Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности Молодежных образовательных центров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап (1995;2000 гг.) — Поисково-теоретический. Этот этап был посвящен изучению и теоретическому анализу философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, определению целей и задач исследования. Одновременно изучался практический опыт различных типов общеобразовательных учреждений (центров образования взрослых, центров образования молодежи, центров православной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы патриотического воспитания современных подростков
    • 1. 1. Генезис идей патриотического воспитания в истории отечественного образования и педагогической мысли XX века
    • 1. 2. Патриотизм и патриотическое воспитание в аспекте междисциплинарного анализа
    • 1. 3. Современные концепции патриотического воспитания
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию в Молодежных образовательных центрах
    • 2. 1. Ценностные основания патриотического воспитания современных подростков
      • 2. 1. 1. Патриотизм в структуре нравственных ценностей подростков
      • 2. 1. 2. Патриотическое воспитание как ценностно-ориентационный процесс
    • 2. 2. Воспитательный потенциал Молодежных образовательных центров и педагогические условия их реализации
    • 2. 3. Анализ эффективности патриотического воспитания в Молодежных образовательных центрах

Педагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности Молодежных образовательных центров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые произошли в конце прошлого столетия в России, привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания. Это повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания образования и воспитания. Агрессивное вторжение в менталитет российской молодежи ценностей западной культуры повлекло за собой возникновение депатриотизации подрастающих поколений.

По мнению ученых (Г.Н. Волков, А. Н. Вырщиков, З. Т. Гасанов, М. А. Горбова, В. В. Дранишников, И. М. Ильинский, В. А. Караковский, Ю. В. Квятковский, Н. М. Конжиев, Б. Т. Лихачев, А. Д. Лопуха, В. И. Лутовинов, Н. Д. Никандров Т.И. Петракова, Ю. В. Троицкий, Г. Н. Филонов и др.), в молодежной среде происходили атрофия чувства патриотизма, потеря национального достоинства, размывание традиционных ценностей, недостаточное освоение ресурса патриотизма, отстраненность подростков от включенности в общественно-полезную деятельность, отчужденность от семьи, Родины, неадекватное отношение к традициямсвоего народа, отсутствие координации и тесного взаимодействия всех социальных институтов, имеющих отношение к воспитанию детей и молодежи. В 90-х годах XX века категория патриотического воспитания оказалась вытесненной на периферию общественного, педагогического сознания.

В начале нового столетия прогрессивные силы российского общества пришли к пониманию того, что базой обновления общественных отношений в России, ее социально-экономического развития должны стать духовно-нравственные ориентиры человека. Особенно это касается молодежи.

Как обеспечить ее гражданское развитие, сформировать у нее потребность и готовность приносить пользу не только себе, но и другим людям, обществу в целом — вопросы, которые напрямую связаны с формированием у детей положительного отношения к людям, Родине.

Идея Родины, Отечества, служения ему как фундаментальная стала возвращаться в деятельность образовательных учреждений, в том числе и в школу.

Важным документом в преодолении негативных явлений в области патриотического воспитания стала Национальная доктрина образования (2000 г.), в которой как одной из основных целей обозначено — воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, высоконравственных и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Гражданственность и патриотизм на государственном уровне провозглашаются духовно-нравственной и социально значимой ценностью.

Стратегическим документом, который ориентирует все образовательные учреждения России на системное обеспечение патриотического воспитания молодежи, стала принятая Правительством РФ (2001 г.) государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001;2005 гг.».

Вместе с тем изучение программных документов, психологопедагогической литературы, анализ исследований и массовой педагогической практики позволили выявить целый ряд существенных противоречий, имеющих отношение к этой области. Эти противоречия имеют двоякий характер. С одной стороны, это социально-педагогические противоречия. К ним следует отнести такие, как:

— огромный исторический опыт россиян в патриотическом воспитании, нашедший воплощение в развитии науки, культуры, экономики и защите Отечества, и индифферентное отношение к нему со стороны определенной части работников культуры, образования, в том числе и педагогов;

— наличие объективных предпосылок для патриотического воспитания молодежи в современных российских условиях и издержки в развитии общества в переходный период, которые затрудняют развертывание работы по патриотическому воспитанию;

— стремление граждан к возрождению национальной самобытности, чувства национального достоинства и низкий уровень культуры межнациональных отношений.

С другой стороны, это противоречия личностно-психологического свойства:

— романтическое отношение подростков к Родине и их разочарование современным состоянием общества, проявляющееся в неадекватных негативных суждениях некоторых молодых людей о России;

— стремление подростков к действенному отношению к Отечеству и недостаточными практическими возможностями его реализации, их отрицательным отношением, как писал В. А. Сухомлинский, к «оголенности», прямолинейности идей и тенденций в воспитании личности;

— спецификой патриотического воспитания, в основе которого лежит обращение к внутреннему миру подростка, который видит свою Родину глазами гражданина, переживает за ее развитие, славу и могущество, и переносом в область патриотического и интернационального воспитания нормативной педагогики должного, присущей (и в определенной степени оправданной) другим направлениям воспитания;

— значительными потенциальными возможностями разнообразных социально-значимых видов внеурочной и внешкольной деятельности, которой школьники готовы заниматься на основе принципа свободного выбора, и ограниченными возможностями школ в их организации.

Разрешение этих и других противоречий многие исследователи и практические работники видят не только в модернизации патриотического воспитания в школьной практике, но и в более целенаправленной социально-педагогической деятельности по воспитанию у молодежи любви к Родине в процессе организации работы разнообразных учреждений дополнительного образования (В.А.Горский, Р. А. Кемза, О. А. Ломова и др.).

Среди них за последнее десятилетие значительное распространение получили Молодежные образовательные центры (МОЦ), которые компенсируют отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих подростков видов деятельностисодействуют выбору индивидуального пути (маршрута, траектории) образования и развития подросткаобеспечивают подростку «ситуацию успеха» и развивающего общения. Однако до сих пор их работа не являлась предметом специального научного исследования.

Таким образом, проблема, ее актуальность заключается в том, при каких условиях патриотическое воспитание может стать эффективным в деятельности Молодежных образовательных центров, насколько эта деятельность способна разрешить перечисленные выше противоречия. В соответствии с вышеизложенным была определена тема исследования:

Педагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности Молодежных образовательных центров".

Объект исследования: образовательный процесс в Молодежных образовательных центрах, предмет исследования — патриотическое воспитание подростков в их деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия успешной организации деятельности Молодежных образовательных центров по патриотическому воспитанию подростков.

Гипотеза исследования заключается в том, что МОЦ как специфическая форма социализации личности, направленная на всестороннее воспитание подростков, способна успешно формировать у них патриотизм как системное качество личности, если:

— МОЦ организуется и функционирует как специфическая воспитательная система гуманистической направленности, способствующая самоопределению, самоориентации, самореализации подростка в аспекте органического единства патриотического и планетарного, национального и интернационального сознания и поведения;

— педагоги Центра сориентированы на воспитание у подростков патриотизма как одной из высших нравственных ценностей, а сам процесс патриотического воспитания реализуется как процесс интериоризации этой ценности;

— моделирование и систематическое обогащение (инновирование) образовательного процесса в МОЦ осуществляется в ходе интеграции основного и дополнительного образования;

— оптимальная реализация материально-технических, организационно-структурных, психологических и собственно педагогических предпосылок обеспечивает ценностно-мотивационную включенность подростков в патриотическую деятельность компенсирующего и замещающего характера;

— разнообразные формы и методы воспитания в МОЦ соответствуют не только объективным целям и задачам патриотического воспитания, но и отражают личностные позитивные стремления подростков улучшать окружающую среду, постичь смысл жизни в русле общечеловеческих культурных традиций.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой ставились следующие основные задачи исследования:

1. Обосновать исходные теоретические предпосылки исследования.

