Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устойчивость педагогических традиций в системе хореографического образования как ведущего элемента определяется не только временным параметром, сколько их ценностно-ориентированным потенциалом. Изучение педагогических традиций хореографического образования в России позволило выявить ценностно-ориентированный потенциал искусства балета в конкретно исторический период развития общества и определить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы становления и развития педагогических традиций в системе хореографического образования
    • 1. 1. Понятие «педагогическая традиция» в хореографическом образовании
    • 1. 2. Особенности интеграции образования и воспитания как теоретическое основание становления педагогических традиций хореографического образования
    • 1. 3. Культурно-историческая специфика становления педагогических традиций хореографического образования
  • ГЛАВА II. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России и их адаптация в современных условиях
    • 2. 1. Организационные условия становления педагогических традиций хореографического образования
    • 2. 2. Методические условия становления и развития педагогических традиций хореографического образования
    • 2. 3. Принципы становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России

Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность, темыисследованиястановления и развития педагогических, традиций* хореографического образования в России обусловлена высокой значимостью преемственности в. системе выработки специальных знаний-, умений и навыковформирующих специфическую" традицию, призванную связывать поколениятворцов искусства и культуры. В условиях реформирования системы отечественного образования в целом и в сфере искусства в частности, когда основные культурные ценности и идеалы подвергаются переоценке и переосмыслениюпредставляется необходимым" обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям хореографического образования, которые, с однойстороны, должны быть сохранены, а с другой^ - адаптированы к новым условиям российской, культурной-, экономической! и политической реальности.

Иедагогика хореографического образования является одной изсамых специфических в общей педагогикеисториипедагогикии образования: Специфика хореографического, образования в том, что она наиболее полно несет в себе аутентичность связи искусства и обучения, искусства и-воспитания, отличаясь., крайне жесткимидлительными и трудоемкими методами формирования личности артиста балета1 или артиста классической хореографии, что требует также и постоянного^ совершенствования художественно-выразительных средств воздействияна аудиторию. В отличие от большинства других видов образованияхореографическое образование в России предъявляет и исключительно высокие требования к физическим возможностям учащихся, студентов;

Поэтому формирование педагогической традиции хореографического образования представляет собой особый интерес для теории и истории педагогики, где под воздействием объективных факторов, условий и технологий передачи мастерстваразвития* целостного вида искусства в контексте передачи опыта, достигнуты успехи мирового уровня.

Становление и развитие> педагогических традиций отечественного-хореографического образования имеет уже достаточно глубокую историю — в конце восемнадцатого века были предприняты первые шаги к созданию* российской хореографической педагогики. С тех поротечественная педагогическая традиция хореографического образования в России последовательно развивалась, накапливая аутентичные наработки, которые особенно ярко и полно воплотились в деятельности ведущих учебных хореографических учреждений России — Московской государственной академии хореографии, Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, Пермского, Новосибирского, Воронежского и др. хореографических училищ.

Эффективность сохранения и развития педагогической традиции в условиях современного общества обеспечивается и определяется глубиной' тех культурных ценностей и устоев, которые в рамках данной традиции существуют. Вот почему в проекте федерального закона «О внесении изменений, в Закон РФ «Об образовании» и в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Концепции, развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008;2015 годы, одобренной распоряжением правительства РФ от 25 августа 2008 года № 1244-Р, подчеркивается, что высочайшие достижения российской культуры опираются в первую очередь на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Особую актуальность в этом процессе приобретает задача сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.

Фундаментальные основы* педагогических традиций хореографического образованияв России определяются повышенными интеллектуальными, этическими ш социальными требованиями:^ личности^ педагогам как: субъекта: учебно? — воспитательного процесса и, еш' профессиональной сценической деятельности.

В данном контексте становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России в современных реалиях рассматривается как один из важнейших ресурсов. развития обществакак ведущий фактор социального и культурного процесса.

В: свете вышеизложенного вполне закономерна актуализация"данной темы диссертационного исследования;

Поскольку каждая педагогическая традиция^ хореографического образования по своей сути обладает признаком системностиа также способностью интегрироваться в культурную среду на всех уровнях, оказывая опосредованное влияние на каждый элемент учебного процесса, то сформировать личность, выпускника адекватного, адаптивного времени возможно лишь на базе основных испециальных мотивов и психологических установок. В хореографическом образовании": это предполагает знание истоков педагогических традиций этого вида искусства, умения и навыки формировать новое на основании классического, вбирая-: опыт предшественников, ориентируясь в профессиональной деятельности на великие имена.

В этой связи особенно актуальным становится адаптация требований Болонского процесса к модернизации хореографического образования в Россииего интеграции идет при: сохранении исторических основ организации, сохранении культурно-исторического значения, перспектив его развития в современных условиях.

Научная проблема, исследования вытекает из противоречия между требованиями современного общества к сохранению и развитию педагогических традиций хореографического, образования" в России, способного эффективно? осуществлять, подготовку артистовбалета, и недостаточным" теоретическим* и технологическим обеспечением! процесса становления/. профессионала^ способного ' управлять^ своим интеллектуальным? ш эмоциональным" потенциалом* в соответствиис возникшими или поставленными" новыми задачами" и потребностями? практики.

Степень научной? разработанностипроблемы. Проблема традиции в образовании была впервые квалифицированно поставлена великим русским педагогом К. Д. Ушинским. Идеи накопления опыта и педагогической рефлексии способствовали развитию научного интереса к проблемам традиций в образовании, получив свое продолжение в деятельности многочисленных теоретиковш ¡-историков педагогики^.

Методологическая специфика исследования исторической динамики образования закономерно вскрывает основы комплексных историко-педагогических исследованийвыполненные с: позиций различных теоретических подходов. Ее принципы раскрываются" в. исследованиях A.A. Велика, Б.М. Бим-Бада, Г. Б. Корнетова, М. Б. Богуславского, В. А. Сластенина, В. Д. Ширшова и других авторов;

Большое внимание проблемам становления педагогических традиций высшей школы, перспективам их развития уделено в грудах А. Я. Вагановой, C.G. Холфиной, М. ФИваницкого, H. PIl Базаровой, В-ИМёй, Н. И. Тарасова, B.C. Костровицкой, A.A. Писарева, Р.В. ЗахароваС.Н. ГоловкинойA.M. Мессерера, Т. И. Васильевой, П. А. Пестова, H. I1 СеребренниковаН-А. Вихревой, Е. П: Валукина, Г. Н. Прибылова, A.B. Никифоровой, Б. Я. Брегвадзе, JI.M. Лариной, О. В. Жадиной, Н. В. Соковиковой, Т. Б. Нарской, А. П. Кириллова, Л. И. Ярмолович и др.

В нашем исследовании мы также опирались на труды, в области теории и истории хореографического образования в России, дающие оценку педагогической реальности. Они являются важным источником изучения процесса становления, и развития хореографического образования вРоссии.

