Историко-семантический подход к обучению в методике русского языка
Диссертация
Результаты анкетирования методистов русского языка, школьных и вузовских преподавателей, показали, что 100% опрошенных, во-первых, считают необходимым ввести в вузовский курс методики русского языка раздел «Вопросы истории методики русского языка и современная школа» или «История методики русского языка от Ломоносова до наших дней» и т. п.- во-вторых, признают тот факт, что концептуальные… Читать ещё >
Содержание
- Введение.С
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ. Проблемы исторического и семантического подхода к преподаванию русского языка в истории методики
- Часть первая. Вопросы исторического и семантического подхода к изучению русского языка в лингвистике и методике конца XIX — начала XX вв
- 1. 1. 1. Взгляды Ф. И. Буслаева на роль истории языка в преподавании современного русского языка. С
- 1. 1. 2. Развитие идей Ф. И. Буслаева о соотношении формы и содержания языковых единиц в отечественной лингвистике и методике русского языка конца XIX — начала XX вв. С
- Часть вторая. Преемственность методических исследований 20−30-х годов XX века с традициями дореволюционной русской школы
- 1. 2. 1. История методики преподавания русского языка как предмет методических исследований 20−30-х гг. XX в. С
- 1. 2. 2. Роль исследований по истории методики в становлении концепции историко-семантического подхода к обучению русскому языку. С
- Выводы по первой главе. С
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Теория и практика историко-семантического подхода к обучению русскому языку
- Часть первая. Вклад Е. Н. Петровой в теорию и практику историко-семантического подхода к обучению русскому языку 30−40-х годов XX века
- 2. 1. 1. Становление концепции историко-семантического подхода к обучению русскому языку в 30−40-е гг. XX века. С
- 2. 1. 2. Опыт реализации историко-семантического подхода в школьной практике в 30-е гг. XX века. С
- 2. 1. 3. Закономерности и принципы концепции историко-семантического подхода к обучению русскому языку Е. Н. Петровой. С
- Часть вторая. Тенденции развития идей историко-семантического подхода к обучению русскому языку в отечественной методической науке второй половины XX — начала XXI вв
- 2. 2. 1. Развитие идей структурно-семантического анализа языковых единиц в современных методических исследованиях и в школьной практике. С
- 2. 2. 2. Исторический подход к обучению русскому языку в современной общеобразовательной школе. С
- Выводы по второй главе. С
Список литературы
- Абакумов С.И. Этюды по формальной грамматике // Родной язык в школе: пед. сборник / под ред. A.M. Лебедева. — М., 1923. — Кн. 3-я. — С. 4252.
- Акишина A.A., Формановская H.H. Русский речевой этикет: пособие для студентов-иностранцев. — М.: Русский язык, 1983. — 181 с.
- Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 416 с.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. / вст. ст. с. 5−25, биогр. очерки, сост. и примеч. И. А. Соловкова. — М.: Педагогика, 1985. -480 с.
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов педвузов. М.: КноРус, 2007. — 464 с.
- Арбатский Д.А. Использование этимологии для раскрытия значений слов // Русский язык в школе. 1972. — № 3. — С. 32−35.
- Афанасьев П. О. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. 2-е изд., доп. — М.: Бр. Бащмаковы, 1917. — 284 с.
- Афанасьев П. О. Методика русского языка в школах повышенного типа. -М.: Изд-ие БЗО при Московском пед. ин-те, 1930. 144 с.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5−9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. 17-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2008. — 320 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Базелевич Л.И. К вопросу о состоянии методики преподавания русского языка как науки // Русский язык в школе. — 1960. № 5. — С. 95−99.
- Балакай А.Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и в школе // Русский язык в школе. — 1990. — № 4. — С.81−86.
- Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. 672 с.
- Баранов М.Т. У истоков методики русского языка XX века // Русский язык в школе. 1994. — № 1. — С. 53−63.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Русский язык. 5−9 класс: программы общеобразовательных учреждений. — 8-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 2007. 40 с.
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка: пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2005. — 350 с.
- Бархин КБ. и Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе: учебник для высших пед. учеб. заведений и пособие для преподавателей. — М.: Учпедгиз, 1934. 264 с.
- Бархин К.Б. Содержание курса родного языка // Русский язык в школе. -1936.-№ 2.-С. 69−74.
- Бархударов С.Г. Грамматика русского языка: учебник для семилетней и средней школы: в 2 ч. / под ред. акад. Л. В. Щербы. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Учпедгиз, 1944. — 4.1. — 208 е.- 4.2 — 152 е.
- Бархударов С.Г. О состоянии методики преподавания русского языка // Русский язык в школе. 1959. — № 4. — С. 34−41.