2. Уточнить акцентно-содержательную сущность таких понятий, как патриотизм, патриотическая социализация на основе междисциплинарного подхода.

3. Определить ценностно-ориентационные основы патриотического воспитания современных подростков.

4. Изучить опыт патриотического воспитания в образовательных учреждениях Карелии.

5. Выявить воспитательный потенциал МОЦ и педагогические условия его реализации и на этой основе разработать и экспериментально апробировать комплексную практико-ориентированную программу по патриотическому воспитанию подростков в деятельности МОЦ.

6. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

7. Разработать методические рекомендации по организации и совершенствованию патриотического воспитания в деятельности МОЦ.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— основные идеи российских философов и педагогов о содержании патриотизма как качества личности (H.A. Бердяев, А. Н. Вырщиков, З. Б. Гасанов, И. А. Ильин, Н. М. Конжиев, M.JI. Лезгина, В. И. Лутовинов, Д. С. Лихачев, В. В. Розанов, B.C. Соловьев, В. А. Сухомлинский и др.);

— теории ценностей, концепции педагогической аксиологии (Т.К. Ахаян, Т. С. Буторина, З. И. Васильева, A.B. Кирьякова, Л.М. Лузина);

— концепция духовно-нравственного воспитания человека, последовательного освоения историко-культурных и социально-укладных отечественных традиций (Е.В. Бондаревская, Т. В. Лоткина, Т. Н. Петракова, А. Д. Червяков и др-);

— концепция педагогической сущности процесса социализации подростков и учащейся молодежи (О.С. Газман, Н. Ф. Голованова, И. М. Ильинский, А. Г. Козлова, И. С. Кон, Т. В. Лодкина, М. Мид, A.B. Мудрик, B.C. Собкин и др.);

— теории психического развития в подростковом и юношеском возрасте как этапа человеческой жизни (М. Мид, Д. И. Фельдштейн и др.);

— фундаментальные основы психологической теории развития и саморазвития личности, заложенные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Л. С. Выготского, В. В. Горшковой, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, В. А. Караковского, Л. Н. Куликовой, A.B. Петровского, Д. И. Фельдштейна и др.;

— концепция саморазвития подростков и старшеклассников в детском сообществе (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, К. Д. Радина, В. И. Слободчиков, Е. В. Титова, Г. А. Цукерман и др.);

— концепция типов культур и межпоколенных трансмиссий (В.Г.Крысько, Н. М. Лебедева, М. Мид);

— концепция становления этнического самосознания личности (Г.Н. Волков, J1.H. Гумилев, В. Ф. Канев, С. М. Лойтер, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец и ДР-).

Методы исследования носили комплексный характер и включали: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследованияконтент-анализ, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, оценивание, самооценка, лонгитюдный метод, анализ продуктов деятельности, обобщение передового педагогического опыта, эксперимент, в том числе моделирование процесса формирования гражданина, патриота в деятельности Молодежных образовательных центровметоды математической обработки эмпирических данных.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра гражданских инициатив и патриотического воспитания при Карельском республиканском детском морском центре «Норд-Вест», образовательных учреждениях — школ № 43 г. Петрозаводска, № 2 г. Костомукши, № 1 г. Медвежьегорска, № 1 г. Лахденпохья, школы п. Ладва Прионежского района, школы с. Коткозеро Олонецкого района.

Всего в исследовании приняли участие 180 преподавателей с различным стажем педагогической деятельности, около 500 учащихся 6−11 классов.

Организация исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1995;2000 гг.) — Поисково-теоретический. Этот этап был посвящен изучению и теоретическому анализу философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, определению целей и задач исследования. Одновременно изучался практический опыт различных типов общеобразовательных учреждений (центров образования взрослых, центров образования молодежи, центров православной культуры, центров непрерывного образования, учреждений дополнительного образования и т. д.) по патриотическому воспитанию. Полученные материалы и их анализ послужили основой для определения исходных теоретических позиций исследования, формирования понятийного аппарата, гипотезы, задач, методов исследования.

2 этап исследования (2001;2003 гг.) — опытно-экспериментальный, содержанием которого явилось осуществление констатирующего и формирующего экспериментов, в ходе которых была апробирована практико-ориентированная модель Молодежного образовательного центра, выявлены социально-педагогические условия эффективности его деятельности и внедрены инновационные педагогические технологии.

3 этап исследования (2003;2004 гг.) — обобщающий. Он был посвящен осмыслению и систематизации полученных результатов, формулировке теоретических и практических выводов. Полученные результаты внедрялись в практическую деятельность Карельского республиканского детского морского центра «Норд-Вест», образовательных учреждений основного и дополнительного образования Республики Карелия, центров работы с молодежью, прошли апробацию в ходе научных конференций, семинаров. Разрабатывались методические рекомендации для практических работников.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые деятельность Молодежных образовательных центров стала объектом специального научного изучения. В нем поставлена и решена актуальная научно-педагогическая задача, связанная с разработкой теоретических и практических аспектов совершенствования патриотического воспитания в деятельности МОЦ. Выявлен воспитательный потенциал Молодежных образовательных центров и педагогические условия его реализации. Определен круг проблемных, актуальных вопросов, которые требуют научно-педагогического объяснения и решения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена акцентно-содержательная сущность таких понятий, как патриотизм, культура межнационального общения, гражданственность, толерантность, патриотическая социализация на основе междисциплинарного подходаразработана и опытно-экспериментальным путем проверена теоретическая модель организации многоуровневой образовательной системы в МОЦ, в которой патриотическое воспитание разворачивается как ценностно-ориентационный процесс личностного развития подростков в аспекте практико-ориентированного подхода.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ходе исследования методические рекомендации могут быть широко использованы в деятельности МОЦ по патриотическому воспитанию подростков. Представленные в приложениях диагностические методики позволяют организаторам МОЦ реально отслеживать эффективность патриотического воспитания. Информационный потенциал диссертации может быть использован на занятиях как в педагогических учебных заведениях, так и в школах.

Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается единством теоретико-методологических позиций автора, логикой концептуальных положенийиспользованием совокупности методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиякачественным и количественным анализом полученных данныхдлительностью и положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Патриотизм — это социокультурное явление и системное функционально-личностное качество, в основе которого лежит устойчивое, укоренившееся в поведении членов общества достаточно позитивное отношение к Отечеству как культурной, экономической, политической и природной среде.

2. Такое понимание патриотизма позволяет рассматривать его как качественное проявление школьниками самоориентации, самоорганизации, саморегуляции в патриотическом проблемном пространстве, синтезом когнитивных, эмоциональных и волевых психических процессов, а патриотическое воспитание как ценностно-ориентационный процесс, направленный на поиск эффективных организационных форм и технологий возбуждения (пробуждения) патриотических чувств подростков и их закрепление и развитие в разнообразных видах деятельности на пользу общества и себя.

3. Патриотическое воспитание является одновременно и социальным процессом. Процесс патриотической социализации — это не пассивное усвоение и воспроизводство социального опыта, а процесс активного вхождения в жизнь, переход от сознания «я» в обществе к сознанию «Родина во мне», обеспечивающий включенность подростков в систему воспитательных отношений гуманистической и патриотической направленности, являющейся доминирующим фактором становления гражданина и патриота своего Отечества.

4. Современная школа хотя и является ведущим фактором воспитания школьников вообще, в том числе и патриотического воспитания, но, тем не менее, как показало наше исследование, имеет существенные пробелы в решении этой проблемы, как объективного, так и субъективного характера. В связи с этим, общество заинтересовано в создании таких образовательных структур, которые бы с достаточной степенью эффективности могли компенсировать недостатки в области школьного патриотического воспитания на основе свободного выбора деятельностей и сублимации (заменяющей деятельности).

5. Одной из таких воспитательных структур является Молодежный образовательный центр, в деятельности которого подростками усваивается патриотический опыт старших поколений служения Отечеству. При этом любовь к Родине рассматривается как высшая ценность в структуре всесторонне развитой личности, а процесс ее усвоения организуется как процесс ее интериоризации.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на Международных и Всероссийских конференциях по проблемам педагогики ненасилия, проводимых под эгидой ЮНЕСКО (Санкт-Петербург, 2000;2004), 2-й Международной научной конференции «Православие в Карелии: уроки истории и современность» (Петрозаводск, ноябрь 2002), Всероссийском фестивале молодежных инициатив (Москва, июнь 2001), Второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, ноябрь 2001), Межрегиональной научно-практической конференции «Патриотизм российских народов — традиции и современность» (Москва, июнь 2002), Всероссийской встрече ветеранов и молодежи «Во славу Великой Победы» (Москва, декабрь 2002), на заседании Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (Москва, май 2003), на Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм, гражданственность, дружба народов — приоритетные ценности воспитания» (Москва, ноябрь 2003) — на республиканских научно-практических конференциях: «Традиции образования в Карелии», посвященной 165-летию Олонецкой духовной семинарии (Петрозаводск, 1995), «Воспитание как ценность образования» (Петрозаводск, ноябрь 2000), «Гражданственность и патриотизм — приоритетные ценности воспитания» (Петрозаводск, март 2001), «Духовно-нравственное воспитание молодежи» (Петрозаводск, декабрь 2001), «Через толерантность к гражданскому согласию» (Петрозаводск, февраль 2002), «Музей — традиции и инновации» (Петрозаводск, май 2002), Республиканском научно-практическом семинаре:

Формирование культуры межнационального общения — приоритетная ценность молодежи" (Петрозаводск, май 2004), на научно-практической конференции КГПУ (Петрозаводск, апрель 2004). В 2002 году работа была включена в Международный проект по гражданскому образованию при поддержке Агентства США по Международному развитию (ШАГО).

Материалы исследования использовались при проведении республиканских массовых мероприятий гражданско-патриотической направленности. По теме исследования опубликовано 9 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Исследование выполнено по плану кафедры педагогики Карельского государственного педагогического университета в русле теоретических разработок профессора Н. М. Конжиева по проблеме патриотического воспитания.

Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях: 1. Духовно-нравственные традиции и творческий подход к методологии исторического познания. / Сб. материалов Всероссийской конференции «Традиции образования Карелии» — Петрозаводск: 1994. — С.97−99. 2.0 некоторых аспектах духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Карелия. / Сб. материалов научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи». -Петрозаводск: 2002. — С.7−10.

3. О некоторых аспектах патриотического воспитания детей и молодежи Республики Карелия. / Сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 18 апреля 2002 г.) — СПб.: Изд-во «Verba Magistri», 2002. — С.226−232.

4. Из опыта работы республиканского профильного лагеря «Молодость древней Олонии. / Православие в Карелии. Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов. — Петрозаводск: 2003. — С.286−392.

5. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях Республики Карелия: опыт инновационной деятельности. /Материалы межрегиональной научно-практической конференции 4−5 июня 2002 г. «Патриотизм народов России: традиции и современность». — М.: «Триада-фарм», 2003. — С.172−174.

6. Православная культура как источник патриотического воспитания./ Сб. научных статей аспирантов — Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты (диссертационные исследования аспирантов.) Выпуск I./ Под ред. Тряпицыной А. П., Козловой А. Г., Писаревой С. А., Головинской Е.В.- СПб.: НИИХ СПбГУ, 2003. — С.14−17.

7. Ценностно-целевые ориентации в воспитании патриотизма в молодежных образовательных центрах. / Ненасилие как образ жизни. Сб. науч. статей межд.науч.-практ.конференции по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции (СПб 15 апреля 2004 г.) / Под ред. Буториной Т. С. Гавриловой М.С.- СПб.: «Verba Magistri», 2004. — С.139−142.

8. Патриотизм как духовная ценность культуры./ Материалы Региональной научной конференции молодых исследователей-педагогов 15−16 апреля 2004 г./ Под ред. А. Г. Козловой, Т. С. Буториной, А. П. Тряпицыной. В 2-х т.т. — Т.1. -Санкт-Петербург: 2004. С. 169−175.

9. Патриотизм как базовая категория исследования в аспекте междисциплинарного анализа./ Новое в педагогических исследованияхВыпуск 1. — Сборник научных статей аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена /Под ред. Козловой А. Г., Тряпицыной А. П. — СПб.: Нестор, 2004. — С.75−80.

Заключение

.

Патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. В связи с этим воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству становится одной из ведущих приоритетных задач любого образовательного учреждения.

В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в современной школе, способствовали бы «гармонизации» общего образования. В этой связи особый интерес представляет деятельность молодежных образовательных центров как инновационных учреждений дополнительного образования.

Проведенное нами исследование показало, что патриотическое воспитание в МОЦ правомерно рассматривать и как специфическую воспитательную систему и как воспитательный процесс, направленные на формирование и развитие патриотизма у подростков как сложного интегративного качества, выражающего отношение личности к Отечеству как объективной (социально-значимой) и субъективной (личностно-значимой) ценности. Как личностное образование, оно представляет собою высоко обобщенную систему многих психических процессов, формирование которых зависит от судьбы той деятельности и воспитывающих отношений, в которые включены эти процессы. Такое понимание позволяет рассматривать патриотизм школьников как качественное проявление саморегуляции их деятельности, являющееся результатом синтеза когнитивных, эмоциональных, волевых психических процессов, который обеспечивается при реализации определенных долгосрочных воспитательных программ. «Любая успешная программа морального воспитания юношества в современном мире, — пишет У. Хэтчер, — должна помочь ему облегчить обретение внутренней мотивации, позволяющей сделать такой моральный выбор, который вывел бы их из низины моральной убогости к вершинам духовного благополучия. При разработке такой программы основополагающей задачей является понимание основных движущих сил ценностного выбора — механизма, посредством которого индивидуум приходит к восприятию чего-либо как ценного, и основывает свои действия на этом восприятии» (279). В условиях молодежных образовательных центров таким механизмом ценностной ориентации является свободный выбор деятельностей, которые являются для подростка общественно и личностно значимыми одновременно. Анализ деятельности МОЦ показал, что разнообразные виды и формы деятельности учащихся позволяют, с одной стороны, компенсировать отсутствие в воспитательных системах школ тех или иных направлений патриотического воспитания, а с другой, школы в организации патриотического воспитания опираются на учащихся, которые занимаются в центрах дополнительного образования. Во взаимосвязи школы и учреждений дополнительного образования обогащается процесс патриотического воспитания. За счет гармонического единства содержания, средств, форм и методов школьного и внешкольного образования обеспечивается реализация таких принципов воспитания, как гуманистическая его направленность, целостность и системность, непрерывность и преемственность, принцип свободного выбора деятельности, взаимосвязь учебного и внеучебного, жизненного и познавательного опыта школьников, локальная обусловленность, активность школьников в сочетании с педагогическим руководством.

Таким образом, систему патриотического воспитания можно рассматривать как общность всех структурных и динамических, педагогических и социальных компонентов, функционирующих на основе взаимосвязи, взаимодополнения и взаимокомпенсации по внутренне присущим ей законам и принципам существования.

Эффективность патриотического воспитания в МОЦ обеспечивается в том случае, если акценты ставятся на формировании у подростков активной жизненной позиции, созидательно-преобразующего подхода ко всем явлениям социальной и природной среды, уважительного отношения к культурно-историческому наследию России, защитникам Отечества.

Педагогическое значение деятельности МОЦ в области патриотического воспитания в том и заключается, что подростки включаются в активный процесс решения не только личностно-значимых, но и социально значимых проблемони становятся субъектами расширения образовательного пространства за счет освоения внешкольных источников информации, расширения познавательной базы путем освоения предметных, межпредметных, нравственно-оценочных знаний.

Расширение круга личностно-значимых проблем и познавательной базы, обеспечивающих объективную оценку подростками российских национальных ценностей, является важной предпосылкой формирования их патриотического сознания и активной патриотической позиции.

Непременным условием формирования у подростков патриотических чувств, общественно-ценной жизненной позиции является наличие в МОЦ таких разнообразных видов деятельности компенсирующего и замещающего характера, в которые включаются воспитанники на основе их свободного выбора. Для того, чтобы включать подростков в компенсирующие и замещающие виды деятельности на основе свободного выбора, требуется системное, целостное изучение их личности, психологических характеристик, интересов, семейного статуса.

В диссертации и приложениях к ней представлен большой фактический материал и результаты системной диагностики, свидетельствующие о том, что в период проведения исследования в республиканском образовательном центре патриотического воспитания и гражданских инициатив создавалось насыщенное, вариативное системное образовательное пространство, обогащающее патриотическое воспитание подростков не только в самом образовательном центре, но и в школах, с которыми он был связан.

Особенностью нашего исследования являлось то, что оно строилось с учетом изучения массового опыта, а его результаты возвращались в практику через различные каналы информации и работы с педагогическими кадрами.

