Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компьютерный лабораторный практикум по физике как средство применения компьютерных технологий в учебном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке и применении программно-педагогических средств следует учитывать психологические и физиологические особенности индивида при работе с компьютером. Следовательно, наряду с существующими дидактическими принципами, необходимо учитывать новый — психолого-эргономический, обеспечивающий повышение эффективности применения программно-педагогических средств в учебном процессе, посредством… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Фундаментальное образование в информационном обществе
    • 1. 2. Становление и развитие компьютеризированного обучения
    • 1. 3. Компьютерные технологии в физическом эксперименте
  • ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Принципы создания и реализации программно-педагогических средств в учебном процессе
    • 2. 2. Психофизиологические условия оптимизации учебного процесса при работе с компьютером
    • 2. 3. Компьютерные технологии в работе преподавателей высшей школы
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В ВУЗЕ
    • 3. 1. Компьютерные технологии в создании информационно-обучающей среды
    • 3. 2. Соотношение реального и виртуального эксперимента на лабораторных занятиях по физике
    • 3. 3. Тестирование как составляющая часть компьютерного лабораторного практикума

Компьютерный лабораторный практикум по физике как средство применения компьютерных технологий в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество принято называть постиндустриальным или информационным. Фундаментальные основы такого общества определяются технологиями создания, обработки, хранения и передачи информации, которые относятся к компьютерным и телекоммуникационным технологиям.

При переходе от индустриального общества к информационному, меняется характер образования. Оно становится одной из системообразующих основ информационного общества, так как способствует самореализации человека. Характерной чертой образования на современном этапе является возрастание объема поступающей информации и возникновение необходимости увеличения скорости ее обработки.

Проблематика, связанная с анализом характерных черт и особенностей образовательной системы в информационном обществе, в последние годы, в той или иной степени, затрагивается практически во всех работах, посвященных развитию идей и концепций информационного общества, постиндустриальной цивилизации, в том числе в работах: Г. В. Абрамяна, Г. А. Бордовского, Т. П. Ворониной, И. Б. Горбуновой, В. Н. Ермолаева, JT.A. Зайцевой, В. М. Зеленина, В. А. Извозчикова, О. И. Кочуровой, М. Я. Кулаковой, М. Б. Лебедевой, Е. И. Машбиц, О. Б. Медведева, А. Д. Московченко, Э. Тоффлера и многих других.

Одним из современных требований к структуре знаний является: наличие высокого уровня компьютерной грамотностиумение применять различные программные продукты для достижения поставленной целизнание функциональных и дидактических возможностей вычислительной техники и обучающих программ.

Изменения, происходящие в образовании, относятся как к педагогике в целом, так и к конкретным методикам, и, прежде всего, к методике преподавания естественных дисциплин, в частности — физики. Быстрое развитие электронной техники делает важным согласование новых компьютерных технологий с методикой преподавания физики в целях достижения более глубокого, полного понимания сути рассматриваемых физических явлений и процессов.

Сегодня особое место занимают исследовательские компьютерные программы. Компьютер привлекается не только для вычислений, которые включаются в общую схему изложения предмета, но и выступает как непосредственный инструмент исследования. Различные варианты применения компьютеров и компьютерных программ в проведении физических экспериментов рассматриваются такими исследователями как: А. Б. Айнбиндер, Д. В. Ананьев, И. Б. Горбунова, П. В. Зуев, В. В. Клевицкий, И. С. Коребо, Н. Ю. Королева, М. Я. Кулакова, С. М. Куценко, А. В. Нуждин, В. И. Сельдяев и др.

Для эффективного использования различных средств информационных технологий в образовательном процессе необходимо знать их дидактические возможности и учитывать основные дидактические требования, предъявляемые к ним. Среди авторов, исследующих возможности компьютеров в повышении эффективности учебного процесса и дидактические требования к программным продуктам можно выделить: И. Е. Вострокнутова, Б. С. Гершунского, А. А. Кузнецова, Е. И. Машбиц, В. Оконь, И. В. Роберт, В. В. Рубцова, Т. А. Сергееву, O.K. Филатова и др.