- Бархударов С.Г. Ещё раз о состоянии преподавания русского языка // Русский язык в школе. 1960. — № 6. — С. 97−99.
- Березин Ф.М. История лингвистических учений: учебник для филол. спец. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 319 с.
- Богоявленский Д.Н. Роль овладения семантикой языка в усвоении орфографии // Известия АПН РСФСР. Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи. Вып. 78. М., 1956. — С. 101−140.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., гперераб. и доп. -М.: Просвещение, 1966. 307 с.
- Богоявленский Д.Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе. — 1972. — № 1. — С. 14−19.
- Богоявленский Д.Н. Проблемы формы и значения в трудах лингвистов и методистов // Русский язык в школе. — 1972. № 6. — С. 24−30.
- Бондарко A.B. Теория морфологических категорий. — JL: Наука, 1976. -211 с.
- Бондарко A.B. Функциональная грамматика. — JL: Наука, 1984. — 136 с.
- Булаховский Л.А. Лингвистическое наследство Ф.И. Буслаева (18 971 937) // Русский язык в школе. 1937. — № 5. — С. 119−134.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка: сочинение Федора Буслаева, старшего учителя 3-й Московской реальной гимназии: в 2 ч. М.: Унив. тип., 1844. -Ч. 1. V. — 335 с.
- Буслаев Ф.И. (Рец.) Мысли об истории русского языка И. И. Срезневского. — Санкт-Петербург, 1850 // Отечественные записки. 1850. — Т. LXXII, октябрь, отд. V. — С. 31−58.
- Буслаев Ф.И. Краткое руководство к первоначальному преподаванию русского языка. -М.: Братья Салаевы тип. Орлова., 1867. — 55 с.
- Буслаев Ф.И. История русского языка и словесности: лекции, читанные орд. проф. Ф. И. Буслаевым студентам II, III и IV курсов Ист.-филол. фак. Им. Моск. унив. [Москва]: А. Мавродиади, [1868]. — 108, [3] с.
- Буслаев Ф. И: Историческая грамматика русского языка: Этимология. изд. 7-е: — М.: КомКнига, 2006. — 296 с. (Лингвистическое наследие XIX' века).s,
- Быстрова Е.А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка.-М: Сфера, 1998. 608 с.
- Ванслова M.JI. Как бороться с ошибками в падежных окончаниях существительных // Русский язык в школе. — 1936. — № 5. — С. 137−142.
- Ванслова M.JT. Методика грамматического разбора // Русский язык в школе. 1936. — № 3. — С. 40−47.
- Верещагин Е. М, Костомаров B.F. Язык и культура. Три лингво-страноведческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / под ред. и с послесловием акад. Ю. С. Степанова. — М.: Индрик, 2005.- 1040 с.
- Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. — М.- Л.: Учпедгиз, 1947.-784 с.
- Виноградов- ВВ. История русских лингвистических учений: учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов / сост. Ю.А. Бельчиков- предисл. Ю .В. Рождественского. М.: Высш. школа, 1978. — 367 с.
- Власеиков. А. И, Развивающее обучение русскому языку: (IV-VIII кл.): пособие для учителя.—М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
- Вознюк Л.В. Освоение лексического материала на базе морфемики и словообразования (6 класс) // Русский язык в школе. — 1994. — № 2. — С. 9−13.
- Вопросы комплексного обучения в школе: сб. ст. / под ред. С. В. Иванова, П. П. Иорданского и И. С. Симонова. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1924.- 127 с.
- Вопросы методики русского языка: сб. ст. / под ред. Е. Н. Петровой. — Л.: Гос. изд., 1949.-112 с.
- Воскресенская К. А., Кальницкая О. И., Смоликоеа В. М. Сборник систематических диктантов для V, VI, VII классов / под ред. и со вст. ст. зав. кафедры языка проф. Е. Н. Петровой. — Л.: Изд-е Ленингр. гор. ин-та усовершенств. учителей, 1939. — 120 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. 504 с.
- Голубев В. и Петрова Е. Рабочая книга для раб-факов: учебное пособие.- М.-Л.: Учпедгиз, 1931. 320 с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Русский язык: учебн. для 5 кл.: в 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 4.1. — 224с.
- Данилов В.В. Методика русского языка. 2-е изд. — Пг.-Киев: Сотрудник, 1917.-204 с.
- Дейкина АД., Пахнова Т. М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. — 6-е изд., испр. — М.: Вербум-М, 2006. — 415 с.
- Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: учеб., пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Краевский В. В., Лернер И. Я., Скаткин MiH., и др. М: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дифференцированное обучение на уроках русского языка: методическое пособие / сост. Л. К. Иванова. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 108 с.
- Добромыслов В.А. О состоянии и задачах развития методики русского языка как науки. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956.-57 с.
