Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная на основе анализа и обобщения научной литературы и экспериментальной практики модель гуманистической воспитательной системы школы-интерната для детей-сирот, характеризующаяся следующими признаками: наличие собственной концепции развития школы-интерната, ориентация на общечеловеческие ценности, событийный характер больших коллективных дел, наличие зон «свободного развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концептуальные основы процесса социальной реабилитации воспитанников в образовательных учреждениях для детей-сирот
    • 1. 1. Проблема влияния социально-педагогических факторов на социализацию личности в научно- педагогических исследованиях
    • 1. 2. Теоретические и организационно-педагогические основы социальной реабилитации детей-сирот в образовательном учреждении
    • 1. 3. Моделирование процесса социальной реабилитации детей-сирот в условиях воспитательной системы школы-интерната
  • Глава II. Социальная реабилитация воспитанников и пути преобразования педагогического процесса в условиях воспитательной системы школы-интерната для детей-сирот
    • 2. 1. Анализ педагогической практики социальной реабилитации детей-сирот в образовательном учреждении «школа-интернат». Констатирующий этап эксперимента
    • 2. 2. Инновационные подходы к социальной реабилитации детей-сирот в условиях воспитательной системы школы -интерната. Формирующий этап эксперимента

Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сложность переходного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки молодого поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей человека, формирования его ориентации в жизни, стимулирующих самореализацию.

Особое значение приобретают эти задачи, когда речь идет о детях — сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом указанных негативных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации этих детей.

Однако в условиях детства ребенка-сироты проблема социальной дезадаптации достигает, как показывает опыт и наблюдения, такой величины, что уже речь идет о необходимости решения частной проблемы социализации — социальной реабилитации детей, их возвращения к социальной норме.

Педагогическая наука достаточно много занималась проблемами детей-сирот, поиском педагогических подходов к преодолению негативных последствий сиротства. В центре ее внимания — проблемы социализации личности, подготовки лишенных родительской опеки детей к самостоятельной жизни и к труду, проблемы коррекции с целью преодоления дезадаптации.

Проблемы социализации в целом, и, в частности, -социальной адаптации и социальной реабилитации школьников стали предметом исследований ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Их плодотворно разрабатывают ученые Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Н. В. Андреенкова, Е. И. Исаев, И. С. Кон, А. Маслоу, В. В. Москаленко, A.B. Мудрик и др.

В поле зрения наук социологического цикла — проблемы развития социальной работы в России и за рубежом, оказания социально-педагогической помощи детям (А.Г. Асмолов, В. Г. Бочарова, И. А. Зимняя, Б. А. Кутан, A.B. Мудрик, М. В. Фирсов, В. А. Фокин и др.) .

Важные вопросы формирования личности, становления ее опыта, оптимизации образования, укрепления и развития образовательных систем освещены в трудах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. П. Владиславлева, B.C. Леднева, A.A. Орлова, М.М. В. М. Петровичева, Поташника и др. Большим вкладом в выработку подходов к социальной защите и социальной поддержке детей-сирот стала теория воспитательных систем образовательных учреждений (О.В. Заславская, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.).

Сложившаяся практика образования и развития детей-сирот предоставляет немало примеров успешного решения вопросов их педагогической поддержки и развития, коррекции аномалий в социальном поведении, самооценке, формировании опыта социальных отношений. Однако и сегодня в заявленном аспекте недостаточно разработаны проблемы социальной реабилитации воспитанников сиротского учебного заведения.

Вместе с тем, на фоне все возрастающего числа сиротских учебных заведений, роста числа безнадзорных детей, в последние годы возникает и все более осознается противоречие между масштабами потребности общества в полноценных результатах деятельности сиротских учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и эффективному труду — и реальным вкладом педагогической практики в осуществлении социальной реабилитации воспитанников в рамках образовательных учреждений.

Проблема заключается в том, чтобы воспитательный процесс в школе-интернате для детей-сирот стал фактором социальной реабилитации воспитанников. Важно ответить на вопросы: как должен быть преобразован воспитательный процесс в сиротском учебном заведении, чтобы он стал таким факторомпри каких условиях возможны подобные преобразованиякакова модель воспитательного процесса, успешно решающего задачу социальной реабилитации детей-сирот в рамках образовательного учреждения.

Поставленная проблема определила теку исследования: «Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната».

Цель исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании педагогических условий, при которых обеспечивается социальная реабилитация детей-сирот в воспитательной системе школы-интернатав проектировании воспитательной системы и экспериментальной проверке возможностей разработанного проекта в социальной реабилитации детей-сирот.

Обгьекгг исследования: воспитательная система образовательного учреждения типа «школа-интернат для детей-сирот».

Предмет исследования: педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот средствами гуманистической воспитательной системы школы-интерната.

Гипотеза исследования содержит предположение о том, что социальная реабилитация воспитанников школ-интернатов для детей-сирот будет успешной, если обеспечено сочетание следующих педагогических условий: социальная реабилитированность детей-сирот рассматривается как интегрированное качество личности ребенка, включающее в свою структуру овладение нормами социального поведения и достаточный уровень сформированности личного социально-нравственного опыта в его когнитивном, деятельностном и аксиологическом компонентахв качестве модели социальной реабилитации детей-сирот избирается гуманистическая воспитательная система, характеризующаяся интеграцией всех составляющих ее подсистем и деятельностью по социальной реабилитации детей-сирот как системообразующей деятельностьюобогащается содержание образования через введение комплекса специальных (социально ориентированных) учебных предметов, микрокурсов, а также целенаправленно дополняется содержание учебных программ по базовым дисциплинамв учреждении создана целостная система коррекции особенностей психофизического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развивающих усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенка.

