Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие организационно-педагогической компетентности менеджера образования в процессе управленческой деятельности в профессиональном учебном заведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ современного состояния выделенной нами проблемы показал, что наиболее важным условием достижения положительных результатов профессионального образования молодежи является изменение управленческого сознания руководителей образовательных учреждений. Как и в любой сфере социальной деятельности, ее успех зависит, прежде всего, от уровня подготовленности специалистов, осуществляющих эту… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблемы совершенствования профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в педагогической теории и практике
    • 1. 1. Тенденции непрерывного профессионального развития менеджера образования в современных условиях
    • 1. 2. Сущность организационно-педагогической компетентности менеджера образовательного учреждения
    • 1. 3. Педагогические условия развития организационно-педагогической компетентности менеджеров образования в профессиональном образовательном учреждении
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Экспериментальные исследования педагогических условий развития организационно-педагогической компетентности менеджера образования в профессиональном учебном заведении
    • 2. 1. Условия, задачи и этапы экспериментальной работы
    • 2. 2. Критерии и показатели организационно-педагогической компетентности менеджера образовательного учреждения
    • 2. 3. Методика организации констатирующего этапа эксперимента
    • 2. 4. Методика и результаты формирующего этапа экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие организационно-педагогической компетентности менеджера образования в процессе управленческой деятельности в профессиональном учебном заведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Анализ современного состояния управления в системе начального и среднего профессионального образования показывает, что здесь произошли определенные изменения. Главное из них касается нового взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием. Приоритетным становится овладение руководителями образовательного учреждения основами теории управления качеством образования. Это связано с тем, что, согласно ведущим положениям концепции непрерывного профессионального образования, предполагается разработка системы государственного контроля качества профессионального образования, профессиональной подготовкиформирование системы информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития.

В этих условиях возникает проблема руководителя новой ориентации, менеджера образования, обладающего организационной компетентностью, всесторонне развитого, способного интегрировать новые функции, ценности и приоритеты.

Широкое распространение получают нормативные методы управления через стандартизацию, сертификацию, метрологию и системные подходы к управлению качеством. Однако, как показывает практика, руководители образовательных учреждений пока не в полной мере соответствуют современным требованиям.

Степень разработанности проблемы.

Широкое отражение вопросов повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в научной литературе последнего времени свидетельствует об актуальности проблемы.

Научно-теоретическим основам профессионально-педагогической деятельности посвящены исследования В. И. Андреева, В. С. Безруковой,.

A.С.Белкина, К. Я. Вазиной, Ю. В. Васильева, В. В. Давыдова,.

B.И.Загвязинского, Ю. А. Конаржевского, В. С. Лазарева, М. М. Поташника,.

A.Г.Соколова, П. И. Третьякова и др.

Вопросы повышения педагогической и управленческой компетентности широко представлены в работах таких ученых, как Л. К. Аверченко, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдов, С. Г. Вершловский,.

B.Ю.Кричевский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. Г. Онушкин, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. А. Чошанов, и др.

Вместе с тем целостного исследования проблемы профессионального развития руководителей в рамках учебного заведения не представлено. С позиции обоснования актуальности темы исследования становится очевидным противоречие между необходимостью повышения профессиональной компетентности руководящего состава профессиональных учебных заведений в ходе их практической деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий организации их профессионального развития, с другой.

Зарубежный опыт управленческой деятельности позволяет использовать некоторые методики. Однако, на наш взгляд, использование таких методик может быть эффективным только при учете особенностей российской системы профессионального образования.

Анализ современного состояния выделенной нами проблемы показал, что наиболее важным условием достижения положительных результатов профессионального образования молодежи является изменение управленческого сознания руководителей образовательных учреждений. Как и в любой сфере социальной деятельности, ее успех зависит, прежде всего, от уровня подготовленности специалистов, осуществляющих эту деятельность. При этом от руководителей требуется постоянное обеспечение интеграции внешних и внутренних факторов, влияющих на образовательное учреждение. Обозначенное противоречие актуализирует проблему переосмысления сущности педагогической квалификации руководящих работников с учетом изменившихся социальных ценностей, в частности их организационно-педагогической компетентности.

Наши позиции базируются на некоторых принципиальных положениях управленческой науки, определяющих эффективность системы профессионального образования. Мы также учитываем методологические, теоретические вопросы управления профессиональным образованием, разработанные такими учеными, как К. Ш. Ахияров, А. М. Баскаков, СЛ. Батышев, А. П. Беляева, Н. Н. Булынский, КЯ. Вазина, Ф. Н. Клюев, Ю. А. Конаржевский, В. И. Кондрух, Л. М. Кустов, А. А. Кыверялг, С. Е. Матушкин, М. И. Махмутов, С. Г. Молчанов, Е. Г. Осовский, М. М. Поташник, Г. М. Романцев, Н. А. Селезнева, А. Г. Соколов, А. И. Субетто, Н. М. Таланчук, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, Ф. Х. Шакуров, Е. ВЛковлев и др.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, а также существующие противоречия послужили обоснованием для определения темы исследования: «Развитие организационно-педагогической компетентности менеджера образования в процессе управленческой деятельности в профессиональном учебном заведении».