- Добромыслов В.А. Состояние методики русского языка за 40 лет // Русский язык в школе. 1957. — № 5. — С. 19−27.
- Добромыслов В.А. О развитии логического мышления учащихся V-VIII классов на занятиях по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1956. — 234 с.
- Додонов Б.И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии. — 1959. — № 2. С. 157−168.
- Донская Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку: учебное пособие к спецкурсу. Л.: Изд-е ЛГПИ, 1985. — 82 с.
- Донская Т.К. Работа над логическими ошибками при обучении русскому языку // Русский язык в школе. 1983. — № 2. — С. 34−39.
- Донская Т.К. Программа «Школа вуз» (филология). — СПб.: Изд-во «Образование», 2000. — 32 с.
- Донская Т.К. Краткие очерки по истории методики русского языка. — 2-е изд., доп. СПб.: Изд-во «Сударыня», 2003. — 144 с.
- Донская Т.К. Очерки по истории кафедры методики русского языка РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во «Сударыня», 2005. — 112 с.
- Домашенкина Г. П., Иванов Т. Г. Грамматический' разбор в вузе и в школе: учеб. пособие для студентов-заочников I-V курсов фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов. — 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987. 96 с.
- Дудников A.B. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 304 с.
- Дурново H.H. В защиту логичности формальной грамматики // Родной язык в школе: пед. сборник / под ред. А. М. Лебедева. Кн. 3-я. — 1923 С. 3842.
- Ждан А.Н. и Гохлернер М.М. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 264 с.
- Жуковская ОН., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Предпрофильное обучение. М.: Вербум-М, 2005. — 199 с.
- Зализняк A.A. Русское именное словоизменение. М.: Наука, 1967. -370 с.
- Зализняк A.A. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М.: Русский язык, 1977. — 880 с.
- Земская Е.А. Как делаются слова. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 93 с.
- Иванов В.В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978.- 159 с.
- Иванова А.Н. Лексико-грамматические упражнения по русскому языку: пособие для учителя. Киев, 1988. — 159 с.
- Информационный бюллетень Московского отдела народного образования (MOHO). 1921. — № 12−13. — С. 1−10.
- Историческая грамматика русского языка: типовые задания для проведения практических занятий / сост. Г. И. Демидова- науч. ред. проф. В. В. Степанова. С.-Петербург: Изд-во «Образование», 1991.-83 с.
- Исторические комментарии к школьному курсу русского языка: программно-методические материалы. Русский язык. 10−11 классы / сост. Баранов М. Т. М.: Дрофа. — 1998. — 35 с.
- Истрина Е.С. Руководство по истории русского языка с хрестоматией, снимками с древних рукописей и с двумя картами в красках: пособие для преподавателей школ II ступени. — Пг.: Я. Башмаков и КО, 1915. — 114 с.
- Истрина Е.С. Реформа правописания и школьная грамматика // Родной язык в школе. 1917−1918. -№ 6−10, (янв.-май). — С. 181−187.
- Истрина Е.С. Грамматические основы методики правописания // Известия Ленинградского гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. — 1928. Вып. 1.- С. 19−40.
- Истрина Е.С. Синтаксические явления синодального списка 1-й Новгородской летописи. Пг.: Рос. гос. акад. тип., 1923. — 204 с.
- История и методология науки: Феномен специализированного познания: учебное пособие / под ред. Б. И. Липского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004. — 438 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.- 262 с.
- Китаев Н.Н. Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 157, 2. с.
- Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. — М.: Правда, 1990. — 624 с.
- Кодухов В.И. Способы и средства выражения грамматических значений: лекция / отв. ред. проф. Н. П. Гринкова. — Д.: Изд-е Jil ИИ им. А. И Герцена, 1959.-40 с.
- Колесов В.В. JI. В. Щерба: кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 160 е.: ил. — (Люди науки).
- Копосова Н.А., Николаева Г. А. Структура слова и орфография русского языка: учебное пособие. Казань: Изд-во ЮГУ, 1993 — 150 с.
- Королёв Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917−1920.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-551 с.
- Котелъникова О.Г. Словообразовательный анализ как средство предупреждения ошибок в правописаниях корней слов // Русский язык в школе. 1972.-№ 3.~ С. 12−16.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. Т. 3: Обучение и воспитание в школе. — 798 с.
- Крысин Л.П. Жизнь слова: книга для учащихся старших классов. М.: Русский язык, 1980. — 87 с.
- Кудрявцев В.Д. Школьные грамматики русского языка: очерки. Улан-Удэ, 1965. — 125 с.
- Кузнецова А.И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986. — 19 с.
- Куну сова М. С. Изучение словообразования в 5 классе с применением компьютера // Русский язык в школе. — 1994. № 5. — С. 22−25.
