Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната
![Диссертация: Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната](https://westud.ru/work/3529179/cover.png)
Диссертация
Разработанная на основе анализа и обобщения научной литературы и экспериментальной практики модель гуманистической воспитательной системы школы-интерната для детей-сирот, характеризующаяся следующими признаками: наличие собственной концепции развития школы-интерната, ориентация на общечеловеческие ценности, событийный характер больших коллективных дел, наличие зон «свободного развития… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Концептуальные основы процесса социальной реабилитации воспитанников в образовательных учреждениях для детей-сирот
- 1. 1. Проблема влияния социально-педагогических факторов на социализацию личности в научно- педагогических исследованиях
- 1. 2. Теоретические и организационно-педагогические основы социальной реабилитации детей-сирот в образовательном учреждении
- 1. 3. Моделирование процесса социальной реабилитации детей-сирот в условиях воспитательной системы школы-интерната
- Глава II. Социальная реабилитация воспитанников и пути преобразования педагогического процесса в условиях воспитательной системы школы-интерната для детей-сирот
- 2. 1. Анализ педагогической практики социальной реабилитации детей-сирот в образовательном учреждении «школа-интернат». Констатирующий этап эксперимента
- 2. 2. Инновационные подходы к социальной реабилитации детей-сирот в условиях воспитательной системы школы -интерната. Формирующий этап эксперимента
Список литературы
- Абрамова, И.Г. Постинтернатная адаптация детей-сирот / И. Г. Абрамова, Л. М. Шипицына, A.M. Витковская и др. / Под науч. ред. И. Г. Абрамовой и Л. М. Шипицыной. СПб.: Институт спец. пед. и псих., 2001. — 96 с.
- Андреева, В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы: Дис. канд. пед .наук / В. В. Андреева. М., 1992. — 181 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М., 1996. — 321 с.
- Анохина, А.Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: социально эмоциональный аспект / А. Н. Анохина. — Тула: Изд-во ТО ИРО, 2000. — 46 с.
- Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина // Новые ценности образования: Сб. ст. М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 71−90.
- Асмолов, А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М., 1990. — 367 с.
- Асмолов, А.Г. Содействие ребенку развитие личности / А. Г. Асмолов / / Новые ценности образования: Сб. ст. — М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 39−45.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Ба-банский / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педаг., 1989. — 560 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: (в вопросах и ответах) // Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. -Киев: Радянська школа, 1982. 200 с.
- Ю.Бабкин, Н. И. Идеи новой школы в педагогической системе М. Н. Скаткина / Н. И. Бабкин // М. Н. Скаткин и современное образование: Мат-лы науч. -практ. конференции: в 2 т. Т. 1. / Под ред. В. А. Мясникова. М., 2000. — 240 с.
- Байбородова, JI.B. Изучение эффективности воспитательной системы школы / JI.B. Байбородова, C.JI. Паладьев, E.H. Степанов. Псков, 1994. — 93 с.
- Байбородова, JI.B. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Метод. Пособие / J1.B. Байбородова, Л. Г. Жедунова, М. А. Ковальчук и др. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. — 67 с.
- Беличева, С.К. Проблемы гуманизации превентивной практики предупреждения детско-юношеских девиаций в России / С. К. Беличева // Новые ценности образования: Сб. ст. М.: Ин-новатор, 1996. — № 6. — С. 45−51.
- Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине. Пер. с фр. / Издание подг. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. СПб.: Союз, 1999. — 432 с.
- Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М., 1964. — 595 с.
- Бодалев, A.A. Возрастные характеристики акме и функции воспитания / A.A. Бодалев // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. С. 69−76.
- Бондаренко, Н.Ю. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы / Н. Ю. Бондаренко, Ю. В. Ветров. // Лучш. стр. пед. прессы 2001. — № 6. — С. 3−13.
- Валеева, P.A. Детские дома Януша Корчака / P.A. Ва-леева // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 75−100.
