Особенности обучающихся взрослых
Взрослым безумно хочется знать, как у них идут дела, каковы их успехи. Вопрос, который задает взрослый, чаще всего звучит так: «Чем Ваша учеба поможет мне прямо сейчас?». Менеджер на самом деле ищет ответ на вопросы: «Что мне сегодня делать?», «Зачем мне это делать?», «Как мне это делать?». По данным А. Шире, через год взрослый забудет 50% того, что он изучал «пассивно» (например, читал книгу или… Читать ещё >
Особенности обучающихся взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Приведем несколько различных взглядов на особенности обучающихся взрослых, чтобы получить об этом более объективное представление; это поможет Вам определиться со своим отношением к работе с такими обучающимися.
Взгляд 1.
Согласно представлениям западных образовательных школ [10], общие отличия в практике обучения взрослых состоят в следующем:
- • Взрослым навязать обучение невозможно: взрослые люди должны захотеть учиться.
- • Взрослые будут изучать только то, что им необходимо.
- • Взрослые люди учатся в процессе работы.
- • Учеба взрослых людей концентрируется на проблемах.
- • Проблемы для взрослых реальны сегодня или в близком будущем.
- • На учебу взрослых оказывает влияние предшествующий опыт.
- • Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке. Взрослые похожи на детей: они любят разнообразие и в обучении тоже.
- • Конкуренция негативно влияет на обучение взрослых.
- • Взрослых людей не нужно оценивать. Зачеты, экзамены — это для взрослых людей, по меньшей мере, неприемлемо.
Взгляд 2.
Взрослым безумно хочется знать, как у них идут дела, каковы их успехи. Вопрос, который задает взрослый, чаще всего звучит так: «Чем Ваша учеба поможет мне прямо сейчас?». Менеджер на самом деле ищет ответ на вопросы: «Что мне сегодня делать?», «Зачем мне это делать?», «Как мне это делать?». По данным А. Шире [10], через год взрослый забудет 50% того, что он изучал «пассивно» (например, читал книгу или слушал лекции). Через два года он забудет 80%. По нашим исследованиям, взрослые забывают то, что им рассказывалось, через 2 дня — 50%, через неделю — 80%, через месяц — 90%. И на Западе, и в России стоит проблема удерживания информации в памяти взрослого человека. Но это еще не самая главная проблема. Взрослый человек — это странный человек. На первый взгляд, ему кажется, что он все знает, все умеет. У него большой жизненный опыт. Но этот опыт часто играет со взрослым злую шутку. Наработанные схемы и приемы деятельности взрослый применяет на практике, полагая, что ничего в окружающей его жизни не изменилось.
Взгляд 3.
Базовыми характеристиками обучающегося взрослого являются следующие [11]:
- 1. Потребности, мотивы и профессиональные проблемы взрослого играют ведущую роль в процессе обучения.
- 2. Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.
- 3. Взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег.
- 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретных целей.
- 5. Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.
- 6. У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).
- 7. Процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего и носит характер партнерства.
- 8. Взрослый имеет ряд психологических барьеров, препятствующих эффективному обучению: стереотипы, установки, опасения.
Взгляд 4.
Независимо от разнообразия идей и альтернатив, вытекающих из различных теорий обучения, существуют общие характеристики обучающихся взрослых [12].
- 1. Взрослый — это тот, кто находится в процессе взросления, самовыражения и самоопределения. Все вовлеченные в процесс обучения проявляют взрослость во взаимоотношениях.
- 2. Они вовлечены в непрерывный процесс развития, в динамичный процесс изменений.
- 3. Взрослые вносят в процесс обучения свои ценности. Негативная оценка или игнорирование вносимых ими в обучение своего опыта и ценностей разрушает в целом их индивидуальность. Чтобы быть эффективным, обучение должно быть построено именно на тех ценностях, которые вносят взрослые в свое обучение.
- 4. Они обычно приходят обучаться с определенными намерениями. Смысл и значение их обучения обусловливаются этими намерениями.
- 5. Они вносят определенные надежды и ожидания, касающиеся самого процесса обучения. Базируясь на прошлом опыте, взрослые вносят в свое обучение определенные ожидания относительно способов обучения и собственных способностей к обучению.
- 6. У них имеются конкурирующие интересы. Они предъявляют к обучению требования, которые обусловлены целым рядом взаимоотношений — с родными, друзьями, соседями и т. д., а также коллегами по работе.
- 7. Они обладают определенными собственными моделями обучения. Эффективный процесс обучения должен строиться с учетом предпочитаемого стиля обучения.
Взгляд 5.
Алан Роджерс выделяет четыре общие особенности обучения взрослых [12]:
- 1. Обучение обычно эпизодично, а не непрерывно. Оно проходит в виде коротких интенсивных вспышек, поглощающих все внимание и заканчивающихся, как только цель достигнута.
- 2. Намеченная цель обычно связана с какой-либо конкретной задачей, проблемой, которая представляется в данный момент очень важной.
- 3. Взрослые стремятся использовать определенный ряд стилей и стратегий обучения.
- 4. В эпизодах проявляется лишь незначительный интерес к общим принципам и теориям. Усилия сконцентрированы на немедленном достижении конкретного, а не на долговременном достижении общего.
Теперь давайте попробуем вместе выделить требования к образованию взрослых с учетом их особенностей (Таблица 1).
Таблица 1. Требования к организации образования взрослых.
Особенности обучения взрослых | Требования к организации образования взрослых |
Стремление к самостоятельности в ходе обучения и самореализации. |
|
Эпизодичность, дискретность обучения. |
|
Концентрация на собственных целях обучения, текущих проблемах, задачах. |
|
Окончание таблицы 1
Особенности обучения взрослых | Требования к организации образования взрослых |
Предпочтение определенных стилей и стратегий обучения. |
|
Отсутствие интереса к общим принципам и общим теориям. |
|
Наличие конкурирующих интересов в обучении. |
|
Теперь мы можем попытаться ответить на вопрос: «Что значит обучающийся как субъект?».
«Субъект» и «объект» — центральная оппозиция не только в философии. В образовании она выражает два противоположных взгляда на роль обучающихся взрослых, два противоположных подхода к организации их обучения. Определимся с терминами: «объект» — пассивный элемент в любой ситуации, над которым субъектами совершаются некоторые действия; «субъект» — активный элемент, совершающий действия над объектами. С этой точки зрения:
- • Обучающийся как объект (объект образовательной системы) — пассивный участник образовательного процесса, по отношению к которому осуществляются действия, исходящие от образовательной системы, без учета его воли.
- • Обучающийся как субъект (субъект собственной учебной деятельности) — это участник образовательного процесса, активный в творческом, конструктивном, деятельностном и других планах, то есть способный влиять на ход образовательного процесса и знающий, зачем, что и как делать.
Исходя из особенностей обучающегося взрослого, которые мы обсудили, ему отводится роль субъекта. Это является одним из принципиальных отличий моделей обучения взрослых по сравнению с другими образовательными системами. Обучающийся как субъект означает, по крайней мере, следующее:
- • Он имеет не только мотив, но и цель учебной деятельности и владеет способами ее осуществления. Иначе говоря, он является обучающимся, а не обучаемым.
- • Он влияет на содержание программы своего обучения.
- • В ходе занятий с ним выстраиваются партнерские отношения (типа «взрослый» — «взрослый»),
- • Его потребности являются центральным элементом в построении образовательных программ и выборе подходов к обучению.
Одной из основных целей деятельности преподавателя, тьютора, работающего со взрослой аудиторией, является создание условий для становления обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности [13].
Обучающийся как субъект учебной деятельности характеризуется следующими отличительными признаками [2, 14] (рис. 2.1):
- • Формулирует ближайшие и долгосрочные цели своей учебной деятельности, т. е. определяет уровень собственного актуального развития и зону ближайшего развития (отвечает на вопрос «Зачем я пришел учиться?»).
- • Владеет способами и средствами осуществления учебной деятельности (отвечает на вопрос «Как и с помощью чего осуществить учебную деятельность?»).
- • Обладает соответствующими способностями к осуществлению этой деятельности.
- • Находится в состоянии актуальной готовности осуществить учебную деятельность в данный момент времени.
Принципиальным моментом является тот факт, что обучающийся взрослый, включаясь в образовательное пространство, занимает скорее.
Рис. 2.1. Понятие «субъект деятельности».
позицию потребителя образовательных услуг, а не субъекта собственной учебной деятельности. Поэтому приоритетная задача тьютора, преподавателя — создание условий для самоопределения и постепенного перехода обучающегося из позиции потребителя в позицию субъекта учебной деятельности по развитию собственной компетентности (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Роль тьютора в становлении субъектности обучающегося.
Воспользовавшись понятием «субъект учебной деятельности» как инструментом. Вы можете понять, в чем именно проблемы у конкретного обучающегося в плане самостоятельности осуществления им учебной деятельности, и оказать ему нужную поддержку.