Широкое применение информационных технологий и взгляд на компьютер как на новое средство обучения, свидетельствует о необходимости предъявления специфических требований к педагогам, заставляет пересмотреть их роль и место в обновленной системе образования. Эта идея озвучена в целом ряде работ таких авторов как: Е. С. Полат, А. Н. Маслов, О. Б. Медведев, Дж. Нокс, А. Ю. Уваров и др.

Компьютеризация изменяет в человеческой деятельности соотношение рутинных и творческих процессов. Возникает задача конкретного психологического анализа последствий компьютеризации и коррекции возможных негативных последствий. В работах многих исследователей: И. В. Волковой, Л. П. Гурьевой, О. В. Дорониной, Е. И. Машбиц, JT.A. Моисеенко, А. Е. Сережкиной, Е. А. Соловьевой, И. Е. Чернозубова и др. подтверждается, что компьютеры вносят существенное изменение в онтогенетическое и функциональное развитие психики.

Однако, не смотря на проводимые исследования вопросов психологии компьютеризации, сегодня недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с воздействием компьютеров на психофизиологическое состояние пользователей. В основном, такие исследования проводятся медиками, биологами и психологами, но они крайне мало учитываются педагогами, внедряющими компьютерные средства обучения (КСО) в учебный процесс. За рамками исследований педагогов, применяющих КСО, остались специфика и структура состояний пользователей, организация безопасного с медицинской и гигиенической точек зрения процесса работы с компьютером.

В связи с этим, актуальными представляются следующие аспекты исследования:

— анализ информатизации и компьютеризации процесса обучения;

— исследование возможностей компьютерных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин, в частности их применение при постановке эксперимента или проведении лабораторных работ по физике, особенно для студентов заочной формы обучения;

— анализсуществующих основных дидактических требований, предъявляемых к программно-педагогическим средствам;

— описание основных условий эффективного и грамотного (с дидактической и психофизиологической точек зрения) применения компьютеров в обучении.

Анализ литературы по теме диссертации позволил выявить противоречия, возникшие между широкой практикой внедрения компьютерных технологий в учебный процесс и недостаточно разработанным направлением использования компьютерных технологий при обучении физике студентов заочной формы обучения, а также недостаточным теоретическим обоснованием психолого-эргономического принципа разработки и применения программно-педагогических средств, что и определило проблему исследования.

Объект исследования — применение компьютерных технологий в учебном процессе.

Предмет исследования — компьютерный лабораторный практикум по физике как средство применения компьютерных технологий в учебном процессе.

Цель исследования заключается в:

— теоретическом обосновании и разработке компьютерного лабораторного практикума по естественнонаучным дисциплинам, в частности, по физике как программно-педагогического средства применения компьютерных технологий в учебном процессе.

— адаптации компьютерного лабораторного практикума по физике к особенностям заочной формы обучения.

Гипотеза исследования: эффективность применения компьютерного лабораторного практикума по физике как средства применения компьютерных технологий в системе заочного образования будет обусловлена:

— применением компьютерных технологий в системе заочного образования, основанном на особой специфике выбора методов и технологий обучения, адекватных поставленным целям, содержанию обучения, возрастным особенностям студентов, форме обучения, обеспечивающих формирование глубоких знаний у студентов при экономии времени;

— выполнением требований высокого уровня организации контроля при заочной форме обучения, осуществляемом включением в лабораторный практикум тестов, реализующих контролирующие и управляющие воздействия в процессе обучения;

— использованием психолого-эргономического принципа при создании и применении программно-педагогических средств обучения, а также при его учете для реализации компьютерного лабораторного практикума по физике, обеспечивающего условия совершенствования методики преподавания.

Исходя из цели и гипотезы сформулированы задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ исследований по проблемам компьютеризации учебного процесса. Теоретически обосновать и создать компьютерный лабораторный практикум по физике.

2. Обосновать необходимость внедрения нового психолого-эргономического принципа (на примере компьютерного лабораторного практикума).

3. Провести экспериментальное исследование применения компьютерного лабораторного практикума по физике для студентов заочной формы обучения.

4. Определить возможности контролирующих тестовых заданий компьютерного лабораторного практикума в повышении качества знаний по физике у студентов заочной формы обучения.

Методологическую основу исследования составили:

— основные положения технологии обучения в высшей школе С. И. Архангельского, П. И. Пидкасистого, O.K. Филатова и др.;

— общая методология обучения взрослых Т. Г. Браже, С. Г. Вершиловского, А. В. Даринского, Ю. Н. Кулюткина, В. Ю. Кричевского, JI.H. Лесохиной, Н. Н. Лобанова, А. Е. Марона, Е. И. Огарева, В. Г. Онушкина, Е. А. Соколовской, Г. С. Сухобской, Е. П. Тонконогой, О. Ф. Федоровой и др.;

— личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. А. Зимней, А. Н. Леонтьева, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна;

— задачно-исследовательский подход И. А. Зимней, Е. А. Шашенковой и др.;

— работы в области теории и методики информатизации образования Е. П. Велихова, А. Г. Гейна, Б. С. Гершунского, И. Б. Горбуновой, А. П. Ершова,.

В.А., Извозчикова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. В. Рубцова, Е. К. Хеннера и др.;

— исследования по методике преподавания физике в высших учебных заведениях наоснове применения компьютерных обучающих программ М. Э. Агиштейна, А. Б. Айнбиндера, Д. В. Ананьева, Г. А. Бордовского, Г. М. Водопья-на, И. Б. Горбуновой, В. А. Извозчикова, П. В. Зуева, В. В. Клевицкого, И.С. Ко-ребо, Н. Ю. Королевой, М. Я. Кулаковой, С. М. Куценко, А. А. Мигдал, А.В. Ну-ждина, В. И. Сельдяева;

— теоретические исследования по дидактике Ю. К. Бабанского, В.В. Краев-ского, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.;

— исследования по педагогической психологии В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, а также исследования по биофизическим и гигиеническим проблемам информатизации общества и компьютеризации процесса обучения Е. А. Аликперовой, В.М. Бонда-ровской, И. Е. Вострокнутова, Дж. Мартин, Е. А. Сережкиной, Е. А. Соловьевой, М. И. Степановой, А. И. Тоом, И. Е. Чернозубова.

Методы исследования:

— изучение и анализ педагогической, методической, психологической и специальной литературы по исследуемому вопросу, анализ публикаций, касающихся информационных и компьютерных технологий в образовании;

— наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование;

— проведение эксперимента;

— статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.

Решение задач исследования осуществляется поэтапно с 1999 года.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработана и экспериментально проверена технология проведения лабораторных занятий по физике со студентами заочной формы обучения с комплексным применением реальных лабораторных установок и их виртуальных моделей.

— определены основные направления применения компьютерных технологий в эксперименте по естественнонаучным дисциплинам, в частности, по физике (для обработки данных экспериментадля непосредственного проведения эксперимента), определяющие вариативность построения и выполнения комплекса заданий компьютерного лабораторного практикума;

— впервые предложена методика психолого-эргономического принципа в создании компьютерного лабораторного практикума по естественнонаучным дисциплинам;

Практическую значимость отражают следующие положения:

— разработаны информационные технологии компьютерного лабораторного практикума по естественнонаучным дисциплинам для заочной формы обучения, которые позволили повысить эффективность усвоения изучаемого материала и применения его студентами в условиях экспериментальной и практической деятельности;

— созданная система тестовых заданий позволяет оценить эффективность применения разработанного компьютерного лабораторного практикума по естественнонаучным дисциплинам и методике его проведения.

— результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения физике студентов заочной формы обучения, а также при создании компьютерных версий учебно-практических пособий по предметам естественнонаучного цикла.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается комплексной методикой исследования, соответствием использованных методов задачам исследования, использованием статистических методов обработки результатов исследования, апробацией полученных результатов в учебном процессе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существующие дидактические требования, предъявляемые к программно-педагогическим средствам необходимо дополнить новым — психологоэргономическим требованием, который повысит качество создаваемых компьютерных обучающих программ и эффективность их использования, особенно для студентов заочной формы обучения.

2. Современные компьютерные средства обучения позволяют осуществлять более гибкую систему обучения при увеличении самостоятельной познавательной деятельности студентов, посредством реализации компьютерного лабораторного практикума.

