Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дифференцированное обучение математике на основе учета познавательных стилей обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения исследования, результаты эксперимента и выводы докладывались и обсуждались на 24-м Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Современные проблемы школьного и вузовского математического образования» (Саратов, сентябрь 2005), на Всероссийской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся
    • 1. 1. Анализ сущности различных видов познавательных стилей
    • 1. 2. Влияние и возможности учета познавательных стилей обучающихся на успешность учебной математической деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методика дифференцированного обучения математике, основанного на учете познавательных стилей обучающихся
    • 2. 1. Процессуальный и содержательный компоненты дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся
    • 2. 2. Методика дифференцированного изучения темы «Производная и ее
  • приложения» на основе учета познавательных стилей обучающихся
    • 2. 3. Педагогический эксперимент и его результаты
  • Выводы по второй главе

Дифференцированное обучение математике на основе учета познавательных стилей обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная. государственная политика в области образования определяется возросшими требованиями общества к уровню подготовки квалифицированного специалиста. На необходимость «подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» указывается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Одним из необходимых условий решения данной задачи является построение процесса подготовки будущего специалиста на основе преобладающих у него свойств познавательных процессов. Это позволит ему самостоятельно находить методы применения полученных знаний в собственной практической деятельности. Другими словами, дифференцированное обучение, как обучение, основанное на учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося при организации учебного процесса, является необходимым условием решения задачи подготовки будущего специалиста, обладающего способностью оперативно адаптировать и использовать новые достижения науки в профессиональной деятельности, осуществлять поиск оптимальных нестандартных решений.

Проблеме дифференциации обучения посвящено значительное количество работ. В данных работах рассматриваются общие и частные аспекты, связанные с проблемой дифференцированного обучения: — обучение учащихся по различным учебным планам в соответствии с их индивидуальными склонностями, способностями и интересами (О.В.Агошкова, П. А. Баранов, Н. К. Гончаров, Н. А. Дергунова, С. А. Кобцева, С. В. Литвиненко, М. А. Мельников, Н. В. Метельский и др.);

— внешняя и внутренняя дифференциации (В.М.Монахов, И. М. Осмоловская, Е. Г. Ростовская, Н. А. Семина, Р. А. Утеева и др.);

— уровневая и профильная дифференциации (О.В.Агошкова, М. И. Башмаков, В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер, Н. К. Гончаров, В. А. Гусев, Н. А. Дергунова, Г. В. Дорофеев, С. А. Кобцева, Ю. М. Колягин, С. В. Литвиненко, Е. М. Лысенко, Т. В. Машкова, Е. Г. Ростовская, И. М. Смирнова и др.) — сочетание различных видов дифференциации 7 (А.С.Сивиркина, Н. М. Шахмаев, Е. В. Шиянова, И. С. Якиманская и др.);

— соотношение интеграции и дифференциации образования (М.А.Архипенко, А. С. Калитвин, А. И. Кузьмичев, О. Г. Ларионова, В. Е. Медведев, Р. А. Мельников, Е. В. Янченкова и др.);

— дифференцированное обучение на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся (Н.А.Алексеев, В. В. Андронатий, Н. Ф. Арганы, А. А. Баданов, А. В. Белошицкий, Г. А. Берулава, М. Н. Берулава, М. Н. Гладкова, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, И. В. Дробышева, Н. М. Жукова, А. А. Кирсанов, Б. Б. Коссов, С. Н. Ленкова, Л. Б. Лозовская, И. М. Осмоловская, Е. Г. Ростовская, И. М. Смирнова, А. А. Столяр, И. Э. Унт, Р. А. Утеева, Н. М. Шахмаев и др.).

Вопросам дифференцированного обучения математике посвящены исследования М. И. Башмакова, Г. Д. Глейзера, В. А. Гусева, Н. А. Дергуновой, Г. В. Дорофеева, И. В. Дробышевой, А. С. Калитвина, Ю. М. Колягина, Н. В. Метельского, Н. Г. Подаевой, О. А. Саввиной, Н. А. Семиной, И. М. Смирновой, А. А. Столяра, Р. А. Утеевой и др.

За последние годы проведено большое количество исследований по внедрению дифференцированного обучения в профессиональном образовании. Различные аспекты представлены в работах О. В. Агошковой, Н. Ф. Арганы, А. А. Баданова, П. А. Баранова, А. В. Белошицкого, М. Н. Гладковой, Н. А. Дергуновой, О. В. Долженко, Н. М. Жуковой, А. С. Калитвина, С. А. Кобцевой, Б. Б. Косова, В. П. Кузовлева, С. В. Литвиненко, Е. М. Лысенко, Т. В. Машковой, Н. Г. Подаевой, Е. Г. Ростовской, О. А. Саввикой, Н. А. Семиной, А. С. Сивиркиной и др.

Основополагающим фактором при осуществлении дифференцированного обучения является выбор и учет индивидуальных особенностей обучающегося.

Анализ литературы [5, 9, 10, 17, 21−23, 27, 28, 41, 48, 53, 59, 66, 67, 96, 97, 114, 127, 141, 143, 144, 161], позволил выявить, что имеют место два подхода к решению этой задачи. Согласно первому подходу, в качестве индивидуальных особенностей рассматриваются отдельные свойства личности, связанные с биологическими, социальными факторами. Второй ориентируется на познавательные и когнитивные стили, присущие каждому человеку.

Психологические основы первого подхода представлены в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, К. М. Гуревича, В. Н. Дружинина, М. С. Кагана, Н. Д. Левитова, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицина, И. П. Павлова, В. А. Панцурина, А. В. Пенской, С. Л. Рубинштейна, В. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др. [8, 13, 14, 31, 47, 55, 63, 64, 92, 108, 112, 115, 117, 119, 128, 142,160].

В рамках этого подхода в психологии личности выделяют универсальные закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, т. е. раскрывают взаимоотношения между природой, обществом и личностью.

Существует большое количество классификаций индивидуальных особенностей человека, но практически все психологи выделяют следующие группы индивидуальных особенностей человека: психолого-физиологические особенности, связанные, в первую очередь, со свойствами нервной системы;

• особенности протекания психических процессов, в том числе познавательных (эти свойства обусловлены биологическим фактором);

• особенности в области мотивов, интересов, склонностей (эти свойства обусловлены социальным фактором);

• особенности межличностных отношений, черт характера и т. д. (эти свойства обусловлены социальным и биологическим факторами).