Цель и гипотеза исследования позволили определить следующее задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы влияния воспитательной системы сиротского образовательного учреждения на процессы социальной реабилитации воспитанников, на подготовку социально адаптированной личности.

2. Уточнить содержание понятия «социальная реабилитированность воспитанника школы-интерната для детей-сирот».

3. Проанализировать процесс социальной реабилитации детей-сирот в образовательном учреждении типа «школа-интернат» .

4. Выявить педагогические условия, влияющие на повышение уровня социальной реабилитации детей-сирот, сформулировать требования к гуманистической воспитательной системе как модели социальной реабилитации детей и подростков.

5. Экспериментально проверить эффективность модели с точки зрения реальных результатов социальной реабилитированности воспитанников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: уточнено содержание понятия «социальная реабилитированность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», состоящее в определении его как интегрированного качества личности ребенка, включающего в свою структуру овладение нормами социального поведения и достаточный уровень сформи-рованности личного социально-нравственного опыта в его когнитивном, деятельностном и аксиологическом компонентахопределены возможности гуманистической воспитательной системы сиротского учебного заведения в социальной реабилитации ребенка-сироты, реализующиеся через присущие ей функции: интегрирующую, регулирующую, развивающую, защитную, компенсаторно-корректирующуюразработана модель гуманистической воспитательной системы учреждения, обеспечивающая эффективную социальную реабилитацию детей-сирот в школе-интернате, характеризующаяся следующими имманентными свойствами: гуманистическим характером, событийным подходом в организации жизнедеятельности педагогов и воспитанников, природосообразностью и культуро-сообразностью их деятельности, учетом половозрастных и пр. особенностей учащихся, открытостью системы, ее связями с окружающей микросредой, самодеятельностью, способностью к саморазвитию и самодвижениювыявлены педагогические условия, способствующие созданию воспитательной системы как фактора эффективной социальной реабилитации ребенка в рамках школы-интерната для детей-сирот, заключающиеся в том, что: а) социальная реабилитированность детей-сирот рассматривается как интегрированное качество личности ребенка, включающее в свою структуру овладение нормами социального поведения и достаточный уровень сформированности личного социально-нравственного опыта в его когнитивном, деятель-ностном и аксиологическом компонентахб) в качестве модели социальной реабилитации детей-сирот избирается гуманистическая воспитательная система, характеризующаяся интеграцией подсистем, деятельностью в процессе социальной реабилитации как системообразующей деятельностьюв) обогащается содержание образования через введение комплекса специальных (социально ориентированных) учебных предметов, микрокурсов, а также целенаправленно дополняется содержание учебных программ по базовым дисциплинамг) в учреждении создана целостная система коррекции особенностей психофизического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развивающих усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенкаразработана критериальная база оценки уровня социальной реабилитированности воспитанника сиротского учебного заведения, включающая в себя три типа критериев (1-я группапо накоплению детьми опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации и самосовершенствования- 2-я группапо накоплению детьми коммуникативного опыта и 3-я группапо накоплению опыта в результате осуществления деятельности по развитию креативности, функциональной зрелости и формированию творческого потенциала личности).

Развиваемые в исследовании научные подходы вносят вклад в теорию воспитательной системы школы на уровне уточнения ее отдельных положений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что все предложенные в нем подходы успешно воплощены в практике социальной реабилитации детей-сирот школы-интерната № 2 города Новомосковска, а также используются в деятельности Алексинского детского дома Тульской области, детского дома г. Великий Устюг, школы-интерната г. Бебеля (республика Башкортостан), школы-интерната № 5 пос. Новобурейский Амурской области, школы-интерната для детей-сирот г. Ульяновска.

Кроме этого, разработанная модель гуманистической воспитательной системы может быть реализована в рамках любого другого образовательного учреждения типа «школа-интернат для детей-сирот» для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей.

Полученные результаты могут бьггь применены при разработке методических пособий для учителей и воспитателей школ-интернатов для детей-сирот.

Материалы исследования могут содержательно дополнить учебные программы по социальной педагогике для студентов вузов и специалистов образовательных учреждений при повышении их квалификации.

Теоретико — методологической основой исследования являются идеи синергетического, системного и личност-но — деятельностного подходов в образовательном процессе, получившие отражение в следующих фундаментальных психолого-социально-педагогических теориях и концепциях: теории школьных воспитательных систем (A.B. Гаврилин, О. В. Заславская, В. А. Караковский, А. Т. Куракин, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, A.M. Сидор-кин) — теории социализации, социальной адаптации и социальной реабилитации ребенка (Г.М. Андреева, Л. В. Байбородова, Е. В. Бондаревская, A.B. Гордеева, Л. Г. Жедунова, О. В. Заводилкина, И. Л. Зимняя, И. А. Милославова, A.B. Муд-рик, Е. М. Рыбинский, В. А. Фокин и др.) — теории личностного и деятельностного подходов к процессам развития личности и ее воспитания (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теории оптимизации образовательного процесса и образовательных систем (Ю.К. Бабанский, И. И. Дьяченко, Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, A.A. Орлов и др.).

Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующее методы, адекватные целям, задачам и гипотезе исследования: теоретические методы -=> анализ философской, психолого — педагогической, методической литературыизучение и анализ уровня подготовленности выпускников учебных заведений для детей — сирот к новым условиям самостоятельной жизни- => анализ учебных планов, программ, учебных пособийэмпирические методы -=> анкетирование, интервьюирование, тестирование- => педагогическое наблюдение- => моделирование педагогической деятельностистатистические методы обработки полученных результатов.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, комплексным рассмотрением проблемы, экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации, применением статистических методов обработки и анализа данных.

Экспериментальная база исследования. Опытно — экспериментальная работа проводилась на базе Новомосковской муниципальной школы — интерната № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Тульской области, директором которой является соискатель. В ней участвовало около 160 учащихся и более 60 педагогических работников данного учебного заведения.

Этапы исследования. Исследование проходило в несколько этапов: на первом этапе (1996 — 1997 г. г.) осуществлялось изучение психолого — педагогической, философской, методической литературы по теме исследованиянакопление фактов реального состояния готовности выпускников сиротских учебных заведений к условиям самостоятельной жизни в процессе их постинтернатного устройства, определялись предмет, объект, цель и задачи исследования, рабочая гипотезана втором этапе (1997 — 2001 г. г.) уточнялись теоретические положения, составляющие основу исследования, осуществлялась опытно — экспериментальная работана третьем этапе (2001 — 2002 г. г.) уточнялись, анализировались и обобщались результаты проведенного исследования. Осуществлялось оформление работы.

На защиту выносятся:

— содержание понятия «социальная реабилитированность ребенка-сироты», состоящее в том, что оно рассматривается как интегрированное качество личности ребенка, включающее в свою структуру овладение нормами социального поведения и достаточный уровень сформированности личного социально-нравственного опьгга в его когнитивном, дея-тельностном и аксиологическом компонентах;

— положение о том, что гуманистическая воспитательная система выступает как фактор эффективной социальной реабилитации детей-сирот, так как она располагает имманентными свойствами (гуманизм системы, событийный характер организации жизнедеятельности педагогов и воспитанников, природосообразность и культуросообразность их деятельности, учет половозрастных и пр. особенностей учащихся, открытость системы, ее связь с окружающей микросредой, самодеятельность, способность к саморазвитию и самодвижению);

— разработанная на основе анализа и обобщения научной литературы и экспериментальной практики модель гуманистической воспитательной системы школы-интерната для детей-сирот, характеризующаяся следующими признаками: наличие собственной концепции развития школы-интерната, ориентация на общечеловеческие ценности, событийный характер больших коллективных дел, наличие зон «свободного развития», включенность социокультурной среды в школу и школы в среду, гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых, взаимное доверие, доброжелательность в коллективе учреждения- - критериально-оценочный комплекс для определения уровня социальной реабилитированное&tradeвоспитанников школы-интерната для детей-сирот, состоящий из трех групп критериев (1-я группа — по накоплению детьми опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации и самосовершенствования- 2-я группа — по накоплению детьми коммуникативного опыта и 3-я группа — по накоплению опыта в результате осуществления деятельности по развитию креативности, функциональной зрелости и формированию творческого потенциала личности).

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на: региональных и областных учебно-методических семинарах и научно-практических конференциях педагогических работников и руководителей системы образования (Тульская обл.);

III, IV, и V Всероссийских педагогических чтениях им. A.A. Католикова (г. Москва, г. Сыктывкар);

Всероссийском совещании-семинаре «Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования» (г. Уфа);

Всероссийских совещаниях директоров детских домов и школ-интернатов (г. Москва) — а также экспонировались на московских международных выставках «Школа-2000», «Школа-2001» и «Школа-2002».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. В диссертации представлены 25 таблиц и 4 диаграммы.

Заключение

Выводы по теме исследования. Перспективы исследования.

Развитие отечественной школы на современном этапе характеризуется рядом процессов, отражавших общую для социальной сферы тенденцию на гуманизацию и демократизацию отношений между людьми, создание условий для самореализации личности, воплощения ее жизненной программы на предоставление человеку разнообразных возможностей для творчества и самодеятельности.

Проектирование социально-педагогической деятельности по социализации подрастающего поколения — одна из актуальных проблем современной педагогической науки. Социальный заказ общества и потребности современной школы обусловили необходимость переосмысления сложившихся представлений о процессах социализации, социальной адаптации и социальной реабилитации школьников. Особенно актуальна данная проблема для детей, имеющих негативный социальный опыт, а также для детей с особенностями в развитии.

Важность, многосоставность и сложность проблемы социальной реабилитации депривированных детей требует многосторонней и всеобъемлющей ее разработки с целью выявления оптимальных путей и наиболее эффективных средств решения.

Наше исследование: создание модели воспитательной системы, педагогическое проектирование и экспериментальная проверка проекта убедительно доказывают, что образовательное учебное заведение типа «школа-интернат для детей-сирот» располагает педагогическими возможностями успешной социальной реабилитации детей-сирот, если обеспечивается сочетание выявленных педагогических условий.

