Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности обучающихся взрослых

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взрослым безумно хочется знать, как у них идут дела, каковы их успехи. Вопрос, который задает взрослый, чаще всего звучит так: «Чем Ваша учеба поможет мне прямо сейчас?». Менеджер на самом деле ищет ответ на вопросы: «Что мне сегодня делать?», «Зачем мне это делать?», «Как мне это делать?». По данным А. Шире, через год взрослый забудет 50% того, что он изучал «пассивно» (например, читал книгу или… Читать ещё >

Особенности обучающихся взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приведем несколько различных взглядов на особенности обучающихся взрослых, чтобы получить об этом более объективное представление; это поможет Вам определиться со своим отношением к работе с такими обучающимися.

Взгляд 1.

Согласно представлениям западных образовательных школ [10], общие отличия в практике обучения взрослых состоят в следующем:

  • • Взрослым навязать обучение невозможно: взрослые люди должны захотеть учиться.
  • • Взрослые будут изучать только то, что им необходимо.
  • • Взрослые люди учатся в процессе работы.
  • • Учеба взрослых людей концентрируется на проблемах.
  • • Проблемы для взрослых реальны сегодня или в близком будущем.
  • • На учебу взрослых оказывает влияние предшествующий опыт.
  • • Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке. Взрослые похожи на детей: они любят разнообразие и в обучении тоже.
  • • Конкуренция негативно влияет на обучение взрослых.
  • • Взрослых людей не нужно оценивать. Зачеты, экзамены — это для взрослых людей, по меньшей мере, неприемлемо.

Взгляд 2.

Взрослым безумно хочется знать, как у них идут дела, каковы их успехи. Вопрос, который задает взрослый, чаще всего звучит так: «Чем Ваша учеба поможет мне прямо сейчас?». Менеджер на самом деле ищет ответ на вопросы: «Что мне сегодня делать?», «Зачем мне это делать?», «Как мне это делать?». По данным А. Шире [10], через год взрослый забудет 50% того, что он изучал «пассивно» (например, читал книгу или слушал лекции). Через два года он забудет 80%. По нашим исследованиям, взрослые забывают то, что им рассказывалось, через 2 дня — 50%, через неделю — 80%, через месяц — 90%. И на Западе, и в России стоит проблема удерживания информации в памяти взрослого человека. Но это еще не самая главная проблема. Взрослый человек — это странный человек. На первый взгляд, ему кажется, что он все знает, все умеет. У него большой жизненный опыт. Но этот опыт часто играет со взрослым злую шутку. Наработанные схемы и приемы деятельности взрослый применяет на практике, полагая, что ничего в окружающей его жизни не изменилось.

Взгляд 3.

Базовыми характеристиками обучающегося взрослого являются следующие [11]:

  • 1. Потребности, мотивы и профессиональные проблемы взрослого играют ведущую роль в процессе обучения.
  • 2. Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.
  • 3. Взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег.
  • 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретных целей.
  • 5. Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.
  • 6. У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).
  • 7. Процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего и носит характер партнерства.
  • 8. Взрослый имеет ряд психологических барьеров, препятствующих эффективному обучению: стереотипы, установки, опасения.

Взгляд 4.

Независимо от разнообразия идей и альтернатив, вытекающих из различных теорий обучения, существуют общие характеристики обучающихся взрослых [12].

  • 1. Взрослый — это тот, кто находится в процессе взросления, самовыражения и самоопределения. Все вовлеченные в процесс обучения проявляют взрослость во взаимоотношениях.
  • 2. Они вовлечены в непрерывный процесс развития, в динамичный процесс изменений.
  • 3. Взрослые вносят в процесс обучения свои ценности. Негативная оценка или игнорирование вносимых ими в обучение своего опыта и ценностей разрушает в целом их индивидуальность. Чтобы быть эффективным, обучение должно быть построено именно на тех ценностях, которые вносят взрослые в свое обучение.
  • 4. Они обычно приходят обучаться с определенными намерениями. Смысл и значение их обучения обусловливаются этими намерениями.
  • 5. Они вносят определенные надежды и ожидания, касающиеся самого процесса обучения. Базируясь на прошлом опыте, взрослые вносят в свое обучение определенные ожидания относительно способов обучения и собственных способностей к обучению.
  • 6. У них имеются конкурирующие интересы. Они предъявляют к обучению требования, которые обусловлены целым рядом взаимоотношений — с родными, друзьями, соседями и т. д., а также коллегами по работе.
  • 7. Они обладают определенными собственными моделями обучения. Эффективный процесс обучения должен строиться с учетом предпочитаемого стиля обучения.

Взгляд 5.

Алан Роджерс выделяет четыре общие особенности обучения взрослых [12]:

  • 1. Обучение обычно эпизодично, а не непрерывно. Оно проходит в виде коротких интенсивных вспышек, поглощающих все внимание и заканчивающихся, как только цель достигнута.
  • 2. Намеченная цель обычно связана с какой-либо конкретной задачей, проблемой, которая представляется в данный момент очень важной.
  • 3. Взрослые стремятся использовать определенный ряд стилей и стратегий обучения.
  • 4. В эпизодах проявляется лишь незначительный интерес к общим принципам и теориям. Усилия сконцентрированы на немедленном достижении конкретного, а не на долговременном достижении общего.

Теперь давайте попробуем вместе выделить требования к образованию взрослых с учетом их особенностей (Таблица 1).

Таблица 1. Требования к организации образования взрослых.

