Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России
Диссертация
Устойчивость педагогических традиций в системе хореографического образования как ведущего элемента определяется не только временным параметром, сколько их ценностно-ориентированным потенциалом. Изучение педагогических традиций хореографического образования в России позволило выявить ценностно-ориентированный потенциал искусства балета в конкретно исторический период развития общества и определить… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы становления и развития педагогических традиций в системе хореографического образования
- 1. 1. Понятие «педагогическая традиция» в хореографическом образовании
- 1. 2. Особенности интеграции образования и воспитания как теоретическое основание становления педагогических традиций хореографического образования
- 1. 3. Культурно-историческая специфика становления педагогических традиций хореографического образования
- ГЛАВА II. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России и их адаптация в современных условиях
- 2. 1. Организационные условия становления педагогических традиций хореографического образования
- 2. 2. Методические условия становления и развития педагогических традиций хореографического образования
- 2. 3. Принципы становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Активные методы педагогического общения и его оптимизация /под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Абульханова-Славская К. А. и др. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ. 1997. — N1. — С. 12- 27.
- Аверьянова Г. Д. К проблеме воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогической теории и практике средней школы России 30 50-х годов XIX века // В кн.: Вопросы истории и педагогики. — М., 1972.
- Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 157 с.
- Азаров Ю.П., Азарова Л. Н. Трансцендентальная педагогика. Ч. 1. Общие проблемы методологии и теории содержания педагогики высших ценностей. — М. 2001
- Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (История и современность) // Материалы XVIII сессии Науч. совета РАО по пробл. ист. образования и воспитания. Октябрь 1997 г. / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО. 1997. — 370 с.
- Алпатов М. В. Всеобщая история искусств в 3 т. М., 1948−1955.
- Алферов A.A. Педагогические условия использования видеотехники в процессе обучения классическому танцу. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 298 с.
- Ю.Андрианова И. А., Зубкова Л.Г.
- Апостолов А. Г. Школа, образование и учебная книга в России в . ХУПвекс// Сов. педагогика. 1974. — № 4. — С. 103- 119- V
- Т2.Ариарский М. А. Методика «погружения» в специальность. Санкт-. Петербург: Санкт- Петербургский- гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 247 с.
- Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия, культурологические размышления. М. Грааль, 1997. — 326 с.
- Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
- Арнольд овА. И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). М.: Грааль, 2000. — 107 с.
- Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. — 112 с.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Под ред. Е. А. Медведева и др. М., 2001. — 248 с.
- Архангельский С. И., Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
- Асмус В. Ф. Античная философия. М. — Высшая школа, 1976.
- Ахизер А. С, Козлова. Н. Н., Матвеева С. Я. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФРАН, 1994. — 248 с.
- Ахизер А. С., Ильин А. С Российское государство: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 382 с.
- Бабанский 10. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., Просвещение, 1982. 192 е., 23. Базарова Н. П. Классический танец/ Н. П. Базарова. JI.: Искусство, 1984.-200 с. : — •
- Базарова Н. П., Мей В. 11. Азбука классического танца. 2-е изд. Л., Искусство- 1984.
- Балет. Энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1981. 623 с.
- Баткин Л: М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.:Наука, 1989. — 270 с.
- Бахрушин"Ю. А. История русского балета. 3-е изд. М. 1977.
- Бахрушин Ю. А., Косоруков В. Балет. М.: Советский художник, 1966. -84 с.
- Безрукова ВС. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. — 84 с.
- Белявский М. Т. Школа и система образования в России в конце XVIII века/ Вестник МГУ (Историко философская серия). — 1959. -№ 2.-105 с.
- Беляева-Челобитько Г. В. История хореографического искусства России и зарубежных стран. М., 2002:
- Бенин В Л. Педагогическая культурология. Курс лекций. Уфа 2004. С. 95.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.
- Берестова Л.И. Новые образовательные технологии в учебном процессе // Инновации в образовании. 2003. — № 2. С. 76- 78.
- Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., ВШ, 1998. 144 с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практик современного образования. М., 1994.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1993.
- Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. М., 1964.
- Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М., Искусство, 1987. 556 с.
- Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова Под ред. Н. К. Гончарова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 183 с.
- Богачёва Ю. В. Мир танца. Начало пути. Образовательная программа. М. ЦРТДЮ им. Косарева, 2003. 32 с.
- Богданов Г. Ф. Работа над танцевальной речью. Учебно -методическое пособие. М., ВЦХТ, 2006. 160 с.
- Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. М., МГУК, 2003. 222 с.
- Богданов-Березовский В. Статьи о балете. Л., 1962.
- Боголюбов В. И. Педагогические технологии. — Пятигорск, 1997. -396с.
- Богословский М. М. Русское общество и наука при Петре Великом. -Л., 1926. 28 с.
- Богуславский М. В. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. М., 2000.
- Богуславский М. В. Очерк истории отечественного образования XIX—XX вв.еков. М., 2002. — 92 с.
- Богуславский М. В. Развитие общего и среднего образования: проблемы и решения. Из истории образовательной педагогики 20- х годов XIX века. М., 1994.
- Богуславский М. В. Российское образование на переломе эпох. Ростов/Дон: Изд-во Ростов гос. пед. ун-та, 2002. 242 с.
- Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность // Современные проблемы историко педагогической науки. — Т. 1. — М., 1994.
- Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. — № 5. — С. 15- 21.
- Борзов А. А. Народно-сценический танец. Программа для хореографических училищ по специальности 0506 «Артист балета». М., 2004.
- Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. М., 2000. — 162с.
- Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета / М. В. Борисоглебский. Т. 1- 2. Л., 1938- 1939.
- Бочарникова Е. В. Московское хореографическое училище/Е. В. Бочарникова. -М., 1971.
- Бочарникова Е. В., Габович М. М. Балетная школа Большого театра. М., 1957.
- Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, 2001.
- Бутов А. Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII XIX века): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., 2005.
- Бутов А. Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. М.: Московский философский фонд, 2001.-412 с.
- Бэкон Ф. Сочинения. М., 1977- 1978. — Т. 1, 2.
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. 9-е изд. СПб., Лань, 2007. 192 с.
- Вазем Е. О. Записки балерины Санкт- Петербургского Большого театра. 1867- 1884. Л.- М., 1937.
- Валукин Е. П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов -хореографов и балетмейстеров. Психолого педагогические аспекты обучения студентов театральных вузов. М., ГИТИС, 1996. Вып. 3.
- Валукин Е. П. К изучению роли советской хореографической школы в становлении балетных трупп мира. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. М., ГИТИС, 1980.
- Валукин Е. П. Образцы классического наследия «Советский балет», 1984. № 4.
- Валукин Е. П. Система мужского классического танца. М., ГИТИС, 1999. 456 с.
- Ванслов В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971.
- Ванслов В. В. Статьи о балете. Музыкально эстетические проблемы балета. Л., Музыка, 1980. — 192 с.
- Васильева Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. М., ГИТИС, 1994. -160 с.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
- Вершловский С. Г. Традиции как социально педагогический феномен//В сб.: Традиции и современность в образовании. — СПб, 1996.-Ч. 1.-С. 12- 15.
- Взаимодействие и синтез искусств /Ред.: Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров и др. Л.: Наука, 1978. — 269 с.
- Власова В. Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. 1981. № 35.
- Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория// Философские науки. 1980. — № 4. — С. 36
- Волынский А. Л. Книга ликований. М., АРТ, 1992. 297 с.
- Волынский А. Л. Статьи о балете. СПб., Гиперион, 2002. 400 с.
- Все о балете. М. — Л. Музыка, 1966. — 455С.
- Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М., 1996.
- Вульфсон Б. Л. Западное европейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Педагогика, 1994. № 2. — С. 103 112.
- Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика. Воронеж: НПО МОДЕК, 1996. — 256 с.