Данный подход, применительно к дифференцированному обучению в профессиональном образовании, реализован в работах О. В. Агошковой, А. А. Баданова, П. А. Баранова, А. В. Белошицкого, М. Н. Гладковой, Н. А. Дергуновой, Н. М. Жуковой, С. А. Кобцевой, С. В. Литвиненко, Е. М. Лысенко, Т. В. Машковой, Е. Г. Ростовской,. Н. А. Семиной, А. С. Сивиркиной и др.

В соответствии со вторым. подходом в качестве индивидуальных особенностей обучающихся рассматриваются познавательные и когнитивные стили. Познавательные стили, согласно точке зрения М. А. Холодной, характеризуются индивидуально-своеобразными способами изучения реальности, а когнитивные стили являются их частной формой. Данный подход на протяжении десятилетий активно разрабатывается как зарубежными (Г.Уиткин, Р. Гарднер, Дж. Каган, Дж. Келли, Г. Клаус, Дж. Клейн, Х. Шлезингер и др.), так и отечественными (Г.А.Берулава, А. Е. Дружинина, М. С. Егоровой, В. А. Колга, Т. В. Корниловой, Г. В. Парамей, М. А. Холодной, И. П. Шкуратовой и др.) психологами [1, 3, 6, 7, 23, 25, 26, 43, 54, 56, 57, 68, 70−75, 116, 118, 120, 121, 135, 136, 139, 150−158, 163, 164, 170 188].

В исследовании И. П. Шкуратовой доказывается, что в процессе формирования когнитивного стиля можно выделить три стадии: а) стиль не выражен и нет явного предпочтения одной из двух стратегий поведенияб) стиль ярко выражен и укорененв) стиль мобилен [163, 164].

Исходя из этого, а также согласно материалам исследований Г. А. Берулава, М. А. Холодной, И. П. Шкуратовой, даже если в процессе дошкольного обучения или при обучении в школе не проводится целенаправленная работа по формированию когнитивных и познавательных стилей, то стиль хотя и стихийно, но формируется. Следовательно, к моменту получения профессионального образования у большей части обучающихся стиль сформирован. Однако, учитывая то, что стиль мобилен, можно говорить о возможности его формирования, так как благодаря личностной и интеллектуальной зрелости, человек получает на определенном этапе своего развития возможность совмещать в себе умение действовать по-разному в зависимости от требований ситуации, сохраняя некоторое тяготение к одному из полюсов.

Так как познавательные стили связаны с индивидуально-своеобразными способами изучения реальности, то есть они характеризуют особенности процессов восприятия, переработки, хранения информации, а также, учитывая свойство мобильности, их целесообразно рассматривать в качестве индивидуальных особенностей обучающихся.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что существует большое число работ, посвященных изучению познавательных и когнитивных стилей [3, 6, 7, 23, 26, 54, 56, 57, 70−75, 120, 135, 136, 139, 150−158, 163, 164, 170−188], рассмотрению возможностей учета отдельных из них в учебном процессе в школе и профессиональном образовании [1, 5, 9, 10, 25, 27], разработке содержания образования на основе учета познавательных стилей [42, 113, 154, 156]. Однако, несмотря на широкий спектр исследований по различным аспектам теории познавательных стилей, актуальность проблемы построения процесса обучения на основе учета познавательных стилей в процессе обучения не уменьшается в силу того, что ни в одном из них целостно не рассматриваются вопросы организации и содержания обучения, в том числе математике, в системе профессионального образования. Это позволяет сделать вывод о том, что имеет место противоречие между необходимостью дифференцированного обучения в профессиональном образовании, наличием исследований по теории познавательных стилей и отсутствием целостного подхода к построению дифференцированного обучения на основе учета познавательных стилей обучающихся.

Разрешение указанного противоречия и составляет проблему нашего исследования, состоящую в разработке целостного методического подхода реализации дифференцированного обучения на основе учета познавательных стилей обучающихся. Данная проблема определила тему нашего исследования «Дифференцированное обучение математике на основе учета познавательных стилей обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования».

Таким образом, целью нашего исследования является разработка теоретического подхода дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся и реализация его на практике.

Для реализации поставленной цели выделены объект исследованияпроцесс обучения математике обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и предмет исследования дифференцированное обучение математике на основе учета познавательных стилей обучающихся.

В своем исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой дифференцированное обучение математике на основе учета познавательных стилей обучающихся способствует повышению уровня усвоения изучаемого материала, если:

1. При выполнении учебных действий. обеспечивающих осуществление различных этапов учебного занятия (актуализация знаний, мотивация, введение новых знаний и способов действий, закрепление, применение, контроль) имеет место учет соответствующих (приоритетных) познавательных стилей.

2. Для учета познавательных стилей при осуществлении учебной математической деятельности используются содержательный и процессуальный компоненты процесса обучения математике.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

1. Определить степени влияния познавательных стилей на успешность и результат различных учебных действий.

2. Установить возможности учета познавательных стилей обучающихся в учебной математической деятельности.

3. Разработать содержательный и процессуальный компоненты дифференцированного обучения математике, основанного на учете познавательных стилей обучающихся.

4. Реализовать дифференцированное обучение, основанное на учете познавательных стилей обучающихся, на примере одной из тем курса математики и провести педагогический эксперимент с целью проверки гипотезы исследования.

Методологической основой исследования служат:

— теория индивидуализации и дифференциации обучения (М.И.Башмаков, Г. Д. Глейзер, ВА. Гусев, И. В. Дробышева, Н. М. Жукова, А. А. Кирсанов, Ю. М. Колягин, И. М. Смирнова, А. А. Столяр, И. Э. Унт, Р. А. Утеева, и др.);

— исследования зарубежных (Г.Уиткин, Р. Гарднер, Дж. Каган, Дж. Келли, Дж. Клейн, Х. Шлезингер и др.) и отечественных (М.С. Егорова, В. А. Колга, А. И. Палей, М. А. Холодная, И. П. Шкуратова и др.) психологов, в которых рассматриваются сущность и характеристики познавательных и когнитивных стилей;

— теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, И. Б. Котова, В. Д. Шадриков, Е. П. Шиянов, Д. Б. Элысонин и др.);

— психолого-педагогические исследования проблем профессионального образования (IO.K. Бабанский, О. В. Долженко, В. П. Кузовлев, В. Е. Медведев и др.).