Особенности

обучения

взрослых

Требования

к организации образования взрослых

Стремление к самостоятельности в ходе обучения и самореализации.

  • • Предоставлять возможность занять ведущую роль в обучении.
  • • Создать возможность личностного включения в обучение.
  • • Учитывать изначальные ожидания взрослых от обучения, их возможности и ограничения.

Эпизодичность, дискретность обучения.

  • • Ориентироваться на короткие вспышки учебной активности.
  • • Разбивать материал на выполнимые разделы; не нанизывать один раздел на другой.

Концентрация на собственных целях обучения, текущих проблемах, задачах.

  • • Учитывать потребности и мотивацию слушателя.
  • • Знать намерения обучающихся.
  • • Прояснять цели обучающихся.
  • • Приступать к обучению с интересующей обучающихся проблемы, темы — необязательно с начала курса.
  • • Выполнять сразу же, а не откладывать конкретные задания.

Окончание таблицы 1

Особенности

обучения

взрослых

Требования

к организации образования взрослых

Предпочтение определенных стилей и стратегий обучения.

  • • Знать различные стили обучения; развивать навыки обучения.
  • • Связывать новый материал с имеющимися знаниями и опытом.
  • • Чаще обращаться к опыту обучающихся взрослых.
  • • Исследовательское обучение; обучающийся должен быть активным, а не пассивным.
  • • Подкрепление и поощрение, основанное на обратной связи.
  • • Необходимость практики; взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.
  • • Идти от упрощенных к более сложным моделям и образам.
  • • Строить целое из частей; отделять значимые части от незначимых.
  • • Для закрепления материала полагаться на понимание, а не на память.
  • • Использовать демонстрационные приемы.

Отсутствие интереса к общим принципам и общим теориям.

  • • Идти от конкретного к общему, а не от общего к конкретному; поощрять вопросы об общих принципах; устанавливать общее в конкретных положениях.
  • • Создавать мотивацию для дальнейшего обучения.

Наличие конкурирующих интересов в обучении.

  • • Помнить, что у взрослого много ограничений в учебе (социальных, временных, финансовых, психологических и др.).
  • • Создавать компактные и эффективные циклы обучения взрослых.

Теперь мы можем попытаться ответить на вопрос: «Что значит обучающийся как субъект?».

«Субъект» и «объект» — центральная оппозиция не только в философии. В образовании она выражает два противоположных взгляда на роль обучающихся взрослых, два противоположных подхода к организации их обучения. Определимся с терминами: «объект» — пассивный элемент в любой ситуации, над которым субъектами совершаются некоторые действия; «субъект» — активный элемент, совершающий действия над объектами. С этой точки зрения:

  • • Обучающийся как объект (объект образовательной системы) — пассивный участник образовательного процесса, по отношению к которому осуществляются действия, исходящие от образовательной системы, без учета его воли.
  • • Обучающийся как субъект (субъект собственной учебной деятельности) — это участник образовательного процесса, активный в творческом, конструктивном, деятельностном и других планах, то есть способный влиять на ход образовательного процесса и знающий, зачем, что и как делать.

Исходя из особенностей обучающегося взрослого, которые мы обсудили, ему отводится роль субъекта. Это является одним из принципиальных отличий моделей обучения взрослых по сравнению с другими образовательными системами. Обучающийся как субъект означает, по крайней мере, следующее:

  • • Он имеет не только мотив, но и цель учебной деятельности и владеет способами ее осуществления. Иначе говоря, он является обучающимся, а не обучаемым.
  • • Он влияет на содержание программы своего обучения.
  • • В ходе занятий с ним выстраиваются партнерские отношения (типа «взрослый» — «взрослый»),
  • • Его потребности являются центральным элементом в построении образовательных программ и выборе подходов к обучению.

Одной из основных целей деятельности преподавателя, тьютора, работающего со взрослой аудиторией, является создание условий для становления обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности [13].

Обучающийся как субъект учебной деятельности характеризуется следующими отличительными признаками [2, 14] (рис. 2.1):

  • • Формулирует ближайшие и долгосрочные цели своей учебной деятельности, т. е. определяет уровень собственного актуального развития и зону ближайшего развития (отвечает на вопрос «Зачем я пришел учиться?»).
  • • Владеет способами и средствами осуществления учебной деятельности (отвечает на вопрос «Как и с помощью чего осуществить учебную деятельность?»).
  • • Обладает соответствующими способностями к осуществлению этой деятельности.
  • • Находится в состоянии актуальной готовности осуществить учебную деятельность в данный момент времени.

Принципиальным моментом является тот факт, что обучающийся взрослый, включаясь в образовательное пространство, занимает скорее.

Понятие «субъект деятельности».

Рис. 2.1. Понятие «субъект деятельности».

позицию потребителя образовательных услуг, а не субъекта собственной учебной деятельности. Поэтому приоритетная задача тьютора, преподавателя — создание условий для самоопределения и постепенного перехода обучающегося из позиции потребителя в позицию субъекта учебной деятельности по развитию собственной компетентности (рис. 2.2).

Роль тьютора в становлении субъектности обучающегося.

Рис. 2.2. Роль тьютора в становлении субъектности обучающегося.

Воспользовавшись понятием «субъект учебной деятельности» как инструментом. Вы можете понять, в чем именно проблемы у конкретного обучающегося в плане самостоятельности осуществления им учебной деятельности, и оказать ему нужную поддержку.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой