Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертации. Изменение экономической и политической ситуации в России привело к смене приоритетов в системе образования: воспитание, как составная часть образования, утратило свою прежнюю значимость, в том числе при подготовке специалистов в высшей школе. В современной практике воспитания будущих специалистов либо полностью отсутствуют традиционные институты воспитания, либо их роль в этом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
    • 1. 1. Проблемы и тенденции подготовки специалиста инженерного профиля в современных условиях
    • 1. 2. Управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста
    • 1. 3. Педагогическая модель управления воспитательным процессом в вузе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
    • 2. 1. Организация внедрения педагогической модели управления воспитательным процессом в инженерном вузе
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля
    • 2. 3. Методическое обеспечение управления воспитательным процессом в высшей школе
  • Выводы по второй главе

Управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Изменение экономической и политической ситуации в России привело к смене приоритетов в системе образования: воспитание, как составная часть образования, утратило свою прежнюю значимость, в том числе при подготовке специалистов в высшей школе. В современной практике воспитания будущих специалистов либо полностью отсутствуют традиционные институты воспитания, либо их роль в этом процессе незначительна. Кроме того, происходит интенсификация негативного влияния вневу-зовской среды на студенчество. В связи с этим актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля.

Модернизация профессионального образования определила необходимость существенного изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов с учетом высокого уровня квалификации, профессионализма, гражданственности, высокой нравственности как факторов профессиональной устойчивости в новых социально-экономических условиях.

В настоящее время активизируется теоретическая и практическая работа в этом направлении и существуют объективные факторы, подтверждающие актуальность настоящего исследования:

— вступление в силу Закона Российской Федерации «Об образовании»;

— принятие Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образованияКонцепции модернизации Российского образования на период до 2010 годаПрограммы развития воспитания в системе образования России на 2002;2005 годыПрограммы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы и других документов;

— неготовность учреждений высшего профессионального образования к реализации положений принятой Национальной доктрины и Концепции модернизации Российского образования и других документов;

— недостаточная разработанность механизмов и методического обеспечения управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля.

Выше изложенное позволяет сказать, что существует необходимость актуализации проблемы управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля.

Анализ теоретических и практических разработок в области управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля позволили установить существующие противоречия между:

— потребностью общества в высокопрофессиональном специалисте, обладающем профессиональной культурой, гражданским самосознанием, готовностью к профессиональной самореализации и низким уровнем формирования этих качеств в процессе подготовки специалиста инженерного профиля;

— курсом на усиление воспитывающей составляющей в сфере непрерывного образования и недостаточной разработанностью педагогических условий управления воспитательным процессом в высшей школе.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает важность и актуальность рассматриваемой проблемы, которые определили тему диссертационного исследования «Управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля».

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. В отечественной педагогической и психологической литературе достаточно глубоко и разносторонне исследуются различные аспекты проблемы воспитания. Важное значение для выявления общих закономерностей в теории воспитания и обучения имеют работы Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, О. С. Газмана, О. В. Долженко, JI.B. Занкова, В. А. Караковский, B.C. Леднева, П. И. Пидкасистого, В. В. Серикова и др.

Изучению философии высшего образования и проблем высшей школы посвящены работы Н. А. Аитова, С. И. Архангельского, Б. С. Герщунского, В. А. Дмитриенко, Л. И Кохановича, Н. И. Кучера, Н. А. Люрья, С.А. Маври-на, Р. С. Пионовой, В. А. Сластенина и др.

В современных условиях происходит расширение исследований связанных с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Это отражено в работах С. Я. Батышева, А. И. Кочетова, B.C. Куку-шина, В. Т. Лисовского, П. И. Пидкасистого, И. Ю. Соколовой, С. Д. Смирнова, Ю. Г. Фокина и др.

Изучению проблем инженерного образования посвящены работы В. П. Байденко, В. Буглаева, И. В. Волковой, А. К. Григорьева, О. В. Долженко, В. М. Жураковского, Б. С. Митина, В. Ф. Мануйлова, В. М. Приходько и др.

Сущность и способы управления в образовании рассмотрены в работах М. В. Артюхова, В. П. Беспалько, П. П. Блонского, М. Г. Захарова, Ю.А. Ко-наржевского, Г. Н. Серикова, С. Т. Шацкого и др.

Значительный вклад в разработку вопросов управления школой, средними профессиональными заведениями, учебно-воспитательным процессом в средней школе внесли: М. Гостев, В. А. Караковский, Ю. А. Конаржевский, Ю. В. Кричевский, А .Я. Найн, В. Н. Максимова, А. А. Орлов, М. М. Поташник, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова и др.

В философско-социологической литературе проблемы студенчества (ценностные ориентации, роль студенческого коллектива в формировании личности, студенческое самоуправление и др.) рассматриваются исследователями: А. В. Дмитриевым, С. Н. Иконниковой, И. С. Коном, В. Т. Лисовским, Б. Г, Рубиным, М. Н. Руткевичем, Э. А. Сааром, М. Х. Титмой, Ф. Р. Филипповым, Л. И. Уманским и др.

Проблемы социализации и воспитания студенческой молодежи нашли отражения в работах В. Г. Айнштейна, Б. С. Гершунского, Б. Г. Лихачева, Д. М. Мехонцевой, Н. Д. Никандрова, Р. С. Пионовой, М. И. Шиловой и др.

Важным для нашего исследования явились нормативные документы в области образования — Закон Российской Федерации «Об образовании" — Федеральная программа развития образованияКонцепция модернизации Российского образования на период до 2010 годаПрограмма развития воспитания в системе образования России на 2002;2004 годы, Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы и др.

