Развитие организационно-педагогической компетентности менеджера образования в процессе управленческой деятельности в профессиональном учебном заведении
Диссертация
Анализ современного состояния выделенной нами проблемы показал, что наиболее важным условием достижения положительных результатов профессионального образования молодежи является изменение управленческого сознания руководителей образовательных учреждений. Как и в любой сфере социальной деятельности, ее успех зависит, прежде всего, от уровня подготовленности специалистов, осуществляющих эту… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Проблемы совершенствования профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в педагогической теории и практике
- 1. 1. Тенденции непрерывного профессионального развития менеджера образования в современных условиях
- 1. 2. Сущность организационно-педагогической компетентности менеджера образовательного учреждения
- 1. 3. Педагогические условия развития организационно-педагогической компетентности менеджеров образования в профессиональном образовательном учреждении
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Экспериментальные исследования педагогических условий развития организационно-педагогической компетентности менеджера образования в профессиональном учебном заведении
- 2. 1. Условия, задачи и этапы экспериментальной работы
- 2. 2. Критерии и показатели организационно-педагогической компетентности менеджера образовательного учреждения
- 2. 3. Методика организации констатирующего этапа эксперимента
- 2. 4. Методика и результаты формирующего этапа экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Авво Б.В. Возможности школы как образовательной системы в повышении профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/СПб, 1999.-18 с.
- Авилов А., Розманов О., Сидоров Н. Новый взгляд на деятельность руководителя // Теория и практика управления, 1998, № 3. с.25
- Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ: Метод, рекомендации. М.: Прометей, 1993. — 137 с.
- Александров Н.В. Научно-педагогические основы формирования общественно-политической активности учителя. // Советская педагогика, № 11, 1974.-c.28
- Алексеев Н. Эволюция системы управления предприятием. // Теория и практика управления, № 2,1999. с. 12.
- Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1981. — 351 с.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. -М., 1995.-235 с.
- Антипова В.М. О разработке профессиограммы преподавателя высшей школы. В кн.: Профессиональное мастерство преподавателей высшей школы. М.: Просвещение, 1980. — С.24−30.
- Архангельский С.Ж. и др. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в педагогических исследованиях. — М.: Мысль, 1975. — 125 с.
- Ю.Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М.: Юрид. лит., 1997. 400 с.
- Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании: Практ. пособие для работников органов управления образованием. — М.: Центр соц. и экон. исслед., 1996. — 96 с.
- Аттестация педагогических работников. Справочник. 6-е изд., доп. М.: ИФ «Образование в документах», 2002. — 200 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Мысль, 1964.-416 с.
- Н.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. — 250 с.
- Батышев С.Я. Особенности управления средним профессионально-техническим училищем // Советская педагогика, 1976, № 7.- с. 27 34.
- Батьковский Н., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту // Теория и практика управления, 1999, № 1. с. 52
- Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования: Свердловск СИПИ, 1990. с. 20.
- Безрукова B.C., Карпова Г. А. Инновационная готовность директора ПТУ // Педагогический процесс и экономика технических лицеев: Сб. статей, 4.1. Екатеринбург: Свердл.обл.отд.пед.общ-ва РФ, 1992, — с. 14.
- Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. — М.: Политиздат, 1981. 125 с.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы, 1988, № 1. с.3−8.
- Булынский Н.Н. Внутриучилищное управление качеством профессионального образования: теория и практика. Челябинск, ЧГАУ, 1996. — 161 с.
- Булынский Н.Н. Самоаттестация профессионально-технического учебного заведения: Метод, реком. Челябинск: МО РФ Челяб. филиал НПО, 1992. -37 с.
- Вазина К.Я. Единая система критериев оценки самооценки управления учебным заведением: Метод, пособие. — Н. Новгород: ВИПИ, 1997. — 212 с.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997. — 240 с.
- Васильев Ю.В. Новые подходы в теории управления школой // Советская педагогика, № 8, 1989. с. 57.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. -144 с.
- Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции. Новые возможности. М.: Изд-во стандартов, 1994. — 196 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994. — 244 с.
- Витке Н. Вопросы управления // Проблемы теории и практики управления, 1991, № 4, с.115- 119.
- Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. — 206 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.-140с.
- Гершунский Б. С О научном статусе прогностической функции педагогической теории // Советская педагогика, 1984, № 10. с. 67.
- Гинецинский В .И. Основы теоретической педагогики. СПб.: СПБУ. -154 с.
- Глазьев С. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста // Теория и методика управления, 1999, № 4. — с. 52.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Под общ. Ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Гличев А.В. Управление качеством продукции // Стандарты и качество. 1971, № 6.-с.56−57.