Существенная роль в осмыслении педагогических традиций-хореографическое образования в России" по праву принадлежит исследованиям в области философии, образованияносящим, в значительной мере прогностический характер. Осознание’необходимости, анализа глобальных задач развития хореографического образования' получило отражение в, публикации целого ряда работ, посвященных изучению современного положения школы и возможных перспектив ее дальнейшего развития. Этим проблемам посвящены исследования B.C. Гершунского, В. Н. Гончарова, В. А. Дмитриенко, Э. Д. Днепрова, О. В. Долженко, H.A. Люрья, В. Б. Миронова, Ф. Т. Михайлова, А. Г. Пашкова, B. Mt РозинаН.С. Розова, А. И. Субетто, В. Ю. Троицкого, В. Н. Филиппова, В. Д. Шадрикова, П. Г. Щедровицкого:

Хореографическая педагогика всегда испытывала влияние смежных сфер — искусствоведения, культурологии и т. д., в связи с чем значительная часть исследований в области хореографии носят междисциплинарный характер. Примером тому служат работы таких авторов, как Г. Ф. Богданова, H.F. Есаулова, Ю. Зорич, В. М. Красовской и т. д.

Поэтому важным представляется использование потенциала общепедагогических исследований, посвященных изучению важнейших проблем формирования оптимальных организационно — педагогических условий образовательного процесса как системы — работ Э. Б. Абдуллина, В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, И. С. Батракова, В. П. Беспалько, Б.М. Бим-Бада, A.A. Бодалева, В. В. Гузеева, В.А. Кан-Калика, М. В. Кларина, Е. А. Климова, А. В: Мудрика, В. И. Панова и других, сформировавших целостные теоретические представленияо специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях различного типа и уровня.

Теоретически значимыми являются труды, обобщающие становление1 педагогических традиций, хореографического образования: это* работы, А .Я: Вагановой, ШИ. Тарасова, Р. В. Захарова, К. Я. Голейзовского, Ф. В'. Лопухова, A.M. Мессерера, П'.А. Пестова, С. Н. Головкиной, 1 H.A. Вихревой, Е. П. Валукина, Н. В. Соковиковой, В. И. Уральской, М. К. Леоновой и др.

Исследование художественно-творческих аспектов художественного, в том числе и хореографического — образования нашли отражение в трудах А. Ю. Бутова, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, A.C. Каргина, И. А. Липского, С. М. Оленева, Д. В. Поля, B.C. Садовской, Т. К. Солодухиной, Е. В. Утина, Т. В. Христидис, В. М. Чижикова, В. В. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Важнейшим материалом возникновения педагогических традиций хореографического образования" в России являются профессиональные труды артистов балета. История^ становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России показывает, что мировая практика является базовым основанием обеспечивающим средоточие идеи, мысли, движения, целенаправленности, содействующих созданию гениальных работ. Здесь огромный вклад артистов Большого театра в Москве, Мариинского в Санкт-Петербурге, Театра оперы и балета в Перми и т. д. Великая Галина Уланова внесла в балет смысловое содержание и тем самым открыла новый путь в становлении и развитии педагогических традиций хореографического образования в России, внеся в учебно-творческий процесс традицию смыслотворчества.

Особая роль и огромное влияние на становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России принадлежит профессорско-преподавательскому составу Московской государственной академии хореографии и ее ведущим педагогам: A.A. Алферову, В. В. Анисимову, Е. П. Беловой, Г. В. Беляевой, Е. А. Бобровой, А. Г. Богуславской, И. А. Борзенко, H.A. Вихревой,.

И:А. Ворониной, Т. А. Гальцевой, А. Н. Головко, Ю. Н. Григоровичу, JI.A. Коленченко, Г. К. Кузнецовой, Т. А. Кулешовой, В. Н. Куликовой, M.JI. Лавровскому, М. К. Леоновой, Н. В. Литварь, З. А. Ляшко, В.А. МайниецеA.A. Меланьину, Т. П. Павловой, Т.В. ПуртовойН.И. Ревич, И. Ю: Сыровощ В: А'. Тейдер, H. Mt Толстой, Е. К. Фарманянц, Н. П. Яценко, H.A. Ященковой и др.

На сегодняшний день практически отсутствуют работы обобщающего историко-педагогического исследования, выявляющего и рассматривающего процесс становления и развития педагогических традиций в системе российского хореографического образования на широкой социально-культурной основе.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что рассматриваемая проблема с учетом выявленных противоречий предоставляется актуальной в связи с отсутствием методологии, теории и технологий, обеспечивающих становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России.

Актуальность проблемы, низкая степень ее разработанности определили тему нашего диссертационного исследования «Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования’в России».

Объектом настоящего исследования является* система хореографического образования в России.

Предмет исследования — процесс становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России.

Хронологические границы исследования — период с момента зарождения институциализированного хореографического образования в России (конец 18-го века) по настоящее время. На хронологических границах исследования также отражается объективная необходимость рассмотрения данного периода в широком историческом контексте, определяемом функциональной ролью исторических предтеч педагогических явлений рассматриваемого времени.

Цель исследования: теоретическая разработка и научное осмысление процесса становления, и развития педагогических традиций хореографического образования в России и^ использование потенциала современной дидактики в повышении на этой основе результативности* в подготовке артистов балета.

Исходя из цели были определены задачи исследования: осуществить анализ процесса развития хореографического образования в России как системыраскрыть специфику системы профессионального хореографического образования в России, выявив и обосновав структурные компоненты преподавания;

— проанализировать основные тенденции развития современного хореографического образования в России в связи с влиянием на него Болонского процессавыявить исторические истоки и процесс становления' основополагающих педагогических традиций российской хореографической школыопределить основные черты и особенности развития педагогических традиций хореографического образования в России;

— обобщить исторический материал исследования и сформировать выводы о специфике исторической динамики становления педагогических традиций хореографического образования в Россиисформировать концептуальное представление о системе педагогических традиций российского хореографического образования, значимых для их адаптации в современной образовательной ситуации.

Методологическую основу исследования составили:

— основные положения философии познания о ведущей роли деятельности в развитии личности артиста балета, о диалектическом единстве теории и практики;

— философские взгляды мыслителей нашрироду творчества (Платон, Н. А. Бердяев, Г. В. Гегель, И. Кант, К. Юнг, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинг и др.);

— философские взгляды культурологов (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Й. Хейзинга и др.}о дидактическом характере сознания.

Методологическая концепция исследования формировалась на основе синтеза методологических оснований классических и современных историко — педагогических работ. Исследование опирается на принципы историзма и единства исторического и логического, научности, объективности, плюрализма, на идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурных, педагогических и иных объективных и субъективных факторов, обеспечивающих развитие^ хореографического образования в России.

Теоретической базой исследования явились следующие теоретические положения: о деятельности и общении как" ведущих, факторах в хореографическом образовании (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — об образовательной среде как комплекс условий организации учебно-творческого процесса в вузах и хореографических училищахоб инновационных технологиях обучения как факторе оптимизации образовательного процесса.