В диссертационных исследованиях О. В. Варниковой, И. Жирнова, М. И. Иродова, А. В. Непомнящего, С. В. Сердюка и др. рассматриваются вопросы профессионального становления и профессиональной социализации будущего специалиста, гуманизации высшего инженерного образования.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также практической деятельности учреждений высшего профессионального образования и опытно-поисковой работы по совершенствованию управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля позволил диссертанту констатировать, что теоретические и методологические аспекты управления воспитательным процессом в высшей школе разработаны в настоящее время недостаточно полно.

Цель исследования — в ыявить и обосновать педагогические условия управления воспитательным процессом при подготовке специалиста инженерного профиля.

Объект исследования — воспитательный процесс в условиях профессиональной подготовки специалиста.

Предмет исследования — управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля.

Задачи исследования:

— изучить степень разработанности проблемы в педагогической теории и уровень ее практической реализации;

— определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля и включающие: педагогическую модель управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиляоценочно-критериальный подход для мониторинга воспитательного процессаметодическое обеспечение по совершенствованию управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля;

— проверить опытно-экспериментальным путем разработанные педагогические условия управления воспитательным процессом в инженерном вузе.

Гипотеза исследования — управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля будет эффективным, если:

— профессиональную подготовку рассматривать как системное многоуровневое явление, важнейшим элементом которой является воспитание;

— определены педагогические условия управления воспитательным процессом включающие: а) педагогическую модель управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиляб) оценочно-критериальный подход для мониторинга воспитательного процесса в целях повышения эффективности воспитательной работыв) методическое обеспечение по совершенствованию управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля;

— разработанные педагогические условия управления воспитательным процессом внедрены в систему профессиональной подготовки специалиста.

Теоретико-методологическую основу исследований составили фундаментальные философские, общенаучные и конкретно-научные положения и подходы, которые применимы к педагогическим явлениям и процессам: лично-стно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, С. В. Кульневич, Д. М. Мехонцева, В. В. Сериков и др.) и системно-целевой (С.И. Архангельский, Б. С. Гершунский, Б. Г. Лихачев и др.) подходытеория личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) — социологические и педагогические концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (С.Н. Иконникова, И. С. Кон, Н. А. Лабунская, В. Т. Лисовский и др.) — теория социального управления (Г.М. Андреева, Д. Майерс, Г. Крайг и др.) — основы управления в средних учебных учреждениях (Ю.А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.) — теория профессионального образования (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, С. А. Дружилов, B.C. Леднев, А .Я. Найн, Е. С. Ткаченко и др.), в том числе инженерного образования (Н.А. Аитов, Н. Г. Багдасарян, Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы по теме диссертациисистематизация основных педагогических понятий и представленийсистемный анализ проблемы воспитания с целью создания педагогической модели управления воспитательным процессом в вуземоделирование и математическая статистикапраксиологический (обобщение эффективного педагогического опыта воспитательной работы вузов) — диагностический (анкетирование, тестирование и др.) — эмпирический (прямое и косвенное наблюдение, описание) — аналитический (анализ результатов апробации разработанной модели управления) — изучение нормативных документов (законодательные акты в области воспитания молодежи).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— конкретизирована сущность понятий «воспитание в высшей школе», «воспитательный процесс в условиях профессиональной подготовки специалиста», «управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля»;

— определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля;

— разработана педагогическая модель управления воспитательным процессомструктурно объединяющая три модуля: взаимодействие агентов воспитаниябазовые элементы управления воспитательным процессомструктурно-организационную схему управления;

— предложено применение оценочно-критериального подхода для мониторинга воспитательного процесса в целях повышения эффективности управления воспитательным процессом;

— разработано методическое обеспечение по совершенствованию управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля.

Теоретическая значимость состоит в расширении и дополнении понятийно-терминологического аппарата, конкретизации сущности понятий «воспитание в высшей школе», «воспитательный процесс в условиях профессиональной подготовки специалиста», «управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля" — обосновании и рассмотрении воспитательного процесса в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля как управляемой социальной системытеоретическом обосновании педагогических условий управления воспитательным процессом при профессиональной подготовке специалиста инженерного профиля.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработана и внедрена в управление воспитательным процессом педагогическая модель, эффективность которой подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы;

— разработано и внедрено методическое обеспечение в целях совершенствования управления воспитательным процессом в инженерном вузе;

— выявлены ценностные ориентации студентов' инженерных вузов (СГУП-Са, НГТУ) на основе оценочно-критериального подхода, являющиеся ориентиром в поисках путей совершенствования управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля;

— результаты диссертационного исследования имеют практико-ориентиро-ванный характер и могут быть использованы в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся:

— уточненная сущность понятий «воспитание в высшей школе», «воспитательный процесс в условиях профессиональной подготовки специалиста», «управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля»;

— разработанная и экспериментально проверенная педагогическая модель управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля;

— комплекс методического обеспечения по совершенствованию управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследований. Основной базой опытно-экспериментального исследования модели управления воспитательным процессом явились вузы: Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский технологический институт Московского государственного университета дизайна и технологии (филиал).

Первый этап (1995 -1999 гг.) — теоретико-поисковый. На данном этапе определялась тема исследования, разрабатывался категориальный аппарат, программа исследования, формулировалась рабочая гипотеза исследования. В этот период проводилось изучение философской, психолого-педагогической, социологической литературы, управленческих и правовых источников с целью выявления особенностей воспитательного процесса в вузе.

Второй этап (2000 -2002 гг.) — опытно-экспериментальный. В этот период разрабатывалась теоретико-методологическая основа исследования, анализировался и систематизировался комплекс педагогических условий управления воспитательным процессом в вузеосуществлялся констатирующий этап экспериментальной работы по анализу ценностных ориентаций студентов вузов инженерного профиля для определения путей совершенствования управления воспитательным процессомразрабатывалась педагогическая модель управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста. С целью апробации разработанной модели осуществлялся формирующий этап экспериментальной работы по внедрению результатов исследований.