Изложенные в диссертации выводы, положения, рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение поставленной в ней проблемы. Перспективными, с нашей точки зрения, являются такие вопросы, как методика патриотического воспитания в МОЦпатриотическое воспитание подростков МОЦ средствами художественно-эстетической деятельностипатриотическое воспитание подростков во взаимосвязи МОЦ и семьиособенности краеведческой деятельности подростков в МОЦ и ее воспитательное значениевзаимосвязь патриотического и физического воспитания в деятельности МОЦ, патриотические аспекты православного воспитания и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Роль гражданского общества в организации Концепции государственной национальной политики/ Р.Г.Абдулатипов// Информационный бюллетень. 2000. — 1(4), С. 6.
  2. А. Будут ли попечительские советы заниматься подготовкой детей к военной службе/ А. Адамский// Первое сентября- 2000.- 29 янв. С. 1,3.
  3. P.A. Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции/ Р. А. Акимов.-М.: Триада-фарм, 2003. С. 18.
  4. А. «РОСТО решает задачи государственной важности»/
  5. А.Анохин// Военные знания. 2001. — № 4. — С.2−3.
  6. Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 7−11.
  7. Аристотель. Сочинения В 4 т. М.: Мысль, 1975 — 183 с.
  8. A.A. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя/ А. А. Аронов.
  9. М.: Просвещение, 1989. 72 с.
  10. Н. Духовные традиции русской семьи/ Н. Арсеньев// Воспитание школьников. 1998. — № 3,4. — С. 31 — 34, 43 — 45.
  11. АхаянТ.К. Убежденность- основа гражданственности/ Т.К.Ахаян// Воспитание гражданина/ Под ред. О. С. Гаманина, В. Ф. Матвеева. М.: Просвещение, 1978.-С. 54−65.
  12. Т.А. Педагогические основы школьного экологического краеведения/ Т. А. Бабакова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001 — 180 с.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1989. — 560 с. 16. «Барракуда" — полевая армейская жизнь: Военно-патриот. лагерь в Нижегород. обл.// Народное образование. 2002. — № 3. — С.97−110.
  14. Н.Ф. Некоторые вопросы разработки понятийного аппарата истории детского движения/ Н.Ф.Басов// Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза. Челябинск: ГУ «Издатель», 1992.
  15. Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение: Дисс. доктора пед. наук/ Н. Ф. Басов.- М.: Политиздат, 2002. 326 с.
  16. БачевскийВ. К вопросу о военно-патриотическом воспитании: Из опыта работы по подготовке уч-ся школ к службе в армии./ В. Бачевский// Военные знания. 2001. — № 1. — С. 29−30.
  17. БелянковаН. Игра? Не столько.: (Об интегрир. подходе к военно-патриот. воспитанию)/ Н. Белянкова, К. Чупаева// Воспитание школьников. 2002. — № 7. — С. 19−20.
  18. В.А. Положение о Всероссийском финале военно-спортивной игры «Победа»/ В.А.Березина// Внешкольник. 2002. — № 2. — С. 2−3- 2002. — № 3.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем/ В. П. Беспалько. Воронеж: Наука, 1987. — 304 с.
  20. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы/ З.Бжезинский. М.: Международные отношения, 2002. — 256 с.
  21. B.C. Две культуры. Диалог культур: опыт определения/
  22. B.С.Библер// Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 3112.
  23. Бим-БадБ.М. Образование для свободы в России/ Б.М.Бим-Бад// Педагогика. -1993. № 6. — С.3−8.
  24. .П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы/ Б.П.Битинас// Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10 — 16.
  25. A.A. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях/ А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л.М.Новикова// Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 11−19.
  26. Большая советская энциклопедия: В 30-х т./ Под ред. A.M. Прохорова. -3-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1977.-Т.23. 194 с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования/ Е.В.Бондаревская// Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 11−17.
  28. А. Центр притяжения: О Центре допризыв, подготовки на базе школы № 84 г. Ярославля./ А. Браун// Военные знания. 2001. — № 10. —1. C.27.
  29. БуеваЛ.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме/ Л.П.Буева// Aima mater. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  30. БуторинаТ.С. Женщина Поморья: попытка социально-педагогического портрета = A Woman of Pomorye: An Attempt to Draw a Social-Pedagogical Portrait/ Т.С.Буторина// Экология человека. 1996. — № 1. — С. 24—26.
  31. БуторинаТ.С. М. В. Ломоносов и педагогическая мысль России XVIII века/ Т. С. Буторина. Вологда: Изд-во Вологодского гос. пед. инта, 1990.-94 с.
  32. Т.С. Педагогическая регионология/ Т. С. Бутоина. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2000. 68 с.
  33. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения: Учеб. пособие к спецкурсу/ З. И. Васильева.- Л.: J11 ПИ, 1981.-82 с.
  34. Ю.В. Лекции по социальной педагогике. 2-е изд. доп. иперераб/ Ю. В. Василькова. М.: Изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.-333 с.
  35. Введение в политологию: Словарь-справочник. М.: Политиздат, 1996.
  36. В.П. Основы новой педагогики. 2-е изд./ В. П. Вехтерев. -М.: Изд-во Сытина, 1916.-592 с.
  37. Вестник образования. М., 2002. — № 15. — 18 с.
  38. Взаимодействие школы и музеев: Сб. теоретико-методических материалов/ Под ред. А. Г. Козловой. СПб: Образование, 1995. — 159 с.
  39. Военно-патриотическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт. -М.: Патриот, 1991.-211с.
  40. Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений/ Г. Н. Волков.- М.: Издательский дом «Академия», 1999.-168с.
  41. Воспитание гражданина в советской школе/ Под ред. Г. Н. Филонова.-М.: Педагогика, 1990. 220 с.
  42. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски/ Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Педагогика, 1989. — 64 с.
  43. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16−17 ноября 1999)/ Отв. ред. З. Т. Гасанов. -М., 2001.-126 с.
  44. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (14−15 ноября 2001)/ Отв. ред. З. Т. Гасанов. М., 2003. — 486 с.
  45. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/ Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вента-Графф, 2002. — 337 с.
  46. Воспитание как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003.-Ч. 1.-10 с.
  47. .З., Основы педагогики: Учебное пособие/ Б. З. Вульфов,
  48. B.Д.Иванов. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 417 с.
  49. JI. С. Психология воспитания/ Л. С. Выготский.— М.: Педагогика, 1990. 293 с.
  50. А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика/ А. Н. Вырщиков. М.: Педагогика, 1990. — 150 с.
  51. О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (воспитателя): Методические рекомендации/ О. С. Газман, А. В. Иванов. -М.: Педагогика, 1992. 115 с.
  52. А. Красив встрою, силен в бою: Смотр-конкурс на лучшее юнармейское отделение «Гвардеец"/ А. Галкин, В. Якунин// Учительская газета. 2001. -№ 30−31.- Спец.вып.:До и после уроков. С.39−41.
  53. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости/ З.Т.Гасанов// Педагогика. 2001. № 4. — с. 24−30.
  54. Г. Общество и государство/ Г. Гегель/ Антология мировой философии. T.III. М.: 1971. — С. 337−339.
  55. .С. Философия образования для 21 века/ Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
  56. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/
  57. C.И.Гессен/ Отв. редактор и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995.-448 с.
  58. Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (Опыт работы Центра доп. образования детей «Пост№ 1» г. Волгограда)/ Л. И. Глыжко, С.А.Пищулин// Внешкольник. 2002. — № 2. — С. 11−12.
  59. Т. Лефиафан/ Антология мировой философии. Т.2. М., 1970. С. 335−338.
  60. А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников/ А. Г. Голев. Пятигорск: Изд-во ПТУ, 1996.-55 с.
  61. И.Ф. Новая Школа России: какой ей быть?/ И.Ф.Гончаров// Воспитание школьников. 1997. — № 1.- С.2−5.
  62. М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: Дисс. канд. пед. наук-М., 1999.
  63. В.В. Педагогика отношений: Учебное пособие/ В. В. Горшкова. Комсомольск-на Амуре: Изд-во КГПИ. — 1995. — 105с.
  64. В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учебное пособие к спецкурсу/ В. В. Горшкова. Л., 1991. — 77 с.
  65. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001−2005 годы». М., 2001. 54 с.
  66. Гражданское образование: Материалы международного проекта. СПБ: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 231 с.