3. Широкие возможности компьютерного лабораторного практикума обеспечивают организацию эффективных форм контроля и самоконтроля при активном использовании тестовых заданий, обеспечивающих систематичность и вариативность контроля.

Апробация и внедрение. Основные результаты исследования докладывались и получили одобрение на: VII-ой Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии обучения в высшей профессиональной школе». Москва, МГТА, март 2001 г.- Конференции молодых ученых. Москва, МГТА, 2001 г.- XI и XII конференциях-выставках «Информационные технологии в образовании», Москва, МИФИ, ноябрь 2001, 2003 гг.- VIII Международной научно-практической конференции «Проблемы повышения качества подготовки специалистов». Москва, МГТА, март 2002 г.- VII учебно-методической конференции стран Содружества г. Санкт-Петербург, май 2002 г.- Всероссийской научно-методической конференции «Вузовский учебник XXI века».- Краснодар, сентябрь 2002 г.- Всероссийской научно-практической конференции «Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования», Ульяновск, УГПУ, январь 2003 г.- IX Международной научно-методической конференции «Проблемы управления качеством подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования». Москва, МГТА, март 2003 г.- VI Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в электротехническом образовании», Астрахань, 2003 г.

Решение задач исследования осуществлялось поэтапно с 1999 года.

На первом этапе (1999;2000 гг.) было выявлено состояние рассматриваемой проблемы, проводились наблюдения за учебным процессом, анализировалась работа преподавателей, изучались работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, формировался понятийный аппарат, формулировались цель, задачи, гипотеза исследования.

На втором этапе (2000;2002 гг.) был сделан выбор методов исследования. Проводился педагогический эксперимент, осуществлялось накопление эмпирических знаний, разрабатывались и апробировались формы и методы применения создаваемого компьютерного лабораторного практикума, исследовалось влияние на психологическое и физиологическое состояние студентов в процессе работы с компьютерным лабораторным практикумом.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) проводились дополнительные педагогические эксперименты, оценивалась эффективность различных вариантов применения компьютерного лабораторного практикума, сопоставлялись различные варианты организации контроля знаний студентов, велась разработка контролирующих тестовых заданий по физике для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям. Обобщались полученные результаты, формулировались основные выводы, осуществлялось внедрение полученных результатов в учебных процесс.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение. Библиография содержит 180 источников.

Выводы по третье главе:

1. Структура объединения отдельных компонент компьютерного класса в единую вычислительную систему может в основном соответствовать структуре информационной среды современной исследовательской научной лаборатории, а также, (если рассматривать компьютерный класс, применительно для других областей), типичного малого или среднего предприятия, организации. Следовательно, в качестве одной из функций компьютерной обучающей среды (КОС) можно рассматривать подготовку обучаемых к жизни и работе в современном информационном обществе.

2. Компьютер является только инструментальным средством обучения. Основным остается методика обучения предмету, умение применять различные варианты использование компьютера и компьютерных обучающих программ.

3. При проведении лабораторных работ, наиболее эффективный результат обучения достигается при одновременном параллельном применении возможностей компьютерного лабораторного практикума и реальных лабораторных установок и измерительных приборов.

4. Применять компьютерный лабораторный практикум целесообразнее всего в случаях:

— когда при изучении сути рассматриваемого явления и при непосредственном выполнении работы необходимо объяснить и зафиксировать процессы и явления, происходящие не на уровне макромира;

— когда необходима проверка и уточнение работы реальных объектов, требуется дополнение натурного эксперимента;

— когда требуется максимальное ускорение переноса результатов модельного эксперимента на реальные системы, и когда необходимо зафиксировать данные измерений без погрешностей.

5. Организацию эффективных форм контроля и самоконтроля в условиях применения компьютерного лабораторного практикума обеспечивает активное использование тестовых заданий, способствующее систематичности и вариативности контроля и повышению качества знаний студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты полученных теоретических и опытно-экспериментальных материалов подтверждают выдвинутую гипотезу и дают основание сформулировать следующие выводы:

В информационном обществе, в условиях постоянного увеличения объема информации значительно возрастает роль фундаментального образования и знание фундаментальных законов развития природы и обществаактуальной становится задача активного включения новых информационных технологий в систему образования.

