Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбранные нами методы исследования позволили проследить динамику развития креативности младших школьников. Так, метод наблюдения показал, что дети с интересом работали в разных центрах активности, постепенно переходя к выполнению заданий следующего, более сложного, уровня. В течение учебного года у младших школьников постепенно развивалось культурное зрительское отношение к искусству, т. е… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЕЕ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Философские идеи креативности
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы креативности
    • 1. 3. Креативность как процесс и результат творческой зрелости личности
    • 1. 4. Значение дисциплин художественно-эстетического цикла. в развитии креативности учащихся
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. КУРС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Цель, задачи, основные положения курса художественной культуры
    • 2. 2. Содержание курса художественной культуры
    • 2. 3. Технология развития креативности младших школьников в условиях изучения художественной культуры
    • 2. 4. Обобщение опыта развития креативности младших школьников
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 3. 1. Характеристика выборочной совокупности и методы исследования
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию креативности младших школьников
  • Выводы по главе 3

Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В сложные социально-экономические периоды развития общества особую остроту приобретает социальный заказ. на креативную личность, способную вывести общество на новый диалектический этап развития. Одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования в нашей стране должна стать активизация творческого потенциала школьника, создание условий для развития креативности каждой личности.

Отличительную особенность креативного направления в образовании мы видим в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний и продуктивное их использование в процессе самоактуализации.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что проблема развития креативности учащихся, в частности их творческого ® мышления, затрагивается широким кругом исследователей:

Л.М.Евдокимовой, Е. М. Зятниной, И. В. Казуниной, Н. В. Кочелаевой, Е. В. Леоновой, Р. И. Малафеевым, Т. В. Орловой, Н. М. Пручкиной, Е. В. Рыжовой и др. Эту проблему они пытаются решить средствами математики, химии, физики.

Важнейшим средством развития креативности школьников является художественно-эстетическое образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества.

Философско-методологический аспект художественно-эстетического образования нашел отражение в научных трудах Д. Н. Джола, М. С. Кагана, • П. И. Пастухова, В. Н. Разова, Г. Ширматова, а также в работах психологов.

Л.В.Благонадежиной, А. Б. Ительсона, В. Н. Мясищева, Н. А. Менчинской, Д.Н.Овсянико-Куликовского.

Из теоретических исследований в области художественно-эстетического образования младших школьников остаются и по сей день интересными взгляды А. В. Бакушинского, Б. Т. Лихачева и М. М. Рубинштейна.

За творческое развитие учащихся на уроках искусства выступали В. В. Алексеева, Ю. Б. Алиев, С. А. Герасимов, Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Г. В. Лабунская, С. В. Михалков, Б. М. Неменский, C.B. Образцов, Л. М. Предтеченская, Т. Я. Шпикалова, В. С. Щербаков и др.

Однако анализ научной литературы позволил прийти к выводу, что проблема развития креативности учащихся начальных классов средствами художественной культуры оказалась мало изученной. Данное обстоятельство делает ее актуальной с точки зрения потребностей педагогической науки и практики.

Концепция художественного образования в Российской Федерации (2002г.) предлагает сформировать на государственном уровне отношение к художественно-эстетическому образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества. Внедрение концепции предполагает:

— непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования;

— усиление роли образовательной области «Искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусств;

— издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, художественной культуре.

В связи с реализацией креативного направления в образовании и осуществлением концепции художественного образования нами разработан курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», предназначенный для младших школьников. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников».

Объект исследования — процесс изучения художественной культуры в начальной школе.

Предмет исследования — изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность курса художественной культуры в развитии креативности младших школьников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие креативности младших школьников возможно, если:

— целенаправленно развивать невербальное и вербальное творческое мышление младших школьников средствами художественной культуры;

— происходит прирост по показателям невербального и вербального творческого мышления;

— увеличивается количество видов художественно-творческой деятельности.

Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих задач:

1. Выяснить сущность креативности и дать ее характеристику на основе концепции триединства креативности как личностной категории, созидательного процесса и результата творческой деятельности.