Третий этап (2002;2003 гг.) — обобщающий. В ходе третьего этапа проверялась эффективность предложенной педагогической моделивыполнялось обобщение, систематизация, анализ и интерпретация результатов экспериментальных работ по теме исследования, на основе которых проводилась корректировка модели, основных положений и выводов исследований. На данном этапе определялась практическая значимость результатов исследованийразрабатывалось методическое обеспечение управления воспитательной работой в вузеосуществлялось внедрение разработанной модели управления воспитательным процессом и методического обеспечения в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) и Новосибирском технологическом институте Московского государственного университета дизайна и технологии (филиал). Оформлялось диссертационное исследование.

Достоверность полученных результатов обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями психолого-педагогической наукивыбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованияподтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатамидлительностью опытно-экспериментальной работыконтрольным сопоставлением полученных результатов с опытом воспитательной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследований были доложены в форме докладов и одобрены на международной, региональных, городских и внутривузовских конференциях и семинарах: Научно-практическая конференция «Социальный фактор в транспортной системе. СГУПС, 29−30 марта 2001 г., Новосибирск- «Актуальные проблемы Транссиба на современном этапе». СГУПС, ноябрь 2001 г., НовосибирскРегиональная научно-практическая конференция «Вузы Сибири и Дальнего ВостокаТранссибу (к 70-летию СГУПС). СГУПС, 27−29 ноября 2002 г., Новосисибирск- «Политика и молодежь». СГУПС, апрель, 2003 г., Новосибирск- «Круглый стол по проблемам управления воспитательным процессом в высшей школе». СГУПС, 4 апреля 2003 г., НовосибирскРегиональная конференция «Специфика современной политики и правового регулирования отечественного образования». Институт философии и права Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, 24 апреля 2003 г., НовосибирскМежвузовская конференция «Высшее образование — важнейший фактор национальной безопасности и устойчивого социального развития». СГУПС, 23−24 апреля 2003 г., НовосибирскV Международная научно-методическая конференции «Качество образования: системы управления, достижения, проблемы» (EQ — 2003). НГПУ, 19−23 мая 2003 г., НовосибирскМежрегиональный научно-методический семинар «Воспитательная работа в высшей школе». НГТУ, 27−28 мая 2004 г., Новосибирск.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем диссер

Выводы по второй главе.

Проведенные исследования, связанные с внедрением педагогической модели управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля, позволили сделать следующие выводы:

1. Использование существующих и внедрение организационных и материально-технических средств воспитания в ходе реализации разработанной педагогической модели управления воспитательным процессом в условиях СГУПС показало положительные результаты в воспитательной работе вуза. По рейтингу инженерных вузов России (по 44 показателям) СГУПС занимает 23 место из 164 технических вузов и 3 место в системе вузов МПС, 1 место в г. Новосибирске.

2. Констатирующий эксперимент по анализу ценностных ориентации студентов показал, что:

— выбор вуза инженерного профиля обусловлен следующими факторами: интерес к инженерной специальности — 40%, популярность вуза в городе — 30%, советы родных — 12%, получение диплома о высшем образовании и другие причины -18%;

— для большей части студентов понятие «гражданственность» сводится к сопереживанию за престиж страны и уважению к закону — 80%, и лишь 20% студентов ассоциируют свою гражданскую позицию с социальной ответственностью;

— для профессиональной самореализации с точки зрения студентов наиболее значимыми являются профессиональные, умения и навыки (43%), самообразование и расширение кругозора (36%),.

3. Формирующий эксперимент подтвердил положительную динамику управления воспитательным процессом после внедрения педагогической модели управления:

— экспертная оценка показала, что в экспериментальных группах ЭГ-1, ЭГ-2 и ЭГ-3 в результате внедрения разработанной модели управления воспитательным процессом снизился процент студентов с низким уровнем и увеличился процент студентов с высоким уровнем сформированности качеств будущего специалиста по сравнению с контрольной группой: профессиональная культура соответственно 10−12% и 10%- гражданственность соответственно 8% и 3,2% и способность к профессиональной самореализации соответственно 4,5% и 3,5%.;

— по данным деканатов качественная успеваемость студентов увеличилась на 5%- количество студентов с высоким уровнем сформированности качеств личности будущего специалиста увеличилось в среднем на 4,5%, со средним уровнем — на 6,1%, а число студентов с низким уровнем сформированности снизилось на 10,6%.

4. Разработан комплекс методического обеспечения управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля, позволяющий повысить эффективность управления, совершенствовать студенческое самоуправление, осуществлять мониторинг воспитательного процесса в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное диссертационное исследование представляет собой разработку одного из вариантов видения и решения проблемы повышения эффективности управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля. Материалы диссертационной работы подтверждают выдвинутую гипотезу, которая заключалась в том, что управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля будет эффективным, если: профессиональную подготовку рассматривать как системное многоуровневое явление, важнейшим элементом которой является воспитаниеопределены педагогические условия управления воспитательным процессом, включающие: педагогическую модель управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиляоценочно-критериальный подход для мониторинга воспитательного процесса, в целях повышения эффективности воспитательной работыметодическое обеспечение по совершенствованию управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиляразработанные педагогические условия управления воспитательным процессом внедрены в систему профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

1. В связи с модернизацией высшего образования, в том числе инженерного, все более актуальными становятся вопросы гуманитаризации высшего технического образования, тесно связанной с процессом формирования будущего специалиста, что обусловливает корректировку содержания и идеологии воспитательной работы и совершенствования управления воспитательным процессом в вузе.

Специалист инженерного профиля в современных условиях должен быть носителем профессиональной культуры, подразумевающей сформиро-ванность таких качеств как профессиональная компетентность, профессиональное творчество, профессиональная мобильностьгражданственности, проявляющейся в наличии правовой и политической культуры, патриотизме, социальной ответственности и способности к профессиональной самореализации.