- Выготский JI. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000:-416 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика — Пресс, 1999. — 536 с.
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / Под ред. В. Г. Кинелева. М., 1995
- Гаврилин А. В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1997 -352 с.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного /Пер. с нем. /Г. Г. Гадамер. -М.:Искусство, 1999. 367 С.
- Гаевский В. Г. Дивертисмент. М., Искусство, 1981. 383с.
- Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982.-250 с.
- Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. — 303 с.
- Гваттерини М. Азбука балета. Пер. с итальянского. М., БММ АО, 2001.-240 с.
- Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940.-Т. 1.-292 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования XXI века. М.: Современник, 1998. — 608 с.
- Гессен СИ. Основы педагогики: введение в прикладную философию. -М, 1995.
- Глушковский А. Воспоминания балетмейстера. Л.- М., 1940.
- Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах/ С. Н. Головкина. М.:Искусство, 1989. — 160 с.
- Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909 1929. М., APT СТД РФ, 1993.-383 с.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Педагогика, 1996. — 256 с.
- Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / /Исследования и материалы: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. М.: Изд- во. АПН СССР, 1990. — 200 с.
- Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX -90- е годы XX века) / Под ред. М. В. Богуславского, 3. И. Равкина. М., 1998.
- Гуренко Е. Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. Новосибирск, 1985. — 86 с.
- Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М., 1958.
- Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. — 618 с.
- Данилов М. А., Скаткин М. Н. и др. Дидактика средней школы: Уч. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975.
- Демидов А. П. Золотой век Юрия Григоровича. М., Алгоритм, Эксмо, 2007. 400 с.
- Джуринский А. Н. Педагогика: история педагогических идей. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 352с.
- Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
- Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. М., Академия, 1998.- 159 с.
- Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под. ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1989. — 220 с.
- Дмитренко В. А., Люрья Н. А. Образование как социальная система, тенденция и перспективы развития. Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. — 182 с.
- Днепров Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — СПб, 1994.
- Добринская Е. И. О переосмыслении отечественной философско-мировоззренческой традиции в образовании / /В сб.: Традиции и современность в образовании. СПб., 1996. — 4. 1. — С. 2427.
- Доватор Р. Л. Разработка К. Д. Ушинским проблем средней общеобразовательной школы России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 1974.
- Догорова Н. А. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от 17 до начала 20 века.
- Долженко О. В. Очерки по философии образования. М., 1995.
- Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления. М.: Совершенство, 1997.
- Дьянченко В. К. Организационная структура процесса обучения и ее развитие. — М.: просвещение, 1989. 134 с.
- Егоров С. Ф. Российское образование: история и современность. М., 1994.
- Егоров С. Ф.. Теория образования в педагогике России начала XX века: Ист. пед. оч. — М.: Педагогика, 1987. — 150 с.
- Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1994.
- Елютин В. П. Высшая школа СССР за 50 лет (1917 1967). М., 1967.
- Есаулов И. Г. Письма к Ж. Ж. Новерру. Введение в эстетику классической хореографии. Ижевск, МСА, 1988. — 301 с.
- Жукова А. В. Классический балет и модерн танец в Японии. М. Прометей, 2006. 77 с.
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266- 1.
- Захаров Р. В. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. М., Искусство, 1989. 89 с.
- Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М.. Искусство, 1976. -351 с.
- Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. М., Искусство, 1954. -428 с.
- Захаров Р. В. Сочинение танца. М. Искусство, 1989. 256 с.
- Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 1621.
- Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. Самара: 1998. — 216 с.
- Зорич Ю. Магия русского балета. Пермь, ИПК Звезда, 2004. -304 с.
- Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX века. М., 1991.
- Иванова Ю. В. Категория «традиция» с точки зрения современной философии / / Традиции и инновации в системе образования. Материалы науч. практ. конф. — Чита, 1997. — Ч. 1. — С. 56- 60.
- Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2 томах. М.: Искусство, 1973.