В ходе проведенного диссертационного исследования была проделана следующая работа:

— проанализировано современное состояние проблемы влияния воспитательной системы сиротского образовательного учреждения на процессы социальной реабилитации воспитанников, на подготовку социально адаптированной личности;

— уточнено содержание понятия «социальная реаби-литированность воспитанника школы-интерната для детей-сирот»;

— проанализирован процесс социальной реабилитации детей-сирот в образовательном учреждении типа «школа-интернат»;

— выявлены педагогические условия, влияющие на повышение уровня социальной реабилитации детей-сирот;

— сформулированы требования к гуманистической воспитательной системе школы-интерната как модели социальной реабилитации детей и подростков;

— экспериментально проверена эффективность разработанной модели с точки зрения реальных результатов социальной реабилитированности воспитанников.

В процессе социально-педагогического эксперимента в 2000 году в школе-интернате была создана гуманистическая воспитательная система, характеризующаяся, в соответствии с основными положениями теории воспитательных систем, определенными модельными свойствами. Ими являются: гуманизм системы, событийный характер организации жизнедеятельности педагогов и воспитанников, природосообразность и культуросообразность их деятельности, учет половозрастных и прочих особенностей учащихся, открытость системы, ее связь с окружающей микросредой, самостоятельность, способность к саморазвитию и самодвижению.

В выстроенной модели воспитательной системы школы-интерната нашли отражение основные тенденции современной государственной политики в области образования, одной из важнейших среди которых является успешная социализация (и как ее составная часть — социальная реабилитация) детей и подростков.

Исходя из содержания ее требований, педагогическими принципами воспитательной системы школы-интерната стали:

1. Гуманизация всех сторон учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Приоритет общечеловеческих ценностей, права свободного развития личности воспитанника.

2. Определение жизненных перспектив ребенка-сироты через трудовую подготовку, профессиональную направленность и социальную реабилитацию.

3. Всестороннее развитие личности воспитанника средствами национальной культуры.

4. Максимальная реализация творческого и природного потенциала каждого ребенка.

6. Учет индивидуальных особенностей при определении способов подхода к развитию личности воспитанника.

7. Целостность и органичное сочетание учебной, внеклассной образовательной и внеучебной деятельности воспитанника.

В воспитательной системе системообразующей была определена деятельность педагогической поддержки ребенка, нацеленная на его социальную реабилитацию. В течение трех этапов развития воспитательной системы школы-интерната произошло качественное преобразование всех ее подсистем.

В учебную подсистему внесены следующие изменения: учебная работа стала проводиться по нескольким вариантам образовательных программучителями школы-интерната практически по всем школьным дисциплинам разработаны авторские и индивидуальные социально ориентированные программыс детьми, нуждающимся в особом педагогическом внимании, педагоги работают по индивидуальным учебным планам и программамсозданы реальные условия для включения каждого воспитанника в интересующую его деятельностьстрого выполняются обоснованные условия щадящего режимапедагогические наблюдения за воспитанниками носят системный характер. Все это позволяет прогнозировать развитие личности ребенка-сироты по индивидуальной траектории и эффективно проводить необходимую коррекционно-развивающую работу.

Преобразование внеклассной образовательной подсистемы воспитательной системы учебного заведения выразилось в увеличении числа и расширении тематического диапазона доступных учащимся школьных кружков и секций, ориентация их образовательных программ на формирование у воспитанников позитивного личностно значимого жизненного опьгга. К завершению третьего этапа развития воспитательной системы практически все дети и подростки (100%) явились охваченными кружковой работой. Планы работы кружков, секций и студий ежегодно обновляются, педагоги при планировании деятельности учитывают наработанный опыт и желания детейвоспитанники нередко сами участвуют в определении тематики и содержания занятий.

Преобразование внеучебной подсистемы воспитательной системы школы-интерната повлияло на организацию жизненного пространства ребенка и содержание внешкольной деятельности воспитанников. При выстраивании процесса внешкольной работы педагогами используется метод концентрной организации деятельности субъектов воспитательного процесса. Для обеспечения ее реабилитационной направленности коллектив педагогов школы-интерната разработал комплексную программу воспитательных занятий недельного циклав настоящее время школа-интернат результативно сотрудничает с семнадцатью учреждениями культуры и дополнительного образования г. Новомосковска. В этой ситуации формируется социальный опыт ребенка — базис его личностной культуры, развивается самосознание воспитанников, происходит организация здорового детского коллектива.

В настоящее время школа-интернат — одно из инновационных образовательных учреждений Тульской области, работающих над проблемами социальной реабилитации детей-сирот, реализации новых перспективных направлений деятельности по компенсации угрожающих последствий социального сиротства.

97% педагогов НМКШИ № 2 — это высококвалифицированные специалисты (имеют высшую, первую и вторую квалификационные категории), успешно создавшие собственную оригинальную концепцию развития сиротского учреждения, постоянно работающие в режиме творческого поиска и готовые к решению самых сложных профессиональных задач.

Результаты их усилий уже сегодня реально ощутимы и за последние годы неоднократно признаны на областном и федеральном уровне.

В 2000 году в Совете сети ФЭП (Москва, Институт образовательной политики «Эврика») школа-интернат защитила авторский проект реализации инновационной педагогической идеи и приказом министра образования РФ ей присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка». Утверждена тема проекта, над которой работают педагоги школы-интерната: «Гуманистическая воспитательная система школы-интерната — определяющий фактор успешной подготовки социально адаптированной личности ребенкасироты».