Цель исследования: Теоретико-методологическое обоснование процесса развития организационно-педагогической компетентности менеджера образования в профессиональном учебном заведении.

Объект: управленческая деятельность менеджера образования в профессиональном учебном заведении.

Предмет: процесс развития организационно-педагогической компетентности менеджера образования.

Гипотеза: развитие организационно-педагогической компетентности менеджеров образования в профессиональном учебном заведении будет эффективным, если:

— функциональная модель менеджера образовательного учреждения содержит требования организационно-педагогического характера, соотносящиеся с принципами педагогического менеджментаорганизовано последовательное освоение организационно-педагогических основ управления на адаптивном, формирующем и развивающем этапах профессионального роста менеджераразработаны критерии и показатели оценки уровня развития организационно-педагогической компетентности менеджера образования с ориентацией на аттестационные нормы.

Задачи исследования:

1. Выявить в педагогической теории и практике тенденции непрерывного профессионального развития менеджеров образовательного учреждения.

2. Выявить принципы, содержание, методы и формы деятельности менеджеров образования в современных условиях развития профессиональных учебных заведений и выделить их организационно-педагогические аспекты.

3. Раскрыть сущность организационно-педагогической компетентности менеджера профессионального учебного заведения в контексте принципов педагогического менеджмента.

4. Определить показатели и критерии развития организационно-педагогической компетенции менеджеров образования на адаптивном, формирующем, развивающем этапах их индивидуального профессионального развития.

5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития организационно-педагогической компетенции менеджеров в профессиональном образовательном учреждении.

Методологической основой исследования явились: концептуальные положения непрерывного образования (Б.С.Гершунский, Г. П. Зинченко, Н. В. Кузьмина, В.Г.Онушкин) — работы по методологии педагогического исследования (Ю.К.Бабанский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский,.

Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин) — теория социального управления, теория управления образовательными системами (В.Г.Афанасьев, Н. Н. Булынский, Ю. В. Васильев, Д. М. Гвишиани, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, С. Г. Молчанов, М. М. Поташник, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, П. И. Третьяков, В. А. Федоров, Т.И.Шамова);

— теория целостного педагогического процесса (В.И.Андреев, К. Ш. Ахияров, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, И.С. Якиманская);

— теория развития личности и становления субъекта профессиональной деятельности (К.Ш.Ахияров, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Т. Г. Браже, С. Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, П. Ф. Кубрушко, ИЛ. Лернер, А. В. Усова, Т. И. Шамова, Ф. В. Шарипов, Н.М.Яковлева) — теория содержания и технологии профессионального образования (К.Я.Вазина, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, П. Ф. Кубрушко, Л. М. Кустов, В. С. Леднев, С. Е. Матушкин, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В.А.Федоров).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило применение методов исследования:

— изучения и анализа философской, социологической, управленческой, педагогической, психологической литературы, а также историко-логического анализа отечественной системы управления профессиональными учебными заведениями;

— обобщения, сравнения, систематизации, моделирования;

— анкетирования, тестирования, экспертной оценки педагогического эксперимента;

— изучения, наблюдения передового управленческого опыта;

— статистической обработки количественных результатов исследования.

Этапы исследования:

I этап (1998 — 1999 гг.) — изучение психологической, педагогической, управленческой литературы по теме, сбор эмпирического материала, разработка понятийного аппарата исследования.

II этап (2000 — 2002 гг.) — осуществление теоретического обоснования выдвинутых педагогических условий, обобщение показателей, критериев профессионального развития руководителей учебных заведений.

II этап (2003 — 2004 гг.) — опытно-экспериментальная работа, включающая апробацию выдвинутых гипотетических положений, разработку научно-методических рекомендаций по итогам исследования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью его цели выделенным предмету и задачам, научно-методическим обеспечением эксперимента, систематической проверкой результатов экспериментальной работы на различных ее этапах, репрезентативностью эмпирических данных, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Челябинском государственном профессионально-педагогическом колледже (1998;2002 годы), в ходе выступлений на ежегодных научно-практических конференциях при Челябинском государственном университете, Челябинском государственном агроинженерном университете, научно-методических семинарах при кафедре педагогики и психологии Челябинского агроинженерного университета, научно-практических конференциях в городах Магнитогорск, Нижний Тагил, Иркутск, Златоуст, Шадринск, Копейск, Чебаркуль, Челябинск.

