ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ измСрСния ΠΈ диагностика Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² обучСния русскому языку: Ρ†Π΅Π»ΠΈ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΈ срСдства

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Ѐункциями диагностики ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… достиТСний ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ информационная (ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ± ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку), прогностичСская (ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… этапов обучСния русскому языку), оцСночная (ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ качСствСнной ΠΈ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ участников пСдагогичСского процСсса: учитСля русского языка ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ²), аналитичСская (выявлСниС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ измСрСния ΠΈ диагностика Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² обучСния русскому языку: Ρ†Π΅Π»ΠΈ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΈ срСдства (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Под ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ принято ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ «ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ, посрСдством ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ опрСдСляСтся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ (измСряСмой) Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ (ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π·Π° Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρƒ); число, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, называСтся числСнным Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ измСряСмой Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹» (Π’ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€ΡŒ русского языка). Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡ это ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ†Π΅Π»ΡΠΌΠΈ обучСния русскому языку ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ количСствСнного сопоставлСния ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ свойства ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° с Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ эталоном, принятым Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ измСрСния. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ свойства отводится знаниям, умСниям ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку, эталоном сравнСния ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ трСбования ΠΊ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΠΌ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, прописанныС Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅, Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π΅ΠΉ измСрСния ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ освоСния дидактичСских Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ† ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, зафиксированныС Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ русскому языку являСтся ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ числСнных эквивалСнтов ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ школьников Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ русского языка.

Π˜Π·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ инструмСнт для опрСдСлСния ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ обучСнности состоит ΠΈΠ· Π΄Π²ΡƒΡ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²: ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ² ΠΈ ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ для фиксации Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² измСрСния.

ΠšΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку — задания (поручСния ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ дСйствия с ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ русского языка), Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ уровня Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅™ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ учащихся ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку.

Π¨ΠΊΠ°Π»Π° — срСдство фиксации Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² измСрСния ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ упорядочивания ΠΈΡ… Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΡƒΡŽ систСму, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΎ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… числах. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ упорядочивания ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ элСмСнту ставится ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π±Π°Π»Π» (ΡˆΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ индСкс), ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ наблюдаСмого Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° Π½Π° ΡˆΠΊΠ°Π»Π΅. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹. Π’ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡˆΠΊΠ°Π»Π°Ρ… Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ измСрСния выступаСт числовоС мноТСство (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, школьная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку), Π² Π½Π΅ΠΉ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΡƒΡŽ (числовой символ, сравниваСмый с Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ) ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ (числовой символ, ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ свойства Π·Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ врСмя, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈ, сравнСниС Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ состояния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… успСхов Π² ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ русского языка с ΡΠΎΡΡ‚ояниСм успСхов Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΆΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ врСмя Π½Π°Π·Π°Π΄, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ приращСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ) ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹. Π’ ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΡˆΠΊΠ°Π»Π°Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ экспСртной ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ сравниваСтся с ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΅ΠΌΡƒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, порядковыС ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π½Π³ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Π΄Π΅ΡΠΊΡ€ΠΈΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. Ранговая шкала ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ выстраиваниС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π² ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠ΅ убывания ΠΈΠ»ΠΈ возрастания ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ° (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, систСма ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классов: ΠΎΡ‚ 1 Π΄ΠΎ 11), частным случаСм Ρ€Π°Π½Π³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ являСтся Ρ€Π΅ΠΉΡ‚ΠΈΠ½Π³ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ€Π΅ΠΉΡ‚ΠΈΠ½Π³ школ). ДСскриптивныС (ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅) ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ описаниС с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ систСмы (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ языка, графичСской ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° ΡˆΡ‚Ρ€ΠΈΡ…ΠΊΠΎΠ΄Π°), сравнСниС со Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ модСлью эталона; типичная дСскриптивная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° — характСристика.

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ пСдагогичСского измСрСния состоит ΠΈΠ· Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° измСрСния (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, умСния пятиклассников ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ тСкст), Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… характСристик (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Ρ‹ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ высказывания ΠΈ Π΅Π³ΠΎ построСнии), Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ творчСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹), конструированиС ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… инструмСнтов (ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€ ΠΈΠ· Π΄Π΅Ρ‚ских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ², содСрТащих Π½Π΅Π΄ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Ρ‹ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ), Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΡˆΠΊΠ°Π»Ρ‹ (порядковая дСскриптивная), сбора Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… (ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ пятиклассников), Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°, упорядочСниС, распрСдСлСниС, Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ (распрСдСлСниС Π½Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ школьников ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ выполнСния задания, подсчСт частоты случаСв ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ выполнСния Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, нСвыполнСния задания), нанСсСниС Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° ΡˆΠΊΠ°Π»Ρƒ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠ° выстраиваниС Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°), статистичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· (ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ²) ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрпрСтация Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² (ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, с Ρ‡Π΅ΠΌ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ школьников, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌ Π½Π΅ ΡƒΠ΄Π°Π»ΠΎΡΡŒ, объяснСниС ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡).

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, понятиС «ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅» оказываСтся тСсно связано с ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚иями «Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ обучСния».

Под Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ обучСния русскому языку ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ знания, умСния, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащихся ΠΊ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ задания Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ русского языка. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ обучСния, носитСлями ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ, ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ обучСния, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ статистичСскими подсчСтами Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ обобщСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ обучСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ (зафиксированы Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ…, стандартах ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку) ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ проявляСмыми учащимися ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку.