Для реализации поставленных задач и проверки исходных положений диссертационного исследования использовались следующие методы: • Теоретические:

— изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, которое проводится с целью всестороннего изучения состояния рассматриваемой проблемы, выявления степени разработанности вопроса и определения круга решения;

— анализ и обобщение результатов исследования, с целью выявления возможностей учета познавательных стилей обучающихся в процессе обучения и их проявления при выполнении различных учебных действий. Экспериментальные:

— диагностика студентов с целью определения их познавательных стилей;

— анализ контрольных срезов обучающихся;

— организация и проведение педагогического эксперимента, количественный и качественный анализ материалов итогового эксперимента с целью определения эффективности разработанной методики.

• Статистические:

— обработка результатов эксперимента методами математической статистики, которые используются для первичного и последующего анализа полученных данных, для выявления эффективности проведенного педагогического эксперимента и для математически обоснованной обработки результатов (коэффициент усвоения Ка, введенный В. П. Беспалько, односторонний критерий Вшшоксона, критерий Колмогорова — Смирнова).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2003;2004 гг.) была изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме исследованияразрабатывались общие подходы решения проблемыопределялся научный аппарат исследования, общие очертания будущей методики. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследвоанияразработать содержательные и процессуальные компоненты дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихсянаметить программу экспериментальной работы.

Второй этап исследования (2004;2007 гг.) связан с организацией и проведением диагностирующего и формирующего экспериментов. Разработана методика дифференцированного изучения темы «Производная и ее приложения». В ходе проведения формирующего эксперимента совершенствовались разработанные содержательный и процессуальный компоненты дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся.

Третий этап (2007;2008 гг.) включает в себя проведение контрольного эксперимента, качественный и количественный анализы полученных результатов, формулировку основных выводов, обобщение итогов исследования, научное и техническое оформление диссертации.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что:

— на основе характеристик познавательных стилей и возможностей их учета в учебной математической деятельности выделены две группы познавательных стилей: «универсальные» стили, влияние которых существенно при выполнении учебных действий, обеспечивающих осуществление различных этапов учебного занятия (актуализация знаний, мотивация, введение новых знаний и способов действий, закрепление, применение, контроль) и «частные» стили, влияние которых существенно при выполнении отдельных учебных действийразработан целостный методический подход реализации дифференцированного обучения математике в учреждениях среднего профессионального образования, состоящий в том, что для каждого этапа учебного занятия выявлены приоритетные познавательные стили и для их учета определен комплекс средств процессуального и содержательного характера.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе сущности познавательных стилей и этапов учебной деятельности:

— установлено соответствие между учебными действиями и познавательными стилями, подлежащими учету при выполнении этих действийразработаны процессуальный и содержательный компоненты дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что:

— разработана методика дифференцированного изучения темы «Производная и ее приложения» на основе учета познавательных стилей обучающихся, которая может быть использована как при обучении студентов учреждений среднего профессионального образования, так и при обучении учащихся общеобразовательных учреждений;

— осуществлен подбор задач по теме «Производная и ее приложения», необходимых при дифференцированном изучении материала;

— комплекс средств процессуального и содержательного характера дифференцированного обучения математике, основанного на учете познавательных стилей, может быть использован при разработке методик изучения других тем курса математики.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов исследования обеспечивались применением современной научной методологии, опорой на психолого-педагогические исследования, экспериментальной проверкой всех основных теоретических выводовапробацией соответствующих разработок в учреждениях среднего профессионального образованияприменением методов математической статистики с целью определения статистической надежности и достоверности полученных количественных показателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Множество познавательных стилей, влияющих на процесс и результат учебной математической деятельности, включает две группы познавательных стилей: группу «универсальных» стилей (стили кодирования информации, когнитивный стиль полезависимость/поленезависимость, стили постановки и решения проблем), влияние которых существенно при выполнении учебных действий, обеспечивающих осуществление различных этапов учебного занятия, и группу «частных» стилей (когнитивные стили: импульсивность/ рефлективность, сглаживание/ заострение, дифференциальность/ интегральность, узкий/ широкий диапазон эквивалентности, широта категории, фокусирующий/сканирующий контроль, ригидность/гибкость познавательного контроля, толерантность к нереалистическому опыту, конкретная/абстрактная концептуализациястили познавательного отношения к миру), влияние которых существенно при выполнении отдельных учебных действий.

2. Учет познавательных стилей при выполнении учебных действий осуществляется за счет: формы представления учебного материала (стили кодирования информации);

— формы организации учебной деятельности (когнитивные стили: поленезависимость/полезависимость, импульсивность/рефлективность);

— степени самостоятельности студентов в процессе выполнения учебной математической деятельности (стили постановки и решения проблем);

— дифференцированных учебных заданий (когнитивные стили: сглаживание/ заострение, дифференциальность/интегральность, широта диапазона эквивалентности, ригидность/гибкость познавательного контролястили познавательного отношения к миру);

— оказания различных видов помощи обучающимся (когнитивные стили: фокусирующий/сканирующий контроль, широта категории, ригидность/ гибкость познавательного контроля, конкретная/ абстрактная концептуализация, толерантность к нереальному опыту).

3. Осуществление дифференцированного обучения на основе учета познавательных стилей обучающихся включает:

— установление соответствия между учебными действиями и группами соответствующих (приоритетных) познавательных стилей;

— формирование комплекса средств содержательного и процессуального характера, обеспечивающих выполнение учебных действий по актуализации знаний, мотивации, введению новых знаний и способов действий, закреплению, применению и контролю, на основе учета групп приоритетных познавательных стилей.

4. Разработанная методика изучения темы «Производная и ее приложения» обеспечивает учет познавательных стилей обучающихся (стили кодирования информации, когнитивные стили: сглаживание/заострение, полезависимость/ поленезависимость, импульсивность/ рефлективность конкретная/абстрактная концептуализация, стили постановки и решения проблем) за счет:

— многократного изменения форм организации учебной деятельности;

— сочетания на всех этапах учебной деятельности различных форм ее организации;

— высокой степени самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий по открытию новых знаний и способов действия, а также учебных действий по их усвоению;

— комплектования групп обучающихся по нескольким основаниям, в качестве которых выступают познавательные стили;

— разнообразия форм представления содержание учебного материала с учетом познавательных стилей обучающихся.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения исследования, результаты эксперимента и выводы докладывались и обсуждались на 24-м Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Современные проблемы школьного и вузовского математического образования» (Саратов, сентябрь 2005), на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Д. М. Гришина «Психолого-педагогические проблемы содержания, организации и управления образовательным и воспитательным процессами» (Калуга, 2005), на 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2006), на заседаниях кафедры геометрии и методики обучения математике Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского.