2. Конкретизирована сущность основополагающих понятий диссертационной работы:

— воспитание в высшей школе — это система целенаправленных взаимодействий, обеспечивающая формирование будущего специалиста, способного к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, и сознательно контролируемую социализацию;

— воспитательный процесс в условиях профессиональной подготовки специалиста — целенаправленный процесс создания педагогических условий, направленных на формирование будущего специалиста, способного к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию;

— управление воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля — это сознательное и целенаправленное изменение педагогических условий, направленных на профессиональную подготовку будущего специалиста, обладающего профессиональной культурой, гражданственностью и способного к профессиональной самореализации;

— педагогическая модель управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста — это система элементов, позволяющая воспроизводить воспитательный процесс, анализировать и прогнозировать влияние изменения педагогических условий на его результат.

3. Определены педагогические условия воспитания в вузе, включающие: педагогическую модель управления воспитательным процессомоценочно-критериальный подход для мониторинга воспитательного процессаметодическое обеспечение по совершенствованию управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля.

4. Предложена педагогическая модель управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля, структурно объединяющая три модуля, последовательно включающих в себя предыдущие: взаимодействие агентов воспитаниябазовые элементы управления воспитательным процессомструктурно-организационную схему управления.

Первый модуль педагогической модели построен на схеме взаимодействия агентов воспитания при принятии и выполнении решений по осуществлению воспитательного процесса.

Второй модуль объединяет шесть базовых элементов управления воспитательным процессом в инженерном вузе: цели и задачи воспитательного процессапедагогические принципы, на которых строится управление воспитательным процессомфункции управления воспитательным процессомметоды управлениявзаимодействие агентов воспитаниярезультат — профессиональная самореализация.

Третий модуль разработанной модели построен на синтезе первых двух модулей и представляет собой структурно-организационную схему управления воспитательным процессом в ходе профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля. Этот модуль по количеству связей позволяет ранжировать активность и значимость агентов воспитания и определяет роль каждого из них в управлении воспитательным процессом.

5. Использование существующих и внедрение организационных и материально-технических средств воспитания в ходе реализации разработанной педагогической модели управления воспитательным процессом в условиях СГУПС показало положительные результаты в воспитательной работе вуза. По рейтингу инженерных вузов России (по 44 показателям) СГУПС занимает 23 место из 164 технических вузов и 3 место в системе вузов МПС, 1 место в г. Новосибирске.

6. Констатирующий эксперимент по анализу ценностных ориентации студентов показал, что:

— выбор вуза инженерного профиля обусловлен следующими факторами: интерес к инженерной специальности — 40%, популярность вуза в городе — 30%, советы родных — 12%, получение диплома о высшем образовании и другие причины — 18%;

— для большей части студентов понятие «гражданственность» сводится к сопереживанию за престиж страны и уважению к закону — 80%, и лишь 20% студентов ассоциируют свою гражданскую позицию с социальной ответственностью;

— для профессиональной самореализации с точки зрения студентов наиболее значимыми являются профессиональные, умения и навыки (43%), самообразование и расширение кругозора (36%),.

7. Формирующий эксперимент подтвердил положительную динамику управления воспитательным процессом после внедрения педагогической модели управления:

— экспертная оценка показала, что в экспериментальных группах ЭГ-1, ЭГ-2 и ЭГ-3 в результате внедрения разработанной модели управления воспитательным процессом снизился процент студентов с низким уровнем и увеличился процент студентов с высоким уровнем сформированности качеств будущего специалиста по сравнению с контрольной группой: профессиональная культура соответственно 10−12% и 10%- гражданственность соответственно 8% и 3,2% и способность к профессиональной самореализации соответственно 4,5% и 3,5%.;

— по данным деканатов качественная успеваемость студентов увеличилась на 5%- количество студентов с высоким уровнем сформированности качеств личности будущего специалиста увеличилось в среднем на 4,5%, со средним уровнем — на 6Д %, а число студентов с низким уровнем сформированности снизилось на 10,6%.

8. Разработан комплекс методического обеспечения управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля, позволяющий повысить эффективность управления, совершенствовать студенческое самоуправление, осуществлять мониторинг воспитательного процесса в вузе.

Анализ научной литературы и современного педагогического опыта, выполненная опытно-экспериментальная проверка разработанной педагогической модели управления воспитательным процессом в условиях профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля подтвердили актуальность проблемы, правильность выдвинутой гипотезы, востребованность и эффективность результатов проведенных диссертационных исследований.

Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы и не претендуют на полноту изучения и освещения всех сторон управления воспитательным процессом, однако они позволили наметить наиболее важные направления дальнейших исследований: разработка теоретико-методологических основ отбора содержания воспитательной работыразработка государственных образовательных стандартов с учетом воспитывающей составляющейобеспечение психологического сопровождения управления воспитательным процессом в инженерном вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Якунин В, А. Личность куратора как фактор успешности воспитательной работы //Пути и средства психолого-педагогической подготовки студентов. Ярославль, 1987. 93−103.
  2. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР: Науч.-теор. пособие. М.: Высш. шк., 1983. 256 с.
  3. В.Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров //Высш. образование в России. 1993. № 2. 96−98.
  4. В.Г. Преподаватель и студент: искусство общения //Высш. образование в России. 2000. № 6. 85−91.
  5. СВ. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи. М., 1998. 114с.
  6. Анализ факторов, влияющих на формирование коллектива студенческой группы //Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Белгород. 2000. Вып. 2. 123 с.
  7. .Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вьш.2. 34−48.
  8. Г. Обучение и воспитание в вузе неразделимы //Высш. образование в России. 1996. № 3. 61−66.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 415 с.
  10. И.Н., Голубкова И. Я., Новикова П. Т. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей //Социол. исслед. 1998. № 4. 48−56.
  11. Андриенко Е. В .Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. М.- Новосибирск: НГПУ, 2002. 266 с.
  12. М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системой образования: Автореф. дис. …д-рапед. наук. Томск, 2000. 42 с.
  13. В.И., Усманов М. Ю. Идеи синергетики и теории воспитательных систем //Моделирование воспитательных систем: теория и практика. М., 1995. 39−46.
  14. СИ. Введение в теорию обучения высшей школы: Обзор основных направлений развития системы учеб. процесса высш. шк. М.: Знание, 1971. Вып. 3. 12 — 13 .
  15. СИ. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк. 1980. 368 с.
  16. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 367 с.
  17. В.Г. Программно-целевое планирование и управление обществом. М., 1990. 168 с.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  19. Бабочкин П, И. Проблемы становления специалистов в высшей школе — М., 1997. 120 с.
  20. А. Теоретические основы фундаментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования. Автореф. дис… д-ра пед наук. М., 1999. 49 с.
  21. Н.Г. Профессиональная культура инженера: Механизмы освоения. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 207 с.
  22. В.В., Кормишова А. В., Старостин Ю. Л., Тышковский А. В. Вуз и профессиональная ориентация молодежи /Под ред. Ю. Л. Старостина. М.: Гос. ун-т упр., 1999. 207 с.
  23. Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб., 1996. 210 с.
  24. П.В. Педагогика и практическая психология. М., 2002. 227 с.
  25. Я. Профессиональная педагогика. М.: Ассоц. «Проф. образо- ванне», 1999. 904 с.
  26. Без.рукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд- во Деловая книга, 1996. 344 с.
  27. .А., Бенедиктов СБ. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск, 1983. 224 с.
  28. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 220 с.
  29. Л. К вопросу о суш-ности самоутверждения личности //Филос. науки. 1974. № 2. 47−59.
  30. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: (перевод с англ.). М.: Прогресс. 1986. 420 с.
  31. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989. 144 с.
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика. 1989. 191 с.
  33. .П. Введение в философию воспитания. М., 1996. 135 с.
  34. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком //Педагогика. 1996. № 5. 3 -10.
  35. .Н. Оценка воспитательной работы (на уровне ее представленности в вузе). М., 2001. 23 с.
  36. Л., Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса и реформ //Воспитательная работа в вузе в современных условиях. Омск, 1998. Вып. 1−98. С 7−9.
  37. Большой энциклопедический словарь. Т.1 М., 1991.
  38. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995. 285 с.
  39. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. для вузов, СП б., 2000. 304 с.
  40. В., Лагерев В. Воспитательный потенциал инженерного вуза. Брянск: Изд-во БГТУ, 2002. 217 с.
  41. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. 196 с.
  42. Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию //Педагогика. 2003. № 8. 17−21,
  43. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х — социокультурная динамика //Социол. исслед. 2000. № 12. 60−61.
  44. О. О логике развития управления //Пробл. теории и практики упр. 1987. № 3. 38−40.
  45. В.Ф. Об инженерном образовании, социальных технологиях и новых типах университетов //Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. М., 1996. 197 с.
  46. Д.И. Основы педагогики высшей школы. Минск, 1993. 139−145.
  47. Воспитательный процесс в высшей школе России: Межвуз. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2001. 157 с.
  48. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования). М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003. 280 с.
  49. Воспитательная работа в вузах России в новых условиях /А.А. Бартоломей, М. Б. Немировский, В. Н. Стегний и др. М., 1997. 40 с.
  50. Высшее техническое образование в России: История, сост. пробл. развития /Жураковский В.М., Приходько В. М., Луканин В. Н. и др. М., 1997. 232 с.
  51. Высшее техническое образование: Мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная подготовка /Под ред. В. М. Жураковского. М., 1998. 262 с
  52. Высшая школа в 2001 г.: Ежегод. докл. о развитии высш. проф. образо- вания /НИИ высш. образования. М., 2002. 203 с.
  53. О.С. Потери и приобретения воспитания после 10 лет перестройки //Воспитание и психологическая поддержка детей в образовании. М., 1996. 4−25.
  54. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. Пособие. М.: Изд. Дом. «Ноосфера», 1999. 272 с.
  55. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб, 1995. 54 с.
  56. Г. А. Формирование профессиональной направленности студентов младших курсов в учебно-воспитательной деятельности. СПб., 1993. 101с.
  57. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. 428 с.
  58. Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1998. 224 с.
  59. Л.Ю. Воспитание и социализация //Сов. Педагогика. 1991. № 2. 38−43.
  60. З. Концепция воспитания студентов вуза //Образование и наука. 2002. № 5 (17). 14−32.
  61. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы» //Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2001. № 9. С 2208—2240.
  62. В.Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. Новосибирск: СГУПС, 1999. 119 с