- Ладыженская Т.А. Методика изучения имени существительного в V классе: автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: Академия пед. наук, 1951. -20 с.
- Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. 240 с.
- Ладыженская Т.А., Зелъманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 класс: книга для учителя. — изд. 3-е, изм. — М.: Флинта, 2001. 328 с.
- Лапатухнн М.С. Из истории преподавания русского языка в средних учебных заведениях России (Дореволюционный период) // Учен, записки Калининского пед. ин-та им. М. И. Калинина. Калинин, 1963. — Т. 34. -С. 1−204.
- Лапатухин М.С. Методика преподавания русского языка в средней школе (Конспективный курс лекций). Калинин, 1969. — Ч. 1-я. — 156 е.- Ч. 2-я- 121 с.
- Лапатухин М.С., Скорлупоеская Е. В., • Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся / под ред. Ф.П. Филина-М.: Просвещение, 1981.-463 с.
- Лебедев В.И. О преодолении формализма в грамматическом разборе.- М.: Издательство АПН РСФСР, 1949. 72 с.
- Лебедев В.И., Чижова Т. И. Методические разработки уроков русского языка в школе на тему «Состав слова и словообразование». — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. 72 с.
- Лебедев U.M. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991 143, 1. с.
- Леонтьев A.A. Язык. Речь. Речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой.- М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А. Н. Щукин. М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2007. — 746, 6. с.
- Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
- Лихачёв Д.С. Земля родная: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983.-255 с.
- Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: проблемы и принципы описания. М.: Изд-во «Наука», 1977. — 313 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 272 с.
- Львова С.И. Значение и строение слова: материалы для учителя. — М.: Российская академия образования, 1992. — 23 с.
- Львова С.И. Словарь корней русского языка: материалы для учащихся. — М.: Академия российского образования, 1992. — 27 с.
- Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка: автореф. дис.. док. пед. наук. -М.: Ин-т общеобразоват. школ, 1993. 41 с.
- Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5−11 классы / С. И. Львова, И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостева- под ред. С. И. Львовой. — М.: Эксмо, 2007. 496 с.
- Любичева Е.В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту: Текстовая деятельность учащихся. — СПб: Сага, 2005. 368 с.
- Максимов В. И К тайнам словообразования: кн. для внекл. чтения (VIII-X кл.). — М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Малаховский В.А. Очерки по методике русского языка: «Долой неграмотность». -М,-Л.: Мосполиграф, 1928.-263 с.
- Маранцман ВТ. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения // Русский язык в школе. — 1994. — № 6. — С. 41−49, 63.
- Марр Н.Я. Язык и мышление // Избранные работы / предисловие В. Аптекарь. М.-Л.: Соцэкгиз, тип Акад. наук СССР в Лгр., 1934. — Т. III. -421, 2. с.
- Морозова М.Я., Петрова E.H. Грамматические игры для начальных классов. М.: Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1963. — 144 с.
- Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. Министра Народного Просвещения. Петроград.: Сенатская Типография, 1915. — 307 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции 1−2 декабря 2004 года. СПб.: Изд-во «Сударыня», 2005. -186 с.
- Методика преподавания русского языка: хрестоматия / сост. М. С. Лапатухин. М., Учпедгиз, 1960. — 483 с.
- Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- под ред. М. Т. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Эксперим. психол. исслед. обучения пониманию предложений при чтении. -М.: Педагогика, 1989. 142, 2. с.
- Мшославский И.Г. Как разобрать и собрать слово: кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1993. 191, 1. с.
- Миртов A.B. Учебник по истории русского языка. — Петроград-Москва: Издание т-ва М. О. Вольфъ, 1916. 197 с.
- Михельсон М.И. Русская мысль и речь: свое и чужое. Опыт русской фразеологии: сборник образных слов и иносказаний: в 2 т. М.: Терра, 1994. -Т. 2. — 832 с.
- Мишатина Н.Л. «Как сердцу высказать себя?.»: Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода: книга для учителя. СПб.: Милена — 2002, 2005. — 260 с.
- Морозов КМ. Природа интуиции. Минск: Университетское изд-е, 1990.-93 с.
- Наполънова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
- Нарбеков С. Евгения Николаевна Петрова // Русский язык в школе. -1937.-№ 5.-С. 49−55.
- Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: сборник документов 1917 1973 гг. / сост.: A.A. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырёв и др. — М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Настольная книга учителя русского языка 5−11 классы / С. И. Львова, И. П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева- под ред. С. И. Львовой. М.: Эксмо, 2007. -496 с.
- Никольская С. Как мы боремся за грамотность в старших классах // Русский язык в школе. 1936. — № 4. — С.89−90.
- Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / под ред. чл. АПИ Л. В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. 440 с.
- Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В.И. Капинос- ред. Е. А. Быстрова. М.: Дрофа, 2004. — 237 с.
- Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: книга для учащихся. — 4-е изд., перераб. — СПб.: «Авлон», 2005. — 325 с.
- Павлович А.И. Грамматические классификации с формальным стержнем и мнимый «антагонизм» их с «логикой» языка // Родной язык в школе, кн. 3.- 1923. —С. 40−44.
- Палей И.Р.. От станка к книге. М.: Мир, 1925. — 115 с.>
- Палей И.Р. О методике русского языка как науке // Русский язык в школе. 1960. — № 2. — С.90−93.
- Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. — М.: Просвещение, 1965.-312 с.
- Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл. ред. А. И. Каиров. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — Т.1. А-Е. — 832 стлб. с илл.
- Петрова E.H. История одной девочки: повесть. — Л.: ГИЗ, 1924.- 182, 2. с.
- Петрова E.H. .Школьные сценарии: Из опыта класса-лаборатории. — Л.: Госизд., 1924. 86 с.
- Петрова E.H. Учебник обществоведения: Вторая ступень политграмоты: для школ фабр.-зав. ученичества и старших классов школ 1 ступени. Л.: ГИЗ, 1924. — 155, 1. с.
- Петрова E.H. Среди людей (Начатки обществоведения): для школ 1 ступени. Л.-М.: ГИЗ, 1925. — 184, 1. с.
- Петрова E.H. Как научить читать книгу: опыт действенной программы для педагогов и пропагандистов. — М.-Л.: Учпедгиз: Огиз, 1931. 84 с.
- Петрова E.H. Новая программа по русскому языку для средней школы // На путях к новой школе. — 1933. — № 1. — С. 13−18.
- Петрова E.H. Борьба с ошибками в безударных гласных в средней школе. Л.: Облоно, тип. «Сов. Печатник», 1935 -45, 3. с.
- Петрова E.H. Грамматика в средней школе: методические очерки. — М.: Учпедгиз, 1936. 288 с.
- Петрова E.H. Работа над словом // Русский язык в школе. 1937. — № 4. -С. 1−13.
- Петрова E.H. Воспитательная работа на занятиях по русскому языку // Русский язык в школе. 1937. — № 5. — С. 35−48.
- Петрова E.H. Работа над словом // Русский язык в школе. — 1937. № 4. -С. 1−13.
- Петрова E.H. Работа над словом (статья 2-я) // Русский язык в школе. -1937.-№ 6.-С. 28−41.
- Петрова E.H. Материалы к изучению сложного предложения в VII классе. Л.: Тип. «Промполиграф», 1938. — 74 с.
- Петрова E.H. Работа над словом (статья 3-я) // Русский язык в школе. -1939.-№ 1.-С. 71−76.
- Петрова E.H. Работа над словом (статья 4-я) // Русский язык в школе. 1939. — № 3. — С. 66−69.
- Петрова E.H. Год работы: Опыт преподавания русского языка в 5 классе. Л.: Учпедгиз, 1939. — 168 с.
- Петрова E.H. Элементы теории семантических гнёзд у Ф.И. Буслаева: глава из диссертации // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена / отв. ред. проф. Б. А. Ларин. Л., 1939. — Т. XX (кафедра русского языка). — С. 221- 235.
- Петрова E.H. О некоторых принципах преподавания русского языка в системе Ушинского // Советская педагогика. 1945. -№ 12. — С. 52−67.
- Петрова E.H. К вопросу об улучшении падежей в школе // Начальная школа.-1946.-№ 1−2.-С. 15−17.
- Петрова E.H. Воспитательное значение родного языка в школе // Обучение и воспитание в школе: сб. ст. / под ред. JI.E. Раскина. Л.: Изд-е Ленингр. гор. ин-таусов. учителей, 1946. — С. 29−57.
- Петрова E.H. Книга в жизни моих детей // Семья и школа. — 1946. -№ 3. С. 19−21.
- Петрова E.H. Слово старшего товарища // Вечерний Ленинград, от 10 октября 1946 года.
- Петрова E.H. Люби свою тетрадь // Ленинские искры: I газета пионеров и школьников орган Ленинградского Обкома и Горкома ВЛКСМ, от 25 января 1950 года.
- Петрова E.H. Грамматическая хрестоматия: для учащихся 5 класса. М.: Изд-во Акд. пед наук РСФСР, 1950. — 200 с.
- Петрова E.H. Система орфографических работ // Русский язык в школе. -1957.-№ 6.-С. 53−60.