Компьютеризацию обучения можно считать одной из форм образования, в которой используется метод программированного обучения, сам компьютер выступает одной из его категорий, а компьютерные обучающие программы рассматриваются как программно-педагогические средства, эффективная реализация которых зависит от соблюдения основных правил и условий применения компьютерных технологий в учебном процессе.

При разработке и применении программно-педагогических средств следует учитывать психологические и физиологические особенности индивида при работе с компьютером. Следовательно, наряду с существующими дидактическими принципами, необходимо учитывать новый — психолого-эргономический, обеспечивающий повышение эффективности применения программно-педагогических средств в учебном процессе, посредством учета специфики и структуры состояний индивида, организации безопасного с медицинской и гигиенической точек зрения процесса работы с компьютером для пользователей различных возрастов и видов профессиональной деятельности.

Компьютер является только инструментальным средством обучения, эффективность использования которого в учебном процессе определяется свойствами программно-педагогических средств и методами их применения. Основным остается методика обучения предмету, умение применять различные варианты использования компьютера и компьютерных обучающих программ. Сегодня особое место занимают исследовательские компьютерные программы, к числу которых относится компьютерный лабораторный практикум по физике.

Для наиболее эффективного применения компьютерного лабораторного практикума по физике в системе заочного образования необходимо не взаимоисключение реального и виртуального экспериментов, а их дополнение, что обеспечивает гибкую систему обучения, адекватную его содержанию, возрастным особенностям студентов и выбранной форме обучения.