  67. Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации/ Л. Н. Гумилев. М.: Гидрометеоиздат, 1993.
  68. Г. Этнос и политическая власть/ Г. Гусейнов и др.// Век XX и мир. 1989. — № 9.
  69. В.И. Толковый словарь русского языка. Т. 1 (2, 3, 4) М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
  70. В.И. Современный политологический словарь. М., 2000.
  71. Джери Дэвид, Джери Джулия. Большой толковый социологический словарь в 2 Т/ Джери Дэвид, Джери Джулия. М.: Вече-ACT, 1999.
  72. И.В. Родина и человечество/ И. В. Джонсон. Попул. б-ка на текущие темы. № 6. — М.: Просвет, 1917. 15 с.
  73. H.A. Избранные педагогические сочинения/ Н. А. Добролюбов. М.: Педагогика, 1986. — 352 с.
  74. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-16 с.
  75. В.В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников/ В. В .Дранишников. М.: РИЦ «Альфа», 2002. — 199 с.
  76. Дэнкэн Жан-Мари. Политическая наука. М.: МНЭПУ, 1993. — 162 с.
  77. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии/ Э.Дюргейм. -М.: Наука, 1991.
  78. Д. Автомат Калашникова и Break Dance, или «Зарница» образца 2001 года // Учительская газета. 2001. № 18. — С.12−13.
  79. Е.Б. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся/ Е. Б. Евладова, Т.И.Петракова// Мое Отечество. 1997. № 2. — С.64−70.
  80. A.A. Патриотическая тема в передовой общественной мысли России 19−20 веков/ А. А. Ермичев. Л.: Знание, 1987. — 16 с.
  81. С. Сценарий военно-спортивной игры «Зарница»/ С. Зайцев, В. Евсеев// Спорт в школе. 2001. № 11. — С.9−16.
  82. A.C. К вопросу об этическом идеале воспитания/ А. С. Запесоцкий. М.: РАО, 2003. — С. 54−57.
  83. A.C. Психокультурные механизмы образовательной деятельности/ А.С.Запесоцкий// Известия РАО. 2001. № 1 — С. 59−67.
  84. В.В., Ушинский К. Д. // Педагогика. 2001. № 6. — С.67−71.
  85. К. Как воспитать защитника?. // Дошкольное воспитание. -2003. № 2. — С.39−42.
  86. В.И. Гражданин и государство, или любовь без взаимности. -Отчет от 07.02.2002. // Интернет-ресурсы: сайт www.fom.ru http. V/bd¦fom.ru/report/cat/шan/patriotizш/d020524
  87. В.Н. Школа гражданственности: Воспитательные резервы коллектива/ В. Н. Иванов. М.: Педагогика, 1979. — 206 с.
  88. И. Больше, чем игра.: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра/ И. Иванова// Военные знания. 2003. № 2. — С.32−33.
  89. Я.Е. Патриотическое воспитание школьников: (Из опыта)/ Я. Е. Идельчик. Минск: Народная асвета, 1968. — 144 с.
  90. Из леса русских сказок: Сценарий военно-спортивной игры «Зарница"// Спорт в школе. 2001. № 19. — С.7−18.
  91. И.А. О сущности правосознания/ И. А. Ильин. М.: Рарогъ, 1993.-235с.
  92. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория/И.М.Ильинский. М.: Голос, 2001. — 294 с.
  93. С.Н. На пороге гражданской зрелости (об активной жизненной позиции современного молодого человека)/ С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. Л.: ЛГПИ, 1982. — 176 с.
  94. Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей/ Н. В .Ипполитова. Челябинск: Факел, 1997. — 217 с.
  95. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. З. И. Васильевой. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 416 с.
  96. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагог, учеб. заведений/ Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. -М.: ТЦ Сфера, 2001. -178 с.
  97. М.С. Философская теория ценности/ М. С. Каган. СПб: Петрополис, 1997. — 204 с.
  98. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учебное пособие к спецкурсу/ М. Г. Казакина Д.: ЛГПИ, 1989.-83 с.
  99. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса: Науч.-метод. пособ. «Творческая педагогика"/ В. А. Караковский. М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993. — 80 с.
  100. Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости/ Н.М.Карамзин// Антология педагогической мысли России первой половины 19 века/ Сост. П.Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  101. Р.А. Подготовка школьников к службе в вооруженных силах в деятельности подростковых клубов. Дисс. канд. пед.наук. -Петрозаводск, 1997. 146 с.
  102. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Просвещение, 1990. — 642 с.
  103. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма/ В.А.Кобылянский// Педагогика. 1998. № 5. — С. 52−58.
  104. А.Г. За педагогикой ненасилия будущее/ А. Г. Козлова. — СПб.: Barcodes Production Ltd., 1997. — 90 с.
  105. А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1997. — 34 с.
  106. А.Г. Ценность идей ненасилия как методологическая основа современной педагогики/ А.Г.Козлова// Материалы Международной научно-практ. конф. «Культура ненасилия будущее человечества». — М.: АПК и ПРО. — 1999. — С. 15−27.
  107. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. Л., 1987.
  108. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя/ И.С.Кон- М.: Педагогика, 1989.-255 с.
  109. Н.М. Военно-патриотическое воспитание школьников как социальная и историко-педагогическая проблема: Учебное пособие/ Н. М. Конжиев. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1980. — 76 с.
  110. Н.М. Научно-педагогические основы построения и функционирования системы военно-патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук, М., 1987.
  111. Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории: Пособие/ Н. М. Конжиев. Петрозаводск: КГПУ, 2000. — 54 с.
  112. Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе/ Н. М. Конжиев. М.: Педагогика, 1986. -191 с.
  113. Н.М. Подготовка учителя в аспекте нового педагогического мышления/ Проблемы педагогического образования/ Н. М. Конжиев. -Петрозаводск: КГПУ, ун-тет Иоэнсуу, 1992. С. 27−30.
  114. Н.М. Личностно-ориентированное обучение: гуманистический аспект: Учебное пособие/ Н. М. Конжиев, Е. Н. Федорова, Г. М. Янюшкина. Петрозаводск: КГПУ, 2002. — 96 с.
  115. Конституция Российской Федерации. СПб.: Либера, 1998. 48 с.
  116. Конвенция о правах ребенка// Воспитание школьников. 1993. № 3−6.
  117. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М.: Росвоенцентр, ООО «Сашко», 2003.
  118. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи: (Сокращ. вариант)/ Авт. коллектив под руководством В. И. Лутовинова, А. Синайского // Внешкольник, 1998. № 10. — С.22−28.
  119. Краткий словарь по социологии/ Под ред. Д. Гвишиани, Н. И. Лапина.-М., 1989.-479 с.
  120. C.B. Подросток на перекрестке эпох/ С. В. Кривцова и др. М.: Генезис,-1997.-287 с.
  121. Н.К. Пед. соч.: В 4-х т. Т 1. М., 1959. — 195 с.
  122. В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб., 2003.
  123. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: Методическое пособие/ Сост. научн. редактор С. В. Тетерский. М.: «ACADEMIA», 2003.-27 с.
  124. Е.В. Любовь как особое качество социальных отношений. Дисс. канд. соц. наук. М.: 2000.
  125. Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот»/ Ю.В.Кульков// Физическая культура в школе. 2003. № 1. — С. 52−54.
  126. Культура мира и толерантность: Педагогические мастерские: Сборник учителям/ Науч. редактор Звягина О. М. Петрозаводск: КГПУ, 2003. -63 с.
  127. В. Вопросы военно-профессиональной ориентации/ В. Лазуткин// ОБЖ. 2002. № 1. — С.30−32.
  128. ЛабушН.С. Силовой механизм государства в обществе (политико-социологический аспект): Дисс. д-ра полит, наук. М.: 2000.
  129. .Т. О национальном характере русских/ Б.Т.Лихачев// Вопросы философии. 1990. № 4. — С. З — 6.
  130. .Т. Философия воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 281 с.
  131. T.B. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми/ Т. В. Лодкина. 2-е изд. — Вологда: Изд-во ВГПУ «Русь», 1998. -133 с.
  132. Т.В. Система деятельности семейного социального педагога: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.: 1997. — 45 с.
  133. С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследование и тексты/ С. М. Лойтер. Петрозаводск: КГПУ, 2001. — 165 с.
  134. М.В. Для пользы общества/ М. В. Ломоносов.- М.: Сов. писатель, 1990.-381 с.
  135. А.Д. Социально-педагогические условия повышения эффективности системы воспитания патриотизма офицеров в высших военно-учебных заведениях. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. Барнаул, 2002.
  136. А.Ф. Философия. Мифология. Культура/ А. Ф. Лосев.- М.: Политиздат, 1991. 524 с.
  137. Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход/ Л. М. Лузгина. Псков.: Гос. пед. ун-тет им. С. М. Кирова. -Псков, 2000. — 186с.