Результаты исследования внедрены в преподавание курса математики в Калужском техникуме экономики, статистики и информационных технологий, Калужском торгово-экономическом колледже, Калужском колледже информационных технологий и управления, Коммунально-строительном техникуме г. Калуги.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, восьми приложений.

Выводы по второй главе.

Таким образом, во второй главе:

• Представлены процессуальный и содержательный компоненты дифференцированного обучения на основе учета познавательных стилей обучающихся, особенности дифференцированного обучения математике, основанного на учете познавательных стилей, связанны с формой представления учебного материала, с формой организации учебной деятельности, со степенью самостоятельности студентов в процессе выполнения учебной математической деятельности, с конструированием дифференцированных учебных заданий, с оказанием различных видов помощи обучающимся.

• Описана методика изучения темы «Производная и ее приложения», отличительными особенностями которой является:

1)многократное изменение форм организации учебной деятельности;

2)сочетание на всех этапах учебной деятельности различных форм ее организации;

3)высокая степень самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий по открытию новых знаний и способов действия, а также учебных действий по их усвоению;

4)комплектование групп обучающихся по нескольким основаниям, в качестве которых выступают познавательные стили;

5)разнообразие форм представления содержание учебного материала с учетом познавательных стилей обучающихся.

• Показаны результаты педагогического эксперимента, в ходе которого была проверена и доказана истинность гипотезы исследования, состоящей в том, что осуществление дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся, способствует повышению уровня усвоения изучаемого материала, если:

1. При выполнении учебных действий, обеспечивающих осуществление различных этапов учебного занятия (актуализация знаний, мотивация, введение новых знаний и способов действий, закрепление, применение, контроль) имеет место учет соответствующих (приоритетных) познавательных стилей.

2. Для учета познавательных стилей при осуществлении учебной математической деятельности используются содержательный и процессуальный компоненты процесса обучения математике.

Заключение

.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты решения поставленных задач.

• На основе анализа психолого-педагогических исследований, в которых рассматриваются сущность и характеристики познавательных стилей, выявлены возможности их учета при осуществлении той или иной деятельности.

• Определены особенности проявления, степени влияния и возможности учета познавательных стилей при выполнении различных учебных действий в учебной математической деятельности.

• Из множества познавательных стилей, влияющих на процесс и результат учебной математической деятельности выделены: группа универсальных" стилей, влияние которых существенно при выполнении учебных действий, обеспечивающих реализацию различных этапов учебного занятия, и группа «частных» стилей, влияние которых существенно при выполнении отдельных учебных действий. Разработаны процессуальный и содержательный компоненты дифференцированного обучения математике, определяющие комплекс средств содержательного и организационного характера по учету познавательных стилей обучающихся в учебной математической деятельности.

• Созданный теоретический подход дифференцированного обучения математике реализован при разработке методики изучения темы «Производная и ее приложение», отличительными особенностями которой являются:

1) многократное в течение учебного занятия изменение форм организации учебной деятельности;

2) сочетание на всех этапах учебной деятельности различных форм ее организации;

3) высокая степень самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий по открытию новых знаний и способов действия, а также учебных действий по их усвоению;

4) комплектование групп обучающихся по нескольким основаниям, в качестве которых выступают познавательные стили;

5) разнообразие форм представления содержание учебного материала с учетом познавательных стилей обучающихся. Проведен педагогический эксперимент, в ходе которого проверена и подтверждена истинность гипотезы исследования, согласно которой осуществление дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся способствует повышению уровня усвоения изучаемого материала, если:

1. При выполнении учебных действий, обеспечивающих осуществление различных этапов учебного занятия (актуализация знаний, мотивация, введение новых знаний и способов действий, закрепление, применение, контроль) имеет место учет соответствующих (приоритетных) познавательных стилей.

2. Для учета познавательных стилей при осуществлении учебной математической деятельности используются содержательный и процессуальный компоненты процесса обучения математике.