Научная новизна исследования состоит в следующем: организационно-педагогическая компетентность менеджера образования интерпретирована в контексте принципов педагогического менеджмента как совокупность личностных профессионально-значимых качеств личности, а также общепрофессиональных, специальных знаний, умений и способов выполнения задач организационно-педагогического характера;

— обосновано содержание программы профессионального развития менеджера образования, предусматривающей последовательное освоение организационно-педагогических основ управления образовательным учреждением на адаптивном, формирующем и развивающем этапахопределены инвариантные и вариативные показатели организационно-педагогической компетентности с учетом аттестационных норм педагогических и руководящих работников системы профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке организационно-педагогических требований к менеджерам образования в контексте принципов педагогического менеджмента, что расширяет научное представление об управленческой деятельности в профессиональных учебных заведениях и ее сущностные характеристики.

Практическая значимость исследования. Выявленные и экспериментально-проверенные условия непрерывного профессионального развития менеджеров образования в учебном заведении направлены на обеспечение динамики их профессионального роста в процессе управленческой деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработка содержания развития организационно-педагогической компетентности менеджеров образовательного учреждения с учетом особенностей функционирования и развития учебного заведения в контексте принципов педагогического менеджмента актуализирует их индивидуальное профессиональное развитие.

2. Профессиональному развитию менеджеров образования способствует организация в учебном заведении поэтапного освоения организационно-педагогических основ управления (от адаптивного до формирующего и от формирующего к развивающему) на основе специально разработанной программы.

Выводы по II главе.

1. В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердились наши гипотетические положения.

В результате проведения констатирующего этапа эксперимента нами установлен невысокий уровень профессиональной компетентности менеджеров профессиональных образовательных учреждений.

Для объективной оценки организационно-педагогической компетентности нами разработаны критерии и показатели:

— совокупность общих знаний в области организационно-педагогической деятельности;

— совокупность специфических знаний;

— совокупность умений и навыков.

Эксперимент показал, что для измерения степени развития у менеджеров организационно-педагогической компетентности достаточно использование шкалы, включающей три уровня (низкий, средний, высокий).

Применение экспертной карты эталонного оценивания позволило выявить ведущие признаки социально-профессионального статуса руководителей. На данном этапе сделан вывод о том, что развитие профессиональной компетентности менеджеров образования требует разработки и реализации педагогических условий в самом образовательном учреждении.

2. Формирующий этап эксперимента показал, что организация обучения менеджеров образования в учебных заведениях обеспечивает кратчайший переход от полученных знаний к их применению. При этом эффективность обеспечивается наличием специально разработанной программы развития организационно-педагогической компетентности менеджеров, а также соблюдением этапов их индивидуально-профессионального роста (адаптивный, формирующий, развивающий).

3. При разработке программ обучения необходимо учитывать требования к профессиональной компетентности руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий, а также особенности, связанные со спецификой их профессиональной управленческой деятельности.

4. Эксперимент подтвердил эффективность программы, правильность ее структуры и содержания: теория организации, основы управления профессиональным образовательным учреждениемуправление персоналом.

5. Измерение и оценка профессионального развития на каждом этапе формирующего эксперимента осуществлялись путем самооценки, экспертной оценки с применением разработанных критериев. Участники экспериментальной группы на всех этапах показали более высокий уровень развития организационно-педагогической компетентности, что позволяет сделать заключение о правомерности и состоятельности выдвинутых гипотетических положений. Для подтверждения результатов эксперимента применялись методы математической статистики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ современного состояния управления в системе начального, среднего и высшего профессионального образования показывает, что здесь произошли определенные изменения, связанные с государственно-политическим переустройством нашего общества. Одной из главных особенностей, на которую мы опираемся в своем исследовании, является становление нового взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, предполагающее реализацию новых принципов региональной образовательной политики. Дальнейшее развитие системы профессионального образования видится в подготовке специалистов в соответствии с современными профессиональными квалификационными характеристиками. Исходя из этого, в концепции непрерывного образования одной из главных функций профессиональных образовательных учреждений рассматривается удовлетворение запросов обучающихся в получении качественного профессионального образования с учетом их возможностей и потребностей. Все это предполагает овладение руководителями образовательных учреждений, педагогическим составом новым управленческим и педагогическим мышлением. Поэтому ведущим смыслом управленческой деятельности в системе профессионального образования сегодня рассматривается обеспечение качества образования на основе непрерывного саморазвития педагогических руководящих кадров.

Однако, как показывает практика, а также результаты нашего констатирующего эксперимента, преобладающая часть руководителей образовательных учреждений пока не в полной мере владеет способностью и профессионализмом для выполнения функций, возложенных на них. Это объясняется рядом объективных и субъективных факторов, среди которых мы выделили проблему, связанную с недостаточной организацией непрерывного профессионального развития руководителей в самом образовательном учреждении.

Изучение и анализ существующих противоречий в данной области, а также недостаточный уровень теоретической разработанности выделенной проблемы, позволили нам выдвинуть основные идеи нашего исследования:

1. Для повышения качества образовательного процесса необходимо в учебном заведении создать систему непрерывного профессионального развития руководителей (директора и его заместителей).

2. Уровень управленческой компетентности руководителей профессионального учебного заведения, в нашем случае — организационно-педагогическую компетентность, — можно повысить, если реализовать ведущие принципы педагогического менеджмента, организовать поэтапное освоение знаний, умений педагогического менеджмента.

3. Для профессионального образовательного учреждения, в частности для профессионально-педагогического колледжа, в соответствии с его миссией, целями и задачами, должна быть разработана модель менеджера образовательного учреждения, с выделением организационно-педагогических требований.

Нами выявлено, что в концепции российского менеджмента (Э.М. Короткое) основная идея сводится к возрастанию роли руководителей различных уровней управления, как организаторов. Доминантными выделяются такие качества, как умение общаться с людьми, вести организаторскую работу. Другими словами, ведущая роль отводится организационно-педагогической компетентности менеджеров образования.

Кроме того, показано, что перед директором образовательного учреждения возникает проблема адаптации деятельности педагогического коллектива к новым условиям. Все это позволило нам сделать вывод о необходимости постоянного изучения руководителями условий и требований внешней среды и соотнесение их с целями образовательного учреждения.

Изучая зарубежный опыт управления профессиональными учебными заведениями, мы выделили главное — доминантой системы управления является работа с персоналом. Следовательно, на наш взгляд, для менеджеров учреждений профессионального образования основная задача состоит в том, чтобы мотивировать деятельность педагогов, стимулировать их собственную активность. Большое значение придается раскрытию перспектив учебного заведения и профессиональных перспектив самого педагога.

Ориентация на новые цели и модели управления, как отмечено в нашем исследовании, предполагает соответствующие изменения и в самой организационной структуре.

Изучение литературных источников показало, что в современной теории управления большое внимание уделяется факторам устойчивого развития организации, учреждения. Данный аспект связывается с овладением руководящим составом новым видом управления — управление развитием.

Проанализировав и обобщив теоретические источники в данной области, мы пришли к выводу о том, что к организационно-педагогическим основам управления, в условиях деятельности современных профессиональных учебных заведений принято относить:

Блок I. Развитие науки об управлении, методологические основы менеджмента. Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением в современных социально-экономических условиях в России. Образовательные учреждения различных типов и видов как объекты управления. Проблемы автономизации деятельности образовательного учреждения. Управление функционированием и развитием образовательного учреждения.

Блок II. Функции управления. Программа деятельности, развития образовательного учреждения. Образовательная программа. Планирование как функция управления. Типы и виды планов, методы планирования. Управленческое решение.

Блок III. Организационные структуры образовательных учреждений. Организаторская деятельность руководителя. Повышение профессиональной культуры участников образовательного процесса. Методическая работа с педагогическими кадрами. Мотивация персонала. Моральное и материальное стимулирование персонала. Охрана труда. Стили руководства.

Блок IV. Социальная и правовая защита субъектов образовательной деятельности. Охрана жизни и здоровья детей и подростков.

Блок V. Анализ — в системе управления. Объект, предмет и методы анализа. Анализ и самоанализ управленческой деятельности руководителей. Мониторинг результатов управленческой деятельности.

Блок VI. Оценка качества образования. Основы квалиметрии и педагогические измерения. Теория оценки. Внутренний контроль образовательного учреждения.

Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. Методологические основы менеджмента. Управление функционированием и развитием образовательного учреждения.

В качестве основных компонентов организационно-педагогической компетентности менеджера образования мы рассматриваем следующие:

I. Совокупность инвариантных параметров (общепрофессиональные параметры, не зависящие от конкретного типа учебного заведения).

II. Совокупность вариативных параметров (специальные параметры, связанные с областью действительности, в которой осуществляется профессиональная деятельность).

Ш.Организационно-педагогические умения менеджера профессионально-педагогического колледжа.

Наш эксперимент подтвердил, что проблема эффективности управления учебно-воспитательным процессом в учебных заведениях может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого руководителя. Компетентность руководителя как субъекта менеджмента характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством социальных установок и его психолого-педагогической.

ПОДГОТОВКИ.

Опираясь на принципы системного подхода и исходя из того, что менеджмент, как и всякая деятельность, имеет целенаправленный характер, мы вычленили его основные компоненты и связи.

Как показало наше исследование, ведущим направлением современного управления является непрерывное профессиональное развитие кадров. Недостаточный уровень сформированности у администрации и сотрудников установки на непрерывность профессионального роста предполагает создание определенных условий профессионального развития, прежде всего руководителей образовательного учреждения. Это связано с тем, что роль управления сводится к регулированию нормы отношений среди людей, объединенных в одну организацию. Другими словами, необходимо уметь строить отношения по объективным нормам, поэтому руководитель должен понимать и знать природную сущность своей функции.

Учитывая специфику нашего исследования, когда речь идет о профессиональном развитии менеджеров, необходимо исходить из того положения менеджмента, заключающегося в том, что большинство видов деятельности в менеджменте требует высокого индивидуального развития. Это связано с тем, что в профессиональных образовательных учреждениях постоянно происходят значительные изменения, что вызывает потребность в развитии творческого потенциала руководителя. А как показывает практика, в этих условиях нужны индивидуальности. Работа руководителя, которая постоянно меняется и предъявляет новые требования к менеджеру, предполагает высокую способность к саморазвитию.

Нами представлена организация повышения профессиональной компетентности менеджера образования как процесс, состоящий из трех этапов:

1. Адаптивный. Предполагает предварительную подготовку руководителя к освоению индивидуальных программ развития (особенности, структура, взаимосвязь, сроки, отчетность, параметры, формирование, закрепление профессиональной позиции и самосознания).

2. Формирующий. Делится на два подэтапа: а) освоение организационно-педагогических основ управления образовательными учреждениями в контексте идей педагогического менеджмента, формирование у руководителей логической основы педагогического менеджментаего алгоритмическое изучениеб) применение принципов педагогического менеджмента в решении организационно-педагогических задач.

3. Развивающий. Также делится на два подэтапа: а) эвристическое, поисковое изучение различных аспектов организационно-педагогических задач в контексте современных теорий управления образовательными учреждениями путем самостоятельной работыб) проблемное решение организационно-педагогических задач с элементами научного поиска.

При определении критериев мы исходили из следующих ведущих положений:

— важнейшие социальные требования к управленческой деятельности руководителя — это направленность на перспективу и развитиефактором функционирования и развития образовательного учреждения необходимо рассматривать направленность деятельности руководителей на предотвращение ошибок;

— ведущим принципом проектирования системы управления в учебном заведении становится принцип перманентной коррекции организационной структуры на основе отслеживания результатов ее качества;

— достижение главной цели учебного заведения возможно только при условии регулярного повышения уровня профессионально-педагогического мастерства руководителей и педагогов и др.

Исходя из предмета нашего исследования, мы рассмотрели следующий основной состав показателей и критериев:

А) Совокупность общих знаний в области организационнопедагогической деятельности (инвариантная часть):

Б) Совокупность специфических знаний в области организационно-педагогической деятельности (вариативная часть):

В) Совокупность умений и навыков:

Для измерения степени развития у руководителей организационно-педагогической компетентности нами использовалась шкала, включающая три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень — характеризуется наличием у руководителей учебного заведения потребностей в совершенствовании организационно-педагогических знаний и умений, наличием глубоких, полных знаний, систематичностью и осознанностью полученных знаний, умением без особых затруднений применять знания в решении организационно-педагогических задач, проявляют высокую степень самостоятельности, творчества.

Средний уровень — для него характерны наличие общего представления об организационно-педагогических знаниях и умениях руководителя и определенное желание саморазвитиязнания и умения в данной области неполные, недостаточно самостоятельны, не проявляют творческие способности.

Особенностью низкого уровня являются отсутствие у руководителей большей части знания в области организационно-педагогической деятельности, а также желания и потребности в их совершенствовании.

Нами представлена структура программы профессионального развития менеджера образовательного учреждения «Организационно-педагогическая компетентность менеджера профессионально-педагогического колледжа».

Цель программы: качественное изменение у руководителя учебного заведения уровня организационно-педагогической компетентности.

Учебно-тематический план включал следующие разделы:

1. Теория организации.

2. Основы управления профессиональными образовательными учреждениями.

3. Педагогический менеджмент в системе среднего профессионального образования.

4. Управление персоналом профессионального учебного заведения.

Экспериментальная апробация выдвинутых нами гипотетических положений базировалась на идее общего принципа построения процесса обучения менеджеров образования.

В связи с этим нами был реализован подход, при котором сначала излагались теоретические основы педагогического менеджмента, а затем в процессе профессиональной деятельности формировались и развивались соответствующие умения и навыки.

Эксперимент показал, что именно эти уровни связывают цели, задачи, содержание профессионального роста менеджера, соответствуют основным закономерностям организации любого учебного процесса.

Разность результатов в контрольной и экспериментальной группах свидетельствовала о том, что программа обучения, разработанная с учетом выдвинутых педагогических условий имеет свой положительный эффект. Однако, в ходе формирующего эксперимента нами были выявлены некоторые недостатки как содержательного, так и процессуального характера:

— сложность содержания программы для первого этапа эксперимента;

— часть руководителей проявили неуверенность в использовании теоретических знаний в решении конкретных задач;

— не все планируемые занятия проходили своевременно и при высокой активности обучающихся;

— руководители испытывали затруднения в решении задач нестандартного характера и др.

Проведенное нами исследование позволило убедиться в том, что главным преимуществом организации профессионального развития менеджеров в условиях их профессиональной деятельности является оптимизация этого процесса — сокращается промежуток времени между усвоением теории и её применением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .В. Возможности школы как образовательной системы в повышении профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/СПб, 1999.-18 с.
  2. А., Розманов О., Сидоров Н. Новый взгляд на деятельность руководителя // Теория и практика управления, 1998, № 3. с.25
  3. Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ: Метод, рекомендации. М.: Прометей, 1993. — 137 с.
  4. Н.В. Научно-педагогические основы формирования общественно-политической активности учителя. // Советская педагогика, № 11, 1974.-c.28
  5. Н. Эволюция системы управления предприятием. // Теория и практика управления, № 2,1999. с. 12.
  6. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1981. — 351 с.
  7. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. -М., 1995.-235 с.
  8. В.М. О разработке профессиограммы преподавателя высшей школы. В кн.: Профессиональное мастерство преподавателей высшей школы. М.: Просвещение, 1980. — С.24−30.
  9. С.Ж. и др. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в педагогических исследованиях. — М.: Мысль, 1975. — 125 с.
  10. Ю.Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М.: Юрид. лит., 1997. 400 с.
  11. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании: Практ. пособие для работников органов управления образованием. — М.: Центр соц. и экон. исслед., 1996. — 96 с.
  12. Аттестация педагогических работников. Справочник. 6-е изд., доп. М.: ИФ «Образование в документах», 2002. — 200 с.
  13. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Мысль, 1964.-416 с.
  14. Н.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. — 250 с.
  15. С.Я. Особенности управления средним профессионально-техническим училищем // Советская педагогика, 1976, № 7.- с. 27 34.
  16. Н., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту // Теория и практика управления, 1999, № 1. с. 52
  17. B.C. Педагогика профессионально-технического образования: Свердловск СИПИ, 1990. с. 20.
  18. B.C., Карпова Г. А. Инновационная готовность директора ПТУ // Педагогический процесс и экономика технических лицеев: Сб. статей, 4.1. Екатеринбург: Свердл.обл.отд.пед.общ-ва РФ, 1992, — с. 14.
  19. Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. — М.: Политиздат, 1981. 125 с.
  20. В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы, 1988, № 1. с.3−8.
  21. Н.Н. Внутриучилищное управление качеством профессионального образования: теория и практика. Челябинск, ЧГАУ, 1996. — 161 с.
  22. Н.Н. Самоаттестация профессионально-технического учебного заведения: Метод, реком. Челябинск: МО РФ Челяб. филиал НПО, 1992. -37 с.
  23. К.Я. Единая система критериев оценки самооценки управления учебным заведением: Метод, пособие. — Н. Новгород: ВИПИ, 1997. — 212 с.
  24. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997. — 240 с.
  25. Ю.В. Новые подходы в теории управления школой // Советская педагогика, № 8, 1989. с. 57.
  26. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
  27. Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  28. В.Г. Интеграция управления качеством продукции. Новые возможности. М.: Изд-во стандартов, 1994. — 196 с.
  29. В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994. — 244 с.
  30. Н. Вопросы управления // Проблемы теории и практики управления, 1991, № 4, с.115- 119.
  31. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. — 206 с.
  32. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.-140с.
  33. Гершунский Б. С О научном статусе прогностической функции педагогической теории // Советская педагогика, 1984, № 10. с. 67.
  34. В .И. Основы теоретической педагогики. СПб.: СПБУ. -154 с.
  35. С. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста // Теория и методика управления, 1999, № 4. — с. 52.
  36. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Под общ. Ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  37. А.В. Управление качеством продукции // Стандарты и качество. 1971, № 6.-с.56−57.
  38. Л.В. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя: Автореф дис.. канд. пед. наук / Ростов н/Д, 1999. -22 с.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 500. Профессиональное обучение (по отраслям). Квалификация педагог профессионального обучения. — М.: ИПК МГУП, 2000. — 21 с.
  40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 61 100. Менеджмент организации.
  41. Квалификация менеджер. — М.: ИПК МГУП, 2000. — 23 с.
  42. Л.И. Практическая подготовка руководителей первичных трудовых коллективов — менеджеров в средних специальных учебных заведениях. // Специалист, № 3, 1994. с. 22.
  43. С.Н. Базовая подготовка будущих специалистов по управлению персоналом: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Казань, 1996. — 22 с.
  44. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. — 237 с.
  45. В.А. Подготовка менеджеров в системе непрерывного образования. М.: НМЦСПО 1997. — 80 с. 45.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования.
  46. М.: Педагогика, 1982. 160 с. 46.3агвязинский В. И. Методология и методика исследования. — М.:
  47. Просвещение, 1982. 150 с. 47.3акон РФ «Об образовании» — М.: Новая шк., 1992. — 57 с. 48.3еер Э.Ф., Глуханюк Н. С. Аттестация руководителей: теория и практика.
  48. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1994, с.3−30. 49. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Уч. для вузов. М.: Логос, 2000. -384 с.
  49. История среднего профессионального образования в России / Под ред. В. М. Журавского. М.: НМЦ СПО, 2000. — 704 с.
  50. B.C. и др. Менеджмент: проблемы, программы, решения. Л.: ЛГУ, 1990.-182 с.
  51. Н.И. Основы менеджмента: Учебник. М.: НПЖ «ФУА», ЗАО Экономпресс, 1977.-284 с.
  52. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  53. И. Японские методы управления качеством. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988.-215 с.
  54. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Сб.науч.ст.
  55. I-IV / Под ред. А. И. Субетто, Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 140 с.
  56. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для высш. и сред. пед. учеб. завед. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 176 с.
  57. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. 140 с.
  58. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
  59. Ю.А. Что надо знать руководителю школы о системах, системном подходе и системном анализе.-Челябинск: 41 ПИ, 1991- 174с.
  60. Н.В. Управление инновационным процессом в условиях педагогического колледжа: Дис. канд. пед. наук: Екатеринбург, 1995. — 195 с.
  61. Э.М. Концепция менеджмента. М.: Изд-во «Денс», 1997.-304 с.
  62. Н., Маркова В. Меняется ли парадигма управления предприятием? // Теория и практика управления, 1998, № 3. с. 46.
  63. Ю. Формирование руководителя нового типа // Проблемы теории и практики управления, 1992, № 6. с. 120.
  64. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
  65. Н.В. Среднее специальное учебное заведение как авторская школа // Специалист, 1993, № 8, с. 29.
  66. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика, 1982, № 3. -с.63.
  67. Г. Одоннел С. Управление: системный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981. — Т. 1. — 495 с.
  68. А. Принципы организационного проектирования предприятия // Теория и практика управления, 1998, № 1. с. 43.
  69. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика, 1995, № 5.-с. 12.
  70. Г. Основные тенденции к концепции управления на стыке веков // Теория и практика управления, 1998, № 1. с. 48.
  71. В. Коллектив как социальный объект управления. // Теория и практика управления, № 4,1999. с. 35.
  72. К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: Дис.. докт.пед.наук / Екатеринбург, 1999. — 320 с.
  73. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. -М.: Высшая школа, 1991. 360 с.
  74. А.Н. Система понятий государственного стандарта профессионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов / Отв. Ред. Е. В. Ткаченко. Вып.2. -Екатеринбург, 1996. — с. 185−203.
  75. В. Административные реформы: вызов и решение / Теория и практика управления. № 1,1998. — с.45.
  76. .В. Общение и социальная регуляция поведения. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции. — М.: Наука, 1976. -с.45−58.
  77. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М. Наука, 1984.-444 с.
  78. В.Н. Повышать квалификацию руководящих и инженерно-педагогических кадров // Советская педагогика, 1989, № 6.- с.85−88.
  79. К.Б. Психология управления: Научно-мет. пос. для вузов. — М.: ПЕРСЭ, 2000.-144 с.
  80. В.И. Непрерывное повышение квалификации: планирование и организация // Советская педагогика, № 8, 1990. с. 91.
  81. Менеджмент организации. Уч.пос. / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, Р. З. Акберина и др. М.: Инфра-М, 1995. — 432 с.
  82. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: ПГПИ.1991.-234 с.
  83. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-702 с.
  84. В.И. Учреждения высшего и среднего образования в РФ: аккредитация, самообразование, рейтинг. М.: 1995. — с.26.
  85. С.Л. Педагогические условия реализации контрольной функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе в современной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук / М, 2000. 15 с.
  86. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. Дисс.. докт. пед. наук. Челябинск: 1998. — с.316.
  87. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. Челябинск, Челяб. гос. ун-т, 1998. — 225 с.
  88. Р.С. Психология: в 3 кн. Книга 3,3-е изд. -М.: Владос, 1998.-632 с.
  89. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992, с. 200. Образование: будущее России и человечества // Стандарты и качество, № 5,1994. — с.53.
  90. A.M. Демократизация профессионально-технического образования // Профессионал, № 4,1999. с. 23.
  91. Основные направления деятельности // Специалист, 1993, № 1. с.З.
  92. В.П. Педагогические системы внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. дисс.. докт. пед. наук -СПб.: 1998.-49 с.
  93. .С. Как поднять квалификацию интересов педагогов. // Советская педагогика, № 1, 1991. с.77−80.
  94. Перспективы развития системы непрерывного образования под редакцией Гершунского Б. С. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  95. Петровский А. В, Буршлинский А. В. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.-464 с.
  96. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  97. B.C. Теоретические основы управления (Школоведческий аспект): Методическое пособие М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
  98. К.К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -425 с.
  99. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений // Приказ МОРФ от 25.01.96.
  100. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Советская педагогика. М.: Педагогика. — 998, № И. -с.48.
  101. М. Об оптимизации управления школой // Народное образование, 1984, № 10. с.98−104.
  102. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Советская педагогика, 1995, № 2. с. 20.
  103. Ф. Преуспевающий руководитель // Кадры, 1992, № 7.-с.12.
  104. B.C. Повышение квалификации организаторов народного образования // Советская педагогика, 1989, № 8. с.94−98.
  105. Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук / Оренбург, 1999. 19 с.
  106. М.П. Педагогические технологии повышения квалификации инженерно-педагогических кадров. СПб.: СПБИРПО, 1997.- 143 с.
  107. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Уч. пос. — М.: Роспедагентство, 1997.-264 с.
  108. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика, № 10, 1991.с.79−80.
  109. В. Формирование концепции предпринимательского управления // Теория и практика управления, 1998, № 4. с. 42.
  110. A.M. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: Инфра-М, 1999.-248 с.
  111. А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. -М.: Высш. шк., 1988.-С.4.
  112. Среднее профессиональное образование: Сб. Нормативных правовых документов / Сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер, С. В. Васильева и др.- М.: ИМЦСПО, 2000.-150 с.
  113. А.И. Качество это достоинство // Стандарты и качество, 1993, № 9, — с. 24.
  114. А.И. Классификация видов, методов и решений по управлению качеством // Стандарты и качество, 1968, ч.1. — с.113.
  115. Т. Принципы социальной и этической полезности в управлении предприятием // Теория и практика управления, 1999, № 3. — с. 38.
  116. Р. Секреты управления // Кадры, 1992, № 6. с. 44.
  117. Том Н. Роль профессионального организатора в инновациях // Проблемы теории и практики управления, № 2, 1999. с.3−4.
  118. П.И. управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  119. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методич. пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общ-во России, 2000. — 448 с.
  120. Управление персоналом: Уч. для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
  121. Учебное пособие по курсу «Менеджмент»: сборник деловых игр. — М.: НМЦСПО, 1996.-45 с.
  122. Фаткин JL Менеджмент и управленческая культура // Проблемы теории и практики управления, 1992, № 3, с. 98.
  123. Фатхутдинов Р. А Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. — М.: АО «Бизнес-школа №Интел-Синтез», 1997. 2е изд. — 352 с.
  124. М. Координация управления качеством в свете теории трансакционных издержек // Теория и практика управления, 1999, № 3. с. 37.
  125. Д., Вудкок М. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. -М.: Дело, 1991. 320 с.
  126. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Метод, пос. М.: Новая школа, 1994. — с.32.
  127. В. Как подготовить менеджера XXI века. // Теория и практика управления, 1998, № 1. с. 45.
  128. Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профучилищем. М.: Педагогика, 1984. — с.90.
  129. Т.И. Исследовательский подход к управлению школой // Советская педагогика, № 9, 1984. с.42−47.
  130. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. — М.: Наука, 1978. 81 с.
  131. Н.А. Внутришкольный контроль: Пос. Для руководителей школ. -М.: Просвет, 1977. 240 с.
  132. А.И. Психологические основы формирования личности учителя. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  133. Эффективность труда руководителя.-М.: Просвещение, 1992.- 161 с.
  134. В.А. Педагогическая психология: Уч.пос. — СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. 639 с.
Заполнить форму текущей работой