  138. В.И. В патриотизме молодежи будущее России: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью/ В. И. Лутовинов. — М.: Изд-во «Фонд Андрея Первозванного», 1999.- 205 с.
  139. В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России/ В.И.Лутовинов// Педагогика. 1997. — № 3. — С.52−56.
  140. МакаевВ.В. Поликультурное образование- актуальная проблема современной школы/ В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л.П.Супрунова// Педагогика. 1999. № 4. — С. 3−10.
  141. A.C. Педагогические сочинения. Т.4. М., 1983 — 119 с.
  142. B.B. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/ В. В. Макаев, Л. Л. Малюкова, Л.Л.Супрунова//
  143. Педагогика 1996. № 6. — С.4 — 5.
  144. З.А. Педагогика в поисках школы нового поколения/ З.А.Малькова// Известия РАО. 2001. № 1. — С.23−34.
  145. М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке/ М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  146. C.B. Теория и практика патриотического воспитания: Дисс. канд. пед. наук. -М., 2000. 185 с.
  147. Ш 148. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики/ А.Г.Маслоу/ Пер. с англ. A.M. Татлыдаевой. СПб.: Евразия, 1999.
  148. А.Р. Воспитываем патриотов: (Патриот, клубы, конкурсы, акции в шк. № 3 г. Родники Иванов.обл.)/ А.Р.Масов// Физическая культура в школе. 2002. № 1. — С.68−69.
  149. H.A. Этнокультура русского народа в системе образования/
  150. Н.А.Матвеева. СПб.: Нестор, 2004. — 264 с.
  151. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура/ Общ. ред. вст. статья проф. М. А. Дынкина. М.: ИНИОН РАН, 1995. — 239 с.
  152. М.И. Современный урок: Вопросы теории/ М. И. Махмутов.
  153. М.: Педагогика, 1981.-190 с.
  154. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения/ М.Мид. М.: Наука, 1988.-429 с.
  155. Н.И. Иду на вы!.: Военно-патриотическая игра для старшеклассников/ Н.И.Мизина// Читаем, учимся, играем. 1998. Вып.7. -С.106−111.
  156. Ф 155. Мир образования образование в мире: Научно-методический журнал.3(11).-2003.-224 с.
  157. Н.И. Изучение эффективности воспитания. Теория и методика (опыт экспериментального исследования)/ Н. И. Монахов. М.: Просвещение, 1981. — 144 с.
  158. Мораль: сознание и поведение. М. Педагогика, 1986. — 208 с.
  159. A.B. Город как фактор социализации личности/ А.В.Мудрик// Известия РАО. 2001. № 1. — С.54−58.
  160. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ А.В.Мудрик/ Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
  161. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее/ В.С.Мухина// Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 3. — С.42−49.
  162. МялоК. Россия и последние войны XX века (1989−2000). К истории падения сверхдержавы/ К.Мяло. М.: Вече, 2002. — 480 с.
  163. В.Н. Психология отношений/ Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Изд-во: Институт практической психологии. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 368 с.
  164. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект)// Alma Mater. 1999. № 9. — С. 18−20.
  165. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Официальные документы в образовании. 2000. № 2. — С.2−12.
  166. Н. Хлеб и война: Документально-поэтическая композиция для старшеклассников / Н. Некрасова// Народное образование. 2002. № 4.-С.116−122.
  167. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий/ Н. Д. Никандров. М.: Педагогическое общество России, 2000.-304 с.
  168. Н.Д. Русское православие и национальная идея/ Н.Д.Никандров// Воспитание школьников. 1999. № 2. — С. 13−23.
  169. Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания/ Н.Д.Никандров// Мир образования образование в мире. 2003. — № 3. -С.3−19.
  170. В. Десантниками становятся в «Соколе»: (О военно-патриот. клубе г. Екатеринбурга./ В. Николаев// Военные знания. 2001. № 6.-С.27.
  171. НикитюкБ.А. Интеграция знаний в науках о человеке (Современная антропология)/ Б. А. Никитюк. М.: «СпортАкадемПресс», 2000.- 440 с. — (Физическая культура и современность).
  172. Новый энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 2002.
  173. Н.П. Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования: Дисс. канд. пед.наук. Архангельск, 2002.
  174. О воинской обязанности и военной службе: Федерал. Закон от 28 марта 1998 г. Ы53-ФЗ// Российская газета. 1998. 2 апр. С. 11−14.
  175. О военно-патриотическом воспитании молодежи: Письмо Министерства образования РФ и Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 25/26 октября 1999 г. № 06−9ин/28−06/4036// Вестник образования. 2000. -№ 9. С.10−12
  176. О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: ф Указ Президе-нта РФ от 16 мая 1996 г. № 727// Российская газета 21мая- Военные знания. № 8. — С. 18- 01 сент. — 26 сент.
  177. С.И. Толковый словарь: 8000 слов и фразеологических • выражений/ С. И. Ожогов, Н.Ю.Шведова/ РАН.- Российский фондкультуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
  178. A.C. Жизненный мир и агрессия рациональности/
  179. A.С.Панарин// Вестник высшей школы. 2000. № 1.- С.41−59.
  180. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм ^ и структура управления/ Под общей ред. А. Н. Вырщикова. Волгоград:
  181. Государственное учреждение «Издатель», 2002. 68 с.
  182. Патриотическое сознание: сущность и формирование/ Отв. ред.
  183. B.И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1985. — 254 с.
  184. Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Триада-фарм, 2003. — 205 с.
  185. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология: Сб.ст. / Сост.сб. Е. С. Троцкий. М.: «Наука», 1996. — 200 с.
  186. Патриотическое воспитание. Опрос населения. Отчет от 15.01.2004. -Электронный ресурс. — Режим доступа к ст. www.fom.ru ht1p://bd.fom.ru/report/cat/man/patriotizm/d040115
  187. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Педагогика, 2002.
  188. О.П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук — М., 1994.-208 с.
  189. И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т./ Под ред. М. Ф. Шабаевой. Т. 3 М.: Изд. АПН РСФСР, 1962 — 1965 гг. -102 с.
  190. Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография/ Т. И. Петракова. — М.: Институт общего образования МО России. М.: OIM.RU. 2002. -40 эл. с.
  191. A.C. Безоглядная любовь. к Родине. Отчет от 29.11.2001.-Электронный ресурс. Режим доступа к ст. www.fom.mhttp://bd.fom.ru/report/cat/man/patriotizm/offl 14 505
  192. А. Воспитание патриотизма в школе в дни Отечественной войны/
  193. A.Пинт. Свердловск, 1943. — 80 с.
  194. И.П. Опыт просвещения относительно к России/ И.П.Пнин/ Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1972. — 409 с.
  195. Письмо Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Российской Федерации/ 6 февраля 1995 г., № 151 (2). О гражданском образовании и изучении Конституции РФ// Преподавание истории в школе. 1995. № 3. С. 51.
  196. ПодласыйИ.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений/ И. П. Подласый. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  197. Политологический энциклопедический словарь/ Под ред.
  198. B.Ф. Халипова. М., 1995. — 192 с.
  199. В.М. Критерии и методы оценки и качества научно-педагогических исследований: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1988.-40 с.
  200. В.М. Ветераны войны школьникам/ В.М.Полонский// Воспитание школьников. — 2000. — № 3. — С.22−23.
  201. М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -СПб., 2001
  202. Православие в Карелии: Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов/ Отв.ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2003. — 386 с.
  203. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Т.VIII. Вып. ХШ/ Под ред. B.C. Собкина. -М.: Центр социологии образования РАО, 2003. 390 с.
  204. Проблемы воспитания и развития личности на рубеже XX—XXI вв.еков: теория и практика: Материалы VIII конференции молодых ученых, 2324 мая 2001 г./ Под общ. ред. И. В. Цветковой, М. С. Шадриной. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. — 81 с.
  205. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. науч. трудов/ Под ред. B.C. Мухиной. М.: Педагогика, 1981. — 150 с.
  206. Проблемы истории советской школы и педагогики: Сборник статей/ Под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1971. — 298 с.
  207. Программа гражданского, патриотического и духовно-нравственного становления молодежи// Молодежь Карелии: Информ.сб. Вып. № 3. 2000.
  208. А.И. Воспитание патриота/ А. И. Пятикоп, В.И.Шамардин// Педагогика. 2000. № 4. — С. 34−37.
  209. А. Школа военно-патриотической ориентации- школа для настоящих мужчин/ А. Пятикоп// Народное образование. 2001. № 4. -С.102−106.
