Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников
Диссертация
Выбранные нами методы исследования позволили проследить динамику развития креативности младших школьников. Так, метод наблюдения показал, что дети с интересом работали в разных центрах активности, постепенно переходя к выполнению заданий следующего, более сложного, уровня. В течение учебного года у младших школьников постепенно развивалось культурное зрительское отношение к искусству, т. е… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЕЕ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. Философские идеи креативности
- 1. 2. Психолого-педагогические основы креативности
- 1. 3. Креативность как процесс и результат творческой зрелости личности
- 1. 4. Значение дисциплин художественно-эстетического цикла. в развитии креативности учащихся
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. КУРС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Цель, задачи, основные положения курса художественной культуры
- 2. 2. Содержание курса художественной культуры
- 2. 3. Технология развития креативности младших школьников в условиях изучения художественной культуры
- 2. 4. Обобщение опыта развития креативности младших школьников
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- 3. 1. Характеристика выборочной совокупности и методы исследования
- 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию креативности младших школьников
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Директор школы.-2001,№ 1-С. 97−105.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Директор школы. 2002, № 1 — С. 97−126.
- Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. — 2000, № 1. С. 59 — 65.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации /Искусство в школе. 2002, № 2 — С. 84−86.
- Акимов А.П. Об управлении процессом воспитания в педагогической системе //Кн. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе.-JI.: ЛГУ, 1973.-С. 56−68.
- Акмеология: Учебник /Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.-650 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! -М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологический труды. — М.: Педагогика, 1980, т. 2.-286 с.
- П.Антонов A.B. Психология изобретательского творчества. — Киев: «Вища школа», 1978.-175 с.
- Аристотель. Сочинения: В 4 т. /Пер. с древнегреч.: Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1976−1983. — Т. 4, 1983. — 830 с.
- Ахметшина Э.Г. Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: «дошкольное образовательное учреждение школа — ВУЗ» (средствами ИЗО). Автореф. докт. дисс. — Казань, 2000. — 22 с.
- М.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -256 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. Минск: Харвест, 1999.-1407 с.
- Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -608 с.
- Бердяев H.A. О вечном и новом человеке //Учит, газета. — 1990, № 27. — Июль.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
- Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. — 1998, № 1. — С. 14−23.
- Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. — М.: Совершенство, 1998. — 192 с.
- Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н. Ф. Виноградовой и J1.E. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 1998. — 240 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Блох М.А. Творчество в науке и технике. — Пг., 1920. — 65 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981. —96 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур, т. 1. Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 592 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. — СПб и др.: Питер, 2000. 432 с.
- Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ. — 2000. — 704 с.
- ЗО.Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. -СПб.: Политехника, 2002.-476 с.
- ЗЬБрушлинский A.B. Воображение и творчество // Кн. Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1969. С. 341 -346.
- Буева Л. П Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Вахтеров В.П. Нравственное воспитание в начальной школе. — М., 1990. — 96 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление /Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Винокуров J1.H. Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у школьников. Автореф. докт. дисс. Кострома, 1996.-45 с.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Ч. 1. -Минск, 1995. — 240 с.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека. Т.1. Минск: Изд-во ООО «Дэбор», 1998.-242 с.
- В Министерстве образования // Искусство в школе. — 2000, № 2. — С. 77−78.
- В Министерстве образования // Искусство в школе. — 2000, № 3. С. 77−79.
- Выготский JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-479 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. —93 с.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. 1990, № 4 — С. 5−14.
- Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей //Способности и интересы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — с. 63−72.
- Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. — М., РИА «Мы и Мир», 1999. 112 с.
- Гущина Н.Б. Программа «Гармония» для учащихся начальной школы // Инновации в психолого-педагогический теории и практики. Материалы Международной конференции. — Шуя: ШГПУ, 2001. С. 172 — 176.
- Гущина Н.Б. Изучение природы средствами искусства. Уроки художественной культуры в начальной школе. — Иваново: ФГУП Издательство «Иваново», 2002. — 228 с.
- Гущина Н.Б. Концептуальная основа курса «Изучение природы средствами искусства»// Инновации в психолого-педагогический теории и практике. Материалы II Международной научной конференции. — Шуя: Весть ШГПУ, 2002. С. 26−28.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов).— М.: Педагогика, 1972. -424 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Учпедгиз, 1960. -299 с.
- Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 1: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000. — 536 с.
- Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности //Канд. дисс. JL: ЛГУ, 1985. — 191 с.
- Езикеева В.А. Картина на уроках рисования в начальной школе (ее общеобразовательное значение) // Автореф. канд. пед. наук. — М., 1949. — 20 с.
- Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Кн. Психология младшего школьника. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — С. 283 — 303.
- Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе //Начальная школа. 1997 г. № 1.-е. 36−38.