2. Теоретически обосновать предлагаемый курс художественной культуры, направленный на развитие креативности младших школьников.

3. Разработать технологию развития креативности учащихся в условиях изучения художественной культуры.

4. Выявить динамику развития креативности младших школьников по показателям невербального и вербального творческого мышления.

5. Экспериментально проверить эффективность курса художественной культуры в развитии креативности младших школьников.

Методологической основой исследования служат философские положения о сущности творчества, методологические подходы: системный, синергетический, аксиологический, культурологический, личностный, деятел ьностн ы й.

Теоретическая основа исследования: концепция художественного образования в Российской Федерацииконцепция триединства креативности как личностной категории, созидательного процесса и результата творческой деятельности, концепция синтеза искусствтеоретические исследования в области художественно-эстетического образования.

Методы исследования'. анализ философской, психолого-педагогической, акмеологической и научно-методической литературыпедагогический экспериментнаблюдениеанализ продуктов деятельности учащихсятестированиестатистические методы обработки данныхобобщение опыта развития креативности учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключаются в теоретическом обосновании курса художественной культуры, направленного на самовыражение младших школьников, самореализацию внутреннего потенциала личности.

Научная новизна исследования:

— Разработан курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», ориентированный на развитие креативности младших школьников. Определены условия для его реализации.

— Создано пособие для учащихся «Природа в зеркале искусства», пособие для учителя «Изучение природы средствами искусства» ;

— Разработана и экспериментально проверена технология развития креативности учащихся средствами художественной культуры.

— Исследование позволило проследить динамику развития креативности младших школьников: а) значимые изменения произошли в невербальном творческом мышлении (р < 0,01). Наибольший прирост выявлен по показателю разработанность, средний — по оригинальности и беглости, минимальный — по гибкости. б) произошли существенные сдвиги вербального творческого мышления по показателям беглость, оригинальность и гибкость (р < 0,01).

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования развития креативности учащихся средствами художественной культуры могут быть использованы при организации процесса обучения младших школьников, в профессиональной подготовке и осуществлении деятельности учителей.

База исследования. Исследование проводилось на базе школ № 4, № 7,№ 8 и гимназии № 1 г. Шуи Ивановской области.

Этапы исследования.

На первом этапе (1997;1998 гг.) анализировались существующие проблемы в образовании и выявлялись пути его совершенствования. Осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась философская, психологическая, педагогическая, акмеологическая и научно-методическая литература.

На втором этапе (1999;2000 гг.) были определены объект, предмет, цель, основные задачи исследования. На этом этапе внедрена на базе школы № 4 г. Шуи и проанализирована модель развития креативности младших школьников средствами художественной культуры. Были определены пути корректировки форм, методов, средств обучения, внесены изменения в систему художественно-творческих заданий.

На третьем этапе (2001;2002 г. г.) проведен педагогический эксперимент по развитию креативности младших школьников в условиях изучения художественной культуры на базе школ № 4,7,8 и гимназии № 1 г. Шуи. На этом этапе было выполнено тестирование младших школьников, проведена обработка созданной базы данных. Подводились итоги, формулировались выводы по результатам эксперимента.

На четвертом этапе (2002;2003 г. г.) происходило обобщение результатов, оформлялись в законченном виде теоретические и практические выводы.

На защиту выносятся:

1.Курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», направленный на развитие креативности младших школьников и базирующийся на следующих принципах: интегративностьэмоциональное насыщение, живое общение с произведениями искусствавариативность и свобода выборадиалогичностьдвижение «от успеха к успеху" — единство и взаимосвязь классной, внеклассной и внешкольной деятельности.

2. Модель изучения художественной культуры, в основе которой лежит художественно-педагогическая драматургия: экспозиция, завязка, проблема, креативная практика, кульминация, развязка, осознание результата творческой деятельности, последействие.