Методы исследования включают в себя методы формальной и диалектической логики: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, актуализацию, систематизацию, классификацию, терминологические и иные методы, характерные для системных изысканий в истории педагогики и образования.

В историческом аспекте в теоретико-методологическую? базу исследования" входят. конкретно-исторический подход, сравнительноисторический подход, сравнительно-сопоставительный историко-педагогический анализ, конструктивно генетический подход, историко-струкгурный подход, исгорикогретроспективный метод, метод актуализации и обобщения, исторических фактов, метод исторического моделированияисточниковедческие методы, изучение ш обобщение педагогического опыта и т. д. Исследование опирается-, на историко-педагогические методы: изучение педагогических фактов прошлого, обобщение историко-педагогического опытатеоретический: анализисторической и педагогической литературы по изучаемой проблеме.

Источниковая база исследования включает в себя следующие группы материалов:

— опубликованные источники — теоретические исследования в: области теории ш истории педагогики и образования, работы в области истории хореографического образования, теории и истории культуры и т. д. (монографии, статьиматериалы конференций и т. д.), нормативно-правовые источники в области образования, охватывающие рассматриваемый период и его исторический контекстучебные и учебно-методические публикации, словарно-справочные источники и публикации в глобальной сети;

— неопубликованные источники: — архивные материалы Московской государственной академии хореографии и РГАЛИ, а также частных архивов и документохранилищ. В ихчисле документы, связанные с развитием, хореографического образования, труды отечественных и. зарубежных историков, педагогов и деятелей образования^ характеризующие особенности хореографического искусства в Россиираскрывающие специфику хореографического образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— впервые была предпринятапопытка создания единой концепции1 становления и развития * педагогических традиций^ российского хореографического образования твоспитания, в свете, которошроссийское хореографическое образование восходит к. двуединой традиции совмещенияинтеграции институтов светского образования^ и нравственного, эстетического воспитания;

— даны-определения понятийно-терминологического-аппарата, в-том числе понятий: «становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России», «педагогические традиции», «педагогическое взаимодействие учителя и ученика», «педагогическая субъективность», «образовательная среда хореографического, вуза и училища», «механизм становления, динамика становления4 и, развития педагогических традиций хореографического образования в России" — доказано, что специфика педагогической традиции хореографического образования в России характеризуется, педагогическими принципами, определяющими кардинальные дидактические основы: принцип единства традиционного и инновационного, ориентация на антропологические корни педагогическогопроцесса и их принципы, характерные для хореографической педагогики;

— создана научная концепция становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России, обеспечивающая освоение каждым учащимся или студентом профессиональных знаний, умений и навыков артистов балета, осмысление и принятие непреходящих ценности искусства и культуры как механизмов рефлексии^ и взаимодействия с другими людьмираскрыта специфика системы становления и развития педагогических традиций^ хореографического образования в России, что позволяет реализовать на практике идею трансформации социально значимых хореографических ценностей в личностные через их предметное воплощение. г.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: — выявлена историческая специфика институциализированных и неинституциализированных форм хореографического образования, в Россииразработана теория процесса становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России, в основу которых положено соединение вектора целей, вектора состояния (в который входит и вектор педагогической деятельности) и вектор ошибок. Данная теория является совокупностью возможностей творческих действий (либреттистов, балетмейстеров, композиторов, музыкантов, художников, артистов балета), обеспечивающих целостность процесса формирования профессионала в условиях вуза, училища, мотивированности на саморазвитие и самосовершенствованиетеоретически обоснована трансформация принципов в формировании педагогической традиции хореографического образования в Россиисоздана теоретическая модель становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России в оптимальных психолого — педагогических условиях и культурно-образовательной среде вуза, училища, которая содержит следующие компоненты: принципы становлениямеханизм становления педагогических традиций хореографического образования, механизм развития педагогических традиций, объединяющий в себе культурно-творческие и педагогические компетенции преподавателей и талант учащихся как сложное сочетание целостных ориентаций и отношений субъектов учебнотворческого процесса.

Практическая^ значимость исследования определяется возможностью применения теоретических и, методологических выводов, полученных в его результате, в деятельности научных и педагогических структур системы образования> поформированию стратегии развития5 хореографического образования'.в нашей стране. Результаты исследованиям применимы, при — разработке концептуальных ориентиров образовательной политики федеральногои региональногоуровней в области развития" хореографического образованияони позволяют определять концептуальные приоритеты содержания профессиональной подготовки артистов балета, педагогов хореографии и балетмейстеров.

Материалы исследования могут быть использованы также в процессе обучения в качестве пособия в лекционных курсах по истории отечественного хореографического образования.

Достоверность, и обоснованность результатов исследования обеспечены его теоретической базой, исходными верифицированными методологическими позициями, доказавшими свою эффективность, в системе современной отечественной хореографической педагогикиопорой на фундаментальные труды, научные концепции и методологию^ в области педагогики, истории педагогики и образования, философии, психологии, культурологиисовокупностью использованных методов, адекватных целям и задачам исследования, значительное место среди которых занимают источниковедческиеа также подтверждением концептуальной непротиворечивости положений и выводов диссертации основным положениям современной педагогической науки в становлении и развитии педагогических традиций хореографического образования в России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. История педагогики призвана вносить свой вклад в дальнейшее развитие методологии и теории становления и развития педагогических традиций хореографического^ образования в России, что представляет собой составную часть целостного базиса и воплощает в этом смысле историко-методологические функции.

Здесь история педагогикис одной стороны, представляет собой историю идей и педагогических традиций в хореографическом образовании и воспитании, а с другой, — педагогическую традицию в хореографическом образовании нельзя рассматривать вне контекста развития всей системы хореографического образования.

2. Педагогические традиции — это средства избирательной фиксации и трансляции наиболее значимого социально-деятельностного опыта в образовательных системах. Педагогические традиции хореографического образования в России на протяжении всего времени своего существования характеризовались накоплением и концентрацией художественного и творческого уникального потенциала высокого искусства хореографии, передового в мире.

В педагогической традиции российского хореографического образования школа как социальный институт—это самостоятельный художественно-педагогический механизм, организационно-методическая, учебная и идейная система, наиболее эффективно сохраняющая, накапливающая и транслирующая педагогические традиции в новое конкретно-историческое измерение.

3. Специфика хореографической культуры периода зарождения классического танца в нашем понимании определила отдельные направления учебно-воспитательной работы в сфере хореографического образования в России, сформировала педагогические требования к развитию академической культуры танцовщика. Цель хореографического училища — сформировать основу, фундамент профессиональной культуры артиста балета.

Общекульт.урные тренды нации и конкретно-исторические условия функционирования хореографического* образования" взаимосвязаны, причем, развитие1 педагогических традиций прямо пропорционально уровню,' светской' культуры и распространению высокого искусства в обществе. Хореографическое образование в России представляет1 собой? качественно" своеобразный конгломерат элитарного^ художественного, образования, суммирующий > педагогические традиции хореографииспособный обеспечивать поддержание достойного уровняподготовки артистов балета.