- Из истории педагогической мысли России (1941 1985 гг.). В 2-х Т. -М., 1993.
- Институт Русского балета (архив МГАХ). Буклет. Токио, 1998.
- История образования и педагогической мысли / Латышина Д. И.. М.: Гардарики, 2003.
- История образования и педагогической мысли / Торосян В. Г.. -М.: Владос, 2003.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / Под ред. 3. И. Васильевой. М.: Академия, 2001. — 416с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Пискунов А. И.. М.: Сфера. 2004.
- История педагогики на пороге XXI века: историография, методология, теория. Ч. 1. Историографические и методологические проблемы историко педагогической науки / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. — М., 2000.
- История художественного образования в России. Выпуск 1- 2. СПб: Композитор, 2007.
- Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985, № 4, с. 9- 17
- Карп П. М. О балете. М., Искусство, 1969. 224 с.
- Карсавина Т. П. Театральная улица: воспоминания. М., Центрополиграф, 2004. 317 с.
- Касавин И. Т. Традиция в структуре познавательного процесса: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. — М., 1989.
- Касимов А. А. Основы русского народного танца. М., МГИК, 1994. 320 с.
- Кауфман С. И. Большой балет. Взгляд изнутри. М. ЦПУ Радуга, 2008. 207.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1994.
- Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. -М., 1989.-324 с.
- Классики хореографии. М.- Л.: Искусство, 1937. — 300 с.
- Классический танец- Примерная программа для специальности 0506, хореографическое искусство. М., Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2005. 32 с.
- Классический танец. Программа для хореографических училищ. М., Валент, 1995. 38 с.
- Классическое наследие, Вариации из балетов русских хореографов/М.:Союзтеатр, 1989- -40 С.
- Клименко Т. К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе профессионально-педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: Материалы науч. практ. конф. -Чита, 1997.-Ч. 1.-С. 38−42.
- Коваленко Т.В. Эволюция интенсивности художественной жизни: театр и драматургия России и западной Европы 15−20 века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Краснодар, 2007.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. — 368 с.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 856 с- Т. 2. — 576 с.
- Компань Ш. Танцевальный словарь, содержащий в себе историю, правила и основания танцевального искусства/ Ш. Компань. М.:Университетская типография, 1790. — 437С.
- Корнетов Г. Б. Проблема базисных педагогических традиций // Свободное воспитание. Вып. 2. 1993.
- Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. М. Владимир, 1998. — 48с.
- Корнетов Г. Б. Объект и предмет историко-педагогических исследований // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 16. М., 2002.
- Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики. Учебное пособие. М.
- Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца. Л., Искусство, 1981. 262 с.
- Костровицкая В. С., Писарев А. Школа классического танца. Л., Искусство, 1976. 272 с.
- Красовская В. М. Анна Павлова. Л. М., Искусство, 1964. — 220 с.
- Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. М., Искусство, 1979.
- Красовская В. М. История русского балета/ В. М. Красовская. Л., 1978.
- Красовская В. М. Профили танца: Сборник. СПб., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 1999. 400 с.
- Красовская В. M. Русский балетный театр второй половины Х1Хв. / В. M. Красовская. JI. М. 1963.
- Красовская В. М. Русский балетный театр начала 20 века в 2 т. Л., Искусство, 1971. 2 т.
- Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. / В. М. Красовская. Л. М. 1958.
- Кребер А.Л. Конфигурации культурного роста // Избранное: Природа культуры М., 2004. — С. 7 — 800.
- Кузнецова А. Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода: Метод, рекомендации. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1996.
- Кулагин П. Г. Идея межпредметных связей в истории педагогики // Советская педагогика, 1964, № 12.
- Кшесинская В. Воспоминания. М.: Центрополиграф, 2005. -415 с.
- Лабковская Г. С. Вопросы эстетического воспитания. М: Педагогика, 1987. — 105 с.
- Лавровский Л. М. Документы. Статьи. Воспоминания/ Л. М. Лавровский
- Латынина Д. Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX в): Уч. пособие — М.: Форум, 1998.