3. Технология развития креативности младших школьников средствами художественной культуры.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены междисциплинарным подходом к изучению предмета исследования, соответствием методов исследования его цели и задачам, статистической значимостью полученных опытно-экспериментальных данных, диагностических срезов, воспроизводимостью результатов.

Внедрение результатов исследования: материалы исследования были внедрены в практику работы школ № 4,7,8 и гимназии № 1 г. Шуи Ивановской области. Результаты исследования использованы в работе общеобразовательных учреждений г. Иваново, в частности — средней школы № 8, лицея № 21- на семинарах и курсах учителей начальных классов и мировой художественной культуры на базе Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены на международных научных конференциях «Молодая наука — XXI веку» (Иваново, 2001) и «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2001), научной конференции «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2002), научной конференции «Культура: тексты и контексты» (Иваново, 2002), II международной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2002), в пособии «Изучение природы средствами искусства» (Иваново, 2002), в сборнике трудов студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей «Здоровье, образ жизни и образование» (Шуя, 2003).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 240 страницах машинописного текста, включая 12 таблиц, 18 рисунков и 16 приложений.

Список литературы

включает 193 источника, в том числе 10 на иностранном языке.

Выводы по главе 3.

С целью диагностирования исходного и конечного уровня развития невербального и вербального творческого мышления младших школьников провели тестирование экспериментальной и контрольной групп по тесту Е. П. Торранса «Закончи рисунок» и субтестам Е. П. Торранса: 1) использование предметов, 2) последствия ситуации, 3) слова, 4) словесная ассоциация (в модификации Е.Е. Туник).

В результате статистической обработки данных с использованием критерия в установили значимый существенный сдвиг невербального творческого мышления экспериментальной группы по показателям беглость, оригинальность, разработанность и вербального творческого мышления по показателям беглость, гибкость, оригинальность.

Анализ значений, полученных в результате сравнения выборочных средних арифметических показателей невербального и вербального мышления ЭГ и КГ с использованием критерия Стьюдента, показал:

1) на начало формирующего эксперимента ЭГ и КГ не отличаются статистически существенно по показателям невербального творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и вербального творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность).

2) на конец формирующего эксперимента средние показатели невербального и вербального творческого мышления ЭГ выше КГ. Эти различия являются значимыми по показателям невербального творческого мышления (беглость, оригинальность, разработанность) и вербального творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность).

В результате сравнения величин прироста показателей невербального и вербального творческого мышления ЭГ и КГ пришли к выводу, что величина прироста в ЭГ по всем показателям невербального и вербального творческого мышления больше величины прироста в КГ.

Полученные в результате проведенного эксперимента статистически значимые данные подтверждают гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В сложные социально-экономические периоды развития общества особую остроту приобретает социальный заказ на креативную личность. В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» рассматривается неоднозначно. Мы придерживаемся позиции, что креативность — многостороннее явление интегративного характера, определяющее перспективы развития творческой индивидуальности и обеспечивающее функционирование продуктивно-созидательного процесса внутри личности.

Потенциальным средством реализации сущностных и творческих сил личности является культура, которая выступает как форма самодетерминации человека, его самопроизводства, творчества. Культура — это то, что мы создаем, чем мы владеем, и в то же время она создает нас, нами владеет. Культуру принято подразделять на утилитарную (экономическую и политическую) и духовную (нравственную, художественную и мировоззренческую). Важным компонентом духовной является художественная культура, которая решает задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Художественная культура — это совокупность художественных ценностей, опыта создания, хранения, распространения их, т. е. совокупность всех устойчивых способов художественной деятельности.

Содержательное ядро художественной культуры — искусство как один из важнейших механизмов познания человека и окружающего его мира, как специфическая форма отражения действительности в художественных образах. Художественные образы построены на вербальной, изобразительной, звуковой имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процессов, коллизий, ощущений и т. п.

Каждый вид искусства отражает реальность по-своему, через свою систему художественных образов и специфику выразительных возможностей. Целостную картину мира могут представить все искусства в комплексе, т. е. вся художественная культура в целом.

