

Низкий уровень эмоциональной неустойчивости показали (25,00% до формирующей программы и 19,00% студентов ЭГ после ее внедрения). Им свойственна нетерпимость, раздражительность, склонность к озабоченности и огорчениям, уход от решения сложных вопросов.

Тревожность отметила только пятая часть студенческой выборки. Они боязливы, неуверенны в себе, чутки, легко впадают в растерянность, им свойственно сильное чувство долга, чрезмерная заботливость, страхи, подвержены сменам настроения, депрессии (23,00% до формирующей программы и 12,00% студентов ЭГ после ее внедрения).

Большая часть испытуемых (16,00% до формирующей программы и 23,00% студентов ЭГ после ее внедрения) показала самоуверенность, отстаивание своей точки зрения, чувство юмора, твердость, упрямость, неряшливость, бесстрашие, нечувствительность к мнению о себе.

По последней характеристике эмоционально-волевого блока на высоком уровне оказались (21,00% до формирующей программы и 29,00% студентов ЭГ после ее внедрения). Они более выдержанны, решительны, обязательны, это ответственные студенты, всегда готовые к действию, упорные в достижении цели.

В коммуникативном блоке студенты демонстрируют готовность к сотрудничеству, приветливость, уживчивость, внимательность к людям, естественность в обращении. На высоком уровне оказалась почти половина студентов (34,00 до формирующей программы и 46,00% студентов ЭГ после ее внедрения). Они отличаются самоуверенностью, твердостью, серьезностью, неуступчивостью, оригинальностью, являются более пробивными, предпочитают собственное мнение.

В КГ существенной динамики не наблюдалось.

Мы наблюдаем положительную динамику по результатам реализации методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в экспериментальной группе по двум показателям социального интеллекта: средний социальный интеллект (средневыборочная норма), что характеризуется как средний социальный интеллект (69,00% / 74,00%) — 5 баллов — высокий социальный интеллект (2,00% / 3,00%).

Студенты, продемонстрировавшие средний социальный интеллект и высокий социальный интеллект, способны извлечь информацию о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Им свойственна контактность, открытость, тактичность и эмпатия, тенденция к психологической близости в общении.

Студенты с развитым социальным интеллектом имели выраженный интерес к познанию себя и способность к рефлексии.

Динамика оказалась существенной с точки зрения статистических критериев.

В КГ существенной динамики не наблюдалось.

Анализируя результаты выявления и оценки у студентов вербального креативного потенциала (методика вербальной креативности С. Медника), мы заключаем, что студенты обладают вербальной креативностью и продуктивностью и работоспособностью. Так индекс оригинальности повысился, ответы студентов стали более оригинальны (0,83 / 0,91), они стали давать больше уникальных ответов (4,7 / 5,2) (создание нового), и увеличилось общее количество ответов в протоколах (16,0 / 23,3) (показатель продуктивности и работоспособности).

Мы наблюдаем положительную динамику по результатам реализации методики исследования инструментальных ценностей М.Рокича. Интересующая нас динамика оказалась наиболее выраженной в ценностях «Образованность, заключающаяся в широте знаний, высокой общей культуре» (26,0% до формирующей работы / 32,00% после формирования) — «Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» (0% / 12,00% - 1 место) — «Ответственность (чувство долга, умение держать слово)» — (1,00% / 6,00% - 1 место и 7,0% / 11,00% - 3 место значимости) — «Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)» (0% / 9,00% - 1 место) — «Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)» — (1,00% / 9,00% - 1 место, 0% / 8,00% - 2 место, 0% / 7,00% - 3 место) — «Чуткость и заботливость» (1,00% / 9,00% - 2 место и 0% / 7,00% - 3 место значимости) — «Исполнительность (дисциплинированность)» (3,00% / 8,00% - 2 место).

После реализации формирующей программы студенты стали больше предпочитать ценности, которые относятся к профессиональным и личностным компетенциям.

Статистически значимую динамику мы получили у студентов ЭГ по результатам реализации методики оценки потребности в достижении Ю. М. Орлова.

Для большинства студентов типичным оказался высокий уровень мотивации достижения (15,00% / 16,00%), что можно охарактеризовать настойчивостью в реализации своих целей, неудовлетворенностью достигнутым, стремлением добиться более качественных результатов в своей деятельности.