  210. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. (Аксеологический аспект)/ З.И.Равкин// Педагогика. 1995. № 5.-С. 87−90.
  211. А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества/ А.Н.Радищев// Антология педагогической мысли России 18 века/ Сост А. И. Соловков. -М.: Педагогика, 1985. 480 с.
  212. Республиканская акция «Жить для России»: (Проводилась в Карелии с 1 дек. 2001 г. по 1 дек. 2002 г.)// Молодежь Карелии: Информ. сб. -Вып.З. Петрозаводск, 2002. — С.69−78.
  213. РозинВ.И. Виды научных работ и критерии их оценки// Aima mater.-2002. № 9. — С.34—43.
  214. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.2. M., 1999.
  215. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики/ Под ред. К. А. Абульхановой. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 333 с.
  216. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-485 с.
  217. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности/ С.Л.Рубинштейн// Психология личности. Тексты. М.: Педагогика, 1982. — С.28−34.
  218. H.H. Социальное воспитание подростков как насущная задача нашего времени/ Н.Н.Румянцев// Народный учитель. 1918. № 5.— С. 5−35.
  219. Русский гуманитарный интернет-университет. Сайт http://www.i.-u.ru/biblio/dict/aspx#find.
  220. .Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права/ Антология мировой философии. Т.2. М.: Просвещение, 1970. -567 с.
  221. И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы/ И. Н. Руссу. Кишинев, Изд-во КГУ 1976.-С.192.
  222. РутаО.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы/ О. И. Рута. Красноярск, 1959.
  223. Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине: Дисс. канд. пед. наук.-СПб., 2003.-160 с.
  224. В.Н. Русская идея: продолжим прерванный путь? Серия: Россия накануне 21 века. Вып. 2/ В. Н. Сагатовский. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1994.-217 с.
  225. Сазонова. Стань первым!: (Программа проведения военно-спорт. игры «Победа» // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. 2002.- № 8. С.40−45.
  226. П.Ф. Патриотическое воспитание учащихся в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.)/ П. Ф. Сайфуллаев. Ташкент, 1990.-55 с.
  227. СандурскаяЮ. Путешествие из Москвы: Военно-патриот. воспитание детей и подростков во время летн. отдыха в Моск.обл./ Ю. Сандурская// Народное образование. 2002. № 3. — С. 112−114.
  228. В.В. Культуроведениие и социология в языковой педагогике/В.В.Сафонова. Воронеж: Истоки, 1992. — с. 181.
  229. А.Д. Тревога и надежда/ А. Д. Сахаров. М.: «Наука», 1990.— С.151−163.
  230. Г. К. Социально-воспитательные технологии/ Г. К. Селевко,
  231. A.Г.Селевко. М.: Народное образования, 2002. — 176 с.
  232. H.JI. Воспитание: теория и реальность/ Н.Л.Селиванова// Известия РАО. 1999. № 2. — С. 57−65.
  233. Семинар-тренинг «Волонтер и общество. Волонтер и власть» (5−9 января 2000 года г. Киров): Материалы из опыта разработки исполкома ДИМСИ/ Сост. C.B. Тетерский. M.: «ACADEMIA» 2000. -14 с.
  234. В.К. Молодые москвичи. Новое поколение обновленной страны/
  235. B.К.Сергин. М: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2001. — 159 с.
  236. В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  237. Словарь-справочник/ Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004.-448 с.
  238. СобкинВ.С. Старшеклассники в мире политики. Эмпирическое исследование/ В. С. Собкин. М.: ЦСО РАО, 1997. — 21 с.
  239. Современная русская идея и государство. М.: Голос, 1995. — 181 с.
  240. Социологический энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1998.
  241. B.C. Патриотизм// Энциклопедический словарь. Т. 23.- СПб: Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1898.
  242. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции (6−7 декабря 2001 г.). Элиста: АПП «Джангар», 2003. — 415 с.
  243. E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
  244. Т.Г. Этнопсихология/ Т. Г. Стефаненко. М.: ИП РАН, Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  245. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам A.B. Суворова и М. И. Драгомирова. М. Ж Русский путь, 2000. — 184 с. — (Российский военный сборник).
  246. И.В. Теория и практика гражданского образования: Дисс. д-ра пед. наук. М., 2001.
  247. В.А. Родина в сердце/ В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1978.- 175 с.
  248. Ю.А. Педагогические основы подготовки юношей — старшеклассников к военной службе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — СПб., 2000.-42 с.
  249. В.Ю. Русская школа и современное состояние образования/ В.Ю.Троцкий// Педагогика. 2001. № 7. — С. 22−26.
  250. УшинскийК.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т.1/ Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  251. К.Д. Три элемента школы. Собр. соч. Т. 2 М., 1948. -С. 26.
  252. Г. П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры: В 2 т. / Сост., вступ. ст., примеч.В. Ф. Бойкова. Т. 2/ Г. П. Федотов. СПб: София, 1991. — С.348
  253. Д.И. Роль и место психологической науки в решении проблем образования на рубеже нового тысячелетия/ Д.И.Фельдштейн// Известия РАО. 2001. № 1. — С.4318.
  254. Д.И. Пространство детства социально-психологическая категория/ Д.И.Фельдштейн// Известия РАО. 1999. — № 2 — С.86−89
  255. В.М. Об изучении основ военной службы в общеобразовательных учреждениях: Письмо министра образования РФ от 23 февраля 2000 г. № 366/11−13./ В.М.Филиппов// Военные знания. 2001. -№ 3.-С.21.
  256. Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития/ Г. Н.Филонов// Педагогика. 1999. № 8. — С.45−51.
  257. Г. Н. Ценностно-целевые ориентации социально педагогической деятельности/ Г. Н.Филонов// Мир Образования -образование в мире. 2003. № 3 — С. 19−28.
  258. Философский энциклопедический словарь// Москва, 1989. 467 с.
  259. И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Дисс. д-ра пед. наук. М., 2001.
  260. Э. Психоанализ и этика/ Э.Фромм.- М.: Республика, 1993. — 415 с.
  261. И.Д. Тетория и практика демократического образования -Автореф. д-ра. пед. наук СПб., 2001.
  262. С. Столкновение цивилизаций/ С. Хантингон// Полис, 1994. -№ 1-С. 33−48
  263. A.C. Об общественном воспитании в России: Антология педагогической мысли России первой половины 19 века/ Сост. П. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. С.500−512.
  264. В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека/ В.Ю.Хотинец// Вопросы психологии. 2001. № 5. -С. 60−73.
  265. В.Ю. Этническое самосознание/ В. Ю. Хотинец.- СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.
  266. П.А. Политическая социология международных отношений: Учебное пособие/ П. А. Цыганков. М.: Радикс, 1994. — 320 с.
  267. B.B. Формирование долга по защите Отечества как социальной ценности современной российской молодежи: Дисс. канд. соц. наук.— М., 2002.
  268. Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: Дисс. д-ра пед. наук. -М., 1999.
  269. ЧупровВ.И. Молодежь в обществе риска/ В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К.Уильямс. М.: Наука, 2001. — 66 с.
  270. С.Ф. О гуманистической культурно-страноведческой основе обучения иностранным языкам в средней школ/ С. Ф. Шатилов, Л.И.Агафонова// Современная зарубежная культура: Материалы конференции. СПб, 1993. — С.53−57
  271. H.H. Ориентация учащихся педагогического училища на профессию учителя в художественно-эстетической деятельности: Дисс. канд. пед.наук. Петрозаводск, 1997.
  272. ЭльконинД.Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. М.: Гуманит. издат. центр. ВЛАДОС, 1999. — 359 с.
  273. ЭльконинБ.Т. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 355 с.
  274. Э.Г. Идентичность: юность и кризис/ Э. Г. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  275. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т. IV.- Вып. VI./ Под ред. B.C. Собкина- М.: Центр психологии образования РАО, 1998. — 46 с.
  276. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы/ Отв. ред. В.Н. Иванов- АН СССР, Ин-т социол. исслед.-М.: Наука, 1987.-245 с.
  277. Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика/ Е. А. Ямбург. М.: «ПЕР СЭ», 2000. — 351 с.
  278. Этика аутентичных отношений. Хэтчер Уильям- СПб: «Единение», 1999.-53 с.
  279. Ada Fonzi. Cooperare е completere tra bambain Guintin Gruppo Editoriale, Firenze, 2003. — 227 c. — s. (p.).
  280. P. (1992) «II Bambino Invisible»// AFT, Rivista di Storia e Fotografia, VIII (15).
Заполнить форму текущей работой