Приоритетным направлением совершенствования системы образования должна стать активизация творческого потенциала школьника, развитие креативности каждой личности. Одним из возможных условий успешного развития креативности детей является приобщение их к основам художественной культуры.

Содержание художественной культуры как школьного предмета включает разные виды художественного творчества в их связях и взаимовлияниях. Учащиеся изучают не отдельные шедевры искусства, а мир художественного творчества.

В связи с реализацией креативного направления в образовании нами разработан курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства». Средством развития креативности учащихся начальных классов выступает процесс изучения художественной культуры (средство — прием, способ действия для достижения чего-либо). Изучение художественной культуры побуждает детей к творчеству, самовыражению, самореализации внутреннего потенциала.

Цель курса художественной культуры — развитие креативности учащихся, становление личности творца, человека нового мышления, находящегося в гармонии с окружающим миром и самим собой, гибко ориентирующегося в новой обстановке, нестереотипно мыслящего, умеющего творчески применить любую информацию в любой области деятельности, умеющего ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самооценке и саморазвитию.

Курс базируется на следующих принципах: интегративностьэмоциональное насыщение, живое общение с произведениями искусствавариативность и свобода выборадиалогичностьдвижение «от успеха к успеху" — единство и взаимосвязь классной, внеклассной и внешкольной деятельности. Основой курса является опора на национальные особенности русской культуры.

Для успешного и продуктивного освоения курса учащимися создано психолого-педагогическое и методическое сопровождение его: программа, учебное и методическое пособия, альбом цветных иллюстраций, хрестоматия музыкальных произведений, система карточек с художественно-творческими заданиями, аудиои видеозаписи.

Представлена модель изучения художественной культуры, в основе которой лежит художественно-педагогическая драматургия: экспозиция, завязка, проблема, креативная практика, кульминация, развязка, осознание результата творческой деятельности, последействие. Экспериментальное исследование подтвердило действенность представленной модели и возможность её применения в школьной практике. Результаты эксперимента показали, что изучение основ художественной культуры с учётом разработанной модели действительно способствует развитию креативности младших школьников.

Разработана и экспериментально проверена технология развития креативности учащихся средствами художественной культуры. Достоинствами технологии являются инструментальность, диагностичность, воспроизводимость.

Выбранные нами методы исследования позволили проследить динамику развития креативности младших школьников. Так, метод наблюдения показал, что дети с интересом работали в разных центрах активности, постепенно переходя к выполнению заданий следующего, более сложного, уровня. В течение учебного года у младших школьников постепенно развивалось культурное зрительское отношение к искусству, т. е. умение и желание зрителя видеть в форме произведения мысли и чувства, соответствующие замыслу автора.

Анализ рисунков позволил проследить постепенный переход учащихся от примитивных форм изображения к более совершенным, от простого раскрашивания предметов в «локальный» цвет — к нахождению сложных живописный отношений.

В результате анализа литературного творчества пришли к выводу, что по сравнению с творчеством в начале учебного года к концу года повысилось качество выполнения сочиненийоб этом свидетельствует: употребление эпитетов, сравнений, метафорпроявление в стихах и рассказах эмоционального отношения ученика к тому, что он пишетизменение структуры предложения: встречаются не только простые, но и сложные предложения.

Анализ «Дневников эстетических впечатлений» выявил интерес младших школьников к анализу произведений искусства, стремление к общению с произведениями искусства, желание понять авторский замысел, проанализировать свои ощущения, впечатления. Анализ «Дневников эстетических впечатлений» показал, что учащиеся интересуются искусством, они ходят на выставки, в музеи, приводят туда своих друзей, родителей.

Выявлены возможности художественной культуры как учебного предмета в развитии креативности младших школьников. Исследование позволило проследить динамику развития креативности младших школьников, изучающих курс художественной культуры: а) значимые изменения произошли в невербальном творческом мышлении (р < 0,01). Наибольший прирост выявлен по показателю разработанность, средний — по оригинальности и беглости, минимальный — 9 по гибкости. б) произошли существенные сдвиги вербального творческого мышления по показателям беглость, оригинальность и гибкость (р < 0,01).

Результатом изучения художественной культуры являются не только качественные изменения невербального и вербального творческого мышления, но и созданные младшими школьниками субъективно значимые продукты деятельности.

Полученные в результате проведенного эксперимента статистически значимые данные подтверждают гипотезу исследования.

Доказана эффективность курса художественной культуры «Изучение природы средствами искусства» в развитии креативности младших школьников. Считаем, что курс художественной культуры можно вводить и изучать в качестве факультативного в начальных классах общеобразовательной школы. Эмоциональность, непосредственность, творческая активность способствуют продуктивности деятельности школьников. Опыт развития креативности младших школьников по общественной значимости и новизне является модифицирующим. Модификация (лат. тосПАсаио — изменение) — видоизменение, преобразование чего-либо, сопровождающееся появлением новых свойств. Опыт может быть освоен учителями начальных классов, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства.

Перспективными направлениями дальнейшего научного поиска могут стать: возможности использования фонда идей о развитии креативности учащихся в средних классах общеобразовательной школы, а так же создание психолого-педагогического обеспечения курса МХКсовершенствование диагностики развития креативности учащихся и учителяразвитие интереса к художественной культуре, осознание ее ценности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Директор школы.-2001,№ 1-С. 97−105.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Директор школы. 2002, № 1 — С. 97−126.
  3. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. — 2000, № 1. С. 59 — 65.
  4. Концепция художественного образования в Российской Федерации /Искусство в школе. 2002, № 2 — С. 84−86.
  5. А.П. Об управлении процессом воспитания в педагогической системе //Кн. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе.-JI.: ЛГУ, 1973.-С. 56−68.
  6. Акмеология: Учебник /Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.-650 с.
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети! -М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  8. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологический труды. — М.: Педагогика, 1980, т. 2.-286 с.
  11. П.Антонов A.B. Психология изобретательского творчества. — Киев: «Вища школа», 1978.-175 с.
  12. Аристотель. Сочинения: В 4 т. /Пер. с древнегреч.: Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1976−1983. — Т. 4, 1983. — 830 с.
  13. Э.Г. Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: «дошкольное образовательное учреждение школа — ВУЗ» (средствами ИЗО). Автореф. докт. дисс. — Казань, 2000. — 22 с.
  14. М.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -256 с.
  15. А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. Минск: Харвест, 1999.-1407 с.
  16. H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -608 с.
  17. H.A. О вечном и новом человеке //Учит, газета. — 1990, № 27. — Июль.
  18. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  19. М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. — 1998, № 1. — С. 14−23.
  20. М.Н. Теоретические основы интеграции образования. — М.: Совершенство, 1998. — 192 с.
  21. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н. Ф. Виноградовой и J1.E. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 1998. — 240 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  23. М.А. Творчество в науке и технике. — Пг., 1920. — 65 с.
  24. Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981. —96 с.
  25. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  26. Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур, т. 1. Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 592 с.
  27. Н.В., Реан A.A. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. — СПб и др.: Питер, 2000. 432 с.
  28. В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ. — 2000. — 704 с.
  29. ЗО.Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. -СПб.: Политехника, 2002.-476 с.
  30. ЗЬБрушлинский A.B. Воображение и творчество // Кн. Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1969. С. 341 -346.
  31. Буева Л. П Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978.-216 с.
  32. В.П. Нравственное воспитание в начальной школе. — М., 1990. — 96 с.
  33. М. Продуктивное мышление /Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  34. Винокуров J1.H. Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у школьников. Автореф. докт. дисс. Кострома, 1996.-45 с.
  35. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Ч. 1. -Минск, 1995. — 240 с.
  36. Н.Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека. Т.1. Минск: Изд-во ООО «Дэбор», 1998.-242 с.
  37. В Министерстве образования // Искусство в школе. — 2000, № 2. — С. 77−78.
  38. В Министерстве образования // Искусство в школе. — 2000, № 3. С. 77−79.
  39. JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-479 с.
  40. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. —93 с.
  41. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. 1990, № 4 — С. 5−14.
  42. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей //Способности и интересы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — с. 63−72.
  43. В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. — М., РИА «Мы и Мир», 1999. 112 с.
  44. Н.Б. Программа «Гармония» для учащихся начальной школы // Инновации в психолого-педагогический теории и практики. Материалы Международной конференции. — Шуя: ШГПУ, 2001. С. 172 — 176.
  45. Н.Б. Изучение природы средствами искусства. Уроки художественной культуры в начальной школе. — Иваново: ФГУП Издательство «Иваново», 2002. — 228 с.
  46. Н.Б. Концептуальная основа курса «Изучение природы средствами искусства»// Инновации в психолого-педагогический теории и практике. Материалы II Международной научной конференции. — Шуя: Весть ШГПУ, 2002. С. 26−28.
  47. В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов).— М.: Педагогика, 1972. -424 с.
  48. М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Учпедгиз, 1960. -299 с.
  49. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 1: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000. — 536 с.
  50. В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности //Канд. дисс. JL: ЛГУ, 1985. — 191 с.
  51. В.А. Картина на уроках рисования в начальной школе (ее общеобразовательное значение) // Автореф. канд. пед. наук. — М., 1949. — 20 с.
  52. Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Кн. Психология младшего школьника. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — С. 283 — 303.
  53. Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе //Начальная школа. 1997 г. № 1.-е. 36−38.
  54. Э.И. О специфике искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4. — М., 1960.-С. 18−22.
  55. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя /Сост. В. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  56. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  57. М.С. Философия культуры: Становление и развитие. — СПб.: Петрополис, 1995. 528 с.
  58. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости //Вопросы психологии. 1978,№ 5.-с. 12−19.
  59. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976. 152 с.
  60. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., Педагогика, 1990. 144 с.
  61. Л .Я. К вопросу о косвенных методах изучения учащихся /Кн. О воспитании коммунистической личности в советской школе. М., 1973. — С. 63−73.
  62. Л.Я. К вопросу об использовании в воспитательной работе косвенного педагогического воздействия //Кн. Вопросы педагогикивысшей и средней школы. — Т. 300, вып. 22. — М.: Ученые записки МОПИ им. Крупской Н. К. С. 248.
  63. A.C. Основы культурологии. Морфология культуры. — СПб.: Лань, 1997.-509 с.
  64. Н.И. Сущность прекрасного. — М.: Молодая гвардия, 1977. —191 с.
  65. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992, № 12. — С. З — 21.
  66. .М. Восприятие картин учащимися IV класса. Автореферат канд. дисс.- 1954.- 19 с.
  67. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. 656 с.
  68. Т. Природа и художник // Искусство в школе. — 1996, № 4. — С. 1820.
  69. К.Н. То, чему школьный работник должен учиться у дошкольного и внешкольного работника //Социальное воспитание. — 1921.-№ 1,2.
  70. М. О некоторых приемах педагогической технологии //Искусство в школе. — 2000. № 1. — С. 71−72.
  71. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. — М., Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. 48 с.
  72. И. Вертикальный тематизм // Искусство в школе. — 1997, № 4. — С. 31 -34.
  73. В. Метод «музыкальных зеркал» //Искусство в школе. 1999, № 4. — С. 14−16.
  74. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы.-М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  75. И. Творческое задание на уроках искусства // Искусство в школе. 2001, № 3.-С. 10−12.
  76. Н.К. О задачах художественного воспитания // Пед. соч.: В 6 т. — Под ред. Арсеньева и др. Т.З. — М.: Педагогика, 1979. — С. 231−252.
  77. Г. Кто поймал окунька? (Проблемы читательского сотворчества) // Искусство в школе. 1993, № 2. — С. 33−38.
  78. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 кл. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  79. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразовательных школ». — М.: Просвещение, 1984. 319 с.