- Валеева, P.A. Школа Саммерхилл система свободного воспитания / P.A. Валеева // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 4061.
- Вендеровская, Р.Б. Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х г. / Р. Б. Вендеровская // Сов. пед. -1980. № 12. — С 25−31.
- Возрастные стандарты социализации детей-сирот: Сб. мат.-лов / Ред. коллегия: Н. П. Иванова, И. А. Бобьшева, О.В. За-водилкина- Под общ. рук. Е. М. Рыбинского. М.: СИМС, 1999. — 52 с.
- Воспитание и развитие детей в детском доме: Сб. мат-лов / Ред. и сост. Н. П. Иванова. М.: Изд-во ТОО Транссервис, 1996. — 109 с.
- Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. H.JI. Селиванова / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1989. -№ 10. -80 с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории // Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
- Вульфов, Б.З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. -М.: Новая школа, 1994. 78 с.
- Выготский, JI.C. Избранные псих, произвел. / JI.C. Выготский. М., 1956. — 453 с.
- Габбасова, A.JI. Школа педагогической поддержки: современная диагностика, профилактика, коррекция / A.JI. Габбасова, Г. Т. Тахтамышева // Дир. школы. Экспресс-опыт. 2000. — № 8. — С. 11−13.
- Гаврилин, A.B. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем / A.B. Гаврилин. Владимир: Владимирская школа, 1998. — 208 с.
- Гаврилин, A.B. Школа Ф. Ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива / A.B. Гаврилин // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. H. J1. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 154 163.
- Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования: Сб. ст. М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 10−39.
- Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
- Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 1999. 280 с.
- Гордиева, A.B. Практическая реабилитационная педагогика / A.B. Гордиева, В. В. Морозов /Учеб.-метод. пособие для вос-питат. М.: АПО, 1996. — 64 с.
- Гусинский, Э.Н. Образование личности / Э. Н. Гусинский. -М.: Интерпракс, 1994. 136 с.
- Демакова, И.Д. С верою в ученика / И. Д. Демакова. М.: Просвещение, 1989. — 206 с.
- Детский дом — теплый дом: О некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот: Сб. ст. М.: Дом, 1995. — 35с.
- Детский дом: уроки прошлого: Сб. ст. / Сост. Г. Л. Мыльникова. М.: Моск. рабочий, 1990. — 190 с.
- Дьяченко, И.И. Оптимизация управления учебным познанием: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. И. Дьяченко. Л., 1970. — 26 с.
- Екимова, В.И. Психологическая экология педагогических инноваций / В. И. Екимова // Управление инновационными процессами в тульской региональной системе образования: Мат-лы науч.-практ. конференции. Тула: ТО ИРО, 1995. С. 6466.
- Заславская, О.В. Новомосковская гимназия как воспитательная система / О. В. Заславская // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. H.JT. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — 336 с.
- Заславская, О.В. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы / О. В. Заславская. Тула: Изд-во ТО ИРО, 1997. — 187 с.
- Заславская, О.В. Процесс обучения и его функции в развитии воспитательной системы школы: Дис. доктора пед. наук / О. В. Заславская М., 1997. — 278 с.
- Иванова, Н.П. Детский дом теплый дом (о некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот / Н. П. Иванова, В. В. Беляков, Е. В. Виноградова и др. / Сер: Проблемы детства: наука и практика. — М.: Дом, 1995. — 40 с.
- Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Иванов. М.: Педагог., 1984. — 144 с.
- Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы // Сб. тезисов Всерос. конференции. Орел: Изд-во Орл. гос. пед. универс., 1995. — 245 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М. С. Каган. М., 1974. — 328 с.
- Калмыкова, З.И. Педагогика гуманизма / З. И. Калмыкова / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1990. — № 6. — 74 с.
- Камаева, Г. И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей
- Г. И. Камаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1999. — № 1. — С. 73−78.
- Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Нов. школа, 1992. — 78 с.
- Караковский, В.А. Современное воспитание: многомерный подход / В. А. Караковский // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. — С. 65−69.
