Влияние дымковской игрушки как средство развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста
Элементы, имеющие общую черту, обеспечивающую непрерывность последовательности, могут, однако, отличаться друг от друга по форме, цвету, деталям или текстуре. Эти различия, и отчетливые, и едва заметные, создают визуальный интерес и могут предварять новые уровни сложности. Меняющийся ритм можно наложить на более регулярный. Чтобы придать направленность последовательности элементов, вариации могут… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Развитие чувства ритма при ознакомлении с дымсковой игрушкой у детей среднего дошкольнего возраста
- 1. 1. Дымковская игрушка предмет декоративно-прикладного искусства
- 1. 2. Знакомство детей среднего дошкольного возраста с дымковской игрушкой
- 1. 3. Влияние ритмичности узоров дымсковской игрушки на процесс чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста
- 1. 4. Особенности развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста
- Глава 2. Дымковская игрушка, как средство развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста
- 2. 1. Разработка серии занятий по дымковской игрушке у детей среднего дошкольного возраста
- 2. 2. Диагностика в выявлении чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Творчество, его формирование и развитие одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве залог будущих успехов. Известный педагог В. Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно творческие способности. А наличие художественно творчески способностей у детей 4−5 лет является залогом успешного обучения в школе.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Основная цель работы — проанализировать влияние дымковской игрушки на развитие чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования — влияние дымковской игрушки на развитие чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исседования — работа с детьми среднего дошкольного возраста по развитию чувства ритма с помощью занятий по работе над созданием дымковской игрушки.
Основные задачи:
1. Анализ литературных источников по теме развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста.
2. Разработка занятий по дымковской игрушке.
3. Анализ работы с детьми при создании узоров для дымковской игрушки.
Глава 1. Развитие чувства ритма при ознакомлении с дымсковой игрушкой у детей среднего дошкольнего возраста
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, „вещь“, сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
— в предварительном создании эскизов на бумаге;
— в продумывании элементов узора;
— в расположении их на объемах;
— в создании предметов декоративного характера;
— умения найти способ изображения и оформления предмета;
— в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствитеьными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей Ханты и Манси.
Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение дл нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
1.1. Дымковская игрушка предмет декоративно-прикладного искусства
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей используя палочки и перья. Традиционно используют тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото). В свистульках прокалывают отверстия палочкой. Каждая фигурка — это ручная работа, существующая в единственном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства.
Каждая дымковская игрушка это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Список литературы
- Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 530.
- Галанов А.С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. М.: Гном и Дом, 2004.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985.
- Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1994.
- Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
- Пантиков В.А. Учимся рисовать учимся творить. Красноярск, 1993.
- Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Издательский центр Академия, 1996.
- Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3−7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Давидович Л.Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии для занятий с детьми 3−4 лет. М., 2004.
- Колесникова Е. В Развитие фонематического слуха у детей 4−5 лет. М., 1999.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника.