Компьютерный лабораторный практикум по физике как средство применения компьютерных технологий в учебном процессе
Диссертация
При разработке и применении программно-педагогических средств следует учитывать психологические и физиологические особенности индивида при работе с компьютером. Следовательно, наряду с существующими дидактическими принципами, необходимо учитывать новый — психолого-эргономический, обеспечивающий повышение эффективности применения программно-педагогических средств в учебном процессе, посредством… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
- 1. 1. Фундаментальное образование в информационном обществе
- 1. 2. Становление и развитие компьютеризированного обучения
- 1. 3. Компьютерные технологии в физическом эксперименте
- ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
- 2. 1. Принципы создания и реализации программно-педагогических средств в учебном процессе
- 2. 2. Психофизиологические условия оптимизации учебного процесса при работе с компьютером
- 2. 3. Компьютерные технологии в работе преподавателей высшей школы
- ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В ВУЗЕ
- 3. 1. Компьютерные технологии в создании информационно-обучающей среды
- 3. 2. Соотношение реального и виртуального эксперимента на лабораторных занятиях по физике
- 3. 3. Тестирование как составляющая часть компьютерного лабораторного практикума
Список литературы
- Аванесов B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. Дисс. д-ра. пед. наук. — М., 1994.
- Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСиС, 1989.
- Авдеева С.М. Дистанционное повышение квалификации работников образования использованию интернет-технологий в педагогическом процессе. Сборник трудов XII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». М., 2002.
- Агиштейн М.Э., Мигдал А. А. Как увидеть невидимое? // Эксперимент на дисплее. Первые шаги вычислительной физики. М.: Наука, 1989.
- Алексахин С.В., Николаев А. Б., Строганов В. Ю. Модели адаптивного тестового контроля в системе дистанционного образования. Сб. трудов XI Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». М., МИФИ, 2001.
- Алексеева Т.Е., Соловьева Е. А., Чернышов Л. А. Исследование особенностей цветового восприятия человека при работе с цветными дисплеями // Микропроцессорные средства обработки и отображения информации в системахуправления и связи. М., 1988.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. Бодалева А. А. и др.-М., 1980.
- Ю.Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы, Высшее образование в России. 1996. № 3.
- П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М., Высшая школа, 1980.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.
- Ахметов К.С. Windows не для всех. М.: ТОО «Компьютер пресс», 1997.
- Афанасьев А.И. и др. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой. М., 1998.
- Аюбов Л.Ю. Основы естествознания фундамент высшего образования. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». — М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
- Балл Г. А. Теория решения учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М., 1990:
- Балл Г. А., Довгялло A.M., Машбиц Е. И. Теоретический анализ обучающих программ: Сообщение 1 // Новые исследования в педагогических науках. -М., 1965. Вып. 4.
- БеспалькоВ.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
- Боков П.Ю., Иванцов А. А., Митин И. В., Нифанов А. С., Салецкий A.M., Червяков. Автоматизация физического эксперимента. Сб. тезисов VII учебнометодической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Покровский. -3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Бордовский Г. А., Горбунова И. Б., Кондратьев А. С. Персональный компьютер на занятиях по физике. СПб., 1999.
- Бордовский Г. А. Горбунова И.Б., Кондратьев А. С. Современные технологии в обучении физике. Сб. науч. трудов. Подготовка специалиста в области образования. — СПб., 1997 г. Вып. 5.
- Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история // Информатика и образование. 1990 г. № 5.
- Борцов Ю.Н., Руденко С. Н. Компьютеризация лабораторного практикума по курсу «Общая физика». Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». -М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Бюстран В., Ландхейр Б. Изучение физики с помощью исследований на компьютере // Конф. ЮНЕСКО. СПб, 1999.
- Вазина К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: Автореф. дис. доктора пед. наук. Екатеринбург, 1998.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. М.: Просвещение, 1998.
- Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М., 1990.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
- Вешнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.
- Водопьян Г. М. Технология физического эксперимента в естественнонаучной компьютерной лаборатории. Комплект Philip Harris. Методическое пособие для учителя. М.: Институт новых технологий образования, 1996.
- Волкова И.В. Компьютерное обучение на основе гуманистического подхода. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1997.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: МПУ, 1995.
- Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе. Дисс. д-ра. филос. наук. М., 1995.
- Вострокнутов И.Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологий учебного назначения. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1995.
- Габай Т.В. Автоматизированная обучающая система с точки зрения психолога // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1998.
- Галиков П.Е., Чернозубов И. Е. Спектральные очки сохранение здоровья оператора ПК, повышение его работоспособности. Сб. международного конгресса по проблемам окружающей среды и урбанизации. «Человек в большом городе XXI века». — М., 1998.
- Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. М., МГУ, 1965.
- Гарай В.Б. Современные подходы к обучению в системе повышения квалификации учителей в США. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993.
- Гачко Г. А., Попко Н. М. Микропроцессорная измерительная приставка для лаборатории физического практикума. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Гельтищева Е.А., Селехова Г. Н. Гигиеническая оценка работы студентовтехнического вуза на дисплейный вычислительных комплексах // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1992. № 6.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
- Говорухин В.Н., Цибулин В. Г. Введение в Maple. Математический пакет для всех. М.: Мир, 1997.
- Горбунова И.Б. Повышение операционности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1999.
- Горбунова И.Б., Комарова Ю. А. Проблемы учебно-методического обеспечения многоуровневой подготовки: Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998 г. Вып. VI.
- Горбунова И.Б., Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977.
- Григорьев Е.В. Комплексный эксперимент при изучении электродинамики. // Современные проблемы физического образования. СПб.: Образование, 1997.
- Григорьев С.Г., Гришкун В. В. Информатизации образования необходимо учить. Сб. трудов XII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». М., МИФИ, 2002.
- Григорьев Ю.Г. Проблемы электромагнитной безопасности населения. Сб. Проблемы безопасности населения. М., 1996.
- Гришкун В.В. Информатизация образования в современном обществе // Всб. трудов международной научно-практической конференции «Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития». -Актюбинск, 2002.
- Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.
- Гультяев A. MATLAB 5.2. Имитационное моделирование в среде Windows -. СПб.: КОРОНАпринт, 1999.
- Дистанционное обучение / Под ред. Е. С. Полат. М., Владос, 1998.
- Дмитриева В.Ф., Икренникова Ю. Б. Компьютерный лабораторный практикум составляющая часть учебного процесса по физике. Сборник трудов участников XI конференции-выставки «Информационые технологии в образовании», Часть III. — М.: МИФИ, 2001.
- Дмитриева В.Ф., Икренникова Ю. Б. Компьютерные технологии в лабораторном практикуме по физике. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества. СПб, 2002.
- Доманова С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании. Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995.
- Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993, № 1.
- Дьяконов В.П. Справочник по применению системы PC MatLab. М.: Физ-матгиз, 1993.
- Дьяконов В.П., Абраменко И.В. MathCad 7. в математике, физике и Internet. -М.: Нолидж, 1999.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1981.
- Елисеев В.А., Тураева T.J1. Исследование процессов релаксации в физическом практикуме. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум. М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Ефимова О.В., Моисеева М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. М.: ABF, 1997.
- Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1989.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.73.3агвязинский В. И. Дидактика высшей школы: текст лекций. Челябинск, 1990.74.3анков JI.B. Дидактика и жизнь. Избранные труды. М., 1990.
- Зайцева JI.A. Человек в системе ценностей информационного общества. Дисс. канд. философ, наук. М., 1999.
- Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. Методология, теория, практика, организация и проведение. М., 1999.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999.
- Иванова JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М., 1983.
- Извозчиков В.А., Мартыненко В. П. Применение ЭВМ в эксперименте при обучении физике // Использование физического эксперимента ЭВМ в учебном процессе. Свердловск, 1987.
- Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии / Под ред. В. И. Загвязинского и др. Тюмень, 1997.
- Инюточкина Е.В., Лузгина В. Б., Шамец С. П. О подготовке инструкторов для системы дистанционного обучения. Сб. трудов XI международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». М., МИФИ, 2001.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Капитанская А.К. Организация инновационных процессов в повышении квалификации педагогов (на примере внедрения компьютерных технологий). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993 г.
- Каплан Л.Н. От компьютерного класса к комплексному офисному тренажеру // Информационные технологии в образовании: Тез. докл. XI конф. Часть II. М., 2001.
- Капустина Г. В. Компьютерная система Mathematica 3.0 для пользователей. -М.: СОЛОН-Р, 1999.
- Кирмайер М. Мультимедиа. СПб.: BHV-СПб., 1994.
- Кларин М. В Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989.
- Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Кника-2. М.: МНПИ, 2000.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. -М., «Проблемы информатизации высшей школы», 1998. № 3−4 (13−14).
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
- Крылов И.А., Подтяжкин Е. Я., Шмелева Г. А. Концепция физического практикума для личностно-ориентированного обучения. Сб. тезисов докладов
- VII учебн-о-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Кулакова М.Я. Создание компьютерной обучающей среды для учебной исследовательской работы на занятиях по физике. Дисс. канд. пед. наук. М., 1996.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
- Ланина И.Я. 100 игр по физике. М.: Просвещение, 1995.
- Ланцбург М.Е. Влияние продолжительности работы с экраном дисплея на функциональное состояние зрительной системы и меры профилактики ее перенапряжения. М., НИИ медицины труда РАМН, 1991.
- Лаптев В.В. Инструментальные программные средства школьного курса физики // Теория и методика обучения физике. СПб.: Образование, 1996.
- Лаптев В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе. Дисс. докт. пед. наук. Л., 1989.
- Лаптев В.В. Технологический подход к повышению эффективности урока физики // Современные проблемы физического образования. СПб.: Образование, 1997.
- Лебедь. О.И. Анализ современных математических пакетов, используемых при решении физических задач // Современные проблемы обучения физике в школе и вузе. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознательность. Личность. М.: Мысль, 1975.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
- Литвак И.И., Кузьмин В. И., Качиев П. И. Элементы эргономической безопасности работы с компьютерами. Учебное пособие. М. МГИЭМ, 1997.
- Литвак И.И., Чернозубов И. Е. Внимание компьютер. Банковское дело. 1996 № 7.
- Марев И. Методологические основы дидактики. М., 1987.
- Маслов А.Н. Для современной школы есть выбор // Информатика и образование. 1995, № 1.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.
- Медведев О.Б. Глобальные компьютерные телекоммуникации в работе учителей физики и естествознания. Дисс. канд. пед. наук. М., 1998.
- Мельников JI.H. Цвет как фактор регуляции психофизиологических функций человека// Проблемы сенсорной изоляции. М., 1970.
- Меняев А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе. Учебное пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе». М.: Изд-во МЭИ, 1993.
- Московченко А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Дисс. д-ра философ, наук. Томск, 1994.
- Николь Н., Альбрехт Р. Электронные таблицы Excel 5.0 для квалифицированных пользователей. М.: ЭКОМ, 1996.
- Новичкова Н.И. Научное обоснование принципов гигиенической рационализации профессиональной подготовки подростков при интенсивных формах обучения. Автореферат. М., 1996.
- Нокс Дж. Что могут дать компьютеры педагогике: Взгляд из американской школы. Информатика и образование, 1990, № 1.
- Окомков О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития. Высшее образование в России. -М., № 2, 1994.
- Оленин С. Новые технологии и современных учитель. Мир INTERNET, 1997, № 9.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
- Основы педагогического мастерства. Киев, 1987.
- Пайперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.
- Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
- Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информационный аспект) / Под ред. В.А. Извозчико-ва. СПб.: Образвоание, 1997.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование. 1996, № 3.