  63. Гражданское воспитание в вузе: Метод, пособие, Новосибирск, НГТУ, 1998. 26 с.
  64. Л.А., Марциновская Г. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2001. 480 с.
  65. М.Т. Образование стимул саморазвития личности .//Педагогика. 1993. № 3. 21−25.
  66. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) /Под ред. Н. Л. Селивановаой. М.: Пед. о-во России, 1998. 333 с.
  67. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.: ДинамитД997. Т. 1−4.
  68. М.А., Крылов А.А, Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979. 220 с.
  69. В.А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития). Красноярск: Изд-во Краснояр. унта, 1989. 183 с.
  70. В.А. Стратегия развития образования в преддверии 21 века //Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Материалы Всерос. Научной конф. Ч.-1. Томсмк: ТГПУ, 1996. 144 с.
  71. В.А., Домбинская М. Г. Проблема формирования духовной культуры специалиста//Образование в Сибири. 1996. № 1. 13−19.
  72. В.В., Добрынина В. И., Кухтевич Т. Н. и др. Общество — высшая школа — молодежь: НИИ высш. образования. М, 1995. 184 с.
  73. О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-медиа, 1995. 238 с.
  74. О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 1995. 54.с.
  75. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: ИПК, 2002. 242 с.
  76. Н.И., Кандыбович Л.А, Психология: Словарь-справочник. Минск, 1998. 480 с.
  77. В.И. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов инженерных вузов: Автореф. дне. … канд. пед. наук. Челябинск, 1991. 20 с.
  78. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования. М.: Академия, 2001. 208 с.
  79. Л. Методологические основы воспитания будущего учителя //Высшее образование в России. 2002, № 5. 59−65.
  80. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. М.: ИНФРА, 2002. 52 с.
  81. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968. 125 с.
  82. Э.Ф. Психологические особенности и закономерности становления личности инженера-педагога //Психологические особенности профессионального становления личности инженера — педагога. Свердловск, 1999. 3−16.
  83. М. Вузовский педагог XXI века //Высш. образование в России. 1998. № 3. 14−17.
  84. И.А., Боденко Б.Н, Морозова Н. А., Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения): М.: Ис-след. Ценр пробл. качества подгот. специалистов. 1999. 81с.
  85. Инженер — философия — вуз /Лебедев А., Медведев В. И., Семенов О. П и др. Под ред. Майзеля И. А., Мозелова А. П., Федорова Б. И. М., 1990. 128 с.
  86. М.И. Социальное становление специалиста на основе гуманизации инженерного образования: Автореф. дне. … канд. пед. наук. Ярославль, 1995. 25 с.
  87. B.C., Коханович Л. И., Бабочкин П. И., Кучер Н. И., Маркова Н. А., Голубев О. Н. Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии. Часть 2. М., 2003. 68 с.
  88. А.И. Модель управления профессионализацией //Сов. педагогика. 1990. № 3. 37−40.
  89. В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф. дис. …д-рапед. наук. М., 1989. 37 с.
  90. В.А. Воспитание или образование? //Народное образование. 2001. № 9 3−14.
  91. Качество подготовки специалистов в техническом вузе (проблемы, пути и методы совершенствования): Сб.тез., докл. /НГСУ. Новосибирск, 2000. 180 с.
  92. В.П. Проблемы инженерного образования в России //Высш. образование в России. 1993. № 2. 5−10.
  93. В.А., Мельников О. А., Мишин Ю. Д. Основы культурологии: Учеб. пособие. Новосибирск, 1998. Ч. 1: Базовые элементы теории культуры. 76 с.
  94. М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. № 2. 11−14.
  95. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с.
  96. Е.А. Психология: Воспитание, обучение: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити, 2000. 375 с.
  97. В.И. Теория, практика и искусство управления. М., 1999. 270 с.
  98. Козлов А. А, Лисовский В. Т., Сикевич В. В. Ценностный мир современного студенчества: (Социал. портр. явления). М.: НИИВО 1992. 40 с.
  99. О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для учителей. М.: Интерпракс, 1994. 208 с.
  100. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. 64 с.
  101. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000. 222 с.
  102. Концепция воспитания студентов вузов РФ /Науч. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1999. 270 с.
  103. Концепция высшего технического образования в новых социально- экономических условиях /Алешин Н.В., Головкин Т. Е., Ершов В. И. и др. В 2 ч. М.: Изд-во МАИ, 1992. 4.1. 165 с. Ч. 2. 184 с.
  104. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. 272 с.
  105. Л.Ф. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. 296 с.
  106. И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство, М., 1996. 321 с. ПО Коршунова Н. Л. Зачем нужна однозначность научных понятий //Педагогика. 1992, № 3−4. 48−52
  107. В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. 2001. № 3. 3−10.
  108. B.C. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002. 315 с.
  109. Е.А. Педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург. 2001. 25 с.
  110. Е.И. Профессиональное образование кадров в условиях струк- турно-экономичской реформы МПС //Профессиональная педагогика: новые идеи и технологии: Материалы межрегион, науч.-метод, конф. Новосибирск, 2001, 362 с.
  111. Курбатов В. И, Курбатова 0, В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 416 с.
  112. Курфомов Г. М, О формировании личностных качеств будущих специалистов //Высш, образование в России, 1994. № 2, С, 102−105.
  113. Н.А. Педагогическое исследование современного студента. СПб: РГПУ, 1999. 75 с.
  114. И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении, Новосибирск: Наука, 1987. 199 с.
  115. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи //Педагогика. 1995. К" 5. 12−18.
  116. B.C. Содержание образование: сущность, структура, перспктивы. М.: Высшю шк, 1991, 224 с,
  117. О. Профессиональное измерение социализации личности //Вестник высшей школы, 2000, № 1. 17−22.
  118. Леонтьев А. Н, Деятельность. Сознание. Личность, М., 1977. 304 с.
  119. Лернер И, Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.185 с.
  120. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с,
  121. В.Т., Сикевич М. Н. О системе художественного воспитания в вузе //Эстетическое воспитание в техническом вузе. М.: Высш, шк, Д991. 18−22.
  122. И.Т., Перегудова Т. А. Формирование студенческого коллектива //Совершенствование учебной и воспитательной работы со студентами. Челябинск, 1979. 101 -112.
  123. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. 191с.
  124. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2001. 607 с.
  125. .Т. Философия воспитания: Спец. курс. М., 1995. 282 с.
  126. .В. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  127. М. Учебная мотивация как показатель качества образования /Народное образование, 2001, № 8. 77 — 82.