Динамика среднего уровня мотивации достижения была свойственна испытуемых ЭГ (61,00% / 66,00%) по сравнению с испытуемыми КГ (63,81% / 65,71%), что говорило о студентах, как о людях настойчивых в достижении собственных целей, они стремились добиться все лучших результатов в деятельности. При такой мотивации учебная деятельность приносит огромное удовлетворение от высоких результатов.

Динамика исследуемых показателей в КГ оказалась не значимой с точки зрения статистических критериев.

Достоверность полученных результатов представлена в приложении 8.

Итак, по результатам констатирующего эксперимента были выявлены сниженные показатели реализации всего реализуемого нами диагностического инструментария.

Это и позволило провести формирующий эксперимент, а его результаты подтвердили исходную гипотезу о том, что формирование научного мировоззрения студентов будет эффективным, если: разработаны и реализованы организационно-педагогические условия, способствующие пониманию и освоению студентами логики научного и учебного познания, на этом основана наша педагогическая технология, способствующая целостности формирования научного мировоззрения студентов (программа эколого-экономического профиля), а также проводится оценка ее эффективности.

Результаты проведенного исследования раскрывают картину формирования научного мировоззрения студентов в условиях экспериментального обучения в сторону позитивных изменений. Этот показатель является ярко выраженным и типичным для большинства испытуемых ЭГ, что свидетельствует о развитости профессиональных и личностных компетенций у студентов в результате апробации и внедрения образовательных программ эколого-экономического профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное нами теоретико-прикладное исследование, посвященное изучению актуальной проблемы в педагогике — формированию научного мировоззрения студентов, позволило сделать следующие выводы:

— конкретизировано понятие «научное мировоззрение студентов». Под научным мировоззрением студентов мы понимаем качественную динамическую характеристику субъекта образовательно-воспитательного процесса, включающую в себя совокупность личностных и профессиональных компетенций;

— получены и систематизированы фактические данные, выявляющие психологические свойства и особенности личности в их индивидуальном своеобразии, взаимосвязи, взаимообусловленности и самооценкеобщий уровень развития социального интеллекта у студентов, понимание межличностного взаимодействия и внутреннюю мотивацию поведенческой стратегиивербального креативного потенциалаценностную направленность их личности и уровень потребности в достижении поставленной цели у студентов, что на наш взгляд составляет потенциал профессиональных и личностных компетенций;

— подтверждена исходная гипотеза о том, что формирование научного мировоззрения студентов будет эффективным, если: разработаны и реализованы организационно-педагогические условия, способствующие пониманию и освоению студентами логики научного и учебного познания, на этом основана наша педагогическая технология, способствующая целостности формирования научного мировоззрения у студентов (программа эколого-экономического профиля), а также проводится оценка ее эффективности.

В связи с этим нами определены организационно-педагогические условия эффективного формирования профессиональных и личностных компетенций — это специально разработанная педагогическая технология, способствующая целостности формирования научного мировоззрения студентов (программа эколого-экономического профиля).

Разработана педагогическая технология, способствующая формированшо целостного научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе и позволяющая выстроить освоение образовательной программы на основе усвоения основных мировоззренческих идей, систематизированных по линии межцикловых и внутрицикловых связей образовательных предметов. Выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования научного мировоззрения студентов: включение студентов в целостный образовательно-воспитательный процесс вузапоэтапная реализация образовательных программ с усложнением заданий для бакалавров, специалистов, магистров, способствующая непрерывному процессу их развитияалгоритм проектирования образовательных программконкретный психодиагностический инструментарийумение педагога вести диалог со студентами. Технология проектирования образовательной программы реализованная, в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, позволяет повысить эффективность формирования научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза.

Разработанный и апробированный психодиагностический инструментарий, направленный на выявление индивидуальных и потенциальных психологических составляющих профессиональных и личностных компетенций, оказался достаточно информативным, чтобы рекомендовать их в практику работы в высшей школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. С. Практикум по общей педагогике : учеб. пособие /
  2. A. С. Агафонова. СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
  3. , П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
  4. , М. Мировоззрение: онтологические основы «пайдейи» / М. Арутюнян // Высшее образование в России. 2006, — № 12. — С. 66−71.
  5. , В. Г. Проблемы целостности в философии и биологии /
  6. B. Г. Афанасьев. М.: Мысль, 1969. — 414 с.
  7. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  8. , В. И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Рос. новый ун-т, 2006. — 211 с.
  9. , В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод, пособие / В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  10. , С. Я. Профессиональная педагогика : учеб. для спец. вузов Рос. Акад. образования / под ред. С. Я. Батышева- УГППУ. М.: Профессиональное образование, 1997. — 902 с.
  11. , В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  12. , В. П. Основы теории педагогических систем / В. П.
  13. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
  14. , В. П. Персонифицированное образование и обучение как естественная организация просвещения / В. П. Беспалько // Магистр. — 1998. № 6. — С.48−64.
  15. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие /
  16. B. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика. 1989. 192 с.
  18. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
  19. , В. С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект / В. С. Буянов. М.: Политиздат, 1987. — 208 с.
  20. Ван Гиг, Дж. Прикладная общая теория систем / Дж. Ван Гиг. -М.: Мир, 1981.-732 с.
  21. , В. И. О научном мировоззрении / В. И. Вернадский // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. -М., 1990. С. 180−203.
  22. , В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1988. — 520 с.
  23. , Е. А. Методы проектирования образовательных программ (на примере эколого-экономического профиля) / Е. А. Веселова,
  24. В.М. Соколов // Междунар. науч.-пром. форум «Великие реки 2007»: тр. конгр. — Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2007. — С. 459−464.
  25. , Е. А. Проектирование вариативных образовательных программ / Е. А. Веселова // Акмеология. 2008. — № 1. — С. 102−111.
  26. , Е. А. Технология проектирования образовательных программ, способствующая формированию научного мировоззрения студентов / Е. А. Веселова // Приволжский научный журнал. — 2008. № 3. — С. 128−132.
  27. , Е. А. Формирование новой образовательной программы в области устойчивого развития/ А. В. Янченко, Е. А. Веселова // Проблемы многоуровневого образования: тез. докл. десятой междунар. науч.-метод. конф. Н. Новгород: ННГАСУ, 2003. — С. 164.
  28. , Е.А. О некоторых аспектах формирования образовательной программы специалиста эколого-экономического профиля // А. В. Янченко, Е. А. Веселова // Междунар. конгр. «Великие реки'2003»: генеральные докл., тез. докл. Н. Новгород, 2002. — С. 271−272.
  29. , Е.А. Опыт проектирования образовательных программ // «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования»: материалы V Всероссийской научно-практической конф. Челябинск, 2006. — 4.II. — С. 195−197.
  30. , Е.А. Подготовка специалистов эколого-экономического профиля // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: материалы 7-й Междунар. научно-практической конф. -С.Петербург, 2005. С. 366.
  31. , Г. В. Философия права / Г. В. Гегель. М.: Мысль, 1990.524 с.
  32. , Б. С. Прогностические методы в педагогике / Б. С. Гершунский. — Киев: Выща школа, 1974. 208 с.
  33. , Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: ИнтерДиалект+, 1997. — 697 с.
  34. , С. И. Педагогические сочинения / С. И. Гессен. Саранск: Красный Октябрь, 2001. — 566 с.
  35. , С. И. Мировоззрение и образование. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья: учеб. пособие / С. И. Гессен. М.: Ин-т практической психологии, 1996. — 528 с.
  36. , В. И. Основы теоретической педагогики : учеб. пособие / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1992. — 154 с.
  37. , Э. В. Основы социальной экологии : учеб. пособие / Э. В. Гирусов. М.: РУДН, 1998. — 172 с.
  38. , С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы / С. Н. Глазычев. М.: Современный писатель, 1998.-432 с.
  39. , А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. М.: Московский Лицей, 2002. — 408 с.
  40. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004.-328 с.
  41. , М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебн. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
  42. , П. С. Философия культуры : пособие для студентов гуманит. вузов / П. С. Гуревич. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 316 с.
  43. , Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие / Л. И. Гурье- Казанский гос. технологический ун-т. Казань, 2004. — 212 с.
  44. , В. В. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы / В. В. Гусев, Н. Ф. Маслова. Орел: ВИПС, 1996. — 144 с.
  45. , Н. В. Особенности ориентации на профессию учителя на начальном этапе воспроизводства педагогических кадров / Н. В. Друзина // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Алма-Ата: КазГПУ им. Абая, 1990. — 168с.
  46. , В. С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. СПб.: Алетейя, 2001. — 640 с.
  47. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие / Е. С. Заир-Бек. СПб.: Просвещение, 1995. — 234 с.
  48. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис.. докт. пед. наук / Е. С. Заир-Бек. СПб., 1995.-50 с.
  49. , И. Д. Приоритеты экологического образования / И. Д. Зверев // Непрерывное экологическое образование: материалы I Московской науч.-практическойконф. -М., 1995.-С. 101−106.
  50. , И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) / И. А. Зимняя, // Россия в Болонском процессе: тр. методологического семинара. М., 2005. — С. 10−19.
  51. Всероссийской науч.-метод. конф. -М., Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. — 47 с.
  52. Т. Дистанционное обучение: «за» и «против» / Т. Карнажицкая // Беларуская думка. 2004. — № 3. — С. 131−134.
  53. , А. А. Образование и встреча мировоззрений / А. А. Касьян // «Alma mater» Вестник высшей школы. — 2006. № 4. — С. 26−30.
  54. , М. В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
  55. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 223 с.
  56. , Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издетельский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  57. , И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  58. , П. В. Введение в марксистскую гносеологию / П. В. Копнин. Киев: Наукова думка, 1966. — 356 с.
  59. , Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
  60. , И. И. Экологические проблемы в современных теориях общественного развития / И. И. Кравченко. М.: Наука, 1982. — 214 с.
  61. , В. А. Научное мировоззрение и гуманизм / В. А. Кувакин // Здравый смысл. 2007. — № 2. — С.31−36.
  62. , О. JI. Устойчивое развитие : научные основы проектирования в системе природа-общество-человек / О. JI. Кузнецов, Б. Е. Большаков. Спб.,-М., -Дубна: Изд-во Гуманистика, 2002. — 616 с.
  63. , П. Г. Идеи и жизнь / П. Г. Кузнецов. М.: Концепт, 1999. — 188 с.
  64. Ю. Воспитывая ребёнка, воспитываем нацию / Ю. Кушнер // Беларуская думка. 2004. — № 4. — С. 102−108.
  65. , В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. Т.29. Философские тетради / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1980. — 782 с.
  66. , Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1998.-528 с.
  67. , Б. Т. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей. 1998. — 464 с.
  68. , Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация / Л. В. Макарова. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 161с.
  69. , В. И. Социальная экология: учеб. пособие / В. И. Малофеев. М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 260 с.
  70. , Д. Ж. Социальная экология / Д. Ж Маркович. М.: Изд-во Российск. ун-та дружбы народов, 1997. — 436 с.
  71. , И. В. Мировоззрение естествоиспытателя / И. В. Мартынычев. М.: Мысль, 1980. — 221 с.
  72. Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/1979.-Лондон-Нью-Йорк, 1978.
  73. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. — 172 с.
  74. , JI. А. Субъект. Образование. Истина / JI. А. Микешина // Изменчивость и поиск устойчивости: синергетика и образование. -М., 1997.-С. 112.
  75. , В. М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований / В. М. Монахов // Школьные технологии. 2001. — № 5. — С.75−89.
  76. , В. П. Организационно-педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях (на материалах всероссийского выставочного центра): дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В. П. Морозова. М., 2001. — 135 с.
  77. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2.
  78. , Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. -304 с.
  79. , И. Б. Моделирование и аналогия / И. Б. Новик, А. И. Уемов // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М.: Знание, 1978.-218 с.
  80. О преподавании марксистско-ленинской философии в высшей партийной школе: учеб.-метод, пособие. Вып. I. Горький: Горьковская высшая партийная школа. — 110 с.
  81. Общественное сознание и его формы / предисл. и общ. ред. В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986, — 367 с.
  82. В. Введение в общую дидактику : пер. с польск. JI. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  83. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы // О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. — С.46.
  84. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. с. 602.
  85. Педагогика: учеб. / JI. П. Крившенко и др. — под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. — 432 с.
  86. Педагогическая энциклопедия. Т.П. М.: Советская энциклопедия, 1965−1968. — 838 с.
  87. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энцик., 2002. — 528 с.
  88. Порядок формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе федеральных государственных образовательных стандартов: проект письма Минобрнауки в вузы России. -2007 г. 4 с.
  89. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России / Богословский В. А. и др. -М.: МАКС Пресс, 2005. 132 с.
  90. Проектная деятельность учителя: учеб. пособие / под общ. ред. П. Б. Бондарева. Краснодар: гимназия № 71, 2002. — 154 с.
  91. , Д. В. Двухступенчатая система подготовки специалистов/ Д. В. Пузанков, И. Б. Федоров, В. Д. Шадриков // Высшее образование в России. М., 2004. — № 2. с. 3−9.
  92. , В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование : учеб. пособие. СПб.: Спб. гос. техн. ун-т, 1996. — 208с.
  93. , Б.У. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М.: МИФИ (ТУ), 1995. — 48 с.
  94. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. T.l. А-М / глав.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  95. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон Рос. Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ по состоянию на 29 декабря 2004 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 35. ст. 4135.
  96. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федер. закон от 10 июля 1992 года № 3266−1 по состоянию на 29 декабря 2004 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 30. — ст. 1797.
  97. , В. Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем / В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Исследования по общей теории систем: сб. переводов. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
  98. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  99. , Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 256 с.
  100. , В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 с.
  101. , В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. 2-е изд., перераб. и доп. — Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. -272 с.
  102. , Е. Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / О. К. Крокинская, П. И. Смирнов и др. — под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
  103. , Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
  104. , В.А. Что возведём на месте развалин? / В. А. Созонов // Народное образование. 1995. — № 5. — С. 19−24.
  105. , В. М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт) / В. М. Соколов. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 85 с.
  106. , Э.М. Формирование экологического сознания — необходимое условие решения экологических проблем / Э. М. Соколов, E. J1. Захаров, И. В. Панферова // Экология и промышленность России. — 1997. — ноябрь. С.41−48.
  107. , А. М. Дидактический анализ логической структуры учебного материала / А. М. Сохор // Ученые записки Ульяновского гос. пед. института им. И. Н. Ульянова. Т. XXVII, Вопросы обучения и воспитания, вып. I. — Ульяновск. 1972. Вып. I. — С. 22−23.
  108. , А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа / А. М. Сохор. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  109. , П. В. Словарь справочник по теории воспитательных систем / П. В. Степанов // Науч.-метод. журнал зам. директора школы. — 2003. — № 1. — С.89.
  110. , Н. Общественные науки и социальная технология : пер. с болгар. / Н. Стефанов. М.: Прогресс, 1976. — 256 с.
  111. , Л. Д. Педагогические технологии. В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-254 с.
  112. , Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 120 с.
  113. , Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.-176 с.
  114. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. -141 с.
  115. , Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1986. -№ 2(54). — С. 75−86.
  116. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 2000. — 464 с.
  117. , А. Стратегия устойчивого развития: футуризация науки и образования / А. Урсул, У. Урсул // «Alma mater» Вестник высшей школы. — 2005. № 3. — С. 22−26.
  118. , К. Д. Лекции в Ярославском лицее / К. Д. Ушинский // Собр.соч.: в 11 т. М., Л., 1948. — Т.1: Ранние работы и статьи. — 738 с.
  119. , А. В. Моделирование в управлении вузом / под ред. В. Р. Окорокова- М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 118 с.
  120. Философия: учеб. для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Ю. А. Харин и др.- под общ. Ред. Ю. А. Харина. 8-е изд. — М.: ТетраСистемс, 2006. — 448 с.
  121. Философская энциклопедия. В 5 т. Т. З. Коммунизм Наука / глав, ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 584 с.
  122. , Е. И. Философия XX в.: учеб. пособие / Е. И. Фокин, Л. Ф. Кухтина. М.: Наука, 1997. — 272 с.
  123. Формирование коммунистического мировоззрения школьников / / Э. И. Моносзон, Н. А. Менчинская, Н. С. Васильева и др. — под ред. Э. И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1977. 318 с.
  124. , Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Матохин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−41.
  125. , Г. Ф. Современное состояние научных концепций биосферы / Г. Ф. Хильми // Методологические аспекты исследования биосферы. -М.: Наука, 1975. С. 91−100.
  126. , А. С. Управление проектами: от идеи к документу: учеб. пособие / А. С. Царьков. Н. Новгород: Университетская книга, 2005. -308 с.
  127. , В. Ф. Мировоззрение и научное познание / В. Ф. Черноволенко. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1970. — 173 с.
  128. , М. А. Обзор таксономий учебный целей в педагогике США / М. А. Чошанов // Педагогика. 2000. — № 4. С.86−91.
  129. , В. И. Современные технологии в образовании : учеб пособие / В. И. Чупрасова. Владивосток: Дальневосточный гос. ун-т, Тихоокеанский ин-т дистанционного образования и технологий, 2000. — 71 с.
  130. , В. М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология / В. М. Шепель. М.: Финансы и статистика, 1992. — 240 с.
  131. , В. И. Мировоззрение, наука и философия / В. И. Шинкарук // Филос. Науки. 1978. — № 1. — С. 98.
  132. , В. JI. Моделирование системы постдипломного образования педагогических кадров в федеральном округе / В. JT. Ширяев. — СПб.: ГУПМ, 2002. 95 с.
  133. , В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М.: Наука, 1966.-304 с.
  134. , Г. П. Система педагогических исследований (методологический аспект) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.-235 с.
  135. Эксперимент. Модель. Теория. М., Берлин: Наука, 1982. — 421 с.
  136. Degree Programme Specification. BSc Degrees in Chemistry. MSci Degrees in Chemistry / Imperial College. London, 2003−2004.
  137. Lyndon H. LaRouche, Ir. The economics of Noosphere / Lyndon Ir. H. LaRouche. NY., 2000.
  138. Marrelli, A. F. Introduccion al analisis у desarrollo de modelos de competencias, en Performance Improvement / A. F.Marrelli. 1998. Mayo-Junio. -P. 36−43.
  139. Monereo, C. En que siglo vive la escuela?- El reto de la nueva cultura educative / C. Monereo, J.I. Pozo // Cuadernos de Pedagogia. 2001. — № 298. — P. 50−55.
  140. Prahalad, C.K. The Core Competence of the Corporation, en Harvard Business Review / C.K. Prahalad, G.Hamel. 1990. — Mayo-Junio. — P. 79−92.
  141. ГОС ВПО государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 60 300 Экономика природопользования: утв. 27.03.1995. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/gos old/60 300.html.
  142. ГОС ВПО направление 511 100 Экология и природопользование. Степень — Магистр экологии и природопользования: утв. 10 марта 2000 г. Номер гос. регистрации 110 ЕН / МАГ. — Режим доступа http://www.edu.rn/db/portal/spe/os zip/511 100 2000.html.
  143. ГОС ВПО направление 521 600 «Экономика». Степень бакалавр экономики: утв. 25.04.2000. Номер гос. регистрации 433 гум/бак. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/oszip/52 1600b2000.html.
  144. ГОС ВПО по направлению 511 100 Экология и природопользование. Квалификация Бакалавр экологии и природопользования: утв. 10 марта 2000 г. Номер гос. регистрации 109 ЕН / БАК. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os zip/51 1100b 2000.html.
  145. ГОС ВПО по специальности 13 100 Экология. Квалификация Эколог: утв. 10 марта 2000 г. Номер гос. регистрации 99 ЕН / СП. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/oszip/13 100 2003.html.
  146. ГОС ВПО специальность 60 800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Квалификация: экономист-менеджер: утв. 17.03.2000. Номер гос. регистрации 238 эк/сп. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os zip/60 800 2000.html.
  147. Описание психологических тестов, бланки. Режим доступа: http://vch.narod.ru/file.htm.
Заполнить форму текущей работой