Все эти условия позволяют осуществлять педагогический процесс более эффективно и качественно, что непосредственно сказывается на результатах социальной реабилитации воспитанников .

Как подтверждение правильности выбранных нами педагогических подходов и истинности сделанных выводов выступает характеристика жизни и трудовой деятельности наших выпускников за пределами школы-интерната.

Так, из 93 выпускников, покинувших Новомосковскую школу-интернат № 2 для детей-сирот за последние пять лет, 76 человек (80%) успешно трудятся на предприятиях и в учреждениях города и области- 5 (6%) -продолжают свое образование- 7 (8%) — находятся на иждивении у родственников в силу своей нетрудоспособности и только 5 (6%) — ведут асоциальный образ жизни.

Осознавая, что данные результаты являются свидетельством взаимодействия многих факторов, тем не менее, есть все основания считать, что среди них важное место занимает осуществленный в годы их пребывания в школе-интернате процесс социальной реабилитации средствами гуманистической воспитательной системы.

Проведенное исследование дало возможность обогатить теоретико-методологический контекст современной педагогики, а также социально-педагогическую практику, связанные с проблемами сиротства, так как были выявлены и подтверждены условия, позволяющие воспитательной системой школы-интерната реализовать свои имманентные свойства, что обеспечивает эффективную социальную реабилитацию ее воспитанников. Разработана критериальная база оценки уровня социальной реабилитированно-сти ребенка-сироты, с помощью которой отслеживались результаты эксперимента.

Наше теоретическое исследование, анализ массива педагогической и социально-психологической литературы, проведенная экспериментальная работа убедительно доказали, что социальная реабилитация воспитанников школ-интернатов для детей-сирот будет успешной, если обеспечено сочетание следующих педагогических условий: социальная реабилитированность детей-сирот рассматривается как интегрированное качество личности ребенка, включающее в свою структуру овладение нормами социального поведения и достаточный уровень сформированности личного социально-нравственного опьгга в его когнитивном, деятель ностном и аксиологическом компонентахв качестве модели социальной реабилитации детей-сирот избирается гуманистическая воспитательная система, характеризующаяся интеграцией подсистем, деятельностью в процессе социальной реабилитации как системообразующей деятельностьюобогащается содержание образования через введение комплекса специальных (социально ориентированных) учебных предметов, микрокурсов, а также целенаправленно дополняется содержание учебных программ по базовым дисциплинамв учреждении создана целостная система коррекции особенностей психофизического развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развивакхцих усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенкаспециалистами учреждения планируются и осуществляются специальные педагогические усилия, направленные на формирование и развитие субъектной позиции ребенка в любых видах его деятельностивсе виды деятельности детей-сирот направлены на расширение спектра их жизненных интересов.

Осуществленный социально-педагогический эксперимент требует дальнейшего продолжения. Оно заключается в проведении исследования с целью выяснения специфики учебной подсистемы в аспекте социальной реабилитации воспитанниковразработки требований к повышению квалификации педагогических кадров (если рассматривать эти кадры как субъект процесса социальной реабилитации детей-сирот). Исследования могут быть продолжены и в направлении разработки программ, пособий, учебников дисциплинарного и междисциплинарного характера с усилением социально ориентированного компонента.