Включение системы тестовых заданий как неотъемлемой составляющей компьютерного лабораторного практикума на различных этапах работы обеспечивает более качественное и глубокое усвоение изучаемого материала, реализует контролирующие и управляющие воздействия в процессе обучения, способствует осуществлению самоконтроля знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля. Дисс. д-ра. пед. наук. — М., 1994.
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСиС, 1989.
  3. С.М. Дистанционное повышение квалификации работников образования использованию интернет-технологий в педагогическом процессе. Сборник трудов XII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». М., 2002.
  4. М.Э., Мигдал А. А. Как увидеть невидимое? // Эксперимент на дисплее. Первые шаги вычислительной физики. М.: Наука, 1989.
  5. С.В., Николаев А. Б., Строганов В. Ю. Модели адаптивного тестового контроля в системе дистанционного образования. Сб. трудов XI Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». М., МИФИ, 2001.
  6. Т.Е., Соловьева Е. А., Чернышов Л. А. Исследование особенностей цветового восприятия человека при работе с цветными дисплеями // Микропроцессорные средства обработки и отображения информации в системахуправления и связи. М., 1988.
  7. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. Бодалева А. А. и др.-М., 1980.
  8. Ю.Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы, Высшее образование в России. 1996. № 3.
  9. П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М., Высшая школа, 1980.
  10. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.
  11. Ахметов К.С. Windows не для всех. М.: ТОО «Компьютер пресс», 1997.
  12. А.И. и др. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой. М., 1998.
  13. Л.Ю. Основы естествознания фундамент высшего образования. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». — М. «Издательский дом МФО», 2002.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
  15. Г. А. Теория решения учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М., 1990:
  16. Г. А., Довгялло A.M., Машбиц Е. И. Теоретический анализ обучающих программ: Сообщение 1 // Новые исследования в педагогических науках. -М., 1965. Вып. 4.
  17. БеспалькоВ.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  18. П.Ю., Иванцов А. А., Митин И. В., Нифанов А. С., Салецкий A.M., Червяков. Автоматизация физического эксперимента. Сб. тезисов VII учебнометодической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
  19. Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Покровский. -3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1986.
  20. Г. А., Горбунова И. Б., Кондратьев А. С. Персональный компьютер на занятиях по физике. СПб., 1999.
  21. Г. А. Горбунова И.Б., Кондратьев А. С. Современные технологии в обучении физике. Сб. науч. трудов. Подготовка специалиста в области образования. — СПб., 1997 г. Вып. 5.
  22. А. Компьютеры в обучении: чему учит история // Информатика и образование. 1990 г. № 5.
  23. Ю.Н., Руденко С. Н. Компьютеризация лабораторного практикума по курсу «Общая физика». Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». -М. «Издательский дом МФО», 2002.
  24. В., Ландхейр Б. Изучение физики с помощью исследований на компьютере // Конф. ЮНЕСКО. СПб, 1999.
  25. К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: Автореф. дис. доктора пед. наук. Екатеринбург, 1998.
  26. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. М.: Просвещение, 1998.
  27. А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М., 1990.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  29. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.
  30. Г. М. Технология физического эксперимента в естественнонаучной компьютерной лаборатории. Комплект Philip Harris. Методическое пособие для учителя. М.: Институт новых технологий образования, 1996.
  31. И.В. Компьютерное обучение на основе гуманистического подхода. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1997.
  32. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: МПУ, 1995.
  33. Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе. Дисс. д-ра. филос. наук. М., 1995.
  34. И.Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологий учебного назначения. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1995.
  35. Т.В. Автоматизированная обучающая система с точки зрения психолога // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985.
  36. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1998.
  37. П.Е., Чернозубов И. Е. Спектральные очки сохранение здоровья оператора ПК, повышение его работоспособности. Сб. международного конгресса по проблемам окружающей среды и урбанизации. «Человек в большом городе XXI века». — М., 1998.
  38. П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. М., МГУ, 1965.
  39. В.Б. Современные подходы к обучению в системе повышения квалификации учителей в США. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993.
  40. Г. А., Попко Н. М. Микропроцессорная измерительная приставка для лаборатории физического практикума. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
  41. Е.А., Селехова Г. Н. Гигиеническая оценка работы студентовтехнического вуза на дисплейный вычислительных комплексах // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1992. № 6.
  42. .С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993.
  43. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
  44. В.Н., Цибулин В. Г. Введение в Maple. Математический пакет для всех. М.: Мир, 1997.
  45. И.Б. Повышение операционности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1999.
  46. И.Б., Комарова Ю. А. Проблемы учебно-методического обеспечения многоуровневой подготовки: Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998 г. Вып. VI.
  47. И.Б., Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.
  48. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977.
  49. Е.В. Комплексный эксперимент при изучении электродинамики. // Современные проблемы физического образования. СПб.: Образование, 1997.
  50. С.Г., Гришкун В. В. Информатизации образования необходимо учить. Сб. трудов XII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». М., МИФИ, 2002.
  51. Ю.Г. Проблемы электромагнитной безопасности населения. Сб. Проблемы безопасности населения. М., 1996.
  52. В.В. Информатизация образования в современном обществе // Всб. трудов международной научно-практической конференции «Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития». -Актюбинск, 2002.
  53. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.
  54. Гультяев A. MATLAB 5.2. Имитационное моделирование в среде Windows -. СПб.: КОРОНАпринт, 1999.
  55. Дистанционное обучение / Под ред. Е. С. Полат. М., Владос, 1998.
  56. В.Ф., Икренникова Ю. Б. Компьютерный лабораторный практикум составляющая часть учебного процесса по физике. Сборник трудов участников XI конференции-выставки «Информационые технологии в образовании», Часть III. — М.: МИФИ, 2001.
  57. В.Ф., Икренникова Ю. Б. Компьютерные технологии в лабораторном практикуме по физике. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества. СПб, 2002.
  58. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании. Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995.
  59. О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993, № 1.
  60. В.П. Справочник по применению системы PC MatLab. М.: Физ-матгиз, 1993.
  61. В.П., Абраменко И.В. MathCad 7. в математике, физике и Internet. -М.: Нолидж, 1999.
  62. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1981.
  63. В.А., Тураева T.J1. Исследование процессов релаксации в физическом практикуме. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум. М. «Издательский дом МФО», 2002.
  64. О.В., Моисеева М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. М.: ABF, 1997.
  65. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1989.
  66. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.73.3агвязинский В. И. Дидактика высшей школы: текст лекций. Челябинск, 1990.74.3анков JI.B. Дидактика и жизнь. Избранные труды. М., 1990.
  67. JI.A. Человек в системе ценностей информационного общества. Дисс. канд. философ, наук. М., 1999.
  68. И.А. Научно-исследовательская работа. Методология, теория, практика, организация и проведение. М., 1999.
  69. И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999.
  70. JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М., 1983.
  71. В.А., Мартыненко В. П. Применение ЭВМ в эксперименте при обучении физике // Использование физического эксперимента ЭВМ в учебном процессе. Свердловск, 1987.
  72. Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии / Под ред. В. И. Загвязинского и др. Тюмень, 1997.
  73. Е.В., Лузгина В. Б., Шамец С. П. О подготовке инструкторов для системы дистанционного обучения. Сб. трудов XI международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». М., МИФИ, 2001.
  74. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  75. А.К. Организация инновационных процессов в повышении квалификации педагогов (на примере внедрения компьютерных технологий). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993 г.
  76. Л.Н. От компьютерного класса к комплексному офисному тренажеру // Информационные технологии в образовании: Тез. докл. XI конф. Часть II. М., 2001.
  77. Г. В. Компьютерная система Mathematica 3.0 для пользователей. -М.: СОЛОН-Р, 1999.
  78. М. Мультимедиа. СПб.: BHV-СПб., 1994.
  79. Кларин М. В Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989.
  80. Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Кника-2. М.: МНПИ, 2000.
  81. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. -М., «Проблемы информатизации высшей школы», 1998. № 3−4 (13−14).
  82. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
  83. И.А., Подтяжкин Е. Я., Шмелева Г. А. Концепция физического практикума для личностно-ориентированного обучения. Сб. тезисов докладов
  84. VII учебн-о-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
  85. М.Я. Создание компьютерной обучающей среды для учебной исследовательской работы на занятиях по физике. Дисс. канд. пед. наук. М., 1996.
  86. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
  87. И.Я. 100 игр по физике. М.: Просвещение, 1995.
  88. М.Е. Влияние продолжительности работы с экраном дисплея на функциональное состояние зрительной системы и меры профилактики ее перенапряжения. М., НИИ медицины труда РАМН, 1991.
  89. В.В. Инструментальные программные средства школьного курса физики // Теория и методика обучения физике. СПб.: Образование, 1996.
  90. В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе. Дисс. докт. пед. наук. Л., 1989.
  91. В.В. Технологический подход к повышению эффективности урока физики // Современные проблемы физического образования. СПб.: Образование, 1997.
  92. . О.И. Анализ современных математических пакетов, используемых при решении физических задач // Современные проблемы обучения физике в школе и вузе. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
  93. А.Н. Деятельность. Сознательность. Личность. М.: Мысль, 1975.
  94. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  95. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  96. И.И., Кузьмин В. И., Качиев П. И. Элементы эргономической безопасности работы с компьютерами. Учебное пособие. М. МГИЭМ, 1997.
  97. И.И., Чернозубов И. Е. Внимание компьютер. Банковское дело. 1996 № 7.
  98. И. Методологические основы дидактики. М., 1987.
  99. А.Н. Для современной школы есть выбор // Информатика и образование. 1995, № 1.
  100. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.
  101. О.Б. Глобальные компьютерные телекоммуникации в работе учителей физики и естествознания. Дисс. канд. пед. наук. М., 1998.
  102. JI.H. Цвет как фактор регуляции психофизиологических функций человека// Проблемы сенсорной изоляции. М., 1970.
  103. А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе. Учебное пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе». М.: Изд-во МЭИ, 1993.
  104. А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Дисс. д-ра философ, наук. Томск, 1994.
