Формирование научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе высшей школы
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в публикациях автора. Результаты исследования обсуждались на научно-методических конференциях и семинарах международного, федерального и регионального уровней, в числе которых Международный конгресс «Великие реки'2003» (Нижний Новгород, 2003 г.), VII Всероссийская… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
- 1. 1. Понятие «научное мировоззрение» в психолого-педагогических исследованиях
- 1. 2. Факторы, влияющие на становление научного мировоззрения
- 1. 3. Особенности формирования научного мировоззрения студентов
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
- 2. 1. Организация и этапы экспериментального исследования
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2. 3. Апробация педагогической технологии, способствующей эффективному формированию научного мировоззрения студентов
- 2. 4. Анализ результатов формирующего эксперимента
- Выводы по II главе
Список литературы
- Агафонова, А. С. Практикум по общей педагогике : учеб. пособие /
- A. С. Агафонова. СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
- Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
- Арутюнян, М. Мировоззрение: онтологические основы «пайдейи» / М. Арутюнян // Высшее образование в России. 2006, — № 12. — С. 66−71.
- Афанасьев, В. Г. Проблемы целостности в философии и биологии /
- B. Г. Афанасьев. М.: Мысль, 1969. — 414 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Байденко, В. И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Рос. новый ун-т, 2006. — 211 с.
- Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод, пособие / В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
- Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика : учеб. для спец. вузов Рос. Акад. образования / под ред. С. Я. Батышева- УГППУ. М.: Профессиональное образование, 1997. — 902 с.
- Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
- Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П.
- Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
- Беспалько, В. П. Персонифицированное образование и обучение как естественная организация просвещения / В. П. Беспалько // Магистр. — 1998. № 6. — С.48−64.
- Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие /
- B. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика. 1989. 192 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
- Буянов, В. С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект / В. С. Буянов. М.: Политиздат, 1987. — 208 с.
- Ван Гиг, Дж. Прикладная общая теория систем / Дж. Ван Гиг. -М.: Мир, 1981.-732 с.
- Вернадский, В. И. О научном мировоззрении / В. И. Вернадский // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. -М., 1990. С. 180−203.
- Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1988. — 520 с.
- Веселова, Е. А. Методы проектирования образовательных программ (на примере эколого-экономического профиля) / Е. А. Веселова,
- В.М. Соколов // Междунар. науч.-пром. форум «Великие реки 2007»: тр. конгр. — Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2007. — С. 459−464.
- Веселова, Е. А. Проектирование вариативных образовательных программ / Е. А. Веселова // Акмеология. 2008. — № 1. — С. 102−111.
- Веселова, Е. А. Технология проектирования образовательных программ, способствующая формированию научного мировоззрения студентов / Е. А. Веселова // Приволжский научный журнал. — 2008. № 3. — С. 128−132.
- Веселова, Е. А. Формирование новой образовательной программы в области устойчивого развития/ А. В. Янченко, Е. А. Веселова // Проблемы многоуровневого образования: тез. докл. десятой междунар. науч.-метод. конф. Н. Новгород: ННГАСУ, 2003. — С. 164.
- Веселова, Е.А. О некоторых аспектах формирования образовательной программы специалиста эколого-экономического профиля // А. В. Янченко, Е. А. Веселова // Междунар. конгр. «Великие реки'2003»: генеральные докл., тез. докл. Н. Новгород, 2002. — С. 271−272.
- Веселова, Е.А. Опыт проектирования образовательных программ // «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования»: материалы V Всероссийской научно-практической конф. Челябинск, 2006. — 4.II. — С. 195−197.
- Веселова, Е.А. Подготовка специалистов эколого-экономического профиля // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: материалы 7-й Междунар. научно-практической конф. -С.Петербург, 2005. С. 366.
- Гегель, Г. В. Философия права / Г. В. Гегель. М.: Мысль, 1990.524 с.
- Гершунский, Б. С. Прогностические методы в педагогике / Б. С. Гершунский. — Киев: Выща школа, 1974. 208 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: ИнтерДиалект+, 1997. — 697 с.
- Гессен, С. И. Педагогические сочинения / С. И. Гессен. Саранск: Красный Октябрь, 2001. — 566 с.
- Гессен, С. И. Мировоззрение и образование. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья: учеб. пособие / С. И. Гессен. М.: Ин-т практической психологии, 1996. — 528 с.
- Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики : учеб. пособие / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1992. — 154 с.
- Гирусов, Э. В. Основы социальной экологии : учеб. пособие / Э. В. Гирусов. М.: РУДН, 1998. — 172 с.
- Глазычев, С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы / С. Н. Глазычев. М.: Современный писатель, 1998.-432 с.
- Горелов, А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. М.: Московский Лицей, 2002. — 408 с.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004.-328 с.
- Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебн. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
- Гуревич, П. С. Философия культуры : пособие для студентов гуманит. вузов / П. С. Гуревич. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 316 с.
- Гурье, Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие / Л. И. Гурье- Казанский гос. технологический ун-т. Казань, 2004. — 212 с.
- Гусев, В. В. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы / В. В. Гусев, Н. Ф. Маслова. Орел: ВИПС, 1996. — 144 с.
- Друзина, Н. В. Особенности ориентации на профессию учителя на начальном этапе воспроизводства педагогических кадров / Н. В. Друзина // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Алма-Ата: КазГПУ им. Абая, 1990. — 168с.
- Жидков, В. С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. СПб.: Алетейя, 2001. — 640 с.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие / Е. С. Заир-Бек. СПб.: Просвещение, 1995. — 234 с.
- Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис.. докт. пед. наук / Е. С. Заир-Бек. СПб., 1995.-50 с.
- Зверев, И. Д. Приоритеты экологического образования / И. Д. Зверев // Непрерывное экологическое образование: материалы I Московской науч.-практическойконф. -М., 1995.-С. 101−106.
- Зимняя, И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) / И. А. Зимняя, // Россия в Болонском процессе: тр. методологического семинара. М., 2005. — С. 10−19.
- Всероссийской науч.-метод. конф. -М., Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. — 47 с.
- Карнажицкая Т. Дистанционное обучение: «за» и «против» / Т. Карнажицкая // Беларуская думка. 2004. — № 3. — С. 131−134.
- Касьян, А. А. Образование и встреча мировоззрений / А. А. Касьян // «Alma mater» Вестник высшей школы. — 2006. № 4. — С. 26−30.
- Кларин, М. В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 223 с.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издетельский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
- Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
- Копнин, П. В. Введение в марксистскую гносеологию / П. В. Копнин. Киев: Наукова думка, 1966. — 356 с.
- Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
- Кравченко, И. И. Экологические проблемы в современных теориях общественного развития / И. И. Кравченко. М.: Наука, 1982. — 214 с.
- Кувакин, В. А. Научное мировоззрение и гуманизм / В. А. Кувакин // Здравый смысл. 2007. — № 2. — С.31−36.
- Кузнецов, О. JI. Устойчивое развитие : научные основы проектирования в системе природа-общество-человек / О. JI. Кузнецов, Б. Е. Большаков. Спб.,-М., -Дубна: Изд-во Гуманистика, 2002. — 616 с.
- Кузнецов, П. Г. Идеи и жизнь / П. Г. Кузнецов. М.: Концепт, 1999. — 188 с.
- Кушнер Ю. Воспитывая ребёнка, воспитываем нацию / Ю. Кушнер // Беларуская думка. 2004. — № 4. — С. 102−108.
- Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. Т.29. Философские тетради / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1980. — 782 с.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1998.-528 с.
- Лихачев, Б. Т. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей. 1998. — 464 с.
- Макарова, Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация / Л. В. Макарова. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 161с.
- Малофеев, В. И. Социальная экология: учеб. пособие / В. И. Малофеев. М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 260 с.
- Маркович, Д. Ж. Социальная экология / Д. Ж Маркович. М.: Изд-во Российск. ун-та дружбы народов, 1997. — 436 с.
- Мартынычев, И. В. Мировоззрение естествоиспытателя / И. В. Мартынычев. М.: Мысль, 1980. — 221 с.
- Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/1979.-Лондон-Нью-Йорк, 1978.
- Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. — 172 с.
- Микешина, JI. А. Субъект. Образование. Истина / JI. А. Микешина // Изменчивость и поиск устойчивости: синергетика и образование. -М., 1997.-С. 112.
- Монахов, В. М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований / В. М. Монахов // Школьные технологии. 2001. — № 5. — С.75−89.
- Морозова, В. П. Организационно-педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся в современных условиях (на материалах всероссийского выставочного центра): дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В. П. Морозова. М., 2001. — 135 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. — № 2.
- Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. -304 с.
- Новик, И. Б. Моделирование и аналогия / И. Б. Новик, А. И. Уемов // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М.: Знание, 1978.-218 с.
- О преподавании марксистско-ленинской философии в высшей партийной школе: учеб.-метод, пособие. Вып. I. Горький: Горьковская высшая партийная школа. — 110 с.
- Общественное сознание и его формы / предисл. и общ. ред. В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986, — 367 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику : пер. с польск. JI. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы // О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. — С.46.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. с. 602.
- Педагогика: учеб. / JI. П. Крившенко и др. — под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. — 432 с.
- Педагогическая энциклопедия. Т.П. М.: Советская энциклопедия, 1965−1968. — 838 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энцик., 2002. — 528 с.
- Порядок формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе федеральных государственных образовательных стандартов: проект письма Минобрнауки в вузы России. -2007 г. 4 с.
- Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России / Богословский В. А. и др. -М.: МАКС Пресс, 2005. 132 с.
- Проектная деятельность учителя: учеб. пособие / под общ. ред. П. Б. Бондарева. Краснодар: гимназия № 71, 2002. — 154 с.
- Пузанков, Д. В. Двухступенчатая система подготовки специалистов/ Д. В. Пузанков, И. Б. Федоров, В. Д. Шадриков // Высшее образование в России. М., 2004. — № 2. с. 3−9.
- Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование : учеб. пособие. СПб.: Спб. гос. техн. ун-т, 1996. — 208с.
- Родионов, Б.У. Стандарты и тесты в образовании / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М.: МИФИ (ТУ), 1995. — 48 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. T.l. А-М / глав.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
- Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон Рос. Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ по состоянию на 29 декабря 2004 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 35. ст. 4135.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании: федер. закон от 10 июля 1992 года № 3266−1 по состоянию на 29 декабря 2004 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 30. — ст. 1797.
- Садовский, В. Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем / В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Исследования по общей теории систем: сб. переводов. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селевко, Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 256 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. 2-е изд., перераб. и доп. — Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. -272 с.
- Смирнова, Е. Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / О. К. Крокинская, П. И. Смирнов и др. — под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
- Смирнова, Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
- Созонов, В.А. Что возведём на месте развалин? / В. А. Созонов // Народное образование. 1995. — № 5. — С. 19−24.
- Соколов, В. М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт) / В. М. Соколов. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 85 с.
- Соколов, Э.М. Формирование экологического сознания — необходимое условие решения экологических проблем / Э. М. Соколов, E. J1. Захаров, И. В. Панферова // Экология и промышленность России. — 1997. — ноябрь. С.41−48.
- Сохор, А. М. Дидактический анализ логической структуры учебного материала / А. М. Сохор // Ученые записки Ульяновского гос. пед. института им. И. Н. Ульянова. Т. XXVII, Вопросы обучения и воспитания, вып. I. — Ульяновск. 1972. Вып. I. — С. 22−23.
- Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа / А. М. Сохор. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
- Степанов, П. В. Словарь справочник по теории воспитательных систем / П. В. Степанов // Науч.-метод. журнал зам. директора школы. — 2003. — № 1. — С.89.
- Стефанов, Н. Общественные науки и социальная технология : пер. с болгар. / Н. Стефанов. М.: Прогресс, 1976. — 256 с.
- Столяренко, Л. Д. Педагогические технологии. В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-254 с.
- Суходольский, Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 120 с.
- Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.-176 с.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. -141 с.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1986. -№ 2(54). — С. 75−86.
- Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 2000. — 464 с.
- Урсул, А. Стратегия устойчивого развития: футуризация науки и образования / А. Урсул, У. Урсул // «Alma mater» Вестник высшей школы. — 2005. № 3. — С. 22−26.
- Ушинский, К. Д. Лекции в Ярославском лицее / К. Д. Ушинский // Собр.соч.: в 11 т. М., Л., 1948. — Т.1: Ранние работы и статьи. — 738 с.
- Федотов, А. В. Моделирование в управлении вузом / под ред. В. Р. Окорокова- М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 118 с.
- Философия: учеб. для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Ю. А. Харин и др.- под общ. Ред. Ю. А. Харина. 8-е изд. — М.: ТетраСистемс, 2006. — 448 с.