- Ильенков Э.И. О специфике искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4. — М., 1960.-С. 18−22.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя /Сост. В. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
- Каган М.С. Философия культуры: Становление и развитие. — СПб.: Петрополис, 1995. 528 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости //Вопросы психологии. 1978,№ 5.-с. 12−19.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976. 152 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., Педагогика, 1990. 144 с.
- Каплина Л .Я. К вопросу о косвенных методах изучения учащихся /Кн. О воспитании коммунистической личности в советской школе. М., 1973. — С. 63−73.
- Каплина Л.Я. К вопросу об использовании в воспитательной работе косвенного педагогического воздействия //Кн. Вопросы педагогикивысшей и средней школы. — Т. 300, вып. 22. — М.: Ученые записки МОПИ им. Крупской Н. К. С. 248.
- Кармин A.C. Основы культурологии. Морфология культуры. — СПб.: Лань, 1997.-509 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. — М.: Молодая гвардия, 1977. —191 с.
- Князева E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992, № 12. — С. З — 21.
- Козлов Б.М. Восприятие картин учащимися IV класса. Автореферат канд. дисс.- 1954.- 19 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. 656 с.
- Копцева Т. Природа и художник // Искусство в школе. — 1996, № 4. — С. 1820.
- Корнилов К.Н. То, чему школьный работник должен учиться у дошкольного и внешкольного работника //Социальное воспитание. — 1921.-№ 1,2.
- Коробкина М. О некоторых приемах педагогической технологии //Искусство в школе. — 2000. № 1. — С. 71−72.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. — М., Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. 48 с.
- Кошмина И. Вертикальный тематизм // Искусство в школе. — 1997, № 4. — С. 31 -34.
- Коэн В. Метод «музыкальных зеркал» //Искусство в школе. 1999, № 4. — С. 14−16.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы.-М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Красильников И. Творческое задание на уроках искусства // Искусство в школе. 2001, № 3.-С. 10−12.
- Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания // Пед. соч.: В 6 т. — Под ред. Арсеньева и др. Т.З. — М.: Педагогика, 1979. — С. 231−252.
- Кудина Г. Кто поймал окунька? (Проблемы читательского сотворчества) // Искусство в школе. 1993, № 2. — С. 33−38.
- Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 кл. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразовательных школ». — М.: Просвещение, 1984. 319 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Гомельский госуниверситет, 1976. — 58 с.
- Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. JI.: Ленингр. организация общества «Знание», 1985. — 32 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: Высш. шк., 1989. — 167 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.-72 с.
- Ларионова А.Г. Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников. Автореф. канд. дисс. Якутск, 2000. — 17 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта // Контекст — 1981. М., 1982. — 108 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
- Макаренко A.C. Соч.: В 5 т. М.: АПН РСФСР, 1961. — Т. 5. — С. 93.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6.-С. 29−33.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества / Псих, журнал. — 1984, № 1. С. 9 — 17.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики.-М.: Школа-Пресс, 1993.— 128 с.
- Махлах Е.С. Творческие игры в младшем школьном возрасте. Автореферат дисс. М., 1956.— 21 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987. — 126 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996, № 4. — С. 30−35.
- Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — 188 с.
- Михалевская Г. И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб.: ЭГО, 2001. — 292 с.
- Моляко В.А. Психология конструктивного замысла. Дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1966. — 187 с.
- Москвина Г. М. Взаимодействие видов искусства в теории и практике художественного образования. Автореф. канд. дисс.—Ижевск, 2003.-21с.
- Мотков О.И., Петрайтите A.M. Исследования зависимости проявления креативности от особенностей личности // Новые исследования в психологии. 1983, № 2. — С. 19−24.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986. 210 с.
- Неменский Б. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1987.— 255 с.
- Новикова JI.И., Куракин А. Путь к творчеству. — М.: Просвещение, 1966. -186 с.
- Новикова Л.И. О системах и системности в воспитании. М., 1976. — Ч. 2.-С. 88−98.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. — М.: Дрофа, 1999. — 52 с.
- Основы психологии: Практикум./ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 704 с.
- Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество Россия, 2001.-640 с.
- Платон. Пир /Пер. с древнегреч. С.К. АПТА Коммент. В. Ф. Асмоса. — СПб, ИнТОС, 1992.-63 с.
- Полуянов Ю. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников // Искусство в школе. — 1997, № 2. — С. 17−22.
- Полуянов Ю.А. Психологические особенности понимания произведений искусства детьми младшего школьного возраста // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети».— Ташкент, 1982.— С. 59−66.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика. 1976.-280 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. М., 1983. — 207 с.
- Проблемы способностей в советской психологии/Под ред. A.A. Бодалева. М.: Б.и., 1984. — 144 с.
- Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа /Сост. B.C. Кузин, Е. О. Яременко. Изд. 3-е, перераб. — М.: Дрофа, 2001. — 224 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999.— 440 с.
- Радугин A.A. Философия: курс лекций. — 2-е изд. — М.: Центр, 1999. — 272 с.
- Рафикова В.М. Педагогические условия формирования академической одаренности школьников. Автореф. канд. дисс. Ижевск, 2003. — 16 с.
- Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей: Автореф. дисс.. к. пед. н. М., 1966. — 21 с.
- Реан A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: ЗАО Изд-во Питер, 1999. -416 с.
- Революция искусство — дети. Материалы и документы: из истории эстетического воспитания в сов. шк./ Сост. Н. П. Старосельцева. — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
- Рибо Т. Творческое воображение / Пер. с фр. СПб, 1901. — 152 с.
- Роджерс К. О групповой психотерапии. — М.: Прогресс, 1993. -480 с.
- Рубинштейн C.JT. О мышлении и путях его исследования. — М.: Академия наук СССР, 1958. 147 с.
- Сайбединов А. Радость созидания // Искусство в школе. — 2000, № 4. — С. 49−52.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования /Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Сидоренко E.B. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
- Синкевич И.А. Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников. Автореф. канд. дисс. Мурманск, 2000. — 20 с.
- Скалкова Я. и колл. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986.— 152 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. — М.: Академия, 2002. 576 с.
- Соловьев B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии //Собрание соч. — СПб, 1903. — т. 7 — 388 с.
- Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физ-ра и спорт, 1982. — 256 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1973. —204 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — Изд. 2. — М.: Просвещение, 1979.— 393 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. шк., 1988. 272 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — 2-е изд. М.: Изд. МГУ, 1984.-344 с.
- Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч для админ. шк. 2002, № 2. — С. 120−128.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536с.
- Теплов Б.М. Способность и одаренность // Избранные труды: В 2 т. — М., 1985.-Т.1.-С. 24−31.
- Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. — М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1990. —129 с.
- Ткаченко Е.В. Образовательное поле искусства //Искусство в школе. — 1995, № 3.-С. 2−5.
- Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят // Кн. педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1953.-С. 18−21.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. — 34 с.
- Туник Е.Е. Тест Торранса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.- 19 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -224 с.
- Формирование творческой личности учителя // Сб. научных статей. — Минск: НИОРБ, 1993. 107 с.
- Франки В. Человек в поисках смысла /Под ред. Л. Я. Гозмона и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс. 1990. — 368 с.
- Фридман Л.М. О концепции управления процессом учения в советской психологии и педагогики //Кн. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд. МГУ, 1975. — С. 203 221.
- Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. Дидактические игры как форма акмеологических технологий подготовки и повышения профессионализма педагога. М.: МНЖ ПиР, 1997. — 23 с.
- Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека. М.: МНЖПиР, 1997. — 20 с.
- Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1987. 150 с.
- Шейкин А.Г. Культурология. XX век. Словарь — СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.
- Школяр Л.В. Музыка в жизни младших школьников // Кн. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. О. Ершова, Е. А. Захарова и др. М.: Просвещение, 1991. — С. 82 — 102.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2000. — 212 с.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием теста Е.П. Торранса у младших школьников//Вопросы психологии. 1991, № 1. —С. 27−32.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. — М.: Просвещение, 1969.— 271 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-540 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества // Кн. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. — Т.7. — С. 78−81.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. —144 с.
- Якиманская И.С. Проблема обучения и развития в трудах H.A. Менчинской /Вопросы психологии. 1995, № 1. — С. 53−57.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Зание, 1971.-48 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988. — 155 с.
- Gordon W.J.J. Sinectics. The Development of Creative Capaciti. N.Y., 1961. -401 p.
- Guilford J.P. The structure of intelligence // Psychol. Bull. 1956, № 53. — P. 267−293.
- Koestler A. The Act of Creation. N.Y., Macmillan, 1964. — 509 p.
- Maslow A. The farther reachesqof human nature. — New York, 1971. 378 p.
- Torrance E. P. Torrance test of creative thinking: Norm — technical manual. — Princeton, NJ, 1966. 263 p.
- Torrance E. P. Torrance test of creative thinking. Directions manual and scoring guide. Lexington, 1974. — 288 p.
- Wallas G. The Art of Thought.-N.Y., 1926.-390 p.
- Whitehead A.N. Process and Reality. An Assay in Cosmology. Cambridge Univercity Press, 1929ю — 509 p.
- Whywrell W. On he phylosophy of Disovery. — 3-rd ed., — L., John W Parber and Son, 1960.-403 p.
- Zillig M. Zur Psychologie des dichterisch schaffenden Kindes. Zeitschrift fur Psychologie. Leipzig, 1936. — 368 p.