4. Выявление исторических основ организации и содержания педагогических традиций отечественного хореографического образования по стреле времени-позволяет приблизиться к пониманию его культурно-исторического значения, перспектив его развития в современных условиях. Полнота исторического обоснования достигается за счет объединения многообразия процессов. Поэтому хореографическое образование в силу своей специфики стремится как можно полнее охватить горизонты индивидуального развития каждого начинающего артиста балета, сообразно представлениям эпохи об идеале субъекта культуры.

Артист балета обучается и воспитывается не в одиночку: воспитание в коллективе занимает особое место среди целей образовательного хореографического учреждения. Поэтому педагогические традиции формирования его умений, необходимых для реализации творческих способностей, зависит от партнера при обучении дуэтно-классическому танцу и в перспективе на сцене.

5. Обучение хореографическому искусству требует от педагога и балетмейстера широких знаний в различных отраслях и жанрах искусства — живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, костюма и т. п. Постоянное стремление к обновлению танцевальных форм и стилей сочетается с обязательной опорой на традиции классического танца. Поэтому ведущей педагогической традицией хореографического образования можно сформулировать как единство новаторства и традиций в сочетании с традициями интегрированного освоения всех видов искусства.

Все функционирующие школыхореографии — Московская, Санкт-Петербургская, Пермская, Новосибирская, Воронежская и т. д. — обладают собственными педагогическими принципами, сводящимися к единству традиционности и новаторстваобязательности межпредметных связей, системному единству научно-исследовательской, учебной и творческой деятельностиприменению индивидуализации, личностно-ориентированного и антропологического подходов, полимодальной наглядности обучения и непрерывности процесса формирования личности артиста балета.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах в: выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Московской государственной академией хореографии, по вопросам методики преподавания хореографических дисциплин, специфики обучения на различных уровнях образовательных программ, реализации профессиональной практики в образовательных учрежденияхв выступлениях на кафедре классического танца Московской государственной академии хореографии, на всероссийских научно-практических конференциях;

— на международных научно-практических конференциях;

— публикации тезисов, статей (см. список авторских публикаций в конце автореферата);

— процессе преподавательской деятельности, отчетных концертов и спектаклей учащихся ГОУ Центр Образования № 1601;

— диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой классического танца Московской государственной академии хореографии и кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Структура диссертационного исследования отражает решение основных аспектов изучаемой проблемы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

История русского классического балета неразрывно связана с такими крупнейшими образовательными учреждениями отечественной хореографической педагогики, как Московская государственная академия^ хореографии, Академия русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, хореографические училища в Перми, Воронеже, Новосибирске и др., которые на протяжении многих лет своего функционирования неизменно служат целям последовательного развития отечественной педагогики искусств, интеграции и сохранения традиций классического танца. Однако за время своего существования система хореографического образования в России претерпела многочисленные изменения, которые качественно трансформировали ее роль в становлении художественно-педагогических традиций русского балета.

Устойчивость педагогических традиций в системе хореографического образования как ведущего элемента определяется не только временным параметром, сколько их ценностно-ориентированным потенциалом. Изучение педагогических традиций хореографического образования в России позволило выявить ценностно-ориентированный потенциал искусства балета в конкретно исторический период развития общества и определить те области культуры, которые особенно значимы для страны в данный период. Применительно к хореографической педагогике, можно утверждать, что повышенное внимание к этой отрасли педагогических наук в последнее время не случайно: культура, искусство балета как наиболее элитное в мировой классификации вид искусства позволяет формировать гармонично развитую, полноценную личность, обладающую высоким духовным потенциалом. Именно поэтому изучение проблем педагогических традиций в педагогике искусства балета в целом и в хореографическом образовании в частности, становится важной прикладной задачей" сохранения и развития педагогических традиций хореографического. образования в России;

В педагогическойтрадициихореографического? образования. в России" на протяжениивсего времени" существования, его-институциализированных формнаблюдалась. тенденция? постепенногоотказа от образовательного подходасвязанного с доминантой! знаниевогоь компонента!- в педагогическом процессе, в пользу расширениякак номенклатуры педагогических методов и приемов, так и роли процессов развития качеств личности, выходящих за рамки рационального познания. Сфераискусства, к которой относится педагогика хореографии, определяет необходимость полномасштабного, комплексногои гармоничного развития личности артиста балетав связи с чем" уже на протяжении многих лет в отечественном хореографическом, образованиинарастают тенденции многомерной интеграции: внутрипредметной, образования и воспитания, интеграции подходов к постановке образовательного и воспитательного процессов. Хореографическое образование/ в силу своей специфики стремится как можнополнее охватить горизонты индивидуального развития каждого начинающего артиста балета сообразно представлениям эпохи, в связи с чем хореографическое образование в России становитсяпоказательным отражениемкак приоритетов педагогической мысли, так икультурно-исторических реалий каждого периода своего становления;

Можно утверждать, что существует особое культурно-историческое явление — отечественная школа хореографического образования. Это явление, не только теснейшим образом взаимосвязанос культуройнации, но и поднимает ее на новые высоты, определяет существование как одного из направлений высокого искусства — классический танец, так и предъявляет жесткие требования к педагогическим условиям своего существования, развивает педагогическую науку и практику. Формируя. личность будущего: артиста-балетабалетмейстера или педагога, школа как хореографическая система формирует его сознание, профессиональные и личностные качества.

Рассматривая становление: художественно! — педагогических традиции" отечественной! балетной? школы? в культурно — историческом? контекстеможно" констатировать, что хореографическое: образование? в Россиипредставляет собой качественно своеобразный конгломерат элитарного художественного образования^, суммирующий: педагогические: традиции хореографического образования, способныйобеспечивать поддержание достойного уровня подготовки артиста балета. Педагогические традиции хореографического образования по мере своей институциализации: приобретают форму школы — самостоятельной педагогической системы, обеспечивающей организационно-методическийучебный и идеологический аспекты сохранения, развития и трансляции хореографической традиции.

Хореографическое образование в: нашей стране на. протяжении всего временисвоего существования активно" развивалось, накапливая и укрепляя художественно-педагогические традиции классического? танца. Организационная составляющая педагогических традиций хореографического образования в России может быть представлена такими, характерными, признаками, как укрепление институциализации образования, расширение номенклатуры программ профессионального хореографического образования и обеспечение четкой аутентичности профессиональной подготовки, соответствующей статусу «школы» как носителя педагогических традиций.