- Кислинская, Т.И. Школа детской радости (школа-коммуна С. М. Риверса и Н.М. Пульмана) / Т. И. Кислинская // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 148−154.
- Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я. А Коменский // Ко-менский Я.А., Локк Д., Руссо ж.-Ж., Песталоцци И. Г.: Педагогическое наследие: Сер. / Сост. В. М. Кларий, А.Н. Джу-ринский. М.: Педагог., 1988. — 416 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально эмоциональные проблемы // Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 108 с.
- Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Пед. поиск», 2000. — 336 с.
- Краевский, B.B. Методология педагогического исследования: Пособ. для пед.-исслед. / В. В. Краевский. Самара, 1994. — 165 с.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. -М.: Народа, обр., 2000. 272 с.
- Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. общ. России, 2001. — 224 с.
- Кутан, Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска / Б. А. Кутан. Курган-Челябинск, 1995. -80 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высш. школа, 1991. — 461
- Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1980. — № 3. — 96 с.
- Лийметс, Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х. Й Лий-метс. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев / Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. пед. учебн. завед. и слуш. ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999. — 528 с.
- Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев / Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Макаренко, A.C. О воспитании / A.C. Макаренко. М., 1988. — 357 с.
- Макарова, Л.С. Дополнительное образование сфера наибольшего благоприятствования для развития воспитательной работы с учащейся молодежью / Л. С. Макарова // Дополнительное образование. — 2001. — № 16. — С. 21−24.
- Мануйлов, Ю.С. Средовый подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов / Под ред. Л. И. Новиковой. Кустанай, 1997. — 244 с.
- Мудрик, A.B. Введение в социальную педагогику / A.B. Муд-рик / Учеб. пособ. для студ. М., 1997. — 365 с.
- Мудрик, A.B. Воспитание как социальный институт / A.B. Мудрик // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. — С. 52−57.
- Мудрик, A.B. Социализация и воспитание / A.B. Мудрик. -М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
- Мудрик, A.B. Социализация и «смутное время» / A.B. Мудрик / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1991. — № 3. — 80 с.
- Мудрик, A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / A.B. Мудрик // Новые ценности образования: Сб. ст. М.: Инноватор, 1996. — № 6. — С. 51−56.8 6. Мудрик, A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик. М.: Просвещ., 1986. — 160 с.
- Негомодзянов, А.Г. Разуменский детский дом / А.Г. Негомод-зянов // Сироты в России: права ребенка на семью: Мат-лы Общеросс. Конференции (Москва, 15−19 января 2001 г.) / На-учн. редактор A.A. Северный. М.: Грааль, 2000. — С. 167−170.
- Нечаева, A.M. Охрана детей-сирот в России (история и современность) / A.M. Нечаева / Сер: Проблемы детства: наука и практика. М.: Дом, 1994. — 176 с.
- Новикова, Л.И. Воспитательная система П.Г. Година: подготовка молодежи к труду / Л. И. Новикова // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. Ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — 336 с.
- Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л. И. Новикова. М.: Педагог., 1978. — 144 с.
- Новикова, Л.И. Смена парадигмы воспитания назревшая проблема педагогики / Л. И. Новикова // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. — М., 1999. — С. 32−30.
- Новикова, Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Овчинников, А.Н. Дополнительное образование как сфера наибольшего благоприятствования для развития ребенка / А. Н. Овчинников, А. Б. Котков // Тул. шк. 1998. — № 4. — С. 30−31.
- Овчинников, А.Н. Обеспечение безопасной жизнедеятельности / А. Н. Овчинников // Комплексная программа воспитательной работы недельного цикла: Метод, пособие / Под ред. А. Н. Овчинникова. Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2001. — С. 122 140.
- Овчинников, А.Н. По ступеням мастерства: Из опыта работы Новомосковской школы-интерната № 2 / А. Н. Овчинников, А. Б. Котков, JI.B. Заика. Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2001. -92 с.