- Леонова М.К. Из истории Московской балетной школы (1945−1970).-М. 2008.
- Леонтьев А. И. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М: Педагогика, 1983. — 3I8C.
- Лифарь С. Мемуары Икара. Пер. с фр. Беляевой Г. С. М., Искусство, 1995. 358 с.
- Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках. Самара, 1997.
- Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998.- 199 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. М. .: Юрайт, 2001.
- Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец XIV начало ХУ1 веков). — М.: Госпилитиздат, 1946. — 160 с.
- Лихачев Д. С. Наука и просвещение в России до XVIII века. //В кн.: История Академии наук СССР (1724 1808). — М. — Л., 1958. — Т. 1.-С. 13- 19.
- Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991. — 339 с.
- Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца/ А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. -СПб. М. — К.:Лань, 2006. — 344 с.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVII начало XIX веков). — СПб: Искусство, 1997.-398 с.
- Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб.: Искусство — СПб, 2003.-275 с.
- Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. — 704 с.
- Лоусон Дж. Учебник для юных танцовщиков. Токио. Дайсюкан, 1995.
- Македонская И. В. Размышления о драматическом искусстве в классическом балете/И. В. Македонская. М.: МГАХ, 2002. — 99 с.
- Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. № 2. С. 78−96.
- Марченко Т. А. Театр воспитывает. М.: Педагогика, 1976. -128 с.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность/А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
- Межуев В. М. Между прошлым и будущим: Избр. Социально -философская публицистика// РАН- Ин-т философии. М., 1996. — 150 с.
- Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.
- Меньшиков В. М. Российская школа в контексте европейского образования (Историко теоретический анализ): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13. 00. 01). -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1996.
- Мессерер А. Танец. Мысль. Время. М., Искусство, 1990. 265 с.
- Мессерер А. Уроки классического танца. СПб., Лань, 2004. -400 с.
- Мессерер С. Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М., Олимпия Пресс, 2005.
- Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.
- Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. — 136 с.
- Монахов Е. Г. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2005.
- Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического тренажа / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И Чекрыгин.- М. Л.?Искусство, 1940. — 360 с.
- Мосолов В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). Курс лекций. СПб.: ЦИПК РР и СТО, 1996 .-212 с.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. об-во России, 2001.-320 с.
- Мухина С. А. Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов на Дону, 2004.
- Надеждина Е. Н. Большой балет. М., Знание, 1964. 54 с.
- Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. 3. И. Равкина. М., 1996.
- Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии. Сборник примерных учебных программ. Улан-Удэ. ВСГАКИ, 2007. 270 с.
- Никифорова А. В. Советы педагога классического танца. СПб., Искусство, 2002. 201 с.
- Новерр Ж. Ж. Письма о танце/ Ж. Ж. Новерр. Л. -М.:Искусство, 1965. — 374 с.
- Новиков А. Н. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития). М., 1997.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.
- Образование: идеалы и ценности (историко теоретический аспект) / Под ред. 3. И. Равкина. М., 1995.
- Орлова Э. А. Динамика городской культуры в условиях ускорения социально-экономического развития: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук.- М., 1987.
- Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР / Отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1992.
- Панов В. И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии. 2004. — № 1(37). — С. 33- 44.
- Пасютинская В. М. Волшебный мир танца. М., Просвещение, 1985.-223 с.
- Пахтер М., Лендри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные ценности в пер. с англ. М.:Классика- 21 в., 2003.
- Педагогика: Учебное пособие. М., Академия, 1998. 246 с.
- Пестов П. А. Уроки классического танца. М., Вся Россия, 1999. 428 с.
- Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — 496 с.
- Пискунов А. И. Методы педагогических исследований. М., 1980.
- Плахов В. Д. Традиции и общество: опыт философско -социологического исследования. М., 1982. — 183 с.
- Плетенева И. Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX в.: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 1997.
- Прибылов Г. Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. М., АО Галерея, 1999. 63 с.
- Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли. Учебник справочник. М. 1995.
- Розин В. М. Философия образования. Кострома: Изд-во ЮГУ, 1999. — 283 с.
- Розов Н. С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М., 1993.
- Романюк, Л. В. Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX — начала XX вв. М.: Национальный институт бизнеса.
- Ромм В. Секреты танцев Древней Греции/В. Ромм. -Новосибирск: ТРИНА, 1999. 156 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / Ред. кол. В. В. Давыдов (гл. ред.) и др.- В 2-х т. М.: Большая российская энциклопедия — М., 1999.
- Рыжаков, М. В. Российская система образования: состояние и перспективы / М. В. Рыжаков, А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. — № 1. — С. 3- 20.
- Садовская В. С. Педагогические основы формирования культуры быта. М., 1966. — 103 с.
- Сафронова Л. Н. Уроки классического танца. СПб., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. 192 с.
- Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке. Выпуск 10. М., 2007. 108 с.
- Сергеева С. В. Частное образование в России (последняя четверть XVIII первая половина XIX вв.) / С. В. Сергеева. — Пенза: Изд-во ПГПУ, 2000. — 159 с.
- Силкин П. А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 2008.
- Скаткин М. А. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Сластенин В. А. Педагогика. М., 1997.
- Сластенин В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3 — С. 37 -42.
- Слонимский А. И. Советский балет. М. Л., Искусство, 1950. -366.
- Слонимский Ю. И. Путь характерного танца/ Ю. И. Слонимский
- Смирнов И. П. Человек образование — профессия — личность. М., 2002.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
- Соколов-Каминский А. А. Советский балет сегодня. М., Знание, 1984. 112 с.
- Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л., Искусство, 1973. -206 с.
- Соловьев В. С. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1989.
- Стуколкина Н. Уроки характерного танца/Н. Стуколкина. -М.:ВТО, 1972.-398С.
- Суриц Е. Я. Хореографическое искусство 20- х гг. Тенденции развития. М., Искусство, 1979. 360 с.
- Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
- Сухомлинский В. А. Хрестоматия по эстетике. — М.: Педагогика, 1990. 303 с.
- Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. АПН РСФСР, 1960. — 255 с.
- Там, где рождается танец, М., 1977.
- Тарасов Н. И. Классический танец: школа мужского исполнительства. М. Искусство, 1971. 493 с.
- Тейдер В. А. Александр Лапаури. М., 1980.
- Традиции и инновации в системе образования: Материалы научно-практической конференции. В 2- х ч. Чита, 1997.
- Трайнев И. В. Конструктивная педагогика: Учеб. пос. / Под общей ред. В. Л. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 320 с.
- Троицкий В. Ю. Пути русской школы. М.: Свет отечества, 1994. — 96 с.
- Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. — 351 с.
- Уральская В. К проблемам современной балетной хореографии. Сборник статей. М., НИИ Культуры, 1974.
- Уральская В. Природа танца. М., Советская Россия, 1991.
- Устинова Т. А. Лексика русского танца. М.: Балет, 2006. -208С.
- Ушаков М. М. Общественно педагогическая деятельность и педагогические взгляды Д. И. Тихомирова. — М., 1961. — 24 с.
- Ушинский К. Д. Собр. соч. В 11 томах / Под ред. А.:М. Еголина, Е. Н. Медынского, В. Я. Струминского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948- 1952.
- Холфина С. С. Воспоминания мастеров Московского балета. М., Искусство, 1990. 377 с.
- Хореография. Примеры для чтения/СПб.?Театральное училище Л. И. Гершунова, 1899. 55 с.
- Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Сост. М. И. Анисов. М., 1972.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С. Ф. Егоров. -М., 1986.
- Художественная культура и гармоническое развитие личности /под. ред. Ю. У. Фохта Бабушкина. — М.: Наука, 1987. — 222 с.
- Художественная культура и эстетическое развитие личности /под. ред. Мазепы В. И. Киев: Наук, думка, 1989. — 292 с.