  80. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Гомельский госуниверситет, 1976. — 58 с.
  81. Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. JI.: Ленингр. организация общества «Знание», 1985. — 32 с.
  82. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: Высш. шк., 1989. — 167 с.
  83. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  84. Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.-72 с.
  85. А.Г. Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников. Автореф. канд. дисс. Якутск, 2000. — 17 с.
  86. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  88. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  89. А.Ф. Диалектика творческого акта // Контекст — 1981. М., 1982. — 108 с.
  90. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  91. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
  92. A.C. Соч.: В 5 т. М.: АПН РСФСР, 1961. — Т. 5. — С. 93.
  93. А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  94. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6.-С. 29−33.
  95. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества / Псих, журнал. — 1984, № 1. С. 9 — 17.
  96. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики.-М.: Школа-Пресс, 1993.— 128 с.
  97. Е.С. Творческие игры в младшем школьном возрасте. Автореферат дисс. М., 1956.— 21 с.
  98. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  99. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  100. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987. — 126 с.
  101. Мелик-Пашаев A.A. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996, № 4. — С. 30−35.
  102. H.A. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — 188 с.
  103. Г. И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб.: ЭГО, 2001. — 292 с.
  104. В.А. Психология конструктивного замысла. Дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1966. — 187 с.
  105. Г. М. Взаимодействие видов искусства в теории и практике художественного образования. Автореф. канд. дисс.—Ижевск, 2003.-21с.
  106. О.И., Петрайтите A.M. Исследования зависимости проявления креативности от особенностей личности // Новые исследования в психологии. 1983, № 2. — С. 19−24.
  107. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986. 210 с.
  108. . Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1987.— 255 с.
  109. JI.И., Куракин А. Путь к творчеству. — М.: Просвещение, 1966. -186 с.
  110. Л.И. О системах и системности в воспитании. М., 1976. — Ч. 2.-С. 88−98.
  111. М.Ю. Введение в народоведение. — М.: Дрофа, 1999. — 52 с.
  112. Основы психологии: Практикум./ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 704 с.
  113. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество Россия, 2001.-640 с.
  114. Платон. Пир /Пер. с древнегреч. С.К. АПТА Коммент. В. Ф. Асмоса. — СПб, ИнТОС, 1992.-63 с.
  115. Ю. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников // Искусство в школе. — 1997, № 2. — С. 17−22.
  116. Ю.А. Психологические особенности понимания произведений искусства детьми младшего школьного возраста // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети».— Ташкент, 1982.— С. 59−66.
  117. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика. 1976.-280 с.
  118. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  119. Я.А. Фазы творческого процесса. М., 1983. — 207 с.
  120. Проблемы способностей в советской психологии/Под ред. A.A. Бодалева. М.: Б.и., 1984. — 144 с.
  121. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа /Сост. B.C. Кузин, Е. О. Яременко. Изд. 3-е, перераб. — М.: Дрофа, 2001. — 224 с.
  122. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999.— 440 с.
  123. A.A. Философия: курс лекций. — 2-е изд. — М.: Центр, 1999. — 272 с.
  124. В.М. Педагогические условия формирования академической одаренности школьников. Автореф. канд. дисс. Ижевск, 2003. — 16 с.
  125. И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей: Автореф. дисс.. к. пед. н. М., 1966. — 21 с.
  126. A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: ЗАО Изд-во Питер, 1999. -416 с.
  127. Революция искусство — дети. Материалы и документы: из истории эстетического воспитания в сов. шк./ Сост. Н. П. Старосельцева. — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  128. Т. Творческое воображение / Пер. с фр. СПб, 1901. — 152 с.
  129. К. О групповой психотерапии. — М.: Прогресс, 1993. -480 с.
  130. C.JT. О мышлении и путях его исследования. — М.: Академия наук СССР, 1958. 147 с.
  131. А. Радость созидания // Искусство в школе. — 2000, № 4. — С. 49−52.
  132. Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  133. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования /Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 240 с.