- Философская энциклопедия. В 5 т. Т. З. Коммунизм Наука / глав, ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 584 с.
- Фокин, Е. И. Философия XX в.: учеб. пособие / Е. И. Фокин, Л. Ф. Кухтина. М.: Наука, 1997. — 272 с.
- Формирование коммунистического мировоззрения школьников / / Э. И. Моносзон, Н. А. Менчинская, Н. С. Васильева и др. — под ред. Э. И. Моносзона- Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1977. 318 с.
- Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Матохин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−41.
- Хильми, Г. Ф. Современное состояние научных концепций биосферы / Г. Ф. Хильми // Методологические аспекты исследования биосферы. -М.: Наука, 1975. С. 91−100.
- Царьков, А. С. Управление проектами: от идеи к документу: учеб. пособие / А. С. Царьков. Н. Новгород: Университетская книга, 2005. -308 с.
- Черноволенко, В. Ф. Мировоззрение и научное познание / В. Ф. Черноволенко. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1970. — 173 с.
- Чошанов, М. А. Обзор таксономий учебный целей в педагогике США / М. А. Чошанов // Педагогика. 2000. — № 4. С.86−91.
- Чупрасова, В. И. Современные технологии в образовании : учеб пособие / В. И. Чупрасова. Владивосток: Дальневосточный гос. ун-т, Тихоокеанский ин-т дистанционного образования и технологий, 2000. — 71 с.
- Шепель, В. М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология / В. М. Шепель. М.: Финансы и статистика, 1992. — 240 с.
- Шинкарук, В. И. Мировоззрение, наука и философия / В. И. Шинкарук // Филос. Науки. 1978. — № 1. — С. 98.
- Ширяев, В. JI. Моделирование системы постдипломного образования педагогических кадров в федеральном округе / В. JT. Ширяев. — СПб.: ГУПМ, 2002. 95 с.
- Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М.: Наука, 1966.-304 с.
- Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований (методологический аспект) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.-235 с.
- Эксперимент. Модель. Теория. М., Берлин: Наука, 1982. — 421 с.
- Degree Programme Specification. BSc Degrees in Chemistry. MSci Degrees in Chemistry / Imperial College. London, 2003−2004.
- Lyndon H. LaRouche, Ir. The economics of Noosphere / Lyndon Ir. H. LaRouche. NY., 2000.
- Marrelli, A. F. Introduccion al analisis у desarrollo de modelos de competencias, en Performance Improvement / A. F.Marrelli. 1998. Mayo-Junio. -P. 36−43.
- Monereo, C. En que siglo vive la escuela?- El reto de la nueva cultura educative / C. Monereo, J.I. Pozo // Cuadernos de Pedagogia. 2001. — № 298. — P. 50−55.
- Prahalad, C.K. The Core Competence of the Corporation, en Harvard Business Review / C.K. Prahalad, G.Hamel. 1990. — Mayo-Junio. — P. 79−92.
- ГОС ВПО государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 60 300 Экономика природопользования: утв. 27.03.1995. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/gos old/60 300.html.
- ГОС ВПО направление 511 100 Экология и природопользование. Степень — Магистр экологии и природопользования: утв. 10 марта 2000 г. Номер гос. регистрации 110 ЕН / МАГ. — Режим доступа http://www.edu.rn/db/portal/spe/os zip/511 100 2000.html.
- ГОС ВПО направление 521 600 «Экономика». Степень бакалавр экономики: утв. 25.04.2000. Номер гос. регистрации 433 гум/бак. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/oszip/52 1600b2000.html.
- ГОС ВПО по направлению 511 100 Экология и природопользование. Квалификация Бакалавр экологии и природопользования: утв. 10 марта 2000 г. Номер гос. регистрации 109 ЕН / БАК. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os zip/51 1100b 2000.html.
- ГОС ВПО по специальности 13 100 Экология. Квалификация Эколог: утв. 10 марта 2000 г. Номер гос. регистрации 99 ЕН / СП. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/oszip/13 100 2003.html.
- ГОС ВПО специальность 60 800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Квалификация: экономист-менеджер: утв. 17.03.2000. Номер гос. регистрации 238 эк/сп. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os zip/60 800 2000.html.
- Описание психологических тестов, бланки. Режим доступа: http://vch.narod.ru/file.htm.