- Овчинников, А.Н. Современные проблемы развития воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот / А. Н. Овчинников, А. Б. Котков. Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2001. — 89 с.
- Овчинников, А.Н. Чужих детей не бывает: Опыт работы педагогического коллектива по созданию системы социальной адаптации воспитанников / А. Н. Овчинников, А. Б. Котков. -Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2001. 117 с.
- Одинцова, J1.H. Детский дом семейного типа / J1.H. Одинцова, H.H. Шамахова / Под ред. J1.A. Коробейниковой. Вологда: ВИРО, 2000. — 56 с.
- Орлов, A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе / A.A. Орлов. М.: Прометей, 1991. — 184 с.
- Панич, М. Путь к себе / М. Панич // Звезда. 1983. — № 7. — С. 18−24.
- Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // Науч.-метод, сб. / Под общ. ред. О.В. Заславской- сост. А. И. Григорьева и Л. Г. Егорычева. Тула: ТО ИГО, 1996. -108 с.
- Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. инстит. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещ., 1988. — 479 с.
- Петрова, В.Г. Психология школьника: Учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М., 1996. — 273 с.
- Пидкасистый, П.И. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы: Учеб. пособие / П. И. Пидкасистый. М.: Изд-во МОПИ, 1991. — 76 с.
- Пичугина, Г. В. Агрошкола-интернат как воспитательная система / Г. В. Пичугина // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. H.JI. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 196 209.
- Пичугина, Г. В. Дополнительное образование воспитанников интернатных учреждений как средство социальной адаптации / Г. В. Пичугина // Дополнительное образование. 2001. -№ 18. — С. 18−25.
- Плаксина, Л.В. Выпускники наша печаль и радость / J1.B. Плаксина // Воспитание сирот как предпосылка их адаптации: Сб. ст. / Под ред. J1.B. Плаксиной. — Сыктывкар, 2000. — 23 с.
- Поляков, С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики / С. Д. Поляков / Новое в жизни, науке, технике: Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. — 1990. — № 2. — 80 с.
- Попов, Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Дис. канд. пед. наук / Е. Б. Попов. СПб., 1995. — 201 с.
- Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособ. длярук. общеобр. учр. / М. М. Поташник. М.: Нов. школа, 1996. — 320 с.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот // Под ред. JI.B. Байбородовой. Ярославль, 1997. — 197 с.
- Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция. СПб., 1994. — 55 с.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления // Сб. статей / Под ред. H.JI. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 2001. — 284 с.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагог., 1989. — 298 с.
- Руденский, Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. М.: Инфра, 1997. — 224 с.
- Рыбинский, Е.М. Детство как социальный феномен / Е. М. Рыбинский. М., 1998. — 112 с.
- Рыбинский, Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? / Е. М. Рыбинский. М., 1997. — 112 с.
- Селиванова, H. J1. Воспитание: теория и реальность / H. J1. Селиванова // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. С. 57−65.
- Семенов, П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института: Дис. канд. пед. наук / П. П. Семенов. М., 1999. -28 с.
- Семья, Г. В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья. М.: Полиграф сервис, 2001. -160 с.
- Сидоркин, A.M. Пособие для начинающих Робеспьеров / A.M. Сидоркин. М.: Знание, 1990. — 80 с.
- Сироты России: право ребенка на семью // Мат-лы Общеросс. конф. (15−19 января 2001 г., г. Москва) / Науч. ред. A.A. Северный. М.: Грааль, 2001. — 208 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скат-кин. М.: Педагог. — 1980. — 96 с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособ. для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Степанов, В.М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе / В. М. Степанов, O.A. Лапина, А. П. Макаровская. М.: Моск. псих.-соц. институт- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 144 с.
- Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям / В. А. Сухомлинский. Минск: Народноя асвета, 1978, — 291 с.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. -М.: Политизд., 1973. 239 с.
- Теория и практика воспитательных систем: в 2-х ich.: Сб. ст. / Под ред. Л. И. Новиковой и др.- М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. 206 с.
- Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 38 / Л. Н. Толстой. -М., 1936. 427 с.
- Толстой, Л.Н. Пед. сочинения / Л. Н. Толстой. М., 1953.- 342 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения // Сб. статей / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. общ. России, 1999. — 264 с.
- Ушинский, К.Д. Собр. соч.: в 8 т. т. 2 / К. Д. Ушинский.- М., 1952. 274 с.
- Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. Т. 2. Вопросы обучения / К. Д. Ушинский. М., 1954, т.2. — 306 с.
- Филонов, Г. Н. воспитательный процесс: открытая система / Г. Н. Филонов // Известия Российской Академии Образования: Сб. ст. М., 1999. С. 45−52.
- Фокин, В.А. Вопросы педагогики и психологии / В. А. Фокин // Сб. науч. работ докторант., аспирант., соиск. псих.-пед. кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого / Ред. кол.: A.A. Орлов и др. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. — 143 с.
- Цырлина, Т.В. Педагогика свободы по А. Нейллу. Островок демократии в Саммерхилле / Т. В. Цырлина / На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: Сентябрь, 1997. — № 5. — С. 20−30.
- Цырлина, Т.В. Сиротский дом П. Робена / Т. В. Цырлина / На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: Сентябрь, 1997. — № 5. — С. 88−92.
- Цырлина, Т.В. Обреченные на успех / Т. В. Цырлина / Авторские школы гуманистического типа. Курск: Изд-во КГПУ, 1995. — 132 с.
- Шайденко, H.A. Дидактическая подготовка учителя на основе инновационной технологии / H.A. Шайденко // Управление инновационными процессами в тульской региональной системе образования: Мат-лы науч.-практ. конференции. Тула: ТО ИРО, 1995. С. 13−17.
- Шайденко, H.A. Проблемы дидактики современной общеобразовательной школы: Учеб. пособ. для студ. / H.A. Шайденко, H.A. Сорокин. Тула: Изд-во Тул. пед. инст., 1993. — 117 с.
- Шаронов, A.B. Молодежь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире / A.B. Шаронов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -М., 1996. № 1. — С. 47−60.
- Шевардин, Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие / Н. И. Шевардин. М.: Владос, 1995. — 544 с.
- Шевченко, С.Г. Коррекционно-развиваЕСщее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособ. для учит, класс, корр.-разв. обуч. / С. Г. Шевченко. М.: Владос, 1999. — 136 с.
- Ширяев, П.Т. Школа-интернат с лицейскими классами: воспитательная система семейного типа / П. Т. Ширяев // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Сб. ст. / Под общ. ред. H.JI. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. — С. 254−265.
- Школа как воспитательная система: Науч.-метод, мат.-лы в помощь рук. школ и педаг. / Под ред. A.B. Гаврилина. М.: Изд-во НИИТ и ИЛ АПН, 1992. — 62 с.
- Щербо, И.Н. Коррекционно-развивающее обучение: система сопровождения педагога, работающего с детьми «группы риска» / И. Н. Щербо // Дир. школы. Экспресс-опыт. 2000. — № 1. — С. 2−8.
- Щербакова, A.M. Проблемы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / A.M. Щербакова
- Сироты в России: права ребенка на семью: Мат-лы Обще-росс. Конференции (Москва, 15−19 января 2001 г.) / Научн. редактор A.A. Северный. М.: Грааль, 2000. — С. 198−201.
- Шуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова, П. И. Арапова, И.В. Бабу-рова и др. / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. -М.: Нов. школа, 1996. 352 с.
- Ярулов, А. Чтобы потеплели казенные стены: О совершенствовании образовательно-воспитательного процесса в условиях детского дома / А. Ярулов // Дир. школы. 1994. — № 3 — С. 12−18- № 4 — С. 27−33.
- Я человек: Альманах воспитанников детских домов. — М., 1992. — 24 с.