На материалах произведенного рассмотрения можно утверждать, что педагогические традиции хореографического образования вРоссии развиты исключительно высоко, и не, требуют трансформации в соответствии с социально-экономическими трендами современности. В сложных условиях реформирования образовательной системы России, отечественная хореография продолжает сохранять свои художественно-педагогические традиции, которые можно выразить такими принципами, как единство традиционности и новаторства, обязательность межпредметных связей, системное единство научно-исследовательской, учебной и творческой деятельности, применение индивидуализации, личностно-ориентированного и антропологического подходов, полимодальная наглядность обучения и непрерывность процесса формирования личности артиста. Синтез названных педагогических принципов и определяет неповторимое качественное своеобразие становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Активные методы педагогического общения и его оптимизация /под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. и др. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ. 1997. — N1. — С. 12- 27.
  3. Г. Д. К проблеме воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогической теории и практике средней школы России 30 50-х годов XIX века // В кн.: Вопросы истории и педагогики. — М., 1972.
  4. B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 157 с.
  5. Ю.П., Азарова Л. Н. Трансцендентальная педагогика. Ч. 1. Общие проблемы методологии и теории содержания педагогики высших ценностей. — М. 2001
  6. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (История и современность) // Материалы XVIII сессии Науч. совета РАО по пробл. ист. образования и воспитания. Октябрь 1997 г. / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО. 1997. — 370 с.
  7. М. В. Всеобщая история искусств в 3 т. М., 1948−1955.
  8. A.A. Педагогические условия использования видеотехники в процессе обучения классическому танцу. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 298 с.
  10. Ю.Андрианова И. А., Зубкова Л.Г.
  11. А. Г. Школа, образование и учебная книга в России в . ХУПвекс// Сов. педагогика. 1974. — № 4. — С. 103- 119- V
  12. Т2.Ариарский М. А. Методика «погружения» в специальность. Санкт-. Петербург: Санкт- Петербургский- гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 247 с.
  13. А. И. Цивилизация грядущего столетия, культурологические размышления. М. Грааль, 1997. — 326 с.
  14. А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  15. Арнольд овА. И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). М.: Грааль, 2000. — 107 с.
  16. А. А. Золотой век русского меценатства. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. — 112 с.
  17. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Под ред. Е. А. Медведева и др. М., 2001. — 248 с.
  18. С. И., Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  19. В. Ф. Античная философия. М. — Высшая школа, 1976.
  20. А. С, Козлова. Н. Н., Матвеева С. Я. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФРАН, 1994. — 248 с.
  21. А. С., Ильин А. С Российское государство: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 382 с.
  22. Бабанский 10. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., Просвещение, 1982. 192 е., 23. Базарова Н. П. Классический танец/ Н. П. Базарова. JI.: Искусство, 1984.-200 с. : — •
  23. Н. П., Мей В. 11. Азбука классического танца. 2-е изд. Л., Искусство- 1984.
  24. Балет. Энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1981. 623 с.
  25. Баткин Л: М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.:Наука, 1989. — 270 с.
  26. Бахрушин"Ю. А. История русского балета. 3-е изд. М. 1977.
  27. Ю. А., Косоруков В. Балет. М.: Советский художник, 1966. -84 с.
  28. ВС. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. — 84 с.
  29. М. Т. Школа и система образования в России в конце XVIII века/ Вестник МГУ (Историко философская серия). — 1959. -№ 2.-105 с.
  30. Беляева-Челобитько Г. В. История хореографического искусства России и зарубежных стран. М., 2002:
  31. Бенин В Л. Педагогическая культурология. Курс лекций. Уфа 2004. С. 95.
  32. H.A. О назначении человека. М., 1993.
  33. Л.И. Новые образовательные технологии в учебном процессе // Инновации в образовании. 2003. — № 2. С. 76- 78.
  34. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., ВШ, 1998. 144 с.
  35. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практик современного образования. М., 1994.
  36. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1993.
  37. К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. М., 1964.
  38. Л. Д. Классический танец. История и современность. М., Искусство, 1987. 556 с.
  39. В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова Под ред. Н. К. Гончарова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 183 с.
  40. Ю. В. Мир танца. Начало пути. Образовательная программа. М. ЦРТДЮ им. Косарева, 2003. 32 с.
  41. Г. Ф. Работа над танцевальной речью. Учебно -методическое пособие. М., ВЦХТ, 2006. 160 с.
  42. Г. Ф. Самобытность русского танца. М., МГУК, 2003. 222 с.
  43. Богданов-Березовский В. Статьи о балете. Л., 1962.
  44. В. И. Педагогические технологии. — Пятигорск, 1997. -396с.
  45. М. М. Русское общество и наука при Петре Великом. -Л., 1926. 28 с.
  46. М. В. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. М., 2000.
  47. М. В. Очерк истории отечественного образования XIX—XX вв.еков. М., 2002. — 92 с.
  48. М. В. Развитие общего и среднего образования: проблемы и решения. Из истории образовательной педагогики 20- х годов XIX века. М., 1994.
  49. М. В. Российское образование на переломе эпох. Ростов/Дон: Изд-во Ростов гос. пед. ун-та, 2002. 242 с.
  50. М. В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность // Современные проблемы историко педагогической науки. — Т. 1. — М., 1994.
  51. М. В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. — № 5. — С. 15- 21.
  52. А. А. Народно-сценический танец. Программа для хореографических училищ по специальности 0506 «Артист балета». М., 2004.
  53. Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. М., 2000. — 162с.
  54. М. В. Материалы по истории русского балета / М. В. Борисоглебский. Т. 1- 2. Л., 1938- 1939.
  55. Е. В. Московское хореографическое училище/Е. В. Бочарникова. -М., 1971.
  56. Е. В., Габович М. М. Балетная школа Большого театра. М., 1957.
  57. А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, 2001.
  58. А. Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII XIX века): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., 2005.
  59. А. Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. М.: Московский философский фонд, 2001.-412 с.
  60. Ф. Сочинения. М., 1977- 1978. — Т. 1, 2.
  61. А. Я. Основы классического танца. 9-е изд. СПб., Лань, 2007. 192 с.
  62. Е. О. Записки балерины Санкт- Петербургского Большого театра. 1867- 1884. Л.- М., 1937.
  63. Е. П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов -хореографов и балетмейстеров. Психолого педагогические аспекты обучения студентов театральных вузов. М., ГИТИС, 1996. Вып. 3.
  64. Е. П. К изучению роли советской хореографической школы в становлении балетных трупп мира. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. М., ГИТИС, 1980.
  65. Е. П. Образцы классического наследия «Советский балет», 1984. № 4.
  66. Е. П. Система мужского классического танца. М., ГИТИС, 1999. 456 с.
  67. В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971.
  68. В. В. Статьи о балете. Музыкально эстетические проблемы балета. Л., Музыка, 1980. — 192 с.