- Горюнова Л.В. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя: Автореф дис.. канд. пед. наук / Ростов н/Д, 1999. -22 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 500. Профессиональное обучение (по отраслям). Квалификация педагог профессионального обучения. — М.: ИПК МГУП, 2000. — 21 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 61 100. Менеджмент организации.
- Квалификация менеджер. — М.: ИПК МГУП, 2000. — 23 с.
- Гурье Л.И. Практическая подготовка руководителей первичных трудовых коллективов — менеджеров в средних специальных учебных заведениях. // Специалист, № 3, 1994. с. 22.
- Дырин С.Н. Базовая подготовка будущих специалистов по управлению персоналом: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Казань, 1996. — 22 с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. — 237 с.
- Ермоленко В.А. Подготовка менеджеров в системе непрерывного образования. М.: НМЦСПО 1997. — 80 с. 45.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования.
- М.: Педагогика, 1982. 160 с. 46.3агвязинский В. И. Методология и методика исследования. — М.:
- Просвещение, 1982. 150 с. 47.3акон РФ «Об образовании» — М.: Новая шк., 1992. — 57 с. 48.3еер Э.Ф., Глуханюк Н. С. Аттестация руководителей: теория и практика.
- Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1994, с.3−30. 49. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Уч. для вузов. М.: Логос, 2000. -384 с.
- История среднего профессионального образования в России / Под ред. В. М. Журавского. М.: НМЦ СПО, 2000. — 704 с.
- Кабаков B.C. и др. Менеджмент: проблемы, программы, решения. Л.: ЛГУ, 1990.-182 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. М.: НПЖ «ФУА», ЗАО Экономпресс, 1977.-284 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Каору И. Японские методы управления качеством. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988.-215 с.
- Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Сб.науч.ст.
- I-IV / Под ред. А. И. Субетто, Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 140 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для высш. и сред. пед. учеб. завед. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. 140 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
- Конаржевский Ю.А. Что надо знать руководителю школы о системах, системном подходе и системном анализе.-Челябинск: 41 ПИ, 1991- 174с.
- Коноплина Н.В. Управление инновационным процессом в условиях педагогического колледжа: Дис. канд. пед. наук: Екатеринбург, 1995. — 195 с.
- Короткое Э.М. Концепция менеджмента. М.: Изд-во «Денс», 1997.-304 с.
- Кравченко Н., Маркова В. Меняется ли парадигма управления предприятием? // Теория и практика управления, 1998, № 3. с. 46.
- Красовский Ю. Формирование руководителя нового типа // Проблемы теории и практики управления, 1992, № 6. с. 120.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
- Кузьмина Н.В. Среднее специальное учебное заведение как авторская школа // Специалист, 1993, № 8, с. 29.
- Кузьмина Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика, 1982, № 3. -с.63.
- Кунц Г. Одоннел С. Управление: системный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981. — Т. 1. — 495 с.
- Курочкин А. Принципы организационного проектирования предприятия // Теория и практика управления, 1998, № 1. с. 43.
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика, 1995, № 5.-с. 12.
- Латфуллин Г. Основные тенденции к концепции управления на стыке веков // Теория и практика управления, 1998, № 1. с. 48.
- Лебедев В. Коллектив как социальный объект управления. // Теория и практика управления, № 4,1999. с. 35.
- Левитан К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: Дис.. докт.пед.наук / Екатеринбург, 1999. — 320 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. -М.: Высшая школа, 1991. 360 с.
- Лейбович А.Н. Система понятий государственного стандарта профессионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов / Отв. Ред. Е. В. Ткаченко. Вып.2. -Екатеринбург, 1996. — с. 185−203.
- Лобанов В. Административные реформы: вызов и решение / Теория и практика управления. № 1,1998. — с.45.
- Ломов Б.В. Общение и социальная регуляция поведения. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции. — М.: Наука, 1976. -с.45−58.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М. Наука, 1984.-444 с.
- Максимова В.Н. Повышать квалификацию руководящих и инженерно-педагогических кадров // Советская педагогика, 1989, № 6.- с.85−88.
- Малышев К.Б. Психология управления: Научно-мет. пос. для вузов. — М.: ПЕРСЭ, 2000.-144 с.
- Маслов В.И. Непрерывное повышение квалификации: планирование и организация // Советская педагогика, № 8, 1990. с. 91.
- Менеджмент организации. Уч.пос. / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, Р. З. Акберина и др. М.: Инфра-М, 1995. — 432 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: ПГПИ.1991.-234 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-702 с.