ΠžΡ‚ΡΠ»Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° — процСсс систСматичСского снятия ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ (ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ русского языка); систСма наблюдСния ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ критСриям.

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° обучСния русскому языку — это сопоставлСниС ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΎΠΉ ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку.

Π’ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… достиТСний учащихся. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ Н. Π”. Π›Π΅Π²ΠΈΡ‚ΠΎΠ² усвоСниС ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° учащимися ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌ показатСлям: ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π»ΠΈ учащийся Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ± ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅; ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ; ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅.

И. Π―. ΠšΠΎΠ½Ρ„Π΅Π΄Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Π’. П. Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ² Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ стСпСни обучСнности: Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ (самый низший ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ стСпСни обучСнности, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ учащийся ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚, процСсс, явлСниС ΠΎΡ‚ ΠΈΡ… Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠ² Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΈΡ… Π² Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅); Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ (ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ усвоСния ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ количСства ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π±Π΅Π· Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ воспроизвСдСния); ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ (характСризуСтся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ собствСнного мнСния ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρƒ, процСссу, явлСнию); ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ (элСмСнтарныС) умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ (учащийся примСняСт Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π² ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ситуациях, выполняСт практичСскиС задания ю ΠΏΠΎ Ρ‚Ρ€Π°Ρ„Π°Ρ€Π΅Ρ‚Ρƒ ΠΈ ΡˆΠ°Π±Π»ΠΎΠ½Ρƒ); пСрСнос (Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ стСпСни обучСнности, ΠΏΡ€ΠΈ достиТСнии ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ учащиСся способны ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ тСорСтичСскиС знания Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ творчСски, Π² Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ситуациях, Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ ΡƒΠΆΠ΅ сформированных).

Диагностика Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² обучСния русскому языку — это аналитикооцСночная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учитСля, связанная с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€ΠΎΠΉ выявлСния достиТСний ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ² состояния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ измСрСния Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² обучСния (ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… лингвистичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ установлСниС ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (Π½Π΅ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π΅Π»Ρ‹ Π² Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ лингвистичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ сформированности ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ) ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠ°» Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ понятиС «ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ», Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ лишь констатируСт Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹, Π° Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ слоТившСйся ситуации ΠΈ Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ· Π½Π° Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅. Диагностика Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, состоящий ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ (Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ статистичСских Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΡ… Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·), выявлСниС Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ, Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ развития ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

ЦСль диагностики, ΠΏΠΎ К. Π˜Π½Π³Π΅Π½ΠΊΠ°ΠΌΠΏΡƒ, «ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π΅Π»Ρ‹ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ; ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ обучСния; ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ этапы ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса; Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… шагов» (ИнгСнкамп К. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ диагностика. — Πœ., 1991. — Π‘. 11.).

Ѐункциями диагностики ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… достиТСний ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ информационная (ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ± ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку), прогностичСская (ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… этапов обучСния русскому языку), оцСночная (ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ качСствСнной ΠΈ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ участников пСдагогичСского процСсса: учитСля русского языка ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ²), аналитичСская (выявлСниС ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнных связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ условиями ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ обучСния русскому языку), коррСкционная (ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ срСдств, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ обучСния русскому языку с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ устранСния Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… проявлСний).

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ диагностики: Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° провСряСмых Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — конкрСтная ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½Π°Ρ; Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° диагностики — тСматичСская, тСкущая, итоговая.

Π’ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ управлСния ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ систСмами (Н. ΠšΠ°ΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΠ½, П. Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡΠΊΠΎΠ², Π’. Π¨Π°ΠΌΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€.) Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ этапа диагностирования Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… явлСний Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ процСссС: ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ· (проводится с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ наблюдСния ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π΄ΠΈΠΊΡ‚Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ², сочинСний, ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€.), ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ· (ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ бСсСда, опросы, Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€.), ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ· (ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° экспСртных ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ).

ΠΈ Π’рСбованиями ΠΊ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² обучСния русскому языку ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ полоТСния: Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»ΡŒ диагностики; Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ диагностики; Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ систСму ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… срСдств ΠΏΠΎ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌΡƒ языку; ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ условия ΠΈΡ… ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽ обучСния русскому языку; Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ направлСния Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…; ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ всСх учащихся Π±Π΅Π· ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ; ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ диагностику Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² обучСния русскому языку систСматичСски ΠΏΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ· ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² развития учащихся (Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ языкового эстСтичСского чувства, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ логичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ срСдствами русского языка ΠΈ Π΄Ρ€.); ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ учащСгося Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСх Π»Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ обучСния; ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащСгося комплСксно; ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ достиТСния учащСгося Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ освоСния русского языка с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π΅Π³ΠΎ возраста; ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ диагностики ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π½Π΅ ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ с Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ичСской Π½ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ, зафиксированной Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅; ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ диагностики уровня обучСнности русскому языку Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ учащСгося ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ ΠΈΡ… ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚авлСния с Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… диагностичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΎΠΊ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΆΠ΅ учащСгося, отслСТивая Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρƒ Π΅Π³ΠΎ продвиТСния Π² ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ русского языка; Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, склонных ΠΊ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π²Π°Π½ΠΈΡŽ, ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°ΠΌ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ особСнности ΠΈ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ условия для развития ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ; Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ диагностики Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ особСнности, Π½ΠΎ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ «Π·ΠΎΠ½Ρƒ блиТайшСго развития»; ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ нСдостатки, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚оинства учащСгося.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