  69. Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. М., ГИТИС, 1994. -160 с.
  70. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  71. С. Г. Традиции как социально педагогический феномен//В сб.: Традиции и современность в образовании. — СПб, 1996.-Ч. 1.-С. 12- 15.
  72. Взаимодействие и синтез искусств /Ред.: Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров и др. Л.: Наука, 1978. — 269 с.
  73. В. Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. 1981. № 35.
  74. В. Б. Традиция как социально-философская категория// Философские науки. 1980. — № 4. — С. 36
  75. А. Л. Книга ликований. М., АРТ, 1992. 297 с.
  76. А. Л. Статьи о балете. СПб., Гиперион, 2002. 400 с.
  77. Все о балете. М. — Л. Музыка, 1966. — 455С.
  78. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М., 1996.
  79. . Л. Западное европейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Педагогика, 1994. № 2. — С. 103 112.
  80. . Л. Сравнительная педагогика. Воронеж: НПО МОДЕК, 1996. — 256 с.
  81. JI. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000:-416 с.
  82. Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика — Пресс, 1999. — 536 с.
  83. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / Под ред. В. Г. Кинелева. М., 1995
  84. А. В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1997 -352 с.
  85. Г. Г. Актуальность прекрасного /Пер. с нем. /Г. Г. Гадамер. -М.:Искусство, 1999. 367 С.
  86. В. Г. Дивертисмент. М., Искусство, 1981. 383с.
  87. . М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982.-250 с.
  88. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. — 303 с.
  89. М. Азбука балета. Пер. с итальянского. М., БММ АО, 2001.-240 с.
  90. И. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940.-Т. 1.-292 с.
  91. . С. Философия образования XXI века. М.: Современник, 1998. — 608 с.
  92. СИ. Основы педагогики: введение в прикладную философию. -М, 1995.
  93. А. Воспоминания балетмейстера. Л.- М., 1940.
  94. С. Н. Уроки классического танца в старших классах/ С. Н. Головкина. М.:Искусство, 1989. — 160 с.
  95. С. Л. Балет Дягилева, 1909 1929. М., APT СТД РФ, 1993.-383 с.
  96. В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Педагогика, 1996. — 256 с.
  97. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / /Исследования и материалы: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. М.: Изд- во. АПН СССР, 1990. — 200 с.
  98. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX -90- е годы XX века) / Под ред. М. В. Богуславского, 3. И. Равкина. М., 1998.
  99. Е. Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. Новосибирск, 1985. — 86 с.
  100. М. А. Процесс обучения в советской школе. М., 1958.
  101. М. А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. — 618 с.
  102. М. А., Скаткин М. Н. и др. Дидактика средней школы: Уч. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975.
  103. А. П. Золотой век Юрия Григоровича. М., Алгоритм, Эксмо, 2007. 400 с.
  104. А. Н. Педагогика: история педагогических идей. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 352с.
  105. А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
  106. А. Н. Сравнительная педагогика. М., Академия, 1998.- 159 с.
  107. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под. ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1989. — 220 с.
  108. В. А., Люрья Н. А. Образование как социальная система, тенденция и перспективы развития. Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. — 182 с.
  109. Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — СПб, 1994.
  110. Е. И. О переосмыслении отечественной философско-мировоззренческой традиции в образовании / /В сб.: Традиции и современность в образовании. СПб., 1996. — 4. 1. — С. 2427.
  111. Р. Л. Разработка К. Д. Ушинским проблем средней общеобразовательной школы России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 1974.
  112. Н. А. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от 17 до начала 20 века.
  113. О. В. Очерки по философии образования. М., 1995.
  114. Дж. Педагогика и психология мышления. М.: Совершенство, 1997.
  115. В. К. Организационная структура процесса обучения и ее развитие. — М.: просвещение, 1989. 134 с.
  116. С. Ф. Российское образование: история и современность. М., 1994.
  117. С. Ф.. Теория образования в педагогике России начала XX века: Ист. пед. оч. — М.: Педагогика, 1987. — 150 с.
  118. С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1994.
  119. В. П. Высшая школа СССР за 50 лет (1917 1967). М., 1967.
  120. И. Г. Письма к Ж. Ж. Новерру. Введение в эстетику классической хореографии. Ижевск, МСА, 1988. — 301 с.
  121. А. В. Классический балет и модерн танец в Японии. М. Прометей, 2006. 77 с.
  122. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266- 1.
  123. Р. В. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. М., Искусство, 1989. 89 с.
  124. Р. В. Записки балетмейстера. М.. Искусство, 1976. -351 с.
  125. Р. В. Искусство балетмейстера. М., Искусство, 1954. -428 с.
  126. Р. В. Сочинение танца. М. Искусство, 1989. 256 с.
  127. Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 1621.
  128. В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. Самара: 1998. — 216 с.
  129. Ю. Магия русского балета. Пермь, ИПК Звезда, 2004. -304 с.
  130. А. Е. Высшая школа России в конце XIX века. М., 1991.
  131. Ю. В. Категория «традиция» с точки зрения современной философии / / Традиции и инновации в системе образования. Материалы науч. практ. конф. — Чита, 1997. — Ч. 1. — С. 56- 60.
  132. Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2 томах. М.: Искусство, 1973.
  133. Из истории педагогической мысли России (1941 1985 гг.). В 2-х Т. -М., 1993.
  134. Институт Русского балета (архив МГАХ). Буклет. Токио, 1998.
  135. История образования и педагогической мысли / Латышина Д. И.. М.: Гардарики, 2003.
  136. История образования и педагогической мысли / Торосян В. Г.. -М.: Владос, 2003.
  137. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / Под ред. 3. И. Васильевой. М.: Академия, 2001. — 416с.
  138. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Пискунов А. И.. М.: Сфера. 2004.
  139. История педагогики на пороге XXI века: историография, методология, теория. Ч. 1. Историографические и методологические проблемы историко педагогической науки / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. — М., 2000.
  140. История художественного образования в России. Выпуск 1- 2. СПб: Композитор, 2007.
  141. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985, № 4, с. 9- 17
  142. П. М. О балете. М., Искусство, 1969. 224 с.
  143. Т. П. Театральная улица: воспоминания. М., Центрополиграф, 2004. 317 с.
  144. И. Т. Традиция в структуре познавательного процесса: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. — М., 1989.
  145. А. А. Основы русского народного танца. М., МГИК, 1994. 320 с.
  146. С. И. Большой балет. Взгляд изнутри. М. ЦПУ Радуга, 2008. 207.
  147. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1994.
  148. М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. -М., 1989.-324 с.
  149. Классики хореографии. М.- Л.: Искусство, 1937. — 300 с.
  150. Классический танец- Примерная программа для специальности 0506, хореографическое искусство. М., Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2005. 32 с.
  151. Классический танец. Программа для хореографических училищ. М., Валент, 1995. 38 с.
  152. Классическое наследие, Вариации из балетов русских хореографов/М.:Союзтеатр, 1989- -40 С.