- Петрова E.H. Основные проблемы преподавания русского языка в методических трудах Белинского и Буслаева: дис.. док. пед. наук: в 2 т. -Л., 1957.-Т.1.-321 е.- Т.2.-350 с.
- Петрова E.H. Высказывания И. И. Срезневского о преподавании отечественного языка в школе // Русский язык в школе. — 1959. — № 3. С. 105 109.
- Петрова E.H. Вопросы теории методики обучения русскому языку // Русский язык в школе. 1959. — № 6. — С. 95−97.
- Петрова E.H. Лекции по методике преподавания русского языка: рукопись: в 10 ч. — Л., 1960.
- Петрова E.H. К вопросу об учебнике русского языка // Русский язык в школе. 1961. — № 6. — С. 87−88.
- Петрова E.H. В. Г. Белинский о преподавании русского языка в школе: Опыт Белинского в построении учебника русской грамматики. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 120 с.
- Петрова E.H., Морозова М. Я. Элементы морфологии в начальных классах. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 144 с.
- Петрова E.H. Беседы с детьми о языке и книгах. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 27 с.
- Петрова E.H. Преподавание русского языка // Народное образование. 1962.-№ 4.-С. 43−49.
- Петрова E.H. Словарная работа как средство улучшения знаний // Русский язык в школе. — 1966. № 6. — С. 33−37
- Пешковский A.M. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. Л.: Гиз, 1925. — 190 с.
- Пешковский A.M. Интонация и грамматика // Известия по русскому языку и славянскому. М.: Акад. Наук СССР, 1928. — С458−476.
- Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л.: Госизд., 1930. — 176 с.
- Пешковский A.M. О терминах «методология» и «методика» // Русский язык в советской школе. — 1931. -№ 2−3. С. 120−121.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. — изд. 6-е, испр. и доп. / вст. ст. С. И. Бернштейна. — М.: Гос. Учпедгиз, 1933. — 452 с.
- Пленкин П.А. Изложение с языковым разбором текста: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 224 с.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для пед. и учительских ин-тов. изд. 3-е, испр. — М.: Учпедгиз, 1955. — 301 с.
- Покровский JI.JI. Приёмы проверки написания слов с «непроверяемыми» орфограммами // Русский язык в школе — 1979. — № 4. — С. 48.
- Попова О.В. Совершенствование культуры речи учащихся 5−7 классов в процессе овладения ими историко-лингвистическими знаниями и умениями в курсе русского языка: автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 24 с.
- Потебня A.A. О связи некоторых представлений в языке. — Воронеж: Тип. В. Гольдштейна, 1864. — 32 с.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике: в 2 т. — Харьков: Д. Н. Полуехтов, 1888−1899. 663 с.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике / общ. ред., предисл. и вст. ст. проф. В. И. Борковского. — М.: Учпедгиз, 1958. Т. 1−2. — 536 с.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. — М.: Изд-во «Просвещение», 1968. Т.З. — 554 с.
- Потебня A.A. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 2007. — 257 с.
- Потебня A.A. Язык и народность Электрон, ресурс. — 21 февраля 2007.- Режим доступа: http://genhis.philol.msu.rU/article158.shtml#top, свободный.1. Загл. с экрана.
- Потиха З.А. Современное русское словообразование: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1970. 384 с.
- Практикум по русскому языку: Орфография: Алгоритмы. Памятки. Упражнения / А. Д. Дейкина, Л. И. Журавлёва, Т. М. Пахнова. М.: Вербум-М, 2006. — 208 с.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся: сборник статей / под ред. и с предисл. 3. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. — 207 с.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
- Прокопович H.H. Историзм на уроках грамматики // Русский язык в школе.-1941. № 4.-С. 51−57.
- Прокопович H.H. Смысловой анализ на уроках грамматики // Русский-язык в школе. 1941. — № 3. — С. 45−50.
- Прокопович H.H. Методика- изучения грамматики и лексики в 5-м классе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — 28 с.
- Против формализма в школьном преподавании: сб: ст. в помощь учителю. Вып. I: Русский язык: Иностранные языки. — Вологда, 1947. 86 с.
- Развивающее обучение: теория и практика: материалы докладов и сообщений научно-практической конференции / под ред. Скворцова В. И. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002. — 120 с.
- Разумовская М.М. Грамматический анализ при обучении орфографии: пособие для учителя. — М.: Учпедгиз, 1962. — 76 с.
- Рождественикий Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М.: Изд-во Акад. пед. паук РСФСР, 1960. -304 с.
- Русакова М.Н., Русаков А. Ю. К вопросу о роли морфемы в речевой деятельности // Лингвистические исследования. 1983. — С. 168−177.
- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А.- под ред.' Шанского Н. М. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 303 с.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — 298 с.