- Мешалкин В.И. Учреждения высшего и среднего образования в РФ: аккредитация, самообразование, рейтинг. М.: 1995. — с.26.
- Мирошниченко С.Л. Педагогические условия реализации контрольной функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе в современной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук / М, 2000. 15 с.
- Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. Дисс.. докт. пед. наук. Челябинск: 1998. — с.316.
- Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. Челябинск, Челяб. гос. ун-т, 1998. — 225 с.
- Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Книга 3,3-е изд. -М.: Владос, 1998.-632 с.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992, с. 200. Образование: будущее России и человечества // Стандарты и качество, № 5,1994. — с.53.
- Новиков A.M. Демократизация профессионально-технического образования // Профессионал, № 4,1999. с. 23.
- Основные направления деятельности // Специалист, 1993, № 1. с.З.
- Панасюк В.П. Педагогические системы внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. дисс.. докт. пед. наук -СПб.: 1998.-49 с.
- Патралов Б.С. Как поднять квалификацию интересов педагогов. // Советская педагогика, № 1, 1991. с.77−80.
- Перспективы развития системы непрерывного образования под редакцией Гершунского Б. С. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
- Петровский А. В, Буршлинский А. В. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.-464 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
- Пикельная B.C. Теоретические основы управления (Школоведческий аспект): Методическое пособие М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
- Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -425 с.
- Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений // Приказ МОРФ от 25.01.96.
- Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Советская педагогика. М.: Педагогика. — 998, № И. -с.48.
- Поташник М. Об оптимизации управления школой // Народное образование, 1984, № 10. с.98−104.
- Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Советская педагогика, 1995, № 2. с. 20.
- Роджерс Ф. Преуспевающий руководитель // Кадры, 1992, № 7.-с.12.
- Сапрыкин B.C. Повышение квалификации организаторов народного образования // Советская педагогика, 1989, № 8. с.94−98.
- Сапрыкина Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук / Оренбург, 1999. 19 с.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии повышения квалификации инженерно-педагогических кадров. СПб.: СПБИРПО, 1997.- 143 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Уч. пос. — М.: Роспедагентство, 1997.-264 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика, № 10, 1991.с.79−80.
- Смирнова В. Формирование концепции предпринимательского управления // Теория и практика управления, 1998, № 4. с. 42.
- Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: Инфра-М, 1999.-248 с.
- Соколов А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. -М.: Высш. шк., 1988.-С.4.
- Среднее профессиональное образование: Сб. Нормативных правовых документов / Сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер, С. В. Васильева и др.- М.: ИМЦСПО, 2000.-150 с.
- Субетто А.И. Качество это достоинство // Стандарты и качество, 1993, № 9, — с. 24.
- Субетто А.И. Классификация видов, методов и решений по управлению качеством // Стандарты и качество, 1968, ч.1. — с.113.
- Талауликар Т. Принципы социальной и этической полезности в управлении предприятием // Теория и практика управления, 1999, № 3. — с. 38.
- Таупсенд Р. Секреты управления // Кадры, 1992, № 6. с. 44.
- Том Н. Роль профессионального организатора в инновациях // Проблемы теории и практики управления, № 2, 1999. с.3−4.
- Третьяков П.И. управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
- Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методич. пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общ-во России, 2000. — 448 с.
- Управление персоналом: Уч. для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
- Учебное пособие по курсу «Менеджмент»: сборник деловых игр. — М.: НМЦСПО, 1996.-45 с.
- Фаткин JL Менеджмент и управленческая культура // Проблемы теории и практики управления, 1992, № 3, с. 98.
- Фатхутдинов Р. А Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. — М.: АО «Бизнес-школа №Интел-Синтез», 1997. 2е изд. — 352 с.
- Фишер М. Координация управления качеством в свете теории трансакционных издержек // Теория и практика управления, 1999, № 3. с. 37.
- Френсис Д., Вудкок М. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. -М.: Дело, 1991. 320 с.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Метод, пос. М.: Новая школа, 1994. — с.32.
- Шаик В. Как подготовить менеджера XXI века. // Теория и практика управления, 1998, № 1. с. 45.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профучилищем. М.: Педагогика, 1984. — с.90.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход к управлению школой // Советская педагогика, № 9, 1984. с.42−47.
- Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. — М.: Наука, 1978. 81 с.
- Шубин Н.А. Внутришкольный контроль: Пос. Для руководителей школ. -М.: Просвет, 1977. 240 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
- Эффективность труда руководителя.-М.: Просвещение, 1992.- 161 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Уч.пос. — СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. 639 с.