  105. Н., Альбрехт Р. Электронные таблицы Excel 5.0 для квалифицированных пользователей. М.: ЭКОМ, 1996.
  106. Н.И. Научное обоснование принципов гигиенической рационализации профессиональной подготовки подростков при интенсивных формах обучения. Автореферат. М., 1996.
  107. Дж. Что могут дать компьютеры педагогике: Взгляд из американской школы. Информатика и образование, 1990, № 1.
  108. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития. Высшее образование в России. -М., № 2, 1994.
  109. С. Новые технологии и современных учитель. Мир INTERNET, 1997, № 9.
  110. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  111. Основы педагогического мастерства. Киев, 1987.
  112. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.
  113. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.
  114. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  115. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информационный аспект) / Под ред. В.А. Извозчико-ва. СПб.: Образвоание, 1997.
  116. И.П. Педагогика. М., 1996.
  117. Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование. 1996, № 3.
  118. Ю.П., Самарский А. А. Вычислительный эксперимент. // Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. М.: Наука, 1988.
  119. Психологические и психофизические особенности студентов. М., 1977.
  120. Решение парламентский слушаний «О загрязнении окружающей природной среды электромагнитными и другими излучениями» Думский вестник10(15), 1998.
  121. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -МГУ, 1985.
  122. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
  123. Ю.З., Фейгин А. А., Корнюшина Т. А. Компьютерный зрительный синдром. /Сб. Международного конгресса по проблемам окружающей среды и урбанизации «Человек в большом городе XXI века», с. 83−85.
  124. Г. М. и др. Человек и дисплей. JL, 1986.
  125. M.JI. Электростатические поля видеомониторов. Сб. 5 Российской научно-технической конференции «Электромагнитная совместимость технических средств и биологических объектов. СПб, 1998.
  126. П.И. Повышение эффективности обучения физике. Учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1993.
  127. Санитарные нормы и правила выполнения работ в условиях воздействия электрических полей промышленной частоты (50 Гц) № 5802−91.
  128. Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты № 2971−84.
  129. СанПин 2.2.2.542−96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организациям работы.
  130. .Л., Горин Ю. В. Лабораторных практикум по курсу «Концепции современного естествознания». Сб. тезисов докладов VII учебнометодической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
  131. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  132. А.В., Дунин М. С. Использование устройств видеозахвата в лекционном эксперименте по физике. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
  133. В.И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1999.
  134. Т., Чернявская А. Дидактические требования к компьютерным обучающим программам // Информатика и образование. 1998 № 1.
  135. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
  136. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М., 1986.
  137. М. Потребности студентов в эру массового высшего образования, Высшее образование в Европе. 1994. — Т. 19. — № 3.
  138. А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
  139. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: АспектПресс, 1995.
  140. Е.А. Особенности влияния цвета на психомоторные функции человека. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1993.
  141. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения.-М., 1984.
  142. В.Г. Применение компьютерной технологии при проведении лабораторного физического практикума. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
  143. .И., Ильин А. В. Биологическая опасность и нормирование электромагнитных излучение персональных компьютеров. М.: «Русполи-граф», 1997.
  144. Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. -М.: Знание, 1997.
  145. Е.П., Тарасов И. Е., Потехин Д. С. Лабораторный комплекс для изучения физических свойств жидкостей. Сб. тезисов докладов VII учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум». М. «Издательский дом МФО», 2002.
  146. А.Ю. Информатизация образования и реформа школы (курс Естествознание^). М.: МИПКРО, 1997.
  147. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1939.
  148. П.И. М., МГТА, 2001.
  149. O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Изд-во ТОО «Мираж», 1997.
  150. O.K. Информатизация технологий обучения в высшей школе. -М., 2001.
  151. O.K., Чернилевский Д. В. Дистанционное обучение: подходы и перспективы. М., 1999.
  152. Д. Психология критического мышления. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  153. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990.
  154. О.А., Богданов М. Е., Белькова JT.A. Воздействия персональных компьютеров на биологические объекты. Полиграф-инфо. Бюлл. № 14, 1998.
  155. Г. П. Дидактические основы использования новых информационных технологий в процессе повышения квалификации педагогических кадров. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1995.
  156. Д.В., Моисеев В. Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М, 2002.
  157. И.Е. Гигиенические проблемы оптимизации функционирования организма человека в зоне действия электромагнитных полей компьютеров. Дисс. д-ра. биолог, наук. М., 1999.
  158. И.Е. Компьютер друг или враг? Как защититься от излучения // Лесное эхо, № 2. — 1998.
  159. Ю.А. Основы компьютерной технологии. М.: ABF, 1996.
  160. Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности, студентов колледжа. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001.
  161. К., Эдерер X. Компьютеры. Применение в химии М.: Мир, 1988.
  162. Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986.
  163. Domenach Jean-Marie. Се qu’it faut enseigne. Paris. Seul, 1989.
  164. Okon. W. Elementy dydaktyki szkoly wyzsej. Warszawa: PWN, 1971.
Заполнить форму текущей работой