  128. В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособие для педагогов, рук. образоват. учреждений и организаторов работы с молодежью. М.: АПЕ и ПРО, 2001.284 с.
  129. А. Ценностный процесс воспитания в оценочной деятельности. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. 100 с.
  130. А.С. Воспитание гражданина /Сост. Бескина P.M., Виноградова М. Д. М.: Просвещение, 1988. 304 с
  131. В.Н. Организация учебно-воспитательного процесса как управляемой системы. СПб., 1991. 257 с.
  132. Ю.С. Средовый подход в воспитании //Педагогика. 2000. № 7. 39−41.
  133. Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности. Киев, 1985. 50 с.
  134. М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1982. 268 с
  135. Е.В. Актуальные проблемы правового и гражданского образования //Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 2. 11−14,
  136. А.Г. Дальние пределы человеческой психики /Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
  137. Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспи- тательной деятельности образовательного учреждения /Под. Общ. Ред. Проф. И. А. Зимней. М.: Изд. Дом. «Новый учебник», 2003. 96 с.
  138. Методическое пособие для кураторов студенческих групп. Белгород, 2000. 25 с.
  139. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для судентов высш. пед. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 144 с.
  140. Д.М. Воспитание или образование? //Нар. Образование. 2001. № 9. 11−16.
  141. Д.М. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. Красноярск: КГТУ, 1998. 167 с.
  142. Д.М. Проблемы воспитания //Нар. образование. 2002. № 9. 143−147.
  143. .С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XX 1 века. М.: Изд. дом Русанова, 1996. 224 с.
  144. В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. М: Высш. шк., 1987. 200 с.
  145. Ю.Д., Донец А. Н. и др. Профессиональная культура специалиста и ее формирование в вузе //Профессиональная педагогика: новые идеи и технологии: Матер, межрегион, науч.- метод, конф. Новосибирск 23−24 янв. 2001, Новосибирск, СГУПС, 2001. 53−56.
  146. В.А. Приоритеты воспитания прошлое и настоящее (Опыт ис- торико-педагогического исследования русской духовности). СПб., 1996. 212 с.
  147. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. 78с.
  148. А.В. Социальная педагогика. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 200 с.
  149. А.Я., Кустов Л. М. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант, концепция, модели: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГИФК, 1994. 76 с. ф
  150. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2002. № 751.
  151. Р.С. Психология. М.: Владос. 2001. 688 с.
  152. А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования: Автореф. дне.. .д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1996.40 с
  153. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. М., 1998. 212 с.
  154. В.В. В поисках самостоятельности: (Технол. развитие и инж. образование) //Высш. образование в России. 1994. № 2. 4−6.
  155. A.M. Профессиональное образование. М.: 1997. 298 с.
  156. Л.И. Воспитательная система: исходные позиции //Сов. Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. СПб., 1998. 380 с.
  157. Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты.СПб., 1998. 380.
  158. Образование и культура молодежи: профессиональный аспект: Материалы межвуз. науч.-метод. конф. /СГУПС. Новосибирск, 1997.191с.
  159. О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: Тез. докл. Всерос. семинара-совещ. /Рост. гос. ун-т путей сообщ. Ростов н/Д, 2001. 228 с.
  160. A.M. Социальное управление: Некоторые вопр. теории и практики. М.: Мысль, 1980. 269 с.
  161. Оноприенко В. И, Щербень Т. А. Формирование в Росси системы высшего технического образования //Очерки истории естествознания и техники. 1991, вып. 39, С 56−63.
  162. А.В. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя. //Вопросы психологии. 1988. № 1. 16−26.
  163. А.Н. Управление непрерывного образования: проблемы и пер- спективы /Под ред. Чл-кор. АПН СССР, д.п.н., проф. Сластенина В. А, М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1991. 47−54.
  164. И.Ф. Первичный студенческий коллектив как субъект формирования личности специалиста. М., 1993. 123 с.
  165. СИ. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. язык, 1990. 915 с.
  166. В.А. Проблемы инженерного образования //США: Экономика, политика, идеология, 1989. № 9. 31−39.
  167. B.C., Гейжан И. Ф. Профессиональное воспитание учащихся. СПб., 1994. 172 с
  168. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. 287 с.
  169. Педагогика: Учебное пособие /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н, Шиянов и др. М., 2002. 512 с.
  170. Педагогический словарь. М., 1960. 234 с.
  171. Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и законом, ста- новлен. СПб.: Бельведер, 2000. 242 с.
  172. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  173. Психология воспитания /Под ред. В. А. Петровского. М., 1996. 207 с.
  174. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого- дидактический справочник преподавателя высшей школы. М: Пед. о-во России, 1999. 354 с.
  175. Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. Минск: Университетское, 2002. 256 с.
  176. И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн.
  177. Процесс воспитания. 256 с.
  178. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та, 1993.431с.
  179. М.М. Управление развитием образовательного учреждения //Педагогика. 1995. № 4. 59−63.
  180. Проблемы инженерного образования //Высшее образование в России. 1998.№ 5.С.З-9.
  181. Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенчества и учап.-ийся молодежи: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. «Теория и практика воспит. работы в высш. шк.». Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. 312 с.
  182. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999- 2001 гг. //Бюл. Минобразования России. 1999. № 12.
  183. Профессиональная культура инженера и технология ее формирования. Новосибирск: СГУПС, 2000. 21 с.
  184. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.- Воронеж, 1996. 232 с.
  185. Развития личности средствами психологической практики //Педагогика. 2003. № 4. 16−21.
  186. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 207 с.
  187. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Ред. В. В. Давыдов и др. М.: Большая рос. энцикл. 1999. Т. 1−2.
  188. Роль коллектива и студенческого самоуправления в формировании личности будуш-его специалиста. М., 1989. 67 с.
  189. Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования //Педагогика. 2000. № 4. 39−44.
  190. Свободное время петербургских студетнов //Санкт-Петербург, ун-т. 1998. № 18. 18−21.
  191. А.П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата, 1990. 336 с.
  192. Н.Л. Воспитание: теория и реальность //Известия РАО. 1999. № 2.С. 6−8.