В качестве перспективы исследования, в конечном счете, должно выступать изучение путей формирования широкой социальной культуры школьников, имеющих статус воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.Г. Постинтернатная адаптация детей-сирот / И. Г. Абрамова, Л. М. Шипицына, A.M. Витковская и др. / Под науч. ред. И. Г. Абрамовой и Л. М. Шипицыной. СПб.: Институт спец. пед. и псих., 2001. — 96 с.
  2. , В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы: Дис. канд. пед .наук / В. В. Андреева. М., 1992. — 181 с.
  3. , Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М., 1996. — 321 с.
  4. , А.Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: социально эмоциональный аспект / А. Н. Анохина. — Тула: Изд-во ТО ИРО, 2000. — 46 с.
  5. , Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина // Новые ценности образования: Сб. ст. М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 71−90.
  6. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М., 1990. — 367 с.
  7. , А.Г. Содействие ребенку развитие личности / А. Г. Асмолов / / Новые ценности образования: Сб. ст. — М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 39−45.
  8. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Ба-банский / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педаг., 1989. — 560 с.
  9. , Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: (в вопросах и ответах) // Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. -Киев: Радянська школа, 1982. 200 с.
  10. Ю.Бабкин, Н. И. Идеи новой школы в педагогической системе М. Н. Скаткина / Н. И. Бабкин // М. Н. Скаткин и современное образование: Мат-лы науч. -практ. конференции: в 2 т. Т. 1. / Под ред. В. А. Мясникова. М., 2000. — 240 с.
  11. , JI.B. Изучение эффективности воспитательной системы школы / JI.B. Байбородова, C.JI. Паладьев, E.H. Степанов. Псков, 1994. — 93 с.
  12. , JI.B. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Метод. Пособие / J1.B. Байбородова, Л. Г. Жедунова, М. А. Ковальчук и др. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. — 67 с.
  13. , С.К. Проблемы гуманизации превентивной практики предупреждения детско-юношеских девиаций в России / С. К. Беличева // Новые ценности образования: Сб. ст. М.: Ин-новатор, 1996. — № 6. — С. 45−51.
  14. , А. Измерение умственных способностей / А. Бине. Пер. с фр. / Издание подг. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. СПб.: Союз, 1999. — 432 с.
  15. , П.П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М., 1964. — 595 с.
  16. , A.A. Возрастные характеристики акме и функции воспитания / A.A. Бодалев // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. С. 69−76.
  17. , Н.Ю. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы / Н. Ю. Бондаренко, Ю. В. Ветров. // Лучш. стр. пед. прессы 2001. — № 6. — С. 3−13.
  18. , P.A. Детские дома Януша Корчака / P.A. Ва-леева // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 75−100.
  19. , P.A. Школа Саммерхилл система свободного воспитания / P.A. Валеева // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 4061.
  20. , Р.Б. Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х г. / Р. Б. Вендеровская // Сов. пед. -1980. № 12. — С 25−31.
  21. Возрастные стандарты социализации детей-сирот: Сб. мат.-лов / Ред. коллегия: Н. П. Иванова, И. А. Бобьшева, О.В. За-водилкина- Под общ. рук. Е. М. Рыбинского. М.: СИМС, 1999. — 52 с.
  22. Воспитание и развитие детей в детском доме: Сб. мат-лов / Ред. и сост. Н. П. Иванова. М.: Изд-во ТОО Транссервис, 1996. — 109 с.
  23. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. H.JI. Селиванова / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1989. -№ 10. -80 с.
  24. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории // Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
  25. , Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. -М.: Новая школа, 1994. 78 с.
  26. , JI.C. Избранные псих, произвел. / JI.C. Выготский. М., 1956. — 453 с.
  27. , A.JI. Школа педагогической поддержки: современная диагностика, профилактика, коррекция / A.JI. Габбасова, Г. Т. Тахтамышева // Дир. школы. Экспресс-опыт. 2000. — № 8. — С. 11−13.
  28. , A.B. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем / A.B. Гаврилин. Владимир: Владимирская школа, 1998. — 208 с.
  29. , A.B. Школа Ф. Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива / A.B. Гаврилин // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. H. J1. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 154 163.
  30. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования: Сб. ст. М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 10−39.
  31. , С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  32. , А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 1999. 280 с.
  33. , A.B. Практическая реабилитационная педагогика / A.B. Гордиева, В. В. Морозов /Учеб.-метод. пособие для вос-питат. М.: АПО, 1996. — 64 с.
  34. , Э.Н. Образование личности / Э. Н. Гусинский. -М.: Интерпракс, 1994. 136 с.
  35. , И.Д. С верою в ученика / И. Д. Демакова. М.: Просвещение, 1989. — 206 с.
  36. Детский дом — теплый дом: О некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот: Сб. ст. М.: Дом, 1995. — 35с.
  37. Детский дом: уроки прошлого: Сб. ст. / Сост. Г. Л. Мыльникова. М.: Моск. рабочий, 1990. — 190 с.
  38. , И.И. Оптимизация управления учебным познанием: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. И. Дьяченко. Л., 1970. — 26 с.
  39. , В.И. Психологическая экология педагогических инноваций / В. И. Екимова // Управление инновационными процессами в тульской региональной системе образования: Мат-лы науч.-практ. конференции. Тула: ТО ИРО, 1995. С. 6466.
  40. , О.В. Новомосковская гимназия как воспитательная система / О. В. Заславская // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. H.JT. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — 336 с.
  41. , О.В. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы / О. В. Заславская. Тула: Изд-во ТО ИРО, 1997. — 187 с.
  42. , О.В. Процесс обучения и его функции в развитии воспитательной системы школы: Дис. доктора пед. наук / О. В. Заславская М., 1997. — 278 с.
  43. , Н.П. Детский дом теплый дом (о некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот / Н. П. Иванова, В. В. Беляков, Е. В. Виноградова и др. / Сер: Проблемы детства: наука и практика. — М.: Дом, 1995. — 40 с.
  44. , B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Иванов. М.: Педагог., 1984. — 144 с.
  45. Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы // Сб. тезисов Всерос. конференции. Орел: Изд-во Орл. гос. пед. универс., 1995. — 245 с.