  153. Т. К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе профессионально-педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: Материалы науч. практ. конф. -Чита, 1997.-Ч. 1.-С. 38−42.
  154. Т.В. Эволюция интенсивности художественной жизни: театр и драматургия России и западной Европы 15−20 века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Краснодар, 2007.
  155. А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. — 368 с.
  156. Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 856 с- Т. 2. — 576 с.
  157. Ш. Танцевальный словарь, содержащий в себе историю, правила и основания танцевального искусства/ Ш. Компань. М.:Университетская типография, 1790. — 437С.
  158. Г. Б. Проблема базисных педагогических традиций // Свободное воспитание. Вып. 2. 1993.
  159. Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. М. Владимир, 1998. — 48с.
  160. Г. Б. Объект и предмет историко-педагогических исследований // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 16. М., 2002.
  161. , Г. Б. Всемирная история педагогики. Учебное пособие. М.
  162. В. С. 100 уроков классического танца. Л., Искусство, 1981. 262 с.
  163. В. С., Писарев А. Школа классического танца. Л., Искусство, 1976. 272 с.
  164. В. М. Анна Павлова. Л. М., Искусство, 1964. — 220 с.
  165. В. М. Западноевропейский балетный театр. М., Искусство, 1979.
  166. В. М. История русского балета/ В. М. Красовская. Л., 1978.
  167. В. М. Профили танца: Сборник. СПб., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 1999. 400 с.
  168. В. M. Русский балетный театр второй половины Х1Хв. / В. M. Красовская. JI. М. 1963.
  169. В. М. Русский балетный театр начала 20 века в 2 т. Л., Искусство, 1971. 2 т.
  170. В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. / В. М. Красовская. Л. М. 1958.
  171. А.Л. Конфигурации культурного роста // Избранное: Природа культуры М., 2004. — С. 7 — 800.
  172. А. Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода: Метод, рекомендации. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1996.
  173. П. Г. Идея межпредметных связей в истории педагогики // Советская педагогика, 1964, № 12.
  174. В. Воспоминания. М.: Центрополиграф, 2005. -415 с.
  175. Г. С. Вопросы эстетического воспитания. М: Педагогика, 1987. — 105 с.
  176. Л. М. Документы. Статьи. Воспоминания/ Л. М. Лавровский
  177. Д. Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX в): Уч. пособие — М.: Форум, 1998.
  178. М.К. Из истории Московской балетной школы (1945−1970).-М. 2008.
  179. А. И. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М: Педагогика, 1983. — 3I8C.
  180. С. Мемуары Икара. Пер. с фр. Беляевой Г. С. М., Искусство, 1995. 358 с.
  181. . Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках. Самара, 1997.
  182. . Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998.- 199 с.
  183. . Т. Педагогика. М. .: Юрайт, 2001.
  184. Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец XIV начало ХУ1 веков). — М.: Госпилитиздат, 1946. — 160 с.
  185. Д. С. Наука и просвещение в России до XVIII века. //В кн.: История Академии наук СССР (1724 1808). — М. — Л., 1958. — Т. 1.-С. 13- 19.
  186. М. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991. — 339 с.
  187. А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца/ А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. -СПб. М. — К.:Лань, 2006. — 344 с.
  188. А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  189. Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVII начало XIX веков). — СПб: Искусство, 1997.-398 с.
  190. Ю. М. Воспитание души. СПб.: Искусство — СПб, 2003.-275 с.
  191. Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. — 704 с.
  192. Дж. Учебник для юных танцовщиков. Токио. Дайсюкан, 1995.
  193. И. В. Размышления о драматическом искусстве в классическом балете/И. В. Македонская. М.: МГАХ, 2002. — 99 с.
  194. , Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. № 2. С. 78−96.
  195. Т. А. Театр воспитывает. М.: Педагогика, 1976. -128 с.
  196. А. Г. Мотивация и личность/А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
  197. В. М. Между прошлым и будущим: Избр. Социально -философская публицистика// РАН- Ин-т философии. М., 1996. — 150 с.
  198. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.
  199. В. М. Российская школа в контексте европейского образования (Историко теоретический анализ): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13. 00. 01). -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1996.
  200. А. Танец. Мысль. Время. М., Искусство, 1990. 265 с.
  201. А. Уроки классического танца. СПб., Лань, 2004. -400 с.
  202. С. Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М., Олимпия Пресс, 2005.
  203. П. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.
  204. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. — 136 с.
  205. Е. Г. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2005.
  206. В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического тренажа / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И Чекрыгин.- М. Л.?Искусство, 1940. — 360 с.
  207. В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). Курс лекций. СПб.: ЦИПК РР и СТО, 1996 .-212 с.
  208. А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. об-во России, 2001.-320 с.
  209. С. А. Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов на Дону, 2004.
  210. Е. Н. Большой балет. М., Знание, 1964. 54 с.
  211. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. 3. И. Равкина. М., 1996.
  212. Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии. Сборник примерных учебных программ. Улан-Удэ. ВСГАКИ, 2007. 270 с.
  213. А. В. Советы педагога классического танца. СПб., Искусство, 2002. 201 с.
  214. . Ж. Письма о танце/ Ж. Ж. Новерр. Л. -М.:Искусство, 1965. — 374 с.
  215. А. Н. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития). М., 1997.
  216. А. М. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.
  217. Образование: идеалы и ценности (историко теоретический аспект) / Под ред. 3. И. Равкина. М., 1995.
  218. Э. А. Динамика городской культуры в условиях ускорения социально-экономического развития: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук.- М., 1987.
  219. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР / Отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1992.
  220. В. И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии. 2004. — № 1(37). — С. 33- 44.
  221. В. М. Волшебный мир танца. М., Просвещение, 1985.-223 с.
  222. М., Лендри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные ценности в пер. с англ. М.:Классика- 21 в., 2003.
  223. Педагогика: Учебное пособие. М., Академия, 1998. 246 с.
  224. П. А. Уроки классического танца. М., Вся Россия, 1999. 428 с.
  225. Н. И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — 496 с.
  226. А. И. Методы педагогических исследований. М., 1980.
  227. В. Д. Традиции и общество: опыт философско -социологического исследования. М., 1982. — 183 с.
  228. И. Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX в.: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 1997.
  229. Г. Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. М., АО Галерея, 1999. 63 с.
  230. В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли. Учебник справочник. М. 1995.
  231. В. М. Философия образования. Кострома: Изд-во ЮГУ, 1999. — 283 с.
  232. Н. С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М., 1993.
  233. , Л. В. Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX — начала XX вв. М.: Национальный институт бизнеса.