Необходимо также отметить, что разработанный подход к осуществлению дифференцированного обучения является универсальным. Его основные положения могут быть реализованы в процессе изучения математики не только в учреждениях среднего профессионального образования, но и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и общего образования. Перспективы исследования мы связываем именно с этими направлениями деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.Б. Когнитивный стиль студента как фактор успешности его обучения Текст. / И. Б. Абакумова, И. П. Шкуратова // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара. — Таллинн, 1986. — С.120−122.
  2. , О.В. Развитие культуры познавательной деятельности студентов: Дифференциальный подход: дис.. канд. пед. наук Текст. / О. В. Агошкова Ростов-на-Дону, 2006. — 195 с.
  3. , В.Н. Стиль действования: Импульсивность — управляемость Текст. /В.Н.Азаров //Вопросы психологии. -М., 1982 -№ 3 С. 121 -127.
  4. , А.А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимоотношение с людьми Текст. / А. А. Алексеев, Л. А. Громова -СПб.: Экономическая школа, 1993. 350 с.
  5. , Н.А. Педагогические основы проектирования личностноориентированного обучения: дис.канд. пед. наук Текст. / Н.А.Алексеев-Тюмень, 1997.-310 с.
  6. , Е.С. Исследование импульсивности рефлексивности в дифференциальной психологии обучения Текст. / Е. С. Алешина // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара — Таллинн, 1986. — С.123−127.
  7. , В.Н. Когнитивные стили в контурах процесса познания Текст. / В. Н. Аллахвердов // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара Таллинн, 1986. — С. 17−20.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд-е Текст. / Б. Г. Ананьев СПб: Питер, 2001. — 282 с.
  9. , В.В. Дифференцированный подход к процессу обучения: психолого-дидактический аспект: автореф. дис.канд. пед. наук Текст. / В. В. Андронатий. -Гатчина, 2000. 250 с.
  10. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001.- 416 с.
  11. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
  12. , В.А. Математика в экономике: учебник для экономических специальностей вузов Текст. / В. А. Бабайцев [и др.] // В 2 ч. М.: Финансы и статистика, 1999. — Ч. 2. — 372 с.
  13. , Ю.К. Об оптимальности педагогического эксперимента Текст. / Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харьковская // Методы научно-педагогического исследования. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. инта, 1972.-С. 3−10.
  14. , А.А. Дифференцированное обучение математике курсантов военных вузов МВД России с использованием компьютеров: дис.. канд. пед. наук / А. А. Баданов Новосибирск, 2004. — 192 с.
  15. , Л.В. Организация взаимодействия преподавателя и студента вуза на основе дифференцированного подхода: дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. В. Базарова. Барнаул, 2006. — 196 с.
  16. , П.А. Теоретико-методологические основания дифференцированного подхода в постдипломном педагогическом образовании: дис.. докт. пед. наук Текст. /П.А Баранов. -СПб, 2004- 430с.
  17. , М.И. Уровень и профиль школьного математического образования Текст. /М.И.Башмаков//Математика в школе.-1993.-№ 2,—С.8−9.
  18. , А.В. Дифференцированное обучение курсантов военного вуза как фактор профессионального становления военных специалистов: дис.. канд. пед. наук Текст. / А. В. Белошицкий. Воронеж, 2004. — 206 с.
  19. , Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков Текст. / Г. А. Берулава. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. — 238 с.
  20. , Г. А. Новые тенденции в исследовании когнитивных стилей Текст. / Г. А. Берулава // Новые исследования проблемы когнитивных стилей в психологии: сб. науч. тр.-М.: Российское психологическое общество. 1995. -С. 3−13.
  21. , Г. А. Тест естественнонаучного мышления: Для учащихся восьмых классов Текст. / Г. А. Берулава. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. — 15с.
  22. , Г. А. Теоретические основы содержания и диагностики «Дифференциальность интегральность» Текст. / Г. А. Берулава // Гуманизация образования. — 1995. — № 2
  23. , Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля дифференциальность — интегральность Текст. / Г. А. Берулава // Современные проблемы психологии мышления: сб. науч. тр. -М., 1994.-Выпуск 1.
  24. , М.Н. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля Текст. / М. Н. Берулава, Г. А. Берулава. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996.-17с.
  25. , М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. М.: Педагогика, 1994. — № 5 — С.21−25.
  26. , М.Н. Современная лекция в вузе Текст. / М. Н. Берулава. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. 9с.
  27. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, унта, 1983.-173 с.
  28. , А.А. Психология о личности Текст. / А. А. Бодалев. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-187 с.
  29. , В.Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования Текст. / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика в школе. 1988. — № 2. — С.9−13.
  30. , Дж.С. Исследование развития познавательной деятельности Текст. / Дж.С.Брунер. -М.: Педагогика, 1971.
  31. , Дж.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации Текст. / Дж.С. Брунер- пер. Т. И. Бабицкого. М.: Прогресс, и"1977. 412 с.
  32. , JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов Текст. / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 2000. — 679 с.
  33. , JI.M. Психические процессы. Мышление и интеллект Текст. / Л. М. Веккер // В 2-х т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — Т.2. — 342 с.
  34. , Н.Я. Математический анализ. Дифференциальное исчисление Текст. / Н. Я. Виленкин, Е. С. Куницкая, АХ.Мордкович. М.: Просвещение, 1978.-160с.
  35. Высшая математика для экономистов: учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. Специальностям. 3-е изд. Текст. / Н. Ш. Кремер [и др.]- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 476 с.
  36. , Т.В. Учебная деятельность и ее средства Текст. / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 254 с.
  37. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности работ Текст. / П. Я. Гальперин. — М., 1965. 51 с.
  38. , М.Н. Интегративно-дифференцированный подход к процессу обучения педагогическим дисциплинам студентов вуза: дис.. канд. пед. наук Текст. / М. Н. Гладкова. Нижний Новгород, 2004. — 168 с.
  39. , Э.Г. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) Текст. / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная, Л. Н. Демидова // Психологический журнал.1993.- Т. 14. № 6. — С. 35−45.
  40. , С.С. Состояние исследования когнитивных стилей в отечественной психологии Текст. / С. С. Голованова // Психологические исследования стилей индивидуальности: сб. науч. тр. Сочи, 1997. — С.55−63.
  41. , Н.К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы Текст. / Н. К. Гончаров // Советская педагогика, — 1963. № 2. — С. 39−50.
  42. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, Н. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  43. , E.JI. Стили мышления в школе Текст. / Е. Л. Григоренко, Р.Дж. Стернберг//Вестник Моск. ун-та. Психология. 1996 — Сер. 14. — № 3. -С. 34−42.