  46. , М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М. С. Каган. М., 1974. — 328 с.
  47. , З.И. Педагогика гуманизма / З. И. Калмыкова / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1990. — № 6. — 74 с.
  48. Камаева, Г. И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей
  49. Г. И. Камаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1999. — № 1. — С. 73−78.
  50. , В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Нов. школа, 1992. — 78 с.
  51. , В.А. Современное воспитание: многомерный подход / В. А. Караковский // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. — С. 65−69.
  52. , Т.И. Школа детской радости (школа-коммуна С. М. Риверса и Н.М. Пульмана) / Т. И. Кислинская // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 148−154.
  53. , Я.А. Великая дидактика / Я. А Коменский // Ко-менский Я.А., Локк Д., Руссо ж.-Ж., Песталоцци И. Г.: Педагогическое наследие: Сер. / Сост. В. М. Кларий, А.Н. Джу-ринский. М.: Педагог., 1988. — 416 с.
  54. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально эмоциональные проблемы // Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 108 с.
  55. , Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Пед. поиск», 2000. — 336 с.
  56. , B.B. Методология педагогического исследования: Пособ. для пед.-исслед. / В. В. Краевский. Самара, 1994. — 165 с.
  57. , Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. -М.: Народа, обр., 2000. 272 с.
  58. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. общ. России, 2001. — 224 с.
  59. , Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска / Б. А. Кутан. Курган-Челябинск, 1995. -80 с.
  60. , B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высш. школа, 1991. — 461
  61. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1980. — № 3. — 96 с.
  62. , Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х. Й Лий-метс. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  63. , Б.Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев / Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. пед. учебн. завед. и слуш. ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999. — 528 с.
  64. , Б.Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев / Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  65. , A.C. О воспитании / A.C. Макаренко. М., 1988. — 357 с.
  66. , Л.С. Дополнительное образование сфера наибольшего благоприятствования для развития воспитательной работы с учащейся молодежью / Л. С. Макарова // Дополнительное образование. — 2001. — № 16. — С. 21−24.
  67. , Ю.С. Средовый подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов / Под ред. Л. И. Новиковой. Кустанай, 1997. — 244 с.
  68. , A.B. Введение в социальную педагогику / A.B. Муд-рик / Учеб. пособ. для студ. М., 1997. — 365 с.
  69. , A.B. Воспитание как социальный институт / A.B. Мудрик // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. — С. 52−57.
  70. , A.B. Социализация и воспитание / A.B. Мудрик. -М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
  71. , A.B. Социализация и «смутное время» / A.B. Мудрик / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1991. — № 3. — 80 с.
  72. , A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / A.B. Мудрик // Новые ценности образования: Сб. ст. М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 51−56.8 6. Мудрик, A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик. М.: Просвещ., 1986. — 160 с.
  73. , А.Г. Разуменский детский дом / А.Г. Негомод-зянов // Сироты в России: права ребенка на семью: Мат-лы Общеросс. Конференции (Москва, 15−19 января 2001 г.) / На-учн. редактор A.A. Северный. М.: Грааль, 2000. — С. 167−170.
  74. , A.M. Охрана детей-сирот в России (история и современность) / A.M. Нечаева / Сер: Проблемы детства: наука и практика. М.: Дом, 1994. — 176 с.
  75. , Л.И. Воспитательная система П.Г. Година: подготовка молодежи к труду / Л. И. Новикова // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. Ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — 336 с.
  76. , Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л. И. Новикова. М.: Педагог., 1978. — 144 с.
  77. , Л.И. Смена парадигмы воспитания назревшая проблема педагогики / Л. И. Новикова // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. — М., 1999. — С. 32−30.
  78. , Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  79. , А.Н. Дополнительное образование как сфера наибольшего благоприятствования для развития ребенка / А. Н. Овчинников, А. Б. Котков // Тул. шк. 1998. — № 4. — С. 30−31.
  80. , А.Н. Обеспечение безопасной жизнедеятельности / А. Н. Овчинников // Комплексная программа воспитательной работы недельного цикла: Метод, пособие / Под ред. А. Н. Овчинникова. Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2001. — С. 122 140.
  81. , А.Н. По ступеням мастерства: Из опыта работы Новомосковской школы-интерната № 2 / А. Н. Овчинников, А. Б. Котков, JI.B. Заика. Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2001. -92 с.
  82. , А.Н. Современные проблемы развития воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот / А. Н. Овчинников, А. Б. Котков. Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2001. — 89 с.
  83. , А.Н. Чужих детей не бывает: Опыт работы педагогического коллектива по созданию системы социальной адаптации воспитанников / А. Н. Овчинников, А. Б. Котков. -Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2001. 117 с.
  84. Одинцова, J1.H. Детский дом семейного типа / J1.H. Одинцова, H.H. Шамахова / Под ред. J1.A. Коробейниковой. Вологда: ВИРО, 2000. — 56 с.
  85. , A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе / A.A. Орлов. М.: Прометей, 1991. — 184 с.
  86. , М. Путь к себе / М. Панич // Звезда. 1983. — № 7. — С. 18−24.
  87. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // Науч.-метод, сб. / Под общ. ред. О.В. Заславской- сост. А. И. Григорьева и Л. Г. Егорычева. Тула: ТО ИГО, 1996. -108 с.
  88. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. инстит. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещ., 1988. — 479 с.
  89. , В.Г. Психология школьника: Учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М., 1996. — 273 с.
  90. , П.И. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы: Учеб. пособие / П. И. Пидкасистый. М.: Изд-во МОПИ, 1991. — 76 с.
  91. , Г. В. Агрошкола-интернат как воспитательная система / Г. В. Пичугина // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. H.JI. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 196 209.
  92. , Г. В. Дополнительное образование воспитанников интернатных учреждений как средство социальной адаптации / Г. В. Пичугина // Дополнительное образование. 2001. -№ 18. — С. 18−25.