  193. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки и содержания подготовки специалистов. М.: НИИВО, 1993. 28 с.
  194. Н. Л. К содержанию понятий «образование», «обучение» и «воспитание» //Повышение качества современного образования: Методология. Теория. Практика. Межрегиональный сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во НИИПиПРО, 2002. 102−106.
  195. Н. Л. Анализ ценностной ориентации студентов инженерного вуза //Высшая школа и национальная безопасность. Новосибирск, СГУПС, 2003. 114−117.
  196. В.В., Полишук О. И. Облик фундаментального блока инженерного образования //Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: Сб. науч. тр. М., 1996, 23−28 .
  197. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. № 5. 16−20.
  198. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  199. Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Мо- ногаф. Челябинск: Изд-во ЧГПУ Факел, 1998. 664 с.
  200. Система и организация воспитательной работы в высшем учебном заведении. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2001. 107 с.
  201. Н.В. Некоторые подходы к управлению качеством высшего образования /Профессиональная педагогика: новые идеи и технологии. Новосибирск, 2001. 21−24.
  202. Н.В. Обшие основы психологии управление: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1997. 116 с.
  203. Н.В. Непрерывное профессиональное образование и пути его реформирования //Профессиональная педагогика: путь в XXI век //Новосибирск, 2000.
  204. В.А. Диалектика и движущие силы студенческого самоуправления//Студенческое самоуправление: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1989. 5−9.
  205. В.А., Исаев И.Ф. Мищенко А. И. и др. Педагогика. М., 1997. 510 с.
  206. Н. Социология. М., 1994. 659 с.
  207. В.А. Управление учебным процессом — важнейшее средство нравственного воспитания в вузе //Управление процессом нравственного воспитания. М., 1979. 110−130.
  208. Д. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 2000. 510 с.
  209. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. 304 с.
  210. Советский энциклопедический словарь /Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1984. 1600 с
  211. Современные проблемы гражданского образования и воспитания учащейся молодежи: Монограф. М., РИЦ «Альфа», 2000. 126 с.
  212. Современная система воспитания студентов вузов: состояние, концепция и направления развития /Кагерманьян B.C., Коханович Л. И., Бабочкин П. И. и др. Ч. 1. М., 2002. 80 с.
  213. Современный словарь по педагогике. Минск: Совр. слово, 2001. 928 с.
  214. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. 752 с.
  215. И.Ю. Психолого-педагогические аспекты качества обучения. Методич. пособ. по общей и педагогич. психологии для препод., аспир. И студентов., Томск, 2000. 92 с.
  216. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Псков, 1998. 160 с.
  217. Т.В. Педагогические условия формирования социально- психологической зрелости студентов (на примере технического университета): Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 1998. 21 с.
  218. Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 448 с.
  219. Студенческая группа как фактор формирования социальной активности личности в учебном процессе //Социальная активность студентов. Каунас. 1985.Ч.4. 22−26.
  220. И.Н. Педагогические основы гуманитаризации образовательного процесса технического вуза. Омск, 1993. 170 с.
  221. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1985. 376 с.
  222. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984 247 с.
  223. Н.М. Социализация личности студента в период обучения в вузе и в условиях социально-экономических реформ //Преемственность поколений: диалог культур: Материалы междунар. науч.-практич. конф. СПб., 1996. 74−76 с.
  224. Теория и практика воспитательных систем /Редкол. Л. И. Новикова и др.: В 2 кн. М., 1993. Кн. 1−2.
  225. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации //Бюл. Гос. Ком. Рос. Федерации по высш. Образованию. 1993. № 8. 11с.
  226. Ю.В. Профессиональная самореализация личности и андрогогиче- ская ориентация последипломного образования //Последипломное образование: потребности, проблемы, решения. М., 1992. 157 с.
  227. Л.И. Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе. Ярославль, 1984. 134 с.
  228. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. В. Караковского и др. М.: Пед. о-во России, 2000. 264 с.
  229. Управление — это наука и искусство /А. Файоль, Г. Эмирсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. 351 с
  230. М.В. Молодежь в современном Российском обш-естве. М., 2001. 44 с.
  231. К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр. Соч.: В 11 т. М., 1950. Т. 8. 67 с.
  232. Федеральная программа развития российского образования: Новое качество высш. образования в совр. России //Россия — 2010. 1993. № 2.
  233. Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. акад, 1994. 192 с.
  234. Г. Н. Воспитание как социально —педагогический феномен. Стратегия развития. М., 2000. 111с.
  235. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. 840 с.
  236. Ю.Г. Определение основных терминов дидактики высшей школы. М., 1995.60 с.
  237. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 224 с.
  238. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989. 198 с.
  239. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. Минск, 1999. 512 с.
  240. А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. 220 с.
  241. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.- Педагогика, 1989. 115 с.
  242. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 184 с.
  243. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982. 215 с.
  244. Т.Н., Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: суш-ность, содержание, управление. М.: ЦГЛ, 2003. 200 с.
  245. Шехтер Возвращаясь к «свободе и справедливости для всех» :граждан в американской федеральной системе //Мир человека. 1996. № 1. 12−14.
  246. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998. 196 с.
  247. К.В. Немецкая система профессионального образования и ее обучающий персонал //Понятийный аппарат педагогики образования. Екатеринбург, 1995. Вып. 1. 145−153.
  248. Ш^уркова Н. Е. Новое воспитание, М.: Педагогическое общество России, 2000. 117 с.
  249. Эстетическое воспитание в техническом вузе: Учеб.-метод. пособие /Л.М. Кадцин, Г. Г. Квасов, В. Т. Лисовский и др.- Под ред. Г. С. Гуна. М., 1991. 98 с.
  250. И.С. Технология личностно — ориентированного образования. М., 2000. 322 с.
  251. Duggan T.V., Oliver T.J. Engineering Education, Industry and Lifelonq 1.eaminq. /Reports of International Conference on Engineering, May 23−25, 1995. Moscow, Russia. P. 13.
  252. Kerr J. Diversification in Russian Education //Jones A. (Ed.), Education and socity in the New Russia.- M.E. Sharpe, 1994.
  253. World Engineering Partnership for Sustainable Development //Prog, of the Conf Rio de Janeiro, 1992. Ф
Заполнить форму текущей работой