- Художественная культура: Понятия и термины. Сост. Л. Н. Дорогова. М.: Знание, 1978. — 208 с.
- Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения /Отв. ред. Б. С. Мейлах. Л.: Наука, 1982. — 286 с.
- Худяков С. Н. История танцев. Петроград: Петроградская газета, 1915.-460С.
- Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии/А. Я. Цорн. Одесса, 1890. — 346С. Шевелев И. ILL, Марутаев М. А.,
- Чистякова В. В. В мире танца. Л.- М., Искусство, 1964. 132 с.
- Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М.: Высшая школа, 1961.
- Шереметьевская Н. Е. Длинные тени. Записки историка балета и театрального критика. М., Редакция журнала «Балет». 2007. 448 с.
- Шиянов Б. Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 1999. — 223 с.
- Шмелев И. А. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном- процессе — М.: Просвещение, 1986. 176 с.
- Энциклопедия «Балет». М.: Советская энциклопедия, 1981. -623 с.
- Юдина Н. П. Педагогическая традиция: опыт концептуализации: Монография. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002.
- Юрьева М. Н. Профессионально педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога -хореографа в ВУЗе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13. 00. 08. — Тамбов, 2001.
- Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» /Виды искусства и их взаимодействие. М.: ИХО РАО, 2001.-210 с.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. -М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Яркин С. П. Цель и средство в управлении малой группой // Учеб. метод, пособие. — Барнаул: БГПУ, 1989. — 173 с.
- Adshead-Lansdale, Janet, and June Layson, eds. Dance History: An Introduction, 2nd ed. London/New York: Routledge, 1994.
- Bentley, Toni. «The Heart and Sole of a Ballerina’s Art: Her Toe Shoes» Smithsonian (June 1984) vol. 15.
- Buckroyd, Julia. The Student Dancer: Emotional Aspects of the Teaching and Learning of Dance. London: Dance Books Ltd., 2000.
- Cohen, Selma Jeanne. Dance as a Theatre Art: Source Readings in? Dance History from 1581 to the Present. Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1992. .3 07. Farrell, Suzanne. Holding on to the Air: An Autobiography. New
- York: Summit Books, 19 901 308: Flint, Vi vi, and Knud' Arne Jurgensen. Bournonville Ballet-
- Technique: Fifty Enchantments. Eondon: Dance Books Ltd, 1992. 3 09. Franklin, Eric N. Dance Imagery for Technique and Performance.
- Champaign, IL: Human Kinetics, 1997. 310: Grieg, Valerie. Inside Ballet Technique: Separating Fact from Fiction in the Ballet Class. Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1994.
- Haskell- Arnold. The Russian Genius in Ballet. New York: Pergamon, 1963.
- Hill, Lorna. La Sylphide: The Life of Marie Taglioni. New York: Evans, 1967.
- Kaye Elizabeth, with Clive Barnes. American Ballet Theatre: A 25 Year Retrospective. Kansas City. MO: Andrews McMecl, 1999.. -
- Levine, Ellen. Anna Pavlova: Genius of the Dance. New York: Scholastic, 1995.
- Martins Peter, and the New York City Ballet. The New York City Ballet Workout. New York: William Morrow & Company, 1997.
- Moore, Lillian. Artists of the Dance. New York: Bloom, 1969.
- Paskevska, Anna. Both Sides of the Mirror: The Science and Art of Ballet, 2nd ed- Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1992.
- Sachs, Curt. World History of the Dance. New York: Norton, 1963 —
- Schorer, Suki. Balanchine Pointe work. Society of Dance History Scholars, 1995.
- Smith, Marian. Ballet and Opera in the Age of Giselle. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000.
- Sorell, Walter. The Dance Has Many Faces. Chicago: A Cappella Books, 1992.
- Warren, Gretchen Ward. The Art of Teaching Ballet: Ten Twentieth Century Masters. Gainesville, FL: University Press of Florida, 1996.