  234. В. Секреты танцев Древней Греции/В. Ромм. -Новосибирск: ТРИНА, 1999. 156 с.
  235. Российская педагогическая энциклопедия / Ред. кол. В. В. Давыдов (гл. ред.) и др.- В 2-х т. М.: Большая российская энциклопедия — М., 1999.
  236. , М. В. Российская система образования: состояние и перспективы / М. В. Рыжаков, А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. — № 1. — С. 3- 20.
  237. В. С. Педагогические основы формирования культуры быта. М., 1966. — 103 с.
  238. Л. Н. Уроки классического танца. СПб., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. 192 с.
  239. Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке. Выпуск 10. М., 2007. 108 с.
  240. С. В. Частное образование в России (последняя четверть XVIII первая половина XIX вв.) / С. В. Сергеева. — Пенза: Изд-во ПГПУ, 2000. — 159 с.
  241. П. А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 2008.
  242. М. А. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М: Педагогика, 1986. — 150 с.
  243. В. А. Педагогика. М., 1997.
  244. В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3 — С. 37 -42.
  245. А. И. Советский балет. М. Л., Искусство, 1950. -366.
  246. Ю. И. Путь характерного танца/ Ю. И. Слонимский
  247. И. П. Человек образование — профессия — личность. М., 2002.
  248. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  249. Соколов-Каминский А. А. Советский балет сегодня. М., Знание, 1984. 112 с.
  250. И. И. Статьи о балете. Л., Искусство, 1973. -206 с.
  251. В. С. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1989.
  252. Н. Уроки характерного танца/Н. Стуколкина. -М.:ВТО, 1972.-398С.
  253. Е. Я. Хореографическое искусство 20- х гг. Тенденции развития. М., Искусство, 1979. 360 с.
  254. И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
  255. В. А. Хрестоматия по эстетике. — М.: Педагогика, 1990. 303 с.
  256. Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. АПН РСФСР, 1960. — 255 с.
  257. Там, где рождается танец, М., 1977.
  258. Н. И. Классический танец: школа мужского исполнительства. М. Искусство, 1971. 493 с.
  259. В. А. Александр Лапаури. М., 1980.
  260. Традиции и инновации в системе образования: Материалы научно-практической конференции. В 2- х ч. Чита, 1997.
  261. И. В. Конструктивная педагогика: Учеб. пос. / Под общей ред. В. Л. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 320 с.
  262. В. Ю. Пути русской школы. М.: Свет отечества, 1994. — 96 с.
  263. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. — 351 с.
  264. В. К проблемам современной балетной хореографии. Сборник статей. М., НИИ Культуры, 1974.
  265. В. Природа танца. М., Советская Россия, 1991.
  266. Т. А. Лексика русского танца. М.: Балет, 2006. -208С.
  267. М. М. Общественно педагогическая деятельность и педагогические взгляды Д. И. Тихомирова. — М., 1961. — 24 с.
  268. К. Д. Собр. соч. В 11 томах / Под ред. А.:М. Еголина, Е. Н. Медынского, В. Я. Струминского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948- 1952.
  269. С. С. Воспоминания мастеров Московского балета. М., Искусство, 1990. 377 с.
  270. Хореография. Примеры для чтения/СПб.?Театральное училище Л. И. Гершунова, 1899. 55 с.
  271. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Сост. М. И. Анисов. М., 1972.
  272. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С. Ф. Егоров. -М., 1986.
  273. Художественная культура и гармоническое развитие личности /под. ред. Ю. У. Фохта Бабушкина. — М.: Наука, 1987. — 222 с.
  274. Художественная культура и эстетическое развитие личности /под. ред. Мазепы В. И. Киев: Наук, думка, 1989. — 292 с.
  275. Художественная культура: Понятия и термины. Сост. Л. Н. Дорогова. М.: Знание, 1978. — 208 с.
  276. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения /Отв. ред. Б. С. Мейлах. Л.: Наука, 1982. — 286 с.
  277. С. Н. История танцев. Петроград: Петроградская газета, 1915.-460С.
  278. А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии/А. Я. Цорн. Одесса, 1890. — 346С. Шевелев И. ILL, Марутаев М. А.,
  279. В. В. В мире танца. Л.- М., Искусство, 1964. 132 с.
  280. Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М.: Высшая школа, 1961.
  281. Н. Е. Длинные тени. Записки историка балета и театрального критика. М., Редакция журнала «Балет». 2007. 448 с.
  282. . Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 1999. — 223 с.
  283. И. А. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
  284. Г. И. Роль деятельности в учебном- процессе — М.: Просвещение, 1986. 176 с.
  285. Энциклопедия «Балет». М.: Советская энциклопедия, 1981. -623 с.
  286. Н. П. Педагогическая традиция: опыт концептуализации: Монография. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002.
  287. М. Н. Профессионально педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога -хореографа в ВУЗе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13. 00. 08. — Тамбов, 2001.
  288. . П. Современная концепция образовательной области «Искусство» /Виды искусства и их взаимодействие. М.: ИХО РАО, 2001.-210 с.
  289. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. -М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  290. С. П. Цель и средство в управлении малой группой // Учеб. метод, пособие. — Барнаул: БГПУ, 1989. — 173 с.
  291. Adshead-Lansdale, Janet, and June Layson, eds. Dance History: An Introduction, 2nd ed. London/New York: Routledge, 1994.
  292. Bentley, Toni. «The Heart and Sole of a Ballerina’s Art: Her Toe Shoes» Smithsonian (June 1984) vol. 15.
  293. Buckroyd, Julia. The Student Dancer: Emotional Aspects of the Teaching and Learning of Dance. London: Dance Books Ltd., 2000.
  294. Cohen, Selma Jeanne. Dance as a Theatre Art: Source Readings in? Dance History from 1581 to the Present. Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1992. .3 07. Farrell, Suzanne. Holding on to the Air: An Autobiography. New
  295. York: Summit Books, 19 901 308: Flint, Vi vi, and Knud' Arne Jurgensen. Bournonville Ballet-
  296. Technique: Fifty Enchantments. Eondon: Dance Books Ltd, 1992. 3 09. Franklin, Eric N. Dance Imagery for Technique and Performance.
  297. Champaign, IL: Human Kinetics, 1997. 310: Grieg, Valerie. Inside Ballet Technique: Separating Fact from Fiction in the Ballet Class. Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1994.
  298. Haskell- Arnold. The Russian Genius in Ballet. New York: Pergamon, 1963.
  299. Hill, Lorna. La Sylphide: The Life of Marie Taglioni. New York: Evans, 1967.
  300. Kaye Elizabeth, with Clive Barnes. American Ballet Theatre: A 25 Year Retrospective. Kansas City. MO: Andrews McMecl, 1999.. -
  301. Levine, Ellen. Anna Pavlova: Genius of the Dance. New York: Scholastic, 1995.
  302. Martins Peter, and the New York City Ballet. The New York City Ballet Workout. New York: William Morrow & Company, 1997.
  303. Moore, Lillian. Artists of the Dance. New York: Bloom, 1969.
  304. Paskevska, Anna. Both Sides of the Mirror: The Science and Art of Ballet, 2nd ed- Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1992.
  305. Sachs, Curt. World History of the Dance. New York: Norton, 1963 —
  306. Schorer, Suki. Balanchine Pointe work. Society of Dance History Scholars, 1995.
  307. Smith, Marian. Ballet and Opera in the Age of Giselle. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000.
  308. Sorell, Walter. The Dance Has Many Faces. Chicago: A Cappella Books, 1992.
  309. Warren, Gretchen Ward. The Art of Teaching Ballet: Ten Twentieth Century Masters. Gainesville, FL: University Press of Florida, 1996.
Заполнить форму текущей работой