  134. E.B. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
  135. И.А. Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников. Автореф. канд. дисс. Мурманск, 2000. — 20 с.
  136. Я. и колл. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  137. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986.— 152 с.
  138. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. — М.: Академия, 2002. 576 с.
  139. B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии //Собрание соч. — СПб, 1903. — т. 7 — 388 с.
  140. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физ-ра и спорт, 1982. — 256 с.
  141. В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1973. —204 с.
  142. В.А. Павлышская средняя школа. — Изд. 2. — М.: Просвещение, 1979.— 393 с.
  143. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. шк., 1988. 272 с.
  144. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — 2-е изд. М.: Изд. МГУ, 1984.-344 с.
  145. Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч для админ. шк. 2002, № 2. — С. 120−128.
  146. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536с.
  147. .М. Способность и одаренность // Избранные труды: В 2 т. — М., 1985.-Т.1.-С. 24−31.
  148. H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. — М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1990. —129 с.
  149. Е.В. Образовательное поле искусства //Искусство в школе. — 1995, № 3.-С. 2−5.
  150. Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят // Кн. педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1953.-С. 18−21.
  151. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. — 34 с.
  152. Е.Е. Тест Торранса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.- 19 с.
  153. Г. Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -224 с.
  154. Формирование творческой личности учителя // Сб. научных статей. — Минск: НИОРБ, 1993. 107 с.
  155. В. Человек в поисках смысла /Под ред. Л. Я. Гозмона и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс. 1990. — 368 с.
  156. Л.М. О концепции управления процессом учения в советской психологии и педагогики //Кн. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд. МГУ, 1975. — С. 203 221.
  157. Г. И. Основы акмеологии. Дидактические игры как форма акмеологических технологий подготовки и повышения профессионализма педагога. М.: МНЖ ПиР, 1997. — 23 с.
  158. Г. И. Основы акмеологии. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека. М.: МНЖПиР, 1997. — 20 с.
  159. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1987. 150 с.
  160. А.Г. Культурология. XX век. Словарь — СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.
  161. Л.В. Музыка в жизни младших школьников // Кн. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. О. Ершова, Е. А. Захарова и др. М.: Просвещение, 1991. — С. 82 — 102.
  162. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  163. Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2000. — 212 с.
  164. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием теста Е.П. Торранса у младших школьников//Вопросы психологии. 1991, № 1. —С. 27−32.
  165. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. — М.: Просвещение, 1969.— 271 с.
  166. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-540 с.
  167. П.К. Теория творчества // Кн. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. — Т.7. — С. 78−81.
  168. И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. —144 с.
  169. И.С. Проблема обучения и развития в трудах H.A. Менчинской /Вопросы психологии. 1995, № 1. — С. 53−57.
  170. П.М. Психология художественного творчества. М.: Зание, 1971.-48 с.
  171. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988. — 155 с.
  172. Gordon W.J.J. Sinectics. The Development of Creative Capaciti. N.Y., 1961. -401 p.
  173. Guilford J.P. The structure of intelligence // Psychol. Bull. 1956, № 53. — P. 267−293.
  174. Koestler A. The Act of Creation. N.Y., Macmillan, 1964. — 509 p.
  175. Maslow A. The farther reachesqof human nature. — New York, 1971. 378 p.
  176. Torrance E. P. Torrance test of creative thinking: Norm — technical manual. — Princeton, NJ, 1966. 263 p.
  177. Torrance E. P. Torrance test of creative thinking. Directions manual and scoring guide. Lexington, 1974. — 288 p.
  178. Wallas G. The Art of Thought.-N.Y., 1926.-390 p.
  179. Whitehead A.N. Process and Reality. An Assay in Cosmology. Cambridge Univercity Press, 1929ю — 509 p.
  180. Whywrell W. On he phylosophy of Disovery. — 3-rd ed., — L., John W Parber and Son, 1960.-403 p.
  181. Zillig M. Zur Psychologie des dichterisch schaffenden Kindes. Zeitschrift fur Psychologie. Leipzig, 1936. — 368 p.
Заполнить форму текущей работой