- Собанская-Петрова Т. В. Непроверяемые гласные и этимологический анализ // Русский язык в школе. 1968. — № 5. — С. 41.
- Сборник руководящих материалов о школе. М.: АПН РСФСР, 1952. -308 с. t
- Семантика грамматических форм и речевых конструкций: межвузовский сб. науч. трудов / под ред. П. А. Леканта. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1991.-126 с.
- Сердюченко Т.П., Петрова E.H., Добромыслов В. А. Об улучшении преподавания русского языка в V-VII классах средней школы. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. — 80 с.
- Сидоренкое В. А. Углубленное изучение русского языка: кн. для учителя: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1996. —271 с.
- Скаткин М.Н. Формализм в знаниях учащихся и пути его преодоления: стенограмма лекций / под ред. Б. JI. Бараш. — М., 1947. — 70 с.
- Словарь русских историзмов: учебное пособие / Т. Г. Аркадьева, М. И. Васильева, В. П. Проничев и др. М.: Высшая школа, 2005. — 228 с.
- Словарь-справочник: Этимологические тайны русской орфографии / авт.-сост. JI.A. Глинская. — Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2001.- 400 с.
- Смирное C.B. Ф.И. Буслаев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 96 с.
- Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности: Опыт лингвистического анализа текста / Г. П. Соколова. — М.: Дрофа, 2003. 347 с.- (Мастер-класс).
- Срезневский И.И. Замечания о первоначальном курсе русского языка.- СПб.: Тип. Акад. наук, 1859. 17 с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте: Из бесед И. И. Срезневского. СПб.: Акад. наук, 1860. -75 с.
- Срезневский И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях. СПб.: Тип. Акад. наук, 1871. — 23 с.
- Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка / вст. ст. С. Г. Бархударова. изд. 3-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 136 с.
- Сусов И.П. История языкознания: учебное пособие для студентов старших курсов и аспирантов. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. — 327 с.
- Тарланов З.К. Язык. Этнос. Время: Очерки по русскому и общему языкознанию. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 1993. — 222 с.
- Текучее A.B. Методика грамматического разбора. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1952.-344 с.
- Текучее A.B. Методика преподавания русского языка в средней школе: — учебник для высших педагогических: учебных заведений. — М.: Госучпедгиз, 1958.-528 с.
- Текучее A.B. Так ли уж несовершенна наша методика русского языка как- наука?// Русский язык в школе: — i960- — № 41—G.88−93.
- Текучее A.B. Становление и, развитие методики русского языка как науки после Октября 1917 года // Русский язык в школе. — 1977. № 5. — С. 57−60.
- Текучее A.B. Очерки по методике обучения русскому языку / предисл. В. F. Костомарова. —М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш: пед. учеб. заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.- под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -320 с.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. -М.: Просвещение, 1978. -727 с.
- ТихоновЛ.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. Ок. 145 000 слов. -М.: Русский язык, 1985. 650с.
- Тростенцова JI.A. Роль категории значения при изучении в школе самостоятельных частей речи // Русский язык в школе: 1975. — № 5. — С. 2125.
- Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22−31 декабря 1903 г.). СПб.: Типогр. М. М. Стасюлевича, 1904., — 434 с.
- Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь: для учащихся 3 классов / сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. СПб.: Изд-во «Химера», 1997.
- Успенский JI.B. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М.: Дет. лит., 1967. — 302 с.
- Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. — М-: Наука, 1977. — 256 с.
- Ушаков M.B. Методика правописания: пособие для учителей неполной средней школы. М.: Учпедгиз, 1936. — 128 с. t
- Ушаков H.H. Преодоление ошибок в окончаниях имён существительных и прилагательных (на материале V класса): автореф. дис.. док. пед. наук.- М.: Академия пед. наук РСФСР, 1959. 18 с.
- Ушинский К Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» // Собр. сочинений. М.-Л.: АПН РСФСР, 1949. — Т. 7. — С. 225−337.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. — М., 1974. -Т. 1. — 584с.- Т.2.-440 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем.- 3-е изд., стереотип. СПб.: Азбука, 1996. — 573 с.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1964.-255 с.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: учебное пособие. — Курск: Изд. КГПИ, 1994. — 205 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
- Федоренко Л.П. Русский язык. VIII класс: экспериментальный учебник.- М.: Просвещение, 1972. 95 с.
- Фёдор Иванович Буслаев: традиции и новаторство: материалы проблемной группы 2−3 февраля 2008 года / отв. ред. Т. К. Донская. СПб.: Изд-во «Сударыня», 2008. — 146 с.
- Филин Ф.П. Изучение русского языка на современном этапе // Русская речь. 1976.-№ 1.-С. 14−19.
- Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. изд. 3-е. — М.: Политиздат, 1975. —496 с.
- Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение: лекции орд. проф. Ф. Ф. Фортунатова, чит. в 1890/91, 1899/900 гг. Литография. М.: Лит. Общ. рас. пол. кн., 1900. — 286 с.
- Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение (Общий курс): лекции з. п. Филиппа Фёдоровича Фортунатова, чит. в 1901/02 ак. году. Литография. М.: Типо-лит. В. Рихтер, 1902. — 256 с.
- ФранчукВ.А. А. А. Потебня. — М.: Просвещение, 1986. 143 с.
- Хрестоматия по истории русского языка: пособие для студентов высших педагог, учеб. заведений / С. П. Обнорский, С. Г. Бархударов. — Л.-М.: Учпедгиз, 1938.-320 с.
- Хрестоматия для работы по культуре речи: Y-VI1 классы. Вып. 1. Природа / сост.: Е. Н. Петрова, Е. Н. Лукина, Н. И. Королёва и др. Л.: Изд-е Ленингр. гор. ин-та усов, учителей, 1939. — 146 с.
- Хрестоматии по истории методов преподавания русского языка в начальной школе / сост. и автор вст. ст. П. О. Афанасьев. — М.: Учпедгиз, 1941. -366, 1. с.
- Хрестоматия по истории русского языкознания: учеб пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов / под ред. Ф. П. Филина. М.: Высшая школа, 1973. — 507 с.
- Хрестоматия по методике русского языка: Рус. яз. как предмет преподавания: пособие для учителей / сост. A.B. Текучёв. — М.: Просвещение, 1982.-287 с.
- Хрестоматия по методике русского языка: Организация учеб. процесса по рус. яз. в шк.: пособие для учителя / авт. — сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. -М.: Просвещение, 1991. -271, 1. с.
- Чехов Н.В. Методика русского языка. — М.: Издание института повышения квалификации педагогов. М., 1930. — 147 с.
- Чурмаева Н.В. Ф.И. Буслаев: кт для учащегося (Люди науки). М.: Просвещение, 1984. — 110 с.
- Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М.: Просвещение, 1968. — 246 с.
- Шанский Н.М., Иванов В. В., Боброва Т. А. Краткий этимологический словарь русского языка. — М.: Просвещение, 1971. 542 с.
- Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
- Шанский Н: М. Краткий этимологический словарь русского языка: пособие для учителя / под, ред. С. Г. Бархударова. изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1975. — 543 с.
- Шанский Н.М. В мире слов: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985.-255 с.
- Шанский Н.М. Опыт этимологического словаря русской фразеологии / Н. М. Шанский, В. И. Зимин, A.B. Филиппов. М.: Русский язык, 1987. -239 с.
- Шанский Н. М, Резниченко И. Л., Кудрявцева Т. С. и др. Что значит знать язык и владеть им / под ред. Н. М. Шанского. — Л.: Ленингр. отд-ние, 1989. -192 с.
- Шанский Н.М., Зимин В. И., Филиппов A.B. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — М.: Просвещение, 1997. 196 с.
- Шанский Н.М., Боброва Т. А. Жизнь русского слова: книга для старшеклассников. — М.: Вербум-М, 2006. — 399 с.
- Шапиро А.Б. За кем идти? (Современные грамматические разногласия) // Русский язык в школе. 1929. — № 6. — С. 100−114.
- Шахматов A.A. Курс истории русского языка. Читан в Санкт-Петербургском Университете в 1908—1909 уч. г. Ч. 1−3. изд. 2-е., стереотипное. — СПб.: Лит. Богданова, 1910−1912. — Ч. 1. [1910−1911] - 407 е.- Ч. 2. [1911−1912] - 396 е.- Ч. 3. [1912] - 558 с.
- Шахматов A.A. Синтаксис русского языка / ред. и комм. проф. Е. С. Истриной. Изд. 2-е — Л.: Учпедгиз, 1941. — 620 с.
- Шахматов A.A. Из трудов по современному русскому, языку: (Учение о частях речи). — М.: Учпедгиз, 1952. — 272 с.
- Шахматов A.A. Историческая морфология русского языка. М.: Учпедгиз, 1957.-401 с.
- Шереметевский В. П. Сочинения Вл. Шереметевского. С порт. авт. М.: Комис. преподав, рус. яз. при Учеб. отд. О-ва распространения техн. знаний, 1897.-330 с.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1957.-118 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974. 428 с.
- Шмелёв Д.Н. О смысловой структуре слова // Русский язык в национальной школе. 1964. — № 1. — С. 3−11.
- Янченко В.Д. История в очерках о педагогах и методистах русского языка XX века: монография / под науч. ред. А. Д. Дейкиной. — М.: Прометей МПГУ, 2006. 328 с.