  44. , К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников Текст. / К. М. Гуревич. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  45. , В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: автореф. дис. докт. пед. наук Текст. / В. А. Гусев. -М., 1990.-39 с.
  46. , В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов / Формирование учебной деятельности школьников: сб. ст. -М.: Педагогика, 1982. С. 10−21.
  47. , Н.А. Дифференцированное обучение теории вероятностей и математической статистики студентов социологов в высшей школе: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. А. Дергунова. Астрахань, 2007. — 227 с.
  48. , О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования: автореф. дис.. докт. филос. наук Текст. / О. В. Долженко. -М., 1995. 54 с.
  49. , Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. 1990. — № 6.-С. 2−5.
  50. , И.В. Методическая подготовка будущего учителя математики к дифференцированному обучению учащихся средней школы Текст. / И. В. Дробышева. Калуга: КГПУ, 2000. — 277 с.
  51. , А.Е. Когнитивный стиль с точки зрения дилетанта (поленезависимость и обучение) Текст. / А. Е. Дружинин // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара. — Таллинн, 1986. С.28−32.
  52. , В.Н. Психология общих способностей: 2-е изд. Текст. / В. Н. Дружинин. СПб и др.: Питер, 2002. — 356 с.
  53. , М.С. Проблема зависимости-независимости от поля и возможность ее исследования в генетике поведения Текст. / М. С. Егорова / Вопросы психологии 1981 -№ 4. — С. 161−167.
  54. , М.С. Психология индивидуальных различий Текст. / М. С. Егорова. — М.: Планета детей, 1997. 327 с.
  55. , И.В. Теория и методика использования реальности в обучении математике: дис.канд. пед. наук Текст. / И. В. Егорченко. Саранск, 1999.-199с.
  56. , Н.М. Индивидуализация и дифференциация обучения студентов вузов: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. М. Жукова. М., 2006. — 233 с.
  57. , В.И. Методы педагогических исследований Текст. / В. И. Журавлев и [др.]. -М.: Педагогика, 1979. -255 с.
  58. , B.C. Из опыта организации педагогического эксперимента Текст. / В. С. Ильин // Методы научно-педагогического исследования Ростов — на -Дону: РГПИ, 1972. — С. 15−22.
  59. Ильясов, И. И Структура процесса учения Текст. / И. И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 198 с.
  60. , М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  61. , М.С. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность Текст. / М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1989. — № 4. — С. 5−15.
  62. , А.С. Введение в математический анализ Текст. /
  63. A.С.Калитвин. Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2006. — 83 с.
  64. , А.А. Некоторые исходные положения к анализу и методике изучения индивидуальных особенностей учащихся Текст. / А. А. Кирсанов // Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников: сб. ст. Казань: КГПИ, 1980. — С. 3−12.
  65. , А.А. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности школьников Текст. / А. А. Кирсанов, А. А. Попова // Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников: сб. ст. Казань: КГПИ, 1980.-С. 13−35.
  66. , Г. Введение в дифференциальную психологию учения Текст. / Г. Клаус. -М.: Педагогика, 1987. 143 с.
  67. , С.А. Дифференцированное обучение в высшем учебном заведении на примере изучения иностранного языка студентами нелингвистических специальностей: дис.. канд. пед. наук Текст. / С .А.Кобцева-Москва, 2007. 184 с.
  68. , В.А. Возможные меры когнитивных стилей Текст. / В. А. Колга //Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара. Таллинн, 1986. — С.32−36
  69. , В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / В. А. Колга. Л.: ЛГУ, 1976. — 17 с.
  70. , В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис. канд. психол. наук Текст. /1. B.А.Колга. Л., 1976.
  71. , В.А. Дифференциально-психологическое исследование обучаемости и когнитивного стиля Текст. / В. А. Колга // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право- Л., 1976. Выпуск 4. — № 23.
  72. , Т.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя Текст. / Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей // Вопросы психологии. — М., 1989. -№ 6. С. 140−147.
  73. , Т.В. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности Текст. / Т. В. Корнилова, И. Г. Скотникова, Т. В. Чудина, О. И. Шуранова // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара. Таллинн, 1986. — С. 140−146.
  74. , Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений Текст. / Б. Б. Косов. — М.: Академический Проект, 2000. 240 с.
  75. , М.С. Математика для экономических специальностей: учеб. для вузов по экон. спец. Текст./М.С.Красс.-М.:Изд.Дом «Инфра-М», 1998.^463с.
  76. , А.С. Восхождение к личности Текст. / А. С. Крылова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та 1993. — 200 с.
  77. , Н. Как обеспечить индивидуальное образование Текст. / Н. Крылова, Е. Александрова // Народное образование. 2002. -№ 9. — С. 73.
  78. , Н.В. Учет познавательных стилей обучающихся в учебной математической деятельности Текст. / Н. В. Кузина // Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование». -М.: «Миратос», 2008, — № 2, — С.38−40.
  79. , Н.В. Обучение для личности Текст. / Н. В. Кузина // Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики». Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2004. — Выпуск 6. — С. 149−152.
  80. , В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Научно-методический и организационнопедагогический аспекты: дис. .докт. пед. наук Текст. / В. П. Кузовлев. -М., 1998.-454 с.
  81. , А.И. Интеграция развивающих и дистантных технологий в обучении алгебре и теории чисел студентов педагогических вузов: дис.. канд. пед. наук Текст. / А. И. Кузьмичев. Новосибирск, 2002. — 203 с.
  82. , Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  83. , Н.Д. Психология характера: изд. 3-е, испр. и доп. Текст. / Н. Д. Левитов. М.: «Просвещение», 1969. — 424 с.
  84. , А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? Текст. / А. В. Либин //Стиль человека: психологический анализ. -М.: Смысл, 1998.-С. 109−124.
  85. , С.В. Дифференцированное обучение как фактор оптимизации образовательного процесса в высшем военном инженерномучилище: дис.. канд. пед. наук Текст. /С.В.Литвиненко.-СПб, 1998−234с.
  86. , И. Процесс и структура человеческого учения Текст. / Й. Лингарт- пер. Р. Е. Мельдера. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.
  87. , С.Н. Особенности когнитивно-личностного развития школ в условиях дифференцированного обучения: дис.. канд. психол. наук Текст. / С. Н. Ленкова. М&bdquo- 2003. — 167 с.
  88. , Л.Б. Методика организации дифференцированного обучения решению физических задач на основе учета когнитивных стилей учащихся: дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. Б. Лозовская. Киров, 2006. — 193 с.
  89. , Б.Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды Текст. /Б.Ф.Ломов.-М.: Изд-во Моск. психол. соц. ун-та, 2003. — 422с.
  90. , И. Анализ и разработка требований к учебной деятельности Текст. / И. Ломпшер // Формирование учебной деятельности школьников. — М.: Педагогика, 1982. С. 28−41.
  91. , М. Учебная мотивация как показатель качества образования Текст. / М. Лукьянова // Народное образование. 2001. — № 8. — с. 77.
  92. , Е.М. Дифференцированное обучение в условиях личностно-ориентированного образования (на материале дисциплин психолого-педагогического цикла): дис.. докт. пед. наук Текст. / Е. М. Лысенко. -Саратов, 1998.-271 с.
  93. , А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника Текст. / А. К. Маркова //Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — С. 21−28.
  94. Математика в экономике: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей Текст. / под ред. Н. Ш. Кремера. М.: Финстатинформ, 1999. 94 с.
  95. , Т.В. Выбор студента колледжа индивидуальной образовательной стратегии в системе непрерывного многоуровнего образования: дис.. канд. пед. наук Текст. / Т. В. Машкова. Кемерово, 2006. — 209 с.
  96. , В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя: На принципе естественнонаучных и технических дисциплин: дис.докт. пед. наук Текст. / В. Е. Медведев. М., 2000. — 380с.
  97. М.А. Опыт дифференцированного обучения в советской средней школе Текст. / М. А. Мельников // Советская педагогика. 1962. -№ 9.-С. 98−109.
  98. Р.А. Интеграция фундаментального и прикладного компонентов в обучении дифференциальным уравнениям будущих учителей физики: дис.. канд. пед. наук Текст. / Р. А. Мельников. Елец, 2007. — 193с.
  99. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  100. , Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики Текст./Н.В.Метельский. -Минск: Вышэйшая школа, 1977—160с.
  101. , Н.В. Реализм — основа перестройки школьного математического образования Текст. / Н. В. Метельский // Математика вшколе, — 1989,-№ 3. С. 23−30.
  102. Ш. Монахов, В. М. Дифференциация обучения в средней школе Текст. /
  103. B.М.Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов // Советская педагогика.- 1990. № 8.- С. 42−47.
  104. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий: сборник работ Текст. / В. Д. Небылицин. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  105. Обогащающая модель обучения в проекте МПИ Текст. / Э. Г. Гельфман [и др.] Томск: Изд-во ТГУ, 1998. — Выпуск 1.
  106. , И.М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе: дис.. докт. пед. наук Текст. / И. М. Осмоловская. М., 2002. — 314 с.
  107. , И.П. Избранные произведения Текст. / И. П. Павлов. М., 1956.- 552 с.
  108. , А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль Текст. / А. И. Палей // Вопросы психологии. 1982. -№ 1. — С. 118−126.
  109. , В.А. Структура внутреннего мира личности: дис.. канд. психол. наук Текст. / В. А. Панцурин. Свердловск, 1986.
  110. , С.Э. Когнитивный стиль «простота сложность» в структуре индивидуальности: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. /
  111. C.Э.Паралис. М: МГУ, 1988. — 18 с.
  112. , А.В. Взаимосвязь темперамента, мотивации и познавательной деятельности дошкольников Текст. / А. В. Пенская // Психология познания в процессе обучения: сб. ст. -М., 1981. С. 15−18
  113. , С.А. Исследование когнитивных стилей в зарубежной психологии Текст. / С. А. Печерская // Психологические исследования стилей индивидуальности: сб. науч. тр. Сочи, 1997. -С. 46−54.
  114. , Ж. Психология интеллекта Текст. / Ж.Пиаже. СПб и др.: Питер, 2004. — 192 с.
  115. , Н.Г. Проблема соотношения геометрии и физической реальности в процессе профессиональной подготовки в высшейпедагогической школе: дис. .докт. пед. наук Текст. / Н. Г. Подаева. М., 2002.-335 с.
  116. , A.JI. Психологические предпосылки проблемы самореализации личности Текст. / А. Л. Попов // Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников: сб. ст. Казань: КГПИ, 1980. — С. 49−64.
  117. , О.Ф. Методы диагностики образного и вербального развития Текст. / О. Ф. Потемкина // Методы психологической диагностики. — М.: 1993.-С. 4−16.
  118. Проблемы индивидуализации и дифференциации обучения в вечерней школе: сб. науч. тр. Текст. /под ред. Г. Д. Глейзера.-Л.: НИИООВ, 1991−91с.
  119. , Н. Дифференцированное обучение как его осуществить? Текст. / Н. Рогановский // Народное образование — 1991. — № 3. — С. 41−43.
  120. , Е.Г. Дифференцированное обучение как условие подготовки конкурентноспособного специалиста в системе спо: дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. Г. Ростовская. Ставрополь, 2005. — 229 с.
  121. , С.П. Основы общей психологии Текст. / С. П. Рубинштейн. СПб. И др: Питер Ком, 1998. — 712 с.
  122. , Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента: справочное руководство Текст. / Л. З. Румшинский. М.: Наука, 1971. — 192с.
  123. , О.А. Теоретические основы взаимосвязи школьного курса математики и педвузовского курса математического анализа: дис.. канд. пед. наук Текст. / О. А. Саввина. М., 1996. — 175 с.
  124. , Н.А. Дифференцированное обучение математике студентов высших военных технических учебных заведений на примере изучения курса «Аналитическая геометрия»: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. А. Семина. -Коломна, 2003.-258 с.
  125. , В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-271 с.
  126. , А.С. Комплексное дифференцированное обучениематематическим дисциплинам в высшем политехническом учебном заведении: дис.. канд. пед. наук Текст. / А. С. Сивиркина. Рязань, 2004.
  127. , К.В. Использование процессуальных показателей для диагностики индивидуального стиля мышления Текст. / К. В. Сизов // Новые исследования в психологии. М., 1988. — № 1. — С. 38.
  128. , И.Г. Реализация когнитивного стиля в познавательных стратегиях как проявление его содержательной основы Текст. / И. Г. Скотникова // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара. Таллинн, 1986. — С.51−55.
  129. , И.Г. Успешность познавательной деятельности и когнитивный стиль Текст. / И. Г. Скотникова // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1981.
  130. , И.М. Научно-методические основыпроектирования геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: дис.. докт. пед. наук Текст. / И. М. Смирнова. М., 1994. — 364 с.
  131. , Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии Текст. / Е. Т. Соколова. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 128 с.
  132. , А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии Текст. / А. В. Соловьев // Зарубежные исследования по психологии познания: сб. аналитич. Обзоров. М., 1977 — С. 235−255.
  133. , P.JI. Когнитивная психология Текст. / Р. Л. Солсо.-М.: Тривола, 1996. -598с.
  134. А.А. Роль математики в гуманизации образования Текст. / А. А. Столяр // Математика в школе. 1990. — № 6. — С.5−7.
  135. , Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды Текст. / Б. М. Теплов. М.: Моск. Психол.-соц. ин-т (МПСИ), 2003. — 638 с.
  136. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  137. , Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельностиучащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: дис.. докг. пед. наук Текст. /Р.А.Утеева. -М., 1998. -315 с.
  138. Учебник по основам экономической теории Текст. / В. Д. Камаев [и др.]- М.: ВЛАДОС: Изд-во МГТУ, 1994. 379 с.
  139. Формирование интереса к учению у школьников Текст. / Г. С. Абрамова [ и др.]. -М.: Педагогика, 1986. 191 с.
  140. , Ф. Новый метод исследования личности Текст. / Ф. Франселла, Д.Баннистер. М.: Прогресс, 1987. — 232 с.
  141. , Л.М. Количественный и качественный анализ учебной деятельности Текст. / Л. М. Фридман //Формирование учебной деятельности школьников. -М.: Педагогика, 1982. С. 47−54.
  142. , Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: учителю математики о пед. психологии Текст. / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  143. , М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение Текст. / М. А. Холодная // Психологический журнал. 2000. — № 4. — С. 46−56.
  144. , М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта: учебное пособие Текст. / М. А. Холодная. -Киев: УМК ВО, 1990. 75 с.
  145. , М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности Текст. / М. А. Холодная // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 3. -С. 84−93.
  146. , М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума Текст. / М. А. Холодная. СПб: Питер, 2004. — 384 с.
  147. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования
  148. Текст. / М. А. Холодная. М. Томск: Изд-во «Барс, 1997. — 391 с.
  149. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и дополн. Текст. / М. А. Холодная СПб и др.: Питер, 2002. -272 с.
  150. , М.А. Когнитивные стили: парадигма «других» интеллектуальных способностей Текст. / М. А. Холодная // Стиль человека: психологический анализ- М.: Смысл, 1998 -С.52−63.
  151. , М.А. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта Текст. / М. А. Холодная, А. С. Кочарян // Психологические проблемы индивидуальности. -JI.-M. 1985. Вып. Ш. -С. 157−162.
  152. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  153. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие для вузов: 2-е изд-е, переработ, и доп. Текст. / В. Д. Шадриков. -М: Изд-во корпорация «Логос», 1996. 318 с.
  154. , Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе Текст. / Н. М. Шахмаев // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. — С. 269−286.
  155. , Е.П. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Текст. / Е. П. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 286 с.
  156. , И.П. Исследование особенностей общения с когнитивным стилем личности: дис.. канд. пед. наук Текст. / И. П. Шкуратова. Л: ЛГУ, 1983.
  157. , И.П. Когнитивный стиль и общение Текст. / И. П. Шкуратова. Ростов — на — Дону: изд-во Ростов, пед. ун-та, 1994. — 154 с.
  158. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  159. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современнойшколе Текст. /И.С.Якиманская. — М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. — 95 с.
  160. , И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  161. , И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцирвоанного обучения Текст. / И. С. Якиманская, С. Г. Абрамова, Е. Б. Шиянова, Н. И. Юдашина // Советская педагогика. 1991. — № 4. — С.44−52.
  162. , Е.В. Интеграция учебно-методического обеспечения как основа непрерывности в системе НПО-СПО: автореф. дис.. канд. пед наук Текст. / Е. В. Янченкова. М., 2007. — 24 с.
  163. Gardner, R.W. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior Text. / R.W.Gardner, P. S.Holzman, G.S.Klein, H.B.Linton, D.P.Spence // Psychological Issues. Monograph 4.-N.Y., 1959. V.l.
  164. Gardner, R.W. Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities Text. / R.W.Gardner, D.N. Jackson, S.J.Messick // Psychological Issues. Monograph 8, — I960, — V. 2. № 4.
  165. Gardner, R.W. Differentiation and abstraction in concept formation Text. / R.W.Gardner, R.A.Schoen // Thought and Personality. Baltimor, 1970. -P.55−92.
  166. Harvey, O.J. Conceptual system and personality organization Text. / O.J. Harvey, D.E. Hunt, H.M. Schroder. -N.Y.: John Wiley, Inc., 1961.
  167. Harvey, O.J. Conceptual system and attitude change Text. / O.J. Harvey // Thought and personality. Baltimor, 1970. — P. 315−333.
  168. Holzman, P. S. Leveling-sharpening and memory organization Text. / P. S. Holzman, R.W.Gardner // J. of Abnorm. and Soc. Psychology. 1960. — V. 61(2). — P. 176−180.
  169. Jensen, A.R. The Stoop color-word test: A review Text. / A.R.Jensen, W.D.Rohwer // Acta Psychologica. -1966 V.25. — P. 36−93.
  170. Kagan, J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo Text. / J. Kagan // J. of Abnorm. Psychology. 1966. — P. 101−108.
  171. Klein, G.A. Tolerance for unrealistic experiences: A study of the generality ofcognitive behavior Text. / G.A.Klein, R.W.Gardner, H. Schlesinger // Brit. J. of Psychology. 1962. — V. 52(1). — P. 41−55.
  172. Messer, B. Reflection-Impulsivity: A review Text. / B. Messer // Psychol. Bulletin. 1976. — V. 83(6). — P. 251−268.
  173. Ross, J. Thee cognitive dimensions Text. / J. Ross // Psychol. Reports. -1965. V. 17(1). — P. 291−300.
  174. Royce, J.R. Cognition and knowledge: Psychological epistemology Text. / J.R. Royce // Handbook of perception. N.Y., London: Acad. Press, 1974. — V. 1. — P. 149−176.
  175. Nosal, Ch. S. Psychologiczne modele umystu Text. / Ch. S. Nosal. -Warszawa: Panstwowe Wydaw-nictwo Naukowe, 1990. 445 p.
  176. Sternberg, RJ. Thinking styles Text. / R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997.
  177. Witkin, H.A. Individual differences in ease of perception of embedded figures Text. / H.A. Witkin // J. of Personality. 1950. — V. 19. — P. 1−15.
  178. Witkin, H.A. A manual for the Embedded Figures tests Text. / H.A.Witkin, Ph.K.Oltman, E. Raskin, S. Karp. Consulting Pchyhol. Press, Inc., 1971. — 32 p.
  179. Witkin, H.A. Field dependence and interpersonal behavior Text. / H.A.Witkin, D.R.Goodenough // Psychol. Bulletin. 1977. — V.84. — P. 661−689.
  180. Witkin, H.A. Field dependent and field — independent cognitive styles and their educational implicational Text. / H.A. Witkin, C.A.Moore, D.R.Goodenough, P.W. Cox // Review of Educat. Research. — 1977. — V.47. -P. 1−64.
  181. Witkin, H.A. Psychological differentiation: current status Text. / H.A.Witkin, D.R.Goodenough, P. Oltman // J. of Personality and Soc. Psychology. 1979. -V. 37(7)-P. 1127−1145.
  182. Правило нахождения производной обратной функции
  183. В результате изучения данного вопроса студенты должны знать правило нахождения производной обратной функции, формулы производных обратных тригонометрических функций, уметь применять правило и формулы при решении математических и практических задач.
  184. Найти обратную функцию к заданным: а) у=ех+1, б) у=1п (х-1), в) ctgx-5 на промежутке (О- л-).
  185. Каждой группе студентов с адаптивным стилем в качестве помощи для решения задачи предлагается следующая схема:
  186. Определите, какой математический объект является математической моделью предложенной экономической ситуации-
  187. Из возможных способов нахождения этого объекта выберите наиболее эффективный-
  188. Найдите производную заданной функции.
  189. Студентам с эвристическим стилем предлагается решить одну из задач (в зависимости от стиля кодирования информации) самостоятельно без опоры на указание.-1
Заполнить форму текущей работой