- Повов Ю.П., Самарский А. А. Вычислительный эксперимент. // Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. М.: Наука, 1988.
- Психологические и психофизические особенности студентов. М., 1977.
- Решение парламентский слушаний «О загрязнении окружающей природной среды электромагнитными и другими излучениями» Думский вестник10(15), 1998.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -МГУ, 1985.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
- Розенблюм Ю.З., Фейгин А. А., Корнюшина Т. А. Компьютерный зрительный синдром. /Сб. Международного конгресса по проблемам окружающей среды и урбанизации «Человек в большом городе XXI века», с. 83−85.
- Романов Г. М. и др. Человек и дисплей. JL, 1986.
- Рудаков M.JI. Электростатические поля видеомониторов. Сб. 5 Российской научно-технической конференции «Электромагнитная совместимость технических средств и биологических объектов. СПб, 1998.
- Самойленко П.И. Повышение эффективности обучения физике. Учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1993.
- Санитарные нормы и правила выполнения работ в условиях воздействия электрических полей промышленной частоты (50 Гц) № 5802−91.
- Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты № 2971−84.
- СанПин 2.2.2.542−96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организациям работы.
- Свистунов Б.Л., Горин Ю. В. Лабораторных практикум по курсу «Концепции современного естествознания». Сб. тезисов докладов VII учебнометодической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Селиверстов А.В., Дунин М. С. Использование устройств видеозахвата в лекционном эксперименте по физике. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Сельдяев В.И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1999.
- Сергеева Т., Чернявская А. Дидактические требования к компьютерным обучающим программам // Информатика и образование. 1998 № 1.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М., 1986.
- Скилбек М. Потребности студентов в эру массового высшего образования, Высшее образование в Европе. 1994. — Т. 19. — № 3.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: АспектПресс, 1995.
- Соловьева Е.А. Особенности влияния цвета на психомоторные функции человека. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1993.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения.-М., 1984.
- Суппес В.Г. Применение компьютерной технологии при проведении лабораторного физического практикума. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Сынзыныс Б.И., Ильин А. В. Биологическая опасность и нормирование электромагнитных излучение персональных компьютеров. М.: «Русполи-граф», 1997.
- Талызина Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. -М.: Знание, 1997.
- Тетерин Е.П., Тарасов И. Е., Потехин Д. С. Лабораторный комплекс для изучения физических свойств жидкостей. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
- Уваров А.Ю. Информатизация образования и реформа школы (курс Естествознание^). М.: МИПКРО, 1997.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1939.
- Самойленко П.И. М., МГТА, 2001.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Изд-во ТОО «Мираж», 1997.
- Филатов O.K. Информатизация технологий обучения в высшей школе. -М., 2001.
- Филатов O.K., Чернилевский Д. В. Дистанционное обучение: подходы и перспективы. М., 1999.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990.
- Хоперская О.А., Богданов М. Е., Белькова JT.A. Воздействия персональных компьютеров на биологические объекты. Полиграф-инфо. Бюлл. № 14, 1998.
- Чепуренко Г. П. Дидактические основы использования новых информационных технологий в процессе повышения квалификации педагогических кадров. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1995.
- Чернилевский Д.В., Моисеев В. Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М, 2002.
- Чернозубов И.Е. Гигиенические проблемы оптимизации функционирования организма человека в зоне действия электромагнитных полей компьютеров. Дисс. д-ра. биолог, наук. М., 1999.
- Чернозубов И.Е. Компьютер друг или враг? Как защититься от излучения // Лесное эхо, № 2. — 1998.
- Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. М.: ABF, 1996.
- Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности, студентов колледжа. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001.
- Эберт К., Эдерер X. Компьютеры. Применение в химии М.: Мир, 1988.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986.
- Domenach Jean-Marie. Се qu’it faut enseigne. Paris. Seul, 1989.
- Okon. W. Elementy dydaktyki szkoly wyzsej. Warszawa: PWN, 1971.