  93. , Л.В. Выпускники наша печаль и радость / J1.B. Плаксина // Воспитание сирот как предпосылка их адаптации: Сб. ст. / Под ред. J1.B. Плаксиной. — Сыктывкар, 2000. — 23 с.
  94. , С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики / С. Д. Поляков / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1990. — № 2. — 80 с.
  95. , Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Дис. канд. пед. наук / Е. Б. Попов. СПб., 1995. — 201 с.
  96. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособ. длярук. общеобр. учр. / М. М. Поташник. М.: Нов. школа, 1996. — 320 с.
  97. Преодоление трудностей социализации детей-сирот // Под ред. JI.B. Байбородовой. Ярославль, 1997. — 197 с.
  98. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция. СПб., 1994. — 55 с.
  99. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления // Сб. статей / Под ред. H.JI. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 2001. — 284 с.
  100. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагог., 1989. — 298 с.
  101. , Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. М.: Инфра, 1997. — 224 с.
  102. , Е.М. Детство как социальный феномен / Е. М. Рыбинский. М., 1998. — 112 с.
  103. , Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? / Е. М. Рыбинский. М., 1997. — 112 с.
  104. Селиванова, H. J1. Воспитание: теория и реальность / H. J1. Селиванова // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. С. 57−65.
  105. , П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института: Дис. канд. пед. наук / П. П. Семенов. М., 1999. -28 с.
  106. , Г. В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья. М.: Полиграф сервис, 2001. -160 с.
  107. , A.M. Пособие для начинающих Робеспьеров / A.M. Сидоркин. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  108. Сироты России: право ребенка на семью // Мат-лы Общеросс. конф. (15−19 января 2001 г., г. Москва) / Науч. ред. A.A. Северный. М.: Грааль, 2001. — 208 с.
  109. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скат-кин. М.: Педагог. — 1980. — 96 с.
  110. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособ. для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  111. , В.М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе / В. М. Степанов, O.A. Лапина, А. П. Макаровская. М.: Моск. псих.-соц. институт- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 144 с.
  112. , В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям / В. А. Сухомлинский. Минск: Народноя асвета, 1978, — 291 с.
  113. , В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. -М.: Политизд., 1973. 239 с.
  114. Теория и практика воспитательных систем: в 2-х ich.: Сб. ст. / Под ред. Л. И. Новиковой и др.- М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. 206 с.
  115. , Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 38 / Л. Н. Толстой. -М., 1936. 427 с.
  116. , Л.Н. Пед. сочинения / Л. Н. Толстой. М., 1953.- 342 с.
  117. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения // Сб. статей / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. общ. России, 1999. — 264 с.
  118. , К.Д. Собр. соч.: в 8 т. т. 2 / К. Д. Ушинский.- М., 1952. 274 с.
  119. , К.Д. Избр. пед. соч. Т. 2. Вопросы обучения / К. Д. Ушинский. М., 1954, т.2. — 306 с.
  120. , Г. Н. воспитательный процесс: открытая система / Г. Н. Филонов // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. С. 45−52.
  121. , В.А. Вопросы педагогики и психологии / В. А. Фокин // Сб. науч. работ докторант., аспирант., соиск. псих.-пед. кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого / Ред. кол.: A.A. Орлов и др. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. — 143 с.
  122. , Т.В. Педагогика свободы по А. Нейллу. Островок демократии в Саммерхилле / Т. В. Цырлина / На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: Сентябрь, 1997. — № 5. — С. 20−30.
  123. , Т.В. Сиротский дом П. Робена / Т. В. Цырлина / На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: Сентябрь, 1997. — № 5. — С. 88−92.
  124. , Т.В. Обреченные на успех / Т. В. Цырлина / Авторские школы гуманистического типа. Курск: Изд-во КГПУ, 1995. — 132 с.
  125. , H.A. Дидактическая подготовка учителя на основе инновационной технологии / H.A. Шайденко // Управление инновационными процессами в тульской региональной системе образования: Мат-лы науч.-практ. конференции. Тула: ТО ИРО, 1995. С. 13−17.
  126. , H.A. Проблемы дидактики современной общеобразовательной школы: Учеб. пособ. для студ. / H.A. Шайденко, H.A. Сорокин. Тула: Изд-во Тул. пед. инст., 1993. — 117 с.
  127. , A.B. Молодежь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире / A.B. Шаронов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -М., 1996. № 1. — С. 47−60.
  128. , Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие / Н. И. Шевардин. М.: Владос, 1995. — 544 с.
  129. , С.Г. Коррекционно-развиваЕСщее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособ. для учит, класс, корр.-разв. обуч. / С. Г. Шевченко. М.: Владос, 1999. — 136 с.
  130. , П.Т. Школа-интернат с лицейскими классами: воспитательная система семейного типа / П. Т. Ширяев // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. H.JI. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 254−265.
  131. Школа как воспитательная система: Науч.-метод, мат.-лы в помощь рук. школ и педаг. / Под ред. A.B. Гаврилина. М.: Изд-во НИИТ и ИЛ АПН, 1992. — 62 с.
  132. , И.Н. Коррекционно-развивающее обучение: система сопровождения педагога, работающего с детьми «группы риска» / И. Н. Щербо // Дир. школы. Экспресс-опыт. 2000. — № 1. — С. 2−8.
  133. , A.M. Проблемы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / A.M. Щербакова
  134. Сироты в России: права ребенка на семью: Мат-лы Обще-росс. Конференции (Москва, 15−19 января 2001 г.) / Научн. редактор A.A. Северный. М.: Грааль, 2000. — С. 198−201.
  135. , Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова, П. И. Арапова, И.В. Бабу-рова и др. / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  136. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  137. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  138. , Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. -М.: Нов. школа, 1996. 352 с.
  139. , А. Чтобы потеплели казенные стены: О совершенствовании образовательно-воспитательного процесса в условиях детского дома / А. Ярулов // Дир. школы. 1994. — № 3 — С. 12−18- № 4 — С. 27−33.
  140. Я человек: Альманах воспитанников детских домов. — М., 1992. — 24 с.
Заполнить форму текущей работой